В том, что Бог допустил человеку на горьком опыте познать добро и зло – это, всё же, Божья мудрость.
Способность человека познавать добро и зло – это уже не животный уровень.
Человек имеет рассудок, здравомыслие и благородные чувства - по подобию божественного разума и божественной любви.
Через творческую и созидательную способность человек способен в земном творении видеть высшее творчество и созидание Творца. Как это бывает и что за этим открывается, очень хорошо повествует Псалом 18.
Если же человек завяз на плотских потребностях, на эгоизме и гордыне, то через негативный и скорбный опыт «познания зла» он может прозреть. То есть, чтобы оценить добро, бывает необходимо пострадать от зла.
Когда человек пробуждается сознанием и становится на путь Божий, то в этом он становится «верным в малом» и может принять Божью милость спасения и благословения.
В зависимости от своего усердия на пути к Богу, человек получает соответствующую благодать и благословение в вечности.
Быть «верным в большом» Богу и истине способен лишь Сам Бог.
В Нём Самом присутствует совершенное знание добра (любовь) и знание зла (страх Господень, «который чист и пребывает во век»).
Божественное знание добра и зла исходит из Святого Его Духа. Дух различает совершенное и несовершенное. Дух имеет свет жизни, чистую любовь, созидание, мудрость и целомудрие.
Бог Творец Своим Духом Святым в Слове Божьем (или Сыне Божьем) являет Себя духовному миру Ангелов.
«Сын» - это тот же Бог, но являющий Свой лик в Сыне, чтобы реализовывать волю и слово Бога Отца, чтобы явить сокровенное от Отца и знание об Отце. Бог избрал такой способ устроения Царства Божьего потому, что Сам Он всегда остаётся неведомым и невидимым Богом.
То есть, тезис о том, что Бога не может никто увидеть и познать, остаётся в силе. Разве что, если каким-либо образом и мере, Бог сам откроет Себя. Ин.1:18, 6:38,45,46,48,68,69, 8:28,29.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
48 Я есмь хлеб жизни.
8 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.
28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
Поскольку Бог сотворил мир разумных существ, то для их совершенствования необходимо общение с Богом, которое, в одних случаях, целесообразно через Дух Святой, в других - через Посредника, Который от Бога, но близок к творению. Который провозглашает волю Бога и исполняет, как преданный Сын. Сын, который свидетельствует о Боге сверхъестественной силой Его, а также, преданностью, верою, смирением, терпением и подвигом тварного существа.
В этом проявляется, и величие Божье, и культура Его. Не свидетельствует Бог сам о себе в персоне: ни о Своей славе, ни о Своей любви, но всё передал Сыну.
«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим3:16).
Однако, одно из главных откровений тайны благочестия и боговоплощения заключается в том, что для спасения человечества необходим непорочный, как до грехопадения, человек, который исполнит заповедь и закон Божий, но такого человека уже нет.
К тому же, человечество находится под клятвой самого слова Божьего о последствиях вкушения плода с древа познания добра и зла.
Но есть одна законная возможность - Самому Богу стать человеком. Он, как Творец и личность, имеет это право - право явить Свой образ и пример жития в человеке. И это, также, происходит в ипостаси Сына Божьего и уже в Сыне Человеческом.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3гл).
Развитие человечества через познание добра и зла даёт возможность познать святость Бога не только, как Творца и Подателя жизни, но и как Спасителя.
Однако, это не главный мотив промысла Божьего, хотя здесь высшая нравственность.
Главный мотив - получить человечеству иммунитет от искушения зла, приобрести страх Господень, как дух целомудрия; главный мотив - это не смотря на возможные ошибки, через молитвенный подвиг и дела веры войти в божественную жизнь.
Бывает страх Господень высший от Духа Божьего (страх Господень, «который чист и пребывает во век» Пс18) - бывает начальный от опытного познания зла. «Страх Господень - ненавидеть зло» (Прит.8:13).
Не всегда молитвенная жизнь и дела веры гарантируют вход в божественную жизнь. Здесь необходима зрелость сознания: то есть, Божья нравственность и Его воля должны стать нашими.
Для этого сначала необходимо обрести в себе добро и всё, что дал Бог человеку от природы «по образу Своему» - обычную человеческую добродетель и любовь. Но любовь должна быть чистой и настоящей, не поддельной. Это в пределах человеческой досягаемости.
И вот через это подобие Божье возможно привиться к любви Святого Духа и ко всем духовным добродетелям.
Благоразумие, благородство, чувство человеческого достоинства (скромность, не желать другим - что себе не желаешь, выдержка, самообладание, способность понять, способность простить, чувство справедливости и долга, трудолюбие, милосердие) различение красоты, творчество – всё это образ Божий в человеке, через который легко познаётся Божий нрав и Божье Царство.
Когда преп. Паисия Святогорца спросили, как сподобиться благорасположения Святых, он ответил, что необходимо быть чем-то похожим на Святого, с которым хотелось бы иметь духовное общение. Он говорил об общих духовных качествах со Святым, к которому обращаешься.
Если мы мыслим также духовно, и наше сердце находится в том, чем живут Святые и Бог, значит мы уже имеем духовное зрение и можем слышать духовное, чтобы иметь вдохновение к дальнейшему совершенствованию – «принять благодать на благодать» (Ин1).
Хотя христианину дано безмерно большее, и причём сразу:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
«Возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1, 5–6);
Достаточно лишь поверить в Благую Весть, которая даётся в огромном богатстве через Евангелия и Послания Апостолов. И для того, чтобы войти в это духовное царство Божие, тоже, необходимо знать, что такое святость. И как ни странно, многие-то знают это.
Поэтому свт. Иоанн Златоуст Святому Духу даёт такое простое определение: «Дух называется Святым. Это — главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа».
«Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12, 1).
Каждый христианин в молитвенном опыте имеет переживание Божьей Святости. Проблема в том, что это чувство утрачивается и не исследуется для внутренней жизни. Чтобы в итоге реализовать наставление Апостола: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фп.2:5).
Какие чувства во Христе Иисусе, очень многое мы не можем знать.
Даже, такие, по-смыслу понятные, слова: «во Мне будете иметь мир» или «всех пришедших ко Мне, воскрешу в последний день» - это не просто слова великого Пророка или Святого, и слова, вдохновляющие веру. Это не постижимый воображению, духовный мир небесных сил и стихий, духовных законов и великой брани, где на самом деле, верующий во Христа понесёт не малые скорби в мире сем, если не посвятит себя Богу и жизни в святости, вошедши духовно в Царствие Небесное. Если же посвятит, будет иметь помазание Духа, прозорливость и Божью благодать. И тогда, как сказал Иисус: «иго (будет) благо и бремя легко».
А если представить процесс воскресения из мёртвых?!
Конечно, об этом грандиозном, превышающем всякий ум, событии, или о том, что во Христе Сам Бог явился во плоти, и многих других великих делах Божьих, мы в достатке знаем из проповедей Апостолов и многих учителей Церкви. И тем не менее, мало - просто соглашаться с этим. К этому необходимо возвращаться, и вдвое больше - к самому Евангелию.
И если, читая Евангелие, не будем сразу иметь откровения Святого Духа, то переживание священного слова и святости Христовой будет всегда. А это уже духовная жизнь и молитвенный дух, и также, здесь не далеко до откровения.
Мы можем познавать совершенство святости Христа и Его любовь к Богу Отцу.
В отличие от пророков (и праведников), Иисус – совершенная личность, Сын Божий.
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук 1:35).
Поэтому Его любовь есть полнота мира и радости в Святом Духе, богатством которой Он благословил мир, имел силу жизни жить среди нищих и убогих, не имел на земле “где голову приклонить” и принял мученический венец. Своим воскресением Он явил откровение вечной жизни.
Иисус благовествовал до самой смерти. Всю вечерю в ту ночь, когда Его должны были предать на мучения, и зная это, Он продолжал учеников наставлять в любви. Господь Иисус вдохновлялся радостью дарованной Богом человечеству вечной жизни, и как говорил, «томился, пока не свершится» ради этого подвиг Его. Любовью Он «победил мир», то есть, победил все испытания и скорби, могущие придти из мира, и вдохновлял теперь учеников Своих: «мужайтесь, Я победил мир», предрекая, также, благодатную силу Святого Духа.
Иоанн пишет: ”от полноты Его все мы приняли благодать на благодать” (1:16).
“Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (1:17).
И далее, “Бога не видел ни кто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (1:18). То есть, происхождение истины и благодати заключается в осознании божественных дел, и в самом духовном и божественном лике Христа.
"Филипп, как ты не знаешь Отца? - видевший Меня, видел и Отца".
И для тех, кто не видел Отца в Иисусе через Его духовное и мудрое слово, через Его любовь, самообладание и восхождение на крест – для них есть преображение на горе Фавор, воскресение Христово, вознесение…
Или Мф:11
3. …Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5. слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
Конечно, «Дух дышит, где хочет» и часто Его посещение не предсказуемо, но Благая Весть во Христе необходима для пробуждения духа, ведения славы Божьей и покаяния, как условий для крещения и рождения от Духа Святого. Бывает прежде покаяние, а потом Благая Весть и ведение славы Божьей (в жизни так чаще) – бывает, Благая Весть прежде.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 655 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Белый снег прошлых лет . - Николай Зимин Потому утверждать
Нелегко , что я лучше .
Хоть не могут пинать
Беззащитные души
Мои ноги , когда
Белый снег на дороге .
И где часто судьба
Вспоминает о Боге ...
Поэзия : Рождество Христа. - ИННА РАДУЖНАЯ Валентина меня достала! Ей не нравиться иврит... Вместо "Ведь чудо на иврите "НЭС"! Сошло с Небес к нам совершенство!" в начале второго куплета, пишу иные строки: "Бесценный дар: сошло с Небес Отца творенье - Совершенство!"