ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСПОДЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3,21).
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Пользоваться ли розгами при воспитании детей или нет? Какова здесь воля Господа? На эту тему ведётся много споров. Поскольку у меня в семье пятеро дочерей – понятно, что правильное понимание Божьей воли в этом вопросе имеет первостепенное значение в моей жизни. Будучи молодым христианином, я усердно держался того учения, которое преподавалось в нашей церкви. А именно – отцы, жалеющие розги своим детям, жалеют им любви.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13,25).
«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Пр. 29,15).
Придерживаясь в деле воспитания этих, вроде бы, библейских принципов, на практике я наблюдал от их применения лишь обратный результат. Легко сказать – «применить розги к непослушному дитя». Но как горько после их применения становится и ребенку, и самому тебе...
…Господь дал нам с женой очень своевольную старшую дочь, и мы перенесли от нее много душевных тягот. В поисках родительской мудрости я перечитал массу христианской литературы по воспитанию детей; и всюду в этих книгах говорилось о пользе физических наказаний в целях дисциплинирования подрастающего поколения.
В своё время немалое впечатление произвёл на меня рассказ одного заезжего пастора, в семье которого росло семеро детей. Он рассказывал, как розгами сломил сопротивление одного из своих сыновей. За основу своей поучительной проповеди служитель взял притчу Соломона: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Пр. 22,15).
Так вот, один из его отпрысков стал проявлять непослушание и неуважение к родителям. Часто выражал недовольство; возмущался порядками в доме, сравнивая их с тюремными; в пример приводил свободу детей из мирских семей. После очередного такого бунта отец завел сына в ванную комнату и стал сечь его кожаным ремнём. Сначала тот в гордом непослушании сопротивлялся, уворачиваясь от ударов и выкрикивая, что это не поменяет его взглядов. Отец не обращал внимание на сопротивление и продолжал. Ведь написано: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19,18). Под конец сын сдался и, встав на колени, попросил отца перестать бить его, так как решил подчиниться отцовскому авторитету.
В то время я принял это свидетельство, как исходящее от Бога: оно подтверждалось Святым Писанием. Но теперь, когда Господь по Своей милости вывел меня из-под проклятия закона, я ясно вижу в таком свидетельстве отчётливое подобие устоям тюрьмы, где личность подвергается грубой ломке в целях её подчинения насильственным и жёстким порядкам, тем более непосильным для неопытного, свободного человека.
Моя старшая дочь познала боль физических наказаний, но это, увы, не привнесло в наши отношения доброту. Достигнув восемнадцатилетия, она поспешила выскочить замуж, чтобы скорее вырваться из подчинения родителям. Тогда я не подозревал, что по отношению к своим детям был под жестким проклятием закона. После ухода старшей я ощутил глубокую тревогу о двух своих других дочерях: что будет с ними? Одной из них в то время было 14 лет, второй - 15. Взывая к Богу о помощи, я сокрушался: «Неужели и они вырастут и так же уйдут из дома, унося в душе боль и горечь?»
Однажды в молитве я в отчаянии сказал Господу, что в Новом Завете Он слишком мало говорит о воспитании - всего в двух местах (Кол. 3,21; Еф. 6,4). Бог ответил на мою мольбу, заговорив со мной – о том, что я не прав, ибо весь Новый Завет пронизан учением о воспитании и истиной о том, что на любое противление детей надо отвечать не розгами - по Ветхому Завету, а любовью. Господь Своим Духом провел меня через множество мест Писания, говорящих о побеждении зла добром:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5,43-48).
Взрослея, подросток становится все более независимым, к этому стремится всё его существо. И это естественная программа, заложенная Господом в сердце подрастающего поколения. Из-за греховной плоти, он, естественно, часто конфликтует, а иногда и сопротивляется, становясь противником, но которого – не забудем - Господь приказал любить:
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Римл. 13,8-10).
Я был удивлен науке Господа, получив её непосредственно от Него и переживая в своём сердце настоящий восторг от Божьей мудрости! Далее Дух Святой провел меня по некоторым основным правилам, которые освобождают от проклятия закона.
1
ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ В УЧЕНИИ И НАСТАВЛЕНИИ ГОСПОДНЕМ
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Учение и наставление Господне - как это отличается от проклятия закона! Взять в руки ремень и подойти с ним к непослушному ребенку - как это отличается своей грубостью от Божьей любви и заботы!
Чтобы избежать в воспитании законничества, первое, что должны сделать родители, - это посвятить своих детей Господу. И не на словах, а на деле. Вот несколько примеров из практической жизни христиан.
С молодой верующей мамой мы зашли в большой магазин кое-что купить. Я заметил, что женщина нервничает и спросил, о чем она переживает. Ответила, что оставила спящего ребенка на кровати взрослых, а присмотреть за ним попросила свою младшую 9-летнюю сестрёнку. Теперь мама тревожилась: а вдруг малыш проснётся, доползет до края кровати и упадет на пол?!
Буквально через пять минут ей позвонила перепуганная сестрёнка и объявила, что ребенок-таки упал и расшиб себе лоб. Мы срочно отправились домой. К счастью, положение не было столь критическим, как предполагали. Да, на лбу малыша виднелась краснота от ушиба, но этим все и ограничилось. Больше дел было с успокаиванием младшей сестры, чем младенца и его мамы.
Мы все опять сели в машину и отправились в магазин. По дороге мама обратила внимание, что ребенок нервничает. «Не сотрясение ли у него мозга?» - снова встревожилась она и заговорила о необходимости посетить врача.
Тут я уже не выдержал и попросил Господа послать Своих ангелов и отправить духи злобы, которые атаковали молодую христианку, в бездну - их тюрьму. Понял я и свою ошибку. Когда увидел верующую, так сильно переживающую о ребенке, должен был сразу определить, что действуют демоны и отослать их в бездну. Бесовские силы, открывшие молодой христианке план своих действий (чтобы ребёнок упал), должны были быть обезврежены; и тогда они не могли бы скинуть ребенка с кровати. Надо признать: здесь мы не были бдительны и не бодрствовали, поэтому и проморгали.
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь»(1Петр 5,7-11).
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Итак, если бы мы были бдительны, то отогнали бы демонов и передали вопрос охраны дитя Господу, и ребенок не упал бы. Во второй атаке дьявола мы исправились; и демонов, которые шептали о сотрясении мозга ребенка и советовали обратиться к врачу, отослали в тюрьму демонов, к их царю Аполлиону. Представьте себе положение, если бы мы поверили демону, что у малыша сотрясение мозга. Тот же демон преследовал бы потом мать всю жизнь и напоминал бы, что ребенок не здоров (причём – из-за её халатности), и из-за сотрясения мозга теперь, мол, проявляются многие болезненные симптомы.
Я помню, когда еще при возрождении дьявол вложил нам с женой мысль, что одна из наших дочерей плохо развивается и растет. Мы обратились к знаменитому профессору, который подтвердил наши опасения. Он проверил 12-летнюю дочь и сказал, что ее женские органы - как у 3-летнего ребенка; предстоит длительное лечение и тщательное наблюдение.
Вскоре мы были спасены через рождение от Духа Святого, а из Библии увидели, что наш Господь лечит все болезни, причём - без вмешательства врачей. Так что и эту заботу передали Ему и к врачу больше не обращались. Дочь выросла не самого большого роста (но ведь и мы, родители, не из высоких). Она удачно вышла замуж и родила прекрасного мальчика. Так что профессор сильно ошибся в своих предположениях.
2
ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу»(1Петр 2,9-11).
Воспитывать детей в Господе - значит быть активными в духовном мире. Когда дьявол искушал Иисуса в пустыне, Христос не поддавался, заявляя о правилах, написанных в Святом Писании. Обратимся к Божьим правилам и мы.
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Когда родители кознями дьявола подводятся под проклятие закона, то старозаветные правила выходят для них на первый план и применение розги становится в их глазах обязательным. Но не подозрительно ли, что это совпадает с правилами мира? А Господь нас наставляет пользоваться новозаветным поучением: «не раздражайте детей».
Рассмотрим пример по теме. На собрание верующих пришла пожилая христианка с 5-летним внуком - непоседой по характеру. При изучении Святого Писания, как и на любом уроке, нужна тишина и сосредоточенность. Мальчик игнорировал это требование, громко заговаривал с присутствующими; бегал, шумно топая ботинками по полу. Бабушка очень за это переживала и несколько раз предупреждала внука, испытывая крайнее неудобство при любом его громком проявлении. Она обещала по приходу домой хорошо отшлепать баловника за непослушание. Мальчуган не обращал на это никакого внимания, от чего бабушке было еще хуже.
Я понимал, что пожилая женшина совершенно не владеет методами духовной борьбы, и положение ее сердца соответствовало предупреждению Господа, высказанному через апостола Иакова: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4,1-10).
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Как мало мы обращаем внимание на эти предупреждения Господа! Рожденные от Духа должны поступать по Духу, а не по плоти, ведь по плодам так легко определить, в чём ты пребываешь: в течении Духа Святого или дьявола. Поэтому Яков предупреждает: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам».
Я посоветовал сестре и всем собравшимся принять участие в конкретном практическом эксперименте. Сестре было необходимо исповедаться Господу за противление Ему и воспитание ребенка по плоти, ибо она своей нервозностью и угрозами непослушному чаду раздражала его и запугивала. Второе, что она должна была сделать, - это поменять своё мышление и из плотского перейти в духовное:
«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл. 8,5-8).
Чтобы перейти из плотского мышления в духовное, надо войти в мышление духовной борьбы. При этом помнить и о Господе, Который печется о тебе; и о той власти, которой наделил тебя Бог, чтоб с помощью ангелов отсылать непокорных демонов в их тюрьму – бездну. Вспомним пример Господа, когда легион бесов, поработивших человека, просили Иисуса не посылать их в бездну, но разрешить им войти в свиней. Вера в любовь и охрану Господа, власть использовать помощь ангелов и царская власть над бесами, с правом отсылать их в тюрьму, меняет мышление христианина. Поэтому и написано:
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4,5-8).
Далее, я попросил пожилую сестру перестать, хотя бы в этот момент, мыслить о внуке по плотски, а постараться перейти к духовным помышлениям. Только после этого можно обращаться к разуму ребенка, говоря ему вести себя тихо и прилично. Затем необходимо попросить Бога успокоить его. Далее, именем Иисуса Христа нужно приказать ангелам унести всех демонов, посмевших мешать Божьим детям при разборе Слова, в их тюрьму – бездну, к их царю Аполлиону.
Из Святого Писания знаем, что есть две категории бесов. Одни свободно действуют на земле, а непокорные связаны в их тюрьме – в бездне. «Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откр. 9,11).
Свободные демоны должны подчиниться детям Господа. Вспомним, как апостол Павел изгнал демона из служанки, одержимой духом прорицательным; есть в Писании и другие примеры (Деян. 16,16: 19,11-16).
Мы, все собравшиеся, видели очевидное чудо, когда через несколько минут ребенок успокоился, присел к нам и шёпотом спросил, о чем мы тут читаем. Успокоилась и сестра, наполненная Духом Святым.
Конечно, надо научиться каждому христианину пользоваться правами царственного священства. Это нелегкий труд. Здесь уместно сравнение с учёбой, скажем, на музыкальном инструменте. Ежедневные упражнения на протяжении долгих лет сделают из ученика настоящего музыканта. Также и с учениками Христа. Духовный рост – это длительный процесс. Вспомним - было время, когда первые ученики Иисуса не могли изгнать бесов из мальчика:
«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17,14-20).
Вера должна вырасти - и путь первых учеников это красноречиво показывает. Постепенно совершенствуясь в навыках борьбы, мы должны переходить от младенчества к юношеству, а потом - и к зрелому отцовству. Апостол Павел предостерегает нас от духовной лени: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5,12-14).
По христианскому опыту - молодая, но по человеческому возрасту - бабушка, о которой мы здесь говорили, на практике увидела, как действуют духовные законы. Конечно же, ей придётся изрядно потрудиться, чтобы обновить своё мышление и наладить отношения с внуком по Божьему учению и наставлению.
Вот что значит выйти из под проклятия закона и воспитывать детей в Господнем Духе:
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
3
ВТОРОЙ ПРИМЕР ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»(Рымл 12,14-21).
Буквально на следующий день мы снова собрались для получения каждодневного духовного хлеба, и ситуация с тем же ребенком повторилась. Сестра обьяснила, что ее дочь работает по вечерам и мальчугана некому присматривать. Пришла и другая сестра с маленькой дочкой лет шести. Дети начали резвиться, гоняться друг за другом; и обстановка снова накалилась. Спокойно заниматься Словом Божьим уже не получалось. Бабушка и молодая мать занервничали.
Мне пришлось прекратить теоретические занятия и снова перейти к практическому использованию силы и славы Господа. Обе женщины исповедали грех плотских помышлений, настроили свои мысли на восприятие происходящего по духу и тем облеклись Господом. Властью, данной нам Богом, использовали служащих ангелов и отослали задействованных в этой нервозной ситуации демонов в их тюрьму - бездну.
Сестры высказали детям замечание о надлежащем поведении и передали дальнейшее на заботу Господа по Его Слову. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римл. 12,21). Но дети по-прежнему резвились - будто и не им вовсе только что было высказано. Казалось, все наши старания остались тщетны.
Я попросил вспомнить вчерашний случай и прочитать место из Святого Писания об очень важном моменте в этой борьбе. «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10,35-39).
Каждому испытанию предстоит великое воздаяние. Действие Господа обязательно проявится, но нужно терпение. Терпение вырабатывается во многих испытаниях, и при воспитании детей в Господе - в том числе (Римл. 5,3-5; Иак. 1,2-3).
Пришлось в мольбе проявить терпение, поступая по Слову: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». И мальчуган был смирён и дисциплинирован Богом – правда, очень жестко. А дело было так. В комнате, где мы собирались, находился дверной проем в коридор. Этот проем был отделен ширмой. Мальчик, резвясь, пробежал ширму и не увидел, что за ней была открыта дверь другой комнаты. С разгону он сильно ударился лицом об торец открытой двери и аж завыл от боли. Веселие прекратилось. Дети усмирились. А нам ничего не оставалось, как продолжить наше занятие – теперь уже в спокойной обстановке.
Таким образом, мы увидели действие Господа, пусть и жёсткое, в ответ на нашу молитву. Но это ещё не всё. Тут же присутствующие стали свидетелями последующего чуда: на лице ребенка не осталось и следа от столь мощного удара. Все мы ещё раз убедились: Бог не только силен, но и милостив.
Как говорил апостол Павел, в нашей кротости проявляется сила Господа: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор 12,9).
Итак, важнейшим уроком, который следует извлечь из этого примера, является умение верующего менять свои помышления, переводя их с плотского уровня на духовный. Эти практические навыки должен приобрести каждый христианин. Рассмотрим два примера на эту тему из Святого Писания:
«И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея» (4Царств 6,14-18).
Итак, сирийский царь послал войско арестовать пророка Елисея. Его слуга, увидев приближающихся воинов, испугался - ибо он смотрел на мир видимый. Елисей же был спокоен: он был участником духовного, невидимого обычному глазу, мира. Из жалости к своему слуге он попросил Господа открыть его глаза, чтобы и тот увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Духовное мышление есть вера в то, что записано в Святом Писании.
Другой пример – Петр, идущий по воде. Когда он смотрел на Иисуса Христа, он легко двигался по поверхности озера. А как только перевёл взгляд на бушующие волны - испугался и стал тонуть.
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14,25-31).
Переходя к нашей теме, отмечу, что вера в помощь Господа в воспитании детей обязательна. Воспитывать их с Богом и использовать преимущества царственного священства (с использованием служащих ангелов и отсыланием непокорных демонов в их тюрьму-бездну) - прекрасно. Этому обязательно надо научиться и увидеть в своей жизни, как Слово действует на практике. В нужный момент Сам Господь вместо нас наставляет (или, когда надо, наказывает) наших детей.
В борьбе с демонами мы должны достичь такого состояния, чтобы они нас знали и боялись: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса»(Деян 19,11-17).
В своей жизни христиане не должны забывать о привилегии, дарованной нам Господом. Являясь сынами и дочерьми Бога – Творца неба и земли, мы должны жить не обычной мирской жизнью, а сверхъестественной. Написано: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Петр 2,9-11).
В свете вышесказанного, ещё раз подчеркну мысль из Писания: раздражение отцами их детей есть вражда отцов против Господа и действие по плоти. Мы не можем себе этого позволить.
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»(Кол 3,21).
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»(Еф 6,4).
4
ОТДАЙ ЗАБОТЫ ГОСПОДУ
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (2Петр. 5,7).
Воспитание детей в Господе - длительный процесс, требующий от нас достаточного пребывания в Боге и приобретения навыков по борьбе с дьяволом.
В кризисных ситуациях с детьми мы частенько сталкиваемся с соблазном применить букву закона (в нашем случае – ремень). А буква закона, как сказано в Писании, убивает. Ремень - это средство, воспитательный эффект от которого иногда кажется нам наступающим мгновенно. И это может привлечь. Но действительное освобождение ребенка от силы врага есть более длительный процесс, требующий терпения.
Когда демоны подхватили дитя и через него осуществляют противление, то, естественно, в конкретном проявлении ребенок становится как бы противником, врагом по отношению к нам. Так же, как и мы, в свою очередь, становимся врагами Бога – если поступаем по плоти. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4,4-5).
Этот момент надо хорошо уяснить для себя в молитве. Но было бы ошибкой прийти к выводу, что мы, якобы, не имеем теперь права быть строгими по отношению к сопротивляющемуся ребенку. Строгость в определённом смысле уместна. Не должны только применяться ветхозаветные методы – розги. Тот христианин, который верит, что может применять сильное физическое наказание, должен, по логике, применять и камни для убийства ребенка при его злословии родителей. Однако сторонники закона почему-то об этом умалчивают.
Строгость же необходима прежде всего в нашем духовном мышлении – однако без места для дьявола: «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4,20-27).
Одно из важнейших условий победоносной жизни во Христе есть вера в Его могущество и любовь. И главное здесь – вера в то, что все наши заботы действительно можно возложить на Бога, ибо Он печется о нас. Когда Господь научил меня, как выскользнуть из-под проклятия закона, я просто удивился от радости в моей жизни. В мире есть Тот Могущественный, Который за меня переживает и меня охраняет!
Приведу конкретные примеры из своей жизни.
Как я уже писал, первая перемена произошла в моих отношениях с дочерьми - в то время они проходили трудный подростковый период, которого я так боялся. Помню, однажды во двор нашего дома заехали молодые парни, одноклассники дочерей. Они собирались поехать на несколько дней на отдых к озеру. Парни весело суетились, и моя дочь постарше с нескрываемой завистью бросила в мою сторону, что и она очень бы хотела поехать с ними. Дочка проговорила это как-то мечтательно и отрешённо, будто речь шла о чём-то несбыточном для неё …Что ж, она действительно твердо знала, что разрешения от нас ей не получить. За годы взросления детей мы, родители, хорошо им внушили, что до наступления совершеннолетия и момента, когда они станут способны обеспечивать себя сами – до этих пор дочерям не позволено ночевать у подруг, задерживаться на вечеринках и так далее.
Надо было видеть, как моя дочь удивилась, когда на просьбу отпустить ее к озеру с друзьями я ответил, что она спокойно может ехать! Молчание длилось, наверное, целую минуту - все были просто ошеломлены услышанным. Потом прорвалась радость, началась суета приготовления. После трех дней молодые люди вернулись радостные и отдохнувшие. Видно было, что Господь их охранял.
Что же произошло на самом деле? Это была первая победа христианина над плотью и дьяволом, который все время рисовал в моей голове страшные картины об изнасилованиях, пьянках, зачатиях и т.д. Но вот власть надо мной убивающей буквы закона закончилась, а началось время доверия Господней любви и Его могуществу, как написано: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (2Петр. 5,7).
Не заботьтесь ни о чем – таково повеление Господа. Ведь без Его воли и воробей не упадет на землю, а также и ни один волос с нашей головы:
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4,5-8).
Мое мышление, таким образом, поменялось. Я возложил опеку о моей дочери на любящего Господа. Ведь в Библии записаны столь важные Его слова: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Римл 8,31-37).
Каждый христианин, желающий иметь мир и спокойствие в своей жизни, должен выйти из-под проклятия закона посредством веры в любовь Господа - по примеру веры Авраама, который при серьёзном испытании с его сыном был послушным Богу. Как известно, Господь повелел Аврааму пожертвовать своего сына. Авраам не ужаснулся, ибо познав Всемогущего Господа знал, что Он - любовь, а любовь не причинит зла ближнему. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Римл. 13,8-10). Авраам не знал, почему Господь приказал пожертвовать сына, но зная мудрость и любовь Господа, понимал: все, что происходит в его жизни, послужит к добру и вечной славе.
Как дите поверило бы любящему отцу, если бы тот сказал, что сыну нужна операция, и сын пошёл бы с родителем на неё, - точно так же поступил и Авраам. Так должны поступать и мы в наших отношениях со своими детьми - передавая все заботы об их участи Господу, чтобы на практике убедиться, что это легко, ибо где Дух Господень - там свобода. Апостол Павел назидает нас к познанию любви Господа:
«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею»(Еф 3,15-19).
…Прошло пять лет с тех пор, когда я был выведен Господом из-под проклятия закона; и мои отношения с детьми переменились на 180 градусов. К наставлению с помощью розог больше не было надобности прибегать. Когда пришло время, две наши старшие дочери покинули отцовский дом - но совсем в другом настроении, нежели первая. Когда мы теперь встречаемся - между нами сохраняются отношения любви и нежности. Поистине - что человек сеет, то и жнёт. За самую старшую свою дочь я много молюсь, потому что наши отношения не являются такими теплыми, как хотелось бы; хотя они в общем-то нормальные. Верю в одно: когда приду в совершенное познание любви Господа и тем выполню наибольшую заповедь - возлюбить Господа всем сердцем...(Мф. 22,37-40), - по Слову Господа будет спасена вся моя семья .
Сейчас в моей семье подрастают еще две младшие дочери - 10 и 13 лет, но у нас с ними проблем нет, и розги не нужны. Сами по себе дети - нежные существа; а если демоны время от времени направляют в их сторону свои стрелы - это сразу чувствуется. Без труда определяю действие лукавого и тут же вступаю в борьбу за свою семью, используя силу любящего Господа и власть царственного священства, пользуясь служением ангелов и прибегая к изоляции демонов в их тюрьме - бездне. Уже не и не припомню случаев, чтобы за этим не пришла победа и тем самым не проявилась слава Господа. Исключение - если я сам живу не по Духу, а по плоти.
Каков же здесь вывод? Он прост. Итак, можно быть под законом проклятия Ветхого Завета и брать в руки розги. Стало быть, благодать Господа – это, кроме всего прочего, Его помощь и в воспитании детей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3,21). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Помощь, основанная на всемогуществе, любви и заботе нашего Небесного Отца. То есть благодать есть воспитание и охрана детей по принципам царственного священства: с использованием, как уже говорилось, служения ангелов и отсыланием непослушных демонов в их тюрьму – бездну. Благодать - это наше ученичество у Господа и приготовление к вечному творческому союзу с Богом.
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1Петр. 5,7-11).
Желающим узнать подробности об этом пути просим зайти в http://www.gyvasisvanduo.lt/ru/info.php
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности