«Справедливость есть, - говорит Ф.Глинка, - лучшее украшение повествований». С правом вед (у) ли (здра) – вость? Астрея - богиня справедливости в древнегреческой мифологии.
В.В. Путин заявил, что «сегодня очевиден главный запрос граждан России – обеспечить справедливость в самом широком смысле этого слова». В своих предвыборных статьях он писал о том, что «общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости»; что «справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы». В своем выступлении в октябре 2013 г. на Инвестиционном форуме «Россия зовет!» В.В. Путин заявил: «Власть должна быть сильной, последовательной и справедливой».
«Есть несколько справедливостей: юридическая, евангельская, ветхозаветная, новозаветная, христианская. Важно в разные моменты включать разную справедливость. «Справедливым считать творцом научной идеи того, кто не только признал философскую, но и реальную сторону идеи, - говорит Д.Менделеев, - который сумел осветить вопрос так, что каждый может убедиться в его справедливости, и тем самым сделал идею всеобщим достоянием». Есть Божественная справедливость: как Бог относится к нам. Есть справедливость человеческая: как мы относимся друг к другу в повседневной жизни. Есть справедливость юридическая: как мы поступаем относительно тех или иных юридических законов, которые существуют в нашей жизни, и здесь справедливость тоже варьируется. Например, заодно и то же преступление нет одного срока, есть диапазон: от двух до семи лет, или от трех до восьми лет, или от десяти до пятнадцати лет. Для чего это? Для того чтобы поступить справедливо. Поэтому с юридической справедливостью мы когда-то сталкиваемся, но не каждый день. Божественная справедливость нас людей, что касается каждый день. А если говорить о человеческой справедливости, то мы каждый день должны рассуждать: справедливо мы среагировали или нет.
Поиск путей справедливого решения христианского вопроса данной в свободе вероисповедания религии победы был, как известно, осложнён тем наследием, которое осталось в душах христиан - гонимых, которые не понимают этой справедливости в наше время и живут тем, что её им не дают, живут ностальгией прошлого.
«Необходимо не только быть справедливым по отношению каждому, - говорит древнегреческий врач Гиппократ, - но добиваться благосклонности страдающей стороны, т.е. тех, с кем столкнулся ты при чрезвычайных обстоятельствах». Например, простая бытовая ситуация: сын сделал что-то не то. По справедливости ему надо высказать, что он поступил нехорошо. И мать должна поступить справедливо: обличить его, наставить, подсказать, а может быть даже и наказать, в чем-то ущемить, урезать и прочее. И каждый раз надо задаваться вопросом: справедливо это будет или нет, адекватно или нет? «Тот, кто любит справедливость, - говорит Т.Костюшко, - направляет к ней все свои чувства, трепещет по поводу ущерба, нанесённого ей, и согласен скорее нести бремя нищеты и испытывать суровость нужды, чем утопая в изобилии, нарушая её святость».
Если человек тебя обидел, адекватны ли будут твои ответные слова, твое поведение, твое настроение? И еще. Мы всегда хотим, чтобы с нами Бог поступал справедливо. Поэтому мы всегда должны, понимать: в каком духе мы поступаем. Это было справедливо, но спроси себя: а по любви?
– Нет, это точно.
– Не по любви. Вот и все. Сначала поднимается праведный гнев, справедливая реакция, но мы христиане, и над нашей справедливостью есть еще одно понятие – любовь. Если твоя справедливость не была в духе любви и доброжелательности, то она без любви и доброжелательности стала несправедливостью.
«Плохо то, - говорит М.Булгаков, - что люди не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании - это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие».
Но в тоже время одолевает скорбь из-за того, что они за мирскую справедливость ратуют, а за духовную - нисколько. «И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя, говорит Иаков, - в следующее время, когда придёшь посмотреть» - /Быт.30.33/. Не было в действиях Иакова никакого подвоха, - говорит М.Генри, - но присутствовало добавленное к сделке честное усовершенствование, которому самым дивным образом содействовало Божье провидение. Чтобы явить справедливость, даже начиная с малого, смиренный и честный, довольный и трудолюбивый подобным, же образом увидит в самом конце великое обогащение». «Высшая и самая характерная черта нашего народа – говорит Ф. Достоевский, - это чувство справедливости и жажда ее».
Что такое справедливость? В переводе с латинского языка само это слово означает – правильно вести – это воздаяние, соразмерное поступку подразумевает объективность.
«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»- /Жорж Вольфром/. исполнение гражданской справедливости властями – это Божье постановление. При свершении правосудия применяются весы, которые должна держать твердая и беспристрастная рука, а мы должны подчиняться ей ради Господа и видеть Его силу в действии государственных властей Соблюдение справедливости в торговле между людьми также является божественным указанием. Бог научил благоразумных людей делать весы и гири для урегулирования правильных отношений между покупающим и продавцом, чтобы никому не был нанесен ущерб; также множество других полезных изобретений для соблюдения справедливости поступило от Него. Бог повелел Своим законом, чтобы они были справедливы. Поэтому мошенничество и зло, причиняемое под видом справедливости, является великим оскорблением для Него и Его правления и беззаконием в месте суда.
«Справедливость по праву считается наивысшим из всех достоинств,- говорит Аристотель, - вызывающим большее восхищение, чем утренняя звезда и вечерняя звезда...». С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но, до сих пор вопрос, по-видимому, не решен, – что такое справедливость и как ее осуществить в жизни? Трудно людям согласиться в этом деле, потому что они чувствуют жизненное практическое значение этого вопроса, предвидят невыгодные последствия для себя и потому спорят, как заинтересованные, беспокойно и подозрительно: того гляди «согласишься» «на свою голову» – и что тогда? Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в его пользу. При этом он убежден, что толкование его правильно и что он «совершенно справедливо» относится к другим, но никак не хочет заметить, что все возмущаются его «справедливостью» и чувствуют себя притесненными и обойденными. В результате оказывается, «справедливостей» столько, сколько недовольных людей и единой, настоящей справедливости найти невозможно. А ведь, строго говоря, только о ней и стоит говорить.
Справедливость, что это за явление? Как можно описать, или измерить справедливость. Где искать? Все хотят справедливого отношения к себе. И всем, кажется, что сами они справедливы по отношению к другим. Но только никто не хочет замечать, чем справедливее чувствует себя один, тем более притесненным себя ощущает другой.
«... Давай же изберем в наставники то суждение, - говорит Сократ, - которое открылось нам сегодня и которое показывает, что этот путь в жизни - наилучший: давай жить и умирать, утверждаясь в справедливости и во всякой иной добродетели. Последуем сами призыву этого наставника и позовем за собой других».
«Справедливость в нравственном смысле, – пишет В.С. Соловьев, – есть некоторое самопожертвование; ограничение своих притязаний в пользу чужих прав. Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного».
«И видел народ деяния Симона и славу, какую старался он доставить народу своему, и поставил его своим начальником и первосвященником за то, что все это сделал он, и за справедливость и верность, которую он хранил к племени своему, всячески стараясь возвысить народ свой» - /1Мак.14.35/.
«Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека» - /В.О. Ключевский/. «Справедливость есть моральная уверенность. Следовать в физическом мире правилу «ничего лишнего» есть умеренность, в моральном – справедливость. Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее – ступени к совершенству, ниже – порок» - /Л. Толстой/.
«Справедливость в домашнем свитере», - говорили о старушке-сыщице в исполнении Джоан Хиксон. Сама Хиксон до самой смерти не признавала этого. Отказавшись идти на популярное телешоу, она заявила: «Я никогда не была никакой звездой, я просто идеальная старушка напоказ. Я думаю, что мисс Марпл - замечательная женщина с очень четким и ясным взглядом на жизнь. Она верит в справедливость и имеет чрезвычайно высокие жизненные стандарты. Она обладает поистине олимпийским спокойствием, и вы ничего не можете сказать или сделать, чтобы шокировать ее» - /А.Кристи/.
Разумеется, христианин может сделаться, если пожелает, ученым или деловым человеком, но разве он может удовлетвориться этим? Ведь он стремится к более высокому призванию. Он, как царь Давид, желает быть «человеком по сердцу Божию». Подлинный христианин - это человек, который открыл тайну, доселе неведомую философии. Он уразумел, что в глазах Божьих «идеальный человек» - это «муж по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои». «Какое удовлетворение испытывает человек, - говорит Шарль Луи Монтескье, - когда, заглянув в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое». Муж по сердцу Божию имеет доброе расположение к слабым и немощным. Он их приветствует, а не укоряет обидными словами. Хотя и справедливо было бы что-то сказать, но Давид «приветствовал их» - /1Цар.30.21/. «Почему муж по сердцу Божию так поступает? Братья, он сочувствует немощным, потому что сам недавно был в такой же ситуации, когда его хотели побить камнями. Тогда он был сильно смущён и в больших переживаниях, поэтому он сочувствует этим оставшимся».
«…ибо сего требует справедливость» - /Еф.6.1/. «Поэтому справедливость требует для христиан, - говорит Александр Филиппов, - чтобы все равные властвовали в той же мере, в какой они подчиняются, и чтобы каждый поочерёдно то - повелевал, то подчинялся». Вы - наше общее солнце, церковь, - говорит Е. И. Маурин, - и, справедливость требует, чтобы, с избытком обогрев одного, вы пролили свои свет и тепло и на других жаждущих!».
«Ибо Птоломей, по прозванию Макрон, почел за лучшее соблюдать справедливость к Иудеям, после бывших к ним несправедливостей, и старался дела с ними оканчивать мирно» - /2Мак.10.12/.
«Поэтому справедливость, найденная один раз и навсегда, скорее всего иллюзия, которая однажды может очень больно рассыпаться на мелкие ранящие кусочки вредоносного стекла» - /психолог Лидия Горькова/.
«Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его» - /Прем.1.1/. «Справедливость – первая добродетель того, - говорит Д.Дидро, - кто распоряжается, и единственная добродетель, способная остановить жалобу того, кто повинуется».
«Справедливость – это мерка, - говорит Я.Колас, - которой нужно отмерять людям так, как они того заслужили». «И если справедливо, - говорит И.Мечников, - как это часть утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания». «О, вы, которые уверовали! Справедливость - основа жизни, об этом не должно быть разногласия». Из смысла текста вытекает, что руководствуясь принципом соблюдения справедливости во всех отношениях, мы строим нашу жизнь на прочном основании Слова Всевышнего.
«Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. Поэтому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живёт и трудится пчелиный рой. В природе всё мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни» - /Леонардо да Винчи/.
Цели справедливости остаются наиболее желательными в современном мире, особенно там, где общество не хочет мириться со случаями нарушения моральных норм и законов. С самого раннего детства людей оглушают требования справедливости, и до самой старости поиск справедливости является одним из мощных рычагов развития цивилизации и утверждения справедливого общественного устройства.
Заповеданный Христом принцип справедливости требует от человека активности. «Венец справедливости – говорит Демокрит, - в смелости и неустрашимости суждения, конец же несправедливости – страх перед бедой». Не принимать навязанную позицию, но предложить доброжелательность, как норму взаимоотношений, увлекающую к уступкам, жертве, в конечном итоге, к милости. В таком контексте мы находим этот принцип в Евангелии от Луки. Этот контекст помогает понять, что справедливость является гранью между законом и любовью. Юстиция переводится именно этими двумя словами: справедливость и законность. Ниже справедливости любовь подменяется правом. Но право не имеет корней в церкви. Церковь пользуется правом, но корни его живут за её пределами. Право получает значение в церкви, когда оскудевает любовь. Это та грань, за которой нет любви. Справедливость является пределом любви.
Лестница к совершенной любви начинается с принципа справедливости: «возлюби ближнего как себя»; поступай с ним, как хочешь, чтобы с тобой поступали. К любви ведут ступени доверия, прощения, терпения, примирения. Уступая своё другому, будешь расти до того предела, когда принесёшь ему в жертву самого себя. Это вершина любви. А основание любви полагает справедливость.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Агата Кристи – мастер детективов. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности