«Греческое слово лютрон («выкуп») передает значение трех евр. слов:
1)кофер = «компенсация за причиненный ущерб»: «наложен будет выкуп, пусть даст выкуп» - /Исх.21.30; «то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу» - /Исх.30.12/.
2) геулла = «плата за освобождение раба»: «отдать выкуп за себя» - /Лев 25.51.52/.
3) пидйон = «выкуп за погубленную жизнь», «Если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою какой наложен будет на него» - /Исх.21.30/; Смерть заменяется выкупом: «серебро выкупа» - /Чис.3.49/. на том, может быть, основании, что вина домохозяина заключается только в беспечности, но не в злом умысле».
Выкуп (ransom), плата за освобождение пленника или за возвращение имущества: «ибо право наследства твоё и право выкупа твоё; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне» - /Иер.32.8/.
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой» - Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
«Премудрые сыны Альбиона не поскупились и не только внесли за всех пленных выкуп, но и дали денег на то, чтобы их обеспечить на дорогу. Каждый освобожденный получил на дорогу по золотой монете, равнявшейся четырем русским рублям, по мешку муки и по одному верблюду на двоих».
Речь идет о юридической интерпретации библейских образов — «выкупа», принесенного Христом на кресте ради «искупления» людей из рабства греха и смерти, - образов, соотнесенных с опытом падшего, обуреваемого страстями человека.
Выкуп допускается только под условием подлежащего вознаграждения, ибо в законе сказано: желающий выкупить имение обязан уплатить следующие за выкупом деньги. Итак, невозможно требовать имение на выкуп, не предложив вместе с тем следующей за него цены.
«Выкуп» – это существительное мужского рода, происходящее от глаголов «выкупать», «купить». В повседневную жизнь это слово вошло, закрепившись за веселой свадебной традицией – так называемый выкуп невесты. Однако если обратить внимание на происхождение, можно обнаружить, что его значение куда шире и интереснее.
Выкуп – дань традициям или пустая трата времени? Весёлая забава или утомительный обычай? Однако получение выкупа не всегда влечет за собой освобождение заложника. Его могут устранить, посчитав нежелательным свидетелем. Считается, что из всех ритуалов защиты жизни «амин долиг» - важнейший, исполняемый в крайних случаях, когда человек «зависает» между жизнью и смертью. Буквально «амин долиг» означает «выкуп жизни», или «выкуп души». Вот в таких случаях и необходимо делать «амин долиг», т. е. вносить выкуп за свою жизнь. Достаточно спасти жизнь любого живого существа, чтобы человеку прибавилась «буйн» (духовная заслуга), которая в тяжелый момент спасет его самого. По калмыцкой традиции, вносят деньгами цену жертвенного барана, чтобы его не забили на мясо. Или выкупают за любые деньги свежевыловленную рыбу и живьем выпускают ее в воду.
Итак, «искупить» кого-либо, значит приобрести для него свободу какой-либо ценой. Цена, уплачиваемая за свободу, называется «выкупом», или «искуплением». Все грешники находились и находятся в рабстве греха, и потому - под игом осуждения. Господь Иисус Христос, положивший душу Свою и проливший кровь Свою на Кресте, искупил всех нас от греха, проклятия и смерти, и потому по праву называется Искупителем. Какое же определение понятию выкупа даётся в книге, рассмотрим: выделяют грани: это цена, уплачиваемая за чьё-либо освобождение или за возврат залога. Такой выкуп можно сравнить с платой за освобождение пленных. Пытаться выкупить животное - в общем-то, бесполезное мероприятие, так как попрошайка получит хороший доход и просто найдёт другую собаку для «заработков». Такой выкуп современности под маской. Выкуп - это возмещение, или равноценная плата взамен утраченного, например, за возмещение убытков или ущерба. Так, если кто-то стал виновником аварии, ему потребуется выплатить возмещение - сумму, в точности соответствующую нанесённому ущербу»
«На свадьбе полковника спецслужб, гостей, требующих выкуп за невесту, снял снайпер». И такое бывает, когда одна цель выкупа, а осторожность и внимательность забыта. Наблюдательность, прежде всего, должна быть в каждой мелочи, прежде чем требовать выкуп. А то бывает, из-за выкупа теряешь свою жизнь.
«Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей. У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа неподъёмная сумма. И он сбежал. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли» - /Л.Толстой: «Кавказский пленник»/.
Слово «выкуп» в Ветхом Завете, очевидно, употреблялось менее конкретно, чем в Новом. В Ветхом Завете еврейским словом, переведенным на «выкуп», является «kopher», и оно означает «прикрытие, защита», как читаем: «Выкупом будет за праведного нечестивый» - /Прит.21.18/ – будет его прикрытием, защитой. Праведных мало, и они не имеют влияния в мире; законы в целом не были созданы преднамеренно для их защиты. Законы общества создают для общественности, а не для святых. Но хотя законы создают для всех людей, мы – Господние святые – имеем их как прикрытие.
Пророк Давид говорит, что ни один человек не может дать выкупа за брата своего /Пс.49.7/. То есть, все человечество несовершенно через грехопадение Адама. Все являются грешниками, поэтому никто не мог устоять, перед Богом в значении оправдать самого себя. А поскольку никто не мог оправдать себя, то не мог также оправдать другого – своего брата. Здесь мысль очень похожа на ту, которая имеет связь со словом «выкуп» в Новом Завете, показывая, что выкуп, или прикрытие, требует совершенства, праведности, которой не было ни у одного человека из всего нашего рода, за исключением Человека Иисуса Христа, «святого, непричастного злу, непорочного, отделенного от грешников», Который благодаря этому был в состоянии дать Самого Себя «для искупления всех, в свое время свидетельство» - /1Тим. 2.6/.
Слово, употребленное в греческом Новом Завете, является очень точным; оно означает равную, соответствующую цену. Имеется ввиду, что что-то было потеряно и что-то также требуется купить снова, искупить. И это что-то, необходимое для искупления, должно быть одинаковой стоимости с тем, что было утрачено, потеряно (не больше и не меньше), должно быть «соответствующей ценой».
В Еврейских Писаниях слово «выкуп» (кофер) происходит от глагола, означающего «покрыть» А согласно Теологическому словарю Нового Завета, «всегда указывает на равноценность», или соответствие.
Каждая хозяйка знает, что кастрюлю идеально закрыть можно только «родной» крышкой. Маленькая - провалится, большая - соскользнёт.
Совершенную потерянную жизнь можно было покрыть равноценной «по размеру» жизнью. Человек — не подходит, это «мало». Любой человек, после греха стал смертен и несовершенен. Жизнь совершенного ангела - слишком большая, он не может сравниться с человеком.
Выкуп не должен становиться отдельным событием, он лишь предваряет главное действо.
«Мы жизнью дорожим, просто так не отдадим!
Нужен выкуп нам такой, что не выразить ценой:
Три процесса слово и его кому мы раздадим Дух, вода и кровь всё рекой, и венец золотой».
Слово «киппур» происходит от двух ивритских слов: «кофэр» «денежный выкуп», «капорет» - «покрытие» или «сокрытие».
Как мы увидим, выкуп – это самый ценный дар, он может принести не выразимую радость и дать то, что тебе больше всего необходимо. Выкуп – это величайшее проявление любви Бога к тебе. Если сказать просто, выкуп – это возможность избавить, или спасти, человечество от греха и смерти. Бог позаботился о спасении людей, предоставив выкуп. Что такое выкуп? Это понятие имеет две важные грани. Во-первых, это цена, уплачиваемая за чьё-либо освобождение или за возврат залога. Такой выкуп можно сравнить с платой за освобождение пленных. Во- вторых, выкуп – это возмещение или равноценная плата взамен утраченного, например возмещение убытков или ущерба. Так, если кто-то стал виновником аварии, ему потребуется выплатить возмещение – сумму, в точности соответствующую нанесённому ущербу.
«Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других» - /Неем.5.5/. «Иисус Христос, который дал Себя на выкуп за всех, чтобы это было засвидетельствовано в свое время» – /1Тим.2.5.6. KJV/.«Выкупная цена относится к самому ценному, а именно – к крови или смерти Христа. Выкупная цена является достаточной для уплаты наказания за одного представителя человеческого рода или за всех, в зависимости от того, как будет использована». Как показывает практика, на выкупе обычно не весело ни жениху, ни невесте. Жених вынужден проходить своеобразные испытания, а невеста вообще не видит большую часть выкупа. Так что молодожены, как правило, не получают удовольствия от этого мероприятия. Зато гостям обычно очень весело, ведь для них организовали представление. Но чей это праздник, ваш или родственников? Вся суть выкупа в том, чтобы забрать у жениха как можно больше денег. Но вот как раз деньги (тем более наличные) могут очень понадобиться вашему будущему мужу как на самой свадьбе (мелкие расходы, расчет со специалистами), так и после нее. Так что это не лучшее начало семейной жизни. А собирать с гостей деньги на празднике - сомнительное действие. Выкуп = цирк. Не то же самое в церкви собирание с потянутой рукой: покаялся – заплати. Цирк, а не церковь.
Организуя на свадьбе что-то подобное, вы превращаете нежный праздник в балаган. И не важно, какой при этом сценарий выкупа. В любом случае вы будете выглядеть смешно и нелепо, а весело будет лишь подвыпившим гостям. Выкуп не актуален и бессмысленен в современных реалиях. Тем более что есть гораздо более красивые традиции.
Иисус из Назарета произнес удивительные слова: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» - /Марк 8.36/. Это приводит нас к рассмотрению слова «выкуп», которое в Новом Завете имеет очень узкое и очень конкретное значение. Оно встречается только дважды: один раз в описании нашим Господом проводимого Им дела, и другой раз в описании апостолом того же завершенного дела – в нашем стихе.
Употребленное нашим Господом греческое слово «lutron-anti» означает «цена возмещения, или цена, полагающаяся за свободу». Наш Господь сказал: «Сын Человеческий... пришел... отдать жизнь Свою для выкупа – цены, полагающейся за многих» /Марк 10. 45/. Апостол Павел употребляет то же слово, но составляет его по-другому: «anti-lutron», в значении «соответствующая цена». Он говорит: «Человек Христос Иисус, предавший Себя для выкупа «пленного» – соответствующей цены всех: «в свое время свидетельство» /1Тим. 2.6/.
Невозможно ставить под сомнение или оспаривать значение этих стихов. Не видеть силу и действительное значение этого Господнего свидетельства о деле, совершенном нашим великим Посредником, можно лишь в том случае, если обращаться с Божьим Словом нечестно. И чем больше размышлять на тему выкупа – «соответствующей цены», – тем больше видна его сила и тем больше света он проливает на все дело Примирения. Его суть, единственная суть, заключается в том, что как Адам из-за непослушания утратил свое существо, свою душу, все свои права на жизнь и на землю, так наш Господь Иисус Христос Своей смертью, в качестве соответствующей цены, заплатил полную и точную компенсацию за душу, существо, отца Адама и, как следствие, за все его потомство – за каждую человеческую душу, разделившую его падение и его утрату /Рим.5.12/. Та же мысль достаточно ясно изложена во многих других стихах, называющих дело нашего Господа искупительным, покупательным и т.д. Мы обратили особое внимание на слово «выкуп», «свобода», потому что оно выражает суть в самой ясной и безошибочной форме. Слова «искупить», «искупленный», «искупитель» и «искупление», хотя и содержат в себе мысль о заплаченной цене, несут дополнительную мысль об освобождении, избавлении тех, за кого была заплачена цена. Следовательно, эти слова, как в нашем языке, так и в оригинальном, иногда употребляются в связи с жертвой, т.е. предоставлением цены искупления, а иногда употребляются в отношении освобождения искупленных, их избавления. И многие враги доктрины выкупа, главным из которых является сатана, нередко с огромным коварством пытаются отвлечь внимание от цены, данной за освобождение человека от проклятия смерти, указывая на те стихи Писания, в которых слова «искупить» и «искупление» применяются лишь в отношении полного освобождения человечества от смерти. Обращая внимание на это освобождение и «искажая Слово Божие», они пытаются скрыть факт, что будущее освобождение и все благословения, которые ныне или в будущем наступят по божественной благодати для человечества, исходят от Сына, посредством Его выкупной жертвы, которую Он дал Им за нас и «свершил» на Голгофе» - /Иоан.19.30/.
В каждом из этих случаев говорится о публичной покупке, а все остальные употребления этого слова «купля-продажа» в Новом Завете имеют полностью коммерческое значение. Это слово встречается в Новом Завете тридцать один раз. В вышеупомянутых трех случаях оно переведено «искупать, искупленный», в тринадцати случаях – «купленный», в пятнадцати – «покупать». Мы обращаем особое внимание на значение этого слова потому, что превалирует и сильно растет тенденция отрицать, что была сделана покупка нашего рода ценой, данной за освобождение человека от «проклятия». Другое греческое слово тоже переведено «искупленный» – речь идет о «освободить от пленения». Проф. Янг определяет значение «освободить» как «выпускать благодаря цене» – то есть, освобождать путем уплаты цены. Основой, корнем этого слово является «освободить», которое вместе с «под цену» (использующемся как префикс или суффикс) означает «соответствующая цена».
Церковь названа церковью первенцев, которые выкуплены, но не так, как те, за золото и серебро; ибо, являясь грешниками, они были преданы справедливости Божьей, поэтому выкупом за них стала драгоценная Кровь Сына Божьего.
Бесценный выкуп, заплаченный за освобождение людей от клятвы Закона /Гал.3.13/, от греха, смерти и дьявола, — это кровь Иисуса Христа /1Пет.1.18,19; 1Ин.1.7/, т.е. принесенная Им в жертву собственная жизнь /Мат.20.28; Марк 10.45/» - /Библейская энциклопедия Брокгауза/
Выкуп - драгоценный дар, с которым ничто не может сравниться, ведь, чтобы предоставить его, Бог пошел на величайшую жертву.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности