Ничто – не просто пустота и не чистое ничто. Это некая совокупность, единственным элементом которой является пустота или, говоря иначе, такое ничто, которое по-своему столь же реально, как та или иная вещь. Ничто, отмечает Гегель, есть «простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличимость в самом себе». «Ты будешь есть и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя» - /Мих.6.14/, то ли потому что пища не будет перевариваться, не вся пища, бывает духовная даже в церкви в проповеди. То ли потому что ей не будет сопутствовать Божье благословение, то ли потому что из-за болезни аппетит станет ненасытимым и постоянно жаждущим из-за лени питаться: трудно «ложку» Слово Божье в рот положить. «Пустота будет внутри тебя, то есть ты будешь сокрушен и уничтожен внутренними бедствиями; зло в твоем доме сокрушит тебя, хотя чужеземные силы не будут нападать на тебя».
Из-за этого выходит никто не может заполнить пустоты в сердце человека, так как никто не может стать жизнью человека, и никакая социальная теория не избавит человека от пустоты, от которой он страдает.
«- Вопрос. Неужели ученик Чернохарова ничего не вынес из института? Все, что вам дано, покоится на травопольной системе. Неужели ничего не осталось в голове?
- Осталось.
- Что?
- Путаница и… пустота.
- Что - о?
- Пустота, - со сдержанной злобой повторил Филипп Иванович. Ваши студенты, выходя из стен института, практически не знали сельского хозяйства, а теоретические знания оказывались путаными. Впрочем… — Филипп Иванович безнадежно махнул рукой и вышел» - /Гавриил Троепольский/. Что из этого выходит: кончая духовную семинарию, чтобы стать пастырем, он не зная, благословения Божьего стоит на перепутье путаницы. «Дверь во дворце с колонной верандой была открыта настежь, - пишет М.Булгаков, - и в нём было совершенно пусто». Так бывает дверь благовестия открыта, а само благовестие оказывается пустое – плодов нет.
«Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят, как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря» - /Зах.10.2/. Напрасно было бы обращаться с подобными прошениями к идолам (терафимам). Вещания от лица их одна пустота, их поклонники – предсказатели и лжепророки обманываются сами и обманывают других. Утешительные предсказания их суетны: они не только не приходят в исполнение, но влекут за собою неминуемое бедствие.
«Безразличие. Мальчику уже три года. И примерно год назад он начал вести так, только сидит себе и смотрит безразлично, как бы в пустоту. Женщина отвела его к врачу, который назначил ему лечение. Сегодня врач сказал, что мальчик уже поправился, но, смотря, на него ему ничуть не стало, лучше. Перед ним вертишь игрушками, какие могли бы привлечь внимание ребёнка его возраста. Потрясая перед ним, но он смотрит на всё, уставшись в пустоту. Ему ничуть не стало лучше. Что-то подобное с церковью. Бог потрясает перед ними всякими дарами, какие только описаны в Библии, а они всё сидят, уставшись в пустоту, показывая этим, что что-то не в порядке. Друзья настало время пробудиться, потом будет поздно. Помните, Бог не потрясал бы этими дарами перед вами, если - бы не имел намерение обратить ваше внимание» - /У.Бранхам/.
В Западной культуре выражением «внутренняя пустота» принято обозначать состояние, близкое к депрессии: отсутствие смысла в жизни, ощущение острой нехватки чего-то необъяснимого, потерю мотивации и чувства собственной значимости. Наверное, каждому знакомы ощущения, которые мы определяем как внутреннюю пустоту, и каждый знает, что эту пустоту хочется, поскорее чем-то заполнить, избавиться от нее. В то же время, в Восточных культурах – буддизме, индуизме и др. – внутренняя пустота является целью. Достигнув состояния пустоты, человек обретает просветление.
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» – пустой, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» - /Мт.5.22/. В русском переводе это слово переведено как «пустой человек». А в церковнославянском не переведено, а так и написано «рака». Так вот, в переводе с арамейского слово «рака» означает пассивный, пустой сосуд.
«Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут»-/Иер.10.15/. Это совершенная пустота, дело заблуждения. Задайтесь вопросом, какая от них польза, и вы увидите, что они пустота, ни на что не годятся; не стоит ждать от них помощи и не стоит на них полагаться. Они дело ненадежное, дело заблуждения или простые обманщики (существует и такое чтение). Они обманывают людей, которые доверяются им, дурачат таковых или, скорее, сами себя выставляют на посмешище. Задайтесь вопросом, какая от них польза, и вы увидите, что они дело заблуждения, которое зиждется на величайшей ошибке, какую когда-либо совершали люди, претендующие называться разумными.
«Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! К Тебе придут народы от краев земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы» - /Иер.16.19/. А не удовлетворение, которое они надеялись обрести для себя и своих детей.
«…и скажи ей: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, гора Сеир! и простру на тебя руку Мою и сделаю тебя пустою и необитаемою» - /Иез.35.3/. «Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь сказал», а Я не говорил? Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то вот Я - на вас, говорит Господь Бог. И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не войдут; и узнаете, что Я Господь Бог» - /Иез.13.6-9/.
«Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» - /Ис.59.4/. Они надеются на пустое: стремясь обогатиться, уповают на свое искусство надувательства, которое для них оказывается суетой; обманывая других, они обманывают самих себя. Во всем этом они поступают глупо, очень глупо, действуя не только против собственных интересов, но также разума и справедливости. Поступающие беззаконно надеются на пустое, которое обязательно обманет их. Паутины их, которые они ткут с максимальным искусством и трудолюбием, для одежды их негодны, и они не покроются (не прикроются и не украсят себя) своим произведением. Своими планами они могут причинить зло другим, но никогда не смогут с их помощью сделать себе добро.
«Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку» - /Иов.11.12/. Бог видит, что суетный человек мудрствует, хочет казаться мудрецом, хотя и рождается подобно дикому осленку таким же бестолковым и неразумным, неспособным к обучению и приручению. Так что же представляет собой человек? Он суетное создание пустой (дословно). Бог создал его полным, а он опустошил себя, довел до обнищания и теперь стал рака тварью, в которой нет ничего.
«Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию» - /Иер.2.14/. Не открывали в тебе, то пустое, чтобы ты не ушёл из церкви, им нужно большее но не важно, что оно пустое.
«Какая бы пустота не была у тебя на душе - помогай тому, кто нуждается в твоей помощи. И очень скоро заметишь, как и твоя душа заполнится новым миром…».
«Живой интерес собравшихся также вызвало выступление Моник Потевэн, европейского представителя мирянского братства Шарля де Фуко (Франция) «Сопротивление пустоте посредством действенной любви». Она говорила «о внутренней пустоте, ощущаемой каждым, заполнить которую может лишь действенная любовь». Она затронула проблему пустеющих храмов, актуальную для современного общества как никогда раньше. По ее мнению, решение проблемы - в жизни христиан по Евангелию, в жизни общин и братств: «Жить так, чтобы это и у других вызывало желание жить так же. Если бы мы и в самом деле жили Евангелием, церкви бы не пустели».
Проф.-свящ. Георгий Кочетков поблагодарил сестру Моник за живое свидетельство о братской и общинной жизни. Всемирный церковный кризис, сказал он, будет преодолён тогда, когда «в церковь войдёт дыхание жизни, дыхание свободы, дыхание действенной любви. Если церковь не найдёт путь общинной и братской жизни, кризис будет всё более и более жестоким, пустота всё разрушит».
«Если люди неправильно поймут учение о пустоте, оно принесет им больше вреда, чем пользы. Мой учитель говорил: «Постичь пустоту – это все равно, что снять бриллиант с головы змеи. Если ты допустишь ошибку – схватишь змею не за шею, а ниже – змея тебя ужалит, и ты можешь умереть. Но если тебе удастся ухватить ее за шею, бриллиант будет твоим». Поэтому вы не должны искать пустоту вслепую. Действуйте постепенно, не спеша, и тогда у вас все получится» - /Тинлей Геше Джампа/
Свящ. Георгий Кочетков: «У нас люди очень боятся пустоты, они всегда как бы стремятся к полноте жизни, к полноте любви, к полноте веры, а всякое понятие пустоты настолько связано с «инферно», что люди просто боятся об этом даже думать и говорить. Интересно, что понятие пустоты существует во всех более или менее значительных мистических учениях и практиках, причем, что удивительно - не, только христианских. Это одно из универсальных мистических понятий, которым оперируют везде - не только в христианском ареале (а значит, во всём мире), но и во всём ареале индийской и китайской культуры; в мусульманском мире, особенно в мистических мусульманских сектах, также существует представление об этом. То, что противостоит в Индии нирване, а в исламе Божественному Свету - это пустота, которая одновременно и тьма, и предел без качественности. Эта связь чувствуется сразу: всякое снижение качества жизни, в первую очередь духовное - приводит к пустоте.
"В то же время тема эта совсем не проста, с ней связаны вещи вовсе не очевидные. Так, скажем, суета, которая кажется чем-то избыточным, на самом деле приводит именно к пустоте. Лишнее оказывается пустым. От чего страдает сегодня наш мир? От излишеств. Весь европейско-американский образ жизни стоит на потреблении и на суете - для того, чтобы убедиться в этом, достаточно поехать в Западную или Центральную Европу. Это поразило в первую же мою поездку в Швейцарию: у людей (они совсем не обязательно злые, они не хотят делать ничего плохого и сами страдают в первую очередь) - пустые глаза. Подходишь к храму - ощущение пустоты, и не только потому, что в нем мало народа.
Для нас эта тема оказалась очень «горячей». Ведь в этом контексте пустота - понятие экзистенциальное, это то, что противостоит полноте. И последнее, о чем хотел бы сказать, чтобы более или менее определить всё понятийное поле этой темы: духу и смыслу противостоит соответственно отсутствие духа и отсутствие смысла. Бессмыслица, как и без духовность - это пустота. Присутствие же смысла и духа приближает нас к полноте. Вот почему мы с самого начала в нашем братстве говорили: мы ищем полноты духа и смысла. Чего мы хотим? - Да ничего особенного, всё очень просто, - чтобы не было в церкви бессмыслицы, чтобы не было таких лакун, где отсутствует дух, где он не может действовать. Всякое препятствие на пути действия духа есть борьба и с Богом, и с человеком, с церковью. А таких препятствий в нашей церкви огромное количество. В основном они сидят внутри нас, но много и внешнего, того, что уже принято за норму церковной жизни» - /газета «Кифа/
Процессы демонизации природы и человека – увы, не оставили в стороне и церковь. У нас на глазах храмы превращаются в торговые точки, где идёт бойкая продажа и размен не одной только валюты, но и наших с вами душ. Спаситель изгонял торговцев из храма. Торговля в храме не наполняет пустоту.
Современное религиозное служение всё более превращается в сферу бизнеса, а сама церковь становится распорядительницей не столько духовных, сколько материальных ценностей, со всеми вытекающими из этого и страшными для Духа последствиями. Печально, но ничего не поделаешь. Внутри каждого человека изначально существует пустота. За вашу жизнь вы должны эту пустоту заполнить, но это не ваш долг в прямом смысле слова, а скорее ваше право и лучше сказать «Наполнить».
О какой пустоте говорим? Некоторые называют это одиночеством, другие говорят о том, что младенцы рождаются, чистым листом, и дальше за вашу жизнь вы пишете и заполняете этот лист. Здесь это пустотой, не наполненой.
Но вы, наверняка слышали или читали и можете вспомнить одну-две истории, когда кто-то ошибался и выбирал не свой способ заполнения пустоты, говоря попросту – жил не своей жизнью. Ощущения от этого тягостные, так как тоже в своей жизни выбирал «чужие» указы, «не своим» наполнял собственную жизнь.
Оказывается, пустоту нельзя заполнить любым способом, вашу жизнь нельзя наполнить любыми проповедями, людьми и делами! То есть фактически это можно реализовать, но в этом не будет жизни, не будет энергии или будет очень мало (помните, говорили ощущение правильного). Вашу жизнь надо заполнять тем, что подходит именно вам, что именно ваше.
Что происходит, если человек заполняет пустоту не теми проповедями? Думаете, пустота заполняется? Нет, она остается, а «сверху» появляется нагромождение чужих вещей, идей, дел…. И тогда человек начинает маяться, он не понимает, что в его жизни не так, почему он не чувствует счастья и радости, полноты чувств.
Как сказано, обычно вы выбираете способы заполнения пустоты (наполнения вашей жизни), ориентируясь на часто неудобные и не жизни пригодные общественные «нормы». Можно поступать иначе. Наполнять себя, ориентируясь на внутренние, ваши собственные «нормы». Для этого у вас есть ваш персональный консультант и помощник – Святой Дух.
Голос вашей совести – это нить духовности для вас в вашей жизни. С ее помощью вы можете начать находить свою пищу и начать заполнять вашу пустоту духовностью и, верными, подходящими персонально для вас. Объясняется это тем, что пустота не только отсутствие Бога, пустота - нечто большее, это присутствие князя мерзости, духа лжи, духа сомнения и отрицания. Мятежного духа, тоскующего по беспредметной свободе.
Ефрем Катунакский при каждой встрече всегда говорил: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом».
Победить состояние пустоты внутри себя непросто, но можно. Нельзя иметь к такой ситуации поверхностное отношение. Нужно помнить о том, что такое чувство требует лечения, как и любая фобия или депрессия.
В большинстве случаев человек чувствует внутренний дискомфорт. Важно в этот момент обратиться за помощью к специалисту души:
И если в вашей жизни вы почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос: Иисус говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся» - /Мат.11.28/. Он призывает тех, кто изнурен и измучен поисками избавления от пустоты.
«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека, - говорит Блез Паскаль.. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности