Для ТЕБЯ - христианская газета

Достоверность или вхождение в образ?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Достоверность или вхождение в образ?


Когда я пишу стихи о чём-то личном, я зачастую черпаю информацию из личной жизни. Уверен, у многих из вас стихотворческий процесс схожий с моим, если не идентичный. Другими словами, личный опыт вдохновляет нас на написание стиха. Но не всегда.

Иногда хочется написать стих на тему, с которой лично не приходилось сталкиваться, и тогда в ход идут воображение, исследования, сбор материалов, и мы «входим в образ».

Не хочу сказать, что это – две крайности, скорее, это – две стороны одной и той же медали. Но бывают моменты, которые заставляют задуматься о восприятии нашей поэзии читателями. Я хочу рассмотреть эту тему на примерах из собственного творчества.

Например, опубликовав мой стих «Четверть века» в одном из поэтических сообществ ВКонтакте, я получил следующий отзыв:

Ох уж этот коронавирус, всюду о нём, про ночь и рождение сына, “тёмной”, наверное, в кавычках слово употреблено, ибо рождение — свет, радость, автор — молодец (это не критика, размышление только).

Моим ответом было:

Нет, этот стих о том, что уже произошло. Наша дочь родилась в полдень, сын — за полночь. Всей семьей переболели коронавирусом, у меня самого был немножко инсульт. "🙂" Всё взято из жизни.

Разумеется, нельзя ожидать, что рядовой читатель проинформирован о деталях моей жизни, да ещё и двадцатилетней давности. Кроме того, существуют модные темы и тренды, заставляющие нас размышлять в определенном ими направлении. Но остаётся вопрос – не слишком ли личностной оказалась информация в этом стихе? Может, она недостаточно абстрагирована от моей жизни, и читателю сложно «примерить её на себя»?

А вот и обратная сторона медали. На мой стих «Депрессия» я получил несколько прочувствованных отзывов:

Ушла, потом вернулась. Задело меня Ваше стихотворение. О депрессии не понаслышке знаю. Гадко это, плохо. Очень больно. Только вот, знаете, бывает, что, когда уже совсем отчаешься и думаешь только о самом страшном как о единственно возможном, вдруг мелькнёт где-то солнечный луч, и всё меняется. Даже порой и не увидишь его, а лишь почувствуешь, как скользит по уже было закрывшимся векам, и легче, легче делается. От всего сердца Вам желаю, чтобы луч и до Вас дотянулся.

На что я ответил:

Спасибо за искренний отзыв и участие. Однако, рад доложить, о депрессии я знаю лишь понаслышке (т.е. ни разу полностью не впадал!) — просто появилось желание описать это состояние, насколько получится — без опыта. Очевидно, получилось!

Или вот:

Автор, отсутствие смысла жизни и потеря вкуса жизни — это просто работа нейромедиаторов — это можно изменить. Жить станет чуть легче. Радости сильно не прибавится — но вернутся краски и появятся силы что — то менять. Главное не терять надежды и оставаться человеком "🙂" А творчество, кстати, лучшее лекарство — как чужое, так и своё. Через творчество можно выразить такие страшные и тяжёлые чувства, которые страшно произнести как обычные слова и хоть с кем — то ими поделится. А творчество даёт такую возможность "🙂" строки подозрительно отзываются, считывается меланхолия и потеря смысла жизни. Главное, чтобы такие стоки писались изредка, потому что они очень тяжелы для самих авторов. И видно, что честно написано — это и есть депрессия — потеря смысла, любви к жизни, больная голова, тяжесть на душе, тоска, забытые мысли, безвыходность, глаза, смотрящие в землю, спит душа, кровь по жилам, равнодушие, удушье — это все, по сути, описание смерти души. Вам удалось полностью показать картину депрессии и, по сути, вы через рифму грамотно изложили симптомы. Если вам скажут, что это не про депрессию — не верьте, именно так и выглядит депрессия. Я знаю о чем говорю. Есть даже такое понятие в психоанализе — депрессивный характер.

Я ответил следующее:

Спасибо за искренний отзыв и участие. Однако, рад доложить, о депрессии я знаю лишь понаслышке (т.е. ни разу полностью не впадал!) — просто появилось желание описать это состояние, насколько получится — без опыта. Этот стих у меня из категории экспериментальных.

Не знаю, как вам, но мне до сих пор неуютно, хотя первый отзыв я получил 19 лет назад, а второй – в прошлом месяце. Как будто меня спалили на дне рождения одноклассника, на который я пришёл без приглашения – вроде бы, знаем друг друга, но мне здесь не место.

Итак, достоверность или вхождение в образ? Есть ли золотая середина? И нужна ли она вообще? И возможна ли?

Если мы публикуем свои стихи в открытом доступе, мы пишем их для других. Хоть «Четверть века» и был написан мной для моей жены и прочитан на празднестве нашей серебряной свадьбы, сам факт публикации его в интернете указывает на то, что я хотел поделиться им с другими. А другие – люди непосвящённые, откуда им знать о деталях нашей семейной жизни? И, соответственно, их отзывы отразят этот факт.

Но, с другой стороны, любые подобные публикации люди скорее всего примут за чистую монету, и, например, будут жалеть нас с нашей несостоявшейся депрессией.

Так что же лучше?

Если довести это всё до крайностей, мы получим следующее (для большей наглядности).

Один человек пишет только о себе и своём опыте. Его поэзия пронизана жаргоном и кишит датами, именами людей и названиями городов из его жизни. В своих произведениях он смеётся над только ему известными ситуациями и дискутирует с собственными знакомыми. Его девиз – «если хочешь по-настоящему оценить моё творчество, прочти мою биографию!»

Другой пишет о том, чего не знает. Он выдумывает нереальных персонажей и вымышляет неправдоподобные ситуации. Он прикидывается космонавтом, военным, пожарником, патриотом, меняет пол, придумывает себе болезни и награды. Он пишет обо всём и ни о чём. Он творит для всех и ни для кого. Его лозунг – «Искусство не знает границ».

Позвольте задать вам вопрос, как читателю: Поэзию какого из двух вы хотели бы читать? Какова ваша потребность в достоверности фактов в том или ином стихе? И как вы воспринимаете «вхождение в образ»?

А теперь ответьте, как автор: Какой подход вам ближе? Насколько близко вы подпускаете читателя к деталям вашей личной жизни? И как часто вы «входите в образ»?

Буду рад вашим комментариям.

Комментарий автора:
Стих "Четверть века" - https://www.bogdanmichka.com/chetvert-veka/2021/07/19/
Стих "Депрессия" - https://www.bogdanmichka.com/depressiya/2002/02/09/

Об авторе все произведения автора >>>

Богдан Мычка Богдан Мычка, Броукен Эрроу, США
Образование высшее - графический дизайнер, также вэбмастер христианского Портала «Град Божий»; поэзию любит и ценит, сам пишет эпизодически. С недавнего времени начал увлекаться прозой.
сайт автора: Слова и мысли / Творческая отдушина

 
Прочитано 1221 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Юстина Южная 2021-09-20 09:59:25
Автор пишет о чем хочет и как хочет (в рамках Уголовного кодекса и здравого смысла) - это мое мнение, сложившееся за десятилетия творческой жизни. А каждый читатель все равно прочтет по-своему - в этом и есть сила произведений, будь то текст, живопись или что-то еще.
 
Богдан Мычка 2021-09-20 15:04:43
Юстина, тогда стОит ли вообще помогать читателю, если тот сам решает, что он вынесет из прочтённого?
 
Олег Пан 2021-09-20 18:22:18
Однажды один поэт написал стихотворение о том, как золотая тучка переночевала на груди великана утеса, а потом улетела. И утес плакал там в стихотворении. Поэт описал свое переживание или экспериментировал?

Наве рное, мы пишем, когда нас что-то касается, когда что-то хотим передать словами, когда захотелось поиграть образами и еще по тысяче совершенно других причин. А нравится читателю то, что в этот конкретный момент созвучно с его ощущением мира, себя или абстрактно прекрасного. И как, каким образом это писалось - читатель скорее всего никогда в жизни не узнает, и наверное, это даже хорошо

 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Довголіття - Юрий Рабый
Розраховуй прожити більше ніж 70 чи 80.

Проблема не подставленной щеки - Роман Щетенко

Пощёчина другу - Владимир Шебзухов

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Сонет розіп’ятому Христу (Переспів) - Олеся Білоус

Поэзия :
Материал Любви - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

Публицистика :
Придуманный вами Бог - Николай Николаевич

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100