Роман "Мастер и Маргарита", как переосмысление роли диавола в истории
Почему образ Воланда (сатаны) в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» дан в положительной интерпретации?
Недавече довелось мне участвовать в обсуждении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» на одном христианском сайте. Поводом для обсуждения явилась рецензия на роман, опубликованная в одной христианской газете.
Рецензент описывал свой первоначальный восторг по поводу романа, а потом и постепенное прозрение, начинавшееся от чувства, когда «что-то настораживает внутри», и заканчивавшееся полным разоблачением романа как «Евангелия от сатаны», то есть, как выражения вредного, ошибочного взгляда автора романа. «Роман прославляет сатану, а значит выступает против Бога» - таким предложением можно было бы охарактеризовать выводы автора рецензии. Автор рецензии в своей оценке романа базировался на популярной христианской доктрине о противостоянии Бога и сатаны, и со свойственной протестантизму категоричностью, вставал на сторону Бога, разоблачая дела дьявола.
Однако так ли все просто обстоит дело с сатаной в Библии, и далее - в романе Булгакова?
Давайте разберемся.
В Библии дан емкий образ и показана роль сатаны. Дело в том, что диавол действует по допущению Всевышнего. И косвенным образом исполняет Его волю. Все дела сатаны Бог обращает на благо и Себе на славу. Именно таков путь Божьего провидения. В частности мы видим, что сатана приходит среди прочих сыновей Бога к Тому на совет, и Бог дает сатане Свои поручения. Как это прикажете понимать?
Копнув глубже в исследовании роли сатаны, мы увидим, что именно он под видом древнего змея дал человеку плод с древа познания Добра и Зла, вкусив который человек лишился своей детской невинности и отправился в путь скорбей и страданий, вкушать плоды своего выбора. Далее перед нами в Библии разворачивается картина того, как дойдя до глубин ада, испытав несчастия и горе, человек взалкал спасения у Бога и был услышан Им. Началась история спасения человеческого рода, содержание которой, собственено и передает нам Библия.
Центральным, поворотным пунктом этого спасения является Христос, Божий Сын, Мессия, Спаситель человечества. Он приходит спасти человека от грехов его и от власти сатаны над ним. Для этого Христос вступает в схватку с сатаной и побеждает его претерпением страданий и голгофской крестной смерти. Осуществлением и венцом этой победы становиться воскрешение Христа из мертвых. Сойдя в глубины ада, Христос спасает человека и воскрешает его так, как и Сам был восрешен Божьей силой. Таким образом, верующий в Христа получает власть над сатаной и силу победы над ним.
Таким образом, история человечества разворачивается перед нами, как борьба сатаны и Христа. И само противостояние Христа как силы, действующей на человека с одной стороны, и сатаны, как силы, действующей с другой стороны, даны человеку для искушения, испытания и познания человеком добра и зла . Иными словами для совершенствования человека. Становиться понятным, что без этого пути, без этой борьбы и противостояния человек не обретет мудрости, духовного развития и совершенства.
И роль сатаны, как отрицательного персонажа этой истории необходима и промыслительна. Без этой роли было бы невозможно и грехопадение человека, и дальнейший путь познания им зла, и потребности его в спасении и познании им добра.
Иными словами, если бы Божий сын сатана не искусил человека, не было бы и потребности для человека в Божьем сыне Христе, через путь познания Которого человек получает власть, силу и победу над сатаной. Проще говоря, человек не может стать победителем, если не участвует в схватке.
С этой библейской позиции и нужно оценивать роман Булгакова.
Что, если бы не было сатаны? Но не там, в Эдемском саду, где произошло первое грехопадение. Что, если бы не было сатаны в коммунистической России? В условиях безбожного атеизма, где отрицалось не только существование Бога, Христа, но и сатаны.
Где отрицалось существование духовного мира, высших духовных ценностей и самого исторического пути духовного развития человека?
В этой коллизии врагом человека, а за ним и самого Булгакова выступает не сатана, а безбожный мир, атеистическая система ценностей, утвержденная коммунистическим режимом, укравшим духовную память человека и лишившим его духовного пути.
Поэтому диавол в романе Булгакова действует на стороне Бога. Поэтому картины с описанием Христа чередуются в романе с картинами современной писателю России, где диавол вынужден напоминать людям о своем существовании и о той предвечно установленной борьбе между добром и злом, которая является двигателем человеческой истории. Врагом Булгакова является атеизм - эта духовная смерть и равнодушие к духовному. В этом новаторство взгляда Булгакова, заставившего нас увидеть ситуацию в Советской России такой, что даже дьявол, глядя на все это, стал помогать Богу и вершить дела справедливости. Это реальность, в которой писал автор, и которую не понимает автор рецензии, ни многие современные молодые люди.
Прочитано 4560 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 3.17
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Интересный взгляд... и даже неожиданный...
А почему бы и нет... Спасибо. Комментарий автора: Спасибо вам за отклик!
Иван
2010-04-07 17:57:37
Сатана - сын Бога? У Бога было два сына? Сатана - герой всех времен и народов! Добровольно пойдя против Бога, ставши отцом лжи, он всеми своими силами старается помочь Богу в совершенствовании человека. А те, кто не примут помощь лукавого, будут несовершены, если не сказать больше - не спасены, и вариться им бедным вместе с сатаной в одном котелке. А Бог, несмотря на неоценимую и незаменимую помощь диавола, все-таки отправит его в озеро огненное на вечные муки. И где справедливость? Комментарий автора: А справедливость в том, что когда глупец начинает рассуждать о том, чего не понимает, то, как бы он не пытался выглядеть при этом остроумным, всем сразу видно, кто он на самом деле.
Виктор
2010-04-07 19:38:40
Александр, ну так что же все-таки такое "победа над сатаной"? Как Вы понимаете? В христианском смысле, я имею в виду. Комментарий автора: Прочиьтайте, пожалуйста мою тему "Царство Божье, пришедшее в силе". Там есть ответ на ваш вопрос.
Крылов Олег
2010-04-07 20:01:09
Всё творчество Булгакова интересно...Мне думается,оно в большей мере,отражает именно внутреннее состояние самого автора,не претендуя на исследование роли сатаны.Я перечитывал его раз 10,впервые прочёл в возрасте 17 лет,в последний год назад.Всякий раз именно Булгакова я открываю для себя как человека,наблюдая за ним.А "роль" сатаны...без него не было бы и грехопадения,и само развитие истории шло бы совсем иначе...Вы интересно мыслите,спасибо. Комментарий автора: Спасибо за отклик!
Безусловно, творчество всякого художника(писателя) отражает его внутреннее состояние и субъективно. Иначе и быть не может. Однако, в случае с крупным писателем, каким без сомнения является М.Булгаков, мы всегда имеем дело с отражением каких-то общезначимых (общечеловеческих) реалий.
Bсеволод
2010-04-07 21:27:39
Bы совершенно правы Aлекрандр, что ваши попытки выглядеть остроумным и оригинальным - всем видны. Комментарий автора: Без комментариев
Иван
2010-04-08 12:24:26
Так значит это Бог приказывает диаволу красть, убивать и губить? Комментарий автора: Конечно, нет. Не Бог. Как и не Бог говорит Ивану писать его подобные многочисленные комментарии и реплики. Но это не исключает того, что Иван все же что-то делает по велению Божьему, а не только по самоволию. Равым образом и сатана тоже.
Виктор
2010-04-08 16:02:31
Тема-то Ваша вполне себе гуманистичная, но... По сути своей - набор лозунгов и не более. Позитив на ровном месте. Думаю, сатана к подобным темам, ну-у, снисходителен, что ли... Комментарий автора: Думаю, что вы путаете лозунг и тезис. А также, возможно, ровное место - с возвышенностью.