Человек может поступать двояко – идти по направлению к Богу или двигаться от Него. В обеих случаях об этом свидетельствуют его дела. Для того, чтобы достичь Царства Божьего, нужна вера. А подтверждением веры является рост морали:
«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Если это в вас есть и УМНОЖАЕТСЯ, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.»
(Второе послание Петра 1:5-8)
Но если человек движется не к Богу, а в другую сторону, он укореняется в грехе:
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.»
(Первое послание к Коринфянам 6:9,10)
Так вот, никакой человек не может одновременно двигаться в обе стороны – и к Богу, и от Него. Это невозможно. Поэтому для того, чтобы грешник обратился к Богу, ему сначала нужно принять решение остановиться и перестать укореняться в грехе. Это – обязательный начальный этап, без которого невозможно дальнейшее движение человека к Богу. Соломон называл этот этап страхом Господним:
«Начало мудрости — страх Господень…»
(Притчи 1:7)
Страх Господень – это когда человек боится совершать грех из страха Божьего наказания. Это – начало мудрости, суть которой заключается в познании Бога. Смысл изречения Соломона такой – сначала перестань делать зло, а потом поймешь, что сделать доброго.
Апостол Павел этот этап называл обращением от мертвых дел:
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.»
(Послание к Евреям 6:1,2)
Обращение от мертвых дел названо апостолом начатком учения Христова. Это – базис, фундамент, на котором можно строить дальнейшие отношения с Богом. Но невозможно построить здание без фундамента, а значит невозможно иметь отношения с Богом и продолжать укореняться в грехе. Показательной в этом отношении является история с израильским народом.
Моисей взошел на гору для получения закона, а народ в это время сделал золотого тельца — «и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Книга Исход 32:6). Слово «играть» в Синодальном переводе соответствует древнееврейскому слову «παίζω».
Одна из словарных форм этого же слова встречается в Быт 26 гл.:
«Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: «она сестра моя»?
(Книга Бытие 26:8,9)
Понятно, что Исаак не в прятки играл с Ревекою. Очевидно, что это были другие «игры», по которым филистимский царь безошибочно определил, что перед ним муж и жена.
Поэтому и израильский народ, сделав золотого тельца, конечно же, не в прятки собрался играть. А последовать распространенным среди языческих народов того времени сексуальным оргиям. Но именно в это время возвратился Моисей, прервав веселье в самом его разгаре. Что начал делать Моисей? Читать заповеди с принесенных скрижалей? Вовсе нет. Была ли у него свобода обратиться к народу с чтением заповедей? Очевидно, была. Но вряд ли бы массово совокупляющиеся люди стали бы придавать его словам какое-то значение. Скорее, рассердились бы, что он мешал им получать желаемое сексуальное удовольствие. Как это сделали в похожей ситуации жители Содома, когда Лот пытался их вразумить. Это только сердило содомлян, желавших совокупиться с гостями Лота. Или же погрязшие в грехе израильтяне стали бы насмехаться над Моисеем и заповедями. Как это делали в похожей ситуации развращенные грехом жители Афин. Апостол Павел «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян 17:16). И поэтому, хотя у него и была полная свобода проповедовать Евангелие на площади города и в ареопаге (Деян 17:17-19), жители не восприняли его проповедь. Покаялись лишь единицы, а большинство насмехалось:
«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.»
(Деяния св. Апостолов 17:32)
Именно эти погрязшие в грехе общества являются прообразом современного мира, современного поколения людей. Имея беспрецедентно высокий уровень материально-технического развития, современное общество получило значительно больше возможностей для того, чтобы согрешать. Поэтому современная церковь, имея очень большую свободу проповеди Евангелия, пожинает такой же мизерный урожай, как и Павел в Афинах. Лишь единицы каются. Большинство же предпочитает укореняться в грехе, насмехаясь над церковью и проповедниками. Оставаясь равнодушными, а порой и враждебными к их призывам.
По этой причине многие евангелисты отмечают снижение эффективности евангелизаций. В условиях полной свободы проповеди церкви прилагают много усилий, чтобы сделать евангелизации нестандартными и необычными и хотя бы таким образом привлечь погрязших в грехе людей. Проводятся евангелизации уличные, палаточные, личные, в виде праздников, концертов и т.д. Но во всех этих случаях результат похож – он близок к нулю. Очень тяжело призвать следовать за Христом тех людей, которые укореняются в грехах. Это также сложно, как попытаться человеку идти одновременно в разные стороны.
Современной церкви очень важно понять эту тенденцию в современном обществе. Очень важно использовать ту стратегию привлечения людей ко Христу, которая актуальна для данного времени.
Раньше, в эпоху тоталитарных обществ, в эпоху запретов, наибольший протест греховного общества вызывали действия церкви по нарушению этих нечестивых запретов. Например, запретов на свободу проповеди Евангелия. Многие проповедники встречали жесточайшее сопротивление в ответ на проповедь Евангелия. Их сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря смерти, казнили и убивали. Казалось, что все силы зла тогда ополчились против этих героев веры.
Но времена изменились и сейчас, за редким исключением, никто не гонит и не притесняет проповедующих Евангелие. Так как общество изменилось. Мы живем уже не в обществе запретов, а в обществе беспредельной свободы, вплоть до вседозволенности. Поэтому наибольшее сопротивление сил зла теперь вызывают другие действия церкви – стремление ограничить беспредельную свободу и вседозволенность. В последние годы, к примеру, в Украине и России начались притеснения со стороны властей христианских ребцентров. Мир возмущается тем, что кто-то осмелился ограничить чью-то свободу. В данном случае свободу наркоманов убивать себя наркотиком.
В западных странах жесточайшее сопротивление встречают попытки родителей-христиан ограничить чрезмерную свободу своих детей. К примеру, свободу выбирать свой пол, свободу выбирать тип сексуальных отношений (гетеро-, гомо- и т.д.). Западные государства предпринимают чрезвычайные усилия, чтобы помешать родителям ограничивать эти «свободы» своих детей.
Итак, в эпоху чрезмерных запретов зло больше всего сопротивлялось нарушению этих запретов со стороны христиан. А сейчас, в эпоху практически полного отсутствия запретов, зло больше всего сопротивляется попыткам церкви держаться запретов, которые установил Бог.
Комментарий автора: Текст - часть статьи о стратегии церкви в современном обществе. Полностью текст статьи на "Личной странице".
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности