Для ТЕБЯ - христианская газета

Порог – страж
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Порог – страж



Пороскопия - от греч. poros - отверстие в проёме и skopeo - смотрю – обычный путь раздел дактилоскопии, изучающий возможности и методику отождествления личности.
«Радость там, где у порога не слышны стоны» - /Сергей Есенин/. Выходя за порог, радость взять, не забудьте. Горе – за порог, радость – в дом!
Символ порога и двери уже в устном народном творчестве выполняют функцию границы между пространством «дома» и пространством «простора» и наполняют тем смыслом, который выбирает человек.
«Поразительно, как часто люди не видят того, - пишет Агата Кристи, - что у них лежит под ногами». А под ногами порог - как мост с улицы в дом! Как часто вы переступаете разные пороги в течение одного дня? Бессчетно. Физическое действие перешагивания через пороги не осознается нами, оно давно вошло в двигательный стереотип. Если хотите привлечь удачу, то, переступая порог дома, шепните: «Истина в том, что за этим порогом сила моя». У христианина должен быть какой-то внутренний порог. Порог - как и ворота в целом, олицетворяет проход от внешнего профанного (от греч. pro - прежде и лат. fanum - святилище, храм) к внутреннему (сакральному - от латинского sacralis - священный), пространству, вхождение в новый мир. Связан с определёнными ритуалами и требует особого внимания. «Как все религиозного типа сообщества, - пишет Леонид Леонов русский советский писатель, - церковь еще на пороге храма требует от верующего полного отказа от самостоятельного мышления».
Еще, нужно всегда держать порог и входные двери в чистоте (не забывать мыть порог и подметать, а ручки двери и их самих также по чаще чистить). Когда человек сметает сор с порога своего дома, то для его защиты нужно благословение. Порог мой подметенный, Богом благословленный. Аминь».
«Входная дверь была открыта, - пишет А.Кристи, и просто войти, переступив порог, показалось нам проще, чем звонить, тем более что мы слышали внутри голос». На пороге счастливая порою ранимая любовь. На закате дождливая погода порою и часто ревнивая у порога».
Порог - это слово, называющее брусок, закрывающий проем в полу под дверью. Символ дома (жилища) и начала пути. Порог всегда был символической границей между внутренней, обжитой частью избы и внешним, неизведанным, чужим миром. Он как бы оберегал внутреннее пространство от нечистой силы. Пограничное положение порога обусловило появление запрета сидеть или стоять на пороге, а особенно - здороваться или передавать чего-либо через него.
Порог – это крайне важная часть дома, ведь она находится на его границе с внешним миром. Через него переступают гости, через него проходит внутрь сторонняя энергетика. Это своеобразный барьер, нарушать который крайне не рекомендуется, ведь это может привести к изменению энергетического баланса в самом помещении.
Тогда как это работает в части собственности? Вот представьте, вы спите у себя дома и в три часа ночи слышите поворот ключа в замочной скважине. На пороге появляется человек, например, и говорит: «Здравствуйте, я пришёл к себе домой. Разве у нас не всё общее?». Большое символическое значение приобретает это понятие в вошедших в обиход речевых оборотах («на пороге зрелости», «на пороге сознания» и др.), очевидно в связи с упоминавшейся верой в наличие «хранителей порога», Во многих культурах принято считать, что в нем обитает его покровитель, «хранитель порога», которого нельзя обижать. Невесту, перед тем как она впервые войдет в дом, где будут жить молодожены, переносят через порог, очевидно для того, чтобы обмануть «хранителя», внушить ему, что она здесь жила и раньше. «Хранитель порога» имеет силу останавливать непрошеных пришельцев, как, У славян эта часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с порогом, как с пограничным и потому опасным местом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться, или наступать на порог, здороваться, или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на пороге, иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через порог.
Собственно духовная слепота приводит к тому, что человек внешне, делая и выглядя как верующий, «христианин» всё исполняющий, на самом деле становится в один ряд с богоубийцами – фарисеями, принимает дух антихриста. Человек, не способный различить показное лицемерное служение Богу, «волка в овечьей шкуре», с легкостью примет антихриста. Антихрист – величайший актер, который обманет весь мир. За маской доброты, любви, благочестия будет скрываться ужасающий зверь, богопротивник, человеконенавистник. Почему люди примут его? Да потому что они уже давно приняли его своим духом. И дух антихриста – это лицемерие. Сама апостасия, отступление от Бога произойдёт именно в тот момент, когда «тайна беззакония», отступление произойдёт внутри Церкви. Когда тот невидимый порог внешне верующих, лицемеров, фарисействующих превысит тех, кто искренно верит в Бога.
Бытовой этикет и ритуалы при вступлении в дом или уходе из дома предполагают особое почитание порога. Перед порогом следует остановиться. Помолиться, особенно при входе в чужой дом «Без Бога — ни до порога»; гостя встречают за порогом и пускают перед собой в дом. Через порог с пришедшим не здороваются, не прощаются, не подают руки, не беседуют, не передают предметы, не входят вдвоем, на порог не наступают и т. д. При отправлении в путь перед порогом присаживаются. Стучат три раза правой рукой по порогу или двери на счастье, наступают на порог правой ногой, полесский приговор перед дальней дорогой: «Боже матка на пороги, а Спаситель у дороги». Последние слова путника, обращенные к остающимся в доме, могут быть сказаны только перед порогом (рус.). Провожая сына в армию, его близкие разбивают посуду на пороге, чтобы он поскорее вернулся домой. Если рубить что-нибудь на пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у пороге. Чтобы не занести в дом злыдней, нельзя мести веником от порога, а если мести пол к порогу, можно вымести злыдней из хаты. Чтобы освободиться от «уроков» (сглаза), били метлой по порогу дома.
Израильский священник должен был носить пришитые к краю одежды золотые колокольчики, «дабы слышен был от него звук, когда он будет переступать порог во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть» - /Исх. 28.35/.
Древние славяне считали, что, когда человек подаёт какие-то вещи через порог, он передаёт вместе с вещью свою силу и удачу. Так как порог отделяет два мира, то, если стоять между ними, люди могут поссориться. «В спешке годов и свои утешенья есть. После трудов хорошо у порога присесть» - /К.Ваншенкин/ Присесть на дорожку дальнюю и в тишине у порога подумать. Всем известно выражение «на пороге новой жизни». Оно подразумевает, что наступило время перемен, и ассоциируется с радостным и неизведанным пока будущим.
Сказочные символы помогают выразить то, что хочет раскрыть сказитель. Например, в сказке «Колобок» надоело колобку лежать - он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол - да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше. Порог – это выход в другой мир, полный тайн и открытий. Этот символ положительно характеризует сказочного героя, который теперь не пассивно себя ведёт, а активно, а также является завязкой действия, то есть выполняет композиционную функцию.
В «Сказке про Василису Премудрую» поднялся Иванушка на крутое крыльцо, отворил дверь скрипучую. «Дверь скрипучая»- символ чуждого человеку мира, мира Бабы-Яги. В другом эпизоде этой сказки «выломали» слуги царя дверь – это проникновение в мир добра, света и тепла, где жила Василиса Премудрая, желание его уничтожить.
А вернулся домой Иванушка, видит: стоит на пороге девица-красавица. Но народная примета гласит, что нельзя на пороге гостей встречать. А если такое произошло, значит, события будут развиваться неожиданным образом, то есть порог, как символ, предвосхищает их. Повествование строится на последовательности событий, и эпизоды, связанные с дверью и порогом, являются кульминационными. Так и произошло, девица - красавица оказалась Василисой Премудрой и вернула память Иванушке.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин тоже использовал символ порога: «Глядь: опять перед ним землянка: на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто». Порог здесь понимается как возвращение к прошлому образу жизни, состоянию души, как наказание за жадность, как развязка событий.
В небольшом рассказе Н.Сладкова «Осень на пороге» слово «порог» употреблено в самом начале текста: «Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?» Символ порога – это конец тёплых дней, счастливой и беспечной жизни в лесу и наступление холодной и голодной поры. Порог – это проверка готовности, он даёт настрой всему тексту, передаёт волнение, напряжение и тревогу лесных жителей. Если осень у порога, значит, может произойти что- то неприятное: ведь нельзя же гостью встречать на пороге.
Но мудрый ворон предупредил эти события и проверил готовность каждого к зиме. Рефреном звучит слово «откликнулись» от всех лесных жителей. «Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала». Рассказ имеет кольцевую композицию благодаря символу «порог», который использован как завязка возможного конфликта осени и обитателей леса и как благополучная развязка, потому что тревожное настроение сменилось уверенным спокойствием.
Подобная функция порога прослеживается в стихотворении Н.Самойлова «Зима к концу, март снова на пороге. Скворцы еще готовятся в дорогу». Но здесь настроение радостное, потому что снова начнётся волнение, суета, жизнь проснётся, чувства оживут. Лирический герой войдёт в новое пространство как реальное, так и душевное.
«Русский дом полон значения и каждая деталь в нём носит не только практический, но и практический характер. Одним из таких важных мест в доме всегда был порог. Наряду с дверью, замком, нарисованным мелом или вырезанным крестом и другими оберегами, порог образует непреодолимое препятствие для нечистой силы. В повседневной жизни не разрешалось садиться или вставать на порог, здороваться через него. Согласно обычаю, молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться порога, поэтому её подчас и вносят на руках. В народной медицины с порогом связывается идея преодоления болезни и избавление от страдания. Так, при боли в спине или пояснице человек ложился на порог, а младший в семье ребёнок, мальчик, клал ему на спину веник и легонько как бы рубил топором. При этом происходил обрядовый диалог: «что сечешь?» - «рубеж, граница (болезнь) секу». Секу по мере сил и уменья, чтоб век не было». А в Курской губернии роженицу трижды переводили через порог избы, чтобы ребёнок скорее родился».
«Оставлять обиды за порогом. Еще, нужно всегда держать порог и входные двери в чистоте (не забывать мыть порог и подметать, а ручки двери и их самих также почаще чистить). Когда человек сметает сор с порога своего дома, то для его защиты нужно читать слова заговора: «выметаю хвори, проблемы, порчи и корчи, Сглазы принесенные и нанесенные. Порог мой подметенный, Богом благословленный.
«В это время, как Мардохей сидел у ворот царских, два царских евнуха, При дворе царя Артаксеркса между прочими были два евнуха – Гавафа и Фарра, оберегавшие дворец, или порог царский, которые из ненависти к Мардохею, удостоенному от царя чести сидеть у ворот царских, решились наложить руку на царя. Мардохей узнал об их намерении и чрез Есфирь довел о том до сведения царя. Дело было исследовано и найдено верным, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса… и найдено записанным там, как донес Мардохей на Гавафу и Фарру, двух евнухов царских, оберегавших порог, которые замышляли наложить руку на царя Артаксеркса» - /Есф.2.21; 6.2/.
«И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень» - /4Цар.12.9;22.4; 23.4; 2Пар 34.9/.
«Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» - /Пс.83.11/. Предпочитая место поклонения всем другим местам: «…лучше быть у порога, то есть занимать самое низкое положение в доме Божием, нежели жить, как господин, в шатрах нечестия». Желали быть самыми последними, презираемыми («у порога в доме Божием»), но только быть во дворе храма, по словам Феодорита, любил храм Божий, что даже стоять у порога его. Если б это случилось, и покрываться пылью у врат его и лежать на полу и низшем месте, он предпочитал по причине подававшегося там освящения обитанию и славному сидению с честью наперед в домах грешников и злых людей. Чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью. Фарисеи любили свои синагоги и заботились, чтобы у них там были места на возвышенности /Мат.23.6/, чтобы они производили впечатление. Но святой Давид не добивается этого; если бы его допустили хотя бы к порогу, то он сказал бы: «Господин, хорошо здесь быть». Некоторые читают это место так: «Я предпочел бы быть прикрепленным к косякам дома Божьего, чем жить свободно в шатрах нечестия». Имеется в виду закон о рабах, которые в случае отказа выходить на свободу должны были проколоть свое ухо у двери, /Исх.21.5.6/.
Давид так сильно любил своего Господина и свое служение, что желал навсегда быть привязанным к этому служению, стать более свободным, чтобы совершать его, но никогда не освобождаться от него, предпочитая узы долга свободе грешить.
Незнание сущности небесных наград приводит некоторые верующих к «богословию порога». Они говорят: «Нам бы только попасть на порог Царства Божьего и достаточно». Это показывает, как мало ценят будущие блага наши верующие. Если бы они узнали о том, чем на самом деле являются небесные награды, то многие христиане, любящие Господа, страстно захотели бы их получить, а «богословие порога» осталось бы предосудительной отговоркой ленивых и маловерных.
Как раз для тех, кто только переступает порог христианской церкви, готовится принять крещение или намеревается идти впервые к Богу. Наша задача скромней – встретить входящего у порога храма, взять его за руку и благожелательно отворить ему двери в мир, где небо нисходит на землю, где прощаются грехи и Бог встречается с человеком.
Любой, кто оказался на пороге переосмысления содержания своей духовной жизни резонно опасается попасть в церковную карикатуру «заблудшего», «охладевшего» и т.п. Оттого для большинства начинающих христиан, обновление, безусловно, всегда болезненный процесс. Незнание сущности небесных наград приводит некоторые верующих к «богословию порога». Они говорят: «Нам бы только попасть на порог Царства Божьего и достаточно». Это показывает, как мало ценят будущие блага наши верующие. С давних времен порогу, который ведет в дом, люди уделяли особенное внимание. Они полагали, что порог считается границей между домочадцами и внешним миром.

Источники: Библия. Синица Даниил, ученик 7в класса, ГБОУ школы №477. Руководитель: Морозова Любовь Андреевна.

.









Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 731 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Якорь надежды - Буравец Валерий

Рожденный от воды и Духа - Николай Николаевич

Чудеса - Королёва Ольга

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Причудлив инея узор - Людмила Солма

Крик души :
Задумайся - Раиса Дорогая

Поэзия :
Приметы - Александр Кожохин

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100