Давайте рассуждать здраво! Сок - это выжимка из какого-либо фрукта. Есть сок яблочный - выжатый из яблок. Вишневый - выжатый из вишни и т.д. Это еще почему, а? Корова - не фрукт. Но доильная машина, воздействуя на вымя коровы, выжимает из нее жидкость - доит. А значит, на упаковках молока нужно смело писать «Коровий сок»! Ну, если хотите, можно написать «Экстракт от лат. Extrahere - извлекать из коровы»… Все же веселее надоевшего «мо-ло-ко»! Но только молоко называется «молоком». Мы говорим о соке. «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «не повреди её, ибо в ней благословение»- /Ис.65.8/
Когда варишься в своём соку (замкнутости в своём кругу церкви и никого не любишь), обязательно допекут, пока жареным не запахнет в штанах – начнут, протираться, и не заметишь! Как вариться в собственном соку, если из вас выжали все соки, а потом выкинули за дверь? «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина» - /Иоил.1.10/.
Если на дереве одни листья, и оно не приносит плодов, то получается, что оно из земли берёт соки, занимает место, а толку от него никакого нет. «Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их» - /Ос.9.2/. Состояние варится в своей церкви, сок начнёт бродить и в брагу превратиться. Сок горький будет никому не нужен.
Истинный христианин подобен дереву доброму, у которого как вне, на ветвях, появляются добрые и сладкие плоды, а не горькие, так и внутри имеется добрый и сладкий, а не горький сок. Ибо от сока и плоды происходят на дереве, а какой сок в дереве, такие и плоды его появляются на ветвях.
Вереск. Только у пророка Иеремии: «Так говорит Господь проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне … /Иер.17.5./. Кто-то задается вопросом: почему в моей жизни нет плода? Ответь на вопрос: а не стал ли ты вереском? Как ты можешь приносить плод, находясь в пустыне без воды? Ты можешь пребывать в этом состоянии месяцы и годы. Люди годами живут в пустыне сухие и мертвые внутри, создавая видимость благочестивых верующих. «Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой» - /Иер.17.6/.
Есть только один выход как выбраться из этой ситуации – Бог. Войти в состояние вереска – ты не за один день засыхаешь. Это процесс, когда ты не сразу понимаешь, что жизнь уходит из тебя. Сначала ты видишь пустыню, но в тебе еще есть жизнь. Потом воды становиться меньше и постепенно сохраняя видимость жизни, становишься мертвым.
Перевод растительного термина совершенно искусственный. На средневековом и современном иврите слово (арар, также читается и арабское слово того же значения означает хвойное растение, обычно из рода Juniperus (Можжевельник). Единственный можжевельник, способный произрастать на сухих местах, изредка встречается сейчас только в южной Иордании (библейский Едом). Можжевельник финикийский (сем. Cupressaceae – Кипарисовые). Кустарник или деревце до 8 м. высотой.
Происхождение слова восходит к глаголу с исходным значением обнажать, оголять, что придает названию смысл «произрастающий на голом месте». Кроме того, листья (хвоя) можжевельника финикийского прижаты к побегу, отчего он может, был охарактеризован как «голый» (безлистный). Однако безлистные растения в степях и пустынях есть и иные – например, представители рода Epedra, невысокие голосеменные кустарники (Эфедра; сем. Epedraceae - Эфедровые). 4 вида которых встречаются в каменистых пустынях, на осыпях гор и степях Палестины. Эти растения встречаются много чаще, нежели можжевельники, и полностью исключать их из понимания стиха Иеремии нежелательно.
В значении «беспомощный», «обездоленный» (человек) слово арар присутствует также: «Призрит на молитву беспомощных» - /Пс.101.18/. «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет, как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» - /Иер.17.7-8/.
После того, как мы, - говорит Лоис Твегберг, - прочитали эту притчу о дереве проклятом и дереве благословенном, нетрудно представить себе, как должно было бы выглядеть это растение, получившее благословение – оно стоит, радуясь своему мощному росту посреди зноя и засухи – крепкие зелёные листья, сильные ветви, покрытые большими сочными плодами. «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» - /Рим.11.17.18/.
«Несколько недель тому назад мы, наслаждаясь своим последним днём пребывания в Израиле, натолкнулись на растение, которое целиком и полностью подпадает под этот образ. Это дерево представлено, оно располагается буквально в двух шагах от границ природного заповедника в Эн-Геди, славящегося своими источниками, создающими прекрасный оазис в центре Иудейской пустыни близ бесплодных соляных земель, окружающих Мёртвое море. Но самое примечательное здесь то, что это прекрасное дерево на самом деле – то самое проклятое дерево, о котором Иеремия говорит в этом отрывке. Согласно словам Н.Харивени, специалиста по растительному миру Библейских времён, древнееврейское наименование этого растения – Ар, ар, что по звучанию очень напоминает слово «проклятый» - арур. В этом и заключается игра слов, занимающая центральное место в приведённой притче. Но почему оно именуется «проклятым»? Да потому, что если к этому дереву подойдёт усталый путник, измождённый жаждой, и протянет руку к красивому крупному плоду, то его будет ожидать неприятный сюрприз. Раскрыв плод, мы услышим только звук «пш-ш-ш» и увидим, что сам плод внутри пуст, наполнен путиной и пылью, а в центре его – сухая косточка. Что-то подобное и в церкви: не замечали? Сухость любви – нет сока жизни.
Бедуины называют это дерево «проклятым лимоном» или «содомским яблоком», потому, что оно произрастает на соляных полях вокруг Мёртвого моря, там, где в своё время находились Содом и Гоморра. Следуя бедуинской легенде, когда Бог уничтожил Содом, он также проклял и плоды этого дерева. На самом же деле, это даже и не дерево, а гигантский куст молочая, на котором красуются большие стручки с семенами. Однако в понимании людей в древности дерево несло на себе отвратительно пустые плоды, вводившие в заблуждение всех, кто этого не знал. «Я сам, говорит, - Лоис Твегберг, - впервые услышал, об этом дереве от преподобного Рэй Вандер Лаан и меня поразили, и сама образность этого растения, и то, что о нём говорит Иеремия.
«По мере того, как я, - говорит Л.Твегберг, - всё более изучал иврит и пребывал на земле Израиля, мне всё больше и больше удавалось проникнуться глубинными образами этой истории. Например, на древнееврейском языке, грамматическое будущее время в притчах используется для того, чтобы показать бесконечно долго течение времени. Таким образом, на иврите это будет звучать примерно как в пословице: «Стежок, сделанный в нужное время, стоит девяти».
Если мы предположим, что будущее грамматическое время в этом отрывке из Иеремия стоит в именно таком, «притчевом» времени, как только мы увидели в русском переводе, то сами слова пророка можно будет прочитать следующим образом: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой» -/Иер.17.5.6/. Когда я начал читать эти стихи, - говорит Лоис Твегберг, - таким образом, они открылись мне совершенно по-иному. Ранее я думал, что проклятие исходило от Бога, и давалось оно для того, чтобы наказать человека за недостаток доверия к Нему. Но теперь понятно, что это более естественные последствия поступков человека. Когда я предполагаю, что моя сила исходит от самого себя, то меня наполняет тревога. Даже тогда, когда всё хорошо, мне не дано увидеть благо вокруг себя. Всё окружающее, кажется в мрачных тонах, всё похоже на бесплодную пустыню; я ощущаю себя одиноким и усталым даже тогда, когда вокруг друзья и родные. С другой стороны, когда я вверяю свою надежду Господу, то могу жить, особо не тревожась, даже в самые грозные времена. Я лично знал одну семейную пару, которая, пока была вдалеке, перенесла пожар в доме, полностью уничтоживший всё принадлежавшее им добро. Страховой агент, производивший оценку ущерба, так и не смог понять, почему они были так спокойны и сдержаны. А ведь они видели во всём происшедшем Божью руку, сохранившую их семью и, что было совершено для них очевидно, помогающую пройти им через все последствия. Они попросту «не испытывали той засухи», потому как во всём ощущали заботливую руку Господа.
Интересный контраст просматривается при изучении иврита, где становится ясно, что буквальное значение понятия «проклятый человек» - это тот, кто «не видит приближения доброго», в то время, как благословенный человек – это тот, кто «не боится приближения жары». Поначалу меня озадачило, что жара воспринимается как нечто отрицательное. Но когда во время пребывания в Эн-Геди я увидел, что термометр зашкаливает за 50 градусов по Цельсию, тогда пришло понимание…. В Израиле в летнее время, из-за жары всё сухо и мертво, а лучшее время для работы в полях – зимой. Израильтяне, как правило, смотрят на лето, как люди, живущие в средней полосе – на зиму. Для них это время трудное и угнетающее, но его не избежать каждый год. При этом Израиль особо благодарит Бога и благословляет Его, каждый раз, когда идёт дождь, приносящий жизнь измученной земле. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете готовы посетовать на дождливый день!
Ещё одно понимание, которое я, - говорит Лоис Твегберг, - почерпнул из этих стихов, - в каком-то смысле, дерево, на самом деле, само выбирает, где ему произрастать. Будет ли выбор сделан в пользу места у реки или в центре высушенной пустыни? По иронии, наше дерево арар растёт прямо на границе засоленных просторов, где с одной стороны виден пышный оазис Эн-Геди, а с другой – бесплодная гладь Мёртвого моря. Это символично, и напоминает мне мою собственную жизнь, которую бросает от исполнения энтузиазма веры в Бога, и до депрессии, цинизма, и сомнений в том, а что же принесёт день грядущий? Складывается впечатление, что я сам день за днём выбираю место своего «произрастания».
И, наконец, если посмотреть на проклятое дерево – то, что в нём не так? В принципе, оно может вырасти высоким, (большой церковью) на нём красуется множество листьев, но проблема в том, что в его плодах нет сока. По сути, дерево должно извлекать из земли дающую жизнь влагу и затем передавать её другим посредством своих плодов. Но именно этого с деревом арар и не происходит! Такое ощущение, что оно само отрезало себя от источника живой воды, решив полагаться только на свои силы. Снаружи оно выглядит превосходно, но плоды приносит пустые! В каком-то смысле, сок плода должен быть «маим Хаим - водой живой» Духа Святого, который по словам Иешуа (Иисуса) будет излит на каждого, кто поверит в Него /Ин.7.38/. Это сок результат жизни, наполненной освежающим присутствием Господа. И без этого присутствием Господа. И без этого присутствия жизнь будет пустой и бесплодной».
Смотрите, есть два образа, которые Церковь хранит, как два образа преображения, и из них складывается такая церковная символика - это хлеб и вино. Хлеб - это образ преображения. Из зерна, из одного маленького, твердого, единоличного индивидуума - зерна - получается хлеб. Для того, чтобы это зерно стало хлебом, надо, чтобы таких зерен было много; их надо все перемолоть, обратить их в пыль, потом их надо снабдить водой и замешать это тесто, иногда нужно туда добавить закваску, чтобы оно скисло. Только после этого зерно превращается в хлеб, и он печется. Смотрите, какой длинный-длинный путь преображения проходит зернышко, чтобы стать хлебом. И потом этот хлеб приносится на преломление.
Так же и виноград, он живет той же самой жизнью преображения: его топчут, стирают в порошок, этот виноград тоже бродит, он тоже проходит очень долгий путь преображения. Человек в Церкви - как зерно и как виноград. Он если придет сюда за этим - не чтобы покупать, не чтобы уносить, а чтобы быть с Богом,- то с ним неминуемо начнется этот удивительный процесс преображения. Как вы понимаете, если зерну сказать, что его буду исталкивать в пыль, а виноградине сказать, что ее истопчут, - вряд ли это кому-то понравится, вряд ли это будет воспринято как действие любви, правда ведь? Тем не менее, это ведь действие любви. Когда человек приходит к Богу по-другому, он чувствует себя совсем не так, как в другом обществе. Он вдруг чувствует, что он не такой.
«Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?» -/Суд.9.13/. И тут возникает желание: я хочу быть другим. Тогда для человека нет другого пути, кроме того, чтобы согласиться на то, чтобы с ним сделали то, что сделают с зерном или виноградом. Иначе ты должен уходить отсюда, а потом всю жизнь оправдывать свой уход тем, что эта не та Церковь, не те люди, не те пастыря, не те старушки. Ты вдруг понял, кто ты есть на самом деле, а дальше идти испугался.
«Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» - /Сир.39.32.33/.
Источник: Библия. Лоис Твегберг: «Древний язык в Библейские времена».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности