Для ТЕБЯ - христианская газета

Маска или лицо
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Маска или лицо



В общении с эмоционально неблизкими людьми, либо в формальной обстановке, практически все мы надеваем определенную маску. Это нормально, пока человек не становится ее заложником. Если маска приросла к лицу так, что не оторвать, — то человек перестает быть собственно человеком.

«Зачем все люди носят маски? Скрывая грустное лицо,
Хотят добавить жизни краски, так как в душе у них темно.
Так как в душе у них обломки, обломки счастья и любви,
Местами очень они колки и, режут сердце как ножи.

Под маской смеха и веселья, под маской счастья и добра,
Скрывается дух человека».
«С давних пор не любят люди открывать своё лицо.
Под фатой невеста будет в церкви одевать кольцо.

Прячем лица, мысли прячем, прячем выражение глаз.
Маски любят, маски плачут и смеются вместо нас.
Все мы - женщины, мужчины - зачарованы игрой,
Так легко надеть личину, мир отгородить стеной.

Закрывают люди лица яркой краской напоказ,
Так как с маской легче сжиться миру, чем с любым из нас...
Вот и носят, люди маски не снимая до конца,
Но под толстым слоем краски может и не быть лица» - /N?/.

Маски соответствует идее о разных масках, которые мы надеваем, когда общаемся. «Самое трудное – говорит А. Гончаров, - необходимость постоянно носить маску. Вы будете выдавать себя за кого-то».
Не кажется ли вам, что сегодня, будучи в церкви, многие из нас вынуждены (именно вынуждены) надеть маску счастливого, успешного верующего со стандартным набором фраз и правилами поведения? Мне всё время казалось, что под маской, внешним человек скрывает истинное состояние внутреннего человека для того, чтобы казаться благочестивым.
«Фарисеи маскировали свои лица, - говорит М.Генри, - чтобы явиться людям скорбящими». Но мы видим маски вокруг (не будем лукавить - не на всех и не всегда, но порядочно) и это печалит... Самое страшное, когда маска настолько «влипла» в человека, что он уже не видит ее, искренне полагая, что он такой и есть на самом деле и, пытаясь и других заставить выглядеть также.
«Слеп он, был до этой минуты? Это румяное, благодушное лицо англичанина – спортсмена было просто маской» - /А.Кристи/
«В одной из шведских церквей во время ежегодной проповеди, посвященной началу сезона лосиной охоты, пастор появилась перед прихожанами в костюме лося. Маски предназначены, чтобы скрыть то, что сидит внутри - настоящее звериное, зачастую это что-то слишком постыдное, и поэтому скрыто от других. Если человек обнажит эту правду, снимая маску, выставит ее на всеобщее обозрение, то в подавляющем большинстве случаев это может опозорить нас. «Масколудство», «луды» - вот лат. Ludere - играть; ludius - актер, танцор. «Скураты» - вот лат. scurra - балагур, шут, либо славянскими понятиями. Так, в рукописной «Кормчей» XIII в. маски - «личины», «наличники», «обличье». В «Стоглаве» встречаются описательные названия: «лица косматые, козы, сатирские». Об этом пишет местное издание The Local. Пастор Мария Карлссон прочла проповедь в маске в виде плюшевой головы лося. «Всего лишь уловка, камуфляж для бедняков. Объяснение: Они прячутся за маской идиотизма - англ. idiocy - самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости)» - /А.Кристи/.
Карлссон пояснила, что перед проповедью задумалась, как сделать ее интересной и запоминающейся для охотников и их семей. «Я увидела эту маску лося в магазине, и тут меня осенило - вот что мне надо сделать», - сказала она, вспоминая, как идея с костюмом пришла ей в голову". «Люди живут и носят одни и те же имена ― и разные, - говорит Габриэль Гарсиа Маркес, - почти карнавальные, маски. Кто отличит героя от предателя, а шлюху от святой?» "Но мне очень хотелось провести проповедь от лица лося и призвать прихожан соблюдать осторожность во время охоты". «Злоумышленники притворяются друзьями тех, - говорит М.Генри, - кого они собираются заманить в сеть, они маскируются».
«Прихожанам необычный наряд пастора понравился». А вам как такая идея пастора? Благую весть превращать в театр! «Наденьте маски, господа. Мы начинаем представленье! Под маской скроем мы себя, сей публике на умиленье» - /Л.Гаврина/. «Прихожанам понравилось». «И на земле был брошен в яркий бал, - А.Блок, - и в диком танце масок и обличий забыл любовь и дружбу потерял». А мы же не прихожане мы братья и сёстры, чтобы такое нравилось. «Ты хочешь, чтобы я носил маску? - говорит Джон Рид, - враги твои думают, что ты умер, так и будь для них мертвым». «Филип сидел в высоком кресле, обитом ярко-алой парчой, его красивое лицо как бы застыло – холодная, строгая маска» - /А.Кристи/.
Жизнь под маской Библия называет лицемерием. Библейское слово «лицемер» можно перевести как актер. Тот, кто по жизни носит маски – актер – иначе его не назовёшь. Так вот наденешь маску по какой-то надобности, а она и прирастет. Под маской задыхаешься. Нет, оказывается, той свободы, ради которой и затеяна вся игра. Подобрав себе подходящую маску, люди ждут, что в скором времени все изменится, маску можно будет снять и стать самим собой. Увы, момент этот никогда не настает. «Ты так долго носишь маску, что забываешь, кто ты был под ней».
Почему мы прилагаем усилия, чтобы носить маску? Почему мы миримся и терпим, создавая иллюзию благополучия? Почему мы ничего не меняем, когда в душе все понимаем? Почему за маской благополучия кроется несчастный человек? Многие люди носят маску по причине того, что они боятся. Их гложет страх, и у них нет мужества, признаться в этом. Легко притворяться и носить маску, а не показывать свое настоящее лицо и свои настоящие желания. Жить под маской значит жить в постоянном страхе. Не успел сменить маску, и выплывает, кто ты есть на самом деле. Живя под маской, человек начинает презирать себя.
«Маска, а ты кто?» – «Нет, это на тебе маска христианина-философа, а ты – кто? «Нет, это на тебе маска церковного деятеля - пастыря, а ты – кто?». Ах, как это некорректно, задавать подобные вопросы. Как это пошло – ковыряться в человеческой душе. Намного легче и приличнее разговаривать с маской, которая, выдавая себя за христианина, прячет искаженное от раздражения к непохожим людям, пораженное проказой лицо.
«Мы все носим маски, и приходит время, говорит Андре Бертье, - когда мы не можем снять их, не затронув собственной кожи». Жить, постоянно притворяясь, жить под маской, архисложно. Многие из нас, подобно Дон Жуану, прячут свое презрение к жизни под маской жизнелюбия, трудоголизма или даже равнодушия. Судя по тому, что мы видим в мире, можно предположить, что повсюду царит лицедейство и маскарад.
«Истина, скрытая под маской», «маска, скрытая под маской» - это понятия, которые выражают оценочное суждение наблюдателя и не имеют никакого смысла в отрыве от трансакции «наблюдатель - наблюдаемое» - /Р.А. Уилсон/
«Но все равно время от времени маска соскальзывает… – тихо сказал доктор Лорд.
Сестра Хопкинс торопливо удалилась в ванную.
– Маска? – Элинор вскинула тонкие брови и пытливо посмотрела ему в глаза.
– Ведь человеческое лицо не что иное, как маска, – пояснил доктор Лорд.
– А под ней?
– А под ней просто мужчина или женщина» - /А.Кристи/.

«Внимательному человеку стало бы ясно, что перед ним опытный притворщик по профессии. Стрелки, избороздившие кожу, точно показывали привычное направление его улыбок, гримас и мимики. Складное лицо превратилось бы в маску, если бы не грустные и прямые глаза, всякий раз встречавшиеся с вашими непринужденно и внимательно. Эти глаза говорили о высокой интеллигентности незнакомца. Было ясно, что он понял, взвесил и разместил каждого своего слушателя в строгом иерархическом порядке, вывел среднюю равнодействующую и весь применялся к ней, ассимилировавшись со средою ровно настолько, чтобы не быть ни на йоту ни выше, ни ниже ее. Эта внутренняя «аккомодация» стала бы заметна, повторяю, только очень внимательному наблюдателю, но его сейчас не было» - /М.Шагинян/.
«Ну, быстрее, - подтолкнул я его мысленно. Сдавайтесь, подполковник! Маска горделивого патриция больше не нужна. И вообще спектакль окончился. Пора переходить к делу»- /Г.Брянцев/.
«В изображении Ларошфуко мир и человек предстают под маской ложных ценностей - лжи, фальши, лицемерия. Человек не может быть самим собой, он постоянно притворяется, играет, будучи таковым, по своей природе и в то же время, подчиняясь действующим в обществе законам социальной игры, в основе которых лежат своекорыстие и расчет. Ложная система приоритетов делает основными двигателями человеческих поступков тщеславие и себялюбие, побуждая человека не быть, а казаться, надевать маску добродетели. Не истинность поведения, в свою очередь, приводит к отсутствию взаимопонимания, к отчуждению сущности и явления, а значит, к социальному хаосу. Онтологическая проблема смыкается с знанием. Приводя к пессимистическому выводу о принципиальной непознаваемости мира-театра, мира-маскарада».
«Снимите с себя маску…» Значит, он нисколько не сомневается в том, что на мне маска…. Чтобы так говорить, нужны серьезные основания. Откуда они у него?»
«Меняя маски, он искал лицо» - /А.Молчанов-писатель/. Машинально проверяя маску. Она вполне способна служить выражением соболезнования. Помогать, человеку понимать себя.
«Мы так привыкли носить маски перед другими, - говорит Ф. Ларошфуко, что, в конце концов, стали носить маски даже перед собой». Ложь, замурованная под маской правды, кажется правдоподобной и искренней, но неожиданно маска изо лжи даёт маленькие трещинки. Правда медленно просачивается и увеличивает трещины во лжи. В какой-то момент стена изо лжи начинает разваливаться, и… поток правды устремляется в этот жестокий мир. Ложь бывает двух видов: у одной лжи короткие ноги, у другой длинный нос.
«Отметим: величайшее нечестие нередко скрывается под маскою благочестия! Авессалом клятвой замаскировал свои бунтарские цели. «Ненависти заслуживают те, кто под маской внешней любезности злобствует, завидует и испытывает желание отомстить»-/М.Генри\. «Икс или Игрек должен будет волей – говорит Тапенс, - неволей сбросить маску и попытаться меня убрать» - /А.Кристи/.
Быть не от мира сего - это означает никогда не одевать «маски» правды, т.е. всегда соответствовать той правде, которая одна, которая не заслоняется никакими имитациями, никакой ложью.
«Не играйте с масками реальности, - говорит Р. А. Уилсон, - пока не научились обращаться с реальностью масок».

«За музами гоняюсь по пятам, но, ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там! Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник. Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушия у иных - защита от плевков и от пощечин.
Но если был без маски подлецом, носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом, когда свое, воистину, прекрасно?
Как доброго лица не прозевать, как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать, чтоб не разбить свое лицо о камни» - /В.Высоцкий/.

«Слово «маска», как утверждают лингвисты, в русском языке заимствованное. Русское слово «маска» восходит к латинского «maskus», что в переводе означает «личина». В рамках «христианского мира» маска была чуждой, так как это был в первую очередь атрибут язычника.
В древнерусских памятниках ряженье и маски назывались либо терминами, заимствованными из соответствующих писан «отцов» римско-византийской церкви, осуждавший ношение масок. В народе маски назывались «харями», «розами», «личинами».
Особый интерес в связи с определением сущности маски представляет учение П.А.Флоренского. Флоренский выделяет три уровня явления абсолютного в эмпирическое личности: лик, лицо и личину. Понятие лыка выражает онтологическую проявленность; лицо - индивидуализированное эмпирическое. Личина-полная противоположность лику, блокирующая явление абсолютного.
«Лицо, - определяли Флоренский, - есть то, что мы видим при дневном свете, то, чем являются нам реальности здешнего мира ... Можно сказать, лицо есть почти синоним слова явление. Поэтому портрет - это не Онтология, а эпистемология лица. Художник выявляет схему, под которую он подводит данное лицо. Полную противоположность лику составляет личина. Первоначальное значение этого слова есть маска, «Ларва», т.е. «Нечто подобное лицу, похожее на лицо, выдающее себя за лицо и принимаемое за таковое, но пустое как в смысле физической вещественности, так и в смысле метафизической субстанциональности». Слово larva означало у римлян астральный труп, «пустое» - inanis, безсубстанциональное клише, оставшееся от умершего. Пустота, свойственная маске всегда считалась признаком злой нечисти, которая обладает лже-телами, пустыми оболочками, которые способны прельщать людей своим обманчивым видом. Вот почему в народных сказках многих народов признают нечистую силу пустой внутри, «лже-телами» и, следовательно, «лже-существами». Маска как нечто выдающее себя за лицо, но пустое как в физическом, так и духовном смысле, всегда рассматривалась христианской церковью отрицательно, так как маска вместо того, чтоб «открывать нам образ Божий, а не только ничего не дает в этом направлении, но и обманывает нас, лживо указывая на несуществующее». Поэтому прикосновение к маске, ее ношение считалось оскверняющим, отсюда и строгие церковные запреты против личин и ряжения. Церковные авторитеты утверждали, что ряженые, теряя образ человеческий, созданный по подобию Божию, и приобретая жуткие демонические черты представителей потустороннего мира, совершают святотатство, требующее искупления.
Флоренский характеризует маску как некую оболочку, симулякр, но пустота ее обратной стороны на самом деле кажущаяся. Маска личина - основной элемент языческой культуры» - /игумена Андроника - А.С. Трубачева/. «Личина есть «мистическое самозванство», «пустота лжереальности», скорлупа распыленной на маски личности» - /Флоренский/.
«Слова однокоренные со словом «личность», - это «лик», «лицо», «личина». А что если они не только указывают на поверхностные состояния внешности человека, но говорят на своём словесном мудром языке и о внутренней жизни? П.Флоренский, глубокий христианский философ, был не первым, кто задал такой вопрос в своих богословских трудах.
Внимание к «лицу человека в Библии совершенно особое. Это одно из наиболее часто упоминаемых в Книге слов. И это не случайно. Ведь лицо человека – это что-то таинственное, что-то тревожащее поэтов всех времён и народов, то, что наиболее значительное в человеке, и мы интуитивно это знаем с самого начала, - это то, что, по слову другого русского философа Н.Бердяева, стоит на границе двух миров.
И, наверное, такое внимание к лицу и личности мы редко найдём в других мировых религиях – в Библии, в христианстве оно поистине уникально» - /А.Суздальский – журнал «Решение»/.
Так и человек может надеть маску христианина, но если он не будет жить согласно Евангелию, то явится посмешищем для мира и позором Церкви Христовой. Теперь мы свободны. Это и утверждение, но это и вопрос. Мы освободились от рабства греха, но действительно ли мы свободны от греха или мы только надели маску христианина? Это вопрос, на который необходимо ответить самому себе как можно честнее.
Речь о снятии маски может идти только в том случае, если вы видите перед собой живого человека. «Но вы знаете, - говорит А.Кристи, - на самом деле под маской скрывается вполне живое лицо».
«Почему же большинство людей живут в этом состоянии скрытой или явной неуверенности, - говорит Дуглас Мосс, - и вынуждены прятаться за ролями, играми, масками, вместо того чтобы по-настоящему жить?»
Источники: Агата Кристи – мастер детективов.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 1206 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Багаж искусства 21 -го века - Роман Каравкин
Гневные строки в стихотворном формате-достойно могут быть включены и в публицистику. Очень интересна реакция читатаелей.

Азбука - Simonov

Не проходите мимо.. - Омельченко Тая

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Моя страна, по вездесущим ямам - Николай Чернов

Поэзия :
"Побеждающий" - получит "Помазание!" - Светлана Камаскина

Поэзия :
Грачи не улетели - Михаил Панферов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100