В чём суть любви:
Где есть ошибки,
нет решений? Там беда.
«сделана ошибка,…ибо это ошибка, …жертву за грех свой пред Господом за свою ошибку» - /Чис.15.24.25/.
«Распутать целую цепь высказываний, приведших, в конце концов, к одному направлению» - /Агата Кристи - мастер детективов/
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки – мой учитель. Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки – мой друг. Тот, кто мне льстит – мой враг»- /Сян-Цзы/
А как вы проявляете отношение к ошибкам? Наверное, нет такого человека, который бы не совершал в своей жизни ошибок. А если предаться размышлению глубже: что такое ошибки и откуда они берутся? Каковы их основания и последствия? Добро это или зло и почему? Возможны ли ошибки в духовной жизни и к чему они приводят? С этими вопросами мы обратились к нашим рассуждениям.
В настоящий день наш разговор пойдет о таком, в принципе общеизвестном и обычном явлении как «ошибка». Кому из нас ни разу не доводилось ошибаться? Нет таких людей. Кому из нас хочется вспоминать о своих ошибках? Вопрос уже посложнее. Чувство досады, сожаления, раздражения – пусть даже исключительно на себя – не совсем приятные воспоминания. И все же мы понимаем, что помнить о своих ошибках надо, это предотвратит повторение неприятных ситуаций. «Не забывай прошлых своих ошибок, чтобы их не повторять» - /А.Кристи – писатель/.
А кому из нас нравится, когда другие обращают нас на наши ошибки, т.е. их замечают и поправляют нас? Наверно, еще более щекотливый вопрос. Увы, состояние обнаружения в собственной некомпетентности, несоответствии, неразумности или нерасторопности может вызвать бурю эмоций. Каких? Другой человек тебе подсказал, поправил, получается, помог, а ты испытываешь … что? Тягостное переживание.
Причины ошибок могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов: восприятия жизни человеком, его эмоционального состояния, умения оценить ситуацию и взвесить все «за» и «против» в принятии решения и т.д. И последствия ошибок могут быть самыми различными. Например, ошибка врача может стоить пациенту жизни или здоровья, и возможности исправить её может не быть; ошибки педагога или воспитателя не так заметны, но оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека.
Ошибка - англ. error; нем. Fehler. 1. Непреднамеренное отклонение от истины или правил (поведения, действия и др.). 2.Отклонение значения измеряемой или теоретически определяемой величины от ее настоящего значения.
В православии болезнь рассматривается через ошибки поведения, как воплощение греха. Слово грех, в переводе с греческого, означает «ошибка», со славянского – «жжение (совести)». В русском языке слово «грех» изначально соответствовало по значению понятию «ошибка», «промах» (это видно, например, по словам «погрешность», «огрех»). Грех (греч. hamartia — промах, ошибка; в русском языке слово «грех» также изначально соответствовало понятию ошибка» — ср. «погрешность», «огрехи» мимо цели) — повреждение человеческой природы, болезнь души.
А происходит слово «грех» от глагола «греть» в значении «жечь, жарить». Мы знаем, что совершенная ошибка как бы «жжет» изнутри нашу душу. Русскому слову «грех» соответствует употребляемое в Новом Завете греческое слово: хамартема, хамартиа, которое буквально переводится как «ошибка», «заблуждение», «проступок». Это знаменательно. Поэтому «грешить» – значит «не попадать в цель», «промахиваться», «ошибаться», «отклоняться от истины». Что указывает на изначально интеллектуальное, а не моральное содержание этого понятия в греческом языке.
«Наиболее часто используемое в Библии для наименования греха слово «хет» означает, в нравственном смысле, быть обманутым, не достигать цели. Употребляемое в переводе «Семидесяти» слово «hamartia» означает отклонение от цели, ошибку, промах. Грех — это ошибка, заблуждение, падение и отклонение от истинной цели. И греческий термин — hamartia, слово, которое в Новом Завете нередко персонифицировано и означает преступление против Закона, против людей или Бога. Слово paraptoma — еще один распространенный термин, указывающий на проступки и заблуждения. Слово adikia — более формальный правовой термин, описывающий неправедность и несправедливые дела.
Слово «грех» не всегда носило столь негативный и фатальный смысл. Первоначально в русском языке этот термин соответствовал понятию «ошибка» (близкие слова – «погрешность», «огреха»). У греков в дословном переводе слово «адосртш» означало «промах, погрешность, провинность», а у иудеев слово «хэт» имело значение «непреднамеренный грех» или «промах». Лишь потом, по мере ужесточения религиозных правил грех, стал более серьезным явлением, за которое можно было лишиться жизни (в этом мире) или быть обреченным на вечные муки (в мире потустороннем).
В христианстве грех – это не просто случайный проступок или ошибка, а нечто большее. Ведь грех противоречит человеческой природе (раз Бог создал людей по своему образу и подобию). Соответственно, служители церкви полагают, что нормальный, здоровый человек не может грешить, а если он так поступает, значит, он во власти болезни или врага человеческого.
«Ошибиться, и причиной тому может стать в одном случае сложность и неопределённость болезни, в другом же – мало опытность врача, ограниченность его знаний, его неосведомлённость в опыте и поисках коллег и даже халатное отношение к делу. Вот и поставит врач неправильный диагноз, что повлечёт за собой неправильный курс лечения и, стало быть, ухудшения здоровья ребёнка. Также и педагог, - размышлял Амонашвили, - не имеет права выбирать свои воспитательные и обучающие методы и средства, если он заранее хорошо не изучит ребёнка. Давно великий Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне, также всесторонне нужно его изучать». А делается ли это в церкви? Не успел порох церкви переступить; уже руководитель церкви. А написано: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если непорочны, допускать до служения» - /1Тим.3.10/. «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается»- /Менандр/. «От мелких неисправимых ошибок легко перейти к крупным порокам»- /Сенека/.«Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой» - /Н.Макиавелли/.
Во-первых, ошибка - это нормальное явление, без которого невозможно творчество и жизнь. Во-вторых, и это главное, что можно сказать, - отношение к ошибке должно быть соответствующим. Не осуждающим, а понимающим. Разве кому из вас придет в голову осуждать, например, спортсмена, который на тренировке, пытаясь попасть мячом в ворота, все время «мажет» мимо?
Конечно, ошибка - ошибке рознь и цена их различная. Одно дело, когда ошибается спортсмен на тренировке, а совсем другое, когда - ошибается хирург на операции. И цена ошибки последнего может стоить человеческой жизни. Но, несмотря на это, все прекрасно понимают, что при операциях, особенно сложных операциях, всегда есть определенный процент смертных исходов. Врачи так и говорят - шансов на успех столько-то процентов. Остальное - это шансы на неуспех.
Что же касается духовной жизни, то и здесь без ошибок не обойтись. Порой думаешь: «как все хорошо, - рассуждает молодой пастырь, - я молодец, так теперь всегда и буду себя вести» — и сразу происходят ситуации, которые показывают, что ты ошибся и еще не так силен духом, и путь впереди долгий, рано ликовать. «Конечно, в начале войны и в каждом начинающем действии бывают ошибки, которые бывают, как известно, у каждого. И каждый их глубоко продумывает и не только внутренне переживает, а стремится извлечь из них опыт и впредь не допускать» - /Г.Жуков – маршал/.
«Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть, несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу и правильно оценишь ее хорошие стороны» - /А.Грин /.
Да и много еще разных направлений, по которым можно ошибиться в духовной жизни. Главное — понимать, что есть ошибки каждодневные, малые, обучающие, а бывают и ошибки непоправимые. Вот с последними нужно быть очень аккуратными. Слушать сердце, да и головой «холодной» думать, рассуждать.
«Конечно же, собственный опыт — самый ценный, свои ошибки — самые дорогие. Здесь важно не допускать повторения ошибок. А ошибки в любом случае будут. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Настоящий руководитель — тот, кто признает свои ошибки и открыто о них говорит, а также пытается их исправить. Если руководитель делает так, значит, он — лидер» - /Таисия Василишина, генеральный директор «Школа руководителя»/.
Однако существует единственная среда, в которой отношение к ошибкам крайне, можно бы сказать, недружелюбное. А сказать точнее - ханжеское. Вы уже, наверное, догадались, что, говоря о религиозной среде. Там ошибка носит статус греха, с которым ведется образцово-показательная война. Она так и называется - война с грехом. И в этой войне огромные «издержки производства». И потому, что борются, как правило, не со своими грехами, а грехами своего ближнего. И даже если борются со своими грехами, обычно придают этому такое трагическое значение, будто бы на карту поставлено все. Само право человека на ошибку, на грех даже не то, что подвергается сомнению, а отнимается. Грех, ошибка лишает человека спасения – так ставится вопрос. Однако эта борьба неизбежно превращается в фарисейство. Люди же все равно продолжают грешить. Или, скажем так, ошибаться. Особенно, если они заняты делом. Не ошибается пастырь тот, кто говорит много на кафедре - но, ничего не делает в жизни для паствы.
Однако сознаться в ошибках могут далеко не все. Такова особенность этой христианско-баптистской среды. Потому как на грешника покажут пальцем, и он подвергнется всеобщему осуждению. Тут задействована сила общественного мнения пастыря на церковь. Грешат все, но вас втягивают в ситуацию, при которой вы начинаете осуждать другого человека за то, что он делает то же самое, что и вы! Но вы старейший в церкви, а он только пришёл. Усматриваете разницу! Вы видите зарождение фальшивой морали? Вы видите истоки фарисейства?
Ошибки — поступки человека, отрицательно оцениваемые им самим. То же самое, но оцениваемое окружающими — уже проступки. Основные причины ошибок — недостаточное планирование, лень, недостаток информации и времени на обдумывание ситуации. Последствия весьма разнообразны но, как правило, они отрицательны и именно по ним человек понимает, совершил он ошибку или нет.
На ошибках обычно учатся, в этом заключен положительный смысл для тех, кому лень изучать отрицательный опыт других; с другой стороны, это потери, иногда невосполнимые. Как и в любой другой области, люди совершают ошибки и в духовной жизни, и, как правило, это заканчивается утратой душевного покоя и различным болезням.
Вот ведь как интересно, получается: ошибся, т. е. ушибся впредь наука. Больно, конечно, но еще не упал, не уронил себя. Более того, Даль пишет об ошибке: «Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ошибаться — человеческое дело, а не сознаваться — дьявольское».
То есть четкая расстановка приоритетов: дело важнее, важнее идти, важнее двигаться и получать новый опыт. Это главное. Ошибка это урок, результат неверного действия — это есть всегда следствие недостатка знания или опыта. Любой человек, даже самый высокообразованный не может знать всего и предусмотреть абсолютно все. Если же вопреки здравому смыслу он абсолютно лишает себя права на ошибку, то это всегда завышенный уровень притязаний, обман себя или других - тогда это грех. Без ошибки невозможно приобрести навык, получить знания, поэтому и отношение к ошибке всегда более лояльное и терпимое.
Духовный аспект — это часть жизни человека, и в ней также возможны ошибки. В своей духовной жизни человек неоднократно спотыкается и падает, но нужно подниматься и идти дальше, ведь именно так он учится ходить, т.е. развивается духовно. Из ошибок, допущенных в духовной жизни, нужно делать правильные выводы и все-таки идти дальше, ведь жизнь продолжается.
На здравый взгляд, ошибки — это итог выполняемых действий, не приведших к желаемому результату. Причем вначале кажется, что ты поступаешь правильно, вроде все просчитал на сто шагов вперед, но потом упираешься в совсем другой результат. Ошибки являются результатом развития личности, ее роста в личном, социальном и христианском плане. Из ошибок человек извлекает уроки, делает выводы, то есть учится не совершать их вновь. И ошибки будут повторяться вновь и вновь, пока человек – (не извлечет урок), - не сделает правильный вывод. Поэтому ошибки являются добром, несмотря на горький привкус в первый момент. В духовной жизни ошибки, на светлый взгляд, играют ту же роль.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности