В воспитании, обучении, труде человечество издавна использует метод кнута и пряника. То есть совмещает наказание и поощрение для повышения и удержания максимальной мотивации. Если использовать лишь наказание, то мотивация снижается. Поэтому, к примеру, рабский труд всегда менее эффективный, чем труд свободного и мотивированного человека. С другой стороны, использование одного лишь поощрения, также снижает мотивацию. К примеру, если двоечнику ставить такие же хорошие отметки, как и отличнику, то это будет снижать мотивацию с обеих сторон. Зачем стараться учиться – если оценки все равно одинаковые? Тот же процесс происходит при экономической уравниловке, как это было в СССР. Зачем работать больше, если зарплата все равно примерно одинаковая?
Призыв придерживаться баланса наказания и поощрения содержится в Писании. К примеру, для воспитания Своих детей Господь нередко использует наказание. И это же советует делать родителям:
«…ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.»
(Притчи 3:12)
Но чтобы эта заповедь не привела к крайностям, дается и другая заповедь:
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.»
(Послание к Колоссянам 3:21)
Таким образом, максимального успеха в воспитании ребенка можно достичь, если поддерживать его мотивацию (отсутствие уныния) на максимальном уровне. Совмещая при этом наказание и поощрение. Этот же баланс приносит успех в обучении, в отношениях учителя с учениками. А также в работе, в отношениях работодателя с рабочими.
На глобальном уровне метод кнута и пряника используется на уровне стран и народов, что выражается в смене тоталитарных и демократических режимов. Либерализм, демократия – это, условно говоря, «пряник». Общественно-социальная система, построенная на преобладании поощрения перед наказанием.
В таких системах создаются условия максимальной свободы. Человек может поехать куда угодно. Работать как угодно и заниматься тем, что ему нравится. Для облегчения бизнеса выдаются доступные кредиты с максимально низкой ставкой. Лишь бы только стимулировать высокую производительность труда и высокую мотивацию к труду.
Данная система показывала хорошие результаты в странах западной демократии. Но попытки внедрить эту систему в других странах не всегда были успешны. И не всегда приносили хороший результат. Более того, в последние 15-20 лет в самих странах западной демократии начали происходить негативные экономические процессы. В частности, замедлился рост ВВП. Постоянными и регулярными стали экономические кризисы. С чем это связано?
Связано это, если говорить в общем, со снижением мотивации «пряником». Данная мотивация хороша для людей с достаточно высоким уровнем морали. Поэтому демократия и рыночный либерализм долгое время показывали хорошие результаты в течение несколько столетий после Реформации, когда нравственный уровень населения был достаточно высок.
Но для обществ с невысокой моралью мотивация «пряником» не столь эффективна. Поэтому, к примеру, в некоторых странах возникла проблема с мигрантами. Некоторые мигранты используют полученную свободу не для увеличения производительности труда. А для жизни на пособия по безработице. Кроме того и среди коренных европейцев и американцев увеличивается число тех, кто использует свободу не во благо. Кто-то становится бюрократом, занимаясь бесполезной и неэффективной работой. Кто-то выбирает преступную деятельность и т.д.
В результате, все это приводит к снижению производительности труда, падению роста ВВП и к непрекращающимся в последние годы экономическим кризисам. Во многих странах запада ставка по кредитам достигла практически нулевых показателей. Кредиты дешевые как никогда. Таким отчаянным шагом правительства западных стран пытаются сделать «пряник» максимально привлекательным, чтобы повысить мотивацию брать кредит и начинать бизнес с высокой производительностью труда. Но проблема в том, что влияние «пряника» на повышение мотивации не может быть бесконечным. То, что это влияние подошло к своему пределу как раз и показывают практически нулевые ставки по кредитам. Очевидно, что выход из сложившейся тупиковой ситуации может быть только один – принципиально менять систему мотивации. Переходить со ставшего практически неинтересным обществу «пряника» к системе мотивации «кнутом».
Досуг и рост преступности
Люди в обществе не только работают, но и имеют время отдыха. Это время очень важно, так как помогает восстановиться для дальнейшей трудовой деятельности. Но не каждый досуг одинаково полезен. Традиционно, в странах запада люди использовали досуг для благочестивых дел, связанных с церковью, семьей, общественной деятельностью. Этому очень способствовали существующие свободы в обществе.
Но, опять таки, при более низкой морали, человек использует общественные свободы не для благочестивых дел. А для тех видов отдыха, которые плохо восстанавливают силы и не способствуют хорошему отдыху. Если человек, к примеру, пьянствовал всю ночь в питейном заведении, сможет ли он на следующий день работать с высокой производительностью труда? Наверняка нет.
Снижение морали в обществе приводит к еще одному пагубному явлению – росту преступности. А рост преступности самым неблагоприятным образом сказывается на экономике. Во-первых, сами преступники не работают и не приносят никакой пользы экономике. Во-вторых, преступность отпугивает инвесторов и добропорядочных граждан. Которые предпочитают вкладывать инвестиции и искать работу в другой стране, с меньшей преступностью.
Таким образом, падение морали способно перечеркнуть все преимущества общественных свобод. В такой ситуации польза от мотивации «пряником», т.е. тем, что дает свобода, становится меньше того вреда, который приносит снижение моральных ценностей.
Для выхода из этой ситуации в развитых странах принимаются разные меры. Например, ограничивают свободу аморальных людей, которые используют свою свободу не во благо, а во зло. То есть, попросту говоря, ужесточают наказание для преступников. И никто с этим не спорит, понимая, что без этого общество не сможет нормально функционировать.
Популяризируют активный отдых и здоровый образ жизни. В экономической сфере – снижают процентные ставки по кредитам, создают благоприятные условия для бизнеса, борются с коррупцией и т.д.
Все эти меры направлены на повышение производительности труда. Но, как показывают участившиеся экономические кризисы, эти меры, т.е. мотивация «пряником», дают все меньший эффект. Поэтому постепенно во многих обществах в ближайшее время будет осуществляться переход к другому принципу мотивации – мотивации «кнутом».
Начнется все больше и больше приниматься законов по принуждению к работе бездельников и тунеядцев. Больше начнут сажать. А тех, кто сидит, принуждать работать. Ограничат «вредный досуг» — работу питейных и развлекательных заведений. Введут цензуру на ТВ. Урежут доступ в интернет.
Конечно же, такие меры не понравятся многим категориям граждан. Поэтому чтобы они не сбежали, начнут вводить запреты на выезд из страны, на выведение за границу капитала.
Для осуществления таких мер в обществе придется усиливать силовой и репрессивный аппарат – армию, полицию, спецслужбы. Уровень общественных свобод будет снижен. То есть начнет формироваться общество с характерными тоталитарными особенностями. В таком обществе баланс мотивации к труду будет смещаться с поощрения к принуждению. От «пряника» к «кнуту».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Раб и свободный, причины духовного Новозаветного рабства - Николай Агапьев Новозаветное фарисейство и законничество явление довольно жуткое, а суть та-же. Правило на правило, заповедь на заповедь. Предельное внимание к материальным мелочам и абсолютное невнимание и непонимание сути основ веры.