24.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное писание. Глава 4. Текст 16-20.
24.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 16-20.
ТЕКСТ 16
ким карма ким акармети
кавайо 'пй атра мохитах
тат те карма правакшйами
йадж джнатва мокшйасе 'шубхат
ким - что; карма - действие; ким - что; акарма - бездействие; ити - так; кавайах - разумные люди; апи - даже; атра - здесь; мохитах - зашедшие в тупик; тат - ту; те - тебе; карма - деятельность; правакшйами - объясню; йат - которую; джнатва - познав; мокшйасе - освобождаешься; ашубхат - от несчастья.
Даже очень разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что есть действие и что - бездействие. Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать. Обретя это знание, ты оградишь себя от всех бед.
БОГ: Не совсем точный перевод. Речь идет о работе. Правильный перевод: «16. Что есть работа и что, поэтому, бездействие – даже разумные в этом вопросе введены в заблуждение. Из этих двух Я объясню тебе, что есть работа. Зная это, ты будешь освобожден от неблагоприятного.».
КОММЕНТAРИЙ: Чтобы действовать в сознании Кришны, необходимо следовать примеру великих преданных прошлого. Этот совет дан в пятнадцатом стихе. A то, почему не нужно действовать независимо, будет объяснено в следующем стихе.
БОГ: В современном мире Бог не требует, чтобы преданные следовали духовным наставникам или учителям. Все необходимое касательно преданного служения Бог дает людям в Новых Святых Писаниях, которые не ориентируют человека на мнение и практику других людей, даже если они считаются среди преданных реализованными или духовными наставниками или духовными учителями, или есть духовные учителя прошлого. Таких людей можно слушать, относиться к ним с почтением, не входить с ними в спор, не выявлять свое несогласие, но при этом обращаться только к Святым Писаниям за разъяснением и заниматься тщательно преданным служением. Надо всегда помнить, что каждым преданным Управляет Личность Бога, и Бог не даст преданному отклониться от преданного служения и найдет те средства, направляющие его путь, которые будут поднимать преданного по ступеням материального и духовного развития. Теперь человек должен более сосредотачиваться в себе, в работе, в преданном служении, на Личности Бога Кришна, не обезличивая Его, считая Высшей Душой. Не Высшая Душа присутствует в каждом, а Сам Бог Кришна, полным Своим целым. Также, надо понимать, что в приведенном стихе рассматриваются два понятия, имеющие отношение к работе, карма и акарма, что есть работа и бездействие. Но оба они не освобождают руки. Это главное.
Как было сказано в начале этой главы, деятельностью в сознании Кришны необходимо заниматься под руководством авторитетных наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей.
БОГ: Это понимание преданных-староверов. Преданным служением человек может заниматься и дома. Ему нет необходимости обращаться к так называемым авторитетным наставникам. Это Бог не требует. Цепь духовных учителей не работает, те, кто называет себя духовными учителями, деградировали, утонули в исторических хрониках и легендах, оторвались от Слова Бога, проповедуют то, что уже для современного человека не действенно, опираясь на Ведические вымыслы и примеры. Надо исходить строго из тех Святых Писаний, которые Бог провозгласил НОВЫМИ.
Наука сознания Кришны была впервые поведана богу Солнца, бог Солнца открыл ее своему сыну Ману, который затем рассказал о ней своему сыну Икшваку, и с тех давних времен эта наука известна на земле.
БОГ: Никогда Бог Кришна не передавал никаких Знаний Ни богу солнца, никому другому, не было таких персонажей. Это пора очень хорошо забыть и просто обратить свое внимание на Новые Святые Писания, на преданное служение и перестать искать ответы у тех, кто называет себя духовными наставниками. На все вопросы достаточно точно, просто, понятно отвечает каждому Бог в Новых Писаниях.
Очень важно следовать по стопам великих ачарьев прошлого, принадлежащих к цепи духовных учителей. Иначе даже самый умный человек не сможет понять, как действовать в сознании Кришны. Вот почему Господь решил лично открыть науку сознания Кришны Aрджуне. И поскольку Aрджуна получил это знание от Самого Господа, любой, кто идет по стопам Aрджуны, никогда не собьется с пути.
БОГ: Во времена Арджуны переданные людям совершенные знания соответствовали их общей ступени материального и духовного развития. Но теперь Сам Бог Указывает, что из этих знаний для современного человека приемлемо, а от чего надо отказаться.
Говорится, что с помощью несовершенного, эмпирического знания невозможно найти истинный путь религии. Законы религии может устанавливать только Сам Господь. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам (Бхаг., 6.3.19). Ни один человек не способен создать религию, опираясь на силы своего несовершенного разума. Поэтому мы должны идти по стопам великих преданных, таких, как Брахма, Шива, Нарада, Ману, Кумары, Капила, Прахлада, Бхишма, Шукадева Госвами, Ямараджа, Джанака и Махараджа Бали.
БОГ: Все это несуществующие, вымышленные персонажи. Никогда не было и нет Брахмы, Шивы, Нарады, Ману, Кумар, Капилы, Прахлады, Бхишмы, Шукадевы Госвами, Ямараджи, Джанаки и Махараджи Бали. Все это мифические образы, через которые Бог пояснял людям принципы религии, формы поклонения, религиозные устои и нравственность, религиозные характеры и формы поведения, как бы наделяя их могуществом, властью, непревзойденными качествами, делая их некими посредниками между Богом Кришной и человеком, через них обучая религиозным нормам, религиозному поведению и пониманию, как и донося через эти образы многие вещи касательно религии и Личности Бога, которые невозможно человеку объяснить согласно его ступени. Бог объяснял людям времен Арджуны и ранее в приемлемой и простой форме через эти образы сам путь к Богу, через те игры и роли, которыми они наделялись в мифических сказаниях, так служа Богу в плане донесения до людей азов религии и религиозного поведения. Но они свою роль уже сыграли и теперь могут тянуть преданных к полной деградации. Все религиозные легенды прошлого использовали эти образы для наглядного показа преданным, как надо религиозно выполнять свои обязанности, как надо поклоняться Богу, как надо проявлять себя в условиях материального существования, опираясь на знания Вед. В современном мире человек уже вырос из пеленок мифов и легенд. Бог дает ему напрямую те знания, которые отвечают на все вопросы, которые регулируют поведение религиозного человека, его выбор, его обязанности, все из непосредственных Рук Бога Кришны.
Как бы ни был умен человек, сам он не сможет определить, что такое религия или в чем смысл самоосознания.
БОГ: Если Бог привел человека к преданному служению, то не следует опасаться за его ум и понимание. Он все поймет, он Волею Бога через преданное служение, Слово Бога и духовные практики, будучи на связи в себе с Богом Кришной, найдет ответ на любой вопрос. А что такое религия и что такое самоосознание – это вообще для современного человека ответ в двух строчках.
Поэтому, являя преданным беспричинную милость, Господь Сам рассказывает Aрджуне, что такое действие и что такое бездействие. Только действие в сознании Кришны может освободить человека из плена материальной жизни.
БОГ: Бог обратил внимание Арджуны на то, что есть карма и акарма. И то и другое имеет отношение к работе. И то и другое не освобождает руки. Но карма, работа есть та деятельность, где человек осознает себя работающим, он хорошо видит, как ему приходится участвовать в работе через ум, тело, чувства, он переживает о плодах работы. Он видит себя причиной и работы и плодов работы. Все это есть карма, работа человека материального в материальном мире. Акарма есть тоже работа. И здесь человек работает. Но с несколько другим сознанием и пониманием, т.е. это преданный Бога Кришны, и он через призму духовных знаний видит, что на самом деле он работает автоматически, чувства, качества сами вовлекаются в работу, а он как бы в стороне. Он понимает, что им изнутри Управляет Бог, он видит в этой связи, что весь процесс работы от него самого не зависит, как и плоды и более не особо к ним привязан, не просматривает мыслью результат работы, ибо знает, что и вознаграждение за труд будет распределять Сам Бог Кришна. Вот такая работа есть акарма. А работа, которой занимаются материальные люди есть карма, т.е. они занимаются кармическим трудом. Поэтому не карма (работа) освобождает человека из материального мира, а акарма (работа в отрешенном состоянии), т.е. освобождает из круговорота рождений и смертей не работа материалиста, карма, а работа, которая выглядит, может пониматься, как бездействие, акарма. Т.е. материальный человек не осознает, что фактически работу выполняет не он, а Бог в нем, он не понимает, что чувства сами вовлекаются в работу, что работа выполняется автоматически, а он как в стороне. Т.е. так исполняемая работа, с таким пониманием как раз таки не освобождает человека от работы, не освобождает и из материального мира, пока человек работает с таким понимание работы и себя в этой работе.
ТЕКСТ 17
кармано хй апи боддхавйам
боддхавйам ча викарманах
акарманаш ча боддхавйам
гахана кармано гатих
карманах - деятельности; хи - безусловно; апи - также; боддхавйам - то, что необходимо понять; боддхавйам - то, что необходимо понять; ча - также; викарманах - запрещенной деятельности; акарманах - бездействия; ча - также; боддхавйам - то, что необходимо понять; гахана - труден для понимания; карманах - деятельности; гатих - ход.
Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «17.Также, непременно, с пониманием, что есть работа, должно быть понято, что есть запрещенная деятельность, а также должно быть понято, что есть бездействие. Иначе, очень трудно будет правильно исполнять работу.».
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена, должен понять разницу между действием, бездействием и запретным действием.
БОГ: Здесь речь идет не о разнице, а о сути, в чем именно заключается работа, бездействие в работе и какая работа запрещена. Также, это понимание не достаточно, чтобы выйти за пределы материального мира. Это азы, которые помогут человеку правильно работать, не вовлекаясь в запрещенную работу.
Он должен тщательно проанализировать природу деятельности и ее последствий, а также запретной деятельности, поскольку это очень сложный вопрос.
БОГ: Этот вопрос не сложный для человека, которого Бог призвал к преданному служению. С его пониманием и мыслительными возможностями все впорядке. Работа – это то, где человек считает, что он работает, вкладывает свои силы, энергию, мысли, знания, считает себя причиной работы, думает о результатах или плодах работы, привязан к ним, считает себя распоряжающимся плодами своего труда. Так понимается работа в материальном мире. Есть другое понимание, религиозное, называемое бездействие. Здесь тоже речь о работе, о том, как понимает работу или должен понимать работу преданный. Он просто видит, что в работе полностью Управляем Богом Кришной. Все происходит как автоматически и, по сути, сам работник как в стороне. В таком случае так работающий человек может свою работу при ее выполнении реальном считать для себя бездействием. И может это увидеть в любом деле, которое делает. Но речь о работе. Что тут не понятного? И запрещенная работа. Она следует, это понимание следует из приведенных двух. Если человек считает себя причиной работы, если он устремлен к плодам, если он осознает себя создающим, но не видит за всем стоящего Бога, то он неверующий человек, привязан к работе и его работа считается кармической, влекущей за собой последствия греховной деятельности, а значит, такая работа – запрещена. Она будет вовлекать человека в круговорот сансары. Так какой же работой лучше заниматься? Не запрещенной, где человек не претендует на плоды, т.е. выполняя работу, но с определенным внутренним пониманием, посвящая работу Богу, и реально видя, что не он исполняет работу и потому не он распоряжается и плодами. И так фактически происходит. Бог ему покажет, как, получив зарплату, он будет ею распоряжаться: строго так, как поведет его Бог изнутри, через ситуации, необходимости, обращенные к нему просьбы, долги, для поддержания тела. Все это распределит Бог в нем так, что на все и хватит. В убытке такой преданный не будет. Т.е. незапрещенная работа, разрешаемая работа - это есть карма-йога, в которой человек как бездействует. Зная эти определения работы, человек выберет, как работать, чтобы себе не навредить.
Чтобы овладеть наукой сознания Кришны и научиться различать разные виды деятельности, необходимо постичь свои отношения со Всевышним.
БОГ: Не каждому человеку понятно, что значит овладеть наукой сознания Кришны. Здесь просто есть три составляющих: Изучение Святых Писаний и Следование Слову Бога в них, духовная практика, Поклонение Богу. Все это составляющие преданного служения, то, без чего ни какое развитие сознания Бога Кришны не состоится. Но, а само сознание Бога Кришны есть постепенный вход в Бога Кришну и утверждения разума в преданном служении, в совершенных духовных знаниях, в качествах, угодных Богу, в преданном служении по возможности чистом. По возможности. Истинной чистоты в преданном служении не достигает никто. Но мысль об этом не должна никого печалить. Ибо у Бога есть мерки, которые фиксируют все старания человека и воздают ему поднятием по ступеням духовной реализации. Иной это в себе, в своих качествах и пониманиях может увидеть и порадоваться.
Иными словами, человек, обладающий совершенным знанием, понимает, что каждое живое существо является вечным слугой Господа и потому долг каждого - действовать в сознании Кришны.
БОГ: Долг каждого, но не всем одновременно. Каждого Бог приводит к преданному служению в свое время, и торопить события не следует. Человеку не дано что-либо ускорить и в материальном и в духовном плане.
Вся «Бхагавад-гита» подводит нас к этому выводу. Любые другие выводы, противоречащие этому, и основанные на них действия относятся к категории викармы, запретной деятельности.
БОГ: Викарма относится преимущественно к работе. Материальный человек на своей ступени развития, не знакомый со Святыми Писаниями, не занятый преданным служением, вправе усомниться в том, что «…долг каждого - действовать в сознании Кришны.». Бог не требует от материального человека того, чего он еще не знает, что Бог ему еще не дал. Эти знания не входят и не должны входить в законы, существующие в материальном обществе. Все только в преданном служении. Всему свое время.
Понять все это можно только в общении с авторитетными наставниками, обладающими сознанием Кришны, которые способны посвятить нас в тайны деятельности.
БОГ: Если надо будет дать материальному человеку такое общение, Бог даст ему, но по Воле и Плану Бога, когда его качества и мыслительный процесс будут для этого подходить.
Получить это знание от них - все равно что получить его от Самого Господа. В противном случае даже самый разумный человек неминуемо зайдет в тупик.
БОГ: Получить наставление у духовного учителя можно сравнить с Наставлением Бога Кришны, если он их будет цитировать из Святого Писания достаточно точно, не допуская вольной интерпретации, но в пределах смысла, обозначенного Богом, и избегая личного отношения к вопрошающему, т.е. в состоянии полного отрешения и смирения.
ТЕКСТ 18
карманй акарма йах пашйед
акармани ча карма йах
са буддхиман манушйешу
са йуктах критсна-карма-крит
кармани - в действии; акарма - бездействие; йах - который; пашйет - увидит; акармани - в бездействии; ча - также; карма - кармическую деятельность; йах - который; сах - тот; буддхи-ман - разумный; манушйешу - среди людей; сах - он; йуктах - находящийся на трансцендентном уровне; критсна-карма-крит - занятый разнообразной деятельностью.
Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью.
БОГ: Не верный перевод. Речь не о действиях, а о работе. На это надо ориентировать тех, кто изучает Бхагавад-Гиту. Правильный перевод: «18. Тот, кто в работе видит бездействие и в бездействии видит работу, он разумен в человеческом обществе; он вовлечен в преданное служение, будучи занятым в различных видах деятельности.». Только преданный может увидеть в работе бездействие, какую бы работу он не выполнял. Бог даст ему внутреннее зрение, то понимание, через которое он увидит, что работа производится им, но автоматически. Бог изнутри дает ему необходимые мысли; руки, ноги, тело, чувства, качества… - все задействуется, все используется в процессе работы, с ним говорят, он отвечает, ситуации возникают, вопросы решаются, все как в одной связке событий, где он едва может отличить себя от всего процесса работы и потому работа идет без особого напряжения, трудности приходят и уходят, неудачи приходят и уходят, все выглядит как цельный связанный процесс, со всеми удачами и изъянами… Т.е. человек видит свое как бездействие в работе, в реальной работе, где все вокруг него на эмоциях, на качествах материальных, на нервах. А он видит работу через призму совершенных знаний и себя видит работающим на автомате, где все предопределено. И в таком случае такой преданный уже с легкостью может увидеть, что если он не работает, если он лежит, сидит, находится в расслабленном состоянии, отдыхает… то в любом случае, в любом положении тела он находится в эпицентре работы своих чувств, желаний, мыслительного процесса, он испытывает самые разные в себе энергетические Богом посылаемые переживания: надежду, радость, планирование, удовлетворение, сомнение, тревогу…Это тоже работа души. Бог не оставляет душу без работы, все мгновения материальной жизни Бог употребляет в развитие человека, и днем и ночью активность человека присутствует Волею Бога и все есть работа… Так видящего человека Бог называет разумным. Или так видеть может только тот, кто идет уже по пути преданного служения и уже достиг некоторые результаты в этой связи.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, действующий в сознании Кришны, естественным образом освобождается от оков кармы. Все его действия посвящены Кришне, так что сам он не наслаждается плодами своей деятельности и не страдает от ее последствий.
БОГ: От оков кармы никто не освобождается полностью, но в той мере, которая в свое время помогает выйти за пределы материального существования. Также, занятый карма-йогой человек не наслаждается плодами своей деятельности или пытается не наслаждаться. Но не следует забывать, что и преданный выполняет работу как связующий процесс с Богом несовершенными качествами и непременно, даже будучи непривязанным к своему труду, может совершать в работе ошибки или в своем мыслительном процессе, или все же может хоть едва, но думать о плодах или в работе проявить излишнюю эмоциональность и пр. Т.е преданные, занятые карма-йогой, могут все же иметь и последствия своей деятельности в виде некоторых плодов. Чисто карма-йогу в материальном мире никто не может, но вследствие долгой практики и стараний может выйти Волею Бога на немалый успех в плане отрешенности от работы и далее от материальных привязанностей, включая разные объекты чувств. Т.е. и занятые в карма-йоге могут страдать. Но и эти страдания адресные, не случайные, устроенные Богом и во благо преданному, его духовному развитию. Главное от карма-йоги не отступать. Ибо это требование и послание Бога преданным на тысячелетия и другого пути к Богу нет и не будет. Это окончательное Слово Бога.
Поэтому его называют самым разумным среди людей: хотя он и занимается разнообразной деятельностью, он делает все это ради Кришны.
БОГ: Если Бог привел человека к преданному служению, то этого человека можно считать разумным. Но и разумный преданный не совершенный и может совершать ошибки, влекущие за собой последствия греховной деятельности. Но старание в преданном служении, следование Слову Бога, постоянные духовные практики могут обеспечить человеку тот ум и разум, то понимание от Бога, которые непременно выведут его за пределы материального существования на духовный план. В этом не может быть сомнений.
Aкарма - это деятельность, не имеющая кармических последствий.
БОГ: Так можно сказать. Человек, который в работе видит бездействие, т.е. занят акармой, действительно, будучи занятым в таком преданном служении, ослабляет последствия своей греховной деятельности в хорошей степени, но избежать последствий полностью невозможно никому, ибо все же человек выполняет работу своими качествами, а они несовершенны. Это тоже надо понимать. Но преданный через свою так понимаемую работу может выйти на духовный план, а материалист, привязанный к работе, считающий себя ее причиной и рассчитывающий на плоды, может лишь вращаться в колесе сансары.
Имперсоналисты отвергают всякую деятельность, боясь, что ее последствия могут стать препятствием на их пути к самоосознанию, тогда как персоналисты правильно понимают свое положение, считая себя вечными слугами Верховной Личности Бога.
БОГ: Упоминать тут об неких имперсоналистах здесь не имеет никакого смысла. Достаточно просто понимать, что всех людей, каждого, без исключения, ведет Бог. Никто не сможет миновать преданное служение. Всем Бог дает пережить свои ошибки, получить свой опыт, извлечь свое понимание… Все есть путь к Богу, у каждого свой, но не минуемый.
Поэтому они занимаются деятельностью в сознании Кришны. И поскольку все их действия посвящены Кришне, они все время испытывают духовное счастье.
БОГ: Духовное счастье преданных есть работа также иллюзорных энергий Бога, ибо на самом деле преданные в современном мире только в самом начале пути к Богу. Основной путь и основные успехи будут на духовном плане, и там же будет и радость часто, духовная и заслуженная. А пока все авансом.
Такие люди не стремятся к чувственным наслаждениям. Они сознают себя вечными слугами Кришны, поэтому их действия не имеют кармических последствий.
БОГ: Только Бог Знает, кто и в какой мере отрешен от чувственных наслаждений. Почти никто. Также, что касается кармических последствий, то они всегда существуют и для преданных в материальном мире, ибо никогда и никто качествами не совершенен, а несовершенные качества всегда влекут за собой ошибки, а ошибки требуют исправлений. Но, тем не менее, преданным Бог многое прощает и отправляет на духовный план, не взирая на некоторые несовершенные качества и долги перед Богом, ибо никогда воспитание преданных не имеет конца.
ТЕКСТ 19
йасйа сарве самарамбхах
кама-санкалпа-варджитах
джнанагни-дагдха-карманам
там ахух пандитам будхах
йасйа - которого; сарве - все; самарамбхах - старания; кама - основанной на стремлении к наслаждениям; санкалпа - целеустремленности; варджитах - лишенные; джнана - совершенного знания; агни - в огне; дагдха - сгоревшие; карманам - того, чьи действия; там - его; ахух - называют; пандитам - мудреца; будхах - обладающие знанием.
Тот, кто действует, не стремясь наслаждаться плодами своего труда, обладает всей полнотой знания. Мудрецы говорят про такого человека, что все последствия его действий сгорели в огне совершенного знания.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «19.Тот, кто победил все устремления удовлетворить чувства тем, что предлагает его эпоха, его работа сожжена огнем знания. Те, кто знает, называют такого человека разумным.». В предыдущем стихе говорилось о карма-йоге, о том труде, который Богом разрешен. Т.е. человек, преданный, занимаясь своей предписанной деятельностью, посвящая свой труд и плоды труда Богу, непременно понимает, что фактически сам работу не исполняет, все выполняется как бы автоматически, задействуя его качества, желания, опыт, память, навыки… все при исполнении работы действует как один общий процесс, где свое присутствие человек временами вообще не замечает, как если бы стоял в стороне. Так понимать свой труд может только тот человек, который все же изучает Святые Писания, знает, Кто за всем стоит, понимает, что душа на самом деле недвижима, и ею полностью Управляет Бог. Без этих знаний, без постоянного поклонения Богу Кришне, без других также духовных практик, Бог такое понимание о своем участии в труде человеку не дал бы. Т.е. человек непременно должен быть преданным Бога Кришны, уже идти по пути отрешения от материальных благ, должен практиковать воздержание, контролировать свой ум, чувства, желания. Только так идущий и практикующий человек может в работе увидеть свое не присутствие, работая, не чувствовать что работает, ибо все делается, и он это видит через призму совершенных Знаний, все делается Богом в нем. Но тогда такую работу можно назвать в каком-то смысле неполноценной, неизнурительной, не дающей большое внутреннее напряжение… Или говорят, что работа такого преданного. который победил свои привязанности ко всему, что бы ни предлагала его эпоха, сожжена огнем знаний. Т.е. попросту, если человек изучает Святые Писания и уже направляет себя на отказ от материальных благ в любом виде, то такой человек подходит, чтобы быть занятым в карма-йоге. Но и нужно понимать и другое. Бог разрешает материальному человеку всегда, даже еще привязанному к материальным объектам, и обладающим самыми азовыми Совершенными Знаниями, такими, как: человеком Управляет Бог и надо пытаться не привязываться к плодам своего труда,- даже обладая такими знаниями в одну строчку, человек может начинать карма-йогу. Далее – Бог его поведет.
КОММЕНТAРИЙ: Только тот, кто обладает совершенным знанием, может понять действия человека, развившего в себе сознание Кришны. Поскольку человек, обладающий сознанием Кришны, не стремится к чувственным наслаждениям, про него говорят, что он сжег все последствия своих действий в огне совершенного знания - знания о том, что по своей природе он является вечным слугой Верховной Личности Бога. Только тот, кто понял эту истину, обладает подлинным знанием. Это знание подобно огню, который, вспыхнув, сжигает дотла все последствия нашей деятельности.
БОГ: Этот абзац текста не открывает сути стиха. Понимание сознания Бога Кришны никогда не может быть абсолютным, но тоже имеет свои ступени развития. Не на всякой ступени осознания Бога Кришны человек не стремится к чувственным наслаждениям. Поэтому надо говорить о достаточно реализованных преданных среди тех, кто осознал Бога Кришну. Но и из этих преданных нет ни одного, кто осознал Бога Кришну полностью. Или просто осознал. Такого свершившегося факта в сознании даже развитых преданных нет. Невозможно Бога осознать. Здесь, в таких заявлениях надо быть острожным или более точным, говорить с оговорками. Это одно. Однако, надо понимать и то, что в стихе речь идет не о сжигании последствий своей деятельности, речь идет о работе как связующем с Богом процессе, о том, как она выглядит для преданного, который вовлечен так исполнять работу, т.е. речь о карма-йоге. Т.е. не о последствиях деятельности некой идет речь, а о том, что работа, как и долг, как и обязанность, даже выполняемые, не обременяют преданного, не становятся кандалами, он не чувствует себя рабом работы, не возводит ее на пьедестал, не чувствует зависимости, тем облегчая свою жизнь. Работать в материальном мире необходимо, но работать с таким пониманием, посвящая труд Богу и не видя себя создающим, и это приносит преданному и внутренний мир и благость, ибо он постоянно на связи с Богом. Это подтверждает следующий стих. Ну и как следствие такой работы – она избавляет от колеса сансары…
ТЕКСТ 20
тйактва карма-пхаласангам
нитйа-трипто нирашрайах
карманй абхиправритто 'пи
наива кинчит кароти сах
тйактва - отбросив; карма-пхала-асангам - к плодам своего труда привязанность; нитйа - всегда; триптах - удовлетворенный; нирашрайах - не имеющий прибежища; кармани - в деятельности; абхиправриттах - всегда занятый; апи - хотя; на - не; эва - безусловно; кинчит - что бы ни; кароти - делает; сах - он.
Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук.
БОГ: Не совсем точный перевод. Правильный перевод: «20.Отказавшись от привязанности к плодам своей работы, всегда удовлетворенный, ни в чем не имея убежища, такой человек, хотя и полностью занят в работе, никогда, непременно, не делает что-либо.».
КОММЕНТAРИЙ: Освободиться от пут кармической деятельности может только тот, кто обладает сознанием Кришны и посвящает Кришне все свои действия.
БОГ: Правильно будет сказать: … может тот, кто занят преданным служением и посвящает Богу Кришне все плоды своего труда. Или любой другой своей деятельности. Но речь в основном идет о труде.
Человек в сознании Кришны действует, движимый чистой любовью к Верховной Личности Бога, и потому он не привязан к плодам своего труда.
БОГ: Мало кто движим из преданных чистой любовью к Личности Бога, ибо эту энергию, тем более чистую, Бог никому не дает, как движущее средство или причину, или внутреннее ведущее беспричинное побуждение. Человек движим энергиями Бога другого преимущественно порядка: необходимость, понимание этого пути как единственного и конечного, ответственность перед Богом, желание выйти на духовный план, непреодолимое внутреннее влечение, обещания Святых Писаний, потеря интереса к материальному миру, религиозный интерес, желание достичь признания, мистическое направление ума, вовлечение общим потоком преданных и образом жизни преданных, особенность пути, надежда на некие посулы, иногда абсолютно смутное понимание, что даст преданное служение но и доверчивое отношение к преимуществу этого пути из всех… Каждому Бог дает свои причины и энергии, устремляющие по пути преданного служения, дает по качествам, по карме, по Плану Бога. Но любовь ни у кого не бывает ведущей и определяющей причиной. Но любовь иногда Бог дает к духовным учителям. Но это может иметь для преданного и негативное последствие. Ибо медитировать надо только на Бога, памятовать надо только о Боге.
Он не привязан даже к поддержанию своего тела, ибо во всем полагается на Кришну.
БОГ: Так можно сказать. Но при этом Бог всегда даст для преданного ситуацию, где ему придется думать о теле и обо всем, что связано с телом и его поддержанием не полагаясь на Бога Кришну, т.е. не искушая Бога. Но и подключая свой ум и разум к проблемам тела и его нужд. Т.е. надо полагаться на Бога, предаваться Богу, но и знать, что иногда Бог не так решает человеческие такого рода проблемы, а вовлекает самого человека к действию.
Такой человек не стремится приобретать вещи или сохранять то, что уже имеет. Он старается как можно лучше исполнить свой долг, а во всем остальном полагается на Кришну.
БОГ: Примерно так и надо. Но всегда надо понимать и то, что человеку желания дает также Бог и есть то, те вещи и предметы, которые в любом случае необходимы в быту и Бог может понуждать их приобретать. Также есть те вещи, которые будут необходимы и для преданного служения, но человек может это понимать едва. И в таком случае Бог понуждает через желания и ситуации их приобрести или принять от тех, кто может и должен Волею Бога преданному пожертвовать. Также, что касается сохранение материальных некоторых благ, то нельзя перед Богом быть расточительным, нельзя не беречь то, что дал Бог. Это не привязанность. Это благодарность к Божьей Милости. Нельзя также тем, что дал Бог через других, пренебрегать, ибо преданному Бог в своей сути дает самое необходимое, и только Бог Знает, когда и что и с какой целью преданный может это употребить. Также, полностью полагаться на Бога надо с великой осторожностью и не злоупотреблять Милостью, защитой Бога. Надо беречь свое здоровье, правильно питаться, по возможности соблюдать режим, не посещать опасные для жизни места и мероприятия, не со всеми общаться, но стараться все в своей мере Волею Бога контролировать умом. Т.е. предаться Богу надо разумно и не искушая Бога.
Деятельность такого человека, свободного от мирских привязанностей, не имеет никаких последствий, ни хороших, ни плохих, как будто он вообще не совершает действий.
БОГ: И для очень старательного преданного такого абсолютного варианта его работы и других действий нет. Непременно качества могут подвести любого и все же последствия могут быть, но карма-йога, совершенные Знания, старания человека, разумный процесс преданного служения эти последствия могут сводить к минимальным. Но так, чтобы были нулевые последствия – так не бывает.
Такая деятельность называется акармой, не влекущей за собой кармических последствий. С другой стороны, любое действие, совершенное не в сознании Кришны, порабощает человека и, как уже говорилось, относится к категории викармы.
БОГ: Викарма, тем не менее, неизбежна для материальных людей, есть также их непременный путь развития, единственный путь поддерживать тело, развивать качества более высокого порядка и есть то, что в колесе сансары в итоге приводит и материального человека к преданному служению.
Наталия Маркова,
Россия, Ростов-на-Дону
семейная, религиозная образование высшее, интересы - религиозные стихи и проза
Прочитано 943 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проза : Сотворена, чтобы быть его помощницей (Глава 11) - Анна К. Прежде всего хочу отметить, что я - не автор этой книги, а всего лишь переводчик. Прочитав ее, я узнала много нового, и эта полезная информация показалась мне настолько важной, что я решила поделиться ей с вами.
Убедительная просьба: если у вас в процессе чтения появятся какие-либо критические отзывы или замечания ПО СУТИ КНИГИ, не пишите их здесь, потому что, как я уже сказала, я - не автор, и спорить, выясняя, что правильно и что нет, будет просто бессмысленно.
Всем, кто хочет выйти замуж или уже замужем, от души советую обязательно прочитать всю книгу до конца. В ней есть некоторые моменты, которые могут быть малознакомыми людям в России (потому что книга писалась прежде всего для жителей Америки), но все же стоит продолжать читать. Я очень надеюсь, что вы найдете в ней для себя много интересного.
Выражаю особую благодарность Юстине Южной за прекрасный перевод стихотворений, которые встречаются в этой книге.