«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» - /Отк.3.1/.
Слово «Сардис» означает радостная песнь победы. Слово «Сардис». По другим переводам - «остаток жертвы», «радостное пение»,- что с разных сторон характеризует этот период. Сердолик – «горячий» халцедон, образуется из него при достаточно высокой температуре с повышенной радиоактивностью. Мертвая церковь ни к чему не пригодна – она смердит показной праведностью и ее остается разве что только похоронить с почестями. «Живой труп» - /Л.Толстой/ тот, кто не способен к изменениям, статичен, холоден, безразличен, живёт призраками прошлого, не участвует в жизни, она как бы идёт мимо него... Словосочетание «живой труп» наводит ужас. Человек, который умер ещё при жизни. И сам, возможно, не заметил: он ест, пьёт, ходит на работу, контактирует с другими людьми, но его нет.
«Они ещё не покрылись той житейской ржавчиной, - говорит Мамин-Сибиряк, - которая живых людей превращает в ходячие трупы».
«Пока ты жив, не умирай.
На этот мир взгляни -
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!
Но ходят и смеются,
Не зная, что их нет…
не торопи свой смертный час», -
Она сказала мне» (с) «Ария» - /Е.Павленко/.
Церковь, согласно Отк.3.1, называла себя живой, (но это только её мнение, мнение церкви возможно и былое положение) будучи мертвой, как оценил её к настоящему моменту Господь.
А.Пол говорит: «Где царствует духовная смерть, там нет смерти мученической!»
С внешней стороны в церкви все может выглядеть нормально: проводятся богослужения, сопровождаемые музыкой, хор исполняет арии, кантаты, оратории. Нет недостатка в обличительных и строгих проповедях. Более того, слушатели привыкли к содержательным, позитивным проповедям. Здесь не боятся выступать в общественных местах, организовывая большие мероприятия (концерты, театры), не робеют выступать даже по радио и телевидению. Однако здесь не хватает внутренней жизни, Духа Святого. Здесь только форма, без внутреннего содержания. Значит, это не подлинная жизнь, а только видимость жизни.
Какова характеристика Сардиса?
- Сардис - это - «город смерти» в противоположность Смирне «городу жизни». «Город смерти» - «послание к Сардисской церкви дышит дыханием смерти, в нем - внешний вид без действительности. «Она считала себя в учении чистейшей, но фактически грязнейшей. Протестантская церковь вышла отделившись от католиков, но недостаточно углубилась в Слово Божье и удовлетворилась тем, что оставила некоторые языческие обряды. Вид святости — церковная угрюмость, перемешивались со светским образом мыслей и грубейшими нравами; вошло в привычку. В чем была роковая слабость этих реформаторских церквей? Склонность оставаться на месте, без движения вперед. Непрерывный рост - закон духовной жизни. /Прит.4.18.Иоан.12.35/.
«Великие принципы, что истина прогрессивна, что христиане должны принимать весь свет, который может открыться в Слове Божьем, — были забыты и оставлены их наследниками. Протестантские церкви прежде так дорожившие благословениями реформации, перестали двигаться вперед по пути реформы и религия опять переродилась в формализм»
- Былой блеск и нынешний упадок: «Сардис называли гигантской сторожевой башней, охраняющий долину Герма… Сардис был сказочно богат. «Сардис: ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» - /Отк.3.1/.Эта церковь приобрела прекрасную репутацию, имела имя, причем весьма почетное, как церковь процветающая, живая, деятельная, сохраняющая чистоту учения, единство между своими членами, устройство и порядок в богослужении. Мы не читаем о каком-либо разделении в их среде. Все, что лежало на поверхности, на виду у всех, было в порядке. В конце Средних веков Церковь только внешне выглядит живой, но внутри она была больше мертвой, чем живой. То есть ты притворяешься живым, сохраняешь колоссальную активность, но в глазах Бога ты - мертвец.
Евангельские заповеди требуют от нас, чтобы мы не только совершали внешние добрые дела, но и внутренне росли. Причем внешний рост должен быть непосредственным результатом роста внутреннего. Внешние добрые дела, в свою очередь, должны порождать постепенное внутреннее развитие любви, кротости, целомудрия, чистоты, смирения, воздержания и других евангельских добродетелей. А христиане Сардийской Церкви слишком сосредоточились на внешнем и забыли о самом важном - о внутреннем.
Когда-то церковь в Сардисе имела громкое имя и по праву считалась духовно живой. Но потом верующие погрузились в житейские заботы и перестали обращать внимание на фундаментальные истины. Начали образовываться трещины. В конце концов, дьявол проник в церковь через эти трещины, чтобы уничтожить её репутацию и влияние. Из-за халатного, небрежного отношения к своей духовной жизни церковь стала мёртвой.
В переводе с древнегреческого языка слово Сардис означает - избежавшие смерти, остаток, нечто новое, то, что остается «остаток», песнь радости. Или другие переводят как – те, кто вышли прочь, обновление или независимые, но это только имя… «остаток жертвы», «радостное пение», «независимые» - с разных сторон характеризует этот период.
В действительности же эта церковь не соответствовала своей репутации. Она имела имя живой церкви, но была мертвой; имела вид благочестия, но не силу его; носила имя, будто жива, но не имела источника жизни. Хотя жизнь среди них не совершенно исчезла, однако была большая мертвость в их душах и в их служении, большая мертвость в духе служителей и в их труде, в молитвах, проповедях и беседах, большая мертвость в членах церкви, которая обнаруживалась в их слушании слова, в молитвах и общении. Та слабая жизнь, что еще теплилась в них, готова была совсем исчезнуть.
Эти люди думали, что они духовно живы, а они, оказывается, духовно были мертвы. Эти люди утром читали утренние молитвы, вечером читали вечерние молитвы, они посещали храм, они изучали слово Божие, но духовно они были мертвы.
Дело в том, что человек может принадлежать к самому совершенному собранию христиан, но если при этом его душа духовно мертва, он никакую пользу не получит. Иуда находился в самом величайшем собрании верующих, он принадлежал к собранию 12 апостолов, он лично общался с Иисусом Христом. В течение трех с половиной лет он пребывал в на учениях Господних. Персонально Господь наставлял его. Но это нисколько не помогло этому человеку. Поэтому надо прямо сказать, что принадлежность к какой-либо Церкви не решает сразу всех проблем. Многое зависит от нашего собственного внутреннего расположения.
Можно иметь имя, как будто ты жив, а на самом деле быть мертвым. И человек замечает: вроде он молится, но молится он только или глазами, или устами своими, а сердце где-то в стороне. Человек замечает: он стоит в храме, а такое чувство, как будто из дому не уходил. Однако Христос выносит заключение: «В тебе нет духовной жизни - ты мёртв!» Мертвая церковь - это церковь без Христа! Где нет Христа, там нет и жизни. «Ибо в Нем жизнь», и вся жизнь исходит только от Него. Лишь в той церкви, где Христос имеет место, может быть жизнь.
Может, кто слышал однажды, как офицер обратился к солдатам с вопросом: «Кто из вас портной?» Один из солдат отозвался: «Я!» Офицер протянул ему свою форму и приказал ему ее починить. «Но я не умею шить, я - закройщик», - смущённо ответил солдат. Он назвался именем портного, но, по сути, не был специалистом в портняжном деле. Не существуют ли и в наше время поместные церкви, подобно Сардийской, которые имеют только название, а на деле - духовно мертвы?
Сардийская церковь впала в глубокий сон. Из жизни мы знаем, что если шофер за рулем устанет, то он подвергается большой опасности попасть в аварию. Она устала от многих дел и самой себя. В историческом времени, она много сделала в мире – настроила храмы церквей, молельных домов, залов царств, монастырей, библейских школ, их печатные дворы распространили множество религиозных книг, религиозные праздники стали помпезными и обязательными в человеческих календарях. Такой церкви сказано – «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Этот путь развития общества – от материальной бедности к богатству, мы не можем отрицать. По ряду причин мы живем в этом богатом обществе и, отчасти радуемся тому.
Сардийская церковь есть та, которая во многом исключила из своей практики опыт служения в духе – перестала ожидать небесных обетований. Она приняла то, что для нее казалось разумным, но остановка в старом есть серьезная преграда в достижении Небесных обетований Творца. Фарисеям и иудеям, которые держались предания старцев, Иисус говорил, что они много учат заповедям человеческим, «оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, чтобы соблюсти свое предание» и трижды выделил, что таковые «делают многое сему подобное» - /Мк.7.1-16/. Многое подобное утвердилось в церквах от исторического наследия прошлого, которое современные церкви не хотят замечать. Религиозные ритуалы распространились на все сферы жизни и обросли различного рода дополнениями – как жениться, как креститься, похороны стали помпезны, освящение предметов стало нормой и так далее. Жизнь верующего человека стала регламентированной и суетной до мелочей. Такой церкви говорится: «Ты носишь имя (Христово) будто ты жив, но ты мертв».
Однажды в беседе с греческим философом Солоном царь Крёз спросил, не считает ли он его самым счастливым человеком на земле. Однако Солон ответил: «Я вижу, что ты богат и повелеваешь многими народами, но я не назову тебя счастливым, пока не узнаю, как ты окончишь свою жизнь». Из этого следует: быть богатым телесно как пастырь и повелевать паствой, не значит что ты, пастырь, живой, можешь быть и мёртвым духовно, нет у тебя любви, пастырь.
Многие, по-видимому, и стараются быть «благочестивыми», но поскольку не внимают слову Божиему, как истинному и совершенному правилу,- не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, а в том, что угодно их слепому разуму и плоти, и так заблуждаются, что становятся мёртвыми духовно.
Для того чтобы умереть, надо быть живым. Наш Господь дает этой умирающей церкви самый хороший совет: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти», /ст. 2/.
Он советует им бодрствовать. Причина их духовной мертвости и падения заключалась в том, что они перестали бодрствовать. Всякий раз, когда мы не бодрствуем, мы терпим урон, и поэтому должны вернуться на свою стражу против греха, сатаны и всего того, что разрушает духовную жизнь и силу благочестия.
Утверждать то, что сохранилось и что готово умереть. Некоторые считают, что здесь подразумеваются люди, что оставались еще несколько человек, сохранивших свою непорочность, но они находились в опасности пасть вместе с остальными. Трудно сохранить жизнь и силу благочестия, когда мы видим вокруг себя всеобщую мертвость и духовный упадок. Или это можно отнести к их практическим делам: ...Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. В них чего-то недостает, есть скорлупа, но без ядра, есть тело, но без души тень, без сущности. Нет внутреннего содержания, твои труды - пустая форма, в молитвах нет святых желаний, в делах милосердия - искренней любви, в богослужении нет истинного поклонения души Богу; нет внутренних чувств, соответствующих внешним действиям и выражениям. Когда же дух отсутствует, то форма не может долго существовать.
Что произошло? Как церковь скатилась от процветания к смерти? Заметьте, что церковь была закрыта не в результате правительственного преследования; она не была раздавлена культурным давлением и не прогнулась под нападками другой религии. Эта церковь была разрушена изнутри - людьми, утверждающим, что они действуют от имени Иисуса. Другими словами, смерть церкви приходит изнутри, подобно раковой̆ опухоли – вначале ты смотришь на церковь и все вроде бы хорошо, но только спустя время смертельная болезнь становится очевидной для окружающих.
Многие церкви имеют название, у них есть имя, но они мертвы. Мы живем в такое время, когда все больше церквей̆, умирают или, по крайней мере, впадают в состояние клинической смерти – церковь вроде и функционирует, но жизни нет. Можно назвать это «усталостью от церковности». Вот как такое состояние характеризует один служитель: «Пастырям надоело говорить «одно и тоже», пастве одно и тоже слушать. И все это напоминает некую игру «в церковь». Причем, часто говорится официально одно, а делается неофициально другое. Или вообще не делается. В верхах идут какие-то драчки за должности, возможность посещать «заграницу», заседать в президиумах и т.д. А в низах уже какая-то полная апатия с периодическими слабыми всплесками «духовности»: ах, нам же надо что-то делать, мы же христиане! На этом решении (о том, что что-то надо делать) обычно все и заканчивается».
Размышляя на тему лени Роберт Спраул писал: «Вот подлинная проблема нашей̆ пренебрежительности. Мы не изучаем Слово Божье не столько из-за того, что оно трудное для понимания, и не из-за того, что оно скучное или утомительное, но потому, что это труд. Наша проблема — это не отсутствие интеллекта или недостаток страстного желания. Наша проблема в том, что мы ленивые». Чарльз Сперджен проницательно замечал: «Служить Господу холодной̆ и сонливой̆ душой̆ только приносит вред и засушивает веру. Люди на оленях гонятся по пути погибели, а по пути к Царству Божьему ползут на улитках».
Моррис Венден писал: «Интересное исследование. Недавно, специалисты пришли к выводу, что одной из причин заболевания шизофренией является недостаточное питание. Для многих это было большой неожиданностью. А для христиан, какова у них пища, если Слово Божье для них не пища, а пыль на Библии на полке».
«Хотя они и придерживаются какой-то религии. Они вовсе не считают ее силой: они делают вид, что они религиозны, а их поведение опровергает это. Потому что они не живые в Боге».
Кроме того, есть мертвость физическая, и есть мертвость нравственная - последняя означает замирание совести, обращение души всецело к земле и полное бесчувствие к духовной реальности. Такой человек (а их весьма много) является не погребенным трупом. Ходит, как живой, но смердит, как не похороненный мертвец. Искать Христа в среде таких людей – бесполезное занятие. Христа нужно искать среди тех, кто во Христе сам ожил и может, хотя отчасти, повторить за Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» /Гал.2. 20/. Живёт ли в нас Христос? или мёртвость ходячего трупа.
Вот смысл вопроса ангельского: «Что вы ищете Живого между мертвецами церкви? Его здесь нет. Он воскрес». Подумайте Христиане?!
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности