В книжках по языковедению показано родство славянского «сердце» с греческим «кардиа» и латинским cordis, причём, латинское, видимо, происходит от греческого. В славянском «сердце» по смыслу то, что находится в середине, посреди – «середце». В латинском, видимо, cardinalis (также происходящий от cordis) – «главный» тоже могло бы сначала буквально означать «центральный».
«Было бы сердце, а печали найдутся» - /В.О. Ключевский/. Печаль - это страдание на минуту, потакание печали - это страдание на всю жизнь.
«Печаль лишает сил сердце, ослабляет решимость и вредит воле человека. Печаль — один из недугов сердца, - Ибн Каййим аль-Джаузия, - но его можно укротить и взять под контроль».
Если сердце человека не предано Богу, его почва засевается не зернами истины, а оскверняющими душу словами лжи. Зрелые плоды укоренившихся в сердце слов суемудренной лжи – это слова лицемерия и лицеприятия, проистекающие из сердца через уста: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!» - /Мат. 15.7-11/.
«Вот страницы истории, связанные с расцветом человеческой цивилизации. В Древнем Египте сердце считалось высшим, абсолютным владыкой человека, голосом его совести, его единственным судьёй. По представлению египтян, сердце – это сосуд, который человек наполняет своими деяниями в течение всей своей земной жизни. От того, чем оно наполняется – светлым или порочным, божественным или тленным, – зависит судьба человека не только при жизни, но и после смерти. Древние фрески изображают, как на Великом Суде бог Осирис взвешивает сердце покойного, – человека будут судить по качествам сердца».
Гимн Франсес Хейвергэл напоминает нам, что успокоить растревоженный разум может верящее сердце: «В Боге твёрдо стой – и в сердце жди блаженства. И найдёшь покой и мира совершенство». Библия нам не обещает, что мы не будем получать плохих новостей. Но она заверяет нас, что нам не нужно жить каждый день в гнетущем страхе перед тем, что может случиться. «Утверждено сердце его: он не убоится» - /Пс.111.8/. Благочестивый человек будет иметь спокойный дух, и это несет в себе намного большее удовлетворение, чем добрая репутация, ибо тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Утверждено сердце его; что бы ни случилось, он не поколеблется ни в своем долге, ни в своем утешении, так как он не убоится — сердце его твердо. Это является характеристикой и утешением благочестивого народа. Они должны прилагать усилие, чтобы мысли были сконцентрированы на Господе, и таким образом поддерживать их спокойными, беспечными и безмятежными. Утвержденность сердца является всемогущим средством против беспокойного страха перед худой молвой. Если мы храним свои мысли невозмутимыми и управляем ими, если наша воля покоряется святой воле Бога, если мы имеем характер спокойный, а дух — уравновешенный, несмотря на все повороты провидения, — тогда мы хорошо укреплены против смятений боязливых. Доверие Господу является наилучшим и верным путем для утверждения и укрепления сердца. Верой мы должны забрасывать якорь в обетование и слово Божье и таким образом возвращаться к нему и полагаться на него, как на свой покой. Сердце человека не может утвердиться и получить удовлетворение от чего-то другого, кроме истины Божьей, и именно в ней оно крепко укореняется. Те, чьи сердца утверждены верой, будут терпеливо уповать, пока не достигнут своей цели.
Если только Он Один, кто может удовлетворить самые мучительные запросы человеческого сердца. Это Иисус Христос. Христос учит, что если человеческие взаимоотношения не основаны на верности Ему, они приведут к разочарованию и крушению иллюзий. Христос никого не считал безнадёжным. Потому что знал, что может совершить в человеке благодать Божия.
«Потому что лучше бы ошибаться в доктрине, но иметь верное сердце, чем быть правильным в доктрине, но иметь неверное сердце. Каково ваше сердце».
«С сердцем не шутят. Сердце не любовница, - пишет К.Кулиев – туркменский писатель, - чтобы обниматься с нею, когда пожелаешь. Но неужели любить будущее – это значит ненавидеть прошлое? Разве нельзя любить будущее, сохраняя в тоже время прошлое в одном из уголков своего сердца».
«Трудно наполнить кошелек, не опустошив сердце» - /Элиза Ожешко, польская писательница/.
«Сердце человека - очень жизнерадостный и чуткий орган. Когда мы начинаем верить, и раскрываем сердца, происходят настоящие чудеса».
«Бывают несчастные существа, у которых есть сердце, чтобы страдать, но нет сердца, чтобы любить»- /Этьен Рей писатель/.
«Великодушному сердцу чуждо навязывать, что-либо другим» - /Мэтью Генри/.
Есть история, она такова: индеец приходит к часовщику с двумя стрелками от карманных часов и просит его отремонтировать только стрелки, т.к. они уже две недели неверно показывали время. Часовщик удивился и спросил его: «А где же сами часы?» «Дома» - ответил индеец. «Но без часов я не смогу вам помочь». Индеец разгневался: «Вы плохой мастер. Мои часы исправны, а вы хотите взять их, чтобы поднять цену за ремонт». Затем он повернулся и вышел. Пастырь сказал: «Мы совершаем подобную ошибку. Хотим исправить своё поведение, т.е. «стрелки», не затрагивая при этом своего сердца, т.е. «главный механизм». Бог же хочет очистить твоё сердце и полностью обновить его. Открой ему своё сердце и исповедуй пред ним свою вину. Только так, «исправный механизм» может стать новым человеком».
«Вот так в нашей жизни всё рядом: и великое, и низкое. И в одном маленьком сердце это соседствует бок о бок. Как сказал поэт Надсон: «В горах моё сердце, а сам я внизу». Удивительно, что одна и та же Книга вызывает ненависть у одних и любовь у других. От одной и той же живительной влаги усиливаются целебные свойства лечебных растений и отравляющих – ядовитых. Одно и то же облако для евреев было светом, а для египтян – мраком; одно и то же море для одних было спасением, а для других гибелью».
Тот же, чьё сердце заперто, чья грудь тесна, жизнь такого человека скверна, она отягощает его вместо того, чтобы приносить ему пользу, душа его полнится смутными сомнениями, а дела не приносят ему удовлетворения. «Сердце человека – это дар Бога. Будь осторожен, - говорит Аменемопе, - не отнесись к нему небрежно». Это значит, что сердце - это самое почтенное, что есть в человеке и самое дорогое, чем он обладает. Поэтому если сердце здорово, его обладателю необходимо сохранять это здоровье, если же оно больно, то его обладателю необходимо лечить его. Открытое сердце – это ключ к успеху. Если Бог раскрывает человеку сердце, то душа его обретает благодать, крепнет его решимость на пути христианства, налаживаются его дела в этом мире и в будущем.
«Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами, сколько бы они ни указывали на прямую дорогу; напротив, переработывающая эти факты на свой лад, ассимилирующая их с своим зараженным духом…» - /Ф.М.Достоевский/.
«Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть» - /2Цар.18.14/. Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: «сокрушённое сердце» - /Пс.33.19/, «печалью исполнилось сердце» - /Ин.16.6/, «смущение» - /Ин.14.1/, скорбь /2Кор.2.4/ или радость /Ин.16.22/. Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия /Ис.65.14/ до восторга и ликования /Пс.83.3; Деян.2.46/, а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания /Ис.65.14/. Если человек боязлив и малодушен, значит, сердце его является робким /Втор.20.8/.
Бог напомнил христианам о той милости, когда Он отворяет сердца верующих для христиан, наполняет их светом истины, который ведёт их к успеху в обоих мирах и возвышает их над теми, кто отвернулся от прямого пути.
«Конечно, сердце следует понимать не как символ, но как великую лабораторию, где происходит сущность нашего сознания, следовательно, всего нашего существа. Конечно, сердце есть высшее выражение шестого принципа. Сердце есть пребывание Бога», — писала Е. И. Рерих.
«Все духовные центры зависят от сердца. Сердце есть великий собиратель и сущность всех энергий. Сердце можно назвать Солнцем по той роли, которую оно играет в нашем организме».
О соотношении этих двух начал Е. И. Рерих пишет: «Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, - явления уродливые. Во всем необходимо равновесие.
По словам Григория Паламы: «Сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган». Не мозг, а именно сердце «первый плотской разумный орган». Бог открывается в сердце, и там познает Его человек.
«Потому что, каковы мысли в сердце человека, таков и он: ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою» - /Пр.23.7/. Если человек эгоистичен и корыстен и не находит в своем сердце желания приглашать в гости своих друзей, чтобы угостить тем, что есть. То к этому он не должен добавлять вину в лицемерии, приглашая их; пусть лучше остается таким, как есть, чтобы невежду не называли почтенным, и коварного честным».
«Сердце является точкой доступа к источнику мудрости и интеллекта, которые мы можем использовать, чтобы проживать с большим балансом, большим творческим потенциалом и улучшенными интуитивными способностями».
«Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» - /Прит.16.21.23/.
«Если встретишь ты спорщика в ходе спора, человека низкого сословия, - говорит Дж.Уилер, - совсем не ровню тебе, не свирепствуй против него из-за того, что он слаб; пренебреги им, он сам себя накажет; не обращайся к нему, чтобы облегчить своё сердце, не отводи душу на своём противнике».
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось не с мысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» - /Рим.1.21/.
«Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» - /2Пет.2.14/.
«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» - /Мат.13.15/.
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» - /Иак.3.14/.
В древнеегипетских мифах божество создает мир языком и сердцем. Мыслительные функции человека также отводились сердцу. Гиппократ помещал интеллект человека в левом желудочке сердца. Одиссей размышлял и принимал решения «в милом сердце». В Илиаде глупый человек называется человеком с «неумным сердцем». Герои Гомера и Гесиода постоянно «думают сердцем», и когда они едят и пьют, насыщают не желудок, а свое сердце. Сердце – это жизнь и потому подкрепляется пищей: «…а я возьму кусок хлеба, и вы подкрепите сердце ваше», говорит Авраам трем мужам /Быт.18.5/. Исследуя понятие сердца в индийской и христианской мистике, философ Б.П.Вышеславцев писал: «Индусские мистики помещали дух человека, его истинное Я в сердце, а не в голове. И в Библии сердце встречается на каждом шагу. «Говорить в сердце» - значит, на библейском языке - думать. Сердцу приписываются самые разнообразные чувства, проносящиеся в душе: оно «смущается», «устрашается», «печалится», «радуется», «веселится», «сокрушается», «мучается», «скорбит», «питается наслаждением», «расслабляется», «содрогается».
«Смой злое с сердца твоего, …чтобы спастись тебе…»
/Иер.4. 14/. Пророк показывает им средство для исцеления: «Поскольку нечестие твое доходит до сердца, то лечить нужно именно его. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим». Под Иерусалимом подразумевается каждый из его жителей, потому что каждому человеку надлежало позаботиться о собственном сердце, и именно преобразование каждой отдельной личности принесет пользу всему обществу. Каждый должен обратиться от своего собственного злого пути и с этой целью смыть злое со своего сердца. «Пусть сердце города тоже очистится, а не только окраина и предместья». Жизненно важные органы государства надлежит улучшать посредством преобразования людей, имеющих на него превалирующее влияние.
Важную мысль высказал Ф.М.Достоевский в своем дневнике: «Все споры и разъединения наши произошли лишь от ошибок и отклонений ума, а не сердца, и вот в этом-то определении и заключается всё существенное наших разъединений. Существенное это довольно еще отрадно. Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследно, чем ошибки сердца. Излечиваются же не столько от споров и разъяснений логических, сколько неотразимою логикою событий живой, действительной жизни. Которые весьма часто, сами в себе, заключают необходимый и правильный вывод и указывают прямую дорогу, если и не вдруг, не в самую минуту их появления, то, во всяком случае, в весьма быстрые сроки, иногда даже и, не дожидаясь следующих поколений. Не то с ошибками сердца. Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами, сколько бы они ни указывали на прямую дорогу; напротив, перерабатывающая эти факты на свой лад, ассимилирующая их с своим зараженным духом, причем происходит даже так, что скорее умрет вся нация, сознательно, то есть даже поняв слепоту свою, но не желая уже излечиваться…».
«Посему, владыка-господин, не оставляй без внимания слова его, но сложи его в сердце твоем, потому что оно истинно» - /Юд.11.10/. «Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью – бессмертие» - /Прем.8.17/.
И ещё сказали мудрецы, Вавилонский Талмуд, что «сердце - источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это. «Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой».
В библейском иврите сердце - это то, где мы чувствуем чувства, мыслью мыслим и делаем выбор, мотивированный нашими желаниями: «Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни» - /Прит.4.23/. «Со всем усердием храни сердце твое». Бог, давший нам душу, дает строгое обязательство: «Мужи и жены, храните сердце свое; «тщательно храните душу свою» - /Втор. 4.9/.
Истинная красота сердца заключается в умении любить. Любите, пока бьются ваши сердца!
«Чистое сердце – вершина Пути.
Чтобы достичь, надо в духе взойти.
Чистое сердце – свершений залог,
Света Обитель, в которой – Сам Бог.
Чистое сердце не знает обид –
Чистое сердце лишь Радость хранит.
В сердце таком нет тоски и тревог –
В нём Милосердный и Любящий Бог!».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности