Когда я пишу стихи о чём-то личном, я зачастую черпаю информацию из личной жизни. Уверен, у многих из вас стихотворческий процесс схожий с моим, если не идентичный. Другими словами, личный опыт вдохновляет нас на написание стиха. Но не всегда.
Иногда хочется написать стих на тему, с которой лично не приходилось сталкиваться, и тогда в ход идут воображение, исследования, сбор материалов, и мы «входим в образ».
Не хочу сказать, что это – две крайности, скорее, это – две стороны одной и той же медали. Но бывают моменты, которые заставляют задуматься о восприятии нашей поэзии читателями. Я хочу рассмотреть эту тему на примерах из собственного творчества.
Например, опубликовав мой стих «Четверть века» в одном из поэтических сообществ ВКонтакте, я получил следующий отзыв:
Ох уж этот коронавирус, всюду о нём, про ночь и рождение сына, “тёмной”, наверное, в кавычках слово употреблено, ибо рождение — свет, радость, автор — молодец (это не критика, размышление только).
Моим ответом было:
Нет, этот стих о том, что уже произошло. Наша дочь родилась в полдень, сын — за полночь. Всей семьей переболели коронавирусом, у меня самого был немножко инсульт. Всё взято из жизни.
Разумеется, нельзя ожидать, что рядовой читатель проинформирован о деталях моей жизни, да ещё и двадцатилетней давности. Кроме того, существуют модные темы и тренды, заставляющие нас размышлять в определенном ими направлении. Но остаётся вопрос – не слишком ли личностной оказалась информация в этом стихе? Может, она недостаточно абстрагирована от моей жизни, и читателю сложно «примерить её на себя»?
А вот и обратная сторона медали. На мой стих «Депрессия» я получил несколько прочувствованных отзывов:
Ушла, потом вернулась. Задело меня Ваше стихотворение. О депрессии не понаслышке знаю. Гадко это, плохо. Очень больно. Только вот, знаете, бывает, что, когда уже совсем отчаешься и думаешь только о самом страшном как о единственно возможном, вдруг мелькнёт где-то солнечный луч, и всё меняется. Даже порой и не увидишь его, а лишь почувствуешь, как скользит по уже было закрывшимся векам, и легче, легче делается. От всего сердца Вам желаю, чтобы луч и до Вас дотянулся.
На что я ответил:
Спасибо за искренний отзыв и участие. Однако, рад доложить, о депрессии я знаю лишь понаслышке (т.е. ни разу полностью не впадал!) — просто появилось желание описать это состояние, насколько получится — без опыта. Очевидно, получилось!
Или вот:
Автор, отсутствие смысла жизни и потеря вкуса жизни — это просто работа нейромедиаторов — это можно изменить. Жить станет чуть легче. Радости сильно не прибавится — но вернутся краски и появятся силы что — то менять. Главное не терять надежды и оставаться человеком А творчество, кстати, лучшее лекарство — как чужое, так и своё. Через творчество можно выразить такие страшные и тяжёлые чувства, которые страшно произнести как обычные слова и хоть с кем — то ими поделится. А творчество даёт такую возможность строки подозрительно отзываются, считывается меланхолия и потеря смысла жизни. Главное, чтобы такие стоки писались изредка, потому что они очень тяжелы для самих авторов. И видно, что честно написано — это и есть депрессия — потеря смысла, любви к жизни, больная голова, тяжесть на душе, тоска, забытые мысли, безвыходность, глаза, смотрящие в землю, спит душа, кровь по жилам, равнодушие, удушье — это все, по сути, описание смерти души. Вам удалось полностью показать картину депрессии и, по сути, вы через рифму грамотно изложили симптомы. Если вам скажут, что это не про депрессию — не верьте, именно так и выглядит депрессия. Я знаю о чем говорю. Есть даже такое понятие в психоанализе — депрессивный характер.
Я ответил следующее:
Спасибо за искренний отзыв и участие. Однако, рад доложить, о депрессии я знаю лишь понаслышке (т.е. ни разу полностью не впадал!) — просто появилось желание описать это состояние, насколько получится — без опыта. Этот стих у меня из категории экспериментальных.
Не знаю, как вам, но мне до сих пор неуютно, хотя первый отзыв я получил 19 лет назад, а второй – в прошлом месяце. Как будто меня спалили на дне рождения одноклассника, на который я пришёл без приглашения – вроде бы, знаем друг друга, но мне здесь не место.
Итак, достоверность или вхождение в образ? Есть ли золотая середина? И нужна ли она вообще? И возможна ли?
Если мы публикуем свои стихи в открытом доступе, мы пишем их для других. Хоть «Четверть века» и был написан мной для моей жены и прочитан на празднестве нашей серебряной свадьбы, сам факт публикации его в интернете указывает на то, что я хотел поделиться им с другими. А другие – люди непосвящённые, откуда им знать о деталях нашей семейной жизни? И, соответственно, их отзывы отразят этот факт.
Но, с другой стороны, любые подобные публикации люди скорее всего примут за чистую монету, и, например, будут жалеть нас с нашей несостоявшейся депрессией.
Так что же лучше?
Если довести это всё до крайностей, мы получим следующее (для большей наглядности).
Один человек пишет только о себе и своём опыте. Его поэзия пронизана жаргоном и кишит датами, именами людей и названиями городов из его жизни. В своих произведениях он смеётся над только ему известными ситуациями и дискутирует с собственными знакомыми. Его девиз – «если хочешь по-настоящему оценить моё творчество, прочти мою биографию!»
Другой пишет о том, чего не знает. Он выдумывает нереальных персонажей и вымышляет неправдоподобные ситуации. Он прикидывается космонавтом, военным, пожарником, патриотом, меняет пол, придумывает себе болезни и награды. Он пишет обо всём и ни о чём. Он творит для всех и ни для кого. Его лозунг – «Искусство не знает границ».
Позвольте задать вам вопрос, как читателю: Поэзию какого из двух вы хотели бы читать? Какова ваша потребность в достоверности фактов в том или ином стихе? И как вы воспринимаете «вхождение в образ»?
А теперь ответьте, как автор: Какой подход вам ближе? Насколько близко вы подпускаете читателя к деталям вашей личной жизни? И как часто вы «входите в образ»?
Богдан Мычка,
Броукен Эрроу, США
Образование высшее - графический дизайнер, также вэбмастер христианского Портала «Град Божий»; поэзию любит и ценит, сам пишет эпизодически. С недавнего времени начал увлекаться прозой. сайт автора:Слова и мысли / Творческая отдушина
Прочитано 1211 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Автор пишет о чем хочет и как хочет (в рамках Уголовного кодекса и здравого смысла) - это мое мнение, сложившееся за десятилетия творческой жизни. А каждый читатель все равно прочтет по-своему - в этом и есть сила произведений, будь то текст, живопись или что-то еще.
Богдан Мычка
2021-09-20 15:04:43
Юстина, тогда стОит ли вообще помогать читателю, если тот сам решает, что он вынесет из прочтённого?
Олег Пан
2021-09-20 18:22:18
Однажды один поэт написал стихотворение о том, как золотая тучка переночевала на груди великана утеса, а потом улетела. И утес плакал там в стихотворении. Поэт описал свое переживание или экспериментировал?
Наве рное, мы пишем, когда нас что-то касается, когда что-то хотим передать словами, когда захотелось поиграть образами и еще по тысяче совершенно других причин. А нравится читателю то, что в этот конкретный момент созвучно с его ощущением мира, себя или абстрактно прекрасного. И как, каким образом это писалось - читатель скорее всего никогда в жизни не узнает, и наверное, это даже хорошо
Кусочек автобиографической зарисовки - Лялин Андрей Владимирович (LAVScan) Каждая Зарисовка, это Одна из моих Индивидуальных Судеб, в которых я Жил Раннее, и Продолжаю Жить - Сейчас. Это Часть моей Личности и Жизни. Это Часть Меня. Все о чем я пишу на этих страницах, я пишу о самом себе, и о тех других, в которых Проявлено мое Сознание. Возможно кому-то, это покажется странным, ибо на Земле Сознание обычно связано только с Одной Личностью и с Одной Судьбой. Это верно, для Закрепощенного и Ограниченного (Одним только Разумом) Сознания. Для Свободного Сознания (Основой которого является не столько Разум, сколько Дух и Сердце) – Нет Предела Ни в Судьбах, Ни в Личностях, Ни во Времени, Ни в Пространстве.
Мы слишком Мало Знаем о Человеке. Настолько Мало, что Не Представляем Себе: Откуда Он Берется (Откуда и Зачем Приходит в Этот Несовершенный Мир), и Куда Впоследствии - Исчезает (Куда Уходит из Этого, Ставшего Ему уже Неинтересным - Мира). Обо Всем Том, что Он Делает (в Части, Прожитой Им на Земле - Жизни), - Мы Судим (Мерим) лишь по Своим Скудным Личным Привязанностям и Общим Заблуждениям, которые у Большинства из Нас, настолько Развиты и Переплетены с Ошибками Наших Нынешних и Прошлых Воплощений, что Большего - Ни Где и Быть Не Может. Это связано с Намеренным Ограничением Наших Возможностей, - Нашими Сомненьями. То есть, – Нами Самими. Ибо Мы, Имея от Рождения - БОльшее, Пытаемся Осмыслить из Него, лишь - МЕньшее. То Малое, которое Стараемся Отождествить со Своей Человеческой Психикой, которую Ошибочно, ассоциируем с Самим Собой (хотя она вовсе, не является таковой). Мы Бесконечное Грозовое Облако, но Пытаемся Заставить Свое Мышление Считать Себя - лишь Мельчайшей Каплей Дождя. Так нам Проще - Существовать с Наименьшей Требовательностью к Себе Самим и Своим Возможностям. Так нам Проще - Уходить от Ответственности за Свои Ошибки, за Нежелание Развивать Сознание и Воплощать в Своей Жизни Совершенство (что Требует от Нас Предельной Концентрации и Напряжения Всех Жизненных Сил). Мы - ВЗРОСлые Люди, которые Пытаются Представить Себя, - МАЛЫми Детьми. В Этом, ЗАКЛЮЧЕНа БОльшая Часть Наших Иллюзий, которая МЕЛЬЧИТ МИР, ДЕЛА и ДУШИ (и в конечном Итоге, - Наши СУДЬБЫ). Чем Меньше Ты Пытаешься Взвалить на Свои Плечи и ОтДАТЬ Вселенским Мирам, тем МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ (по Отношению к Ним) ТЫ САМ СТАНОВИШЬСЯ!