«Томим тоскою вялой,
То по лесам, то по лугу брожу.
Уныние в душе моей усталой,
Уныние - куда ни погляжу» - /Н.Некрасов/.
«И будут знамения…, а на земле уныние народов и недоумение» - /Лук. 21. 25/, «потому что они пришли в уныние» - /Юдифь. 7.19/. точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн. Шум моря и возмущение его – это именно и есть то, перед чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа. «Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, - говорит Мольер, - того дебют в любви частенько неудачен».
Уныние в горе, такое как будто на похоронную процессию пришли в церковь на служение Богу. Какому живому или мёртвому Иисусу Христу? У всех мрачные лица как будто прощание с умершим близким человеком. И так знаем ли мы Писание, верим ли Ему? Неужели мы как Марии сказано: «жена! Что ты плачешь» - /Иоан.20.13.15/. Укором за ее слезы: «Что ты плачешь, когда нужно радоваться?» Многие потоки наших слез высохли бы совершенно, если бы мы исследовали их источник. Что унываешь ты? «Что ты плачешь?» - «Как же мне не плакать, - говорит она, - унесли Господа моего, чего еще более? Во-первых, это был вполне естественный вопрос, какой ей мог задать всякий: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь? Что ты так рано делаешь здесь, в этом саду? И к чему здесь весь этот шум и переполох?» Возможно, это было сказано с некоторой строгостью, подобно тому, как разговаривал Иосиф со своими братьями, когда хотел показаться иностранцем, прежде чем открыться им. По-видимому, это были первые слова, сказанные Христом после Своего воскресения: «Что ты плачешь? Ведь Я же воскрес». Воскресение Христа имеет в себе достаточно для того, чтобы устранить все наши печали, запереть потоки и иссушить источники наших слез. Заметьте здесь: Христос обращает внимание: На скорби Своего народа и спрашивает: «Что ты плачешь? Что ты так уныл?»
Слово «уныние» (лат. «acedia» - от не и старания трудиться). Уныние – проявление пасмурного настроения, подавленное состояние духа, чувство обиды, безнадёжности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. В тяжёлых случаях может привести к депрессии и даже самоубийству. Дословно на русский это слово переводится как «беспечность», «нерадивость», «беззаботность». Образовано древнегреческое уныние от приставки «а» имеющей в данном случае значение отрицания, и слова (kedos), что значит «тревога», «забота», «горе».
Но что, же на самом деле значит слово «акедия», или уныние, - ведь не случайно во всех списках оно занимает такое выдающееся место? Оксфордский Словарь Христианской Церкви гласит следующее: «Состояние нетерпеливости и неспособность ни работать, ни молиться». Согласно Википедии, «Уныние - отказ заботиться о том, о чём следует. Апатичная вялость. Депрессия без радости…. Унылый входит в твою жизнь тихо, на мягких лапах: как кот или кошка, не создавая внутри тебя ощущения опасности. Но если котик приносит в дом радость, то унылый человек - подавленность. Например, разве компьютерные игры - это не признак уныния, или, например, такой как будто бы пустяк, слушание бессмысленной музыки в наушниках в метро или дороге. По сути дела за унынием стоит нежелание реальности, бегство от неё. И вот парадокс, такая на поверхности «виртуальная» или заоблачная область как вера помогает преодолеть уныние, в то время как «реальная жизнь» со всеми её «развлекухами», наоборот, вызывает и усиливает уныние...
«Даже люди верующие нередко переживают уныние, - говорит Ю.Сипко, - поражение духа. Стоит лишь увлечься временным, преходящим, поддаться влечению мирских страстей, придёт поражение и с ним уныние. Отсутствие смысла жизни ведёт к унынию. Заметьте, в этом опустошении пребывает подавляющее большинство людей, и верующих». Практически в каждом случае уныния в служении до той или иной степени имеет место фактор выгорания. Возможно, нас обошли конфликты в церкви или дома, однако если мы в течение длительного периода работаем больше, чем должны, то, в конце концов, нас настигнет разочарование, уныние и депрессия. Уныние - тягчайшее расстройство, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества.
В ранне-христианской мысли отсутствие радости рассматривалось как добровольный отказ от наслаждения тем добром, которое создал Бог, и тем миром, который создал Бог».
«Унывает во мне душа моя…» - /Пс.41.7/. «Ты унываешь, как человек, согнувшийся под тяжестью: «Тоска на сердце на сердце человека подавляет его» - /Прит.12.25/. Она представляет собой тоску на сердце человека; это бремя забот, страха и печали, которые воздействуют на дух и угнетают его. Она не дает ему возможность проявить себя энергичным в поручении дела или стойким в трудностях, подавляя, подчиняя и угнетая человека. Подавленные меланхолией люди не могут совершать свой долг. Ты беспокоишься, смущаешься и мечешься. Почему ты такая?» Эти слова можно воспринять как исследование: «Давайте должным образом взвесим причину этого беспокойства и увидим, стоит ли она того?».
«Отцы, не раздражайте детей ваших дабы они не унывали» - /Кол.3.21/.Они не должны унывать, когда их обличают, не должны погружаться в отчаяние во время испытаний, раздражаться и сетовать, но должны с терпением и верою переносить их. Проявляйте свою власть над ними не с суровостью и жесткостью, а с нежностью и добротой, чтобы не возбуждать в них гнева, чтобы они не с унынием исполняли свои обязанности; не держите вожжи слишком туго, чтобы не выводить детей из себя».
Уныние - это и есть тот самое состояние, которое, не будучи всегда заметен, на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид говорит: «Воздремлет душа моя от уныния» /Пс.118.28/, и Кассиан Римлянин, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но он говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние. Чтобы уныние не овладело нами, нужно вспомнить слова Ефрема Сирина, сказавшего, «что впавший в уныние человек так же далек от терпения, как больной от здорового». И эти слова были сказаны неслучайно, потому что уныние преодолевается терпением. Уныние нужно воспринимать как некий вызов духовному состоянию, и надо не отчаиваться, не плыть по течению, но терпением превозмогать уныние. Но и, кроме того, необходимо, не впадать в лень и праздность, но в первую очередь преодолевать уныние трудом. Если труд твой умственный, — напрягай свой ум, ставь перед собой новые задачи, работай, ищи, расти духовно, интеллектуально. «Когда чувствуешь уныние, - говорит Авраам Линкольн, - ищи исцеление в труде». Разорвать узы уныния. Сейчас многие называют это состояние словом «выгорание» — пастырское призвание, энтузиазм как бы выгорают, все становится привычным и даже утомительным, уныние захватывает человека... и вместо того чтобы унывать - радоваться.
Уныние, со славянского, часто переводится как леность. Человек находится в лености, праздности, неге, ничего не делает, и в тоже время хочет находиться в состоянии блаженства. Весь труд его заключается в том, чтобы достичь земного блага, накопить денег. Но даже достигая того человеческого блаженства, к которому он стремится, человек испытывает состояние не удовлетвореннности.
Уныние - это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия. Он испытывает чувство неудовлетворённости и опустошения, заключающееся в расслаблении сил человечной души и нежелании трудиться; состояние апатии и подавленности, настроение, при котором человек не заинтересован своим положением и происходящим вокруг, может быть не в состоянии исполнять свои жизненные обязанности; затянувшаяся скука, хандра, недовольство, ропот.
Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию. Уныние – это, во-первых, порок нашего времени. Люди унывают, все время о чем-то переживают, говорят про депрессию. Кто-то из исследователей даже говорит, что депрессия – это рак XXI века, духовная онкология. Люди считают, что «все вокруг не так», «у меня ничего не получается», «я никому не нужен», «смысла нет». Человек все это вынашивает в себе, переживает, и у него внутри образуется болото застоявшееся церковь в одной коммуне: застой, бессилие, апатия и бессмысленность. Вот что такое уныние; это духовная пагуба, поразившая современных людей. Уныние – это диагноз эгоистичных людей, и христиан также, когда человек ориентирован на свои собственные греховные страсти: он хочет все только себе, он думает только о том, чтобы себе что-то заполучить, достичь какой-то выгоды. А поскольку это невозможно (мы всегда встречаем какие-то препятствия), то этот человек начинает унывать: там меня неправильно встретили, здесь не откликнулись, тут мне не помогли…. И получается, что этот человек начинает видеть только плохое. А почему? Потому что заранее его внимание было обращено на свое «я», весь взор прикован к самому себе. И вот этот эгоизм, замыкание внутри самого себя оборачиваются в итоге внутренней пустотой. Он замкнут на себе, и поэтому ему становится просто тесно от этой внутренней скованности.
Причина нашего уныния в том, что мы замыкаемся на себе. Когда человек замкнут на себе, ему всегда будет чего-то не хватать, он всегда будет унывать и испытывать внутри тесноту. Как только мы учимся жертвенности, мы раскрываем себя, и происходит как бы размыкание нашего кольца, той скорлупы, в которой мы были сомкнуты. Чтобы в жизни не было уныния, такой беспросветной печали, нужно постараться научиться видеть что-то светлое, радостное. Тогда уныние исчезает и внутри появляется радость.
Все люди время от времени унывают, чувствуют себя плохо. Но иногда уныние становится слишком частым гостем в нашей жизни. Она превращается в череду невыразительных, скучных, тяжёлых будней, и каждый день похож на день сурка. В отличие от грусти и тоски, заведомо не имеет мотивационной силы. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания нет. Уныние характеризуется наибольшей двигательной заторможенностью и снижением работоспособности. Уныние, в отличие от тоски и грусти, в некоторой степени определяется предрасположенностью человека к плохому настроению. Оно может обозначать длительное хроническое плохое настроение. Буквально означает - беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа. Эта страсть заключается в расслаблении всех сил души и тела, изнеможении ума, лености ко всякому духовному деланию и к труду, оставлении всякого христианского, спасительного подвига, отчаянии.
В христианстве уныние, по словам Иоанна Лествичника, «уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение к служению, ненависть к прославлению Бога, ублажатель мирских дел, недоволен Богом, будто Он не милосерд и нечеловеколюбив».
«Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, - пишет Л.Толстой, - но и заразительно, и потому порядочный человек в уединение предаётся своему унынию и раздражению».
«В одиночестве я ищу покоя, но не уныния» - /Эдгар Аллан По/. В наше неспокойное время многие унывают. А что касается уныния, то оно сейчас значительно «помолодело». Тоска, уныние, чувство безысходности буквально косят молодых и полных сил людей. Унылого ничто не утешает и не радует, он не надеется ни на что и никому не верит. А народная мудрость гласит: «Унылый дух сушит кости».
«Если возобладает нами дух уныния, то душе подлежит великий подвиг. Лют сей дух, жесток дух уныния, а в соединении с духом скорби, когда способствует, помогает сему последнему, он бывает лютее и тягостней. Когда воздвигаются на душу жесткие волны уныния, человек теряет надежду когда-нибудь видеть конец их, а враг при этом влагает убийственную мысль, что великое его страдание, в настоящее время, впоследствии еще больше увеличивается, что он оставлен от Бога, что Бог о нем уже не печется. Что все это случилось без промысла Божия и что ему только одному приключилось это, а у других это никогда не было и не бывает» - /Ник Сирин/.
«..то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх» - /Прем.17.14/. «Уныние есть тяжкое мучение души, - говорит Иоанн Златоуст, - неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение».
То есть, как минимум – это неудовлетворенность, а как максимум - недовольство, которое перерастает в ропот. «Во всех наших начинаниях и поступках больше всего мы должны остерегаться одного наисильнейшего врага нашего. Враг этот - уныние. Уныние есть истое искушение духа тьмы, которым нападает он на нас, зная, как трудно с ним бороться человеку. Уныние противно Богу. Оно есть следствие недостатка любви нашей к Нему. Уныние рождает отчаяние, которое есть душевное убийство, страшнейшее всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезывает все пути к спасению, и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом. От того и в молитвах просится ежедневно, дабы дал нам Бог сердце трезвящееся, бодр ум, мысль светлую и отогнал бы от нас дух уныния. Иногда душевные беспокойства и смущения, схожие с унынием, бывают Божиими попущениями, насылаемыми на нас для того, чтобы испробовать и испытать, укрепились ли мы в характере; иногда же просто для того, чтобы, ища средств спастись от такого беспокойства и уныния, придумали сделать что-нибудь такое, чего бы никак не придумали прежде. Ибо Бог всячески старается нас вразумить и требует, чтобы мы употребили какое-нибудь усилие для познания Его воли.
Важнейшие средства борьбы с унынием – это надежда (человек «с благой надеждой» закалает уныние, мечом первой умерщвляя второе») и покаяние, память о своих грехах («плачущий о себе не знает уныния»). «От конца земли взываю к тебе в уныние сердца моего» - /Пс.60.3/. Более того, именно потому, что я нахожусь на конце земли в унынии и одиночестве, я взываю к Тебе».
«Должно стараться иметь дух радостный и отгонять от себя уныние, чтобы сохранить душевный мир» - говорил Серафим Саровский, - ибо стяжание мира он считал самым важным делом в жизни христиан. «Радость моя! - говорил он одному собеседнику, молю тебя, стяжай, дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». «Весёлость, отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. Оно всё приводит с собой. Поэтому всегда, даже в церкви на клиросе, он был весёлым, когда братия уставали, и уныние нападало на них, так что и пение не ладилось, он подбадривал их весёлым и ласковым словом, и они переставали чувствовать усталость. Ведь дурное что говорить ли, делать не хорошо, и в храме Божьем не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да весёлое, чтоб у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был - вовсе не грешно».
«Печаль по старым добрым временам не должна приводить к унынию, - говорит Уильямом Брумфилдом, - но содействовать доброй работе и молитве за ближних».
«Вопросительный знак по вопрошении, - говорит М.В. Ломоносов, - удивительный по удивлении поставляется: доколе унывать?» Доколе люди унывать, печалиться для нас важнее радоваться: «Христос Воскрес!»
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Н.Гоголь. Валерий Духанин - кандидат богословия.
|