Нарциссизм - это, можно сказать, полная замкнутость на себе. Эгоизм (др.-греч. Ego, лат. ego - «я»), на арабском «анания» от слова «ана» я) – поведение человека, целиком определяемое мыслью о собственном превосходстве и пользе, выгоде, предпочтении своих интересов и взглядов предпочтениям других людей. Это принципиальная позиция, которая устанавливает приоритет личных интересов над любыми другими интересами. Самолюбие - поведение, целиком определяемое мыслью человека о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других людей. Иоанн Златоуст говорил: «Бог, провидя, что люди будут самолюбивы, связал их взаимными нуждами и сим, как уздою, обуздал их самолюбие».
Э.Пуаро в известном телесериале по произведениям Агаты Кристи говорит: «Большинство из нас эгоисты, но не все в этом признаются». Рыбак за удочкой, как пастырь, выжидающий нужный момент для того, чтобы дёрнуть её на себя и поймать рыбку для себя в свой карман.
«Эгоизм в его классическом представлении, чтоб в этой жизни победить –
совет, пропитанный цинизмом: сумейте полюбить себя с неимоверным эгоизмом!» Даже великий Оскар Уайльд говорил: «Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь».
«Настоящее несчастье - это эгоизм. Если любить только себя, - говорит Ф.Дзержинский, - то с приходом тяжёлых жизненных испытаний человек проклинает свою судьбу и переживает страшные муки. А где есть любовь и забота о других, там нет отчаяния...»
«Есть три разряда эгоистов: - говорит Иван Тургенев, - эгоисты, которые сами живут, и жить дают другим. Эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».
Огромным препятствием в решении разногласий является эгоизм. Этим недугом, к сожалению, страдают очень многие люди христиане. Эгоисты фанатики религиозники не могут правильно рассуждать, поскольку видят только свою правду, свои достоинства, упуская при этом или не желая замечать своих недостатков. А если в человеке эгоизм будет соседствовать с придирчивостью, то беды не миновать. Иногда оба супруга страдают этим недугом, а иногда только один из них. Если оба супруга будут эгоистами, то в такой семье днем и ночью станут вспыхивать ссоры, поскольку оба видят недостатки друг друга, но при этом не замечают своих собственных. В этом случае сложно исправить супругов, так как каждый из них считает себя невиновным, не желает слушать никого, и все увещевания, советы и наставления не дадут никакой пользы. Например, если они вместе смотрят какую-нибудь телепередачу или фильм, в котором осуждается некий человеческий недостаток, и эта негативная черта присуща одному из супругов, то второй обязательно заявит другому о том, как тот похож на того подлого героя фильма, будет унижать и высмеивать его за наличие этого изъяна. Или, например, один из супругов покупает другому книгу по этикету, чтобы «его вторая половина» ознакомилась с ней и исправилась, но сам при этом не соизволит даже заглянуть в нее, поскольку считает себя человеком без недостатков» - /Сура/.
Иными словами, если хорошенько разобраться, эгоизм – это глупость, а смирение – благоразумие, потому что эгоист никогда не насыщается, а, следовательно, он постоянно пребывает в печали, тогда как смиренный всегда всем доволен. Более того, эгоист ежеминутно обеспокоен тем, как на него смотрят другие и как они к нему относятся, печется о том, чтобы привлечь их внимание и стяжать похвалу.
Эта ужасная болезнь порой заходит в человеке так далеко, что он перестает чувствовать свой эгоизм и самолюбие вовсе. Почему они не должны проповедовать себя: чтобы не стать эгоистически себялюбивыми. Потому что они всего лишь глиняные сосуды, не имеющие сами по себе никакой ценности или имеющие очень незначительную ценность.
Павел очень сурово укоряет коринфян за их отношение к этому делу: «И вы возгордились» - /1Кор.5.2/. Возможно, они гордились этим развращенным человеком. Быть может, он был образованным, знающим и поэтому весьма уважаемым, имел много приверженцев, хвалившихся им как своим лидером. А что можно на авторитета церкви пастыря сказать, что он эгоист?
Вместо того что бы скорбеть о его падении и испытывать чувство стыда за него, они продолжали восхвалять его и по-прежнему гордились им. Нередко следствием гордости или самодовольства бывает неумеренная привязанность к человеку, делающая нас слепыми к их недостаткам, так же как и к своим собственным. Только истинное смирение может заставить человека увидеть и признать свои ошибки. Гордые люди либо не замечают их, либо искусно маскируют, либо преподносят свои пороки как добродетели. Те, что восхищались дарами этого человека, виновного в грехе кровосмешения, могли проглядеть его ужасный проступок или не придать ему серьезного значения. Или. Возможно, возгордились члены церкви, принадлежавшие к оппозиционной партии. Они гордились собой, потому что стояли в истине, и унижали того, кто упал. Превозноситься над теми, кто впал в ошибку или грех, - великое зло. Мы должны оплакивать согрешивших, а не превозноситься над ними. Вероятно, это было результатом их разделений. Враждующая партия использовала это позорное падение в своих интересах и была рада такой возможности».
«Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» - /2Кор. 10.18/. Из всех видов лести наихудшей является лесть самому себе, и самовосхваление не лучше, чем самообман. В самом лучшем случае, самовосхваление не есть слава и часто бывает таким же безумием, как и гордость. Поэтому, вместо того чтобы хвалиться собою, нужно стараться заслужить Божие одобрение, оно будет для нас наилучшей похвалой.
«Эгоизм – отвратителен – значит употреблять Божие благоволение для удовлетворение своего тщеславия, делать идола из самого себя» - /М.Генри/.
«Личный эгоизм, - М.Горький, - родной отец подлости». В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин являет собой образцово показательного эгоиста. Он манипулирует людьми и играет их судьбами, лишь бы развлечь себя. Так, он похищает дикарку Бэлу, но быстро теряет к ней интерес, увлекает княжну Мери, но сам, же признается, что не любит ее, что играет ее чувствами. Все его действия ранят окружающих, зато сам Григорий равнодушен к их бедам. Его беспокоит только собственная скука. В итоге все герои отворачиваются от него, и он остается один в повозке. Эгоистка - небольшая повозка, рассчитанная на одного человека.
Но оказывается, что обвиняют в эгоизме даже и христианство. И Кант, и Фейербах, и Шопенгауэр, и Толстой обвиняют христианство в том, же эгоизме. «Вера, говорит Фейербах, развивает в человеке чувство честолюбия и эгоизма; верующий считает себя отличным от других людей, превознесенным над обыкновенными смертными, владеющим особыми правами; верующие вообще аристократы, а неверующие плебеи». Обвиняют христианство в эгоизме потому главным образом, что оно предписывает своим последователям любовь к самим себе: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - /Мат. 22.39/, заповедует заботу о личном спасении. Христианская жизнь, говорят, есть созидание своего спасения; быть христианином – значит спасаться. А всякая забота о своем собственном благе есть уже эгоизм. И притом, продолжают, христианский эгоизм – необыкновенно последовательный. Он не ограничивается только одною земной жизнью, но ценой здешних страданий покупает блага загробные. Обещание в христианстве будущих вечных наград праведникам и наказаний грешникам, раз оно дастся в Новом Завете, само в себе есть мотив отнюдь не высоконравственный, а прямо эгоистический. Если бы христианская мораль предписывала христианам самоотверженную любовь к ближним и в то же время обещала, что будущее блаженство будет обратно пропорционально этой любви, а мучения – прямо пропорциональны, тогда, говорят, можно бы было признать христианство чуждым всякого эгоизма. Это вот тот фарисей, который говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» - /Лк. 18.11–12/. «Анютушка, я, право, не таков, - говорит А.Радишев, - как я тебе кажусь, и не таков, как те, о которых ты говоришь». Те, кто, христиане как «перебирают косточки» других религиозников, выявляя их недостатки, как будто бы сами имеют статус неприкосновенной святости. Разве мы не замечаем, что после таких общений мы уходим домой опустошенными и неудовлетворенными. Эгоист никогда не забудет себя; любезно обходясь с друзьями и даже милуя врагов, он не перестанет напоминать ласковую кошку, которая в одну секунду превращается в маленького, но яростного тигра, лишь почует ущерб своему благополучию. «Эгоизм - точка зрения или жизненная позиция человека, ориентированная на удовлетворение только его собственных интересов как высшего блага, без рассмотрения интересов окружающих». Т.е. эгоист считается только с тем, что нужно ему самому и не задумывается над тем, могут ли его интересы нанести вред окружающим его людям и также его совершенно не волнуют интересы ближних».
«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, - говорит Паисий Святогорец, - а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». Если вы бережете, лишь себя и свой уют, вы в опасности. Берегитесь! Уэсли Хьюбер говорил: «Есть люди, что уже мертвы при жизни. Это те эгоисты, что считают, будто своим успехом они обязаны одной лишь собственной персоне, и, меряя себя самими же собою, они приходят к еще большему самодовольству».
Может быть, и вашей любимой буквою является «я»? Суть греха может быть выражена одной буквой «я», и вовсе не важно, является ли она у вас прописной или заглавной. Эдвин Луис Коул. Настоящее лидерство всегда начинается со служения другим, в то время как эгоизм ведет лишь к последовательному саморазрушению. Джон Раскин говорил: «Человек, которому в тягость забота о других, не представляет никакого веса и для окружающих. Конечно же, быть слугой кому-то - вряд ли для нас естественное состояние. Мы все, как правило, думаем в первую очередь о себе. Именно поэтому девяносто семь процентов людей, пробуя новую ручку, пишут свои имена. И когда вопреки нашей склонности во всем искать, сначала выгоду себе мы забываем о том, кому достанутся лавры, и самозабвенно делаем свое дело, успех бывает наиболее ощутимым.
Когда вы отдаете людям всего себя, то удостаиваетесь величайшего вознаграждения. Винсент Пил как-то заметил: «Человек, живущий лишь для себя, всегда неудачник. И он останется им даже при несметном богатстве, власти и положении. Тщеславие способно совершить одно-единственное чудо - превратить вас в глупца». Человек, верящий только в себя, обречен на жизнь в очень маленьком мире. Самый быстрый способ стать счастливым это: «Думая о благе ближних, - всегда забывая о себе».
Генри Кортни говорил: Стоит успеху голову вскружить, и человек уже не замечает ямы под ногами. Раздутое до невиданных размеров самомнение показывает лишь истинный объем работы, что предстоит проделать человеку, чтобы стать чуть лучше. «Самыми большими увеличительными стеклами в мире являются наши глаза, когда мы смотрим на себя»- /Александр Поп/.
«В обществе в последнее время активно развивается эгоизм. И к нему уже не относятся как к чему-то негативному. Напротив, и телевидение, и светская печать, и, особенно, реклама проповедуют любовь к себе как самую удобную и перспективную жизненную позицию. Иногда «инфицированными» такими настроениями оказываются и церковные люди. Что можно им сказать? Эгоизм как жизненная позиция не можем быть перспективным. Разве что ненадолго. Когда заботы о личной выгоде, о своих удобствах делаются ведущими в нашей жизни, то из нее неизбежно уходит любовь к близким и ко всем окружающим. А затем уходит и Христос. Какие же тут перспективы? «Без Бога ни до порога», – говорят в народе. А придет ли на помощь к нам Господь в каких-то наших делах, если мы во всем руководствуемся не любовью, которую должны проявлять к ближнему, а лишь своими эгоистическими соображениями?»
«Многие согласятся, что главная причина жестокости в сегодняшнем мире – это эгоизм. Семена эгоцентризма, посеянные ещё десятилетия, назад так называемые поколением «Я», породили общество, большинство членов которого сосредоточено в основном на самих себе. Многие! Чтобы добиться своего - готовы пойти на всё. Даже на жестокие действия. И это можно сказать не только об отдельных людях, но и о целых народах».
Как видим, ваша личная оценка людей не всегда справедлива при выборе друзей для проповеди. Но давайте подойдем к этому вопросу совсем с другой стороны. Когда человек выбирает себе друзей, он поступает здесь, как эгоист, оценивая людей, исходя из своей пользы. Тогда на каком основании они, ваши друзья, должны отказываться от своего эгоизма, быть честными и проявлять верность по отношению к вам? Кто вы такой?! Тогда может быть стоит успокоиться и смириться с этим человеческим несовершенством и довольствоваться угождением друг другу в рамках личных симпатий и общих интересов?
А если и вправду нет достойных людей, с кем же идти на проповедь? Может быть, тогда не идти никуда, или идти одному? Но даже если такие люди найдутся, они все равно будут в ваших глазах недостойными, если вы смотрите на них, исходя из своих личных требований к ним. Любой человек обязательно вам чем-нибудь да не угодит. Поэтому каждому последователю Христа следует изменить свое отношение к друзьям и начать смотреть на них и на самого себя глазам Иисуса. В этом случае ему следует задуматься уже над другим вопросом: а возьмет ли Иисус меня в ученики?
Сохранять качества открытости и взаимопомощи. Способности к приятию и доверию к ближним, отказавшись следовать общему эгоистическому правилу, - таково во многом содержание христианского подвига сегодня.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Кусочек автобиографической зарисовки - Лялин Андрей Владимирович (LAVScan) Каждая Зарисовка, это Одна из моих Индивидуальных Судеб, в которых я Жил Раннее, и Продолжаю Жить - Сейчас. Это Часть моей Личности и Жизни. Это Часть Меня. Все о чем я пишу на этих страницах, я пишу о самом себе, и о тех других, в которых Проявлено мое Сознание. Возможно кому-то, это покажется странным, ибо на Земле Сознание обычно связано только с Одной Личностью и с Одной Судьбой. Это верно, для Закрепощенного и Ограниченного (Одним только Разумом) Сознания. Для Свободного Сознания (Основой которого является не столько Разум, сколько Дух и Сердце) – Нет Предела Ни в Судьбах, Ни в Личностях, Ни во Времени, Ни в Пространстве.
Мы слишком Мало Знаем о Человеке. Настолько Мало, что Не Представляем Себе: Откуда Он Берется (Откуда и Зачем Приходит в Этот Несовершенный Мир), и Куда Впоследствии - Исчезает (Куда Уходит из Этого, Ставшего Ему уже Неинтересным - Мира). Обо Всем Том, что Он Делает (в Части, Прожитой Им на Земле - Жизни), - Мы Судим (Мерим) лишь по Своим Скудным Личным Привязанностям и Общим Заблуждениям, которые у Большинства из Нас, настолько Развиты и Переплетены с Ошибками Наших Нынешних и Прошлых Воплощений, что Большего - Ни Где и Быть Не Может. Это связано с Намеренным Ограничением Наших Возможностей, - Нашими Сомненьями. То есть, – Нами Самими. Ибо Мы, Имея от Рождения - БОльшее, Пытаемся Осмыслить из Него, лишь - МЕньшее. То Малое, которое Стараемся Отождествить со Своей Человеческой Психикой, которую Ошибочно, ассоциируем с Самим Собой (хотя она вовсе, не является таковой). Мы Бесконечное Грозовое Облако, но Пытаемся Заставить Свое Мышление Считать Себя - лишь Мельчайшей Каплей Дождя. Так нам Проще - Существовать с Наименьшей Требовательностью к Себе Самим и Своим Возможностям. Так нам Проще - Уходить от Ответственности за Свои Ошибки, за Нежелание Развивать Сознание и Воплощать в Своей Жизни Совершенство (что Требует от Нас Предельной Концентрации и Напряжения Всех Жизненных Сил). Мы - ВЗРОСлые Люди, которые Пытаются Представить Себя, - МАЛЫми Детьми. В Этом, ЗАКЛЮЧЕНа БОльшая Часть Наших Иллюзий, которая МЕЛЬЧИТ МИР, ДЕЛА и ДУШИ (и в конечном Итоге, - Наши СУДЬБЫ). Чем Меньше Ты Пытаешься Взвалить на Свои Плечи и ОтДАТЬ Вселенским Мирам, тем МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ (по Отношению к Ним) ТЫ САМ СТАНОВИШЬСЯ!