«Клятвы, данные в бурю, - пишет Уильям Шекспир, - забываются в тихую погоду». «Клятва, по своей сущности орудие истины, - продолжает богослов Сергий (Ляпидевский), - стала являться в устах народа покровом обмана и лжи».
Давая клятву, мы помещаем себя в ситуацию, в которой мы можем идти только вперёд, и жертвуя собой, а не назад. В наше время многие люди, не задумываясь о страшных последствиях, дают клятвы, а затем, нарушив их, начинают метаться и не знают, что им делать.
Слово «экзорцизм» (exorcism) происходит от греческого «экзорсия» - «клятва». Оно переводится на латынь как «адюре», на русский как «приносящий присягу». «Экзорцировать» значит «привести духа или демона к присяге» или призвать высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям.
«Клятва - это мина замедленного действия, - пишет А.Дашенко, которую человек добровольно кладет себе за пазуху. И которую практически невозможно обезвредить. Недаром Христос говорил: В евангелии от Матфея читаем слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «А я говорю: не клянитесь вовсе. Ни небом, потому что оно престол Божий, ни землёй, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Будет слово вам: «да, да» или «нет, нет» - /Мат.5.34.37/.
Таким образом, клятва – это не просто обещание, а призыв на свою голову кары, если обещание не будет выполнено. Принося клятву, человек как бы проклинал себя, произносил заклятье, которое вручало судьбу клянущегося в руки Бога. Этот человек становился проклятым самим собой.
«Исповедую себя поклонником Бога, настоящей клятвой и исповеданием. Клятвой обязуюсь вершить добрую мысль, клятвой обязуюсь вершить доброе слово, клятвой обязуюсь вершить доброе деяние. Клятвой обязуюсь быть верным вере, которая учит прекратить брань, вражду, сложить себя, заключать браки между своими единоверцами, исповедующими веру. Которая из всех существующих и будущих вер - величайшая, лучшая и светлейшая, которая - истина». «Люди приносят самые торжественные клятвы в том, - пишет Н.Рерих, - что они не устрашатся, не отступят и не впадут в предательство. А затем, после произнесения самых величественных торжественных слов, помянув все Лики наивысшие, наипрекраснейшие, люди очень легко впускают в сердце свое самых злейших ехидн. Поистине можно изумляться, насколько не соответственны, бывают торжественные клятвы и утверждения, с легкостью допущенные по самым малым поводам преступных мыслей. Именно удивительно, насколько самые, казалось бы, малейшие поводы вводят шатающихся в самые страшные и непоправимые последствия. Казалось бы, такая несоизмеримость уже невозможна в человеческом разуме. Самый примитивный рассудок должен бы уже воспротивиться такому предательству наибольших и наилучших мыслей и творений. Если бы графически изобразить величину и значение только что произнесенных клятв и графическую ничтожность поводов к зависти и сомнению, то действительно можно быть потрясенным».
«Человек не может на 100% гарантировать исполнения клятвы, - пишет И.Золотов, - потому-то у человека нет безграничной собственной воли. Это не просто ложь или самообман, это преступление по отношению к собственной душе».
«Что такое клятва? Это открытое взывание к Богу как к свидетелю высказывания, которое я делаю о прошлом, настоящем или будущем. Всеведущий Бог должен покарать за неправду. Как эта клятва могла быть названа Иисусом «от лукавого» «сатанинской?» А потому, что у Иисуса речь идёт о полной правдивости.
Клятва – доказательство того, что в мире есть ложь. Если бы человек мог обойтись безо лжи, клятва была бы не нужна. Таким образом, клятва есть хотя бы некая преграда лжи. Но именно этим-то ложь и поощряется; ибо там, где лишь клятва претендует на исключительную правдивость, тем самым представляется пространство для лжи, ей предоставляется определённое право на жизнь. Ветхозаветный закон отвергает ложь – при помощи клятвы. Иисус же отвергает ложь, запрещая клятву. И тут и там речь идёт о едином и целом, об уничтожении неправды в жизни верующих. Клятва, которую ВЗ выставляет против лжи, сама была захвачена ложью и поставлена ей на службу. Лжи удалось сохраниться и утвердиться в своём праве благодаря клятве. Итак, ложь должна быть выявлена Иисусом там, где она скрывается – в клятве. Таким образом, клятва должна пасть, поскольку стала щитом для лжи. Посягательство лжи на клятву могло происходить двояким образом: либо она утверждалась в клятве (клятвопреступление), либо инкорпорировалась в клятвенные формулы. В этом случае клятвенная ложь взывала не к Богу живому, но к какой-либо мирской или божественной власти. Ложь так глубоко проникла в клятву, что полной правдивости можно было добиться, только запретив клятву. «Да будет слово ваше: да-да, нет-нет».
Этим самым слово ученика не лишается ответственности перед всеведущим Богом. Более того, именно в том, что имя Господа призывается не категорическим образом, абсолютно каждое слово ученика подразумевает присутствие всеведущего Бога. Поскольку слов, говоримых не перед Богом, вообще нет, то ученик и не должен клясться. Каждое его слово должно быть ничем иным, как правдою, чтобы никакого подтверждения клятвою не требовалось. Ведь клятва ставит все прочие его слова под сомнение. Так что это «от лукавого».
Ученик же в каждом своём слове должен быть ясен. Если клятва устранена для этого, то понятно, что речь здесь идет, лишь об одной цели – о правдивости. Само собою, разумеется, заповедь Иисуса не терпит исключений, и её применение от аудитории не зависит. Но равным образом следует сказать, что сам по себе отказ от клятвы может служить для сокрытия правды. Если же где случается так, что клятва приносится ради правдивости, то это нельзя решить вообще, а нужно решать исходя из частного случая. Реформатские церкви держатся того мнения, что добрая клятва, требуемая светской властью, как раз и есть этот случай. Является ли такое общее решение допустимым, пусть останется под вопросом. Но несомненно, что там, где такое случается, клятва может быть дана, если, во-первых, имеется полная ясность и не затуманенность насчёт того, в чём она заключается; во-вторых, надо различать принесение клятвы, которое относится к известным нам прошлым или теперешним обстоятельствам, от того, которое имеет характер торжественного обета. А поскольку христианин никогда не бывает, свободен от ошибок в знании прошлого, то взывание к всеведущему Богу не подтверждает для него сомнительное высказывание, но служит чистоте его знания и совести. И поскольку христианин также не распоряжается своим будущим, то обет, например, клятва верности, чреват для него с самого начала большой опасностью. Ибо христианин не держит в руках своего будущего, тем более – будущего того человека, с которым он связывается клятвой верности. Итак, невозможно – во имя праведности и следования Христу – приносить такую клятву без того, чтобы поставить условия для Божьего всеведения. Христианину не дано абсолютизировать земную связь. Клятва верности, которая норовит связать христианина, будет ему ко лжи, она «от лукавого». Взывать к имени Божьему в такой клятве никогда не может быть поясностью».
Клятва - торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом: «и Его именем клянись» - /Втор.6.13/, Его именем клянись, то есть в любой ситуации они должны взывать лишь к Нему одному, как к Судье, различающем истину, и Мстителю за обиженных. Клянись лишь Им одним, а не каким-нибудь идолом или другим творением. Клянись Его именем, заключая договоры и соглашения с другими церквями, не старайся угодить им, клянясь их богами. Когда мы клянемся Его именем, то тем самым открыто, исповедуем Его имя. Слова «Мною клянись…Мною будет клясться всякий язык» - /Ис.45.23/ …и она выражалась в различных формах. Так, например выражения: «Господь между мною и тобою» - /Быт.16.5/ «пусть будет Судьей; жив Господь!» - /2Цар.12.5/. пусть то и сделает мне Господь /Руф.1.17/; свидетель мне Бог /Рим.1.9/.
О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать: сказано же Христом: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но, да будет слово ваше: «да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» -/Мат.5.33-37/.
Далее мы читаем •о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя /Быт.42.16/, жизнью какого либо частного лица /1Цар.1.26/. Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх /поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли/, сказал Авраам царю Содомскому /Быт.14.22/. «Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в •/Втор.32.40/ сам Господь как бы клянущимся, и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век!» или б) обратившись лицом к жертвеннику /3Цар.8.31/, или наконец в) положивши руку под стегно Быт.24.2/.
Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми /Быт.14.22: Деян.23.21/, б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот /1Цар.14.24,28. 3Цар.18.10/. в) иногда при произнесении обета /Чис.30.2/. г) при раскрытии какого либо преступления /Чис.5.21/.
В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: «заклинаю тебя Богом живым» /Мат.26.63/, и заклинаемый отвечал на это: «аминь», или: «ты говоришь». В послании к Евреям •ап.Павел говорит следующее: «Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» - /Евр.6.16.18/. Все они подтверждены клятвой Божией и все основаны на Его вечном определении, поэтому на них можно положиться. Все они подкрепляются клятвой Божией. Он не только дал слово Своему народу, подписал и запечатлел его, но и подтвердил его клятвою. Здесь, как вы можете заметить, апостол приводит клятву Бога Аврааму, которая была дана ему как отцу верующих и поэтому остается в силе для всех истинно верующих: Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою.
Из сего должно заключить. Замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митрополит, Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно» - /Исх.20.7/, когда клялись истуканами и идолами и •др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною /Нав.9.20/, но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами /Мат.5.33.37. Иак.5.12 /.
Следуя этому учению, Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.
Клятва - евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. Быт.14.22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога» - /Исх.20.7; Лев.19.12/… /Библейский энциклопедический словарь/.
Клятва. В греческом праве были известны клятвы свидетелей, клятва сторон и решающая процесс. Клятва, лежавшая в основе условного приговора. Клятва применялись в управлении в судах и в частных правовых отношениях. Клятва на Библии связана с включением человека в высшие духовные планы. При этом формируется запись, с которой потом сверяются все поступки человека. При нарушении клятвы дисгармония между записью и реальностью приводит к какофонии в судьбе человека. Клятвы, данные в устной форме, без соприкосновения с Библией, также связывают человека с тонким планом, как бы впечатывая слова в соответствующий пласт.
Однако здесь их смыкание происходит не с высочайшими сферами, а лишь с теми, куда человек смог дотянуться. Нельзя клясться другими людьми, так как они включаются в эту систему и, при нарушении клятвы, могут сильно пострадать. Даже если клятва не нарушается, то все равно такое «слипание» с другим человеком может принести ему вред из-за ненужного перетекания энергий и даже их распыления. Человек, которым клянутся, может испытывать дискомфорт из-за нарушения энергетических токов, а в некоторых случаях даже испытать энергетический удар, как от сильного толчка. Почему не рекомендуется давать клятвы в обычных ситуациях, даже не смыкая их с живыми людьми и ценными для человека вещами?
Клятва – это как печать, которая фиксирует сказанное в тонких планах. При вступлении в любую организацию, где практикуется эта форма гарантии преданности, клятва будет действовать аналогичным образом. Можно ли быть уверенным, что человек в течение жизни не изменит свои взгляды? А запись в тонких планах уже имеется, отсюда – возможный дискомфорт и даже катаклизмы в судьбе. Поэтому рекомендуется выписать основные положения клятвы (если таковая уже имеется) в виде тезисов, лозунгов и т.п., разъясняющих деятельность организации. Не стоит давать клятву публично, ибо она отпечатается тогда более весомо и четко с соответствующими последствиями. Вступающий в организацию должен только согласиться с основными ее лозунгами и требованиями – но не более того. Клятва солдата имеет огромную силу. Предатель Родины просто четвертуется на тонком плане, а соответственно, серьезные нарушения фиксируются в его судьбе и судьбах его потомков.
«Пионерские и комсомольские клятвы также осуществляли некоторое смыкание с тонкими планами. Но клятва является клятвой, когда она проходит через сердце. Многие ли, вступая в пионеры, пропускали чрез сердце это событие? Дети играли в игры, поэтому все конструкции, если и складывались, то разрушались в быстрые сроки. Иначе было у первых пионеров – там была идея. Комсомол – все аналогично. Истинно давали клятву всегда единицы. Кто был готов за идею пожертвовать собой? Через кого идея прошла столь глубоко, что затронула сердце? А без этого клятва превращается в пустословие, некую игру, не дающую жестко закрепленных на тонких планах конструкций. Идея должна пройти через сердце – тогда клятва станет клятвой.
Скорее клятва - это гарантия верности, своего рода договор, конкретного человека перед организацией или другим человеком.
У христиан клятва теряет значение. При этом свидетелем верности человека своему слову становится совесть, которая является, по мнению христиан, голосом Бога внутри человека. В Новом завете приводятся слова апостола Павла «Истину говорю во Христе, о чём свидетельствует мне моя совесть в Духе Святом» -/Рим.9.1/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности