«Мой долг, - пишет Н.Гоголь, - словом, обязанность требует смотреть за чистотою». «Жизнь есть жизнь, долг, - говорит Ольга, - обязанность, а обязанность бывает, тяжела» - /И.Гончаров: «Обломов»/.
Долг это то, что вы должны, обязанность то, что вас обязывает. Долг отдают, обязанности исполняют, но только вам решать отдавать долги или исполнять обязанности, по - этому и судят о человеке. «Долг - внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, обязанность человека, освящённая его совестью». Легко брать, но потом тяжело отдавать, потому, что берем чужие деньги, а отдавать нужно свои. Здесь есть момент осмотрительности в том, чтобы брать. Ты попадешь в долговую зависимость. Если ты умеешь брать, но не любишь отдавать и не относишься к возврату долга как, повторюсь, к священной обязанности, ты будешь вилять, петлять, до тебя будут дозваниваться коллекторы, всю жизнь будешь жить на валидоле, но отдавать не будешь. Библия говорит, что отдавать лучше, «Итак отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ни чем, кроме взаимной любви» - /Рим.13.7.8/, чем брать.
Если человек имеет долг и не отдает его, то он похож на дырявое ведро, в которое сколько ни залей воды, она не будет в нем держаться. Человек при этом не понимает, почему он не может богатеть, почему он не может вырулить на твердую почву. Потому что до тех пор, пока ты не отдашь долг, ты не наполнишься. Человек может биться, но не достичь успеха в своей сфере из-за не отданного долга.
В долг - денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, с условием подлежащая возврату. Готское dulgs - «долг». Другие утверждают, что оно одного корня с долгий процесс. И первоначальное слово долг значение - «то, чего долго ждут».
«Сочетание корнесловных образов порождает единое представление о долге как о том, что сначала дают, отделяя от себя, а затем собирают, то есть берут себе обратно. Взяв в долг, должник связывает свою волю с волей дарителя; обязывает себя, теряя полноту свободы». Слово «долг» происходит от слова «долго» - человек, берущий в долг, обычно думает, что у него еще очень много времени до отдачи. С точки зрения заимодавца, до отдачи потом действительно проходит, очень много времени.
«Долг наш – реветь медногорлой сиреной
в тумане мещанья, у бурь в кипеньи.
Поэт всегда должник вселенной,
платящий на горе проценты и пени» - /В.Маяковский/
Долг стали считать страховым взносом, общество не знает самой сути этого явления. И таких примеров много – когда, в конце концов, всё это превращается в долг, в обязательство, это тяжесть для человека.
Благоразумные люди не брали в долг, кроме как в крайних и очень крайних случаях: «И сказал им: «положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба. Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему» - /Лук.11.5.6/. Предположим, человек по крайней необходимости приходит занять хлеба у своего соседа совершенно не вовремя, ночью, не для себя, а для друга, неожиданно пришедшего к нему. Пророк брал в долг в некоторых случаях, когда это было необходимо. Однажды, находясь в сафаре, он взял в долг у своего сподвижника, а когда они вернулись в Медину, Пророк вернул долг и помолился за него. Пророк сказал: «Обязательство долга – его возвращение, хвала Аллаху». Обратите внимание – это тот момент, когда нужно проявить добро. Давать деньги в долг – достойное деяние. «И тогда Господь, твой Бог, благословит тебя, как и обещал, и ты будешь давать в долг многим народам, но, ни у кого не будешь брать взаймы» - Когда у нас появляется повод дать взаймы, но мы не верим одалживающему, то должны верить Богу и давать. «Когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое. Ибо за то благословит тебя Господь» - /Втор.15.6.10/. Жадные люди говорят: «Одалживание погубит нас»; нет, если мы даем взаймы с радостью, то это обогатит нас, наполнит житницы твои до избытка /Прит.3.10/. «И я также, братья мои и служащие при мне давали им взаем и серебро и хлеб: оставим, им долг сей» - /Неем.5.10/.
Но всё-таки Слово Божье не так категорично. Нигде в Библии мы не находим утверждение, что христианин не должен брать в долг. Но сегодня это стало для нас обыденным делом. Кредиты стало брать легко, это широко рекламируется. Реклама по телевизору, на улицах, на рынках, даже на телефон поступают сообщения с предложениями взять кредит. Приходи и купи большой дом, роскошное будущее жильё, будущую машину – всех призывают прийти и взять взаймы, оформить кредит. Тем временем, каноны религии это крайне порицают – запрещается даже побуждать людей брать в кредит.
Повторимся, в долг берут лишь в крайних, критических случаях. А сегодня люди берут в долг для развлечения, путешествуют в долг или рассрочку. Всего этого следует остерегаться. Человек может пользоваться машиной, которой достаточно для него, купив её за несколько десятков тысяч рублей, чтобы у него оставались, средства и его семье было, на что решать каждодневные вопросы. А люди покупают очень дорогие вещи, покрывают расходы с зарплаты, однако после ощущают, как долги повисают на шее.
Если человек вынужден делать долги, он должен понимать, что в долг надо брать с намерением вернуть его. Тому, кто берёт в долг, желая потом вернуть, Всевышний Аллах помогает в этом. Того, кто берёт в долг, желая только растратить и не намереваясь возвращать, Аллах погубит. Также человек, который берет в долг, должен всегда думать об этом, пока он его не вернёт.
Представь, что у тебя есть долг и ты хочешь совершить хадж. Совершение хаджа – это один из столпов Ислама. Пока на тебе есть долг, тебе не дозволено совершать хадж, пока ты не вернёшь его или не попросишь у хозяина разрешения на поездку в хадж.
Зачастую у человека есть возможность вернуть долг, но он не придаёт этому значения, а когда хозяин денег приходит и просит вернуть долг, отвечает «не понятно что»… Почему? Потому что деньги вложены в оборот, такое часто происходит в компаниях, фирмах.
Возвращать долг, как и брать в долг, тяжело, а вот давать в долг – достойное дело» - /Мухаммада Ас-Сакафа/.
Может ли христианин брать в долг? Некоторые известные мужи Божии (например, Сперджен) твёрдо считали, что христиан не должен брать в долг. Они полагали, что муж Божий должен во всём полагаться на Бога, в том числе и в вопросах нашего материального обеспечения. Это очень хорошо: и можно точно сказать, что такой человек не будет постыжен в своем уповании и будет переживать большие благословения. Все свои нужды и проблемы он приносит в молитве, своему небесному Отцу с верой ожидает.
Там сказано: «Не оставайтесь должными никому ни чем, кроме взаимной любви» - /Рим.13.8/. «Кто забыл о любви, - пишет Ляна Александрова, - кто о чести, но у всех перед Богом долги». «Прежде всего, отдавайте должное Богу, потом себе, своей семье, своим родственникам, государству, церкви, бедным, а также всем, с кем вы имеете дело при покупке, продаже или обмене и так далее. Отдавайте всякому должное с готовностью и желанием, не дожидаясь, когда вас принудят к этому по закону».
Быть справедливым - это значит отдавать всякому должное, отдавать каждому то, что ему принадлежит. Чем мы располагаем, мы располагаем как управляющие: другие тоже имеют в этом свою долю и должны получить то, что им положено.
То есть мы можем брать в долг, но должны возвращать то, что взяли: деньги, продукты питания, книгу, инструмент. Мы не должны оставаться должными. Не должно быть такого, чтобы кто-то говорил: «Вот он взял у меня долг и не отдаёт». Бог позволяет нам занимает что-либо, ведь мы живём среди людей, а не на обитаемом острове; и это совершенно нормально, если мы обращаемся к нашим братьям и сёстрам, друзьям или соседям в какой-нибудь нужде. В этом проявляется наше дружелюбие, взаимовыручка, готовность помочь, даже любовь.
Цитата Анри Амиеля: «Не тяготиться, не остывать. Быть терпеливым, отзывчивым, добродушным, торопиться любить, в сознании, что уже стоишь у порога вечности, - вот, в чем долг». Александр Блок считал: «Не забывай долга - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».
Японцы говорят: «Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг» И великий русский писатель Тургенев с ними согласен, по его словам «исполнение долга: вот о чем следует заботиться человеку. Конечно, чувство долга бывает разным, в некоторых случаях оно подобно внутренней мощи, возвышать человека над собой (по мнению Канта) и все же оно может стать тягостным, особенно если долг вмешивается в чувства. И все же поэт
Монументальный Гюго высказывался иначе. По его словам, «долг - это любовь к тому, что сам приказываешь себе. Долг - начало рабства, даже хуже рабства, потому что кредитор неумолимее рабовладельца: он владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может при случае нанести ему тяжкие оскорбления».
«В этой сфере, стало быть, в долгом праве, таится рассадник мира моральных понятий: вина, совесть, долг, священность долга – корни его, как и великого на земле, изобильно и долгое время орошались кровью пыток». Спрашивается ещё раз, в какой мере страдание может быть погашением долгов. Должник, дабы внушить доверие к своему обещанию уплаты долга. Дабы представить гарантию серьёзности и святости своего обещания, дабы зарубить себе на совести уплату, как долги обязательство, закладывает в силу договора – нечто, чем он ещё обладает» - /Ф.Ницше/
«Но он (Канчиль - животное) быстро сообразил, как надо себя вести, и, высунувшись из дупла, закричал:- Ах ты бессовестный, изолгавшийся Тигр! Что же ты не выполняешь своих обещаний? Взял у меня в долг белого медведя и обещал вернуть белого, а сейчас подсовываешь черного и к тому же грязного. Не хочу я такого брать, проваливай отсюда, да поживее!
Услыхав слова Канчиля, медведь подумал, что тигр обманул его для того, чтобы расплатиться за свои долги».
«Хорошо, но не вздумай поступать как запутавшийся должник. С него спрашивают деньги сегодня, он обещает вернуть их завтра, к нему обращаются, завтра он божится, что отдаст послезавтра и так без конца».
«Как бывает легко человеку расплатившемуся со своими долгами – он не испытывает больше не стыда, ни страха».
Если бы Бог имел с нами дело по всей строгости правосудия, то мы были бы осуждены как несостоятельные должники, а Бог взыскал бы с нас долг в виде славы, обретенной в нашей гибели. Раб оказался должником в результате своего сознательного расточительства, поэтому по справедливости он подлежал суду. Государь его приказал продать его - в рабы на каторжные работы, на то, чтобы молоть в доме узника, - его и жену его, и детей его, и все, что он имел, и заплатить. Посмотрите, что заслуживает всякий долг, каково возмездие за грех. Быть проданным. Тот, кто продал себя тому, чтобы делаться должником, должен быть продан, чтобы уплатить долг.
«Бог, как единственно способный искупить в человеке то, что в самом человеке стало неискупимым – пишет Ф.Ницше, - заимодавец, жертвующий Собою ради Своего должника из любви (неужели в это поверили?) Из любви к своему должнику!».
Наши грехи - это наши долги. Существует долг почитания, которое мы, будучи творением Его, обязаны воздавать Ему как Творцу; мы не можем просить об освобождении от этого долга, но при неуплате его появляется другой долг - долг наказания. Непослушание воле Божьей подвергает нас гневу Божьему, несоблюдение постановлений закона обязывает нас к наказанию. Как должник подлежит суду, так и мы; как преступник - должник перед законом, так же и мы.
Постоянным желанием наших сердец и ежедневной нашей молитвой к Отцу небесному должно быть - прости нам долги наши, чтобы Он аннулировал наш долг наказания, чтобы мы не подпали осуждению, чтобы мы могли получить свободу и утешение в ней.
Наш долг - прощать нашим должникам. Что касается денежного долга, то мы не должны безжалостно требовать уплаты его от человека, который не может вернуть его, не разорив себя и свою семью при этом. Однако здесь под долгом подразумевается обида. Наши должники - это те, кто совершил проступок против нас, ударил нас /Мат. 5.39.40/ и подлежит за это преследованию по закону. Но мы должны терпеть, прощать и забывать нанесенные нам оскорбления и сделанное нам зло. «Ибо и мы прощаем всякому должнику нашему, без исключения. Мы прощаем должникам нашим, и у нас нет против них злобы или враждебности, но мы всех искренно любим, всех без исключения».
«Мне не деньгами, ни трудом, ни сожалением не искупить свой долг пред Господом Христом. Всего себя отдам Ему я на служение, любовью, верою, раскаянием влеком» - /Уотс/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Нам не нужно нравиться всем - Николай Николаевич Где ты проведешь вечность, зависит от самого себя? Быть разумной девой и попасть на пир Жениха, или оказаться вне ворот. Слова «отойдите от Меня Я вас не знаю», сделали дев неразумными. Они поверили лжи лжепроповедников и не пошли вслед за истиной.