Основными образами в описании Божьего райского сада Книги Бытие остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, питание и другое. Потому, что само бытие – это уже Свет Божий.
Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу.
Цитируя Апостола Павла: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим1:19-20).
М.В. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой — свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению».
Итак, мы видим, что рай по сути – это то самое, известное нам бытие. Разве что – это идеальная форма земного бытия. Он так и называется «земной рай».
Жизнь в раю описывается как самая лучшая по условиям, красоте и прочим благам, земная жизнь, какую себе может представить человеческое воображение.
Всё это говорит о том, что для того чтобы увидеть существование рая на земле, и также, узнать каков он, Пророку не обязательно было получать от Бога специальное по этому поводу откровение. Подобно Апостолу Павлу и Михаилу Ломоносову, автор Книги Бытие (Моисей) прозрел Божий райский сад через божественное творение в бытие.
Также, вполне понятно, что высшее бытие (то есть, рай) не может обойтись без высшего блага, которое есть сам Господь Бог.
Как вы думаете, жизнь на земле и бытие, которое с одной стороны непостижимо мудро, красиво и благостно устроено, то есть, совершенно, и с другой стороны – несовершенно и имеет в себе зло - по своей природе, такое и есть противоречивое? Конечно же, нет.
Поэтому, мы можем быть уверены, что Тот, Кто смог сотворить совершенное и благое, не будет совершенное перемешивать с несовершенством и злом.
И посему изначально на земле был рай.
Однако, в описании рая мы узнаём о существовании каких-то сказочных предметов и явлений.
Так, посреди рая, произрастали два дерева: «древо жизни» и «древо познания добра и зла».
Все религии, чьи Писания говорят о сотворении Богом Адама и Евы, и поселившего их в райском саду, понимают всё там существующее и происходящее буквально. «Потому что для Бога не бывает ничего невозможного».
Однако, толкование этого почему-то не ограничивается одним смыслом.
Например, если бы была лишь заповедь «не вкушать от древа познания», вследствие чего, произошло «непослушание».
Само древо «познания добра и зла» до сих пор может неоднозначно толковаться. Как и следствие последующих событий.
Неоднозначно может истолковываться: «Вот Адам стал, как один из Нас, знающий добро и зло», как и то, что «открылись у них глаза, и узнали, что наги, и сшили себе опоясывания из смоковных листьев».
Всё это похоже на толкование притчи и указывает на образы необычных деревьев, как на образы притчи.
Или возьмём «древо жизни», плод которого подразумевает вечную жизнь. Неужели, сам Господь Бог, тем более, обитающий в раю, не смог бы, при необходимости, подарить вечную жизнь напрямую без посредства соответствующего дерева?
Всё здесь указывает на то, что Господь через символику образов и действий желает показать тот или иной назидательный смысл. Поэтому в реализм и хронологию бытия попутно включены образные или разноплановые идеи.
Например, общепринято считать, что Бог создал рай для Адама и Евы. И уж точно известно, что у Адама не было, ни отца, ни матери – он был сотворён. Тогда о каком отце и матери идёт речь, где сказано: «и оставит человек мать свою и отца своего и прилепится к жене, и двое будут одна плоть»?
По всей видимости, здесь речь идёт об обычной жизни во взрослении, женитьбе и жизни в браке. Такое же истолкование здесь у Иисуса Христа по (Мф.19:4-6).
Разноплановая структура книги Бытие, вероятно, необходима, чтобы в едином формате передавать некий обобщающий смысл или показать разные уровни бытия и понимания.
Например, исходя из того, что Адам и Ева были наги и не стыдились, потом должны будут прилепиться друг к другу в браке, а также, они вскоре узнали, что наги и закрылись смоковными листьями – здесь мы просматриваем идею взросления человечества от уровня детского и первобытного сознания. И наверняка, за этими образами и понятиями вскрывается глобальная философская и духовная проблема, связанная с судьбой человечества.
Как, например, безобидное любопытство и однажды отведанный запретный плод привёл к грехопадению всего человечества. Так же, возможно, неудовлетворительный способ прародителей закрыть свою наготу смоковными листьями Господь заменяет кожаными одеждами. И в этих образах возможно запечатано пророчество об искуплении человечества. То есть, Господь закрывает наготу и одевает прародителей человечества в одежды лучшие и надёжные.
Однако, исторически, мы видим здесь переход от первобытного образа жизни.
К слову, иногда «кожаные одежды» толкуются как страстная природа человека. То есть, без искушения змея духовность у Адама преобладала над чувственной природой. Под влиянием искушения, Адам согрешил и принял чувственность и страстность.
Мы видим, что 2я-3я главы Книги Бытие совсем далеки от обобщённой летописной – исторической формы. Это символические сюжеты и эпизоды, которые передают философскую духовную идею на данном этапе творения.
Так мы видим сюжет сотворения первых людей, который можно было бы передать научно, если бы это было угодно Богу. Или передать в любом ключе, который был бы необходим Ему. Но Богу нужен именно такой сюжет, какой мы знаем из Книги Бытие. Ему нужно передать духовный смысл.
В частности, здесь запечатано пророчество о Иисусе Христе и Церкви через смерть (сон Адама) и Дух (ребро) Господа Иисуса.
"Ребро" толкуется широко. Здесь указывается на форму, размер, материал: намек на образ и подобие. Отдавая одно ребро, Адам остается полноценным - так и Господь богат Духом и раздавая не терпит урон. Однако, это 'кость', основа, сущность, каркас...
И можно не сомневаться, что данная «версия» творения была возможна по факту.
Ибо, чудом является уже сам природный феномен жизни и развития. Мы наблюдаем невероятную уникальность, разнообразие и превращения во времени. И всё из одной таблицы Менделеева. Поэтому весь арсенал для чуда и потенциальная в этом возможность Творца - наблюдаемый для нас факт. И можно не сомневаться, что несколько ускорив процесс и применив необходимые технологии, ресурс и творение, возможно и из ребра сотворить было Еву. Только недавно наука открыла клонирование. А сколько ещё неизведанного.
Книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение, повествующее о Творце и о духовном смысле творения, жизни и истории – иными словами, это промысел Божий.
В жизни человека не всё так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение книги Бытие?
Начинается 2ая глава с описания Божьих благословений.
Бог поселяет человека в рай. Жизнь в раю – это жизнь с Богом.
В раю мы находим два необычных дерева: «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла».
По контексту плод «дерева жизни» позволяет обрести вечную жизнь, а «дерево познания добра и зла» - дерево смерти.
Чем же познание добра и зла связано со смертью?
Вот здесь и необходимо понять психологию и философию автора, чтобы «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их».
Дело в том, что жизнь, в которой имеет место зло – жизнь несовершенная и вечной она быть не может. Но как можно допустить, что бы существо «вкусившее зло» пребывало вовек и препятствовало своим несовершенством совершенному замыслу Творца?!
Вместе с тем древний автор причисляет все скорби человеческие и проклятия из 3ей главы Бытие к этой же несовершенной и смертной жизни (жизни, в которой зло).
Но на данном уровне жизни - «плоды познания добра и зла», человек имеет «знание о добре». Это говорится о знании человеком нравственного закона.
Далее, иной план этого объёмного понятия «познания добра и зла» свидетельствует об обычном рациональном познании человека.
А также, вместе с знанием «древо познания» символизирует самосознание человека и знание о своей смертности. То есть, не только духовно человек умер и стал по природе смертным, но в отличие от животных, он стал знать о своей смертности в сознании.
Возможно, здесь также подразумевается эволюционный переход человека из животного состояния. Мы же наблюдаем развитие, и исторически, и по Книге Бытие.
И более того, как с самого начала мы обратили внимание, на уровне познания добра и зла, через «рассматривание творения» и рациональное понимание, человек способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (по качеству – жизнь полноты и совершенства).
Вся мифология политеизма уже отражает ощущение сопричастности человека к божественному миру. И то же самое сознание открывает единого Бога в монотеизме. Ап. Павел, однажды проходя и рассматривая святыни древних греков, нашёл жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».
Когда змей говорил Адаму и Еве, что «вы будете как боги» и после у них «открылись глаза», и они увидели, что наги, то действительно их можно уже считать богами с маленькой буквы потому, что на самом деле стали «знающими добро и зло».
Об этом же говорит Господь Бог: «вот Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло».
Данная мысль древнего автора здесь совпадает с философией экзистенциализма: человек должен быть ответственен за свою свободу. Человек разумный уже «богоподобен», он «должен оставить мать и отца» что бы быть самостоятельным. Взгляд древнего автора на Бога – это заботливый отец, с которым в «отчем доме» - в раю, нет никаких проблем и нет «головных болей» («были наги и не стыдились»).
Но «дети» захотели стать взрослыми… тогда «будьте добры – будьте готовы отвечать за все вытекающие последствия».
Поэтому, не смотря на столь строгий приговор, Господь продолжает оказывать помощь, например, «одевая первых людей в кожаные одежды».
Но от древа жизни пришлось Адама всё же отлучить, поскольку тот искусился самонадеянностью, сам преступил заповедь Отца (отошёл от Бога) и допустил зло.
Рай "бывший" – это принципиальная возможность богопознания.
Рай "будущий" - реальность, к которой идет человек через познание добра и зла, а также, в свете пророческого слова и божественного откровения.
Так что, книга Бытие совсем не показывает, что Бог будто бы «скрывал знание» от человека или сам спровоцировал зло, или дело в том - «вкусил - не вкусил». Хотя, присутствие зла (в персоне и злой силе) уже имело место до сотворения Адама.
Смысл в том, что
1е - человек на данный момент ещё далёк от совершенства.
2е – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его).
3е – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства).
4е – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада».
И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога!
Очень ясно толкует Апостол Павел «об Адаме первом и втором» в 1е Кор.15:43-53.
7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
8. И насадил Господь Бог в рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.
9. И произрастил Господь Бог всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни по среди рая, и дерево познания добра и зла.
10. Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделилась на четыре реки.
11. Имя одной Фесон: она обтекает всю землю Хавила; ту, где золото.
12. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Ефрат.
15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь.
18. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось подобного ему.
Создав земного человека, Господь «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою».
Поскольку человек дышит через нос, то и «вдунул Господь дыхание в лице его» - вот так просто и образно!
Но это не всё – мы уже знаем, что образы в «Бытие» подобраны ёмко и многогранно.
«Лицо человеческое» символизирует уже высший уровень жизни: разумный и в свете самосознания.
Человек не просто умное существо – ощущение внутренней экзистенции, аутентичность, совесть, открытость миру, поиск высшего смысла, возводит человека в высшее бытие.
Когда Иисус по воскресении Своём явился ученикам, он дунул и сказал: примите Духа Святого. Тем самым Он символизировал вдохновение уже Божественной жизни.
Высший смысл человеческой жизни, раскрывается в божественном промысле, в отношениях Бога и человека, в принципе синергии.
Господь, сотворив рай и райский сад, поручает человеку возделывать и хранить его.
Само описание райского места (география древних восточных цивилизаций в авторстве Моисея) настолько изобилует жизнью, красотою и богатством… - чтобы был явлен образ совершенства.
А призыв «возделывать сад» (2:15) и «не вкушать от древа добра и зла» (2:16) – это призыв соответствовать этой совершенной жизни.
И далее в Быт.2:18 упоминается ещё об одной необходимости и благе для человека - о создании для него помощника, подобного ему. Но здесь же, сразу в 2:19 автор оговаривает и напоминает, что все животные и птицы, которых Господь образовал и привёл к человеку, служили человеку и получали от человека имена по видовым признакам и индивидуально.
Во всём этом возвеличил Господь человека, но такое бытие не достаточно совершенно, как жизнь человека «с подобным себе помощником».
21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
Потому что мужчина является более сильным полом и лидером, и автором Бытие не случайно является тоже мужчина, поэтому пишется, что жена от мужа.
В древности люди уже имели представление о связи анестезии с крепким сном. Поэтому в сотворении жены от мужа применяется этот образ.
Господь, проявляя свои сверхъестественные способности, проводит операцию, чудотворным образом создаёт жену по эталону ребра взятого у мужа, и не оставляя раны, искусно закрывает то место плотью...
Невозможно описать и понять «науку творения» Господа Бога. Но наблюдая Его произведения, можно не сомневаться, что Ева могла быть сотворена так, как написано в Бытие. Во всяком случае, сам этот образ достаточен и лучший для откровения.
23. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
Адам оценил этот шедевр творения – женщину.
24. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Это благословение даёт Господь в раю (вместе с той анатомией и физиологией, в которой были сотворены муж и жена). Естественно, тут речь идёт об обычном супружеском браке. И об обычном отце и матери.
На это место в Св.Писании, давая заповедь о браке, ссылался Господь Иисус: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
25. И были оба наги Адам и жена его и не стыдились»
На этом заканчивается описание той райской совершенной жизни и описание тех людей, которые, ещё не познав зла и не начав жить по плоти, были благословлены жить в раю. Ибо рай это не только «райские места» но и состояние души.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 717 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности