Болезнь духовной слепоты свойственна людям духовным. Ну, или, по крайней мере, претендующим на духовность и стремящимся к ней. Ведь если ничего духовного в человеке нет, то бесполезно говорить о духовной слепоте – можно тогда лишь констатировать факт слепоты тотальной или врождённой. Различают полную слепоту: Amauivsis - амавроз и частичное выпадение поля зрения (скотома) или половин полей зрения (гемианопсия).
«Значит, в очках вы лучше видите? А что, по-вашему, я их ношу для того, чтобы выпрямить нос. Если надеть сразу две пары лучше видеть не будешь. По-моему, даже наоборот. Есть люди, которые могут видеть одним глазом, но не могут видеть двумя. Если я вижу одним глазом, то почему я не могу видеть двумя!» - /Ж.Симонен/.
Когда вы обычно думаете о слепом, вы представляете себе человека, который ничего не может видеть. Таким образом, вы можете подумать, что духовная слепота означает, что человек не может видеть духовные аспекты жизни. Возможно, такой человек был бы либо атеистом, либо научным материалистом, отрицающим как существование Бога, так и то, что люди имеют духовную природу. Однако, это не истинное определение духовной слепоты. Представьте, слепые люди имеют видение невидимого! А зрячие христиане остаются слепыми. Духовная слепота - трагедия нашего времени. Но только ли сегодняшнего дня?
Слепой человек неизменно вызывает чувство жалости своей беспомощностью, зависимостью от людей, ранимостью. В кромешной тьме он постоянно испытывает дискомфорт. Его чувствам не хватает зрительных впечатлений. Его активность в освоении жизненного пространства ограничена. Все события имеют для него негативную окраску. Он легко внушаем, часто печален и раздражителен, ему не хочется ничего делать. «Один верующий человек, потерявший в сорок лет зрение, делился, как он горько вопрошал Бога, почему я ослеп? Какой, смысл быть инвалидом и зависеть от людской милости?» Еще большую жалость должна вызвать духовная слепота, в отличие от физической. Она поражает каждого человека с самого рождения и приводит душу к вечной гибели. К сожалению, об этом мало кто беспокоится. Люди уверены, что с ними все в порядке. Как ни странно, среди духовных слепцов немало служителей религии.
В действительности, большинство духовно слепых людей полностью убеждены, что они верующие или духовные люди. Значительную часть их можно увидеть в христианских церквях каждое воскресенье. Другие принадлежат к ортодоксальным ветвям остальных мировых религий, и некоторые из них принадлежат к различным движениям религии. Общим для всех этих людей является то, что они полностью убеждены, что они принадлежат к единственно истинной религии, или, что они следуют за самым высоким духовным учением.
По тротуару шел слепой человек, постукивая белой палкой об асфальт. Каждый день он проходил этой улицей, каждый день прохожие уступали ему место. Постукивая посохом, он мог распознать, где кончается тротуар и где начинается проезжая часть дороги. Дойдя до перекрестка, он остановился, поднял ворот плаща, чтобы защититься от ветра, и терпеливо ждал, пока найдется добрый человек и поможет ему перейти широкую улицу. Слепой слышал бесконечное движение машин и знал, что тут нет светофора, который мог бы остановить этот поток. А сегодня здесь особенно шумно, так как идет дождь и дует холодный ветер. И вдруг он услышал, что возле него остановился человек. Кто-то взял его руку в свою, и он почувствовал ее тепло. Слепец был уверен, что, что какой-то добрый человек хочет перевести его на другую сторону улицы. И они оба пошли вперед... Внезапно заскрипели тормоза, а потом раздался сильный и глухой удар... Остановилось движение, появились блюстители порядка, сбежались люди посмотреть, что случилось с двумя мужчинами, переходившими улицу. Оба они лежали под большой грузовой машиной, оба были мертвы. Один из них крепко держал в руке белую палку, а обломки другой, такой же, валялись поодаль. Оказалось, что они оба были слепыми. Они подали друг другу руки, ибо каждый думал, что это кто-то зрячий хочет помочь ему перейти улицу. «Слепой слепому не указчик».
Люди печально качали головами. Одна женщина сказала: «Всегда так будет, если слепой поведет слепого!». Позже одна газета писала, что это один из миллиона случаев. Но в духовном смысле такие события встречаются ежедневно. Слепой ведет слепого. Христос сказал так: «Это слепые вожди слепых». Он имел в виду фарисеев, законы которых, само праведность и другие доктрины увели многих людей на окольные дороги. Опасно следовать за людьми, которые ведут за собою, но не учат жить по Евангелию. Иоанн записал свидетельство исцеленного слепого: «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Только живая вера в Господа Иисуса Христа может сделать нас видящими и тогда нас не постигнет участь тех несчастных слепцов».
Великий человек имеет право на великие заблуждения. И когда Илло говорит Валленштейну: «Ты слепец, хоть и не утратил зренья» - тот всё равно остаётся великим и значительным, потому что его заблуждения проистекают из внутренней силы характера».
«Слепец тот, кто этого не видит, - говорит М.Аросева, - и негодяй тот, кто видит, но не признаёт из-за личных выгод». Об этом свидетельствуют такие слова, обращённые к фарисеям: «Человек прозревший сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» - /Ин.9.30-33/.
Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных, особливо когда последние не очень грубы. По причине слепоты духа вся деятельность наша делается ложной. Как и Господь называл книжников (ученых) и фарисеев безумным и слепыми /Мат.23.13/, вождями слепыми, не входящими в Царство Небесное и не хотящих входить в него не допускаете».
«Если вы имеете глаза чтобы видеть, то вы обнаружите Бога везде, найдете добро во всем: священные писания в безмолвии и проповеди в камнях. Но если вы не знаете, как видеть, или если вы утеряли способность видеть, или если вы забыли, как открывать глаза, и для всех практических целей стали слепыми, то даже тогда, когда Иисус стоит перед вами, когда дверь открыта, вы ничего не сможете увидеть. Если вы можете видеть, то даже в скале отворится дверь, и вы найдете там Бога. Вы не можете увидеть этого даже в Иисусе, где Бог открывает непосредственно перед вами, живой в своей бесконечности ... но вы не видите. ...» - /Цитата из книги: Ошо Шри Раджниш/
«Видящий чувственными очами знает, когда бывает день и когда ночь, а слепой не знает ни того, ни другого. И духовно прозревший и зрящий умными очами. Если после того, как увидит истинный и незаходящий свет, по нерадению и беспечности, опять возвратится к прежнему ослеплению и лишится света. То, находясь в благочувствии, добре чувствует лишение сего света, и от чего случилось с ним такое лишение, не неведает, но пребывающий от рождения слепым (духовно) ничего такого не знает ни по опыту, ни по действ. Всякий невидящий (слепой духовно), если берется руководить других, есть прелестник» /Симеон Новый Богослов/.
«Слепота (духовная) есть невежество ума, не прилагающего старания ни о деятельных добродетелях, ни о познании Сущего (Бога)» - /авва Евагрий Понтийский/.
Духовная слепота — это когда мы видим явные проявления Божественного участия в нашей жизни и отрицаем их Божественный характер.
Игнатий (Брянчанинов) о слепоте духовной и её преодолении: «Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных».
«Для слепых разные цвета и предметы чувственного мира как бы не существуют: так и для ослепленных падением мир духовный и духи как бы не существуют. Не видение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его».
А духовная слепота – плод нежелания познавать Бога. Как слепой воспринимает мир только на ощупь, так и «слепой» духовно довольствуется только внешними атрибутами религии: определенными правилами, устоявшимися традициями, устранение которых грозит, по его убеждению, уничтожением самой религии.
«У каждого из нас своё предназначенье:
Кто любит поучать, кто слушать наставленья.
Но большинство людей предпочитает тьму.
Для многих слепота спокойнее прозренья» - /Мирза Шафи Вазех/.
Калмыцкие пословица: «Слепота мысли хуже слепоты глаза».
«Была одна дурочка; говорит Лев Толстой «Путь жизни», она ослепла от болезни и никак не могла понять, что она слепа, и сердилась на то, что, куда она ни пойдёт, все на дороге ей мешает, толкает её. Она думала, что не она толкается о вещи, а вещи толкают её. То же бывает и с людьми, когда они слепнут для духовной жизни. Им кажется, что всё, что с ними случается, делается им назло, и они сердятся на людей, а не понимают того, что им, как той дурочке, нехорошо не от других людей, а оттого, что они слепы для духовной жизни и живут для тела».
«Если слепой, споткнувшись о камень, - пишет Генрик Сенкевич, - упадёт на дороге, всегда ругает камень, хотя виною его слепота».
«Люди не умеют пользоваться глазами. Мимо них, как мимо слепых, проходит красота, грандиозность совершающегося и они теряют свой талант».
«Много было слепых. У иных глаза выжгло огнеметами. Но были и слепцы, отравленные водою из курляндских колодцев. Были отравленные коровьим молоком на баронских мызах. Врачи предполагали действие больших доз атропина. Но после атропина зрение, как правило, со временем восстанавливалось. Однако для этих слепцов мрак оставался вечен…» - /В.Пикуль/.
«И тогда бог Шива, вняв ее просьбе, бросил на пути нищего золотой брусок. Нищий шел, перекинув мешок через плечо. Он плелся к месту своего обиталища, с грустью размышляя о своей бедности, и думал, что, если он не умрет до старости, его глаза могут отказать ему и он станет незрячим. Нищий захотел проверить, как же он будет обходиться без глаз. Он смежил веки и отправился дальше с закрытыми глазами. Так он и прошел мимо золотого слитка, не увидев его. Богиня Парвати наблюдала за всем этим. Она очень огорчилась, когда нищий прошел мимо золотого бруска, не обратив на него внимания. Подмигнув, бог Шива сказал Парвати: «Ты видела, что этот несчастный даже не взглянул на золотой брусок. Вот так человек упускает многие возможности и даже не старается ухватиться за них. И только плодотворная деятельность может принести настоящее вознаграждение. Теперь ты понимаешь?» - /Индийская притча/.
Положение этого бедного человека было весьма печальным. Он был слеп, и притом от рождения. Если свет так приятен, то как уныло должно быть человеку, вынужденному во все дни свои есть впотьмах! Ослепший человек уже не наслаждается светом, а человек, слепой от рождения, не имеет о нем и понятия. Мне думается, что такой человек дорого заплатил бы за то, чтобы удовлетворить свое любопытство, созерцать, хотя бы в течение одного дня, свет и краски, формы и очертания предметов, даже если после этого ему уже никогда не пришлось бы их увидеть. «На что дан свет жизни страдальцу, который лишен возможности видеть свет солнца, и которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» - /Иов. 3.20-23/. Прославим же Бога за то, что мы не находимся на месте этого слепого.
«На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» - /Ин.9.39-41/.
Невидящие – это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу, а видящие – это тогдашние книжники, которые, по гордости ума, и сами не веровали, и народу запрещали. Они считали себя зрячими и потому чуждались веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И, стало быть, по-истине то Господней они слепы, а народ – зряч. Они точь-в -точь, как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. Истина Христова им темна, а противное этой истине – ложь им кажется ясной: тут они в своей стихии. Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и не видения света лежит на них.
«Чтобы не видящие видели, а видящие стали слепы» - Иоанн.9.39/.Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: «Неужели и мы слепы?» /Ин.9.40/. Когда Христос сказал, что Его приход сделает слепыми видящих, они поняли, что Он имеет в виду их, бывших прозорливцами в народе, гордившихся своей проницательностью и своим предвидением. «Что же, - говорят они, - мы знаем, что простой народ слеп, но неужели и мы слепы? И кто же это? Мы раввины, учителя, знатоки закона, высокообразованные, неужели и мы слепы?» Это - клевета на великих.
«Неужели и мы слепы? Как Ты смеешь говорить, что мы слепы, пред чьим мнением все преклоняются, ценят его и следуют ему?» «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Они гордились тем, что они не слепы, как простолюдины, что они не настолько доверчивы и легко управляемы, как они, но, напротив, видят глазами, имеют способности, как они думали, достаточные для того, чтобы самим руководить собою, и не нуждаются в том, чтобы кто-то водил их. Христос же здесь говорит им, что именно то, чем они хвалились, служило к их позору и погибели. Если бы вы были слепы, как бедные язычники и как многие из ваших же бедных прихожан, у которых вы отобрали ключ разумения, то, говоря сравнительно, вы не имели бы на себе греха». «Если бы вы сознавали то, что вы слепы, если бы вы ничего не видели, кроме своей нужды в Том, Кто может повести вас, то вы вскоре приняли бы Христа как своего путеводителя и тогда не имели бы на себе греха, покорились бы евангельской праведности и получили бы оправдание».
Те, кто убежден в своей болезни, уже находятся на пути к исцелению, ибо нет большего препятствия для спасения душ, чем самоудовлетворенность.
«Но как вы говорите, что видите, что имеете познание и наставлены законом, то ваш грех сильно усугубляется; так как вы воображаете, будто имеете знание, и думаете, что видите лучше, чем кто бы, то, ни было мог вам показать, то грех остается на вас, ваш случай является безнадежным, ваша болезнь неизлечима».
И как самыми слепыми из всех являются те, кто не желает видеть, так и самой опасной слепотой является слепота тех, кто думает о себе, будто он видит. Ни с какими другими больными не работается труднее, как с теми, которые говорят в безумии, что они здоровы и их ничто не беспокоит.
«И сказал: «Мистер, как я могу поразить вас слепотой, когда вы уже слепы? Неграмотный в учении Библии, зрячий слепец. И, слепой петух зерно находит, а пастырь как слепец этого зерна не видит в Библии».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|