«Чем выше рост трудностей, - пишет Б.Крутиер, - тем незаметнее трудности роста». «Рост жизни не в одном развитии мышц. По мере роста тела, - пишет У.Шекспир, - в нём как в храме, растёт служение духа и ума».
Все живое растет. То же и с христианином - духовная жизнь в нем проявится в неизбежном стремлении стать больше похожим на Господа. Это преображение называется духовным ростом. Духовный рост начинается там, где мы применяем богословские знания на практике, есть они у нас? есть, эти знания! В противном случае у нашего внутреннего человека наблюдается наполненная знаниями голова при сердечной недостаточности.
Почему рост важен? Во-первых, потому, что есть вещи, которые Бог никогда не доверит нам, пока мы младенцы в вере. Об этом Писание говорит так: «…наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего…» - /Гал.4.1/
Каждого христианина, после рождения свыше, Дух Святой призывает к освящению» - /1Фес.4.3/ или к «духовному росту» - /2Петр. 3.1/, чтобы он не оставался духовным «младенцем, колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», но возрастал в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» - /Еф.4.13-14/.
В естественной жизни человек проходит стадии возраста: младенец, детство, отрочество, юность и зрелость. После духовного рождения дитя Божье тоже проходит, или вернее, должно проходить, ступени развития, или духовность возраста. Нечто подобное происходит и в духовной жизни христианина. Нынешнее состояние уподобляется младенчеству, а будущее – зрелости мужа: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» - /1Кор.13.11/. Такова разница между землей и небом. Какие узкие взгляды, какие путаные и неясные понятия имеют дети в сравнении со взрослыми людьми! Духовное детство, духовное отрочество, духовную юность и духовную зрелость. Именно об этом говорит Апостол Иоанн, когда он пишет: «Пишу вам дети, … пишу вам отроки,…пишу вам юноши,…пишу вам отцы» - /1Иоан.2.12-14/. Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Юность и зрелость. Нечто подобное происходит и в духовной жизни христианина. После духовного рождения дитя Божье тоже проходит, или вернее, должно проходить, ступени развития, или духовных возраста: духовное детство, духовное отрочество, духовную юность и духовную зрелость.
Этот отрывок Писания как раз и говорит об этих духовных возрастах. Некоторые, возможно, думают, что в этом месте Писания говорится об обычных физических возрастах людей. Но нигде Слово Божье не связывает духовное состояние человека с его физическим возрастом, так как человек в пожилом возрасте, давно следующий за Господом, может быть духовным младенцем, и, наоборот, молодой человек может быть духовно зрелым христианином. Об этих четырех духовных возрастах образно говорится в книге пророка Иезекииля /47.1-5/, как о мерилах глубины потока благодати Божьей, текущего от храма Господня. В следующих будет говориться об этих духовных возрастах христианина и как их достигать. Каждому христианину очень важно знать, на какой ступени духовного возраста он находится. Будем также излагать закона духовного возрастания. «Пишу вам юноши,…» Каждого христианина, после рождения свыше, Дух Святой призывает к освящению /1Фес. 4.3/ или к духовному росту /2Петр. 3.18/.
И как естественно для людей, достигших зрелого возраста, оставлять свои детские представления, почитать их возрастая! Так точно, придя на небо, мы будем относиться к нашим самым совершенным дарам и познаниям, которыми обладали здесь. Мы оставим наше младенческое неразумие, перестанем хвалиться собою, когда станем взрослыми мужами во Христе.
В обыденной жизни возраст определяется количеством прожитых лет. Как правило, по мере возрастания человека, до определенной поры, происходит душевное и телесное развитие. Чем взрослее становится ребенок, тем сильнее проявляются заложенные в его личность потенции. Между тем, не все люди развиваются одинаково быстро. Кроме того, не одинаковы и развивающиеся в людях способности и наклонности. Один с возрастом становится добрее, а другой - злее; в одном с годами культивируется честность, а в другом — коварство и хитрость. Нечто похожее усматривается и в отношении духовного возраста. Степень духовно-нравственного совершенства обусловлена близостью к Богу и определяется уровнем уподобления Отцу и Сыну и Святому Духу. Стало быть, возраст духовный определяется уровнем добродетельности, опыта с Богом общения и духовной мудрости. Возраст духовный не имеет прямой арифметической зависимости от длительности пребывания человека на земле. Близким к Богу может быть юноша, равно как и далёким от Бога может быть бывалый, потрёпанный жизнью старик.
Другое дело, что обладая определенным жизненным опытом, человек, встав на путь, заповеданный Господом Иисусом Христом, может применять этот опыт с пользой для нравственного роста. Опять же, при правильном устроении жизни, человек, с течением времени, может стать совершенней, если будет использовать это время для Бог познания, делания добродетелей, борьбы со страстями, искоренения греховных привычек. В этом отношении вместе с физическим возрастом будет увеличиваться и возраст духовный.
Как земледелец любит свои цветущие растения, так и расцветающий во всей полноте христианин является для Бога Hephiziban - основным наслаждением. «Возлюбленному нравится «поглядеть распустившейся виноградной лозой и цветущими гранатовыми яблоками» - /Песн.6.11/ Рост благодати будет препятствовать возрастанию порочности. Чем крепче здоровье, тем успешнее организм справляется с функциональными нарушениями. Так и в духовном смысле: чем больше смирение, тем легче укротить раздувающуюся гордость; чем больше в сердце чистоты, тем легче погасить пламя похоти. Рост цветов в саду не препятствует росту сорняков, но цветок благодати, распустившийся в сердце верующего, мешает росту порока. Как некоторые цветы испытывают неприязнь и не расцветают вблизи друг друга, как, например, виноградная лоза и лавровое дерево, так и в том месте, где растет благодать, грех не будет процветать. То, в чем нет жизни, не может расти. И это совершенно очевидно.
Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатью Божией за семеняемого и соблюдаемого, а в отношении к человечеству - постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному.
Пусть же чтение Библии не оставит с обремененным сердцем. Пусть ни одно дорогой муж Божий не «пишет на себя горькое» и жестокое. Да не сделает он никаких опрометчивых, безосновательных, сомнитель¬ных и оскорбляющих Бога выводов.
Кем является для тебя Иисус драгоценным, прекрасным Сыном Божиим, всем твоим спасением и всем, что ты желаешь? Главную свободу детей Божиих, их воля сплавляется с волей Господа Иисуса. Благой Господь избавляет всех нас из этих сетей».
«Не будет преувеличением сказать, - пишет К.Льюис, - что в двух христианах, следующих вместе за Христом, христианство возрастает не в два, а в раз по сравнению с тем, когда они следовали за Ним в одиночку»
«Рассказать в целом о защитных механизмах… - это всё равно, что коротенько пересказать сущность всей психотерапии, личностного роста и процесса поиска смысла жизни». Об этих законах духовного возрастания более подробно изучая «Законы духовного возрастания» в Библии.
«Обучаясь у Духовного Учителя, ученик перенимает секреты мастерства, развивает недостающие качества. Такие как: способность к самоограничениям, терпение, силе воли, отрешенность. Внимательность, гибкость, способность «отпускать» себя, «чистое видение», «божественная гордость». Благодаря такому тщательному обучению, ученик вскрывает невиданные глубины практики и радикально трансформирует свое видение мира. Если же ученик пытается практиковать Кундалини-йогу без обучения, не выработав в себе подобные качества, он потерпит поражение на ранних стадиях практики.
«Только знание, сообщенное из уст Учителя, слово могущественно и полезно. В ином случае знание бесплодно, слабо и может повредить здоровью. Тот, кто всегда внимает Учителю, тот достигает плодов знания. Учитель – Отец, Бог. Ему следует служить делом, словами, мыслями. Почитающийся Учителя достигнет всевозможных благ. Учитель достоин всяческого почитания».
«Ежедневно получайте новый свет, больше знания и любви Божьей, Духа Божьего, Его жизни и силы воскресения! Используйте все знание, любовь, жизнь и силу, которые вы получили, дабы постоянно идти от веры к вере, ежедневно возрастая в святой любви, пока не исчезнет вера, и не будет вечно утвержден закон любви!» - /Джон Уэсли/
Духовный человек имеет «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание». Качества, которые отличают духовного человека от плотского /Гал.5.16 - 23/.
По «зрелости», духовность человека можно разделить на несколько уровней или ступеней. И переход с одного уровня духовности на другой почти всегда есть положительный результат разрешения духовного кризиса.
Знание этой особенности духовного роста поможет верующему в часы раздумий, сомнений или уныния понять, что у него все-таки есть «достижения» во взаимоотношениях с Богом, и есть лучшие перспективы.
«Мир раскрывается не с возрастом, - а с возрастанием духовности». «Зрелый возраст может в известной степени компенсировать минусы физической немощи достоинствами духовной силы и красоты. В таких случаях любовь не ощущает времени, непреодолимой пропасти лет… Разница в возрасте не омрачает чувства, если человек молод душой. В этом смысле возрастной критерий отпадает, и любовь выходит за рамки физиологической власти времени» - /К.Василёв/
Из физически разумного предположения о возрастании концентрации водяного пара с увеличением температуры следует, что молено ожидать увеличения водности, возрастание которой приводит к росту альбедо облаков, но мало сказывается на их длинноволновом излучении, за исключением перистых облаков, которые не являются абсолютно черными.
«Когда ты почувствуешь, что твое дыхание спокойно, глубоко и равномерно без ненужных пауз, ты обретешь великую радость и наслаждение. Дыхание для повышения личной силы» - /Свами Рама/.
«Действительно, у христианина нет возраста, - говорит Георгий Схиртладзе, - он постоянно пребывает в процессе роста, духовного становления, совершенствования».
Итак, будем помнить, что нельзя стать «отцами», не став прежде «юными». Нельзя стать «юными», не пройдя прежде «отрочества». Нельзя стать детьми, не выйдя из младенчества. Нельзя победить грех, ища верность в себе самом. Путь к победе начинается с начала взросления. Детство и отрочество – это начало роста и начало победы. Это уже победа! Победа над самым страшным грехом - неверием.
Духовный̆ возраст человека не зависит от времени, проведенного в Божьей Церкви, не зависит он и от времени, пошедшего с покаяния. Духовный̆ возраст человека зависит только от того – кто чаще всего выигрывает ежедневную битву внутри себя, а кто проигрывает.
Для обозначения людей, которые не родились свыше, апостол Павел использует греческое слово psychikos - «психикос» - что означает «душевный» душевные, т.е. те, кто живут желания души. А рожденных свыше Павел называет двумя словами «саркикос» - т.е. Саркикос: от слова «саркс» – «мясо». Это человек душевный, животный, инстинктивный, плотских. Какими являются духовные младенцы и отроки. И «пнюматикос» - духовных, какими являются духовные юноши и отцы.
Пневматики — «духовные» люди, воспринимающие действительность сквозь призму духа. Само слово происходит от греческого «пневма», что значит дух или дыхание. Люди «психикос» никогда не поймут людей «пнюматикос», но наоборот будут их гнать.
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» - /1Кор.2.2.14/.
«Да кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть» - /Мат.6.27/. Да и кто из вас, самый мудрый, самый сильный, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть? прибавить к своему возрасту, как понимают некоторые. Однако мера в локоть означает, что здесь идет речь о росте, самый долгий срок жизни - это всего лишь пядь, /Пс.38.6/. Давайте подумаем о том, что:
Мы растем и достигаем определенного роста благодаря не своим собственным усилиям или заботам, но исключительно Божьему попечению. Младенец длиной в несколько сантиметров вырастает в человека ростом в определённости; как увеличивался его рост, локоть за локтем? Не его собственным предвидением или изобретательностью, он растет, не зная, как это происходит, растет силою и милостью Божьей. Итак, Тот, Кто сотворил наши тела, и сотворил их именно такого размера, конечно, позаботится о них.
Примечание: следует признать, что увеличение нашей телесной силы и роста производится Богом, и доверяться Его попечению о необходимых для этого средствах, потому что Он показал нам, что заботится о наших телах. Подростковый возраст - это бездумный, беспечный возраст, и все-таки мы растем. Неужели же Тот, Кто растил нас до сих пор, не позаботится о нашем дальнейшем росте?
Мы не в силах по собственному желанию изменить свой рост. Как было бы глупо и смешно, если бы человек маленького роста переживал, не спал ночами и ломал себе голову из-за своего роста, постоянно думая, как бы увеличить его; он знает, что все это бесполезно, поэтому лучше примирится с таким ростом, какой есть. Мы все разного роста, однако разница в росте между нами не столь существенна и не имеет большого значения. Низкий человек хотел бы быть высоким, но знает, что хотеть этого бессмысленно, и поэтому довольствуется им. Итак, какое отношение мы имеем к нашему физическому росту, такое же отношение должны иметь и к нашему земному состоянию.
Мы не должны желать изобилия земных благ так же, как и прибавления своего роста на локоть, - это слишком много для человека; вырасти на почти трёх см – и то довольно много, прибавление же роста на локоть сделало бы человека неуклюжим, громоздким и было бы обременительным для него самого.
Мы должны смиряться со своим материальным положением так же, как смиряемся со своим ростом; мы должны неудобствам противопоставить удобства и таким образом превратить необходимость в добродетель; с тем, что невозможно исправить, следует смиряться. Мы не в силах изменить распоряжения Божественного промысла, поэтому должны согласиться с ними, приспособиться к тому, что Он предусмотрел для нас, и, насколько это, возможно, справляться со своими неудобствами, как поступил Закхей, влезая на дерево. Закхей не мог удовлетворить своего любопытства, «потому что был мал ростом» - /Лук.19.3/, многие, имеющие малый рост, обладают большой душой и сильным духом. Те, кто мал, должны воспользоваться всеми доступными средствами, чтобы подняться и увидеть Христа, они не должны стыдиться признаться в том, что малы и нуждаются в этих средствах. Пусть не отчаиваются карлики, стремящиеся к высокой цели, они сумеют, с доброй помощью, достигнуть ее.
Каждый человек имеет тот возраст, какой заслуживает. «Того, кто хочет поставить, - говорит Шерлок Холмс, - себя выше природы ждёт, падение. Есть такие деревья, Уотсон, которые растут нормально до определённой высоты, а потом вдруг обнаруживают в своём развитии какое-нибудь уродливое отклонение от нормы. Это часто и случается и с людьми» - пишет А.Конан-Дойл, - Как приятно вытянуться, Уотсон! - сказал он. Человеку высокого роста нелегко сделаться короче на целый метр и оставаться в таком положении несколько часов подряд».
«Возраст - это то, что существует в наших мыслях, - пишет Марк Твен, - если вы о нем не думаете - его нет».
«В детстве мы делаем и не думаем, в молодости мы делаем, потом думаем, в старости мы думаем, но уже не можем делать».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности