Судьба – стечение обстоятельств. Стечение обстоятельств – это совокупность всех условий или действий, сложившихся в определённый момент и приведших к определённому итогу или результату. Так судьбе было угодно, так сложилось, все привело к такой ситуации жизненной ли, в карьере, в любви, что вы словно получили награду, выиграли приз, удача похлопала по плечу, вы на седьмом небе от счастья.
«Необходимая судьба во всех народах положила: «Дабы военная труба унылых к бодрости будила»- /М.Ломоносов/.
«Людям не дано избегнуть своей судьбы, - говорит Иосиф Флавий, - даже когда они предвидят ее».
«Торопливый карандаш – Вот и все, что людям нужно,
Чтобы выстроить любой Замок, истинно воздушный,
Над житейскою судьбой» - /В.Шаламов/.
В Исламе одним из сложнейших тем является – судьба. Вера в судьбу одно из столпов вера убеждения. Некоторые люди обвиняют свою судьбу, за совершенные ими грехи или плохие поступки. Насколько это правильно? Что такое Судьба? Как правильно его понимать?
На самом деле, судьба – это предопределение какому либо измерению, и правильное размышления по поводу решения какого-либо вопроса.
«Существует два противоположных мнения о судьбе. Первое – все предопределяет провидение, а второе, наоборот, – сочетать судьбу и свободу человека невозможно. Это то, что предначертано заранее, чего нельзя изменить. Значит, карму нельзя назвать судьбой в общепринятом смысле. Ведь каждый новый поступок человека меняет грядущие последствия.
Судьба и предопределение одна из основ веры, в них нельзя сомневаться, но также нельзя докапываться до сути и углубляться в исследование этого вопроса. В вопросе судьбы есть тонкая грань. То, о чем сказано в Коране и в хадисах, мы обязаны знать и признавать – это те вопросы, о которых было сказано выше. Но нельзя чрезмерно углубляться в вопрос судьбы, чтобы не впасть в заблуждение.
Наверное, судьба – это не то, что впереди, не то, что предстоит, а что уже пройдено. То, что позади, уже сложилось. На что, оглядываясь, одни не видят ничего – зачем жил? А у других волосы встают дыбом – неужели все это было?!
У Ромашкина судьба лихая! Слово «лихая» подразумевает несколько значений – лихая, в смысле трудная, со многими тяжкими испытаниями, лихолетье наваливается иногда на целые народы или государства. Содержит в себе это слово еще и бесшабашную смелость, отчаянные выходки, когда человек совершает нечто непосильное другим, показывая при этом свою изобретательность в увертывании от смерти. Владимир Даль в своем бесценном словаре приводит к этому слову целое ожерелье ярких синонимов: лихой – молодецкий, хваткий, бойкий, проворный. Щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный» - /В.Карпов – разведчик – писатель/. «Судьба разведчика - это бесшумный ночной полет летучей мыши, невидимый для стороннего наблюдателя. Профессия разведчика, - говорит В.Куприенко, - это искусство охотника, следопыта. Это не работа от звонка до звонка с перерывом на обед. Это вообще не работа в расхожем смысле слова, это погружение с головой в безвременье долга, это отказ от своего я. Это чужое имя и, если честно, это чужая жизнь. Все подчинено ее Величеству Разведке. Все, без остатка».
«И вот судьба с жестокостью своей. Берёт его и в пышном жизни цвете. Его бросает под коней. Таков удел прекрасного на свете!».
«Всем сердцем Иосиф желал служить Господу. Он желал мужественно встретить любые испытания судьбы и верно исполнить всякую обязанность. Один день изменил всю жизнь Иосифа, - пишет Е.Уайт, - день, ужасные события которого превратили его из избалованного юноши во вдумчивого, смелого и выдержанного человека». Прежде чем судьбой сказано: «и вот, мой сноп встал, и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом, и поклонились моему снопу» - /Быт.37.7/. Но ничего не сказано, что Иосифу нужно пройти сквозь испытание, чтобы это сбылось. Об этом он не знал.
Иосиф волею судьбы оказался, как и В.Карпов в тюрьме. И оттуда судьба каждого ставит на своё место. Про «номенклатурность» сказано было не зря - демобилизованный полковник довольно быстро стал «литературным генералом». А Иосиф стал вторым господином в Египте.
«Судьба человека определяется, говорят, ещё тогда, когда он находится в материнской утробе. Из сосновой шишки вырастает сосна, из желудя не может, не вырасти дуб. И убеждения и симпатии – всё это в конечном итоге есть результат развития самой личности».
«Люди могут быть хозяевами своей судьбы не более чем какое-либо другое животное» - писал Джон Грей. «Судьба в руках сильных мира сего. Как пишет Рой Уэдерфорд в своей книге: «большинство людей на земле – особенно женщины – не властны над своей собственной судьбой по довольно простой причине: из-за угнетения и эксплуатации человека человеком».
Рассказ Шолохова «Судьба человека» рассказывает нам о непростой судьбе человека, который много вытерпел в жизни. Он провел несколько лет в плену, не потеряв своего достоинства и не трясясь над своей жизнью. Когда представился шанс - он вырвался к своим, попутно принеся им максимально возможную пользу. Он потерял жену и детей, но не сломался и не согнулся. Наградой за этот крепкий мужской характер ему стал шанс на новую жизнь.
Судьба человека порой зависит от его характера, принятых решений и поступков. «Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа» - /Прит.29.26/.Они ищут благосклонного лица правителя, словно их судьба зависит от него и его расположения они должны добиться.
«Судьба — царь над всеми и всем, ветер, от которого никто и никуда не может убежать. Если тому, кто ленив, невежествен и злобен, судьба станет другом, то его лень станет подобна усердию, невежество - мудрости, а злоба - доброте. А если тому, кто мудр, достоин и хорош, судьба станет врагом, то его мудрость превратится в глупость, достоинство - в невежество, а знания и умение окажутся бесполезными».
«Но в какой- то час человек рубит или рвёт причалы и идёт за своей судьбой, – пишет К.Федин. Но поистине человек строит свою судьбу на песке».
Судьба - царь над всеми и всем, ветер, от которого никто и никуда не может убежать. Если тому, кто ленив, невежествен и злобен, судьба станет другом. То его лень станет, подобна усердию, невежество - мудрости, а злоба - доброте. А если тому, кто мудр, достоин и хорош, судьба станет врагом, то его мудрость превратится в глупость, достоинство - в невежество, а знания и умение окажутся бесполезными.
«Судьба их, без сомнения, требовала, чтобы повсюду, куда они поставят ногу, они были преследуемы людьми и обстоятельствами», - говорил один автор о героях своей книги. Так оно бывает с большинством людей, - с теми, кто не научился отделять свою внешнюю судьбу от своей судьбы духовной. Они похожи на мелкий слепой ручеек, который я однажды утром созерцал с высоты холма- пишет Морис Метерлинк.
Пробираясь ощупью, выбиваясь из сил, постоянно спотыкаясь и шатаясь на дне темной долины, он отыскивал путь к большому озеру, дремавшему по другую сторону леса, в мирных лучах зари. Тут он должен был сделать четыре длинных обхода, наткнувшись на глыбу базальта, там корни старого дерева, или, еще дальше, одно воспоминание о давно исчезнувшем препятствии заставляли его напрасно кипеть, поднимаясь вспять по направлению к своему источнику, и бесконечно удаляли от его цели и счастья. Но вот в другом направлении. Почти перпендикулярно к обезумевшему, несчастному, бесполезному ручейку, сила, высшая, чем инстинктивные силы природы, провела через поля, через обломки скал, через покорный лес. Нечто вроде длинного канала. Прямого, зеленеющего, беззаботного, мирного, который, без колебаний, в спокойном и светлом течении. Направлялся из глубин другого источника, скрытого за горизонтом, к тому же безмятежному, сверкающему озеру. И я имел перед собою образ двух великих судеб, открытых человеку».
«Мне кажется, - говорит Г.Чистяков, священник, - что вы должны знать и помнить, какое место занимало не только понятие о судьбе, но даже само слово «судьба» у греков. «Тюхе» («судьба») – наверное, одно из основных понятий в греческой культуре. Греки считали, что все подчинено судьбе, что даже боги и то трепещут перед этой богиней Тюхе. Боги, которые очень, много могут, они не могут пересилить судьбу. Таков был классический греческий подход к этой проблеме. Если вы помните не трагедию Софокла «Эдип», а миф об Эдипе (это совершенно разные вещи, в трагедии совершенно иная тематика), там ясно видно, до какой степени невозможно уйти от судьбы. Для чего уходит Эдип из своего родного города? Для того, чтобы уйти от судьбы – не жениться на своей матери, убив отца. Что он делает, уходя? Случайно убивает отца на перекрестке двух дорог, после этого приходит в Фивы и женится на своей матери. Для чего его младенцем выкинули родители куда-то в ущелье? Для того, чтобы, выросши, он не убил бы отца и не женился бы на матери. Выкинули и, казалось бы все, избавились, но все-таки он вернулся совершенно случайно, казалось бы, в свой город и, убив отца, женился на матери. Страшный, с мрачным колоритом этот миф показывает, до какой степени с точки зрения грека человек – пленник судьбы.
Судьба — царь над всеми и всем, ветер, от которого никто и никуда не может убежать. Если тому, кто ленив, невежествен и злобен, судьба станет другом, то его лень станет подобна усердию, невежество - мудрости, а злоба - доброте. А если тому, кто мудр, достоин и хорош, судьба станет врагом, то его мудрость превратится в глупость, достоинство - в невежество, а знания и умение окажутся бесполезными.
«Была похожа на австралийского страуса, который, почувствовав опасность, прячет голову в песок, пытаясь избежать неприятностей. Судьбе страуса завидовать трудно – она предрешена. Судьба человека иная – она прятала свою голову в золотой песок, который хранился в её банках».
«Остроумие, хладнокровие и сообразительность – самое целесообразное по отношению к среде оружие, с помощью которого человек Возрождения ведёт борьбу за существование. Оно выручает его в затруднительных случаях, позволяет подняться над обстоятельствами, это инструмент его человеческой сущности, направленный против превратностей капризной судьбы».
В трилогии много говорят о судьбе. Графиня Терцки считает, что женщина не принадлежит себе, потому что «она связана с чужой судьбой». Тэкла говорит: «Влеченье сердца – это тот же рок». Бутлер уверен, что судьба сама направляет Валленштейна, что богиня судьбы указывает ему «до этой точки, но не далее» и даже, что виноват в убийстве не он, а «его судьба». Валленштейн убеждён, что в мире нет случайностей, а то, что люди принимают за слепой случай, порождено глубочайшими сокровенными причинами. Что есть судьба? То, что ты создаёшь сам, по своей свободной воле, или необходимость, которой приходится покоряться? Судьба человека всегда нечто большее, чем сам человек, её направляют силы, которые вне власти и контроля личности. Судьба – это победа необходимости над свободой, её триумф и ликование. Судьба – это равнодействующая желаний и поступков многих людей, которая, как правило, не совпадает с желаниями и поступками отдельного человека. Судьба Дон Кихота – удары и насмешки, которые он сам на себя навлёк, а судьба Кандида – беды и несчастья, в которые он попадает. Но характер человек – это только до известной степени его судьба. Судьба может зависеть от характера, но вначале складывается она в зависимости от характера других людей и внешних обстоятельства. Отсюда и эта неподдающаяся предварительному регулированию и контролю участь личности, которую пытались предугадать столько прорицателей и которую древние греки поставили в зависимость от Тихе, богине судьбы и случая».
Судьба - суд для нас, т.е. то, что нас ждет после смерти. Судьба это итог всей жизни, а не только то, что нам дано как некий старт в начале, или череда каких-то событий в течение ее. Почему человеческие судьбы такие разные? По капризу богов - отвечал языческий мир. По случайности - отвечают некоторые наши, даже христиане, современники. Между этими двумя заблуждениями кроется истина. Между суеверием и неверием прокладывает себе путь Божия вера, с многомиллионным воинством, многими племенами и народами, которые хранят веру в Бога живого как единственный светильник на перепутанных жизненных дорогах.
С одной стороны, судьба состоит из узлов, которые мы с необходимостью должны пройти на жизненном пути, и никто не минует заповеданные ему узлы судьбы. С другой стороны, свобода воли человека в том, как мы идем от одного предопределенного свыше узла судьбы к другому – своей свободной волей человек предоставлен сам себе и сам ведет себя по жизни.
Судьба – это часть пути. Говоря языком математики, судьба – это репейные точки, через которые проходит путь духа в материи; жизнь – это сплайн интерполяция идеального пути в индивидуальном исполнении каждым.
Иногда люди жалуются на страшную судьбу и винят во всех своих бедах Бога. Но это ведь глупо!!! Если ты не попросил Бога управлять твоей жизнью, то ней управляет дьявол, сатана. Он - враг каждой души человеческой. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.
Итак, при каком условии вера в судьбу не повредит, нашей душе и не будет способствовать нашей погибели? В том случае если наши верования и убеждения в вопросе о судьбе не будут противоречить Библейскому учению.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Потерянный рай - Сергей Пушкар Статья впервые была опубликована 2 марта 2012 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам.