…Вспоминается афоризм: «Бог создал Человека, а человечество создало Бога!»
…Недавно задумался над причинами и энергией христианской Реформации, пятьсот лет назад поднявших Европу в поход за светлым будущим человечества. И пришёл к выводу, что христианская Реформация, способствовала освобождению человеческого духа и после этой Революции, прервавшей ход постепенной деградации христианства, вначале европейцы, а потом и страны основного мира устремились в будущее.
Религиозные догматы, извращение учения Иисуса Христа средневековыми теистами, превращение его нравственных Заветов в идеологию богатых и успешных, заковали человеческий дух оковами догматизма, ничего общего не имеющих с утверждением Иисуса Христа: «Знания истины сделает вас свободными!»
Все Средневековье клерикалы старались приспособить учение Христа к этому миру «лежащему во зле». И это им почти удалось и их власть длилась полтора тысячелетия. Всех, кто отрицал эти псевдо христианские догматы, казнили или морили в тюрьме, заставляя отказываться от убеждений, что Бог добр, а Иисус Христос пришёл на землю, чтобы показать путь страдающему человечеству в будущее.
Апостолы-современники и ученики Христа, вначале предали Учителя, а потом, согрешив но покаявшись, стали подлинными христианами, неся свет Его учения простым людям.
Однако, вскоре появился человек по имени Савл, гнавший христиан, но после чудесной встречи с Спасителем уверовавший в Него и ставши Павлом, превратился в главного пропагандиста нового учения.
В определённом смысле, апостол Павел был оппортунистом и старался приспособить идеи Христа, к жизни обывателя той поры. Но он был, в силу личной харизмы, главным провозвестником христианства.
И во многом его заслуга в том, что Император Константин, после трехсот лет гонений, сделал «христианскую ересь» государственной религией!
Апостол Павел в своей «агитационной кампании», в отличии от Христа, не говорил, что «царствие христиан не от мира сего».
Он как раз утверждал обратное, что благодаря «переработанным» Христовым Заветам, государство можно выстроить на началах добра и справедливости, правда с элементами насилия, которое в человеческом обществе, кажется неистребимо!
И вот, это приспособленное Павлом и «преданием старцев», христианство, существовало почти полтора тысячелетия, постепенно погружая народы и страны, называющие себя христианскими, в дремоту застоя…
Дело закончилось тем, что деньги стали одним из главных факторов такого «изувеченного» христианства, а догматизм, подменил светлое и лёгкое для понимания учение Спасителя, на сложные и малопонятные софизмы. Понятие греха, а не доброты и любви о которых говорил Иисус Христос, стало определяющим в жизни псевдо христиан. Ярким примером тому может служить эпоха инквизиции и продажа индульгенций – то есть за деньги можно было «искупить» любое злодеяние, купить отпущение грехов!
…Но в Германии, наконец появился Лютер с его тезисами о подлинной вере, потом в Швейцарии Кальвин и пошло, и пошло. И вскоре освобождение духа и интеллектуальных сил человека, в виде Реформации последовало лавинообразно.
Конечно не обошлось без борьбы, без войн и страшных кровопролитий, но после многих лет противостояния официозу католичества, протестанты отвоевали своё право на свободу вероисповедания обновлённого христианства
И стой поры «плотина» догматизма и суеверий стала разрушаться, а сквозь щели и провалы в этих запретах, устремился поток знаний, делавший людей обладавших такими знаниями, свободными!
Наука, выросшая поначалу в стенах монастырей и искусство начинавшееся с религиозных тем, породили Коперника и эпоху Ренессанса, послужившие основой для развития искусства и науки, сделавшие человеческую культуру инструментом воспитания все новых и новых поколений!
И чем дальше, тем больше освобождались немереные силы человеческого разума, устремившегося через тернии к звёздам!
Осознание направления этого процесса освобождения человеческого духа, приводят все к новым потрясающим открытиям. Сегодня человек летает в космос, создает живые копии животных и близко то время, когда новые информационные технологии сделают человека «бессмертным». Наше бренное неповторимое тело будет умирать как и раньше, но наша личность может сохраняться намного дольше. И можно будет сказать: «Смерть – где твоё жало!»
«Темпл». Англиканская церковь в Англии.
…Бывают моменты в жизни, когда сам себе становишься отвратителен. Наконец, понимаешь, что ты глуп, самонадеян, мнителен и нерешителен одновременно. Думаешь, что жизнь прожита зря, что даже родные дети тебя не любят и всё потому, что ты их плохо воспитывал. Жена и подавно считает тебя нарциссом с садистками наклонностями. Одним словом мир не мил и «оружия ищет рука».
Именно в такое время я попал на службу в Темпл – англиканскую церковь в Лондоне, неподалёку от моста Блакфрайерс. В старинном, с закопчёнными стенами здании и островерхой высокой крышей было тихо и входящие люди негромко разговаривали между собой, занимая места на удобных скамьях с мягкими подстилками на сиденьях. На полочках перед каждым местом лежали книжки: сборники церковных гимнов, псалтирь, библия и тоненькая программа церковных служб на месяц. Службы начинались каждое воскресенье в одиннадцать часов.
Усевшись, я стал крутить головой рассматривая стрельчатые потолки над центральным и боковыми нефами, яркие витражи в узких длинных окнах, скульптурные фигуры давно умерших Мастеров ордена тамплиеров, лежащих вдоль стен…
Заиграл, что-то величественно-грустное орган и мне вдруг стало легко и спокойно на душе, забылись неприятности и невзгоды последнего времени. Ежедневная суета отступила и я, расслабившись, стал слушать музыку, представляя в воображении службы, проходившие в этом храме несколько столетий назад...
Орган неожиданно умолк, Головы прихожан повернулись в одну сторону и все встали. От входа к расположенным по обе стороны от прохода скамьям двигалась неспешная процессия. Впереди шли попарно дети-мальчики от пяти до двенадцати лет в красных хламидах и белых ризах поверх, сложив руки вместе и опустив глаза долу. За ними так же торжественно шагали взрослые в такого же покроя и цвета одеждах. Дальше следовал регент хора и два священника. Позади всех шел служитель, держащий двумя руками деревянный посох с серебряным набалдашником. Когда хор и притч заняли свои места на скамьях, в центр вышел регент хора, взмахнул руками и, слившись воедино, зазвучал орган и нежные голоса детей, которым вторили низкие, мужские.
Храм высокий, объемный и эхо, умирая, ещё звучит несколько мгновений, плавает под сводами, затихая, вторя напеву. Детские голоса чисты и звонки, мужской бас ведёт мелодию, оформляя и обосновывая её, а высокие проговаривают со страстью и состраданием, подпевают песне о любви и прославлении Господа.
При упоминании Святой Троицы все встают и повторяют за священником слова молитвы. Служба идет конечно, на английском, но хор иногда поёт на латыни и, однажды, я с удивлением и восторгом услышал распевы из православной литургии на старославянском: «Верую» Гречанинова. Кроме Гречанинова иногда поют и Бортнянского, но «Верую» – это особенно хорошо звучит.
Многоголосый хор, в православной церковно-песенной традиции мягко переходя голосами с уровня на уровень иногда объединяясь в усилии достичь божеских пределов. Лёгкое, сладкозвучное "Ве – ру – ю..." заставляет сердце биться сильнее, выжимает из глаз слёзы умиления и рука сама творит крестное знамение по наитию Духа Святого. И тут солнце, пробившись сквозь тучи, проникает внутрь храма и делает ненужными электрические люстры, осветляя, завораживая живительной теплотой и прозрачностью солнечных лучей.
А я, слушая и наблюдая, думал. «Да! Мир прекрасен!». Тут набежали тучки и в храме потемнело. «Но жизнь трудна и трагична. И только с верой в единосущную Троицу можно пройти её не склоняя головы перед опасностями и невзгодами жизни, славословя бога – символ реального добра, и счастье любовной жизни. И смерть становиться не страшной, избавлением от земной суеты, переходом в мир вечности».
Хор, конечно, играет особую роль в службе, настраивает души верующих, как камертон, на благостный и молитвенный лад. Поэтому ещё во многих англиканских храмах есть детские хоры. Ведь детский голос звонкий и искренний летит к небу легко и свободно и невольно зовёт к праведности и жертвенности. Вспоминается наказ Иисуса Христа: «Будьте как дети!».
В Темпле главная фигура конечно Мастер. Он вдохновляет, ведёт паству, при этом, не навязывая своего мнения как непременной догмы о святости пастыря, что характерно для Фанатиков. Его поведение постоянно подчёркивает человеческое происхождение священства, его неразрывную связь и служение церкви – то есть простым людям, их сообществу…
Мастер, среднего роста, светловолосый человек с приятным мужественным лицом и сильными руками. Пожимая его крепкую, широкую ладонь я представлял его спортсменом или тренером, настолько он добродушен и приветлив, и вместе он интеллектуал, преподавал в Кембридже, написал и напечатал большую монографию о евангелистах и назвал её: «Четыре свидетеля». Он бывает ироничен, весело смеётся.
Читая проповеди, касается в основном исторических фактов и насколько я понял, избегает толкования, как библейских событий, так и истории церкви в аллегорическом смысле, хотя это и очень заманчиво показать своё я в этих вечных дискуссиях. Его проповеди скорее исторические обозрения и эта роль простого комментатора, лишает его возможности стать властителем дум прихожан.
Он сообщает, а не призывает, комментирует, а не вдохновляет. Он является частью службы, Темпла, англиканской церкви, а не патриархом для которого прихожане клиенты. Думаю, что его личность, ярко показывает характерную черту англиканства и вообще протестантизма: вера– это дело сугубо личное, индивидуальное.
«Сливаться в общем порыве» – это удел экзальтированных фанатиков, верящих в чудеса, но не желающих видеть пути веры как личного выбора и часто безмерных страданий во имя любви к богу и человечеству. Тут много сложных, трудных тем и я не буду их здесь касаться.
У Мастера есть помощник, «чтец» как его называют. Это скромный, немного грустный человек иногда подменяющий Мастера на службе , читающий отрывки из библии и поющий вместе с хором а точнее предваряющий хор чтением – пением псалмов. Большая с золотом библия лежит во время службы на специальном пюпитре посередине храма. Во время службы и Мастер, и Чтец занимают свои места рядом с хором, справа и слева. Когда-же читается проповедь, то Мастер поднимается на высокую кафедру справа от алтаря. Алтарь сделан из красивого дерева и рядом престол, на котором готовиться обряд причащения.
Есть ещё служитель, который следит за порядком в храме, раскладывает или меняет программы богослужений, печатает объявления, а во время службы ходит с красивым посохом и изображает простого пастуха для паствы. Он приводит хор в храм и уводит его по окончании службы.
Руководитель хора, или дирижёр стоит впереди и руководит хором и органом. Органист видит дирижёра не только через специальное зеркало помещённое на высоте но, последние годы и на экране специального монитора. Орган аккомпанирует хору, ведёт сольные мелодии, а органист иногда заменяет дирижёра, когда тот в отъезде. Несколько раз в месяц, в конце службы Мастер и Чтец причащает хористов и паству. Прихожане подходя к алтарю становятся на колени а Мастер даёт им капельку вина и мажет елеем. Право причащаться имеют только члены общины...
Служба длиться около полутора часов. В храме расставлены удобные скамьи с мягкими сиденьями и откидывающейся подставкой для тех, кто захочет встать на колени.
Англиканская церковь появилась в Англии через борьбу и кровопролитие, как альтернатива казённому католицизму в средние века набравшему тогда силу церковному лицемерию, пытающемуся сбить верующих в безответное стадо, лишая тем самым личной ответственности. Устройство англиканской церкви, форма и содержание службы, говорит о стремлении к проявлению индивидуальности в вероисповедании, желание сочетать коллективное с индивидуальным без насилия над личностью. Ведь главное в любой вере не форма, а суть, не слова, а дела. И вновь вспоминается завет Христа: «По делам судимы будете»...
Темпл церковь не бедная потому, что её приход– это юридическое сообщество, а юристы неплохо зарабатывают в Англии. Однако в конце каждой службы, во время пения последнего гимна, маленькие хористы ходят по рядам и в большой кошелёк с двумя ручками собирают пожертвования на церковь. Часто прихожане вместо денег опускают в кошелёк чеки с указанной немалой суммой...
Устраивая встречи прихожан, служители выставляют на столы вина и закуски. Часто встречи проходят в доме Мастера, большом трёхэтажном особняке рядом с храмом. Организуют встречи актив церкви, в который входят родители хористов. Иногда, особенно зимой, на пати (встрече) бывает очень оживлённо.
Англичане любят и умеют поговорить и потому после бокала, а то и двух белого или красного вина у всех развязываются языки и стоит гул голосов. Кто-то рассказывает о старших детях, кто-то о работе или о поездке за границу.
Перед летними каникулами бывает большое пати, в красивом саду, с грилем, вином, закусками и футбольным матчем между командами хористов Темпла и Роял Чапелл -королевской капеллой. Взрослые организуют матч и азартно болеют за своих, а дети играют со страстью. После этой пати, Темпл «уходит» на каникулы: церковь и служители отдыхают, едут на холидей, то есть на каникулы – отпуск. Началом следующего церковного года является сентябрь. Кто-то все же остаётся и занимается ремонтом и подготовкой к следующему году.
Церковь Темпл основана в 1180-м году и первоначально задумана как двойник церкви в Иерусалиме Основателями и настоятелями церкви были рыцари-тамплиеры, часто меняющие сутану на рыцарские доспехи. Они по сию пору лежат в храме каменными изваяниями в доспехах и с мечом устрашая врагов веры и ордена. Времена постройки храма были временем крестовых походов на Восток, ко гробу Господню и слуги Христова бились с неверными за освобождение святого города Иерусалима. Они всю жизнь к этому готовились. Неподалёку от Темпла было поле, на котором рыцари– монахи бились между собой, готовясь к военным походам, сражались учебным оружием, но иногда погибали, как в настоящем бою. Так погиб один из Мастеров. Кожаная подпруга на всем скаку лопнула под тяжестью всадника и он, грянув наземь, убился до смерти...
. Прошли времена и нынешний Мастер совсем не похож на своих яростных предшественников. Он мягок, общителен, с хорошим чувством юмора. Под его руководством община развивается, увеличивается её состав. Сегодня уже трудно найти свободные места во время торжественных служб и концертов...Под стать Мастеру и руководитель церковного хора, дирижёр и органист. Сегодня трудно попасть в хор и на прослушивание выстраивается очередь. Хор Темпла выступает на сцене Альберт-холла и на Би-Би-Си…
История органа тоже интересна. Во время войны Темпл был почти полностью разбомблен и орган погиб. Несколько лет Темпл стоял без органа, пока какой-то шотландский миллионер не пожертвовал свой орган, изготовленный для его замка известной органной Фирмой. Впервые хор выступил в Темпле очень давно и с той поры несколько сотен хористов сменяя поколение за поколением пело в храме. Хор делится на две половины: 16 взрослых певцов и 16 или чуть больше детей.
После удачного прослушивания они некоторое время стажируются и осваивают технику хорового пения под руководством специального учителя и привыкают к порядкам. Всем им с момента поступления в хор выплачивается учебная стипендия, покрывающая две трети оплаты за обучение в мужской школе в Сити с которой Темпл давно и прочно связан. Кроме того, за участие в крестинах и свадьбах хористам выплачивают гонорар.
Дети получают от десяти до двадцати фунтов за выступление. Так что и дети, и родители очень заинтересованы в членстве в хоре, поэтому в церковном хоре строгая дисциплина. На встречах с хористами и родителями в неформальной обстановке Мастер и руководитель хора обсуждают общие дела и проблемы.
Темпл одна из известнейших церквей не только в Лондоне, но и в Англии. Мастер занимает одно из высших мест в англиканской церкви и по Темплу можно судить об англиканской церкви в целом. Меня приятно порадовала дружеская тёплая атмосфера в этом храме. Я часто бывал и на службах и на концертах хоров и органистов в Темпле и каждый раз, выходя из церкви, чувствовал умиротворение и думал о великом предназначении христианской церкви, объединяющей людей под её высокими сводами...
2003-09-23. Лондон
Размышления о Религии.
…Англиканская церковь передвинула границу нравственно допустимого до пределов оправдывающих зарабатывание денег и обладания комфортабельными условиями существования. Иначе говоря, смешение царства божия и царства кесаря укоренилось в англиканской традиции.
Но поостережемся упрекать кого бы то ни было, ибо это движение было ответом на откровенное лицемерие средневекового католицизма и борьба эта была связана с жертвами и кровопролитием. Вспомним английскую королеву Кровавую Мери и её недолгое, но кровавое правление.
Погружаясь во тьму времен мы видим борьбу между сторонниками подлинного христианства и фарисейства, псевдо-религиозности.
Процесс христианизации и его развитие постоянно связан с противостоянием и взаимодействием, взаимопроникновением царства кесаря в царство божие. И движение это шло долгое время в одну сторону: Однако и царство божие в самой радикальной форме реализованное большевиками, опробовало прорыв в царство кесаря, революционным путем в своём радикализме отрицая собственно христианство, но спонтанно, в глубине, имея в качестве идеалов Христовы ценности. Вспомните десять заповедей строителей коммунизма…
Надежда построить светско – христианское царствие Кесаря извращает первооснову христианства, но воплощает бесчисленные попытки человека разорвать паутину перво греховности, отрицая личную ответственность и покаяние за грехи прародителей смешавших себя с миром животного инстинкта в перво времена и за это изгнанных из Эдема.
Большевики вообще на мой взгляд использовали много принципов заимствованных у перво-христиан. И даже еврейскую идею богоизбранного народа, вместо народа, используя понятие «класс». Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин в своём отчаянном радикализме отрицали и христианство, подменив личную ответственность перед Богом, ответственностью перед человеческим законом, что дало кратковременные результаты, но слишком дорогой ценой утраты личной свободы и привело в итоге к обожествлению вождей.
Кроме подмены основополагающей идеи , коммунисты повторили путь уже однажды проделанный Французской революцией. Они, в процессе бюрократической эволюции, превратились в партию номенклатуры и чиновной верхушки. Постепенно были забыты или изменены на противоположные не только партийные принципы, но и цели . Остались демагогические лозунги, вроде « Народ и партия едины» , или « Партия – авангард рабочего класса». Сегодняшние проблемы коммунистов заключены в неспособности понять изменившуюся ситуацию и соответствующим образом реагировать на перемены.
И главное! Коммунисты должны покаяться и на деле доказывать , что они партия рабочих и крестьян….
Но вернёмся к англиканской церкви. Сегодня это ветвь христианства является государственной религией в Англии и насчитывает во всем мире около семидесяти миллионов человек. В Англии главой церкви является Архиепископ Кентерберийский. Он избирается благодаря сложной системе политических решений, где главным и решающим является выбор премьер-министра английского правительства. Затем претендента представляют королю или королеве и всё. В Англии косвенно даже архиепископ избирается народом и это есть продолжение политической системы. Иначе говоря царствие кесаря и здесь поглотило царствие божие.
Нечто подобное было и в СССР, хотя здесь церковь была отделена от государства…
Формально, церковь в Англии зависит от государства, но фактически нет. Просто духовная и светская власть сотрудничают удовлетворяя потребности общества.
На первый взгляд смешение кесаря и бога, их сотрудничество, не касается политики, но это на первый поверхностный взгляд. Сегодня проблемы веры и неверия стоят во главе угла политической жизни всего мира, а за этим скрывается борьба между «верными» Богу и «неверными».
Январь 2020. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности