«Измена – это удар ножом в спину, когда стоишь спиной к другу, а он не друг, а враг. Гораздо легче замаскировать измену с тем, кого вы знаете, как близкого или доверенного друга».
Измена - это созревшая фальшь. Большая измена начинается иногда с маленькой такой трусости. Крот завелся, подосланный казачок - жди провала. Изменой также является легкомысленное, беспечное отношение христианина к проблемам своей общины. Поэтому тот, кому доверили что-либо из церковной деятельности, а он не выполнил ее или же не исполнил ее должным образом, хотя мог, то он – вероломный предатель. «Предательство – отвратительно в любом деле. Одна измена злостнее другой. Один может обмануть на монету, другой – предать твою семью, поступить вероломно с твоим имуществом, совершить ужасные вещи».
Крот - умное и осторожное животное, так и человек. Он может быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке, что затрудняет успешную борьбу с ним. Но вести ее следует постоянно. Крот – один из самых надоедливых вредителей в церкви. Каждую жизнь церкви прикладывают колоссальные усилия, чтобы извести подземного врага. Но далеко не все способы борьбы с кротами «работают», потому сам пастырь может являться кротом, чтобы иметь власть правления и негодных правдивых - топить.
«Я хотел сказать, - говорит Томи, что мы, как кроты, трудимся в темноте, и поэтому они и не подозревает о наших гнусных планах» - /А.Кристи/.
Измена – странное понятие…. Каждый человек вкладывает в это слово свой, одному ему понятный смысл понимает это по-разному, переживает это по-разному. Каждый живет с этим по-разному, дает этому свое определение… находит этому свое оправдание… Измена…
Что же всё-таки такое – измена? И как с этим жить дальше? И можно ли с этим жить дальше?
Для одних измена – это последняя точка в отношениях, для других – это преграда, которую они вместе смогут преодолеть… Понимание этого – тоже слишком субъективно…. В любом случае, можно считать измену – своего рода предательством в отношении своего партнера…. К несчастью, любая измена есть предательство, и к счастью, не каждое предательство есть измена. Хотя в основном предательство вызывает эмоции схожие с ощущениями после измены.
Все могут оступиться, но если ваша измена - ошибка и вы хотите ее исправить, начать надо с признания.
«Мужская измена в отношениях - одна из худших проблем. Настоящее бедствие мира отношений. Но её можно решить, если просто поговорить. Измена начинается не с физического контакта, она начинается в уме и сердце. И именно втайне простое человеческое желание может стать полноценной фантазией. Но если о нём поговорить, пролить на него свет, то оно рассыплется, как кроты по норам» - /Р.Д.Хантер/.
Вначале 1980-х гг. тенденция «ухода на запад» получила широкое распространение и среди сотрудников христианских церквей. На профессиональном арго спецслужбистов это называется стать «кротом». Продавая противнику наши церковные секреты, «кроты» исподтишка готовились к «мягкой посадке» на Западе. Это была самая опасная и убыточная для СССР разновидность перебежчиков. Через некоторое время тенденция ухода в «кроты» приобрела такое распространение в среде церковных служителей и проповедников, что их коллеги из западных церквей уже захлебывались от наплыва этих «инициативников баптистов» и брали на иждивение только самых-самых выдающихся секретоносителей. Хотя и таких к ним являлось немало с предложением своих услуг. И все же необходимо подчеркнуть, что «кроты» составляли лишь ничтожно малую часть от многотысячного корпуса советских инициативников баптистов.
Ведь далеко не всегда предатели получают выгоду от своих предательских поступков, наоборот, они часто сами от них страдают, потому, что последствия этих поступков могут быть ужасными для всех. И будь эти предатели малость предусмотрительнее, они бы не предавали других людей, особенно, близких и преданным им людей. Ведь предавая других, мы часто предаем самих себя!
Предательством называют нарушение верности кому-либо или неисполнение перед кем-либо долга. Морально-нравственными законами общества, измена и предатели осуждаются, равно, как и большинство религий, считают предательские поступки грехом, нарушением табу. Изменники действительно творят великое зло, когда кого-нибудь предают, ибо своими предательскими поступками они разрушают те морально-нравственные основы, на которых построено наше общество. Они уничтожают такое явление, как доверие людей друг к другу.
Людей, избравших себе «кротовую» карьеру не ценят и не уважают. Оппоненты прекрасно понимают, что по натуре своей такой человек предатель, а, значит, доверять ему нельзя. «Крот» - одноразовое средство, которое после использования выбрасывают. «Крот» ходит подземными тропами, но при этом слеп. Вы же, напротив, дальновидный руководитель, которому не нужны предатели в коллективе.
Возникает резонный вопрос, почему те, кого церковь наделило высочайшим доверием, становятся изменниками? Ведь в руководство берут проверенных людей с кристально чистой анкетой. Неужели потом не замечают, что человек оказался карьеристом, любит приврать, ходок до чужих жен? Или прощают любые недостатки, если успешно работают в церкви? Человек, как известно, существо слабое, и может пойти на сделку со своей совестью. Могут сбежать в подполье христиане стать «кротами», а потом на Запад стать, изменниками бросив церковь, оправдываясь: мы гонимые. В стране свобода вероисповедания: а они «кроты», бегущие с корабля.
Некоторым людям, испытавшим боль предательства на собственной шкуре, очень сложно понять, почему люди вообще предают друг друга, почему они поступают с другими так, как не хотели бы, чтобы поступили с ними. С другой стороны, те люди, которые сами кого-то предали, порой ищут оправдания своему предательскому поступку, и, как правило, находят его. Понять можно, и считаю, что нужно, и тех и других. Ведь все мы люди, а значит, все не без греха. Но чтобы понять другого человека, хоть преданного, хоть предавшего, нужно постараться увидеть в нем самого себя.
Иногда «кроты» сами находят «уши» в надежде подзаработать. Такому подарку оппоненты всегда искренне рады. Кто же откажется от сотрудничества с человеком, который способен помочь уничтожить конкурентов? Это выгодный и удобный вариант «под ключ», когда сам враг даже ничем не рискует. Ведь инициатором слива выступает «крот», слушать рассказы болтливых церковных старушек законом не запрещается.
Люди изменяют, предают и, судя, по всему будут и впредь продолжать предавать, друг друга. А раз так, то совершенно очевидно, что с изменой нужно уметь жить, независимо от того – предали вас или предали вы. К предательству следует относиться с пониманием, чтобы оно не травило душу и не отравляло жизнь.
«И заметил царь Ассирийский в Осии измену. Так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный» - /4-я Цар.17.4/. Измена, конечно, сбивает с ног человека, но выбор все равно всегда остается за ним. Не спешите с выводами и решениями. Помните, что каждый из нас падает. И случится это, может, и с вами. Просто постарайтесь не обозлиться на человека, на всех остальных, и уж тем более на Бога.
«Крот» в коллективе - это одна из форм измены в церкви. Крот, подобно паразиту, уничтожает на корню успешный коммерческий проект. Денежное дерево начинает сохнуть, зелени становится все меньше, а служба безопасности проявляет себя как бесполезное удобрение. Обнаружение «крота» отнюдь не решало проблем. «И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли, Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях её?» прямо и ясно указывает на то, какой образ жизни продолжала вести она. Как бы официально не выглядели эти люди, их сущность – любодейцы и идоложертвы». И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия!» - /4Цар.9.22.23/. Человек по имени Ииуй ясно говорит о том, что не может быть мира в сердце и семье и стране, пока присутствует «крот».
Веские аргументы против традиционной версии выдвигают и уже известные нам исследователи, Э.Ренан и Д. Штраус. «Одной скупостью, - считает французский библеист, - которую синоптики выставляют мотивом указанного преступления, его не объяснить. Было бы странно, если бы человек, в руках которого была касса и который знал, что он теряет со смертью своего главы, променял выгоды своего положения на ничтожную сумму денег». Такое же недоумение вызывает величина суммы, полученной Иудой от первосвященников, и у Штрауса: «Синоптическое повествование не выясняет и мотивов предательства Иуды, так как предложенная ему сумма денег была весьма ничтожна - 30 сребреников. Все мы знаем о том, к чему привело предательство Иуды, и видимо, человечество никогда уже не изменится в этом смысле в лучшую сторону, люди как предавали друг друга, себе же во вред, так и будут предавать впредь.
«Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова» -
/Ис.59.13/. Они говорили клевету. Заявляя открыто, хотя это была измена и отступничество от Бога и от истины, отказ от священных уз, к которым мы должны быть привязаны и крепко держаться.
«И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня» - /Иез.2.3/.
«Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» - /Плач 1.2/. И думают, что если изменю своему другу, то буду сгорать от стыда и чувства вины. Что это будет означать, что изменили другу. Но они не чувствуют ничего. Ни горечи, ни стыда, ни страха. И было никак, словно просто были голодны и перекусили батончиком мыслей.
Может быть, поэтому вы думаете, что Иисус ваш враг? Но что говорит Библия? Посмотрите: Христос огорчился духом, Он рыдает об Иерусалиме. Да, Он, Который однажды уже пролил Свою Кровь за вас, сейчас проливает за вас Свои слезы. Эммануил скорбит, что вы еще не спасены. Он скорбел об Иуде, и сейчас Он скорбит о вас. Он плакал об Иерусалиме, а сейчас Он плачет о вас. Он не радуется тому, что вы должны погибнуть, а хочет, чтобы вы обратились и имели жизнь.
И пример любви Иисуса к предателю является самым трогательным. После того, как вечеря закончилась, «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Точно так и здесь: когда Его ученики, находившиеся по обе стороны, исполнились святой радости, особенно Иоанн, возлежащий на груди Эммануила, то, что делал Христос - виновник их радости? Он печалился и скорбел духом. Он всегда был Мужем скорбей и хорошо знал печали, но сейчас беспокойство более глубокой скорби овладело мирными и спокойными чертами Его лица.
Пример любви Иисуса к предателю - Его честное предупреждение об опасности, грозящей тому: «Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». В двух предыдущих случаях.
Иначе говоря, в каждом из нас, по слову о. Серафима Роуза, есть возможность стать предателем. И эта возможность становится реальностью, почти неизбежной, если мы не стремимся достигнуть самой сути того, что являет Христос. Задумаемся об этом предательстве Иуды, постараемся увидеть, какое страдание приносит зло мира Господу, и как оно проявляется в наше время в нас. Чисто по-человечески апостолов можно понять. ... Может быть, нам следует удивляться тому, что только один ученик предал Его, а не все. В самом деле, Петр отрекся от Него, а остальные, оставив Его, бежали. Есть еще и такое объяснение предательства Иуды.
Когда мы рискуем стать изменниками? Мы, отказываясь идти в глубину жизни, когда ухитряемся ловко вывернуться из любой опасной ситуации, и воображаем, что следуем за Христом, но, разумеется, только не в восхождении на Голгофу. При этом не исключено, что при ураганном огне мы можем быть слегка оцарапаны. Мы можем не знать, кто изменник. Они не обязательно из тех, кто в годы гонений, когда открывалась слава Церкви, отказывался от своего священства или монашеских обетов. Мир всегда полон предательства. Христос предается с утра до вечера - в том числе теми, кто искренне решился вверить Ему свою жизнь.
О, друзья мои, если бы мы не знали обманчивости плотского человеческого сердца и того, как оно обходит наиболее острые слова Писания, то удивились бы тому, что сердце Иуды не переполнилось обличением и он не сказал: «Ты Бог видящий меня».
Иуда, предатель нашего Господа, весьма примечателен в истории дурных людей и стоит того, чтобы обратить на него внимание. Ни мудрость, ни святость жизни, ни многоразличные благодеяния нашего Господа Иисуса Христа не произвели спасительного действия на Иуду. Он никогда не был привязан к Господу сердечною любовью и оставался при Нем не почему иному, как только по корысти. Главная страсть Иуды была корыстолюбие, родившееся, вероятно, оттого, что у него находился денежный мешок, принадлежавший нашему Господу с Его учениками. Корыстолюбие, наконец, взяло над ним такую силу, что он не стыдился красть из общего мешка, и брал себе даже и то, что назначалось в милостыню бедным.
Самое тяжелое и самое жестокая измена – это предательство в любви, когда эгоизм одного человека, убивает самые светлые, самые чистые и самые искренние чувства другого человека. Если вас предал любимый человек, вы знаете, как это больно, как это тяжело, как это ужасно. После такого предательства человек оказывается в глубоком нокауте, мир вокруг чернеет, в голове смятение, в душе тяжесть, а в сердце невыносимая колющая боль, от которой не знаешь куда деться.
«Но Слово Божие действует таким образом, - объясняет отец Киприан, - Что, как бы ты не сопротивлялся, в глубине сердца своего ты понимаешь: здесь - Истина!»
«Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» - /Ос.6.7/. «Там, - говорит Бог, - то есть в этом вопросе, они изменили Мне; они оказались вероломными, подлыми и лживыми детьми, в которых нет веры, хотя Я надеялся, что они будут детьми, которые не лгут».
«…и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» - / Рим.1.23/
«Великая поэтесса Анна Ахматова однажды сказала, что «измену простить можно, а обиду - нельзя». Эта фраза как нельзя точно отражает сложность определения, что такое измена, вне контекста конкретного случая отношений.
Измена – оскорбление Богу, поскольку человек начинает служить идолам своих страстей. Измена считается одним из самых тяжких преступлений. Люди не улучшают своего положения, борясь с сетью, а еще больше запутываются в ней.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Сенецкая Татьяна – Психолог.
|