Пятая заповедь Десятисловия данного Моисею Богом на горе Синай, гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12).
Там же сказано: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Этот стих Библии предупреждает нас, уверенных в любви к своим детям, что если у тебя сейчас все хорошо, дом полная чаша, это не значит - навечно; нарушение пятой заповеди чревато страшными последствиями: «Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Пс.38:7), то есть не соблюдение мною заповедей отразиться на моих детях «до третьего и четвертого [рода]».
Так ли ограничена эта заповедь одними нашими родителями? Заглянем за ответом в НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ ДЛЯ МИРЯН, издания 1901 года. То, что оно для мирян говорит о том, что написано не богословским, академическим языком, и поможет нам лучше понять затронутый нами вопрос.
«Эта заповедь пятая по числу, но первая в отношении к ближним, в особенности «широка зело» (Пс. 118:96). Первые родители, затем, ближайшие лица, заменяющие родителей, и наконец – отцы в духовном смысле». Отсюда видно, что и крестные и духовные родители подпадают под пятую заповедь.
«Нет древнее и естественнее власти, как власть родительская: отцы, как вместе с тем главы семейств (патриархи), явились раньше, чем стали известны народные правители и цари. Таким образом они для детей лица священные, приставники от Самого Бога; в их воле, - дети могут видеть для себя выражение воли Божией. Долг сыновнего послушания им в слове Божием и поставляется, можно сказать, рядом с богопочитанием» (там же).
«Но если родители и порочны или сами не исполнили, какого либо важного долга в отношении к своим детям: этим не уничтожаются их права над детьми, только бы они требовали от детей законного; за то в этом случае сыновнее послушание получает еще большую цену» (там же).
Святитель Николай Сербский в Слове на пятую заповедь Декалога, пишет: «Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире».
«Когда сын или дочь, по примеру Хама, посмеиваются над своими родителями в том или другом положении их, когда порочат родителей пред посторонними лицами или в постороннем доме, разглашая об них худые вести; - тогда припоминается древний закон: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:17), закон который в Новом Завете повторил Господь Иисус Христос: «Почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4). За это самое «погаснет светильник среди глубокой тьмы» (Пр.20:20), то есть дерзкий сын будет жить как в непроходимой темноте, нигде не найдет себе счастья. И так горе дерзким детям!» (Нравственное Богословие).
Хочется добавить, что Ной, десятый патриарх от Адама, проклял не сына своего, а внука - Ханаана, за грех Хама, который посмеялся над своим отцом: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт.9:24-25). Обратите внимание, что понес все последствия греха Хама, его сын Ханаан. Тот, кто злословит своих отца и мать, не думает о своих детях, которые на себе понесут все последствия родительского греха (не путать с Судом, дети за грехи родителей не отвечают). Давайте пожалеем своих детей!
Другая подобная история в Библии, история с Авессаломом, который восстал на своего отца царя Давида, незаконно захватив правление израильским царством. Очень хорошо показано в этом рассказе, как страшно Господне правосудие, которое карает за не исполнение пятой заповеди Божественного закона. Он погибает, запутавшись своими длинными волосами в сучьях дуба (2Цар.18:10), по толкованию святых отцов, между небом и землей, как бы в ознаменование того, что его не принимает земля и отвергает небо.
Следующий пример; дочери Лота, напоив до пьяного состояния своего отца, оскорбили его, надругавшись над ним (Быт.19:30-38). И от этой греховной связи, произошли два больших народа: Моавитяне и Аммонитяне. Что стало с этими народами? «Ныне же так говорит Господь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством, и остаток [будет] очень малый и незначительный» (Ис.16:14).
«Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и [обитателями] горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя [их], а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга» (2Пар.20:22-23). Эти народы пропали, и память о них изгладилась, как и множество других языков, имена которых нам известны только из Пятикнижия Моисея.
Могут возразить, знатоки Писания, что Иаков, будущий патриарх, вместе с матушкой жестоко обошелся со своим отцом Исааком, обманув его, однако стал патриархом. Но не будем забывать, что после этого события, Иаков был изгнанником в родной стране, виной которого был сам, совершив грех в отношении отца. И чтобы получить прощение, и новое имя Израиль, которое возводило его в сан патриарха, ему самому пришлось двадцать лет подвергаться разного рода обманам и унижениям. И таких примеров в Библии много.
«В душевном плане пятая заповедь представляет собой учение об иерархии. Нужно подчинить себя вышестоящему звену в единой иерархической цепи, как бы включить себя в некую энергетическую сеть – подчинить, чтобы иметь возможность воспринять. Здесь непокорность старшим – это выключение себя из структуры. Без соблюдения иерархии и субординации, подчинения низшего высшему, невозможны никакое общество и никакая система, начиная с семьи и кончая государством, даже более того: начиная с атома и кончая космосом» (архимандрит Рафаил Карелин. «Умение умирать» 2003г.).
Господь Иисус Христос велел: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Эти евангельские стихи говорят не о упразднении пятой заповеди, а о том, что отцы бывают разного достоинства; плотские, крестные, духовные и даже Самого Бога мы называем Отцом. Условно получается иерархическая лестница, согласная с мыслью архимандрита Рафаила (см. выше). Попробуем подняться по ней: – отец плотский, родивший нас; отец крестный, молящийся за нас; отец духовный, учащий нас; отец всего духовенства - патриарх, отвечающий за всех, кого перечислили и наконец, Отец всего творения, сотворивший нас. Все перечисленные отцы, исключая Бога, несут ответственность за условных детей, но мера ответственности у всех разная. Вот какая широкая и серьезная пятая заповедь Десятисловия. Все это относится и к матушкам, просто тема нашего разговора ОТЕЦ.
Википедия: Патриарх (с греч. — «отец» и — «господство, начало, власть») — титул Предстоятеля Автокефальной Православной Церкви.
23 мая 2009 года во время встречи с молодежью в спорткомплексе «Измайловский», отвечая на вопрос студента Российской таможенной академии, что означает слово «Патриарх», Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл ответил: «Это греческое слово переводится как «отец отцов», и им обозначается высшее служение в Православной Церкви. Патриарху подчиняются все священнослужители», − сказал Святейший. И с этим нельзя не согласиться. Становясь христианином, человек вливается в Семью огромного размера под названием Православная Церковь. Глава этой Семьи Христос, а патриарх назван Предстоятелем, который предстоит пред Богом и несет за всех нас ответственность.
И вот с недавнего времени, начались и не прекращаются, нападки на нашего главного духовного отца, которые в разных нелицеприятных формах оскорбляют в его лице всех верующих Московского Патриархата. Пытаются смущать воцерквленную паству, сочиняя всякого рода небылицы, сами же имея по бревну в каждом из своих глаз. Кто они?
«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2Пет.2:12-14). Добавить к слову Святого Писания, нечего.
Вся эта братия: Создатель Ахиллы Плужников, Кураев, Чаплин, Невзоров и им подобные, одного поля ягодки, у которых не складывалась карьера в верховных слоях церковной иерархии. Это видно по их злобным выпадам, нескрываемой ненавистью к своей Матери Церкви. Все они считают себя обиженными Ею. Совсем недавно пели песни иного содержания, пока были в «обойме».
Вполне испив протестантской веры, за двадцать лет прибывания в православии я видел разных клириков; архиереев, которые исповедуют прихожан, как рядовые священники, до последнего человека и молодых священников с замашками архиереев. Не хочу сказать, что только православные христиане войдут в Небесное Царство, об этом нас учит притча о Неводе закинутом в море (Мф. 13:47-50). Бог волен помиловать любого, но то, что путь в это Царство неискаженно изложен только в Православной Церкви, это точно. Все двадцать лет моего православия меня больше обижали, чем ублажали. Если бы я не был уверен, что только Православная Церковь указывает верную дорогу ко спасению, давно бы сбежал в какую нибудь секту.
«Во многих случаях эта критика имеет целью дискредитацию церковного руководства, содержит призыв к расколу, и в этом смысле представляет угрозу для единства Православия. Сегодня среди живущих в странах постсоветского пространства находятся люди, стремящиеся подражать этому «радению о Православии». Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких духовных вождей и «спасителей» Православия», пишет доктор богословия протоиерей Александр Федосеев.
И с этим нельзя не согласиться. Еще не забыт, довольно свежий пример с бывшим епископом Диомидом, который в 2007 году совершил похожий выпад против Церкви и Ее Предстоятеля. Это, его выступление, принесло ему, которого до этого никто не знал, популярность халифа на час. Он увлек за собой многих, имел свой официальный сайт и форум в интернете. Хочется спросить, где же он сейчас? Давно нет ни форума, ни сайта, ни слуха о нем и его пасомых, как с ветхозаветными народами, о которых мы вспоминаем, когда открываем Моисеево Пятикнижие. Возможно одумался, почему же молчит? Двери Церкви, подобно Ноеву Ковчегу, открыты для всех, еще семь дней до прихода вод на землю (Быт.7:10), образно до Второго пришествия Христа. И нет такого греха, который бы Бог не простил. Хула на Духа Святаго, которая по словам Спасителя не прощается (Мф.12:31) - это гордыня, не желание принести покаяние. Но мало, кто, быв князем, обратно полезет в грязь, ради прощения, подобно патриарху Иакову.
Одно радует, что истинно верующие стоят на защите своего пастыря. Христос предупреждал, что настанет время и «многих прельстят». Не укладывается в голове, как это не поминать Святейшего на Литургии. Тогда и нам, подобно сектантам, не надо молиться за умерших о их спасении. Еще больше, не надо просить о еще живых, своих непутевых родственниках, а молиться только за праведников, которых нет.
Еще во втором веке существовала, так называемая «фригийская ересь». Члены этой секты, возглавляемой Монтаном, обособились от Церкви, вели строгий, аскетический образ жизни, считая только себя духовно здоровыми и святыми, презрительно относились к остальным христианам, которых считали отступниками, предающими Бога. Ересь эта была осуждена Церковью на Первом Вселенском Соборе в 325 году, но, как видим, отголоски ее слышны и до ныне.
Не правильно думать, что Церковь состоит из святых. Мы ведь не думаем, что больницы открыты для здоровых. «Церковь существует, прежде всего, для грешников, для несовершенных, для погибающих», пишет христианский философ Николай Бердяев. Сама по себе Церковь свята, но создавал Ее Господь для грешников. Это духовная лечебница, предназначенная лечить и спасать души, а больница не нужна здоровым. Все мы больны; «Как написано: нет праведного ни одного» (Рим.3:10). Все мы нуждаемся в лечении и враче, патриарх не исключение. Ведь даже самый замечательнейший и наиглавнейший врач подвержен болезням и сам нуждается в лечении. Зачем нужна больница, если все здоровы? Зачем за нас умирал Христос, если все праведники? Не понимая назначение Церкви, будучи полнейшими невеждами, не стоит судить о Ней и Её Предстоятеле со своей колокольни, а лучше помнить, что нарушение заповедей Бога не проходят бесследно.
Почему же наш патриарх молчит и не защищается? Злопыхатели думают, что он боится их «моськиного» лая и празднуют победу: «Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его» (Прем.2:19). Мне кажется, они это узнали. «Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их» (Прем.2:21).
А то, что ждет их, и их потомков было сказано выше. Единственное смягчающее обстоятельство, это их невежество, которое, по словам Иисуса Христа, дает им маленькую льготу: «А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Чего нельзя сказать о священнослужителях: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). Исключением служит покаяние.
Иногда хочется призвать «рачителей праведности» брать пример с детей алкоголиков и маргиналов. Добрые дети никогда не позволят себе оскорбить собственных родителей, какие бы они не были. Как они рыдают, когда наши службы опеки разлучают их со своими родителями. А мы, неразумные православные, даем повод еретикам в насмешках и пренебрежении к нашей вере, закрывая двери потенциальным верующим, отправляя в секты, где их принимают с распростертыми объятьями.
«Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви» - Паисий Святогорец. «Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» (Сир.7:31-33).
|