Русская народная пословица гласит: «Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или к чужой радости – никогда не ошибешься».
«Равнодушие - самая страшная болезнь души» - говорит А. Токвиль.
«Перо иногда остановится, как с разбегу перед пропастью, на том, что посторонний прочёл бы равнодушно» - говорит А.Пушкин, - из равнодушных уст я слышал смерти весть, и равнодушно ей внимал я». Но эти стихи о равнодушии не были равнодушны».
По статистике, большинство равнодушных людей, в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия - с греческого переводится буквально как - нет слов для чувств, которая лишает его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.
Это упадок такой степени, когда дальше уже невозможно.
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властью - презренные рабы» - /М.Лермонтов/.
Почему люди стали равнодушными не только к себе, но и к своим родным, друзьям, соседям? К каким последствиям может привести это тотальное безразличие?
Для начала нужно рассмотреть, что же такое равнодушие. Равнодушие - это холодность души, безразличие и невнимательность человека к миру. Человек, обладающий, черствостью сердца не может, любить ни людей, ни мир, ни Всевышнего. Если человек невнимателен к беде другого, значит, его интересует это меньше, чем свои какие-либо дела. Началом равнодушия служит гордость и эгоизм.
«Мы живем в мире равнодушия, в не желанье ближнего понять».
И вот каким было мнение многих: «Мне нравится равнодушие, и я ко многим вещам стараюсь быть равнодушным, и становится легче жить, может, не всегда это правильно, но всё же…». Это мнение мира, но хуже, если об этом думают и христиане.
Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине. Также не сможет он получить спасение, поскольку равнодушен к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении. Равнодушный человек не может служить людям, потому что он равнодушен к ближнему, так же не сможет он служить Всевышнему. Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, - не духовный человек. Духовный человек - весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей.
На первый взгляд, вроде бы это не касается Церкви: человек пришел к Богу, а как в присутствии Бога можно быть равнодушным? Тем не менее, равнодушие в Церкви - сплошь и рядом! Может быть, потому что люди не за тем приходят? Может быть, всё дело в разнице между желаемым и действительным? Ну и где тут любовь к ближнему? Вы же сами говорите: приходит человек в Церковь, стоят там какие-то люди, он в лучшем случае к ним глубоко равнодушен. В худшем - они ему мешают. Лица у них там недостаточно возвышенные, толкутся, ко кресту ломятся, норовят к иконе приложиться в первых рядах, не говоря уже о том, что к Святой Чаше тоже.
Самое страшное - это когда верующий считает, что он – человек святой, а все остальные вокруг него - сплошное ничто. И в Церкви как раз такое тоже бывает; и таким образом тоже нарушается заповедь любви к ближнему: «Я человек духовный, а ты кто?». И к тебе равнодушное отношение: пришёл в церковь послушать, а к тебе никакого внимания – кто ты, да никто. Никому ты не нужен в церкви на собрании: плачешь, плачь. Умираешь на собрании – вызовут Скорую Помощь и увезут и забудут, и проведывать не будут. Ты никто для церкви, а в церкви – святые, избранные. Только кем? Вопрос.
Многие люди, которые сталкивались с проблемой, равнодушия попов, пастырей. Они подходили к ним со своими проблемами, в надежде получить мудрый совет, помощь и утешение. Но за место этого, получали лишь равнодушие, непонимание, а порой и просто презрение. Равнодушие и безучастие священников, отталкивает маловерных людей от Бога. Они идут в церковь получить надежду и утешение, а натыкаются на непонимание и равнодушие. Должно ли так быть? Ведь не оказанная во время помощь и поддержка (в том числе и духовная) может не просто навредить, а даже погубить человеческую душу.
Равнодушные люди в церкви, словно черепахи, которые закрываются в свой панцирь, отгородившись от всех и вся. Это люди в футлярах, которые боятся ответственности.
«Трудно выразить словами, какую я (Агата Кристи) почувствовала благодарность, он мог с лёгкостью от меня отделаться, ограничившись несколькими справедливыми, но равнодушными замечаниями, после которых я могла окончательно в себе разувериться». Ведь так проще: я ничего не делаю, никого не трогаю, посижу тихонько в сторонке, а вы творите дела, сворачивайте горы, меняйте мир, но как-нибудь сами, без меня. Вроде, и плохого не совершают, но абсолютно бесполезны в обществе, а своему бездействию они смогут дать бесконечное количество логических объяснений. Равнодушные люди – приспособленцы, питающиеся, как паразиты, «соками» живых людей.
«И робкие надежды Агаты хотя бы на улыбку или комплемент терялись в сумраке равнодушия. Это нетерпимое равнодушия только усиливало душевную боль Агаты» - /Ричард Хэк/.
Часто ли вы сталкивались с такими пастырями – священниками равнодушия?
Ни для кого не секрет, что «батюшки», «пастыри», «пресвитеры», проповедники. Профессии, не требующие ни точных знаний, ни особой ответственности. «Его холодное равнодушие огорошило Агату. «Когда ты сидишь за чайным столом со своим возлюбленным, смотришь на него и вдруг понимаешь, что перед тобой чужой, не знакомый тебе человек» - /Агата Кристи/.
Здание от их недоработок не рухнет, тормоза не откажут, операционные швы не разойдутся. Вот и «влечёт» их именно «сердце» к такому занятию, ибо ни мозги, ни руки им напрягать не хочется. А, не напрягаясь ко всему - равнодушны.
«Утратила вкус к жизни, сделалась вялой и ко всему равнодушной» - /Ричард Хэк/
Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души. Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня среди христиан?
«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, - пишет Бернард Шоу - а относиться
к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности».
Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.
«Равнодушие верующих – вещь гораздо более, ужасная, - говорит Александр Ельчанов, - чем тот факт, что существуют неверующие».
Наверное, разные люди, закрывающие свое сердце от проблем ближнего, назовут и разные причины для этого для проявления равнодушия.
Назовут но, по-моему, «основание» общее, и это – недостаток уважения и любви к человеку.
«Должны же они скрываться где-то под маской, - говорит Элизабет Бикон, холодного равнодушия!» Даже самый верный и любящий человек устанет ждать, если постоянно будет чувствовать холод и равнодушие в свой адрес. Согласны??
«…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» - /Мат.24.12/. Охлаждение любви есть равнодушие. И это то, что происходит сегодня среди людей. Наша реакция на происходящее притупилась, мы стали безучастны и разучились сопереживать. «Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближним»- /Паисий Святогорец/.
Равнодушный человек равнодушно относится к Слову Божьему. Проповедь его не трогает, а, наоборот, ему становится скучно её слушать. Также нужно отметить, что если человек говорит, что верит в существование Бога, но не живёт по Божьим законам, то это является продуктом равнодушия к Богу.
Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира.
«Как ржавчина, опасно равнодушие, - пишет Э.Остоженская, - оно есть признак чёрствости людской – и разъедает бессердечных души: коррозия – расплата за покой».
«Только я, - говорит В.Короленко, в это время в равнодушии находился и даже нисколько не жалел ничего» «В таких городках, церквях творится мало добра. В лучшем случае, вежливое равнодушие» - /Стивен Кинг/.
«Но я не хочу и особого равнодушия не имею, - пишет С.Есенин, и притом глубоко тебя знаю и ценил как лучшего друга».
«Мы не можем одобрить этого равнодушия. Правда, с некоторого времени – обленились, уверенные в равнодушии своих людей» - /А.Пушкин/.
«Не пройдёт ему даром это равнодушие, с которым он смотрел».
«Да, – равнодушно согласился Дерек.– Но она, же, как кремень. Она – ваша дочь, с виду – овечка, а внутри – кремень. Вы тяжелый человек, но Руфь, уверяю вас, еще тяжелее. Вы хотя бы одно существо любите больше, чем себя. Руфь никогда никого не любила, и не будет любить. Четыре или пять сотен тысяч долларов, – равнодушно сказал Ван Алдин. – Не считая их исторической ценности, конечно. Да, – согласилась она равнодушно, как сторонний наблюдатель. Вы ответили так искренне. Если бы вы равнодушно произнесли: «Он приятный джентльмен», я был бы куда больше удовлетворён».
«Иногда порой внешне очень спокойные люди прячут в себе душевные бури, страдания под маской равнодушия, все эмоции закупорены – как в бутылке - возразил Уэстону инспектор. - Совсем не исключено, что этот человек был безумно влюблен в свою жену и столь же безумно ревновал ее. Он просто не из тех, кто выставляет свои чувства напоказ» - /А.Кристи/.
«Не будьте равнодушны, говорит М.Горький, - к горю других ибо такое равнодушие смертоносно для души человека». «Сытость, равнодушие и безделье развращают душу человека» - /Абай/.
«А.П.Чехов сообщал своему брату Александру, как он понимает людей «не ноющих». Не ноет только тот, - писал, кто равнодушен. Равнодушны же или философы, или мелкие, эгоистические натуры. К последним натурам должно отнестись отрицательно, а к первым положительно. Конечно, о тех равнодушных тупицах, которым не причиняет боли даже прижигание раскалённым железом, не может быть и речи». Он вынужден признаться, что за всем этим стояли холодность, невнимательность, безучастие к людям и полная беспомощность в решении вопросов, которые ставила перед ним жизнь. Так выясняется несостоятельность приводившегося выше утверждение Чехова, что равнодушие философа заслуживает положительного отношения. Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны, неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».
И в самом деле, что же это с нами происходит, христиане? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие и это тоже стало нормальным в церкви?
Равнодушие человека – вот самая тяжелая болезнь и самая страшная, поскольку равнодушие может совершить с человеком то, что не сможет вражеское войско. Потому что, равнодушный отец семейства, которого не волнует, что делает его жена, дочь и сын, попустительствует безразличию, аморальности, беспорядку в доме. И этот беспорядок бывает пострашнее, чем засланный враг, который будет портить без разбору».
«Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня»- /Ис.29.13/. Как часто мы не отдаемся всем сердцем тому, что делаем, а потом удивляемся отсутствию радости. К тому же то, что было задумано, не получается. Но чего можно ожидать, когда к работе не прилагается сердце? Приведем несколько примеров:
Равнодушно ухаживать за больным или без желания отвечать на вопрос ребенка является бесчеловечным. От таких поступков веет холодом, который не только замораживает других людей, но и мою душу может превратить в кусок льда. Равнодушно петь в хоре или равнодушно молиться - это звучит довольно странно! Когда ты равнодушно поешь или проповедуешь, или равнодушно слушаешь проповедь - это не только странно, это очень обидно для Господа. Ведь если ты с равнодушием приходишь к Богу, оно убивает все то чудесное, что можно пережить в общении с Ним: радость и осознание, что Он понимает и утешает меня. Или: не хватает энтузиазма и новых порывов для нужных дел, молитва начинается и заканчивается только на губах, богослужение является для меня только исполнением долга, а я сам больше похож на бездушную марионетку» - /Г.Рёйтинг/.
«Если я настолько занят, что не отвечаю на крик помощи, то я занят не тем, чем нужно». «Дружище, - попробовал как-то раз возразить Михай взять быка за рога, - как ты можешь быть равнодушным ко всему, что творится вокруг тебя? Даже пальцем о палец не ударишь!»- /Т.Бушекан – писатель/.
Возможно, для некоторых молодых людей их уход из Церкви — это способ выйти из равнодушной пустоты и наконец, прийти уже к неравнодушию.
«Юный поэт С.Есенин возмущен нелепостью жизни, порождающей черствость и равнодушие».
«Бойтесь равнодушных. Это обращение к тем, кто своим хладнокровным равнодушием и бездействием довели свою жизнь и жизнь десятков миллионов людей в России до той, в которой мы сегодня оказались – бездуховной, беспринципной и беспросветной, где нет уверенности в завтрашнем дне.
Источники: Разные источники.
|