Одним из основных направлений в христианской апологетике и богословии – начиная с апостола Павла – была борьба с проникновением религии закона в религию Благой Вести, в христианство. Почти у любого из святых отцов можно найти какое-нибудь сочинение «Против Иудеев». Однако ни одно из них не носило характера антисемитского. Эти сочинения были направлены не против евреев как нации, и не против иудаизма как национальной религии евреев, а исключительно против проникновения элементов иудаизма в христианскую религию, против попыток навязать христианам законнические стереотипы. Такое проникновение неизбежно искажает самую суть христианского вероучения и потому является одной из самых пагубных ересей. На Руси такая ересь получила название «ересь жидовствующих». Примечательно, что первым борцом с ересью жидовствующих стал еврей апостол Павел. Еврей по национальности, христианин по духу. Противники апостола Павла хотели сделать для всех последователей Христа обязательными соблюдения иудейского закона: обрезание, субботу, различные ограничения в пище, посещения синагог. Они считали необходимым дополнением к вере во Христа иудейский закон, между тем как Христос Своим Откровением вышел за ветхозаветные, законнические рамки и дал спасение не только избранному народу, но и всем народам.
Одним из важнейших пунктов спора между апостолом Павлом и сторонниками иудео-христианства стал вопрос о пище: следует ли христианам соблюдать ограничения, наложенные нормами закона, или же всякая пища достойна употребления христианином. И вот какое знамение является апостолу Петру: «и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо». (Деян. 10:10-16).
Не почитай нечистым того, что Бог очистил – вот подлинно христианская установка. Нет в мире ничего недостойного – ни одной культуры, ни одной нации, ни одного живого существа – всё предносится христианину как бы на широком полотне. Мир открытых дорог, разнообразный своим множеством и ценный этим разнообразием… Для иудейского же сознания в мире слишком много нечистого. Существует только одна дорога, по которой следует идти – ей шли твои предки, и ты не имеешь право на шаг в сторону. Ведь всё остальное, по краям – зло и нечистота. Отсюда – традиционализм, желание замкнуться в мнимой исключительности своей культуры, настороженное и порой даже озлобленное отношение ко всем отличным от нас, к не нашим (гоям, необрезанным).
Локальность и всеобщность – вот как можно охарактеризовать иудаизм и христианство. Спасен только тот, кто соблюдает это и вот это, избран только вот этот народ, можно есть только вот эту пищу. Установка закона – это установка ограничения. Христианство же освобождает человека, делает весь мир доступным для его действия, всякую пищу и всякого человека – чистым. Иудаизм держал человека в комнате. Христианство выпускает его на свет Божий. И если до определенного момента ограниченность закона была необходима, то, после прихода Христа, она сделалась ненужной и прямо вредной. «Жидовствующими» можно назвать тех, кто пытается христианство ограничить некими законническими установками, сделать для христианина что-то чистым, а что-то (почти все) – нечистым, пытается реанимировать в христианстве дух ветхозаветной, архаичной ограниченности.
История жидовствующих на Руси вовсе не исчерпывается одноименной новгородской ересью в конце XV века. Все старообрядчество являет собой яркий пример искажения Благой вести законническим духом (с его мессианской замкнутостью, боязнью оскверниться любыми контактами с людьми нового обряда). В современной России вновь возрождается эта ересь. И имя ей – «православный фашизм». Звучат идеи об избранности русской нации, о том, что ее нужно поддерживать в чистоте и с этой целью выгонять всех «нечистых инородцев» из России. Расизм, связывающий спасение и знание истины с какой-то определенной нацией, местными культурными особенностями (языком, пищей, обычаями, одеждой) есть прямой рецидив законнической установки в христианском сознании. Если иудеям казалось, что Мессия может быть только евреем и спасение принадлежит только евреям, то «православные» расисты хотят ограничить спасение лишь «славянской нацией». Смешение этноса и религии – вот отличительное свойство всякой «жидовствующей» ереси. Она силится затолкать человека в сосуд закона, чтобы он глядел на мир через его узкое горлышко.
«Непозволительно и неприлично поступать насильственно с тварью великого Бога. Все мы род Единого, и властвует ли кто или сопричислен к подвластным, богат ли кто или беден, восседает ли кто на великом престоле или преклонен до земли, покрыт ли кто сединою или цветет юностью – все от Единого, у всех одно дыхание, все стремимся к одному концу, Бог для всех родился человеком, и умер, и воскрес, Он всем даровал широкое небо». (Григорий Богослов). Христианские же расисты, поклоняясь идолу национальной исключительности, хотят решать за Бога, хотят ограничить Спасение той или иной нацией, хотя Господь даровал его всем. Бог дал всем людям, всех национальностей, возрастов и социальных положений широкое небо. А националисты хотят заменить это небо закопченным потолком «русского дома», всех остальных вытолкав наружу и отстранив от Христа.
«Именно еврейство заботилось об охранении чистоты расы, сопротивлялось смешанным бракам, не допускало вообще смешений, хотело оставаться замкнутым миром. Еврейство придавало религиозное значение крови, связывало неразрывно момент религиозный с моментом национальным. Мессианское сознание народа всегда есть явление еврейского духа. Еврейству была свойственна исключительность, исключительная приверженность к своему и своим. Антисемитов можно было бы назвать «жидовствующими»» (Николай Бердяев). Именно евреи относились с презрением ко всем «инородцам»: к самарянам, например. Они подозрительно относились к внешнему миру, были традиционалистами, желали замкнуться в своей национальной исключительности. Понятно, что наши «православные националисты», говорящие об особом положении русского народа, о его какой-то исключительной миссии, противопоставляющие Россию как единственный источник света всему остальному миру как погруженному во тьму, эти националисты, которые так не любят евреев, действуют в соответствии с иудейскими установками. И, соответственно, против Христа. Христос просил пить у нечистой по иудейским меркам самарянки – «православные» же националисты брезгуют всякими иными по цвету кожи или языку. Христос нарушал иудейские законы и традиции. «Православные» же националисты насквозь пронизаны законническим и традиционалистским духом, неприязнью ко всему новому. Среди евреев было много искреннейших христиан. И среди русских, видимо, есть иудеи, хотя бы их иудаизм и принимал формы русского национализма.
Не все русские националисты называют себя православными. Кто-то полагает себя «родновером» и «русской национальной религией» считает славянское язычество. Но и здесь проявляется иногда весьма забавным образом, законнический, иудейский дух. Как-то мне пришлось разговаривать с таким язычествующим расистом. Он мне доказывал, что никакого непорочного зачатия не было, а Иисус родился от римского воина, с которым изменила мужу Мария. И тут мне пришлось огорошить этого националиста, яростно ненавидящего евреев. Ведь он, на самом деле, радостно повторял талмудистские рассказы, выдуманные иудейскими законниками и направленные против христианства.
Вот так, «православные» националисты пользуются иудейскими аргументами и реализуют иудейское мироотношение. Русские по национальности, иудеи по духу.
18.10.06-19.10.06
Другие материалы по данной теме можно найти на http://a-hramov.narod.ru/filosofia.html
Комментарий автора: Уж не знаю, состоится ли 4 ноября пресловутый «Русский марш», или «Русский митинг», или еще какой-нибудь шабаш националистов, однако все равно данная тема весьма актуальна в России.
Прочитано 20824 раза. Голосов 7. Средняя оценка: 3.29
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Трудно сказать что-то против. Все разумно и аргументировано. Непонятны "черносотенные" истоки - откуда берется националистичекая религия, следствие ли она недомыслия, или обиды, или еще чего-то? Во всяком случае, видно, как дьявол канализирует человеческую глупость всего по нескольким направлениям: люди ищут врага по классовому, или национально/расовому или половому признаку. Но это, по сути, всего одна причина: разница, инаковость. Кто-нибудь добавит к этому списку?
Гораздо сложнее говорить на "умную" тему о том, что национальные различия все-таки есть, они могут проявляться, например, в кровопролитиях на рынках и т.п., и как этого избежать?
Стас
2006-10-31 17:23:33
Всё правильно и злободневно.Спасибо.
Людмила Башко
2006-12-13 13:31:38
Читала на одном дыхании- так, именно так.
Ведь есть "Слово о Законе и Благодати", и Благодать отменяет Закон, она превыше его. Христиансто несёт в основе своей Благодать, иудаизм- Закон. Быть христианином нужно по духу, а не по букве устава, пусть и верного.
Националистические организации даже если придут к победе, не принесут в мир подлинного христианства, потому что утрачивают самое важное в нём- Христа с его всепрощающей любовью.
Станислав
2006-12-28 16:16:16
Дорогой сестре Людмиле. Небольшая поправка: благодать не отменяет закон. Они в разных плоскостях, действуют в разных сферах. Но эта болезнь - делать из благодати закон - действительно реальная и страшная. Подробнее здесь: http://www.foru.ru/slovo.7595.4.html
Анна
2007-01-17 20:41:52
Я не очень поняла Вашу цель этой статьи, мне кажется что она обвинительна и направлена на евреев. Хочется плакать от таких статей.Вы плохо изучили вопрос: плохо знакомы с иудаизмом и евреями в частности. Попробуйте побеседовать с мессианскими евреями, что они вам скажут на всё это. Вы критикуете религиозных евреев, но она всего лишь живут так, как Бог сказал им делать. Иисус не нарушал закон, Он его исполнил. Благодаря мощному рвению евреев в исполнении закона, мы можем увидеть, узнать, принять, понять, ощутить служение Христа. Не судите, тех евреев кто живёт иудаизмом, они верятно написано, что Бог каждому из них в определённое времчя откроет. Сам Бог просветит их, если, мы их браться и сёстры будем молиться за них в любви. Они действительно избранны Богом, что бы показать на них всю любовь Бога человеку. Посмотрите, они отступали миллионаы раз от Бога, но сколько Он их прощал. А мы....сколько падали, столько он нас поднял. Любите евреев. Спасение от иудеев, так написано в любимой вами книге. Они много страдали, весь мир становится их врагом, неужели и нам такими быть. Вы правы, во все времена, особенно поначалу, христиане пытались вновь насадить закон, от чего Павел в своём к ним послании Евреям, остерегает. Внимательно прочитайте. Вы правы, евреи не такие, они даже мылят по-другому, яркая печать Бога на них. Я вам советую книги. Д.Браун "Наши руки запачканы кровью" и Гудинг "Осуществление ожидаемого". Тогда вам нетрудно будет понять их психологию и страдания. С любовью!!!!! Комментарий автора: Вынужден констатировать, что Вы действителльно не поняли ни целей статьи, ни ее содерржания. Мессианские евреи здесь не при чем. Не говорится здесь и о евреях как о нации. В статье говрится исключительно об иудейском, законническом способе восприятия мира. Вы, верно, не внимательно читали статью, а там между тем ясно сказано, что выразителями такого законнического духа могут быть не только евреи. Но и русские, например. Или национал-социалисты в Германии в 30-х годах. А евреи (как тот же апостол Павел) могут быть яростными борцами с духом закона. Перечитайте его Послание к Римлянам, например, чтобы понять, что дух Закона не совместим с христианством. Вот на этом я действительно настаиваю.
Повторюсь, речь в статье идет совсем не онациональностях, а о способах мировосприятия.
Ната Баюнова
2007-01-28 21:14:42
Тема актуальная, согласна. По-моему, в наше время и в нашей стране то, о чем говорим, приобретает все большую 'популярность'. Грустно. Но выход один: остаться тем, кем ты являешься во Христе, и не стать N 230 как у Замятина.
Спасибо за статью.
Лора Попова
2007-04-02 16:57:19
Благословенные и драгоценные дети Божии, Слава Господу за вашу ревность по Богу, да благословит Господь Иисус Христос Россию духом Богоискания, Боговедения и Богопознания; да ИЩЕМ мы лица Божия, алчем и жаждем истины Его; да ревнуем о стяжании Святого Духа Премудрости и Разума, Ведения и Откровения и страха Господня - бояться делать зло.
Дорогие и возлюбленные братья и сёстры во Христе Иисусе, Господе нашем, давайте молиться о том, чтобы не согрешать СЛОВОМ. Написано: За каждое ПРАЗДНОЕ слово осудишься.
Возлюбленные! Разве ИУДЕЙ и ЖИД синонимы? ИУДЕЙ - ИСПОВЕДУЕТ ИУДАИЗМ, т. е. законничество, пытается достигнуть Бога делами души. Но Бог есть ДУХ! Иисус Христос сказал: таких поклонников ищет Себе Отец, которые будут поклоняться Ему в ДУХЕ и ИСТИНЕ.
Разумеем ли мы, ЧТО это значит? Поклоняемся ли Отцу Небесному в нашем человеческом духе, движимым Духом Святым, или всё ещё живём по плоти, душею нашею? Написано: Живущий по плоти Царствия Божия НЕ НАСЛЕДУЕТ.
Прискорбно, что многие ХРИСТИАНЕ остаются в неведении о своем человеческом духе; не живут НОВОЮ природою, ДУХОВНОЮ; но продолжают жить душею, своею ВЕТХОЮ природою, которая ВСЕГДА под законом. Как бы МЫ себя не называли, но Слово Божье говорит: Кто духа Христова не имеет, тот не Его. Имеем ли мы дух Христов, который открывает нам Писания? Который животворит наш дух? Ищем ли мы ЛИЦА Божия или Его руки? Пребываем ли в СВЕТЕ лица Его? Написано: ИЩИТЕ ЛИЦА Моего в посте и молитве; ищите и найдете, просите и дано вам будет; ибо всякий ИЩУЩИЙ, находит; ПРОСЯЩИЙ, получает; СТУЧАЩЕМУ, отворят.
Только возрожденный дух человеческий способен разуметь духовное; душа наша духовное не разумеет, да и не может и ВСЕГДА под законом. Под благодатью только наша НОВАЯ, ДУХОВНАЯ природа.
Каждый сам себя да испытывает.
Возлюбленные, ЖИДАМИ кого называли и называют? исповедующих иудаизм евреев или ЕВРЕЕВ? Еврей-атеист не жид?
Давайте просить у Бога милости, мудрости, разума, знания с Небес: НЕ ОСКОРБИТЬ матерь Божью и Святаго Сына ея - Иисуса.
Господи Иисусе Христе! помилуй нас грешных, ибо не ведаем, что творим словами уст наших! Смилуйся над чадами Твоими неразумными и ниспошли нам с небес приседящую престолу Твоему, Владыко, святую Премудрость и Разум; да ПОЗНАЕМ Бога Истинного и пребудем в истинном Сыне Твоем Иисусе Христе, Благословенный Отец, Господе и Боге нашем. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Алексей
2007-06-08 20:28:47
Очень голословно. Нет ни одной ссылки на первоисточник. По-моему, автор вообще не знает, что представляла собой эта новгородская ересь.
Илья
2008-05-08 03:22:10
Тема весьма актуальная. К сожалению, не рассмотрено влияние государства (точнее, некоторых чиновников) на идеологию "православного фашизма"...
Оксана Трифонова
2008-05-16 12:57:13
Очень хорошая статья. Еще распечатала для дочки статью "Несомненно, ибо невозможно".
Жид Пархатый
2008-07-03 18:50:35
Однако, круто... "Проникновение иудаизма в православие"? А христианство и ислам из какой религии вылезли? В православии, я смотрю, всё больше и больше находится возможностей для националистической и фашистской агитации, и это отнюдь не "ересь жидовствующих". Проблема не в том, что все обвиняют в чём-то именно жидов (кто-то и "чурок" не любит), а в том, что в государстве, где народ подвержен такой агитации, власть может указать на ЛЮБУЮ социальную группу или народность (как при Иоське Джугашвили), и православные с автоматами пойдут избавлять мир от чурок и жидов во имя добра и справедливости. А главная проблема в том, что эти люди вообще ничего не понимают в религии. Они лишь тупо восхищаются "единством", "силой" и "благородством", а православно-фашистские агитаторы (не имеющие отношения к религии вообще, т. к. тем самым они нарушают основные заповеди всех трёх мировых религий) при этом будут преследовать лишь свои цели. Не нравятся жиды - не давай им себя обманывать!!!
Владимир
2009-02-28 16:58:54
///Почти у любого из святых отцов можно найти какое-нибудь сочинение «Против Иудеев». Однако ни одно из них не носило характера антисемитского.///
Да ну? Достаточно вспомнить хотя бы того же Иоанна Златоуста: ярого антизаконника и антисемита. Да и не только его.
В трудах многих "отцов Церкви" антиеврейские высказывания использовались для того, чтобы скомпрометировать все оставшиеся к тому времени связи с иудаизмом. Кроме Златоуста, характерны в этом отношении произведения Варнавы, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, блаженного Августина. "Исчадия гадюки", "соработники дьявола" -- далеко не самые резкие выражения, обличающие евреев в этих трудах. Как писал Иоанн Златоуст, "синагога -- публичный дом, твердыня греха, прибежище демонов, крепость диавола, место гибели душ, пропасть и бездна всяческого проклятья. Здесь собираются богоубийцы, здесь богохульствуют, здесь отворачиваются от Отца, здесь оскорбляют Сына, здесь отрицают благодать Духа". Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены, по словам блаженного Августина, "на унижающий их образ жизни". К таким взглядам был очень близок в конце своей жизни и Мартин Лютер, требовавший для евреев "сурового милосердия".
Иероним: "...змеи, ненавистники всякого человека, их образ — Иуда... их псалмы и молитвы подобны крикам ослов..."
Григорий: Евреи являются "убийцами Господа, пророков, врагами Бога, богоненавистниками, противниками благодати, врагами веры своих отцов, приверженцами дьявола, отродьем ехидны, насмешниками с помутившимся разумом,
отродьем фарисейским, сборищем демонов, грешниками, безнравственными, побивающими камнями и ненавистниками добродетели".
Снова Златоуст: "Мне известно, что многие люди высоко ценят евреев и считают их образ жизни достойным уважения в настоящее время. Именно поэтому я стремлюсь с корнями вырвать это фатальное представление... Место, где выставлена напоказ блудница, является публичным домом. Более того, синагога не только публичный дом и театр. Она также является логовом воров и убежищем диких животных...не просто пещерой дикого животного, но пещерой нечистого дикого животного..."
"Когда животные не подходят для работы, их отбраковывают для того, чтобы зарезать, и именно этого заслуживают евреи. Признав себя непригодными для работы, они стали готовы к смерти. Поэтому Христос сказал: " ... а врагов Моих, не желающих, чтобы Я правил над ними, приведите сюда и убейте предо Мною"."
Августин: "Иудаизм является извращением. В действительности, образом еврейского народа является Иуда. Их понимание Писаний является плотским. На них — вина за смерть Спасителя, ибо через отцов своих они убили Христа".
Фома Аквинский: "Вполне законно было бы держать евреев, в связи с их преступлениями, в постоянном порабощении, и поэтому правители должны расценивать имущество евреев как собственность Государства".
Мартин Лютер: "Если мы желаем остаться незапятнанными богохульством евреев и не участвовать в нем, то нам следует отделиться от них, а их нужно изгнать из страны".
Так что "дети" просто воплощали в жизнь то, что заложили их "отцы".
Владимир
2009-10-26 21:20:54
Ага,фсё так хорошо,тока забыли ,што "избранные" -то и распяли Христа...
Ну и о чём говорить-то,а Савл вообще извратил учение...
Женя Блох
2009-10-27 06:46:01
Владимиру.Скажи спасибо Отцу,что отдал Сына Своего Единородного,чтобы каждый уверовавший в Него имел жизнь вечную.
Без воли Божьей ничего в нашей жизни не происходит.Бог направляющий наши сердца.Христос(идей по плоти )пришел,чтобы исполнить закон,открыть Отца людям в Благой вестиюИ тебе говорю,Владимир-Бог любит тебя.Покайся!
денис
2009-11-02 10:01:43
надуманная статья.. никакого "православного фашизма" нет в природе.. есть ересь жидовствующих с которой православные христиане боролись, борются и будут бороться пока ее не изничтожат.. что касается национализма - его нет у православных.. если еврей крестится - он наш брат во Христе.. если он, этот еврей, проповедник ереси - ему одна дорога - на костер
Эдуард.
2010-10-23 13:05:23
А может православию стоит взглянуть сначала на себя? Причём здесь иудеи? Вы спасаетесь или как? А ведь есть 2я заповедь, которую нужно исполнить, а так же возлюбить ближнего.Нет ребята, политика не для христиан. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!
(Рим.2:9,10)
Бен Гурион
2011-04-21 10:47:10
Поразительно, как последователи ереси, вытекшей из иудейской религии хают свою прародительницу.
василенко александр
2011-09-30 07:20:19
антисимитизм и рассизм в православии ведет к расколу и многочисленным ересям,которые анафиматствуются в Неделю Торжества Православия
Владимир
2011-10-23 22:15:19
Нас здесь пытаются убедить, что русские, отстаивающие православие в России - это "жидовствующие". И только потому они "антисемиты" и "националисты," что не любят иудеев (евреев) или жидов! Насколько слаба эта мысль, доказывать не нужно - русские православные помнят завет:"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими." Поэтому дело не в нации евреев, а в откровенно нацистких убеждениях иудейства об их "богоизбранности"! Так что не надо "лечить" души православных ложью,
а читайте: "Душеубицы. Современная ересь жидовствующих" Погуглите на эту тему!
Светозар
2012-12-28 09:40:42
Это что за демон писал такую чушь? Кто пытается разделить единый этнос на "истинноверующих" и неистинноверующих". Явное указание в качестве врага на стоящего рядом соотечественника. Статья написана жидом.
Русы -единый народ, разделённый как раз такими вот проповедниками. И всегда жили в ладу со всеми своими соседями! И так оно и будет!
Светозар
2012-12-28 09:44:04
Когда арабы закидывают евреев ракетами, а те в ответ их бомбят -кто из них снтисимит? Кто из них фашист? Кто из них жидовствующий? И те, и те относятся к симитским народам.
николай колмаков
2013-04-07 11:30:44
автор переврал. 1.дерево, не посаженное Отцом, будет вырвано с корнем, что означает то, что всякий этнос, однажды появившись, должен оставаться этим этносом, а не вырождаться в генетическую помойку. 2.Еврей, который не будучи изначально чистым, знает закон чистого этноса, пытается создать чистый этнос- все иные имеют- практически прав, но абсолютизируя чистоту до избранничества- именно избранничеством извращает закон и древе.
Арифметика жизни (На статью Бердышева Андрея) - Олег Хуснутдинов Есть такое понятие, оно страшно по сути для человеческого восприятия - называется Весы Жизни. "Помните - " ты взвешен и найден очень легким"... Не дай Бог, нам оказаться легкими... А в арифметике жизни некоторые ошибки могут привести совершенно к неожиданнм результатам. Поэтому нам сказано: о, если бы вы сами судили себя...
Дневник по книге Руфь - Николай Погребняк Записывать мысли, возникавшие при чтении Библии или во время молитвы, а также наставления, затронувшие сердце, я начал сразу же, как стал ходить в церковь. Делал это для более глубокого осмысления (пока формулируешь мысль и записываешь её, думаешь над этим откровением или назиданием). За четверть века накопился материал для цикла: "Изучаем Библию". Хотя эта книга – не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика, советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.