Как это всегда бывает в историях великих произведений, есть смысл на поверхности, а есть подводные течения. Поверхность корабль, а внизу – якорь надежды. Якорь — один из символов плавания по морям или океанам. Он помогает путешественникам следовать курсу, не сбиваясь с него, противостоять порывам стихии, а в более широком смысле — оставаться верным своим принципам независимо от внешних обстоятельств. От надёжности якоря зависит жизнь корабля. Не забывали о якоре и русские писатели-классики. Например, И.С. Тургенев писал: «Наша жизнь не от нас зависит; но у нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься – чувство долга».
«Есть люди, которым стать на якорь просто не суждено. О, скажи, его спрятал куда ты? Запер злато в дубовый сундук я давно, Потопил его в водах залива, - Там лежит, словно якорь надежд, встав на дно, И укрыто надежно на диво» - /Агата Кристи - мастер - детективов/. У Шиллера крылатый пловец стремится к «грани мироздания»: над бездной возникших из мрака миров несется челнок мой на крыльях ветров. Проплывши пучину, свой якорь закину, где жизни дыхание спит, где грань мирозданья стоит». Не всё кораблю бегать туда-сюда по волнам. Наступает момент, когда для удобства мореплавателя он должен застыть неподвижно – либо у причала, либо неподалеку от берега. Но вечно неспокойные волны, течения и ветер могут заставить судно дрейфовать, куда стихиям угодно. На этот случай многие и многие тысячи лет назад было придумано средство – якорь. Назначение якоря, конечно же, заключается в том, чтобы крепко удерживать корабль на одном месте, когда из-за ветра и течения он может сбиться с курса или попасть в опасную ситуацию. Бог дал нам определенные истины для того, чтобы мы могли в нашем разуме постоянно пребывать в истине, святости и терпении. Другими словами, чтобы мы всегда могли быть рядом с Ним.
«Как же я раньше не замечал, - говорит Леван Тодадзе, как мы с ними схожи? Я блуждал как одинокий фрегат в поисках своего берега, искал ту пристань, где я смогу встать на якорь, но теперь я понял, я вовсе не похож на тот одинокий корабль в океане. Я – Ветер». Так ли это? Талисман стабильности якорь но, многие христиане в море жизни пренебрегают якорем. «В море без якоря не выходи. Над судном без якоря беда висит.
Существуют легенды, в которых рассказывается, как морские девы, киты или другие добрые силы вручили тонущему после кораблекрушения человеку «спасательный круг». Одним из таких знаков «спасения» был якорь.
«Жизнь – как море она – всегда исполнена бури.
Зорко смотри, человек: буря бросает корабль.
Если спустится мрачная ночь – управляй им тревожно,
Якорь спасенья ищи – якорь спасенья найдешь…
Если же ты, человек, не видишь конца этой ночи,
Если без якоря ты в море блуждаешь глухом,
Ну, без мысли тогда бросайся в холодное море!
Пусть потонет корабль – вынесут волны тебя!» - /А.Блок/
Есть версии мифов, повествующие о том, что человек, который хочет обрести безопасность на воде, должен сам себе сделать якорь, например - высечь его из камня. Только тогда суровые владыки морской пучины обратят внимание на твердость характера и волю человека, ведь каждый знает, что твердый характер уважают даже гневные морские боги. Характер и воля должны быть такими же несокрушимыми, как тот материал, из которого высечен якорь.
Держись сильней за якорь — якорь не подведет. Выбрать место для постановки на якорь — почти искусство, приходящее с опытом. На якорь обычно встают на анкридже — специальном месте, обозначенном на карте или в лоции — и часто это не очень красивые места около крупных поселений. Или на не обозначенном, а передаваемом изустно от одного путешественника к другому, как большой секрет. И, скромная фраза «Вход в лагуну около трех кривых пальм, грунт хорошо держит якоря» говорит опытному человеку больше, чем толстенный туристический буклет с картинками.
Чтобы сохранить нас от крушения. Почему судно должно быть надежно закреплено? Самая важная причина — чтобы сохранить его от крушения искушений. Церковь стоящая не закреплённая, может нестись по волнам жизни. Корабль может не нуждаться в якоре в спокойных водах, когда в открытом океане небольшой дрейф не вызовет серьезных проблем. Но бывают такие погодные условия, когда якорь становится абсолютно необходимым. Когда шквальный ветер изо всех сил дует в сторону берега, и судно не может держаться курса, подвергаясь опасности быть выброшенным на каменистое побережье, якорь становится дороже золота. Если корабль по какой-то причине невозможно поставить на якорь, то через некоторое время от него не останется ничего, кроме нескольких обломков. Корабль разобьется в щепки, а все матросы утонут. В такую погоду необходимо как можно скорее бросать самый крепкий якорь, чтобы корабль мог противостать ветру.
Якорь также необходим для того, чтобы судно не потерпело бедствие, потому что даже если оно и не разобьется, весьма неприятно быть гонимым из стороны в сторону, то на север, то на юг, в различных направлениях порыва ветра. То же самое происходит с человеком, и с церковью который попадает под контроль внешних обстоятельств и в результате оказывается совершенно несчастным. Его носит по воздуху, словно перышко на ветру, или гонит по земле бурей, словно «перекати-поле». Законы термодинамики ....время плывёт, как корабль, величественно и неумолимо. А без якоря нет - ещё никому не удалось остановить корабль хотя бы на короткий срок. Нам нужен якорь, чтобы удерживать нас, дабы мы оставались в мире, и нашли покой для своих душ. Я прославляю имя Бога за то, что у нас есть непоколебимые и верные истины, которые были непреложно нам подтверждены. Эти истины могущественно действуют в разуме, чтобы он не поддавался ни на какие атаки страха и смущения.
Древние греки назвали железный якорь словом - «анкура», происходившим от корня «анк», что по-русски означает «крюк», «кривой» или «изогнутый». Таким образом, слово «анкура» можно перевести на русский язык как «имеющий кривизну» или «имеющий изогнутость». Кто знает, может быть, первые железные якоря и впрямь походили на большие крюки! В русский язык слово «якорь» перекочевало из древнегреческого языка, в котором встречается греческая форма «анкура», позже перешедшая в «якорь».
В древнем мире якорь был символом надежды. Применение такого образа в высшей степени загадочно. Якорь является частью корабельного снаряжения, которая обыкновенно не используется до конца плавания. Если якорь пускают в ход прежде, чем путешествие заканчивается, то это наводит на мысль, что навигация, осуществляемая в обычном порядке, не приносит пользы. Прочтя контекст, в котором слово «якорь» упоминается единственный другой раз в Новом Завете, мы сможем лучше понять его роль.
Эпиктет говорил: «Судно никогда не должно довольствоваться одним якорем, в жизни должна быть не только одна надежда». А Пифагор говорил: «Богатство - плохой якорь; слава - еще ненадежней. Какой же якорь прочен? Мудрость, великодушие, смелость - вот якоря, которые могут устоять в любой шторм». Автор Послания к Евреям утверждает, что христианам дана величайшая в мире надежда: «Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» - /Евр.6.19/. Эту надежду мы имеем, как якорь. Ибо, как тот якорь во время бури дает устойчивость кораблям, так и надежда делает твердыми и терпеливыми людей колеблющихся под влиянием искушений. Не просто сказал: якорь, но: безопасный и крепкий. Ибо бывает якорь, который не сохраняет устойчивости корабля, или, когда он испорчен, или, когда он очень легок. Совершенно справедливо он вспомнил не об основании, а о якоре. Потому что основание прилагается к людям весьма твердым и любомудрым, а якорь - к подвергающимся буре, какими были те, будучи обуреваемы искушениями.
«Какую пользу должны извлекать для себя дети Божии из их надежды и утешения, из той ободряющей и утешающей надежды на вечное блаженство, которую даёт им Бог. Эта надежда является и должна быть для них «как бы якорь безопасный и крепкий»-/19/. Находясь в этом мире, мы подобно кораблям в море, подвергаемся опасности потерпеть крушение. Наши души это корабли. Утешение, чаяние, добродетели наших душ – это драгоценный груз, каким нагружены эти корабли. Небо – наша гавань, куда мы плывём. Искушение, преследования и бедствия, встречаемые нами на пути, - это ветры и волны, угрожающие нам кораблекрушением. Нам необходим якорь, чтобы надежно держать нас, иначе мы будем в постоянной опасности. Нашим якорем является надежда; в дни борьбы надежда – наш шлем, а во время прохождения через штормы этого мира наш якорь. Это безопасный и крепкий якорь, т.к. иначе он не мог бы уберечь нас. Во-первых, он безопасен, т.е. надежен, по самой своей природе ибо надежда производится в душе Самим Богом. Эта добрая надежда не обманчива, сотканная из паутины, но крепкая и прочная, как истинное произведение Бога. Во-вторых, это крепкий якорь, он хорошо держит, он заброшен на скалу. Скалу веков. Он закрепляется не в песках, но входит во внутреннейшее за завесу и крепится за Христа. Христос является предметом надежды верующего, крепким якорем для души его» - /М.Генри/
В древнем мире якорь был символом надежды. Эпиктет говорил: «Судно никогда не должно довольствоваться одним якорем, в жизни должна быть не только одна надежда». А Пифагор говорил: «Богатство - плохой якорь; слава - еще ненадежней. Какой же якорь прочен? Мудрость, великодушие, смелость - вот якоря, которые могут устоять в любой шторм». Автор Послания к Евреям утверждает, что христианам дана величайшая в мире надежда. В раннехристианском искусстве якорь являлся символом надежды. Источником для возникновения этого образа послужило Послание к евреям св. Апостола Павла. Где мы можем найти следующие слова: «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека…» - /6.17-20/. Таким образом, якорь является для нас атрибутом персонифицированной надежды на спасение во Христе Иисусе от вечной смерти.
«Моряк, заметив, что скоро буря грянет, быстро якорь бросает и судно спасает. Так и душа, окрепнув Божьим утешеньем, уж не поддается горю, страху и смятеньям» - /В.X. фон Хохберг/. «А когда наступила четырнадцатая ночь, как мы носились по Адриатическом море». Когда церковь Божья подобно этому кораблю, оказывается в положении: бедной, бросаемой бурей, безутешной, когда оказывается некому вывести её из всех блужданий по морю. «Около полуночи моряки стали догадываться, что приближается к ним какая-то земля. И вымеряв глубину, нашли двадцать сажен; потом, на небольшом расстоянии, вымеряв снова, нашли пятнадцать сажен. И опасаясь, как бы не попасть нам на каменистые скалы, они, бросив с кормы четыре якоря, напряженно ждали, ожидая наступления дня» - /Деян.27.27-29/. Но пусть они сделают то, что сделали эти мореплаватели – бросят якоря и станут ожидать наступления Божьего дня.
Каким образом наш божественный якорь может держать нас так крепко? «Которая (надежда) для души есть как бы якорь безопасный и крепкий»-/Евр.6.19/. В этом месте Писания, несомненно, говорится о природе надежды. Евангелие — это не хитросплетенная басня. Всемогущий Бог Сам произрек его. Это собрание фактов, это чистая, безусловная истина, несущая на себе великую печать Самого Бога. Поэтому и этот якорь надежен. Он никогда никуда не двигается с предназначенного места, ни при каких обстоятельствах. Он надежен в своей природе и крепок в использовании, поэтому он безопасен для практического применения. Если вы поверили в Христа ради вечной жизни и ожидаете, что Бог будет верен Своему Слову, не чувствуете ли вы, что ваша надежда поддерживает вас в вашей вере?
Якоря также являются символом надежды, как в духовном, так и в мирском смысле. Надежда служит якорем, прочно прикрепляющим нас к вере во всех бурях и напастях. Как мы уже убедились, надежду следует рассматривать не как какое-то «убежище», а скорее как некую цель, к которой нужно спешить. Теперь же эта надежда уподобляется якорю.
Почему о надежде говорится как о якоре для души? Почему не для духа? Слово «твердое утешение»- /Евр.6.18/ встречается и в Евр.3.6: «если сохраним твердыми до конца дерзновение и похвалу надежды». Оно присутствует и там, и там, чтобы отразить характеристики якоря - самого по себе и при использовании. Сам по себе якорь «тверд», в употреблении он «надежен», «а надежда не постыжает».
Назначение якоря, конечно же, заключается в том, чтобы крепко удерживать корабль на одном месте, когда из-за ветра и течения он может сбиться с курса или попасть в опасную ситуацию. Бог дал нам определенные истины для того, чтобы мы могли в нашем разуме постоянно пребывать в истине, святости и терпении. Другими словами, чтобы мы всегда могли быть рядом с Ним. Один из величайших психиатров 20 века Виктор Франкл сказал: «Христианство даёт человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности в себе, которое он не может нигде больше найти». Аллегорическое использование образа якоря души приводит нас к грекам-мореходам, для которых якорь служил символом надежды. Раннее христианское искусство изобилует якорями, и всегда они обозначали спасение и надежду. Они служили излюбленным украшением гробниц язычников, христиан и язычников, недавно принявших христианство. Неудивительно, что якорь стал так любим, учитывая надежду на жизнь после смерти, которую он давал. В древнем мире якорь был символом надежды. Эпиктет говорил: «Судно никогда не должно довольствоваться одним якорем, в жизни должна быть не только одна надежда». А Пифагор говорил: «Богатство - плохой якорь; слава - еще ненадежней. Какой же якорь прочен? Мудрость, великодушие, смелость - вот якоря, которые могут устоять в любой шторм».
Подобно «якорю души», Христос не имеет соперников. Любые другие материальные и философские якоря, что мы бросаем, в конце концов, приведут нас к крушению. Только Иисус хранит нас.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Ч.Сперджен – проповедник.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности