Для ТЕБЯ - христианская газета

Блаженны кроткие в силе
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Блаженны кроткие в силе



Блаженный - нам часто приходится слышать это слово в религиозном контексте. Слово «блаженный» происходит от греч. макариос, которое означает «счастливый человек». Человек, дарящий благо. Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование святых Церкви. В широком смысле блаженный - всякий, кто наслаждается видением Бога и общается с Ним (блаженное видение). Евфимий Зигабен переводит слово «блаженный» как «бессмертный», то есть свободный от смерти. «Блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей,- пишет протоиерей Григорий Разумовский, - и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень». А чтобы исполнять надо его знать, значит читать Слово Божье.
«Блаженны кроткие» - /Мат.5.5/. Если обратиться к греческому тексту Евангелия, то можно увидеть, что словом кроткие переведено греческое слово «праос». И понимая – многих смущает слово «кротость». Оно означает: «добрый», «смиренный», даже «покорный». Греческое слово, переведенное на славянский язык как «кроткие». Имеет еще несколько значений. А именно: «тихие», «ласковые», «спокойные», «мягкие» - по характеру. Что значит мягкий - кроткий по характеру? Монах мягкий или гордый, а церковник в секте какой он? Кроткий! В современном христианстве это слово потеряло своё прямое назначение и понимание. Суть понимания на самом деле знакома далеко не всем людям даже так называемым христианам. Потеря себя: кто ты? и понимания своей личности чаще всего связана с потерей контакта со своим предназначением.
Кротость - качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. «В тебе есть внутренняя твердость, - пишет Стивен Кинг, -какая-то сила, способная сокрушать металл. Чего бы тебе ни стоил успех, ты достигаешь его». Давайте по традиции начнем искать ответы в семантике слова. Древнерусское «кротъкъ» можно перевести как «укрощенный». Речь идет об укрощении собственного нрава и негативных чувств, контроле над эмоциями и спокойном расположении духа.
Кротость ни в коем случае не стоит путать с безволием или слабохарактерностью. В таком случае мы получим иное состояние духа. Мягкостью характера с одновременной твердостью духа можно было бы описать кротость, как бы на первый взгляд трудно это не казалось уместить в своем сознании.
Кроткие «милостивые», «сдержанные», «смиренные», «безропотные», «покорные» и даже «совершенные».
Что есть кротость? Такое расположение духа, соединённое с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.
Преп. Иоанн даёт такое определение: «Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым». А это значит, что воин, обладающий таким душевным качеством в бою - практически не победим. Это объясняет ту удивительную стойкость русских солдат на поле боя, которой всегда восхищались наши враги.
Но, то спортсмены и воины, а какой смысл во всём этом для обычного человека, который не собирается, ни с кем воевать? «Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему, то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою словами и телодвижениями как бы со оскорбившим его препирается и ярится».
«Иногда кротость и покорность пробуждают в мужчине худшее. Столкнувшись с твердостью и решительностью, - пишет А.Кристи, - он, возможно, был бы совсем другим человеком».
Но этим определение кротости не исчерпывается. Библейская кротость подразумевает не униженное подчинение личности человека кому-то другому и не нарушение её целостности, а передачу руководства своей жизнью в руки Божии. Но и это ещё не всё. Кроткие – это послушные люди, их жизнью постоянно руководит Бог. Итак, кроткий человек послушен и находится под руководством Бога.
Кроткие - это те, кто спокойно подчиняется Богу, Его слову и Его жезлу, следует Его повелениям, соглашается с Его намерениями. Кто «и оказывает кротость ко всем человекам» - /Тит.3.2/. Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков.
Это те, кто способен спокойно переносить всякие провокации, отвечая на них либо молчанием, либо кротким ответом. Кто достойным образом выражает свое недовольство, когда для него есть повод; кто остается хладнокровным, когда иные горячатся, кто сохраняет самообладание даже и тогда, когда теряет обладание всем остальным. Кроткие - это те, которые редко или почти не раздражаются, но быстро и легко умиротворяются. Это те, кто, управляя своим духом, скорее простит за двадцать нанесенных ему обид, чем отомстит за одну из них. Кроткие люди блаженны даже в этом мире.
Но это значит, что кротость, как одно из проявлений истинного благочестия, имеет обетование жизни настоящей. Кротость хотя и не в почете у людей века сего, однако, обладает реальной силой, содействующей нашему здравию, богатству, счастью и безопасности даже в этом мире. Кротким и спокойным живется гораздо легче, чем непокорным и беспокойным.
Кротость не имеет ничего общего с человеческой слабостью. И тот же Иоанн Златоуст говорит замечательные слова: «Кротость есть великая сила, и тот, кто хочет быть кротким, должен быть мужественным, благородным, и душа его должна высоко возноситься. Кротость есть признак великой силы. Смотри, не подумай, будто мало нужно сил, чтобы в ответ на оскорбление не возмутиться».
«Кто такой кроткий человек? В Ветхом Завете кротким назван Моисей: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» - /Чис. 12.3/. Толкуя эти строки, Иоанн Златоуст писал: «Чтобы ты знал, насколько велика сила кротости и смиренномудрия и как одна эта добродетель может удостоить неизреченных похвал преуспевшего в ней совершенно, послушай о прославлении блаженного Моисея и о венце, который сплетен ему за эту добродетель». С другой стороны — был ли этот пророк кротким?
Как мы понимаем кротость? Как застенчивость, не смелость, нерешительность, запуганность, робость, немногословность. Порой в этот перечень добавляют воспитанность, и даже интеллигентность. Подходят ли все эти эпитеты к Моисею, который, как мы знаем, был смелым как лев, мог вступить в поединок и даже убить человека — как это случилось с египтянином, когда пророк защищал своего собрата? Он сорок лет прожил во дворце, столько же был пастухом, и ещё столько водил евреев по пустыне. Этот портрет никак не вписывается в наши представления о кротости.
Точно так обстоят дела и с царём Давидом. Священное Писание подчёркивает его кротость: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» - /Пс.131.1/, - но мы помним такие события его жизни, как поединок с Голиафом, участие в войнах, завоевание Иерусалима, желание построить там Храм. Тоже не очень кротко.
Анализируя эти и многие другие примеры, можно сделать вывод, что кротость проявляется не в застенчивости, неуверенности, закомплексованности. Богословы говорят, что кротость - это незлобие, то есть неспособность к злу. Это христианская добродетель, выражающаяся в добре, стремлении к единению с Богом, поиске Его. Кротость - проявление мира душевного, а он есть только у человека целомудренного - такого, у которого ум, воля и чувства собраны воедино и составляют целостную личность. Можно из всего сказанного выстроить такую формулу: кротость = незлобие = целомудрие. Все наши чаяния, всё усердие должны быть направлены к тому, чтобы приобрести чувствования, какие есть в Иисусе Христе, Господе нашем. Он говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» /Мат.11.29/.
Кротость - добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится». «Кротость, – говорит Иоанн Кронштадтский, – есть тихое настроение души, утвердившейся в Иисусе Христе верой и любовью. Спокойно претерпевающей всякое зло, причиняемое нам людьми или коварством лукавого. Не возмущающейся и не приходящей в раздражение от различных противностей и препятствий нашим намерениям, охотно прощающей обиды людские и всячески доброжелательствующей врагам своим… Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не гневается на согрешающих и обижающих; «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит (гневного) голоса его» - /Мат.12.19/. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением» - /1Пет.2.23/.
По слову святителя Николая Сербского, «кротость проявляется, прежде всего, в отсутствии стремления занять «первые ряды». Что и происходит в церквях баптистов и в других в наше время, как фарисеи уже заранее, так сказать, намечали себе места в этом Царстве, и других на свои места никого не пустят, даже сесть не уступят, как будто купили. Но Христос внушает им мысль, что их расчеты на такие места могут оказаться ошибочными: «не от Меня зависит, но кому уготовано» - /Мат.20.23/.
А это происходит от абсолютного упования на волю Божию. Кроткий знает, что Творец ставит людей туда, куда Он хочет, и готов покоряться воле Божией как в первых рядах, так и в последних. Для него неважно, куда его Господь поставит. Для него главное – исполнять волю Божию, где бы он ни был. Кроткий знает, что последние, если они предаются воле Божией, добудут более славный венец.
Почему они избрали для себя путь «кротости» и что это означало? Следует признать, что «кротость» и «смирение» - слова, сильно пострадавшие от неправильного употребления и ложных ассоциаций; смирение легко отождествлять теперь с ханжеской елейностью, низкопоклонством, унизительной покорностью. Между тем смирение в библейской и христианской традициях лучше всего может быть понято как духовная трезвость и доброта, противоположные опьянению гордыней.
«Кроткие», как и «бедняки Господни», были замечательным явлением в духовной жизни дохристианского мира. Это становится особенно ясным, когда мы видим их на фоне эпохи. Ведь то было время могущества Ассирии, время изощренной жестокости и организованных массовых убийств. Могут, впрочем, возразить, что в наше «просвещенное» столетие человеческая злоба не смягчилась и зверств, не стало, меньше; но нельзя забывать о том, что есть тут и существенное различие. Если в XX веке тупое насилие и попрание человечности приобретает небывалый размах, то в глазах большинства людей это уже не является чем-то нормальным, на что можно смотреть спокойно. Чувство нравственного возмущения, которое вызывают любые акты бесчеловечности, - вот что отличает нашу эпоху от прошлых веков. В ней уже действуют силы противоположные, сказывается влияние религиозно-нравственных идеалов, даже тогда, когда религия внешне отвергается. Именно поэтому фарисеи современности вынуждены, бывают прикрывать свои действия маской гуманности.
«Кроткие» и «бедняки Господни» отвергали мир, упоенный тщеславием, построенный на крови. Псалмы свидетельствуют, что анавиты были люди здоровые нравственно, крепкие в вере, твердо державшиеся ее заповедей. Они не составляли политическую партию и не полагались на меч, но обладали доблестью, которой обычно лишены насильники. Ведь жестокость - сплошь и рядом проявление страха, болезненной трусости, которую тиран прячет под поступками с виду смелыми. История деспотизма — это история душевнобольных и маньяков, заражавших народные массы своим безумием. У диктаторов было немало средств оставить след в веках, они проходили по земле с шумом и грохотом, окруженные солдатами и рабами, шпионами и палачами. А между тем против них шла незаметная, но неустанная борьба носителей духа.
Слова и в евангельские дни будут обозначать тех, кто сознательно вступил на путь добра, и именно поэтому через восемь веков после Исайи в Своей Нагорной проповеди Христос прежде всего обратится к «нищим», «кротким», гонимым и ищущим правды; и о Себе Он скажет: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» - /Мат. 11. 29/.
«Кротость ваша да будет известна всем человекам» - /Филип.4.5/. Мы призываемся быть чистосердечными и кроткими, иметь добрый нрав во взаимоотношениях с нашими ближними: «Кротость сдержанность, умеренность ваша да будет известна всем человекам. Не впадайте в крайности, когда дело касается несущественных вопросов; избегайте фанатизма и враждебности, будьте милосердны в своих суждениях друг о друге». Слово означает доброе расположение к другим, что подробно объясняется в Рим 14. Некоторые считают, что здесь говорится о терпении в страданиях или об умеренности в наслаждении земными благами, что хорошо согласуется с последующим Господь близко. «Кротость» здесь можно перевести и как «уступчивость», «покладистость», «добрая рассудительность». Главная трудность заключается не в понимании смысла этой фразы, а в повиновении заповеди «всем людям». «Итак будем того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» - /Рим.14.19/. Сознание скорого пришествия нашего Господа, когда нам надлежит дать Ему отчет, должно удерживать нас от обвинений своих собратьев, поддерживать нас в страданиях и умерять нашу любовь к земным благам.
Важно, что кротость не тяжелое бремя, а подлинная радость. Отсутствие зла, то есть добро по отношению ко всем людям венчают эту добродетель. Она дает спокойствие, уверенность, внутреннюю силу, психологическую стабильность и потрясающий дар мирно решать конфликты. Кротость – это качество сильных. Поэтому и определяется сила Христианина. В кротости.

Источники: Библия. Протоиерей Константин Лисняк. А.Мень – священник.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 527 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

От автора - Николай Николаевич

*** - Сергій
Х. І. Жовтень 2004 Львів

Україна - Стасік Степанчук

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Табу - Алла Войцеховская

Поэзия :
Готов ли я перед Судом - Михаил Потылицын

Поэзия :
"Девчонка березка" - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)
Фан + клуб = Алекса vk.com/aleksbezg Беж

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100