Для ТЕБЯ - христианская газета

Уныние - горе
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Уныние - горе



«Томим тоскою вялой,
То по лесам, то по лугу брожу.
Уныние в душе моей усталой,
Уныние - куда ни погляжу» - /Н.Некрасов/.

«И будут знамения…, а на земле уныние народов и недоумение» - /Лук. 21. 25/, «потому что они пришли в уныние» - /Юдифь. 7.19/. точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн. Шум моря и возмущение его – это именно и есть то, перед чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа. «Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, - говорит Мольер, - того дебют в любви частенько неудачен».
Уныние в горе, такое как будто на похоронную процессию пришли в церковь на служение Богу. Какому живому или мёртвому Иисусу Христу? У всех мрачные лица как будто прощание с умершим близким человеком. И так знаем ли мы Писание, верим ли Ему? Неужели мы как Марии сказано: «жена! Что ты плачешь» - /Иоан.20.13.15/. Укором за ее слезы: «Что ты плачешь, когда нужно радоваться?» Многие потоки наших слез высохли бы совершенно, если бы мы исследовали их источник. Что унываешь ты? «Что ты плачешь?» - «Как же мне не плакать, - говорит она, - унесли Господа моего, чего еще более? Во-первых, это был вполне естественный вопрос, какой ей мог задать всякий: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь? Что ты так рано делаешь здесь, в этом саду? И к чему здесь весь этот шум и переполох?» Возможно, это было сказано с некоторой строгостью, подобно тому, как разговаривал Иосиф со своими братьями, когда хотел показаться иностранцем, прежде чем открыться им. По-видимому, это были первые слова, сказанные Христом после Своего воскресения: «Что ты плачешь? Ведь Я же воскрес». Воскресение Христа имеет в себе достаточно для того, чтобы устранить все наши печали, запереть потоки и иссушить источники наших слез. Заметьте здесь: Христос обращает внимание: На скорби Своего народа и спрашивает: «Что ты плачешь? Что ты так уныл?»
Слово «уныние» (лат. «acedia» - от не и старания трудиться). Уныние – проявление пасмурного настроения, подавленное состояние духа, чувство обиды, безнадёжности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. В тяжёлых случаях может привести к депрессии и даже самоубийству. Дословно на русский это слово переводится как «беспечность», «нерадивость», «беззаботность». Образовано древнегреческое уныние от приставки «а» имеющей в данном случае значение отрицания, и слова (kedos), что значит «тревога», «забота», «горе».
Но что, же на самом деле значит слово «акедия», или уныние, - ведь не случайно во всех списках оно занимает такое выдающееся место? Оксфордский Словарь Христианской Церкви гласит следующее: «Состояние нетерпеливости и неспособность ни работать, ни молиться». Согласно Википедии, «Уныние - отказ заботиться о том, о чём следует. Апатичная вялость. Депрессия без радости…. Унылый входит в твою жизнь тихо, на мягких лапах: как кот или кошка, не создавая внутри тебя ощущения опасности. Но если котик приносит в дом радость, то унылый человек - подавленность. Например, разве компьютерные игры - это не признак уныния, или, например, такой как будто бы пустяк, слушание бессмысленной музыки в наушниках в метро или дороге. По сути дела за унынием стоит нежелание реальности, бегство от неё. И вот парадокс, такая на поверхности «виртуальная» или заоблачная область как вера помогает преодолеть уныние, в то время как «реальная жизнь» со всеми её «развлекухами», наоборот, вызывает и усиливает уныние...
«Даже люди верующие нередко переживают уныние, - говорит Ю.Сипко, - поражение духа. Стоит лишь увлечься временным, преходящим, поддаться влечению мирских страстей, придёт поражение и с ним уныние. Отсутствие смысла жизни ведёт к унынию. Заметьте, в этом опустошении пребывает подавляющее большинство людей, и верующих». Практически в каждом случае уныния в служении до той или иной степени имеет место фактор выгорания. Возможно, нас обошли конфликты в церкви или дома, однако если мы в течение длительного периода работаем больше, чем должны, то, в конце концов, нас настигнет разочарование, уныние и депрессия. Уныние - тягчайшее расстройство, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества.
В ранне-христианской мысли отсутствие радости рассматривалось как добровольный отказ от наслаждения тем добром, которое создал Бог, и тем миром, который создал Бог».
«Унывает во мне душа моя…» - /Пс.41.7/. «Ты унываешь, как человек, согнувшийся под тяжестью: «Тоска на сердце на сердце человека подавляет его» - /Прит.12.25/. Она представляет собой тоску на сердце человека; это бремя забот, страха и печали, которые воздействуют на дух и угнетают его. Она не дает ему возможность проявить себя энергичным в поручении дела или стойким в трудностях, подавляя, подчиняя и угнетая человека. Подавленные меланхолией люди не могут совершать свой долг. Ты беспокоишься, смущаешься и мечешься. Почему ты такая?» Эти слова можно воспринять как исследование: «Давайте должным образом взвесим причину этого беспокойства и увидим, стоит ли она того?».
«Отцы, не раздражайте детей ваших дабы они не унывали» - /Кол.3.21/.Они не должны унывать, когда их обличают, не должны погружаться в отчаяние во время испытаний, раздражаться и сетовать, но должны с терпением и верою переносить их. Проявляйте свою власть над ними не с суровостью и жесткостью, а с нежностью и добротой, чтобы не возбуждать в них гнева, чтобы они не с унынием исполняли свои обязанности; не держите вожжи слишком туго, чтобы не выводить детей из себя».
Уныние - это и есть тот самое состояние, которое, не будучи всегда заметен, на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид говорит: «Воздремлет душа моя от уныния» /Пс.118.28/, и Кассиан Римлянин, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но он говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние. Чтобы уныние не овладело нами, нужно вспомнить слова Ефрема Сирина, сказавшего, «что впавший в уныние человек так же далек от терпения, как больной от здорового». И эти слова были сказаны неслучайно, потому что уныние преодолевается терпением. Уныние нужно воспринимать как некий вызов духовному состоянию, и надо не отчаиваться, не плыть по течению, но терпением превозмогать уныние. Но и, кроме того, необходимо, не впадать в лень и праздность, но в первую очередь преодолевать уныние трудом. Если труд твой умственный, — напрягай свой ум, ставь перед собой новые задачи, работай, ищи, расти духовно, интеллектуально. «Когда чувствуешь уныние, - говорит Авраам Линкольн, - ищи исцеление в труде». Разорвать узы уныния. Сейчас многие называют это состояние словом «выгорание» — пастырское призвание, энтузиазм как бы выгорают, все становится привычным и даже утомительным, уныние захватывает человека... и вместо того чтобы унывать - радоваться.
Уныние, со славянского, часто переводится как леность. Человек находится в лености, праздности, неге, ничего не делает, и в тоже время хочет находиться в состоянии блаженства. Весь труд его заключается в том, чтобы достичь земного блага, накопить денег. Но даже достигая того человеческого блаженства, к которому он стремится, человек испытывает состояние не удовлетвореннности.
Уныние - это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия. Он испытывает чувство неудовлетворённости и опустошения, заключающееся в расслаблении сил человечной души и нежелании трудиться; состояние апатии и подавленности, настроение, при котором человек не заинтересован своим положением и происходящим вокруг, может быть не в состоянии исполнять свои жизненные обязанности; затянувшаяся скука, хандра, недовольство, ропот.
Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию. Уныние – это, во-первых, порок нашего времени. Люди унывают, все время о чем-то переживают, говорят про депрессию. Кто-то из исследователей даже говорит, что депрессия – это рак XXI века, духовная онкология. Люди считают, что «все вокруг не так», «у меня ничего не получается», «я никому не нужен», «смысла нет». Человек все это вынашивает в себе, переживает, и у него внутри образуется болото застоявшееся церковь в одной коммуне: застой, бессилие, апатия и бессмысленность. Вот что такое уныние; это духовная пагуба, поразившая современных людей. Уныние – это диагноз эгоистичных людей, и христиан также, когда человек ориентирован на свои собственные греховные страсти: он хочет все только себе, он думает только о том, чтобы себе что-то заполучить, достичь какой-то выгоды. А поскольку это невозможно (мы всегда встречаем какие-то препятствия), то этот человек начинает унывать: там меня неправильно встретили, здесь не откликнулись, тут мне не помогли…. И получается, что этот человек начинает видеть только плохое. А почему? Потому что заранее его внимание было обращено на свое «я», весь взор прикован к самому себе. И вот этот эгоизм, замыкание внутри самого себя оборачиваются в итоге внутренней пустотой. Он замкнут на себе, и поэтому ему становится просто тесно от этой внутренней скованности.
Причина нашего уныния в том, что мы замыкаемся на себе. Когда человек замкнут на себе, ему всегда будет чего-то не хватать, он всегда будет унывать и испытывать внутри тесноту. Как только мы учимся жертвенности, мы раскрываем себя, и происходит как бы размыкание нашего кольца, той скорлупы, в которой мы были сомкнуты. Чтобы в жизни не было уныния, такой беспросветной печали, нужно постараться научиться видеть что-то светлое, радостное. Тогда уныние исчезает и внутри появляется радость.
Все люди время от времени унывают, чувствуют себя плохо. Но иногда уныние становится слишком частым гостем в нашей жизни. Она превращается в череду невыразительных, скучных, тяжёлых будней, и каждый день похож на день сурка. В отличие от грусти и тоски, заведомо не имеет мотивационной силы. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания нет. Уныние характеризуется наибольшей двигательной заторможенностью и снижением работоспособности. Уныние, в отличие от тоски и грусти, в некоторой степени определяется предрасположенностью человека к плохому настроению. Оно может обозначать длительное хроническое плохое настроение. Буквально означает - беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа. Эта страсть заключается в расслаблении всех сил души и тела, изнеможении ума, лености ко всякому духовному деланию и к труду, оставлении всякого христианского, спасительного подвига, отчаянии.
В христианстве уныние, по словам Иоанна Лествичника, «уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение к служению, ненависть к прославлению Бога, ублажатель мирских дел, недоволен Богом, будто Он не милосерд и нечеловеколюбив».
«Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, - пишет Л.Толстой, - но и заразительно, и потому порядочный человек в уединение предаётся своему унынию и раздражению».
«В одиночестве я ищу покоя, но не уныния» - /Эдгар Аллан По/. В наше неспокойное время многие унывают. А что касается уныния, то оно сейчас значительно «помолодело». Тоска, уныние, чувство безысходности буквально косят молодых и полных сил людей. Унылого ничто не утешает и не радует, он не надеется ни на что и никому не верит. А народная мудрость гласит: «Унылый дух сушит кости».
«Если возобладает нами дух уныния, то душе подлежит великий подвиг. Лют сей дух, жесток дух уныния, а в соединении с духом скорби, когда способствует, помогает сему последнему, он бывает лютее и тягостней. Когда воздвигаются на душу жесткие волны уныния, человек теряет надежду когда-нибудь видеть конец их, а враг при этом влагает убийственную мысль, что великое его страдание, в настоящее время, впоследствии еще больше увеличивается, что он оставлен от Бога, что Бог о нем уже не печется. Что все это случилось без промысла Божия и что ему только одному приключилось это, а у других это никогда не было и не бывает» - /Ник Сирин/.
«..то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх» - /Прем.17.14/. «Уныние есть тяжкое мучение души, - говорит Иоанн Златоуст, - неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение».
То есть, как минимум – это неудовлетворенность, а как максимум - недовольство, которое перерастает в ропот. «Во всех наших начинаниях и поступках больше всего мы должны остерегаться одного наисильнейшего врага нашего. Враг этот - уныние. Уныние есть истое искушение духа тьмы, которым нападает он на нас, зная, как трудно с ним бороться человеку. Уныние противно Богу. Оно есть следствие недостатка любви нашей к Нему. Уныние рождает отчаяние, которое есть душевное убийство, страшнейшее всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезывает все пути к спасению, и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом. От того и в молитвах просится ежедневно, дабы дал нам Бог сердце трезвящееся, бодр ум, мысль светлую и отогнал бы от нас дух уныния. Иногда душевные беспокойства и смущения, схожие с унынием, бывают Божиими попущениями, насылаемыми на нас для того, чтобы испробовать и испытать, укрепились ли мы в характере; иногда же просто для того, чтобы, ища средств спастись от такого беспокойства и уныния, придумали сделать что-нибудь такое, чего бы никак не придумали прежде. Ибо Бог всячески старается нас вразумить и требует, чтобы мы употребили какое-нибудь усилие для познания Его воли.
Важнейшие средства борьбы с унынием – это надежда (человек «с благой надеждой» закалает уныние, мечом первой умерщвляя второе») и покаяние, память о своих грехах («плачущий о себе не знает уныния»). «От конца земли взываю к тебе в уныние сердца моего» - /Пс.60.3/. Более того, именно потому, что я нахожусь на конце земли в унынии и одиночестве, я взываю к Тебе».
«Должно стараться иметь дух радостный и отгонять от себя уныние, чтобы сохранить душевный мир» - говорил Серафим Саровский, - ибо стяжание мира он считал самым важным делом в жизни христиан. «Радость моя! - говорил он одному собеседнику, молю тебя, стяжай, дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». «Весёлость, отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. Оно всё приводит с собой. Поэтому всегда, даже в церкви на клиросе, он был весёлым, когда братия уставали, и уныние нападало на них, так что и пение не ладилось, он подбадривал их весёлым и ласковым словом, и они переставали чувствовать усталость. Ведь дурное что говорить ли, делать не хорошо, и в храме Божьем не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да весёлое, чтоб у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был - вовсе не грешно».
«Печаль по старым добрым временам не должна приводить к унынию, - говорит Уильямом Брумфилдом, - но содействовать доброй работе и молитве за ближних».
«Вопросительный знак по вопрошении, - говорит М.В. Ломоносов, - удивительный по удивлении поставляется: доколе унывать?» Доколе люди унывать, печалиться для нас важнее радоваться: «Христос Воскрес!»

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Н.Гоголь. Валерий Духанин - кандидат богословия.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 1161 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Картина "Сельский крестный ход на Пасху" - пример религиозного невежества интеллигенции - Николай Морозов
Интересно, автор хоть понимал что рисовал?! Пасхальный крестный ход проходит или ночью после вечерни или утром после литурргии, но ни как не после трапезы. И гогда эти люди успели бы напиться.

17.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное писание. Глава 3. Текст 22-27. - Наталия Маркова

Чей ты ученик? - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Теология :
Хронология книги Откровение - Николай Погребняк
В последнее время многие говорят об Апокалипсисе, но, к сожалению, подавляющее большинство людей, обсуждающих её, не разумеют того, о чём судят. Не разумеют, ибо не изучали Священного Писания. В таблице приведена краткая хронология книги Апостола Иоанна \\\"Откровение (Апокалипсис)\\\".

Поэзия :
Сто восемьдесят градусов - Коц Валентина

Свидетельство :
История и будущее Настоящего Пробуждения – Часть 6 - Наталия Минаева

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100