В немецком языке за словом простота (einfach) звучит идея единичности, не сложенности. «Простота должна быть основой плана, силуэта, интерьера, мебели, декора и выбора материалов, а все детали, благодаря которым эта простота достигается, должны исполняться с величайшим тщанием».
Пантелеймон Голосов: «…путь простоты – путь наибольшего сопротивления. Однако только этот путь ведет к успеху и получению предельно выразительного правдивого образа». Иван Фомин: «Стиль наш должен быть простой, здоровый, со строгими, четкими и лаконичными формами, но вместе с тем бодрый, яркий и жизнерадостный».
«Простота несложного сберегает внутри себя в ее истине загадку всего великого и непреходящего... – пишет Мартин Хайдеггер, - отказ не отнимает. Отказ одаривает. Одаривает неисчерпаемой силой простоты».
«Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться за дело просто взяться…. И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался» - /И.Крылов/. Баснописец утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням – чаще всего, он лежит прямо на поверхности! Надо искать простые способы решения проблемы, не мудрствовать понапрасну, пытаясь выказать свое мастерство. Ведь зачастую, это заводит в тупик в повседневной ситуации.
Они, может быть, были даже не на проповеди, хотя сидели в зале. Когда ты слушаешь для того, чтобы применять, ты по-другому слушаешь это слово. Ты берешь его себе на заметку и думаешь, что ты должен сделать в какой-то сфере своей жизни. Но когда ты просто слушаешь слово, как информацию, ты не думаешь, как тебе применять его в жизни. Но вы сами, какого уровня христианами хотите быть? Хотите быть просто поверхностными христианами, или глубокими? Сильными, твердыми, крепкими, растущими, благословенными? Но здесь надо покопаться. Надо копаться в слове, идти на глубину, чтобы просто глубокое найти.
Во всем, что мы делаем, дух наш должен пламенеть святым усердием, ревностью, горячими чувствами, как подобает тем, кто любит Бога не просто сердцем и душой, но всем сердцем и всей душой. Существуют истины, которые я назвал бы основополагающими, исходными аксиомами; они ясно и просто изложены в Священном Писании и являются как бы пробным камнем для испытания проповеди, посредством которого мы должны: «Все испытывать и потом хорошего держаться»- /1Фес.5.21/. Истины более трудные для понимания необходимо исследовать с помощью более простых и ясных истин. Ибо одна истина никогда не может противоречить другой.
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца в радушии сердец»- /Деян.2.46/. Они становились дороже друг другу, и их сердца расширялись от святой радости. Они ели с весельем хлеб свой и пили в радости сердца вино свое, потому что знали, что теперь Бог благоволит к делам их. Никто не может так торжествовать в духе, как добродетельные христиане.
«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно, же у вас» -/2Кор.1.12/.О характере, или манерах, их поведения: оно было в простоте и богоугодной искренности. Этот благословенный апостол был истинным израильтянином, прямым и откровенным человеком. Каков он был в действительности, таковым являлся и перед окружающими.
Лев Толстой говорил: «Сильные люди всегда просты ... нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Простота в характере всегда привлекала, более того, христианину она должна быть свойственна. Простота нашего характера – это наша сила. Об этом говорит и филолог Дмирий Лихачёв, который считает, что это качество вовсе не слабость и нерешительность. Напротив, простота и скромность – это проявление силы характера. Именно эти качества являются достоинствами человека, главным условием моральной красоты. Для христианина – это одна из самых актуальных тем, когда мы должны стремиться к красоте духовной, а простота характера и поведения – верный спутник. Простота – это состояние души. Она обитает в главной цели нашей жизни. Человек прост тогда, когда его больше всего заботит желание быть тем, кем он должен быть, то есть честным и естественным человеком.
Первое чадо смирения - простота. Когда в человеке есть простота тогда, есть и любовь, и жертвенность, и любочестие, и благочестие. В простом человеке есть душевная чистота и несомненное доверие к Богу, без испытания. Простота была состоянием Адама до грехопадения, когда он всех видел чистыми и беззлобными, так как был облечён Благодатью Божией. Простой и не лукавый человек, обладая смирением, получает благодать от Бога, Который по природе прост и благ.
«Каждый, кто ищет встречи с Вечным, находит Бога во внутреннем единении со Христом» - /А.Мень/. Обратиться ко Христу очень просто, потому что Он всегда рядом с нами и ждёт нас, но одновременно очень непросто, потому что наш гордый ум не хочет принять этой простоты. Кто-то хорошо заметил, что самое великое и трудное из всех дел – простота».
Обсудим, что такое простота, и, может быть, прийти от простоты к открытию чувствительности. Мы, видимо, думаем, что простота выражается в чём-то внешнем, в отказе от вещей: владеть немногим, носить набедренную повязку, не иметь дома, донашивать прошлогоднюю одежду, иметь грошовый банковский счёт. Конечно, это не простота. Это всего лишь видимость простоты. И, что простота необходима; но простота возникает только тогда, когда мы начинаем понимать значение самопознания.
Простота – не приспособление к образцу. Требуется недюжинный ум, для того чтобы быть простым, а не приспосабливаться к какому-нибудь особому образцу, каким бы ценным этот образец внешне ни выглядел. К сожалению, большинство из нас начинают с того, что обретает внешнюю простоту, простоту в наружных вещах. Это сравнительно легко – иметь немного вещей и удовлетворяться немногим; быть довольным малым и, возможно, делиться этим малым с другими. Но внешнее выражение простоты в вещах, в собственности, несомненно, не означает внутренней простоты. Ведь в современном мире над нами довлеет всё больше внешних, наружных вещей. Жизнь становится всё более сложной. Для того чтобы избежать этой сложности, мы пытаемся отказаться, отгородиться от вещей – от автомобилей, от домов, от организаций, от кинематографа и от бесчисленных внешних обстоятельств, осаждающих нас. Мы думаем, что путём отказа обретём простоту. Великое множество святых, великое множество духовных учителей отрекалось от мира; и, что такое отречение со стороны кого бы то ни было, из нас не решает проблемы. Простота – глубочайшая, подлинная простота – может появиться только изнутри; и уж затем следует внешнее выражение её. Как обрести?
Простоту – вот проблема; ведь именно простота делает нас всё более чувствительными. А чувствительный ум, чувствительное сердце необходимы, потому что тогда мы способны на быстрое осознавание, быстрое восприятие.
Примитивизм может своей центральной идеей считать не первобытность, а простоту. Принять простоту как ценность непросто, но это может сильно изменить ваше мировоззрение, придать жизни неведомую до этого яркость и глубину.
Что такое простота? Слово знакомое с детства, часто употребляемое, а потому мы не задумываемся над его значением. Простоту можно связывать с легкостью (минимумом приложенных усилий), с ясностью (отсутствие путаницы), с малым количеством компонентов (у вещи или явления, состоящей их каких-либо частей), с доступностью для воспроизведения, повторения. В отношении человека - с отсутствием хитрости и лукавства, с непосредственностью. Но связать только с одним - будет неверно. Простота есть интегральная, единая характеристика. Иногда нейтральная, но чаще всего - положительная. Чем же простое лучше сложного? И какая простота желательна, а какая нет?
Наилучшим образом она формируется через близость к естественной природе, через умение настраиваться с её гармонией. И именно здесь, в уединении лесов, полей, озер, без накрашенных ресниц и губ, без серёжек в ушах, без элегантной синтетической одежды или даже без одежды вообще — мы можем любить красоту Творения и Творца, оптимально принимать помощь Бога, разливаясь сознанием в красоте Творения и в Святом Духе.
Простота прекрасна и в проявлениях любви к другим людям: в улыбке, в дружественности, в нежности, в открытости с друзьями. Только везде надо иметь чувство меры. Так, например, ходить голыми среди непонимающих тебя людей, пропагандируя именно так своё понимание «простоты», — это будет называться бестактностью; гармоничным, духовным поступком это не может быть признано.
«Всё гениальное просто», вы наверняка уже не раз встречались с этим выражением. Простота нередко ассоциируется с красотой. Найдите заповедный уголок природы, там вы встретите массу простых и в то же время прекрасных творений. Этот упорядоченный хаос создаёт общую картину прекрасного творения. Горы, леса, реки, водопады, ручьи, цветы и животные, всё так непостижимо просто и прекрасно. Ни один человек не в состоянии повторить природу в её красоте и простоте.
Простота и естественность, разлитая в природе... Посмотрите, как просто и прекрасно все устроено в природе! Эта внешняя красота и великолепие результат сложнейших процессов, которые скрыты от нашего глаза и мы видим только прекрасный результат.
Так вот, здесь мы видим цветы. Они выражают то, для чего они появились здесь на этой земле, что помочь оживить наше состояние человеческой души.
Замечая, что люди, сажают цветы вокруг своего дома, и – и в летнее время они так красиво цветут и оживляют ваш дом. А потом, может быть, в конце осени, внезапно их поражает мороз. Это смерть. Так вот, может, у них уже опадают лепестки или это свежие цветочки, какие бы они ни были, мороз, когда приходит, беспощадно поражает всё. Невзирая на личность, способности, возраст. Просто поражает. И когда поражает, то забирает. Тогда мы замечаем, что с цветочка опадают лепестки, тогда, и из цветочка выпадает маленькое чёрненькое семя. Такое объяснение может показаться детским. Но вот таким путём вы находите Бога, в простых вещах, не в сложных вещах. Бог сделал это простым, если бы только смогли это увидеть.
Значит, истинная простота это огромный труд, часто видимый, а часто и невидимый. А еще простота достигается внутренним пониманием основ и принципов жизни, поскольку мораль и этика ей, простоте, не только свойственны, но и являются составляющими. А поскольку простота это свойство прекраснодушия, то и духовность рядом стоит.
Простота, простота! Как сладка чистота Божьего присутствия! Как только всякое усилие исчезает из манифестации, она становится очень простой, с простотой открывающегося цветка, проявляющего свою красоту и распространяющего свой аромат без шума или показного жеста. И в этой простоте лежит величайшая сила, сила, которая менее всего смешана и меньше всего дает подниматься вредным реакциям.
В то время как по-настоящему простой человек обладает и прямотой и рассуждением.
«Пиши просто», – взывают Учителя Востока к писателю, добавляя: «Но ведь какая бездна мудрости нужна, чтобы сказать о жизни просто»- /Святослав Рерих/. «Простота – это труднее всего. Это крайний предел опытности и последнее усилие гения» - /Жорж Санд/. «Простота есть один из признаков истинного достоинства гения» - /Пьер Буаст/.
«Высокая простота искусства – это вершина, а не фундамент, к ней приходят, а не отталкиваются»- /Всеволод Мейерхольд/.
«В характере, в манерах, в стиле, во всём самое прекрасное – это простота – не столь очевидное достоинство, как ясность. В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые тома. Простота – не простоватость, а стремление найти простое и ясное решение. Это и есть самое трудное, обо всём кратко не скажешь. Простота и естественность, доведённое до пределов возможного. Далее уже не простота, а простоватость, не естественность, а наивность. Предельная простота нередко бывает предельной искусственностью».
«Простота есть необходимое условие прекрасного - пишет Л.Н. Толстой, менее всего просты люди, желающие казаться простыми».
Простота, которая из ума, думаю, как-то сомнительна, а в большинстве случаев наигранна показная простота - это утонченное лицемерие», - так считал Ларошфуко.
«Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности», - так сказал М.М. Пришвин.
Простота, которая из сердца... Сердечная простота - она как невинность, как искренность. Думается, только большим усердием душевным достигается подобная простота. Иногда это дар Божий, когда праведность, правдивость и нежность сквозит в каждом движении, в словах, в отношении к людям, и вовсе не показное христианство. Такой человек иначе и жить не может, как по законам человеколюбия.
«Чем проще человек выражается, - пишет Д.Ф. Купер, - тем легче его понимают». Тут вспоминаются наши родные и дорогие сердцу сказки, в которых наивность, честность, простота героев приводила их к торжеству над злом. Они, в конце концов, обретали счастье, находили любовь, а хитрые и отрицательные ушлые герои оставались ни с чем. А еще истинной простоте свойственно огромное доверие, прощение, и опять доверие.
«Если одежда рваная и грязная, есть ли это простота? Если слова грубы и ругательны, есть ли это простота? Если мысль таит зло и лукавство, есть ли это простота христианство?».
«Да, краткость, ясность и простота. Вся запутанность от лукавого, лабиринты ценны лишь лабиринтами. Замысловато, да туповато; просто, да востро, В сложности нет истины, сложность уже как бы включает в себя «ложь». Нагромождение понятий – это бред недозрелого ума. Всё гениальное звучит просто и ясно, сложно всё остальное».
Язык правды прост. В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчёте на простейшее прочтение. Как в Библии великие истины понятны и доступны каждому. Глубокая мысль всегда кажется до того простой, будто сам додумался до неё. Часто истина так проста, что в неё не веришь. Господь создал мир таким, что всё простое в нём истинно, а всё сложное – ложно. У истины простая речь. Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусственной.
Простоту разучились ценить. Вот и цветы - красивейшие создания, сегодня принято «до украшать» блестками и дарить в сложной обертке. Всё усложняется - от одежды и мебели до личных и межгосударственных отношений. Как-то незаметно для себя большинство из нас привыкает казаться, а не быть, привыкает «играть» себя в христианстве, а не быть собой. Желание выглядеть перед другими и перед собой так велико, «что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя - единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность. Много ли в нашем окружении людей, с которыми у нас простые искренние отношения? Чаще всего - один, два. Перед остальными мы предстаем в «блестках» и «обертке». В образе. Кажется, фраза «мир - театр, а люди в нем - актеры» никогда не потеряется в истории. Даже в семьях не часто встретишь простоту, искренность и доверие без «подкладки». Да и с самими собой всегда ли мы бываем, честны и просты? Разве не лукавим мы перед своей совестью, оправдывая свои не лучшие поступки и желания? Мы искажаем свое личное представление о себе. Мы представляем себя благороднее, благочестивее, честнее, самоотверженнее. Вместо того чтобы прекраснейший цветок своей души питать живой водой Слова Божия и таинств Церкви, мы пытаемся «украсить» его блестками тщеславия, губительного для его тонкой и простой природы.
А ведь простота - одна из самых привлекательных черт характера человека. Не примитивность, а именно простота. На простоту, непосредственность, естественность особенно откликается наше сердце. Соприкосновение с ними радует нас более чем соприкосновение с талантом, интеллектом или иными достоинствами. В простоте виден отсвет образа Божия в человеке. Ведь Сам «Бог прост и несложен».
«А кто-то сказал, что дается спасение даром... Неправда! Оно добывалось в тяжелой борьбе. Колени, склонив у Христа, будь благодарным за то, что так просто спасенье дается тебе».
Совсем просто - простота! Святая пустота! - смелей мой человек!
Источник: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности