«Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!...И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия» (Ф.М. Достоевский).
Если обратить внимание, Священному Писанию характерны подробности и буквальность, не свойственные художественной литературной прозе. Причина этому - простота изложения во имя главной идеи, ярко говорящей самой за себя - свидетельство о Божественном; а также, это дух благоговейного отношения к данным священным событиям и желание их передать в чистоте.
Кто-то возразит: а если это имитация? Однако, довольно высокого уровня духовности такая “имитация” описания и описываемого.
Не трудно обратить внимание хотя бы в общем на тематику Божьего Слова: призыв которого чтить Бога, благодарить Его за жизнь и соблюдать мирные заповеди Его, и практически, Слово говорит о праведных и святых людях.
Повествуя о своих героях, Писание всегда прежде обращает внимание на их богоугодную жизнь и добродетели.
К тому же, авторам Священного Писания часто приходилось отдавать жизнь за своё слово и свидетельство.
И не одни авторы Писаний являются свидетелями. Свидетельством истинности Библейского повествования является много других людей, народное и церковное предание, реликвии, святыни и артефакты.
Кульминации Божественный свет достигает в Евангелиях, где передаётся житие и образ Иисуса Христа.
Конечно, невероятным и удивительным, и неоднозначной оценкой в Евангелиях будут сверхъестественные дела и чудеса, произведённые Иисусом Христом. Кто-то легко принимает это, в независимости от уровня образования - для атеиста и скептика такое невозможно.
Поэтому хотелось бы вникнуть в литературное воплощение Евангелия, которое производит не меньшее впечатление для значительной аудитории планеты, ибо Библия, судя по тиражу распространения, самая востребованная книга.
Бесспорно, если бы Евангелия не обладали литературной ценностью, а может, некой иной силой, действующей на сердца людей (в этом нам предстоит разобраться) то подавляющее большинство верующих, остались бы такими же скептиками, для которых чудес не бывает.
Один из небольших примеров “иной силы” Священного Писания, действующей на сердца людей, это герои и ситуации, в которых мы видим себя.
Библия нас уже сама давно прочитала.
Насчёт неверия, приведу классический пример Фомы. Фома не верил в воскресение Иисуса, “пока сам не увидит ран от гвоздей на руках Иисуса и не вложит Ему перст в раны от гвоздей и в рёбра” (Ин.20:25).
И когда Иисус явился и показал ему раны, Фома в благоговении произнёс: “Господь мой и Бог мой”.
Здесь снова можно сказать, что не трудно придумать такой правдоподобный сценарий и эпизод.
Однако, все эпизоды Евангелия связаны с характером и образом Христа, который остаётся цельным, и наш внутренний верификатор сердце регистрирует это всегда.
И это, также, только один из многих критериев истинности, определяемых сердцем и интуицией духа.
Итак, следующим достоинством Библии и Евангелия является их историчность и жизненность. Библия отдаёт полное внимание проблемам жизни людей - не только своего народа, но всех, а также, каждого человека. В данном контексте, это жизненная, мудрая и уважаемая книга. Одно только: “перековать мечи на орала”, чего стоит?!
То есть, библейская мудрость не только не уступает мудрости века сего, но превосходит эту мудрость, опираясь на историю и на более широкое понимания всего. “Всё, что высоко у людей, то мерзость перед Богом” (Лук16:15).
Эта традиция, быть в средоточии жизни и являть свет миру, продолжается в Евангелиях и далее. Но говоря о Евангелие, главным, и вместе с тем, самым волнующим и невообразимым литературным воплощением, является, известная каждому человеку в мире, историческая личность Иисуса Христа.
От Христа во всём мире ведётся летоисчисление и со Христом в мир вошла новая эпоха.
Имя Христа распространено по всей земле и свято чтится во всех народах. Очевидно, что Христос больше, чем легенда.
Но давайте оставим весь исторический и географический спектр свидетельств, начиная от пророчеств о Нём и заканчивая сверхъестественными делами уже через Его учеников (во имя Его), и сосредоточимся на Нём, как на образе литературного героя.
По каким критериям человеческая этика и литература нам рисует совершенный образ личности человека?
Наверное, можно начать с обобщённого: внесённый вклад в человеческую цивилизацию. И здесь можно сразу сказать, что этот вклад, который во Христе, принято считать идеалом нравственного подвига: отдать жизнь за ближнего и человечество, самоотдачу, трудоспособность... любовь, сострадание и милосердие на всём поле жизни - в сердце, общении и делах... также, можно сказать о непревзойдённой мудрости... и т.д. Однако, это величие - лишь вершина айсберга, глубина которого не осознаётся.
По Евангелию мы знаем, что Иисус в 12 летнем возрасте имел такую духовную мудрость, которой были удивлены старейшины, собирающиеся в иерусалимском храме.
Иисус знал о Своём призвании уже в отроческом возрасте. "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - всё желание моё" (Пс 15).
Конечно, Он уже понимал, что судьба пророка часто заканчивается насильственной смертью, и конечно же, в Нём уже тогда был вдохновенный подвижнический порыв.
И далее, в зрелом возрасте, проповедуя и благовествуя мир, Иисус предсказывает своё страдание и смерть: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому"...
“Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лук. 22:19,20).
Вот так поэтично и афористично Иисус предсказывал своё страдание и смерть.
И даже, на пути к Голгофе, израненный и измученный, когда о Нём плакали женщины, Он также красноречиво высказался: "Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет".
Вот такая вершина айсберга!
“Если кто хочет идти за Мною, отверзнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф16:24).
“Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лук9:62).
Мф.5:14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.15. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
По сюжету мы видим приход в мир духовного гения, превосходившего в мудрости фарисеев и книжников, а в святости - превосходящего всех святых и пророков.
И чтобы подчеркнуть этот факт (имеющий огромное значение в замысле Божьем для оправдания человечества) Его рождение происходит от Девы Марии, смиренной и чистой пред Богом, по наитию Святого Духа.
Лук. 1:35 - “Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим”.
Обратим внимание к кому Бог посылая Ангелов? Какие это были люди?
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. (От Луки 1).
Как говорится об Иоанне Крестителе:
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
А как скромно (кротко) Мария ответила Ангелу: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.
И далее в разговоре с Елизаветой о чём пророчески (Святым Духом) говорит и как понимает происходящее Мария:
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
В общем Господь являлся и посылал Ангелов Своих к простым и святым людям.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Предсказуем здесь жестокий средневековый финал расправы над Праведником, над Иисусом: как это часто случается в жизни - из гордыни и зависти - расправы над гением.
Мы видим желание Гения благословить человечество и передать необходимые знания. Он это делает по вдохновению Святого Духа, в совершенстве адекватно и гармонично, согласно ситуации и аудитории - где-то согласно пророчеству о Нём. И где-то приходилось говорить открытым текстом о своей миссии, конечно же, подкрепляя слова делами.
«Я – свет Миру. Кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
“Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”.
«Свет, который просвещает» – ведь это может быть не просто метафора, и не просто «свет нравственных законов…» - ПРОСВЕЩАЕТ ВСЯКОГО человека, ПРИХОДЯЩЕГО В МИР – то есть, открывает нечто важное для жизни… "Свет ИСТИННЫЙ" – какое кроткое, но конкретное указание на достоверность, точность…»
И если Христос призывал расстаться с греховным в человеке и устремиться к вере и любви, это не остаётся лишь нравственными принципами. Но через это обретается “Свет” и “Свобода”, и более того “спасение души” - то есть то, что уходит в глубь Айсберга, это серьёзнее, чем просто нравственность.
Впрочем, тому многочисленное свидетельство - рождение и созидание Церкви Христовой силою и в преображении Святого Духа - что было дано верующим в Него по обетованию. Много чудес производилось учениками Христа.
Всё это связано с историческим моментом, и если бы не так, то не дошло бы в таком резонансе до сегодняшних дней.
Есть и другие причины, способствующие отвержению и распятию Праведника Иисуса. Это не созвучие Его некоторых высказываний и невозможность “вместить” эти богооткровенные истины религиозному сознанию того времени.
“Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом” (10:32,33).
Иисус говорил о Себе, что Он - Сын Божий, и это возможно принять только сердцем.
Но как, действительно, понять - что значит Сын Божий?
Однако в контексте Божьего Замысла и Ветхого Завета, такое понимание имеется. Один из моментов:
Творец ведёт своё творение к совершенству Своего Царства, и однажды Он решил явить Свой лик в человеке и показать образ совершенного человека по образу и подобию Своему, как Путь, Истину и Жизнь (Ин.14:6).
О создании человека по образу и подобию Божьему говорится в Книге Бытие.
И вот, однажды Бог открывает человечеству идеал, который показывает – «как жил, и какое дело совершал бы сам Бог, если бы был человеком».
Никодим, фарисей, член синедриона, не смущался непонятных изречений Иисуса, ибо верил, что сотворить такие чудеса без Бога невозможно. И конечно же, главный критерий - сердце, во внимании которого вся личность Иисуса и подсказка Святого Духа .
Никодим был открыт слову Христа. И Христос нечто открыл ему о “рождении свыше” - рождении от Духа Святого.
Евангельские события настолько переплетены: история, народный быт, политика, религиозная тематика... Здесь, как в жизни, много параллелей, пересекающихся во времени, и есть противоречия, есть пророки и герои, в то же время, со своими слабостями и греховностью, есть необъяснимые явления (например, явления воскресшего Христа в разных образах) из чего правдиво и безупречно соткан литературный сюжет.
Однако такой уникальный и преизбыточный реализм навряд ли доступен литературному вымыслу, он во всём свидетельствует о имеющей быть реальности.
Как и все Пророки, Иисус находился в средоточии жизни народа и проповеди Божьего слова. Как никто другой, Он отдавал Своё внимание бедным, несчастным и страдающим людям. И ко всему миру Он имел сострадание, ибо знал о многом с высоты Божественного ведения.
Страдая на кресте, Он молил Отца Небесного простить это злодеяние миру, говоря, что они “не ведают что творят” - невероятный эпизод, но насколько жизненный и реалистичный! Снисходительно и с состраданием относился Он к людям, как к неразумным детям.
Безграничное великодушие Иисуса Христа не может пройти мимо благородного сознания, и мимо русской души, на что обратил внимание Ф.М. Достоевский.
Евангельский образ Христа и само Евангелие настолько высоко, что не может совмещать в себе высоту божественного нрава и какую-либо выдумку.
Великий замысел Спасения: Сын Человеческий, как великий святой, праведник и мученик - то есть, тот, кому по праву принадлежит суд Божий, Он молит Бога о прощении.
“Я знаю куда иду”... “Я от вышних, вы от нижних” - разве мог Иисус это сказать лишь умозрительно, на основании высших способностей?
Конечно, нет. У Него было ясное откровение об этом, и конечно же, не один раз. Если не сказать, что было нечто большее, например - явное общение в восхищении духа с Отцом и Ангелами на небесах.
Как свидетельствовал Иоанн Креститель: “не может человек брать на себя больше, чем даёт ему Бог”, то есть, человек - знающий Бога и живущий праведно.
Вместе с другим, сюжет Евангелия дарит нам сказку: образ уничижения и трагедия преображаются в новую жизнь: «Немощное восстает в силе и отвергнутое во славе», и добро побеждает зло.
Сказка - это разум человеческого сердца, и уже в этом она имеет право на существование - однако, в своём жанре. Но в Евангелиях, на основе пророческого слова и многочисленных свидетельств, Бог воплощает сказку в жизнь.
И Евангелие, собственно, не гонится за литературным шедевром. Оно остаётся самобытно. Шедевр здесь возникает стихийно - это уже сам дух повествования.
Но главное достоинство Евангелия - конечно же, образ Христа. И этот Образ не под силу никакому литературному гению.
Опустим, к примеру, пророчество, чудеса и свидетельства, и обратим внимание на Его слово...
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ""рака"", подлежит синедриону; а кто скажет: ""безумный"", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Здесь именно тот, случай, когда “из песни слова не выкинешь”.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: ""дай, я выну сучок из глаза твоего"", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
Возьмём случай, когда к Иисусу привели совершившую прелюбодеяние.
По закону Моисея, за этот грех побивали камнями. Но как рассудил Иисус, и что Он ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень».
Так просто и гениально! И вся толпа по одному ушли.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33).
И насколько порядков Его реально духовный свет оказался выше самых образованных фарисеев и книжников, и самого закона Моисея!
Как актуально и злободневно в Евангелие выстраивается панорама добра и зла через эпоху, быт, обычаи, нравы и восходит к духовной брани с религиозной омертвелостью.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, --
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, -- да откроются помышления многих сердец.
Впрочем, и Пророки, являя свет, обличали религиозные саны и сильных мира сего. Но свет Христа совершенен.
В невыразимом свете Он вошёл в мир с проповедью, оттеснив будничное и суету, правдой пробуждая сердца и наполняя верою и благодатью.
Да и сама игра жанров исторического реализма со сказкой здесь требует мастерства гениального художника, чтобы произвести вкрапление столь гармонично. И здесь далеко не фэнтези и не супергерой.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволени!
Когда читаешь Евангелие с верою в Бога Творца, тогда чудеса и сверхъестественное, как само собою разумеющееся.
Но и если сердце твоё ищет правды, ищет мира, знает цену милосердию, то в Евангелие ты попадаешь в свою стихию. И вопросы о возможности чудес уходят на второй план, а на первом - Святой Дух, касаясь сердца, слегка показывает блаженный мир Святых. И ум слегка просветляется, но не прельщается - чтобы правильно понять.
А пастухам, в приведённом эпизоде, Ангелы зажгли светильники на всю мощь, явив им силу и славу Божью.
А вообще, жизнь и слово Христа, все положительные герои Евангелия и общение Ангелов - у своего читателя вызывают лёгкое пробуждение, тихий восторг и чувство святости. А святому - всегда глубокий поклон.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 428 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности