Упрёк укоризна, обвинение, высказанные кому-либо или по отношению к кому-либо. Это выражение неудовольствия, выговор, неодобрение, обвинение в неискренности, в скупости, в обмане – когда сам такой и по себе упрекает.
«Упрек, позорный для меня, - говорит Иов, - выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня» - /Иов.20.3/. От людей, которые ничего подобного не претерпели, но набрались такой дерзости и упрекали пострадавшего праведника. И с этого момента Бог их молитву перестал принимать, доколе они не принесли покаяние. Не сомневаюсь, что друзья Иова имели слишком возвышенный дух, чтобы иметь дело с человеком в таком униженном положении. А высокие духи нетерпимы к противоречиям и считают себя оскорбленными, если все окружающие не говорят то же, что они. Они не могут выносить упреков и считают их позорными, а затем считают себя обязанными с честью ответить на них или предъявить тем, кто выдвинул их».
«Тяжел для человека с чувством упрек за приют в доме и порицание за одолжение» - /Сирах 29.31/. Если ты принял человека, и он у тебя живёт, даже если он не приносит тебе желаемого удовольствия, но ты принял, же его ради Христа, то никогда не упрекай его. Здесь упрёк запрещён. Надо быть просто воздержанным, перетерпеть кое-что. Упрёки мы получаем сами за то, что не следуем закону Божьему, и упрёк этот может быть вполне заслуженным. Если говорится в Библии, что вот так надо делать, значит, так надо и делать. Не надо мудрить! Иногда сегодня все силы бросают на то, чтобы детей не наказывать. «Нас родители не наказывают!!» Вы будете горько плакать. Вам сегодня упрёк из слова Божия: – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» /Прит.13.25/ . Другого лучшего лекарства пока нет во всём мире – это самое действенное. Даже сегодня в виде шутки говорят, что продаётся лучшее средство для воспитания детей – солдатский ремень в хорошем состоянии. Самое хорошее средство воспитания для дерзкого ребёнка, но этим злоупотреблять не надо. Не будешь делать – будешь посрамлён; за дочь посрамлён, за сына и за всё остальное. Не будешь молиться, как следует, не будешь крепко изучать слово Божие - душа пойдёт на самые крутые распутья, и получишь упрёк от Бога. «Итак, твори со мною, что Тебе благоугодно; повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю, ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упрёки и глубока скорбь во мне! Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня» - /Товит 3.6/. Здесь говорится о том, как праведный получает несправедливый упрёк. Это так горько ему показалось, что он даже смерти себе стал просить. Будьте осторожны с упрёками, десятки раз вымеряйте. Есть такая статья в уголовном кодексе: «доведение до самоубийства. Бывает, что человека каждый день преследуют, бьют, и он не выдержал, пошёл, повесился. Праведника довела жена до желания смерти лживыми упреками».
– «И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы» - /Быт.21.25/ . Мы видим, что когда кто-то претендует на наше, у нас отнимает, то мы имеем право по упрекать: «Какое ты право имеешь, почему ты так сделал?» Это означает упрёк, и упрёк справедливый».
«Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай» - /Сир.11.7/. Значит, упрекать можно человека только тогда, когда ты точно знаешь, исследовал, и тебе дана такая власть, тогда можно поупрекать: «Что ты сделал, разве можно так, ты же верующий». Опаздывают один раз, другой, третий, – я предупредил. И упрекаю опять: Иаков говорит так: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» - /Иак.1.5/. Не упрекает, когда мы просим у Бога мудрости, верим, а за веру Бог не упрекает. Он упрекал учеников за неверие. «И когда Пётр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его» - /Деян.11.2/. Говорится о положении, в котором находится сегодня целое общество, и в первую очередь, так называемые церкви. Они себя считали такими чистыми, что им ни с кем нельзя знаться, они упрекали Петра в экуменизме, так можно по – «сегодняшнему» сказать. А он не был виновен ни в чём. Какие-то люди, имена их даже не известны, но их много, они собрались и упрекали Апостола: «Ты там молился с ними, ты там ел».
Если за простой упрёк, за какую-то женщину, в общем - то упрек почти, как кажется, справедливый был, и сестра Мариамь так потерпела, то как не потерпели те люди, которые упрекали Петра за самое святое дело – за обращение душ ко Христу?! И чтобы с нами подобного не было, будем помнить, когда доходим до сего места, что Господь их упрекал за жестокосердие. Мы сразу слышанное сегодня применим к себе: «Есть упрёк справедливый от Бога». Нет упрёка за знание слова Божия, за веру. Кому делаю добро - никого не упрекать; если ты хочешь сказать тому человеку наставление, то скажи потом. Скажи, а не так, что поупрекал и пошёл. Ты можешь расспросить его, ты можешь упрекать его, но это нужно сделать так, чтобы человек это не воспринял за обиду и оскорбление себе. Итак, небольшое слово, один единственный стих из Евангелия показывает сегодняшнее наше положение и наше жестокосердие, и заслуженный упрёк от Бога и от пастырей, когда они видят нас недостойными.
«На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья» - /Сир.31.36/. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» - /Мр.16.14/. И все же, явившись им, Он упрекал их за неверие и жестокосердие. Свидетельства истинности Евангелия настолько полны, что не принимающих их можно справедливо упрекнуть за неверие; оно обязано не слабости, или недостаточности, доказательств, а их жестокосердию, бесчувственности и тупости. Хотя они не видели Его до сих пор своими собственными глазами, Он справедливо упрекает их за то, что видевшим Его воскресшего не поверили. Возможно, отчасти это объяснялось гордостью их сердец, что они не поверили, ибо они думали: «Если бы Он действительно воскрес, то кому, как не нам, должен был бы оказать честь Своим явлением?» Если же Он, оставив их без внимания, явился сначала другим, то они не могут поверить, что это Он. Так, многие не веруют в учение Христа потому, что считают ниже своего достоинства доверять таким свидетелям и посланникам, каких избрал Он.
Иисус укорял Своих учеников за их отказ принять сообщение о Его воскресении от Марии и других. Поэтому, прочитав один стих, мы возьмём для себя следующее: Господь упрекал учеников. Что такое слово «упрёк»? А не упрекает ли Он нас сегодня за что-то, за эту неделю, за этот вечер? Их Он упрекнул: вот какие они бестолковые собрались и не понимают, а я-то не такой. А вот если мы себя найдём на сегодняшний день, когда познаем, что Слово Божие живо, что вот только утром оно было сказано, что вот сейчас к нам Господь обращается и упрекает нас! А как Он упрекает нас? Через слово Своё, через Библию. Мы хотим быть упрекаемыми на Страшном суде? Сохрани Бог! А к концу рабочего дня сегодняшней жизни? Никак. Те, которые получают упрёк, они должны исправиться, чтобы впредь быть благоразумными.
Упрек относится к конфликт генам, т. е. он провоцирует конфликт.
Упреки очень популярны. Мы ежедневно слышим сотни упреков в своей адрес. И говорим столько же в адрес других людей. Для нас упреки стали нормой, обычным делом. Если же упрек незаслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез.
К примеру, мне сказали гадость. Сказали, не подумав, о, легкомыслию или в сердцах. На что же мне обижаться? На слова, цену которым я знаю и которые никак к себе отнести не могу? На выплеск злых эмоций? Но ведь это не мои эмоции, это эмоции постороннего человека. Я могу его пожалеть, могу понять и что-то даже посоветовать, но если в его оскорблении не было, ни малейшей правды, я останусь спокойным и забуду о сказанном уже через несколько минут.
Поймите, в ваших силах не придавать значения тому, чему придавать значение не следует.
Если жизнь уже превратилась в череду бесконечных взаимных упреков, но у обоих супругов еще есть желание вернуть гармонию, то не все еще потеряно. Избавиться от постоянного желания упрекать друг друга крайне сложно, эта привычка хуже любого сорняка. Единственное простое и эффективное средство борьбы с нею – понять обоснованность претензий. Добиться результата возможно только совместным трудом и отдыхом с равным участием каждого из супругов, что, кстати, было для них вполне естественным в период ухаживаний и первого года совместной жизни.
Христиан часто упрекают за жизнь в иллюзорном мире как в скорлупе. Это так. Потому, что они о себе очень высокого мнения: всегда правы.
Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность - в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Люди считают, что упрек – это разновидность критики, причем безобидная. Но это не так. Упрек и критика не имеют ничего общего, заявляют психологи. Если, критикуя, мы четко формулируем свое отношение к происходящему, то, упрекая, мы срываем на близких свое недовольство.
Получается, что упреки – это порочный бесконечный круг. Упреки – это в первую очередь боль от усталости, разочарований и неудач в жизни. Упрек – это стереотипное поведение, с целью вызвать вину у собеседника и, таким образом, заставить его сделать то, что вам нужно.
Такой афоризм: Чем больше брошено упреков, тем шире трещина в семье... Однако тут же выяснилось, что не всем думается, что это - аксиома. Вот, например высказывание сомнения по этому поводу, допуская, что отсутствие упреков может служить, в том числе и индикатором равнодушия. Считаете - упреки в семье (и вообще упреки) - все-таки зло или благо?
Вспомните «Дым» И.С. Тургенева: «Ирина даже бровью не пошевельнёт и сидит неподвижно, со злою улыбкою на сумрачном лице; а родителям её одна эта улыбка горше всяких упрёков, и чувствуют они себя виноватыми, без вины виноватыми перед этим существом».
«Конечно, упрёки никому на пользу не идут, - пишет Франц Кафка, - особенно если нельзя человеку растолковать, за что его упрекают и в чём винят. Возвращение упрека тому, кто его послал – это «принцип бумеранга».
«Много упрёков – мало любви. Либо нет её вовсе. По-настоящему любящий человек обойдёт это жуткое явление нашей жизни далеко стороной. Да ему и в голову не придёт «выяснять отношения» подобным образом.
Несомненно, упрёки являются признаком глупости, невежества, низко породности. И по своей «структуре» недалеки от садизма: загонять «в ту степь» человека, которого когда-то, возможно, любил».
Ответить на упрек можно и нужно, но не надо невротизироваться, плакать, страдать. Всё должно быть достойно. «Только всё должно быть благопристойно и чинно» - /1Кор.14.40/.
«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» - /Иак.1.5/. Более того, при этом обещается, что дастся ему. А чтобы вы не опасались, что ваше обращение к Нему окажется несвоевременным или, что Он будет укорять вас за недостаток мудрости, добавляется: и без упреков. Просите, когда хотите и сколько хотите, и вы никогда не услышите упрека.
Упрек — так переведена деепричастная форма греческого глагола, означающего «укорять, бранить». В Мат.5.11 глагол переводится как «поносить» и «злословить». Этот же термин используется когда Господь упрекает жителей городов Хоразин и Вифсаида, о которых говорит: «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам»; и Капернаум, который Он вразумлял словами: «до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» - /Мат.11.20-23/.
Упрёк можно и нужно проанализировать, внимательно оценив ситуацию, его вызвавшую, и личность того, кто упрекает. Так как здесь важно не перепутать упрёк со здоровой критикой, в которой есть конструктивное зерно, которое побуждает нас к творчеству и развитию.
Но, ни одно дитя Божье, обратившееся к Нему за мудростью в час беды и испытаний, не услышит, ни единого упрека в свой адрес. Он и словом не напомнит нам о наших грехах и проступках, которые вполне очевидны. И не станет выговаривать за столь позднее обращение, поскольку хорошо знает, что «дух бодр, плоть же немощна» - /Марк. 14.38/. Без колебаний или задержек Его божественная мудрость дастся нам с избытком. И скажет Он нам слова, которые некогда сказал своему народу через Давида: «Я - Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их» /Пс.80.11/.
Источники: Библия. Мэтью Генри- толкователь. Джон МакАртура – д-р богословия.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Отче наш - Игорь Криштафович Попытался написать поэтическое переложение Молитвы Господней, максимально приближённое к каноническому оригиналу.
Написал статью, посвящённую поэтическим переложениям других авторов.
http://www.lebed.com/2005/art4170.htm
Сделал первый перевод "Послания Молитвы Господней" Игоря Ивановича Сикорского на Русский язык.
http://lebed.com/2002/art3149.htm
О Православных в Сиэтле читайте здесь
http://lebed.com/2003/art3361.htm