Как говорят, ласковое слово и кошке приятно. Но, к сожалению, в нашей культуре нередко считается, что ругать ребенка за неудачи намного полезнее, чем замечать его успехи и достоинства. А многие родители, дабы не перехвалить свое чадо, вообще скупятся на одобрительное слово. Мамаши, прогуливаясь со своим ребятенком, берегут его от общения с незнакомыми тетями, "чтобы не сглазить".
Но, как утверждают психологи, критическими репликами сердобольные родители программируют свое дитя на неуспех. Ведь впечатлительная душа ребенка хранит каждое слово.
Традиционная критика
К сожалению, в нашей традиции воспитания чрезмерная критика ребенка считается обычным явлением. Если ребенок пересекает границы дозволенного родителями, то в его адрес неизменно сыплются упреки и порицания.
Но кто определил, что их представления правильны? Как родители сами вели себя в этом возрасте? Чем же грозит излишняя критика взрослых в адрес ребенка?
Психологи во многих случаях, чтобы понять причину возникших у человека затруднений, обращаются к его детству. Излишняя критика и недостаток позитивного внимания в детстве порождает в последствии повышенную тревожность, скрытность, недоверие, комплексы.
Сниженная самооценка мешает раскрыть человеку его способности. Подумайте сами, о какой здоровой самооценке может идти речь, если с самого детства ребенок слышит в свой адрес высказывания: "руки не оттуда растут", "с таким успехом ты будешь коровам хвосты крутить", "пустоголовый", "лентяй", "двоечник", и другие "безобидные" фразочки. Подобные слова въедаются в сознание ребенка и служат тем тормозом, который мешает реализоваться во взрослой жизни.
Фундамент успешной самореализации
Психологи выделили три главных условия формирования позитивной и адекватной самооценки - залога успешной самореализации в жизни.
Первое условие, пожалуй, самое трудное, принять ребенка таким, какой он есть. То есть безусловное, положительное принятие индивидуальности своего чада. Родителям, учителям и другим взрослым часто хочется видеть ребенка послушным и безропотным исполнителем любых указаний. А разве это разумный подход в воспитании самостоятельного мыслящего человека?
Второе условие тоже требует значительных усилий взрослого. Это условие состоит в обсуждении и совместном принятии разумных требований обоими сторонами воспитательного процесса. Например, не сидеть долго за компьютером, убирать свое пространство, сообщать куда ты идешь и на какое время и т.д.
Неустойчивость самооценки рождается из-за так называемых "требований по настроению". Когда родитель в хорошем настроении, то ребенку практически все позволено, а если он сегодня не в духе, то "все не так". Вот и учится ребенок приспосабливаться к настроению взрослого.
И, наконец, третье условие - нужное соотношение конструктивной критики и похвалы.
Постоянная коррекция без похвалы опускает самооценку ребенка и "закрывает" его способности. Только похвала завышает самооценку и лишает разумной критичности поведения. Но как найти конструктивное сочетание? Вот здесь и начинается искусство воспитания.
И родитель, и учитель сам, прежде всего, должен обладать позитивной и устойчивой самооценкой, чтобы развить ее у ребенка. В воспитании трудно притвориться гуманным, разумным, добрым - дети все чувствуют сердцем, и обмануть их невозможно. Поэтому нужно работать над собой, чтобы, с одной стороны, уметь правильно воспринимать любого рода критику. А с другой стороны, взрослым тоже совсем не вредно почаще слышать о себе приятные вещи.
Помните, у Окуджавы: "Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты..."
Витамины для успеха
Итак, мы готовы сдувать пылинки со своего драгоценного чада, стараемся оградить его от любой опасности, кормим витаминами, тратим уйму сил и времени на работе, чтобы обеспечить всем необходимым... Но как защитить ребенка от разрушительного влияния тех слов, которые мы же сами говорим в порыве раздражения? А ведь они приносят детям гораздо больше страданий, чем очередная простуда.
Перехвалить ребенка невозможно. Разве может быть много позитивных эмоций? А вот, чтобы "нейтрализовать" негативные высказывания, надо хорошо потрудиться. По данным западных психологических исследований, нужно как минимум десять положительных на одно отрицательное словцо, чтобы оно не принесло вреда ранимой душе ребенка.
К тому же, необходимый набор словесных витаминов, необходимых для мальчиков и девочек, несколько отличаются. Маленьким мужчинам важно слышать похвалу о том, что он сильный и умный, замечать то, чему он научился. Это поможет не сломаться парню в кризисе переходного возраста. Маленьким леди необходимо слышать положительное подкрепление о своей внешности, что она привлекательная, что может нравиться и быть желанной. Иначе она, немного повзрослев, пойдет "самоутверждаться" в ближайшую подворотню, либо букет развившихся комплексов станет препятствием здоровому общению с противоположным полом.
Слова материализуются
Любое слово материально, как бы парадоксально это ни звучало. Оно программирует человека на успех или поражение. Поэтому, дорогие родители, бабушки и дедушки, может, стоит больше ободрять детей, чтобы им было легче достигнуть успеха в дальнейшем? Замечайте хорошие поступки, не скупитесь на выражение своих чувств. Не бойтесь говорить выражения вроде: "Я горжусь тобой!", "Мне так нравится то, что ты сделал", "Это просто супер!" - эти слова не навредят вашему ребенку, а помогут выстоять, когда взрослая жизнь и обстоятельства будут пытаться "сломать" его и "загнать под плинтус".
Шуляева Милана
|