Греческого слова «дикеосини», которое на греческом языке означает – справедливость (dike) как важнейшая основа мироустройства и одна из главных добродетелей.
Безумно искать справедливость, исходя из ненависти к другим церквям, ибо ненависть завистлива, она ведет не к справедливости, а к всеобщему уравнению. Безумно искать справедливости в перевороте в точке, из которой она ушла, движение по кругу, ибо переворот дышит ненавистью и местью, она слепа, она разрушительна, она враг справедливого неравенства. Неравенство справедливо, если оно обусловлено нравственно и юридически обоснованными различиями.
Даёт нам основание утверждать, что «все новое - это хорошо забытое старое», и в этом смысле, истории также сложно избежать абсолютной новизны, как людям - ошибок прошлого.
С правед - «ПРА» - в значении первые, «Веды» в значении - ведать или знать правду. Вынос с собой - выносливость к совершенству. Длинный вынос помогает сохранять баланс в гору, но при этом совсем не годится, когда переднее колесо надо выдернуть, если только ваш вынос не повернут вверх, как на триальных велосипедах. Триал – это настоящее испытание на прочность не только для спортсмена, но велосипеда и основных его узлов. Те в свою очередь имеют и точность в управлении, и могут легко задирать переднее колесо. Триал – спорт совершенства.
«Способ запряжки лошадей, когда одна или несколько из них припряжены сбоку или спереди. «Возок четверней на вынос» - /Салтыков Щедрин/. «Один конь под выносом» - /Даль/. Очень тихая лошадь, с небольшим выносом ног вперёд, при котором передние ноги медленно и красиво поднимаются вверх, а задние сильно подведены под корпус.
В Новом Завете «справедливая правда Божия» достигает своей полноты в любви, с которой Бог отдал Сына Своего для спасения человечества. Каждый, кто желает, может получить оправдание, которое заслужил для нас Христос, наш Спаситель. Это оправдание есть одновременно дар Божий и долг для каждого человека. «Правда человека» есть ответ человека на любовь Божию во Христе; ответ, объединяющий любовь к Богу и любовь к ближнему. Человек обязан любить Бога, воздавать Ему должное поклонение и почитание, как выражение любви. Это долг, основанный на справедливости, хотя человек и не может воздать равноценно Тому, что он получил. «Что воздам Господу за все благодеяния его ко мне?» - воскликнул псалмопевец /Пс.115.3/. Совершенство справедливости состоит в том, что «обладание ею позволяет делать добро также и другому, а не только себе самому ценность в том, что, следуя принципу справедливости, человек «делает добро другому, ибо это труднее».
Любовь к Богу неотделима от любви к ближнему, и любовь к ближнему неотделима от справедливости. Поскольку каждый человек есть видимый образ невидимого Бога и брат Христа, Христианин находит в каждом человеке Самого Бога с Его абсолютным требованием справедливости и любви. Любовь к ближнему и справедливость – не отделимы. Любовь, прежде всего, есть абсолютное требование справедливости, т.е. признание достоинства ближнего и его прав. С другой стороны, справедливость достигает своей внутренней полноты в любви.
Человек получил задание управлять миром в святости и справедливости, и в правоте души производил суд!» - /Прем. 9.2.3/. Церковь на протяжении веков изложила в свете Евангелия и провозгласила, особенно в последние времена, принципы справедливости и равенства, требуемые здравым разумом, как для личной и социальной жизни, так и для жизни церковной. В свете учения церкви Христианин должен быть справедливым в отношении каждого человека, уважать его достоинства и законное права. Под внушением любви он трудиться на благо возрастания справедливости и братства в мире, дабы человеческая жизнь на земле была преддверием в блаженную жизнь на небе.
«Но дело в том, что отправной точкой в этом восхождении по ступеням совершенства является именно справедливость. Высокий уровень справедливости – пишет Николай Сомин – этика - значит, общество здорово и, значит, оно может решать и другие задачи всевозможные: и материального благополучия, и сохранения природы, и освоения космического пространства, и мало ли что оно ещё захочет. Если уровень справедливости низкий — это больное общество. Это общество нездоровое. В таком обществе плохо людям жить».
«Мне говорили ,- говорит Ю.Олеша – писатель,- о справедливости. Мне говорили: нищета добродетель, заплатанное платье прекрасно, нужно быть справедливым. Нужно быть добрым и не презирать бедных. Когда произошла революция, передо мной встала величайшая человеческая справедливость – торжество угнетённого класса. Тогда я узнал, что не всякое заплатанное платье прекрасно и не всякая нищета – добродетель. Тогда я узнал, что справедливо только то, что помогает раскрепощению угнетённого класса. Об этой справедливости ни слова не сказали мне те, кто учил меня как жить. Я должен постичь её сам – умом. А что вколотили в мой ум? Мечту о богатстве, о том, что нужно заставить общество склониться перед собой». «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот … справедлив» - /Иов.1.1/. Он был справедлив по отношению к Богу и людям: верен своим обещаниям, тверд в решениях; он оправдывал оказанное ему доверие и проявлял сознательность во всех своих делах и словах. Хотя Иов и не принадлежал к Израилю, о нем можно сказать: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
В его сердце господствовал страх Божий, которым Иов руководствовался в своем поведении. Именно благодаря таковому он стал непорочным и справедливым, всецело преданным Богу, верным и непоколебимым в религии, усердно и неукоснительно исполняя свой долг. Господь поступает справедливо без принуждения. Справедливость проистекает от Божьего естества. Люди поступают несправедливо, если их подкупили или заставили. Бога, благодаря Его справедливости, невозможно подкупить. Господа невозможно заставить, благодаря Его силе. Он действует справедливо из любви к справедливости. «Ты возлюбил правду» /Пс.44.8/.
Справедливость - это совершенство Божьего естества. Аристотель сказал: «Справедливость заключает в себе все добродетели». Говоря, что Бог справедлив, мы подразумеваем, что Он - само совершенство. Все достоинства встречаются в Нем, как линии в точке пересечения. Господь не просто справедлив, Он - сама справедливость».
Что такое справедливость? С точки зрения людей под справедливостью чаще всего понимается лишь неукоснительное соблюдение установленных законов и правил. В одной книге говорится, что справедливость связана с законами, обязательствами, правами и обязанностями; она заключается в том, чтобы судить беспристрастно, давая каждому то, чего он заслуживает. Но справедливость Бога подразумевает гораздо больше, чем просто формальное соблюдение правил из чувства долга.
Чтобы лучше понять всю глубину справедливости Бога, исследуем значение соответствующих слов в языках, на которых писалась Библия. В еврейских Писаниях в основном используется три слова. Одно из них можно перевести как справедливость, оно также может означать поступать правильно. /Быт.18.25/. Два других слова часто переводятся как «праведность» и «правда». В христианских греческих Писаниях слово, переводимое как «праведный», означает «справедливый, отвечающий нормам нравственности». То есть, по сути, это понятие равноценны.
«Если ты, рассуждая о справедливости, Мо-цзы (Мо Ди), считаешь, что убить одного человека несправедливо, а убивать множество невинных людей справедливо, то это нельзя назвать знанием рода, знанием того, о чем идет речь». «Не правда, ли, ужасная несправедливость, что этой новой жизнью наделяются только те, которые имели возможность услышать о Христе и поверить в Него? Однако Бог не сказал нам, как Он собирается поступить с остальными людьми. Мы знаем, что ни один человек не может спастись иначе как через Христа, но нам не сказано, что только те, которые знают Его, могут спастись через Него. Так или иначе, если вас волнует судьба тех, которые остаются за бортом, самым неразумным было бы оставаться там самому» - /Клайв Льюис/.
Толковый словарь Ожегова Справедливость, категория морально правового и социально политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью… … Современная энциклопедия Справедливость - категория морально правового и социально политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных… … /Большой Энциклопедический словарь/
Справедливость в праве является воплощением идеи надлежащего равновесия: честный суд, которым, среди прочего, достигается надлежащее равновесие между способностью ответчика установить невиновность и… … Справедливое отношение к кому - нибудь, беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. Отдать справедливость кому признать за кем, какие - нибудь достоинства.
По вышеперечисленным причинам Аристотель определил справедливость как «присуждение человеку того, что ему положено». «Положенное» может быть обусловлено этическими обязательствами или некими предварительными соглашениями. Если человек наказывается более сурово, чем того требует совершенное им преступление, наказание будет несправедливым. Если же виновный понес более мягкое наказание, чем он того заслуживает, мера воздействия также будет несправедливой.
Мы каждый день слышим слово справедливость. Оно звучит в частных беседах, на официальных деловых встречах, в разговорах, касающихся законодательной деятельности, и в приговорах, которые выносит суд. Однако, несмотря на частоту употребления, это слово приводит в недоумение философов, которые пытаются найти ему соответствующее определение.
Иногда мы приравниваем справедливость к тому, что человек получает по заслугам. Мы говорим о людях, которые понесли справедливое наказание или были вознаграждены по справедливости. Но награда не всегда присуждается в соответствии с заслугами человека. Предположим, на конкурсе красоты объявляют о награждении самой красивой девушки. «Красавица» получит награду не потому, что каким-то образом способствовала тому, чтобы стать красивой; ее заслуги в этом нет. Скорее справедливость здесь заключается в том, что приз по праву получает действительно красивая девушка. Если же судьи отдадут предпочтение (по политическим соображениям или в результате подкупа) девушке, которую нельзя назвать самой красивой, их решение будет несправедливым.
«Справедливость, как функция далеко взирающей силы, которая проглядывает над мелкими перспективами добра и зла, также имеет более широкий горизонт пользы – намерения обрести нечто, что более чем эта или та персона». Итак, справедливость и сила состоят друг с другом в необходимой связи. Но чем другим может быть эта величайшая сила, иначе, чем силой целого? Справедливость это только другое слово для обозначения наличия этого целого, которое, чтобы быть вовеки веков силой, сохраняется вовеки веков в равновесии, и которая сохраняется в равновесии только для того, чтобы во веки веков быть вовлеченной в борьбу всех качеств. Итак, воля к власти это только другое обозначение высочайшей справедливости. Человек не познает, так как он обладает сознанием – сознание это только средство – но он познает, то есть он имеет отношение к целому, так как в нем воля к власти среди всех существ достигает кульминации, так как он в наибольшей степени приближается к вечной справедливости.
Слово «правда-справедливость» стоит в центре вполне определенной группы слов, выражающих по-русски понятия «праведный», «справедливость», «оправдывать», «оправдание». Но быть справедливым это все-же занимать позитивную позицию: «Активный, предприимчивый, агрессивный человек на сотню шагов стоит ближе к справедливости, чем реактивный, так как справедливость может быть чем угодно, но только не тем, к чему бы ее хотел свести реактивный человек: средством к прекращению борьбы, к снятию противоречий, к миру. Правовой порядок, который не был бы средством в борьбе структур власти, но средством против всякой борьбы вообще, Ницше называет принципом, враждебным жизни, разрушительным и губительным для человека, признаком усталости, тайной тропой в-никуда. Именно эта мораль, которая учит идти этой тайной тропой, мораль добрых и справедливых, которая заключает в себе опасность для будущего всех людей: Наконец справедливость это добродетель последнего человека: «И когда они говорят: я справедлив, это звучит всегда также: «я отомщен!» одолеваемый чувством мести человек, человек, таящий, затаенную обиду, хочет, чтобы все люди были одинаковыми. Но Заратустра учит: «люди не равны, так говорит справедливость». Неравенство и борьба являются предпосылками к справедливости. Эта справедливость не властвует над миром, над давкой борющихся сторон, она не знает ни вины, ни ответственности, ни судебных процессов, ни обвинительных приговоров: оно имманентна борьбе.
Поэтому она невозможна во вселенной где царит мир. Справедливость может быть только там, где силы свободно смешиваются друг с другом. В противоположность этому Ницше видит: благодаря борьбе справедливость каждый раз принимает новый облик, борьба это мать всех вещей, она делает господина господином и раба рабом. В борьбе обнаруживается, кто благороден, а кто нет: благодаря врожденному мужеству господин становится господином, и благодаря своей трусости раб становится рабом. Именно в ней находит свое выражение вечная справедливость: она соединяет и разъединяет, она определяет порядок в мире, она устанавливает все ранги. Так выводит из ключевой идеи греческо-германской метафизики свое великое учение: не существует единой морали, но есть только мораль господ и мораль рабов. Не благодаря внешнему акту устанавливается справедливость, но она сама устанавливает себя через свои деяния. Если главная работа Шопенгауэра носит название «Мир как воля и представление», так и главная работа Ницше могла бы носить название: «Мир как деяние и справедливость», или короче и выразительно: «Мир как борьба». Последнее название является только другим поворотом в сторону невинности становления. Невинность заключается в том, что нет деятеля для всех дел, но что-то происходит, у чего нет субъекта, цели и причинно-следственной взаимосвязи. То, что мы с этим толкованием находимся на верном пути, показывает нам короткая запись, наполненная немыслимой духовной энергией: «Справедливость как созидающий, производящий, разрушающий способ мышления, по причине переоценки ценностей: величайший представитель самой жизни» - /Ф.Ницше/.
«Справедливость торжествует всегда! Просто человеческая жизнь слишком коротка, чтобы дождаться этого!»
«Русская душа, русская мечта – пишет А.Проханов, это грёзы о справедливости. Всё это - мечта об идеальном бытие, имя которому - справедливость.
Справедливость самоочевидна в совершенстве, а совершенство Бога исключает любую возможность дисгармонии.
«Римскому судье сказано: «Когда ты судишь людей, помни о том, что однажды ты сам предстанешь перед судом Правителей вселенной. Суди не только справедливо, но и милосердно, ибо когда-нибудь ты сам будешь жаждать милосердного отношения со стороны Высшего Судьи. Суди так, как ты желал бы, чтобы судили тебя при схожих обстоятельствах, тем самым подчиняясь духу закона, равно как и его букве. И так же, как ты вершишь правосудие, подчиненное справедливому отношению к подсудимым, оказавшимся в трудном положении, так и у тебя будет право ожидать правосудия, смягченного милосердием, когда однажды ты предстанешь перед Судьей всей земли» - /Книга Урантии/.
Источники: Библия. Томас Ватсон - пуританский богослов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности