Для ТЕБЯ - христианская газета

Николай Куркаев "Дети Авраама" Часть -7
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Николай Куркаев "Дети Авраама" Часть -7


Дети Авраама
Лук. 19:1-10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. 2 И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; 4 И забежав вперёд, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. 5 Иисус, когда пришёл на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. 8 Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.
Обычно при исследовании этого текста слова Божия проповедники обращали особое внимание на личность Закхея, который пренебрёг нормами культуры и морали, чтобы видеть Иисуса: он, будучи начальником мытарей и человеком богатым, влез на дерево, подобно легкомысленному мальчишке. Этот его поступок говорит о многом, ибо он не посмотрел на свой авторитет, на положение в обществе, на мнение книжников и фарисеев и сделал все необходимое со своей стороны, вплоть до уничижения самого себя, чтобы видеть Иисуса.
Но в этом тексте говорится ещё об одной Божьей истине, которая относится непосредственно к каждому из нас и касается нашего звания «сыны Авраама». Об этом прямо сказал апостол Павел: «Гал. 3:6-9 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак верующие благословляются с верным Авраамом…»
Когда мы рассуждаем над этим текстом, то отмечаем одно явление: все, пришедшие в дом Закхея, роптали в адрес Иисуса Христа, что Он зашел к грешному человеку, ибо по закону Моисееву Израильтяне и Иудеи не могли есть с мытарями и грешниками, чтобы не оскверниться от них: они могли иметь общение только с благочестивыми людьми, с «сыновьями и дочерями Авраама». Об этом предупреждал закон Моисеев: «Исх. 34:15,16 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили бы и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их. И не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих». Иисус Христос не пришёл нарушить закон Моисеев, но исполнить. Но если для Израильтян представлялось опасным общаться с язычниками, потому что они могли увлечь их на свою сторону и заразить их своими грехами, то Иисус Христос из-за Своей Божественной природы не мог оскверниться никаким грехом, потому что был свободен от всякого греха, что однажды и выразил следующими словами: «Ин. 14:30 Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Поэтому причиной ропота было неверие в то, что Иисус есть Сын Божий. Вторая причина, почему Иисус зашел в дом Закхея, лежала глубже: Он пришёл в дом «сына Авраама», о чем и засвидетельствовал девятым и десятым стихами выше отмеченного текста: «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».
Интересным в этой истории было то, что Иисус, узнав, что ропщут на Него, некоторое время молчал и не отвечал на обвинения. На это была причина. Иисус чего-то ждал. Писание отвечает на вопрос чего ждал Иисус? Это видно из последующих событий. Иисус ответил на ропот после короткой речи Закхея, обращенной к Нему: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Во первых: обращением «Господи» Закхей засвидетельствовал, что он уже «новый» человек, ибо Писание говорит: «1 Кор. 12:3…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
Второе, что является главным в нашем исследовании, Закхей открыл два важных признака принадлежности к детям Авраама не на словах, а на деле:
1. Отсутствие привязанности к материальному, земному: «…половину имения моего я отдам нищим»
2. Отношение к обидам и обиженным: «…если кого чем обидел, воздам вчетверо».
Над первым признаком принадлежности к детям Авраама рассуждать много не будем, хотя отметим, что привязанность к материальным ценностям (что неугодно Господу) является причиной многочисленных конфликтов между людьми, в том числе и верующими. Сколько ненависти таится в людях годами из-за якобы неправильного раздела имущества или наследства. Насколько злободневен этот вопрос доказывает жизнь. Для примера привожу одну рубрику Барановичской объединенной газеты «Наш край» под названием «Вы спросили у юриста». Она состояла из 5 вопросов и все они касались жилья или же наследства:
1. Семь лет мы с мужем и детьми прожили вместе со свекровью в её доме. Сейчас брак распадается. Имею ли я какое-то право на жилье?
2. Хотим продать квартиру, в которой прописаны двое несовершеннолетних детей. Нужно ли их официальное согласие?
3. После смерти родителей остался дом, где проживает сестра. У меня на праве личной собственности жилья нет, моя семья проживает в доме родителей жены. Могу ли я претендовать на часть родительского дома, если там не прописан?
4. После смерти родителей остался дом. Завещание составлено в пользу брата, а мне, дочери, выделена только одна шестая часть. Считаю это несправедливым и хотела бы его оспорить. Каким образом это сделать?
5. Родители прожили вместе 35 лет, а сейчас развелись. Мать ушла из дома и проживает отдельно от отца. Потеряет ли она свою долю через три года?
Я сознательно опустил ответы на эти вопросы нотариуса, потому что цель этой статьи состоит не в том, чтобы сделать её справочником законов для претендентов на наследство, а показать важность поднятой проблемы и в настоящее время. Да и Библия оставила не одно свидетельство о преступлениях и конфликтах, связанных с материальной стороной жизни. Взять хотя бы историю Анания и Сапфиры, которая закончилась трагически для них обоих. Или пример богатого юноши, который очень хотел иметь жизнь вечную: «Мтф. 19:16-22 И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
Отступление юноши от Бога было связано с неспособностью отказаться от надежды на богатство.
А теперь давайте посмотрим на примере Авраама как должны вести себя сыновья и дочери Авраама, т. е. по-настоящему верующие люди, в отношении материальной стороны жизни, материальных ценностей. Они должны поступать так, как поступал Авраам: «Иоанн. 8:39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» Для исследования приведём несколько эпизодов из жизни Авраама:
1. Быт. 13:8,9 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
Во ибежание раздора и вражды Авраам дал право Лоту взять ту часть земли, которую он захочет, которая ему понравится. И это было угодно в очах Господа, ибо он впоследствии обильно благословил Авраама на той земле, которая ему досталась после Лота.
Авраам дорожил не материальными ценностями, а благословением Божиим: оно и пришло на него.
2. Быт. 14:21-24 И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил Аврама», — кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.
Этот вышестоящий текст не требует никаких комментариев: он говорит о бескорыстности поступков Авраама, о его полной независимости от земного богатства.
Закхей, когда выражал отношение своего сердца к богатству, заявил, что он не просто готов честно поделиться со своими близкими и родными материальными ценностями, но половину своего имения отдать нищим, от которых не будет никакого воздаяния и которые никогда не прикладывали своих усилий для накопления этих богатств.
Эта информация об отношении бывшего мытаря к богатству, которое он приобретал нечестным путем, говорит о полной перемене чувств и мыслей сердца Закхея, происшедшей под влиянием Иисуса Христа и Его учения.
Итак, первым показателем принадлежности человека к «сынам Авраама» является библейское отношение к материальным ценностям: «Мтф. 6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Вторым показателем принадлежности каждого из нас к «сынам Авраама» является наше отношение к обидам и обидчикам. Именно эта часть характера человека Божия будет для нас главным предметом рассуждения, ибо обиды для современного общества стали бичом и прогрессирующей болезнью, поразившей все слои общества, включая христианство. Сегодня трудно найти человека свободного от обид и претензий к другим людям: этот опасный вирус поражает как отдельные личности, так и семьи, государства, города и церкви, а также другие ячейки нашего общества. Эта духовная болезнь гордого человечества лишает его единства и провоцирует вражду, она лишает людей покоя и мира, отнимая посредством этого физическое здоровье. Все мы знаем, что сильная обида лишает людей сна и отдыха, в результате чего человека преследуют головные боли, раздражительность и подавленность, ненависть и беспомощность и т. д. В таком состоянии бесполезно молиться об исцелении плоти, так как корнем проблемы является не физическое повреждение организма, а повреждение духа, которое часто называют психологической травмой и о котором Писание говорит, как об опаснейшем состоянии: «Прит. 18:14 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?». Опасность этого недуга заключается в том, что мы считаем обиду реакцией на чьи-то неправильные действия и защитным механизмом от действий обидчика. На самом же деле такое восприятие является ложным, ибо любые наши действия под воздействием обиды не излечивают эту болезнь, тем более не оказывают положительного влияния на обидчика, не дисциплинируют его. Особенно бесполезной и вредной является обида затаившаяся во глубине вашего сердца, когда обидевший вас человек даже не знает об этом. В таком случае эта духовная болезнь только разрушает нас изнутри и совершенно не влияет положительно на обидевшую нас сторону. Поэтому освободиться от обиды прежде всего нужно для нас же самих, ради нашего собственного духовного и физического здоровья.
Прежде, чем рассуждать глубже об этом очень важном отрицательном явлении в нашей жизни, нужно сказать, что очень многие люди не понимают самой сущности обиды, а поэтому не могут прощать (а это единственный путь освобождения). В их понятии прощение подменяется другими понятиями: восстановлением справедливости, наказанием обидчика, требованием извинения за обиду и т. д. Но это же не прощение обиды! Прощение ничего этого не требует, оно просто прощает без всяких условий! После полного прощения обидевшего вас человека, воспоминания о нём не производят угнетающих эмоций, жажды мщения или депрессии. Другое дело, если вы простили человека, это совсем не значит, что он получил его, потому что для этого надо, чтобы он попросил у вас прощения. Вы не можете дать человеку то, в чем он не нуждается, равно как не можете дать и то, чего у вас нет. Поэтому простить обидчика вы должны (иметь прощение для него), а отдать ему прощение вы сможете только после его просьбы об этом.
Естественно, некоторое время вы можете опасаться обидчика, не сможете открыть ему своё сердце, но это будет не непрощением, но бодрствованием, чтобы он опять не поранил вашего сердца. Да и вообще, учитывая, что мы несовершенные люди и можем просто без всякого умысла, по собственной неосторожности, ранить людей, нужно быть настороже, чтобы не допускать обид в сердце (и, естественно, самим стараться не обижать людей). Поэтому такое бодрствование не будет являться непрощением, а просто недоверием, что естественно особенно тогда, когда обидевший вас человек не попросил у вас прощения и не признался в совершенном против вас грехе. В некотором смысле в данной ситуации будет образцом поведение Иисуса Христа, который в Своей жизни не сделал ни одного греха и Его отношение к людям можно смело копировать: «Иоанн. 2:24,25 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке».
Другая сложность, связанная с обидой, кроется в непонимании ещё одной тонкости этой духовной болезни: она есть произведение демонического духа гордости, родоначальника всякого греха. Гордость не допускает никакого обличения, в том числе и необходимого по Писанию: «Мтф. 18:15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Справедливое обличение, хотим мы этого или не хотим, указывает нам на наше низкое духовное состояние, низвергает нас с нашей высоты, на которую мы себя поставили, и ставит на низшее место, которое соответствует Божьему уровню в отношении нас. Другими словами – обличение во грехе является унижением для человека. А гордость не допускает никакого унижения: только похвала и возвышение, только хорошее, все остальное воспринимается, как обида! Вот почему мы часто слышим такие слова: «Как я могу это простить! Это совершенно несправедливо, это стопроцентная ложь! Я не могу этого простить!». Здесь и кроется ошибка в рассуждениях и связана она с помрачающим разум действием духа гордости, как написано: «2 Кор 4:4…у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Рассуждая трезво, мы должны не обижаться за справедливые обличения, а благодарить Бога и людей за это, так как обличения посылаются для исправления. Это голос Божий к нашему сердцу для вечной жизни: «Пр. 15:10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет». И ещё один текст Писания: «Пр. 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». Следовательно, никакой обиды, если только мы не пленены гордыней, при обличении не должно быть, а только смирение и благодарение, здесь не должно идти речи ни о каком прощении, потому что обличающий ничем не согрешил против нас. Обида имеет хоть какое-то (чисто условное, ввиду нашего несовершенства) легальное обоснование, только как реакция на несправедливость, на ложные обвинения и тому подобные неевангельские действия в отношении нас. Вот здесь то и нужно прощать! Что прощать? Клевету, несправедливость, притеснения и унижения, и многое другое, что является работой диавола через человека.
Очень хочется, чтобы христиане это поняли и отказались носить в своём сердце обиды и непрощение, ибо порабощение этим постоянно действующим и широко распространенным грехом лишает людей благословения и духовного роста, а также может привести к одержимости и вечной погибели с диаволом.
Люди боятся обид
Грех этот тяжел и универсален, его может совершить всякий человек по отношению ко всякому человеку, как в смысле обидеть другого человека так и обидеться самому. Чтобы оказаться орудием этого греха, не нужно обладать особыми способностями. Если для физического насилия или притеснения нужна сила и власть, ибо слабый навряд ли может победить или унизить сильного, то для обиды ничего не значит обидеть сильнейшего или унизить более разумного: сегодня ничего не значущие люди (в сравнении с царями и президентами), могут свободно обидеть их едким словом, тем более стоящим во власти легко и просто унизить подчинённого. Вот поэтому люди и боятся обид ввиду их тяжелого воздействия на сердце человека, а также по причине выше указанной их особенности: поражать людей независимо от их иерархического положения в обществе. Поэтому-то Авимелех с Фихолом, будучи хозяевами земли, в которой гостил Авраам, потребовали клятвы от князя Божия Авраама, в отношении нанесения обид: «Быт. 21:22- 24 И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь».
Поведение Авраама во время беседы с Авимелехом и Фихолом – образец поведения для христианина и зеркало для нас, чтобы убедиться в истинности нашей принадлежности к «детям Авраама».
Первое, что бросается в глаза в отношении характера Авраама – готовность от глубины сердца прощать своих обидчиков. Ведь далее в тексте отмечено, что Авимелеховы рабы много вреда сделали для Авраама и его слуг: они отняли у него самое драгоценное в пустыне – колодезь с водой.
Авраам дал образец прощения для всех «детей Авраама». Как только Авимелех с Фихолом сделали шаг к примирению, князь Божий поступил по-Божески: безо всяких слов недоверия к своим обидчикам с поспешностью сказал: «я клянусь». Он не разрушал эту хрупкую нить примирения словами (как это делают некоторые из христиан): «Я не верю, что это вы делаете от чистого сердца», или «я ещё подумаю простить мне вас или нет», или же «простить я прощаю, но вовеки не забуду, что ты мне сделал» и т. п. При таком «примирении» довольно часто обиды переходят на новый и ещё более опасный уровень противостояния. И виноватой очень часто бывает обиженная сторона, не умеющая прощать, как должно: в результате этого первоначальный обидчик становится правее обиженного вначале.
Когда Авраам простил своих обидчиков и словами: «я клянусь» успокоил их сердца, он мог предъявить и претензии к Авимелеху и Фихолу: «Быт. 21:25-34 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы». Авимелех мог спокойно рассуждать, так как видел положительное отношение Авраама к нему, и это было приятно Авимелеху: «Авимелех же сказал: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне». Впоследствии Авраам, имея правильное поведение пред Господом, хотя и оставался странником в земле Филистимской, вынудил Авимелеха заключить с ним клятву и союз: «Быт. 21:27-34 И взял Авраам мелкого и крупного скота, и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? Он сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия; ибо тут оба они клялись. И заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. И насадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного. И жил Авраам в стране Филистимской, как странник, дни многие».
Я здесь хочу обратить внимание на выражение Писания «как странник», характеризующее поведение Авраама: не смотря на то, что иноземцы видели в нём «князя Божия», он жил тихо (хотя и обладал огромным богатством), нигде не кичился своей знатностью, ни с кем не вступал по собственной воле в конфликты – он вел себя, как странник и пришелец.
Однако несмотря на то, что обиды производят многочисленные депрессии в людях, а Бог предупреждает о неотвратимости наказания за них, они существовали, существуют и будут существовать, доколе люди будут под влиянием диавола, для которого обиды являются едва ли не основным оружием поражения человечества: «Иер. 6:6,7 Ибо так говорит Господь Саваоф: рубите дерева, и делайте насыпь против Иерусалима: этот город должен быть наказан; в нём всякое угнетение. Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нём слышно насилие и грабительство, пред лицем Моим — всегда обиды и раны».
При поражении обидами трудно бывает определить виновного.
Как при поражении многими болезнями трудно бывает определить источник болезни, так и при разборе дела бывает трудно определить, кто виновен. Для примера возьмём одно древнее событие из жизни Авраама: «Быт. 16:2-6 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от неё. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою. Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала её Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твоё; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою, Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в руках твоих; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять её, и она убежала от неё…».
Ситуацию не назовешь безобидной и недостойной внимания, так как в семье друга Божия Авраама, через веру которого Бог планировал и обещал благословить все народы, начался разлад между служанкой египтянкой Агарь и женой Авраама Саррой, которая должна была родить Аврааму наследника. В этом раздоре Сарра обвиняет Авраама: «в обиде моей ты виновен…». Авраам почему-то молчит и не оправдывается, хотя инициатором и создателем создавшейся обстановки, её движущей силой, по приведенному выше тексту, была Сарра. Ошибкой этой семьи были созданы трудные условия не только для периода времени, когда сам Авраам с Саррой жили на земле, но по пророчеству Божию через Измаила Израиль должен был постоянно подвергаться угрозе и насилию со стороны его потомков: «Быт. 16:10-12 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. И ещё сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя: Измаил; ибо услышал Господь страдание твоё. Он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих».
Мы сегодня видим исполнение этого древнего пророчества в действиях арабского мира (потомков Измаила) против Израиля (потомков Авраама и Исаака). Да и весь мир обеспокоен террористическими актами и угрозами потомков Измаила, ибо они (палестинцы) не имеют своей земли, а живут «пред лицем всех братьев своих». Между тем они в самом деле являются детьми Авраама, хотя и не детьми обетования, но, как «рожденным по плоти», Авраам не смог дать им земли в наследство, ибо Бог определил отдать землю потомкам Исаака, сына обетования: «Быт. 21:10-14 И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её; ибо в Исааке наречётся тебе семя. И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твоё. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плеча, и отрока, и отпустил её».
Плоть всегда презирала дух, даже в такой важной сфере, как служение Богу, который есть дух, и никогда не желала подчиняться своему Творцу. Не изменилась она и сегодня: не подчиняясь Писанию Божию арабский мир желает иметь для себя землю Израилеву по причине родства с Авраамом и первородству Измаила. Но Бог стоит выше всякого закона, им установленного, и делает всё, что считает нужным.
Так кто же всё-таки виноват в той большой ошибке, сделанной в семье патриарха, последствия которой заставляют волноваться весь мир, который из-за неё сидит, как на пороховой бочке?
На первый взгляд виновата Сарра, ведь это она посоветовала Аврааму иметь ребёнка от служанки Агарь. Почему же тогда Авраам молчал и не отвечал на упрёки Сарры? Почему не оправдывался? Потому что виноват был он. Это ему (а не Сарре) Господь давал обетования о многочисленности его потомков, о том, что у него будет сын. И он ожидал, вне всякого сомнения, сына от Сарры. Ему не приходило в голову ожидать сына от служанки. Он знал закон Божьего брака и не собирался иметь побочных жен. Но старость и Сарра поколебали его. Он допустил в своё сердце какой-то запасной вариант, родившийся в сердце Сарры, мыслившей в то время по плоти. Но как священник в доме, как муж, как глава семьи, как друг Божий, он должен был принять решение и поставить последнюю точку в этом вопросе. Авраам принял решение, но оно было ошибочным: Бог не согласился с этим решением, хотя и не осудил его, и напомнил Аврааму, что сына Сарры Он благословит быть родоначальником множества народов.
Не просто нам, людям, даже при тщательном исследовании определить правильно виновника появившейся проблемы. Без откровения от Господа в некоторых случаях это сделать невозможно.
Если этот вопрос является таким тяжелым, то может быть во избежание ошибок не стоит им заниматься?
Исследуя Писание, невозможно не обратить внимания на некоторые стороны существующей проблемы, которые не позволяют оставлять нерешенными эти трудности. Один из текстов Божьего слова говорит так: «Пс. 9-35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник». И ещё один библейский стих: «Ис. 29:20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды».
Если Бог предупреждает всех обидчиков, что воздаст им Своею рукою в такую меру, что они будут истреблены и исчезнут, то ни один из них не может остаться равнодушным, равно не можем оставаться к этой проблеме равнодушными и мы, призванные стоять на страже за народ Божий, вразумляя людей, ибо «Евр. 10:30,31 Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И ещё: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!»
Определитель виновности обидчика
Конечно же между обиженным и обидчиком есть разница, но они не очень то далеко отстоят друг от друга: и один и другой находятся под сильным контролем диавола, в некоторых случаях это явно несвободные люди, а для того, чтобы помочь таким людям, нужно каждому указать на его состояние: если это обиженный человек – посоветовать простить обидчика. Если же это обидчик – попросить прощения у человека, который был им оскорблен. Но обидчик скорее согласится с тем, что он обижен, нежели признает себя виновным, зная, что должен подвергнуться наказанию.
Существует разница в поведении обижающего и пострадавшего от обидчика. Она отображена в Священном Писании, через которое прежде всего каждый из нас, может проверить своё состояние и своевременно раскаяться перед Богом, чтобы исправить положение и избежать суда Божия. Итак, рассматриваем следующий случай из жизни Моисея: «Деян. 7:23-29 Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых; и, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его даёт им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы — братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? От сих слов Моисей убежал, и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына».
Вы, наверное, заметили, что в этом тексте не слышно голоса обиженного человека, у него нет никаких претензий к Моисею: он просто благодарен ему за вмешательство и поддержку. Не так ведёт себя обидчик, неправая сторона конфликта. На вопрос Моисея: «зачем обижаете друг друга?», обидчик выдает себя тем, что отталкивает Моисея, и словами возмущения и раздражения : «кто тебя поставил начальником и судьею над нами» отвергает его вмешательство. Далее следуют ещё более жестокие слова, которыми он превращает Моисея из заступника народа Божия в государственного преступника: «Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?». А это уже было просто низко и безнравственно, ни о какой добропорядочности здесь нет и речи: обидчик безжалостно добивал Моисея словами.
Этот текст – зеркало поведения обидчика. На него стоит обратить внимание многим из народа Господня, чтобы исправить положение и, покаявшись, избежать суда Божия.
Почему же всё-таки люди, включая верующих, способны обижать друг друга? Ответ в общем смысле слова, может быть не во всей полноте, даёт следующий стих Писания: «1 Тим. 1:13 Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии»
Итак, обидчик не может считать себя полноценным в познании Господа и Его учения, равно и сильным в вере, потому что он таковым не является, что и подтверждает апостол Павел словами: «по неведению, в неверии».
Ведёт к гневу
Для рассмотрения последствий греха обиды рассмотрим ещё несколько текстов слова Божия, которые открывают разрушительную силу этого явления и обнаруживают, к чему она приводит:
1 Цар. 20:34 И встал Ионафан из-за стола в великом гневе и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его.
Из этого текста следует, что обида была одной из двух причин гнева Ионафана. И в нашей жизни она довольно часто приводит к гневу. А мы знаем к чему приводит гнев человеческий. Говоря языком Евангелия к современному человечеству и христианству, прежде всего напоминаем, что «Иак. 1:20…гнев человека не творит правды Божией». А неукрощенный гнев приводит к ненависти и убийству: «Мтф. 5:21,22 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». И ещё: «Иоан. 3:15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей». Но эти строгие предупреждения за грех гнева и ненависти относятся также и к обиде, потому что именно она стала началом целой цепи следующих за нею грехов.
Обида покрывает одежду
Следующее явление, следующее за обидой, отображено во второй главе книги пророка Малахии: «Мал. 2:16 Если ты ненавидишь её, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно».
В этом тексте действующими лицами являются муж и жена: муж поступает вероломно против своей жены и ненавидит её – он является обидчиком. Жена невиновна, но она обижена поведением своего мужа. Принявши обиду в сердце, жена смотрит на все поступки мужа через свою обиду (именно из видимых поступков человека складывается его духовная одежда) и может рассматривать даже праведные поступки в отрицательном свете, ибо обида искажает духовное зрение человека и мешает ему правильно видеть и классифицировать действия попавшего в поле зрения объекта. Впрочем, неправедные поступки обидчика сами по себе оскверняют его одежду, но я подчеркиваю ту мысль, что через обиду нельзя видеть истинное положение дел, а это ведёт к дальнейшим неправильным действиям, что умножает грех и не способствует восстановлению правильных отношений.
Другая, тоже весьма важная истина, заключается в том, что обиженная сторона, как было отмечено выше, ведёт себя неправильно и своими поступками, совершенными под воздействием обиды, также оскверняет свои одежды праведности и оказывается «покрытой обидой». Это очень хорошо видно беспристрастному наблюдателю со стороны, но совершенно незаметно самому человеку, поражённому слепотой обиды. Дело доходит до того, что такие люди совершенно искренно защищают своё состояние. И если вы будете настаивать на истине, то можете оказаться непонятыми и стать в строй «обидчиков».
Для примера возьмём событие из жизни апостола Павла:
«Деян. 25:7-11 Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать 10 Павел сказал: я стою пред судом кесаревым, где мне и следует быть судиму; Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь; ибо, если я не прав и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чём сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им; требую суда кесарева».
Когда Павел говорил «Иудеев я ничем не обидел», он имел ввиду, что такие действия, которые были предприняты против него Иудеями, вполне можно было бы оправдать его неправильным поведением, привёдшим к обиде. Но таковых действий со стороны апостола не было. Что же тогда было? А было вот что (согласно слов Павла и Священного Писания): «Деян. 22:17-24 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришёл я в исступление и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и, когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерёг одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычни¬кам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него».
Иудеи были обижены тем, что Павел передал слова посланничества Божия относительно спасения язычников. Это для них было великим унижением, потому что они хорошо понимали, что с них снимается ореол исключительности и они перестают быть единственным богоизбранным народом. Они не хотели понять истины Божией, провозглашающей: «Гал. 3:27,28 Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Конечно же, ослепили некогда богоизбранный народ и множество других грехов, через которые, смотря на проповедь и действия апостола Павла, евреи не могли правильно оценить действия их бывшего ревностного гонителя христиан, но видели всё так, как им это представлял грех. Не малую роль в этом сыграла и обида.
Почему же люди продолжают обижать друг друга
Это не простой вопрос, потому что видя пагубность этого греха, мир продолжает оставаться в плену обид и непрощения. Как здесь не вспомнить слова сказанные однажды Духом Святым через пророка Иеремию: «пред лицем Моим — всегда обиды и раны».
В общем на вопрос: «почему люди продолжают обижать друг друга?» вполне ясно отвечает следующий текст Писания: «Лев. 25:17 Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш».
Значит, обидчики не боятся Бога, у них отсутствует страх Божий, они не могут называть себя богобоязненными людьми, потому что не являются таковыми.
Что нужно знать, чтобы не обижаться и не стать обидчиком?
До этого времени мы исследовали вопрос обиды в общем, касаясь его без конкретной привязки к конкретным жизненным ситуациям. Теперь же конкретизируем эту проблему и на основании слова Божия обратим внимание на особо часто встречающиеся моменты нашей жизни, где обида может занимать и занимает важное место.
Первым будет ещё раз повторен текст Писания, который только что рассматривался нами, но с акцентом на другие откровения, содержащиеся в нём:
1) «Лев. 25:17 Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш».
В конфликтных ситуациях для того, чтобы выиграть спор, враждующие стороны используют различные средства и аргументы, чтобы доказать свою правоту и унизить другую сторону. Ведь даже простое расследование, дающее возможность выявить правую сторону, ставит на низкое положение виновника. И это будет законным и правильным. Но можно унизить противную сторону отвечая обидой на обиду, так как никто из нас не является непогрешимым и для желающего упрекнуть и унизить всегда найдётся повод, причина и возможность. Но здесь мы уже попадаем под суд Божий за нарушение заповеди : «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш». Надо подчеркнуть, что обида никогда не входила и не будет входить в арсенал оружия Божьего и христианского, так как основанием её является гордость – первый возникший во вселенной грех, родоначальником которого является диавол.
2) Лев. 25:14 Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга;
В этой сфере человеческой жизни сокрыто много греха и преступлений. Об этом не умалчивает Библия: «Иез. 28:18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя».
Другой текст Священного Писания говорит о том, что из-за торговли часто люди отвергают и теряют своё спасение: «Мтф. 22:5 Но они, пренебрёгши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою»
Из-за суда Божия за беззакония народа и неправильное поведение в торговле результаты торговли не приносят радости и удовлетворения: «Иез. 7:12,13 Пришло время, наступил день; купивший не радуйся, и продавший не плачь; ибо гнев — над всем множеством их. Ибо продавший не возвратится к проданному, хотя бы и остались они в живых; ибо пророческое видение о всём множестве их не отменится, и никто своим беззаконием не укрепит своей жизни».
Этот вопрос, вопрос купли и продажи, настолько важен, что диавол использует его в своё время для притеснения народа Божия с целью запечатления для вечной погибели: «Отк. 13:15-17 И дано было ему вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его».
Даже поверхностно исследовавши эти тексты и видя последствия нарушения Божиих моральных законов торговли, нельзя остаться равнодушным, ибо они отмечают одно из явлений нашей жизни, которого никто из нас не избежал и не избежит – купля и продажа. Если мы никогда ничего не продавали, что маловероятно, то, вне сомнения, неоднократно что-то покупали. Конечно речь не будет идти о нашей стране и государственной торговле: в перечисленных выше случаях в этой сфере грех устраняется (я не имею ввиду нечестных продавцов, которые могут обсчитывать и обвешивать покупателей). Здесь внимание уделяется свободной торговле на рынках и дома. У покупателя и продавца есть один мощный соблазнитель – деньги: продающий хочет продать подороже, чтобы приобрести побольше денег, а покупатель – купить подешевле, чтобы сохранить свой капитал у себя. Эти взаимоотношения очень хорошо отражены в книге притчей мудрого Израильского царя Соломона: «Прит. 20:14 Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится». Здесь в самом поведении человека скрывается лицемерие и восхищение собственной неправдой. Всем понятно, что здесь Соломон ведёт речь не об основательности человека, который хочет купить хорошую вещь и тщательно исследует её, но о желании сбить цену и отражает желание покупателя ради этого найти дефект там, где его нет и убедить продавца в том, что, говоря символическим языком, «белое есть чёрное». И если это удаётся, то впоследствии хвалит своё приобретение перед другими людьми, как очень хорошую и удачную покупку. Но Библия утверждает, что «Прит. 20:17 Сладок для человека хлеб, приобретённый неправдою; но после рот его наполнится дресвою», потому что Бог не терпит неправды и обмана, лицемерия и нанесения обид через это ни в одной сфере человеческой деятельности.
Нельзя в связи с этими рассуждениями оставить в стороне и продающего, который всячески маскирует недостатки своего товара, сознательно скрывает их, нахваливает свой товар – это распространённое явление в жизни продающих. Поэтому государство даёт право для приобретённого в государственных торговых точках продукта при обнаружении дефектов обменивать свою продукцию на качественную при соблюдении определённых правил торговли. В связи с нечестностью продающих товары вводятся также правила обмена бракованной продукции продающейся частными продавцами. Нет ничего удивительного, если обнаруживается проданная бракованная продукция продавцами-посредниками: они сами часто не знают качества этой продукции, но нет никакого оправдания тем производителям, которые изготовили продукцию собственными руками и, зная все её дефекты, сознательно обманывают покупателя. Для нас, христиан, такие подходы к торговым вопросам неприемлемы и мы должны, покупая и продавая, быть богобоязненными людьми.
3) Иезек. 18:17 от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
В приведённом выше тексте речь идёт об обиде, нанесённой нуждающемуся в помощи путём отдалживания определённой суммы денег под проценты.
Суть заключается в том, что человек отдалживает деньги в крайней нужде, а следовательно у него денег нет. Если вы ему дали в долг, то просто спасли его от голода или смерти. Это совершенно не значит, что вы его обогатили и он имеет деньги для отдачи с процентами. Вполне вероятно, что он и в дальнейшее время будет жить скудно, чтобы накопить и отдать отдолженную сумму.
Слово Божие неоднократно предупреждает об этом грехе. Привожу несколько текстов на эту тему: «Исх. 22:25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». И ещё один текст: «Лев. 25:36,37 Если брат твой обеднеет и придёт в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для прибыли». Этот стих Писания предупреждает о том, что наживаться за счёт бедного является грехом и нанесением обиды своему брату во Христе или же просто бедному человеку. Можно было бы ещё привести больше текстов на эту тему, но они не изменят общего смысла предупреждения об этом беззаконии. Однако, хочется другими предупреждениями слова Божия напомнить о последствиях этого греха: «Прит. 28:8 Умножающий имение своё ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных». Это самое лёгкое наказание, хотя оно говорит о том, что Бог не даст самому воспользоваться приобретённым за счёт ростовщичества. Следующее изречение Писания обращает внимание на вопрос нашего спасения, на возможность пребывания в святой вечности: «Пс. 14:1-5 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?.. 5 Кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек». И ещё одно откровение Духа Святого относительно последствий греха обиды через лихву и рост: «Иез. 18:10-13 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное и жену ближнего своего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву: то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрёт, кровь его будет на нём». Во первых этот грех приписывается разбойникам, а следовательно является духовным разбоем. Во вторых, поставлен в один ряд с другими мерзкими грехами, названными в прочитанном выше тексте, и является тяжёлым грехом. В третьих: если человек не покается в этом грехе, то «…не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрёт, кровь его будет на нём». Конечно, речь идёт не о физической жизни и смерти. Вполне допустимо, что жизнь на земле будет не такой уже и ужасной, но будущность такого человека – вечная погибель.
Конечно, если банк берёт деньги под проценты, или вы даёте какому-то предпринимателю определённую сумму под проценты для совершения им определённой сделки, то это является нормальным действием , потому что этим вы не спасаете его от голодной смерти или банк от банкротства, но помогаете им умножить их капитал, т. е. работаете на них. А за работу, а лучше сказать за работу ваших денег на них, вы имеете право получить вознаграждение в виде определённых процентов. И это не будет лихвой или ростом, а естественной прибылью.
4) Иезек. 22:7 У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя.
Здесь отмечено три вида грехов, через которые возникает четвёртый – обида, хотя в отношении пришельца нет конкретности, каким образом или какими противозаконными действиями его обижают. Однако все мы знаем, что пришелец в чужом народе – бесправный человек: ему не на кого надеяться, у него нет близких и родственников, которые могли бы вступится за него в конфликтных ситуациях. И это положение развязывает руки для беззаконных людей: они понимают, что за безродного иноплеменника некому заступиться. Это очень тяжёлое положение, которое прекрасно освещено пребыванием народа Израильского в Египте: «Быт. 15:13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет». И ещё одна картина из жизни Израиля, иноплеменника и пришельца: «Исх. 1:8-16 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повиальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его; а если дочь, то пусть живет».
Всё это истинно, если не учитывать Бога и Его контроля за живущими на земле. Поэтому, несмотря на людей и их беззакония в отношении пришельцев и странников, Бог говорит: «Исх. 23:9 Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской». И ещё более полная информация о действиях Господа в отношении этой категории народа: «Пс. 104:10-15 И поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего». Когда их было ещё мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней, и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
Эти слова приносят радость в сознание иноплеменника, так как указывают на Бога, в руке которого находятся все народы, являющиеся делом рук Его и для которого нет иностранцев и пришельцев. В любой стране, в той или другой мере, оговариваются права для некоренного населения и людей без гражданства, чтобы они имели какую-то помощь или защиту со стороны государства, или хотя бы знали, что им позволяется делать в данной стране, а что преследуется по закону. С другой же стороны, эти законы утверждают законное преимущество над ними коренного населения, граждан того государства, в котором они являются незваными гостьми. У Бога же существует только два государства: люди этого мира, состоящие из неверующих людей различных государств и верующие, граждане Небесного царства, рассеянные среди людей всех земных царств, рас и национальностей. Но несмотря на кажущееся более значительное и основательное рассеяние Божиих людей, они находятся под защитой самого Бога в любой стране, среди любых рас и национальностей, потому что через раскаяние в грехах и покорности Богу и Его слову, они стали Его народом, Его собственностью, и через Дух Святой, живущий в них, стали одним целым, Который Своим действием соделал этот народ победителем над всеми разделяющими факторами.
Поэтому христианин, находясь в любой стране, находится не только под охраной государственного закона для эмигрантов, являющегося защитой для всех пришельцев этой страны, но и под покровительством самого Бога, который однажды сказал об Израиле, но что является словом веры и для нас, как для Его народа: «Ис. 43:1-6 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжёшься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я — Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твоё, и от запада соберу тебя. Северу скажу: отдай; и югу: не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли».
Следовательно, человек или государство, нарушающее закон Божий о пришельце, будет под проклятием Божиим: «Вт. 27:19 «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!» И весь народ скажет: «аминь», а впоследствии будет иметь встречу с Богом, как с судьёй всей земли: «Мал. 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф».
Следующий грех, который является весьма распространённым – обижать отца и мать. Ситуаций – огромное количество, а финал один: «Втор. 27:16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою!». И хотя нами было отмечено, что всех путей и способов для обиды родителей не перечесть, отметим некоторые из них, в которых родители совершенно не виноваты. Взять хотя бы один из упрёков, который довольно часто высказывается детьми в адрес родителей и записан в книге пророка Исаии: «Ис. 45:10 Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвёл меня на свет?» а матери: «зачем ты родила меня?». Конечно, мы понимаем, что дети упрекают родителей, говоря выше приведённые слова, в тяжёлых случаях их жизни, которые возникают в процессе неправильного восприятия ими некоторых вопросов или требований бытия, или же в силу житейских скорбей и трудностей, которые болезненно сказываются на их характере и сердце. Однако отец и мать в этом не виноваты: они никогда не планируют трудностей для своей семьи, они желают благословений для своих детей. Исключением, в некоторой мере, являются колдуны и чародеи, а также другого рода служители диавола, которые продают своё родство до четвёртого рода под проклятие диаволу за действие через них бесовской силы, которой, якобы, они помогают другим людям. Но это результат влияния на их разум и чувства бесовской силы, помрачающей сердце, это результат отчаяния и обречённости под тиранией сатанинских сил. Поэтому такие упрёки очень болезненны для отцов и матерей, ибо они крайне несправедливы; особенно бывает тяжело переносить такие претензии в тех случаях, когда родители удерживают детей от греха, влекущего их в мир и в погибель, а дети, не понимающие силы греха и проклятия, высказывают своё недовольство словами: «Какие мы несчастные, что родились в верующих семьях». Такие слова являются не только огорчением и обидою для родителей и Бога, но и открывают доступ диаволу к их сердцам, ибо являются открытым бунтом против Бога и родителей. В таких ситуациях недалеко до одержимости, которая впоследствии очень тяжела для врачевания, потому что это сознательный мятеж против Бога и Его установлений.
Второй, довольно распространённой причиной, бывают упрёки родителям из-за их старческого поведения, которое вызывается естественными плодами старости. Но и здесь виноваты не родители, а наследственный грех, который со времён Адама разрушает наше тело и делает его немощным.
Пусть поможет нам Господь не обвинять наших родителей в том, в чём они не виноваты, не обижать их, чтобы иметь Божие благословение и умножить его на основании Писания: «Еф. 6:2,3 Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
5) Лев. 19:13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
Из этого предупреждения Божия обращаем внимание на часть текста, которая гласит: «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра». В большей мере это должно относиться к работодателям, но не может обойти и каждого из нас, потому что часто это бывает или очень редко, но мы и сами нанимаем для производства определённых работ других людей. В этом случае нужно помнить: человек, нанятый сделать определённую работу за определённую сумму, нуждается в вознаграждении за свой труд, ибо эти средства нужны ему для удовлетворения его собственных потребностей. Здесь уже не имеет смысла смотреть на его нужды с нашей точки зрения, но так как он вложил в ваше дело свой труд и умение, отдал часть своего времени, Писание говорит, что договоренная плата должна быть выплачена ему немедленно. Сегодня наблюдается ряд случаев, когда заработанная плата по лукавству работодателя уменьшается или же под различными лукавыми предлогами вообще не выдаётся. В других случаях она выдаётся с большим опозданием, потому что находящиеся в обороте деньги дают прибыль, тогда как выплаченные работнику, они уже изъяты из оборота. Чем большее количество раз они «прокрутятся», тем большую прибыль получает их хозяин. Но это является обманом, потому что «работают» уже не свои деньги, а чужие, т. е. не отданные наемнику. К тому же заработавший их человек остаётся в тяжелом положении и вопиёт к Богу о помощи. Вот что говорит об этом явлении учение Иисуса Христа, переданное нам Апостолами: «Иак. 5:1-5 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».
Что больше можно добавить к этому тексту Писания? Здесь весьма ясно указывается на этот грех и его последствия (имеется ввиду суд Божий за обиженных наемников).
6) Пр. 22:16 Кто обижает бедного, чтобы умножить своё богатство, и кто даёт богатому, тот обеднеет.
С одной стороны, от бедного не очень то много возьмёшь, потому что нечего взять, а с богатого, у которого множество ценностей различного рода, не хватит силы и способностей отнять, и это, как правило, чревато серьёзными последствиями. С другой стороны, Господь вообще против умножения богатства, или, лучше сказать, против заботы об умножении богатства: «Пр. 23:4,5 Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу». Однако вопрос обогащения держит в плену многих людей. А для достижения этой цели самым простым способом кажется притеснение и несправедливость к бедным, поэтому эту категорию людей обижают достаточно часто и Писание отмечает это: «Ис. 3:13-15 Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в домах ваших. Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф». И ещё один текст: «Ис. 10:1-3 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтоб устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придёт гибель издалека?».
Есть ещё одна важная сторона этого вопроса и она заключается в том, что Бог благословляет и оберегает благотворящего бедным: «Пс. 40:2-4 Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь всё ложе его в болезни его». И ещё один текст слова Божия: «Пр. 19:17 Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». По этой причине дающий обильно и регулярно милостыню никогда не обеднеет: «Прит 11:24 Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет».
Что касается давать богатому (это одна из причин бедности), то главное заключается в том, что дающий богатому делает ненужную работу, ибо не будет ему воздано Господом на земле и в вечности: «Лук. 14:12-14 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». К тому же нужно добавить, что давать богатому заставляют нечистые побуждения, мотивы, не соответствующие искреннему христианскому поведению: «Пр. 19:6 Многие заискивают у знатных, и всякий -- друг человеку, делающему подарки».
7) Иер. 21:12 Дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.
Это один из пунктов, невыполнение которого вызывает гнев Божий на обидчика, и, казалось бы, на ни в чём неповинных людей. Эти люди могут подвергаться бедствиям и скорбям за один грех: безразличное отношение к обижаемым людям и отсутствие принятия всяких мер к обидчикам. Если Бог призывает нас не мстить за себя, прощать и миловать несправедливо относящихся к нам: «Рим. 12:19-21 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его; ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», то в том случае, если мы видим, как обижают нашего брата или сестру, мы должны принять все меры, чтобы защитить обижаемого и остановить беззаконие обидчика. Каким образом это надо делать – вопрос важный и далеко не простой, но это уже вопрос другого порядка и об этом немало посвящено текстов священного Писания.
Почему Бог не всегда защищает обижаемых
Продолжая исследовать эту тему, вспомним следующую истину Священного Писания: «Пс. 67:6,7 Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своём жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне». Эти слова доставляют нам уверенность в Боге и радость от обетования Господня «войти под защиту Его дома». Однако не всегда Бог спешит на помощь и защищает обиженных, что заставляет думать и анализировать причины молчания Божия, ибо «Чис 23:19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?». Тем не менее Библия говорит: «Иов 19:7 Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда». Как совместить эти две Божии истины? Одну из причин такого поведения справедливого Судьи открывает книга «Второзаконие»: «Вт. 28:15, 28, 29 Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня: то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя…28 Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца, и ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя».
Яснее не скажешь: если ты сам являешься грешником и обидчиком, или же был таковым и не раскаялся, то, вполне возможно, несёшь наказание по слову Божию: «Авд 1:15 Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твоё обратится на голову твою», и Бог, по Своей справедливости, допустил пожать то, что ты сеял: «Гал. 6:7,8 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную».
Как должно правильно вести себя при обидах?
Вопрос не праздный, ибо обида – тяжёлое духовное заболевание, а обидчик – очень «ценный» человек в руках диавола, ибо через таких людей становится больным наш мир на всех социальных уровнях во всех странах, расах и национальностях. Как уберечься от этого опасного вируса, какие чувства сердца и правила поведения должны быть природным духовным иммунитетом для сохранения духовного здоровья перед Господом? Ответ записан в следующем тексте слова Божия: «Мтф. 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Стандарты очень высокие, не всем они приемлемы и приятны, но не всем они и предлагаются: ими могут воспользоваться только христиане, в которых не только живёт Дух Святой, но которые водимы Духом Святым. Они живут по слову Божию так, как однажды сказал апостол Павел: «Флп. 4:13 Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе)Христе». А если бы кто захотел спорить и предложить другие нормы поведения, то это будет обольщением и обманом. Предложенные Евангелием Христовым стандарты и стереотипы поведения -- Божьи стандарты, стандарты Небесного Царства.
Теперь следующий вопрос: «Что должен чувствовать в своём сердце духовно зрелый человек при обидах и нуждах, в притеснениях и других похожих случаях»? На этот вопрос отвечает Апостол Павел: «2 Кор. 12:10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». Если наше сердце по другому реагирует на обиды, то это говорит о его несовершенстве, о недостатке духовности, что чревато серьёзными последствиями. Одно из таких последствий – молчание Божие в отношении нашей защиты от обидчика, отсутствие ответа на молитвы, ибо мы сами находимся в грехе, а «грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».
Следующий пункт наших рассуждений связан с напрасными обидами. Это те случаи, когда человек обиделся без всякого основания, т. е. его никто не обижал, но в силу своего духовного состояния он что-то воспринял за обиду. Такими обидами являются все обиды на Бога, которые нередко гнездятся в сердце христиан.
Для примера возьмём один из текстов Писания, где хозяину работником предъявляются претензии, на которые он ответил следующими словами: «Мтф. 20:13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною»?
Для рассуждений на эту тему приведём притчу, из которой взят ответ, процитированный выше: «Мтф. 20:1-16 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же настал вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию; и получивши стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми и первые последними; ибо много званных, а мало избранных».
Суть этой притчи заключается в том, что хозяин нанял праздных людей на торжище, которые были без работы, потому что никто их не нанял. Остаться без работы практически означало и означает: остаться без средств к существованию. Хозяин сделал большое дело для этих людей – он нанял их на работу, дал им возможность заработать на жизнь. И если учесть, что под этим хозяином подразумевается Господь, то плата не была символической, а вполне приличной: в Писании она определена как динарий за день. С каждым работником была заключена личная договоренность в отношении платы – динарий за день. И все они были довольны этой платой. Но не все работали одиноковое время, потому что наняты были в разное время дня. И когда при расчёте они увидели, что независимо от продолжительности работы все получили по динарию, то стали возмущаться, говоря: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Казалось, обида обоснованная. Но обижаться было не на что, ибо хозяин рассчитался по договору: «Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе».
Если бы хозяин был привязан к деньгам, он мог бы за работу работникам, работавшим меньше времени, заплатить меньше и это было бы справедливо, никто бы его в этом не упрекнул, но господин был добр и не жалел своих денег: он хотел, чтобы проработавшие один час в его винограднике, могли также и как работавшие весь день, иметь средства для нормального пропитания себя и своих семей в будущее время. Поэтому он тратил свои деньги, чтобы доставить радость и некоторое материальное благополучие своим работникам. Об этом господин виноградника сказал так: «Разве я не властен в своём делать, что хочу»? Это означало в расширенном варианте вот что: «Я выполнил моё обязательство перед вами: заплатил по динарию за день. Но свои деньги я отдаю кому хочу и сколько хочу. И если бы я захотел проходящему мимо моего виноградника человеку дать определённую сумму динариев ни за что, а просто по моей доброте, то я имею полное право это сделать – это мои деньги, они не принадлежат вам, вы не имеете к ним никакого отношения».
В этой притче господин виноградника открыл причину возмущения работников: зависть. Да, это зависть, державшая в плену работников виноградника, представила доброту хозяина несправедливостью и вызвала обиду некоторых работников. Поэтому причина обиды и сама обида имели начало в их самих, а не в добром хозяине. Вот слова откровения об анатомии этого инцендента, сказанные проницательным хозяином: «или глаз твой завистлив от того, что я добр».
Оказалось, что работники были бы довольны, если бы хозяин был жадным и заплатил проработавшим один час в его винограднике гораздо меньше, чем им.
Такова человеческая натура: она не переносит успеха и благополучия других людей. Многие люди, исполненные зависти, не могут иметь радости, испытывают необъяснимые для себя угрызения сердца, приводящие к ненависти к другим людям. Человек, исполненный зависти, не может исполнить поручение Христово: «Рим. 12:15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Если вы хотите доставить радость завистливым людям, то вы должны плакать: если же вы будете радоваться, то они не смогут перенести этого и будут рыдать.
Дорогие братья и сёстры! Дорогой читатель! Пусть после далеко не полного изложения этой темы наши сердца освободятся от обид и станут христианскими сердцами, а название «дети Авраама» соответствуют действительности Божией, чтобы уже здесь на земле иметь радость детей Авраама, а в вечности со всеми святыми прославить Господа за дарованную свободу и неземную славу
Аминь
Николай Куркаев

Об авторе все произведения автора >>>

Виктор Бурдак, Lake City

 
Прочитано 3056 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Мнение - Галина

Тримонотеизм (терминологическое эссе) - Максим Сергеев

Священство Мелхиседека. - Павленко Наташа

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Визит - Надежда Горбатюк

Поэзия :
Ты близко - Наталия Минаева

Поэзия :
В магазине у Бога - Галина Подьяпольская

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100