«Причина, по которой христианские народы вообще и русский народ в особенности находятся теперь в бедственном положении, — та, что народы не только потеряли единственное условие для мирного, согласного и счастливого сожительства людей: верования в одни и те же основы жизни и общие всем людям законы поступков, — не только лишены этого главного условия хорошей жизни, но ещё и коснеют в грубом суеверии о том, что люди могут жить хорошей жизнью без веры.
Спасение от этого положения в одном: в признании того, что если извращение христианской веры и было извращение веры и должно быть отвергнуто, то та вера, которая была извращена, есть единая, необходимейшая в наше время истина, сознаваемая всеми людьми не только христианского, но и восточного мира, и следование которой дает людям, каждому отдельно и всем вместе, не бедственную, а согласную и добрую жизнь…»
Лао-цзы: «Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность».
…Почему, в сегодняшней христианской России, так много язычества — обман, мошенничество, взятки, бандитизм?
Почему, даже в армии, сегодня, не сдерживаемой ни кодексом чести, не православной верой, воруют всё больше и нахальнее?
Почему, чиновники, как во времена Салтыкова — Щедрина, берут взятки как «боевую добычу» и разваливают любую работу доверенную им государством и народом?
Почему руководители страны, в лице министров и депутатов Думы, строят новое сословное государство вновь разделяя людей на бедных и богатых, на господ и слуг, возвращают Россию на столетия в прошлое, заботясь только о себе и своих близких?
Почему эти слуги народа, хотят от него отделится высоким забором денег и привилегий?
И главное, в стране стало достоинством, высоким искусством, лицемерие, обман и мошенничество.
Надо сказать, что с такими проблемами сталкиваются не только Россия, но и другие православные страны во всём мире! И самый яркий тому пример — Греция. Мне рассказывали русские люди, пожившие в этой стране, переживающей сегодня жесточайший кризис, что даже правительство что-то обещая, совсем не заботится о выполнении своих обещаний, а может уже и заранее зная, что обещания невыполнимы.
Анализируя ситуацию, можно сделать вывод — православие сегодняшнего «разлива», было и осталось системой воспитания через усвоение религиозных ценностей, не способной научить верующих жизни честной, совестливой и правдивой.
В православии, сегодня нет той строгой системы ценностей и в свою очередь табу, которые бы внятно говорили верующим, что можно делать православным, а чего делать нельзя ни под какими предлогами!
Когда-то, в первые века христианства эти указания были, и им следовали неукоснительно. Потом пришло время компромиссов и выдумали, в основном для властной элиты, так называемую «симфонию» властей — церковных и светских. Предание всё это закрепило «на веки» и результатом стало сведение некоторых христианскиц принципов к абсурду. Например в России, были монастыри, которые имели в своём владении крепостных крестьян - я уже не говорю о церковном чинопочитании, которое со временем только усиливалось...
С другой стороны, бывая в церквях и монастырях, просматривая хронику общественной жизни Российской Православной Церкви начинаешь понимать, что именно Церковь может и должна стать той школой совести, которая сможет воспитывать новые поколения верующих, в традициях подлинного Христианства, усваивая и осваивая, прежде всего Новый Завет Иисуса Христа!
Подлинно Новый Завет, может стать тем нравственным катехизисом, набором живых догматов и принципов, который позволит простому человеку усвоить их и жить по правилам чести и совести, которыми жила община созданная самим Иисусом из Назарета, и по которым старались жить Его последователи в первые века после рождения Христа.
Какие же это были догматы и принципы жизни?!
Все они в той или иной форме содержаться в Нагорной Проповеди Иисуса Христа, а трансляции и раскрытию смысла этих заветов, посвятили свои жизни тысячи праведников и святых отцов, за всё время существования христианства.
Здесь я позволю себе привести характерные выдержки из Нагорной проповеди:
«Нагорная проповедь» (Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41) по синодальному переводу
ГЛАВА - 5
Заповеди блаженства:
1.Увидев народ, Он взошел на гору;
и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2.И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12.Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас…
Вы - соль земли:
13.Вы - соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы - свет мира:
14.Вы - свет мира.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15.И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике,
и светит всем в доме.
16.Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не нарушить пришел Я, но исполнить.
17.Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить.
18.Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона,
пока не исполнится все.
Нельзя гневаться:
21.Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22.А Я говорю вам, что всякий
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону;
а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Нельзя прелюбодействовать в сердце своем:
27.Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28.А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29.Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30.И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну…
Нельзя разводиться:
31.Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32.А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует…
Не клянись вовсе:
33.Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34.А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35.ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36.ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37.Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Просящему у тебя дай
38.Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39.А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…
Любить нужно всех, включая врагов:
43.Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44.А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
46.Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47.И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Будьте совершенны:
48.Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
ГЛАВА 6
Милостыню нельзя делать на показ:
1.Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2.Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою…
Как нужно молиться:
5.И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Нужно прощать:
14.Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15.а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…
Не нужно поститься на показ:
16.Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Не собирайте себе сокровищ на земле:
19.Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20.но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Светильник для тела есть око:
22.Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам:
24.Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне…
31.Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32.потому, что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34.Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
ГЛАВА 7
Не судите, да не судимы будете:
1.Не судите, да не судимы будете,
2.ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Просите, и дано будет вам:
7.Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8.ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Золотое правило:
12.Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Входите тесными вратами:
13.Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14.потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Берегитесь лжепророков
15.Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16.По плодам их узнаете их.
Притча о благоразумном строителе:
24.Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25.и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26.А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке…
Конец Нагорной проповеди:
28.И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29.ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи…
…Одной из тяжелейших причин неспособности официозной православной доктрины, влиять на сердца и души православных христиан, является догматическое, патриархальное, тоталитарное по существу строение современного реального православия, всей его официальной и официозной жизни!
Вопреки главным заветам Иисуса Христа: «Бог-это любовь» и «Если хочешь стать наибольшим в вере — стань всем слугой», многие батюшки и особенно архиереи, проповедуют почти армейское единоначалие и господство над прихожанами, а не служение, клира пасомым.
Иначе говоря, клир отстаивает своё господство в пределах православной церкви, которая является «телом Христовым» и основу, плоть её составляют именно прихожане, а не жречество в лице священников или Патриарха, который становится всё больше похожим на Папу Римского.
А выражается это господство начальников, разного рода жестами, вроде целования рук. Эти жесты пришли из далёкого прошлого и стали своего рода театральной бутафорией, которая особенно действует на прихожан слабых нервами. И потому, нормальными людьми воспринимается как условности, без которых, христианство якобы прожить не может. Но очевидно, что суть христианства не в жестах, а в делах и понимании Заветов Христа!
…Вторая большая беда официозного православия — это преклонение перед богатством и оправдание зарабатывания денег любыми способами и средствами. Ведь сегодня, вопреки Христовым Заветам, из уст священников и «богословов» можно услышать оправдательные проповеди денег и узнать вдруг, что в православии богатство не зло, если эти богачи делятся неправедно нажитым богатством (а иного не бывает), с Церковью или занимаются благотворительностью.
И эти лукавые принципы, оставляют лазейку в кодексе христианского поведения для бессовестного наживания денег не только олигархами, но и чиновниками!
И эту лазейку, оправдывающую зарабатывание денег на нужде и бедах простых людей, используют российские богачи, олигархи, государственные чиновники, депутаты Думы и даже бандиты.
С этим, тоже необходимо бороться и гнать из церкви нечестных и алчных людей, как сам Иисус Христос гнал торговцев из храма, обличая их лицемерие и фарисейство, запрещая им делать из Божиего Храма дом торговли и место отмывания награбленных денег!!!
…Чтобы христианская мораль стала образцом для подражания, чтобы жизнь христианина, выгодно отличалась от жизни неверующего, надо восстановить первохристианские принципы человеческого общежития, отказавшись от лицемерия и двусмысленности сегодняшнего «православия», которое пытается удовлетворить запросы как богатых так и бедных, как господ так и их слуг, как сластолюбцев так и аскетов.
Протестантизм, пятьсот лет назад, в лице нескольких подвижников - честных и правдивых людей, - начал церковную революцию названную впоследствии Реформацией, которая освободила христианское учение и католичество в частности, от уродливых наростов фарисейства и лицемерия, накопившихся за полторы тысячи лет истории христианства в той его части, которое называли и называют «святым» преданием...
…Я уже где-то рассказывал, что однажды в Лондоне, увидел здание с куполами и башенками, похожее на дворец или на православную церковь. Оказалось, что это очистные сооружения, который построил для городской общины на свои деньги разбогатевший подрядчик, ставший верующим христианином.
Позже я узнал, что в середине девятнадцатого века, в среде протестантов разного рода, была популярна теория по которой выходило, что через труд рассматриваемый как совершение молитвы к Богу, все уравниваются перед Ним, будь то богач — банкир или уличный уборщик, честно и добросовестно делающий своё дело.
Ведь, в конечном счёте — смерть действительно всех уравнивает.
Так что, перед Богом — мы все равны: богачи и бедняки, удачливые и неудачники, всему миру известные персоны, и никому неизвестные поселяне живущие в далёких и глухих лесах.
Но в жизни, если мы относимся к своим человеческим обязанностям так, словно завтра нам придётся предстать перед «страшным» Божьим судом, словно молимся в большом, величиной с всю планету храме, мы действительно становимся равными перед Богом, который и будет нас судить за сделанное и не сделанное в этом мире!
Нечто подобное этой протестантской теории, существовало в среде старообрядцев. Известны примеры из истории богатых купеческих семей староверов, которые свои богатства использовали для улучшения жизни российских бедняков нуждающихся в помощи людей культуры и искусства и даже давали деньги революционерам, которые хотели уничтожить мир лжи и насилия и на его месте построить нечто подобное христианскому Царствию «не от мира сего».
О спасительной роли труда для других людей, говорили в своё время и Лев Николаевич Толстой и индийский мудрец Свами Вивекананда, который своими взглядами на роль труда в целеполагании и нахождении божественных смыслов в человеческой жизни, произвёл в среде европейской интеллигенции настоящую революцию...
Но главное, разделение людей на богатых и бедных, на господ и рабов, осуждал Спаситель и предлагал вероучение в котором все станут равны перед Богом, независимо от имущественного и социального положения. Поэтому, первохристиане выступали за обобществление имущества, считая это одним из самых важных принципов создания человеческого христианского сообщества
А любая попытка разделить людей по количеству денег в их карманах, рано или поздно приводит к тирании богачей и диктатуре буржуазии. А это, согласитесь, уже ничего общего не имеет ни с христианством ни с какой-либо другой системой верований!
Тут уже прямо появляется почва для зверского атеизма или лживой, фарисейской веры, против носителей которой, так гневно выступал кроткий Мессия, называя фарисеев — лицемеров змеиным отродьем. Тут уже во всю начинают властвовать зоологические инстинкты, прикрывающиеся лицемерными лозунгами о правах и достоинствах человека.
Против такого разделения, действенно выступали и древние российские православные, называвшие себя «нестяжателями», во главе с аскетом-подвижником Нилом Сорским.
Но это движение было быстро подавлено официальными церковниками, во главе с Иосифом Полоцким, которые отождествляли величие церкви с богатствами и властью. Именно они, будучи врагами подлинного христианства, разгромили коммуны «заволжских старцев» и доведя дело до логического конца стали, в лице монастырей, несметными богачами. Именно в эту пору, такие «христовы посельники» стали владеть не только землями, лугами, полями и лесами, но и крепостными крестьянами жившими в их пределах - иначе говоря стали «рабовладельцами» А это, уже нечто прямо противоположное подлинному христианству!!!
Что же сегодня делать российскому православию, чтобы вернуть себе роль нравственного учителя и воспитателя подлинно христианской веры и жизни?!
Для этого, не надо придумывать ничего нового, а просто вернуться к принципам заложенным в Новом Завете Иисуса Христа и изложенному во многом, в Его Нагорной Проповеди.
Для этого, на основе Нового Завета, надо разработать этику православного труда на благо не только себя и своих близких, но и всех людей в своей стране и на всём белом свете.
В этом нет ничего сверх естественного или фантастического - существует же протестантская этика труда и даже денег, которая и даёт возможность передовым странам жить в достатке и благополучии.
Но мало того, что эту этику надо сформулировать просто и понятно для большинства, в том числе и неверующих - нужно будет повсеместно вводить эту этику в обиход и показывать те положительные результаты, которых достигают люди живущие по подлинно христианским принципам общежития.
Конечно, драма человеческой жизни от этого не станет более лёгкой и весёлой. Но многие, благодаря такой этике, смогут обрести смысл и душевный покой в своей непростой жизни, а это уже совсем немало!
В современной России, раздираемой не только классовыми противоречиями и все увеличивающимся неравенством, но главное, отсутствием общей цели и смысла бытия, как личного так и общественного, касающегося как самой России, так и всего мира, надо вновь найти христианские принципы бытия, которые будут понятны всем и каждому!
Такая, большинством одобренная христианская православная этика - набор правил и даже табу - принесёт много очевидно положительных результатов, откроет новые перспективы в развитии общества и государства...
Многие, не имея этого всеми одобряемого нравственного основания, глубоко несчастны в своей жизни, при внешнем благополучии и даже успешности и часто, это проявляется в горьком недовольстве не только собой, но и страной, в которой они живут...
Недавний пример самоубийства Березовского, всех нас заставил задуматься над проблемами богатства и власти, которые часто приводят одарённого человека к разочарованиям и несчастному концу. А ведь Березовский — это наглядный пример личности с незаурядными задатками, в которой отсутствие каких-то моральных и нравственных ограничений и принципов, явилось основанием для личной трагедии!
И таких людей очень много на просторах России. Многие олигархи и правительственные чиновники, казалось бы достигнув вершин богатства и власти, становятся глубоко несчастны и не понимают зачем и для чего им жить дальше.
Этика труда и денег, может помочь и им, найти выход из создавшегося духовного и душевного тупика. Но главное, такая этика поможет строить свои молодые жизни следующим поколениям россиян, наделённых природой и воспитанием талантами и умениями.
Определяющим моментом в их выборе жизненного пути, может стать такая подлинно христианская этика труда и богатства!
Июль 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности