"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф.26:26)" – в христианском мире принято две формы истолкования этих слов Иисуса Христа: дословная и смысловая.
Пословный перевод этого места Писания с древнегреческого звучит так: "Этот хлеб ЯВЛЯЕТСЯ Моим Телом"[1] – это очень сильный аргумент в пользу дословной формы истолкования этого места Писания. Вторым сильным аргументом в пользу дословного истолкования слов Господа является то, что когда происходит таинство пресуществления, мы причащаемся Спасителя не только духом и душой, но и нашими телами. Хотя, с другой стороны, нельзя забывать и того, что в Писании сказано: "Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1Кор.15:50)".
Но и в пользу образного или косвенного истолкования слов: "Сие есть Тело Мое" также есть ряд сильных аргументов. Во-первых, если слова Иисуса Христа принимать дословно, тогда по логике получается, что тело Его (или часть тела) не было распято на следующий день, а было съедено учениками накануне. А это уже полный абсурд. Так же, если рассматривать слова Иисуса Христа в контексте к тому, что Он сказал далее: "Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19, 1Кор.11:23)", и если помнить, что Он назвал хлеб Своей Плотью, находясь ещё среди учеников в обычном теле (ещё до распятия и воскресения в прославленном Теле), то напрашивается вывод, что более верным является смысловое, подспудное, иносказательное истолкование Его слов: "Этот хлеб ОБОЗНАЧАЕТ Моё Тело".
Нельзя забывать и того факта, что в Священном Писании есть множество примеров, где слова Иисуса нужно истолковывать не прямо, а косвенно, образно, например: "Я есмь хлеб жизни (Иоан.6:48)", или: "Я есмь дверь (Иоан.10:9)", или: "Я есмь лоза, а вы ветви (Иоан.15:5)" – во всех этих случаях Он не отождествляет Себя ни с конкретными хлебами, ни с конкретными дверьми, ни с лозой.
Вот если бы Иисус Христос представ перед учениками после Своего воскресения в прославленном Теле, дал заповедь: "Сие есть Тело Мое" и при этом сотворил хлеб, отделив его от Своей Плоти, или взял хлеб на столе и разломив, дал ученикам, тогда Его слова имели бы только одно истолкование: "Этот хлеб, который Я даю вам, является Моим Телом". Тогда и споров никаких не было бы насчет пресуществления. Но в Писании сказано так, как сказано. Поэтому я считаю, что слова Иисуса Христа, сказанные на Вечере: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Матф.26:26)" – должно понимать и образно, и дословно.
Сие есть великая Божья тайна Евхаристии, великая тайна пресуществления, когда принимаемые нами вино и хлеб одновременно являются и реальными Кровью и Телом Иисуса Христа. И сия Божья тайна (таинство) пресуществления невозможно уложить в "прокрустово ложе" наших человеческих логических рассуждений.
Невозможно!
Ну а с другой стороны, какая разница, если во время причастия верующие будут дословно понимать слова Иисуса Христа: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое", или будут понимать их образно? Ведь и при прямом, и при образном истолковании слов: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Матф.26:26)" утверждается, что Иисус Христос, хотя и невидимо, но реально присутствует на святой Вечере в церкви, если верующие собрались во имя Его.
Согласитесь, то, каким образом Господь пребывает и каким образом воздействует на нас, верующих, через пресуществление совершаемое Святым Духом, или напрямую воздействуя Святым Духом – это уже не принципиально. Важно, что Иисус Христос хотя и невидимо, но духовно пребывает на Святой Вечере – присутствует, как Он был тогда, с Апостолами. Тем более, подчеркиваю, что и православное и протестантское учение о причастии соглашаются в этих двух важнейших пунктах: в совершении действа Святого Духа, и в духовном явлении Иисуса Христа в церкви.
Кстати, разговаривая и с протестантами и с православными, я заметил, что мало кто из них знает православную концепцию пресуществления (чаще, всего лишь смутные догадки, больше похожие на католическое учение). Поэтому, думаю, вам будет интересно узнать учение Православной Церкви о пресуществлении: "Святоотеческое богословие никогда и не пыталось объяснить евхаристическое преложение с помощью каких-либо рассудочных философских категорий. Любые попытки исследовать "механизм" таинства признавались Святыми Отцами совершенно бессмысленными за полным отсутствием самого этого "механизма". На вопрос, каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, систематизатор православного учения преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) отвечал следующими характерными словами: "Если же ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил плоть от святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие – истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим [2] …Лишь позднее, начиная с середины IX в., будучи сильно утрированы, эти тенденции стали ассоциироваться соответственно с двумя уже соперничающими концепциями – transsubstantiatio (пресуществление, изменение одной субстанции в другую) и consubstantiatio (соприсутствие, сопребывание, сосуществование двух субстанций). Противостояние это продолжалось в течение столетий. При этом официальная позиция Римской Церкви неизменно склонялась в сторону концепции пресуществления, которая и была окончательно догматизирована на Тридентском соборе (1545-1563 гг.). Идея же консубстанциации, то есть соприсутствия земного хлеба и небесного Тела, утвердилась в евхаристическом учении Реформации, точнее в лютеранстве, получив название импанации (лат. impanatio – проницание хлеба, вселение в хлеб; иногда переводят как "вхлебение")".[3]
Как видите, православное учение о пресуществлении, совсем не такое, каким его представляют в своем воображении оппоненты дословного понимания слов Иисуса Христа. По сути, спор идёт о деталях действа Святого Духа. Спор идёт о том, о чём мы можем разуметь лишь гадательно. Более того, то, о чём спорят, ни в том, ни в другом варианте не отрицает воздействия Духа Божьего на верующих при Евхаристии.
Очень мудро сказал о причастии Иоанн Златоуст: он своим ответом не только как бы примирил спорящие стороны, а выявил самое важное в причастии – самое важное для каждого христианина, к какой бы деноминации он ни принадлежал: "Ибо с каждым верующим Он соединяется посредством Тайн и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому, и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял ТВОЮ плоть".[4] То есть самое важное в Евхаристии то, что Господь Святым Духом входит в причащающегося.
Братья и сестры во Христе, вы должны понимать, что слова, сказанные ученикам на Вечере, совсем не означают, что Иисус Христос будет присутствовать на обряде (уточняю, обряде) причастия если на него соберутся бездуховные религиозники, а церковносвященник формально выполнит этапы (слова и движения) Евхаристии. Мы должны помнить, что Христос пребывает только там, где собираются во Имя Его ученики Его. Господь пребывает только там, где искренне, всем сердцем ищут Его и жаждут слова и воли Его.
А споры – у кого есть желание, тот всегда найдет, о чём поспорить (даже о пресуществлении появляются всё новые и новые теории), вот только Духа Божьего, когда споришь, не услышишь и не познаешь.
А нужны ли споры о таинствах?
Просматривая материалы по богословским спорам о таинствах, которые происходили между верующими различных христианских деноминаций, я всё более и более прихожу к выводу, что они похожи на спор двух глухих. Когда оба с ожесточением орут и при этом о том, что говорит другой, никакого представления не имеют – только свои домыслы, а то и вымыслы о словах оппонента.
И католики, и православные, и протестанты признают, что Сам Господь Бог установил в Церкви таинства. Снисходя к нашей слабости в познании Бога и понимании Его слова, Иисус Христос установил таинства, то есть снабдил Свои слова видимыми и осязательными знаками. Подобно тому, как раньше Бог снабдил закон религиозными обрядами. Подобно тому, как раньше Иисус Христос проповедовал в притчах, используя всем известные физические образы и явления.
Итак, все христианские деноминации признают, что Иисус Христос реально действует во время таинств. Все христианские деноминации признают и принимают все аспекты таинств: и передачу благодати, и разъяснение, и подтверждение Божьих обетов верующим.
Но тогда спрашивается, ради чего весь сыр бор? А спорят христиане о деталях и о том, на чём делать акцент в таинствах, например, православные делают акцент на способности таинств передавать благодать, а протестанты – на способности таинств подтверждать и передавать Божьи духовные обетования. И второе, из-за чего идут нескончаемые споры – это сколько таинств установил Господь. То, что крещение и Евхаристию (мессу, причастие, вечерю Господню) установил Иисус Христос – об этом никто не спорит. А о том, признавать ли таинствами покаяние, миропомазание, рукоположение, соборование больных и о бракосочетание идут споры, называть их таинствами или обрядами. Спорят, хотя во всех церковных деноминациях исполняют не абы как, а установленным образом все эти таинства (или обряды): и покаяние, и миропомазание, и рукоположение, и соборование, и бракосочетание.
Братья и сестры во Христе, если Господь Бог отвечает и православному церковнослужителю, и протестантскому церковнослужителю на молитву за больного и помазание его елеем, то спрашивается, зачем спорить и угрызать друг друга? Ведь, получается, что Самому Господу не важно, как мы называем (таинством или обрядом) то, что делаем по Его слову: лишь бы было по вере и по любви.
Желаю вам, от всего сердца желаю, чтобы Господь пребыл среди вас. Чтобы Он пребывал среди всех нас, и не только во время причастия. И молю Святого Духа совершать в вас работу освящения, дабы не по одеяниям, не по религиозным словам, а по сердечной теплоте, по любви и по дарам духовным люди видели, что в вас действительно пребывает Иисус Христос.
В завершение темы о Господнем причастии и о других таинствах хочу напомнить о благословении Авраама Мелхиседеком: "Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. (Быт.14:18-20)". В Писании описывается несколько случаев, когда цари благословляли Авраама, но только царю Мелхиседеку он дал десятину. Дал десятину не по закону (ибо закон будет дан Моисею лишь шесть с половиной веков спустя), а потому, что Авраам почувствовал благодать и силу Божию, нисшедшие на него при этом благословении.
Американский проповедник и писатель Артур Кац, цитируя Бесели Ишлинг, пишет: "Многие посвящёные люди могут сказать: "Да благословит тебя Господь!", но можно почувствовать, что эти слова выражают всего лишь хорошее, набожное пожелание, и не более того. Что за этими словами не стоит никакой духовной силы… и в сердца других людей не входит мир Божий через провозглашение их благословения".[5]
Да, к сожалению, наши благословения (у подавляющего большинства нас, христиан) являются лишь добрыми пожеланиями. А у некоторых… даже скрытыми проклятиями.
Господи, очисти наши сердца и наши уста от суетного приближения ко всем Твоим духовным таинствам, будь то крещение, причастие, молитва за больного или благословение ближнего своего, даруй нам слышать Твое слово, Дух Божий, и являть Твои дары!
СНОСКИ
[1] Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. с.388.
[2] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. П. IV.13.
[3] Древо: открытая православная энициклопедия/ Зайцев А. Евхаристическое преложение.
[4] Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой. с.5.
[5] А. Кац. Тайна священства: Ключ до явления славы Божьей. Гл.16.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Древо: открытая православная энциклопедия/ Зайцев А. Евхаристическое преложение [Электронный ресурс]/ А. Зайцев, 2010. – Режим доступа http://drevo-info.ru/articles/860.html#b2 свободный.
3. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры: в 4 кн. Кн.4. [Электронный ресурс]/ Библиотека святоотеческой литературы; Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского – Новосибирск, Академгородок. – Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html свободный. (Электронная версия печатной публикации: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.— Москва, 1992. — Настоящее издание вопроизводит текст по 1-му тому "Полн. собр. творений" Св. Иоанна Дамаскина, 1913)
4. Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой: Духовная библиотека/ Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. – М., 2009. – 64 с.
5. Кац А. Тайна священства: Ключ до явления славы Божьей [Электронный ресурс]/ Артур Кац. Библиотека Христианские ресурсы. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://www.wallout.narod.ru/Books/Priests.htm свободный.
6. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К. Барнуэлл, П. Дэнси, Т. Поп. СПб.: ХО «Библия для всех», 1996. – 495 с.
Комментарий автора: В статье речь идёт о Церковных таинствах, в первую очередь, о таинстве пресуществления. Споры и разногласия между верующими разных деноминаций чаще всего происходят из-за того, что они не знают учение друг друга.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 1196 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Погребальная песнь - Щеглова Наталья Это стихотворение из цикла, посвященного земной жизни Иисуса. Попытка передать чувства Его матери и Марии Магдалины во время погребения Господа.