«Мысли без содержания пусты, - пишет И.Кант, - интуиции без концепций слепы» - не имеющие способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций.
Знаете, какая ситуация сложилась? Вместо изучения исторического содержания Библии, резвятся «сторонники аллегоризма». Пытаются убедить в своей правоте вымышленными ими (или «святыми старцами») произвольными толкованиями, даже не утруждая себя соблюдением норм интеллектуального понимания. Понять простое правило: внучка приехала к бабушке в деревню. Бабушка сказала, разожги печку. Внучка сложила в печку содержимое: дрова, бумагу. Но главное не знала, смысл как зажечь! Спичку поджигает и тухнет спичка. Что делать? Взяла бензину у деда в сарае и полила сверху дрова. Огонь сразу вспыхнул и она сама (внучка) загорелась. И её увезли в больницу. Знать содержания одно – это полезно. А ещё нужно было бабушке подсказать внучке смысл поджигания. Так бывает и у христиан, пришли в церкви приняли крещение уже проповедники: приняв только «начатки учения Христово» - /Евр.6.1/ и ни кого не слушают, даже кто хочет, им сказать как внучка знающая городская. Как один такой мужчина начал читать Библию и пошёл в компанию подвыпивших молодых людей говорить про Бога и его побыли хорошо.
Именно на пастыря ложится бремя содержания всех тех слоев населения, кто сам себя содержать не может – это и старики, и дети, и больные, и те самые отрешенные от мира отшельники. Ведь они живут на подаяния, а ты не задумывался – кто им эти подаяния дает? Если ты семьянин, ты обязан зарабатывать, чтобы, в этой жизни – содержать и заботиться о своей многочисленной семье, быть в позиции силы и ресурса, чтобы мог позаботиться о них, И задача – построить дом для своей семьи, обеспечить достаток в семье. Во-первых, достойно содержать свою семью (в широком смысле – включая родителей и родственников), а во-вторых, чтобы своим благополучием делиться с окружающими людьми и обществом в целом.
«Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» - /1Тим.3.4/. Духовная жизнь общества выступает важной стороной его функционирования и развития. Если она наполнена богатым содержанием, то жизнь людей протекает в условиях благоприятной духовной атмосферы и хорошего морально-психологического климата.
Какое толкование Библию правильно, а какое - нет? Кто из «иносказательных проповедников» сект прав, полуправд, ошибочен или вообще слуга своего церковного учения? Но будь осторожен, потому что этот пост может «подсветить» иллюзии – мягкое и уютное одеяло мнимой духовности, в которое так комфортно спрятаться с головой от реальных вызовов жизни. Особенно когда в Писании нет ни единой строчки, что Слово Бога дозволено интерпретировать.
Академик РАН Николай Моисеев писал: «Разные интерпретации отражают лишь определённые черты реальности. Не более! И они далеко не всегда могут быть согласованы друг с другом, иногда могут и противоречить друг другу». Он старается говорить то, что вы хотите услышать. Для него неважно содержание, но важно впечатление, которое он производит.
Многие люди справедливо не принимают всерьез содержание Библии, этого величайшего памятника человечества. Если вы православный или баптист христианин, то, может быть, вас раздосадуют подобные взгляды, и может быть, вы даже начнёте спорить. Но спорить тут не с чем. И можно гарантировать, что если вы христианин «поверхностный» плавающий, и не занимаетесь религиоведением профессионально, то вы не прочитали ни единой священной книги других религий или книги, содержащей иное вероучение. Нет, конечно, вы могли видеть эти книги, держать в руках, даже листать страницы, но прочитать её полностью вы не удосужились. Оказывается, подавляющее большинство не читало и своей священной книги - Библии. В лучшем случае – пару-другую книг из Нового Завета, евангелие от Матвея да книгу Бытия - и то не полностью. Конечно, некоторые врут, что читали всю Библию. Или говорят, что вроде читали всё, но... Но в принципе, даже и врать им особо не требуется. Не их дело читать Библию, да и зачем. Их дело – пастырей попов слушать. Послушание главное: пришел, отсидел и голову не забиваешь каким-то содержанием. Содержание – это есть собрание церкви и устав формы соблюдать. А смысл Христа в церкви главное ли содержание? Если бедный ремесленник, добывающий пропитание своим трудом, сломал своё инструмент и не может работать, то, как он будет содержать себя? Без содержания у нас не будет силы, сидеть и отсиживать своё время в церкви и дома.
«Художественная форма выходила из себя, - пишет Владимир Бутков, - когда ей намекали, что она на содержании у смысла». По содержанию понимается, как указание на сочетание свойства кармана быть атласным и быть при этом дырявым. Что дает знание логического содержания понятия? По логическому содержанию можно установить, является ли понятие универсальным, т.е. выделен ли в нем весь универсум рассуждения. Через содержание духовной жизни общества можно судить о степени проявления его подлинно человеческой сущности.
Если она наполнена богатым содержанием, то жизнь людей протекает в условиях благоприятной духовной атмосферы и хорошего морально-психологического климата. Но иногда духовная жизнь общества бывает бедной и маловыразительной, а иногда в обществе и вовсе царит бездуховность. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» - сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности - это и есть та самая разруха, в головах взятая отдельно от личности единиц ее составляющих - они являются народностью без всякого религиозного и вообще духовно-нравственного содержания.
Этою последнею своею стороною люди там стоят вне связи с целым - следовательно, тою стороною, которая есть существенный элемент единства и связи в каждой народности. Истина духовная есть там у каждого своя, у каждого про себя, и договор весь основан на взаимном соглашении противоречащих истин, - то есть на взаимном отрицании истины! При этом всё теряет смысл и значение. Ничто не радует. То, что раньше заполняло собой будни, - блекнет и перестаёт интересовать, становясь никчемным и опостылевшим. Что-то подобное может возникать и в глубоких тайниках сердец христиан, протекая у всех по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей той или иной личности. Такое состояние называют «тёмной ночью души», или духовной опустошённостью. Духовная опустошённость возникает также и как следствие жизни без смысла и истинных целей. Если человек живёт только для себя, исполняя свои желания и прихоти или служа ложным ценностям, то в конце пути испытывает внутреннюю пустоту и разочарование. Пустота есть отсутствие содержания, не наполненность, неясность, непонимание, то необъяснимое, что находится за гранью бытия. Да и само понятие бытия отсутствует. Нет мыслей, образов, нет ничего! - если это действительно пустота, то в ней нет ничего, требующего своего выражения.
«Богослужение празднования» заимствует свое содержание из программ, из развлекательных форм поклонения. Богослужение – уже не разворачивающаяся миссия Бога, а различные действия «поклонения» в виде музыкальных или драматических номеров, рассчитанных на развлечение и привлечение внимания целевой аудитории. Такая форма поклонения как программы, является естественным следствием культурной зависимости, ориентацией на просвещение, замкнутости на себе». Сами по себе душевные содержания, сколь бы глубоки они ни были, могут анализироваться бесконечно, они могут дробиться этим анализом на новые и новые «осколки», а в них, в свою очередь, могут обнаруживаться все новые оттенки. Как говорилось выше, реальный смысл им сообщает конечная целостность, в которую они «вливаются». Человеку иногда очень не хочется видеть эту целостность, а тем более называть ее своим именем.
Раз нет содержания, значит, его нужно найти. И вся пропаганда сейчас носом в землю, как курица, роет грязь в поисках хоть какого-нибудь завалявщегося червячка.
Можно иметь чистое сердце и даже иметь большой его объём. Но нельзя допустить, чтобы случилось так, как в известной притче: вычищенный и выметенный дом, но ничем не заполненный. Человек прощён, искуплен, омыт Кровью. Есть чистота, есть объём. Но нет соответствующего содержания. В этом «доме» есть чистое состояние, в этом «доме» есть объём, но нет содержания. Имеется в виду, что содержание можно облечь в разные формы. Тут порой у нас есть выбор. Одно и то же можно сказать спокойно, а можно эмоционально. И тогда оппонент отреагирует в большинстве случаев на "тон", а не на "смысл" сообщения. Практически все уверены, что важнее содержание, а порой за формой выражения, содержания уже и не слышат.
Да конечно форма имеет значение на качество восприятия содержимого, и в известных методах преподнесения информации это нельзя не учитывать. А игнорировать форму в речевом общении, это значит свести на нет качество содержания. Качество эмоциональной составляющей формы в общении обязано учитывать едва ли не столь же щепетильно, как и содержание.
Но на мой взгляд именно содержание «родит» форму. Как не может быть качественных характеристик у объекта, который не существует. Вижу «содержани嬻 - первичным, а «форму» - вторичным. Каким бы ни была форма, мы можем уяснить суть сказанного (т.е. контекст), а вот если содержания нет (нет стержня) то и «декораци謻 вешать не на что. Форма лишь помощник содержанию, но не более.
К сожалению, не все любят или хотят всматриваться в содержание, а надо бы научиться, хотя не всегда просто его рассмотреть. Форма бросается в глаза сильнее и яснее и понять, что именно скрыто под маской, может только проницательный человек. «Успех аптеки зависит от специалистов, работающих в ней - рассказала Виктория Казакова заваптекой, Москва, - в большей степени от работников первого стола. Насколько те будут грамотными, приветливыми знающими. Можно иметь красивый интерьер, большой ассортимент, но если человек не разбирается в нём, не может общаться с людьми, ничего не получится. Обвёртка хорошо, но содержание всегда ценнее и важнее».
Просторечное обозначение балетов, в которых нет литературной фабулы, персонажи не носят конкретных имен, а содержание заключается во взаимодействии музыки и пластики, в том, как сформировано пространство и разворачивается время.
Содержание – это то, что наполняет нечто. Содержание кастрюли – приготовленная пища. Содержание справочника – информация. Песни – чувство, танца общение. Содержание урока – истина, а содержание беседы – идея. Человек волен наполнять бытие индивидуальным содержанием, изменять традиционное наполнение либо опустошать наличное. Можно справочник наполнить воспоминанием, в песню вложить жизненные советы, танец преобразовать в угрозу, а содержание урока низвести к бессмысленному переписыванию: дети жалуются: «всё упражнения, да упражнения – ничего другого. Беседу же наполнить инструкциями. Приведём пример уникального индивидуального содержания жилища. Говорит М.Бежар, известный французский хореограф: «У меня дома всегда пусто – люди удивляются, не понимают, где же моя обстановка. Но неужели люди слепы? Они не видят, у меня яблоку негде упасть – квартира битком набита, в неё не вмещается дружба моих друзей».
«Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал» - /2Кор.11.8/. Павел очень пространно говорил о законности получения служителями содержания от церкви и о долге церкви достойно содержать их, и здесь упоминает о том, что другим церквам причинял издержки, что имел право просить и получать содержание и от коринфян. Однако он отказался от своего права и предпочел лучше унизить себя, собственными руками зарабатывая себе на жизнь, чем обременять их, чтобы возвысить их, то есть побудить их принять Евангелие, так дешево стоившее им. Более того, Павел предпочел получать содержание от македонян, чем жить за счет коринфян. Вполне вероятно, что главный из лжеучителей в Коринфе или некоторые из них были богаты и учили (вернее, обманывали) народ безвозмездно, поэтому могли обвинить апостола или его сотрудников, получавших содержание от церкви, в меркантильности; в связи с этим апостол твердо держался своего решения не брать в Коринфе содержания ни от кого. А разумеет он македонян: будучи весьма бедны, они содержали еще и меня, тогда как я был им в тягость, хотя в излишнем не нуждался, но нуждался в необходимом. Я получал содержание, но не от вас; это составляет действительно величайшее обвинение, тем более, что все это для служения вам; ибо, проповедуя вам и делая ваши дела, я питался от других. Себя содержали сами, как могли, не пользуясь своим правом на миссионерское вознаграждение.
«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования »- /1Кор.9.7-14/, они имеют право на материальное содержание, хотя и не должны требовать его или настаивать на нем». Ту же мысль о своем праве на содержание Ап. Павел подтверждает ссылкою на обычай, повсюду соблюдаемый, по которому воин получает содержание, виноградарь - доход с виноградника и пастух пользуется молоком от своего стада. Примеры эти Апостол выбрал, вероятно, потому, что народ Божий часто изображался у пророков под образами войска, виноградника и стада.
Библейское содержание заслуживает восхищения, во-первых, за ее полноту. Она сжата и содержательна – много сказано в нескольких словах. Требуется большое искусство, чтобы тщательно изобразить два полушария на маленькой карте. Эта краткость является фундаментом или основой теологии. Во-вторых, ее содержание заслуживает восхищения благодаря ее ясности. Она проста и понятна людям всяких умственных способностей. Ясность – это изящество речи. В-третьих, она заслуживает восхищения благодаря своей завершенности, так как включает в себя все основное, о чем мы должны просить Бога или Бог может даровать нам.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности