Есть базовые принципы толкования Писания, такие как правила экзегезы и герменевтики. Но, помимо них, могут быть и дополнительные принципы толкования, такие как принципы наименьшего зла, сложности и скромности.
1. Принцип сложности и неоднородности.
Душа человека – сложная система. И эта система не является ни абсолютным добром, ни абсолютным злом.
Человеческую жизнь можно уподобить передвижениям фигур на шахматной доске. Иногда попадаются белые клеточки. Иногда – черные. У одних – больше белых полос в жизни, у других – больше черных полос. Кто-то больше делает добра, кто-то – зла. Но нет никого, только с белыми полосами и нет никого только с черными.
Это избавляет от гордости и не дает основания одним христианам возноситься над другими. Например, двое могли идти по жизни вместе по светлой полосе, но потом один из них перешел на темное поле. Обычно это приводит к ссорам и конфликтам. Начинаются взаимные обвинения и выяснение того, кто поступил правильно, а кто нет. Но часто такие ссоры и конфликты мало полезны. Потому что тот, кто в каком-то вопросе поступил неправильно, в дальнейшем может снова перейти на ближайшую «светлую клеточку». При этом, возможно, его «светлая полоса» уже будет отличаться от того, с кем он шел изначально. И возможно даже эта новая «светлая полоса» будет более светлой.
Так, к примеру, происходит при всех конфликтах и разделениях в церкви. По такой схеме рождаются многие христианские конфессии и деноминации. Классический пример – история Реформации. Изначально Мартин Лютер был католическим монахом и его христианский путь проходил в лоне католической церкви. Путь этой церкви проходил и через светлые, и через темные полосы. Причем число темных полос становилось все больше и больше. Это вызвало внутренний протест у Лютера и многих других католиков в Европе. В результате Лютер и его сторонники решились отделить себя от католической церкви.
Само такое отделение – неправильно, так как неправильно раскалывать церковь. Фактически это переход на темную клеточку в огромном жизненном пути. Но мотив этого неправильного действия был хорошим – пойти своим, более светлым путем. В итоге так и вышло. Реформация произвела большие плоды в новообразовавшихся протестантских общинах. Кроме того, их успех вызвал ревность у католиков, которые стали очищать свою церковь, делая свой путь светлее.
Подобными сложными системами являются многие исторические события и с этой точки зрения находят свое объяснение. Например, Сам Бог в конце правления царя Соломона инициировал разделение единого израильского народа (3Цар 11 гл). Возникло два новых царства – Израиль и Иудея. Это отделение принесло много горя – разделение семей, войны, духовный застой в Израиле. Но все же «светлых клеточек» от такого отделения оказалось больше. В частности, Иудея оказалась изолированной от идолопоклонства и духовного развращения в соседнем Израиле. Это позволило более чем на сто лет продлить историю независимой Иудеи с сильными очагами духовной жизни, которые в свою очередь помогли народу сохранить веру в течение семидесяти лет вавилонского плена. Что стало важным звеном подготовки народа к грядущему приходу Мессии – Иисуса Христа и Его служения.
Это пример положительных исторических событий. Но есть множество отрицательных исторических примеров, в ходе которых, скорее, увеличивалось число «темных полос» в жизни народа и общества, чем светлых.
Впрочем, для любой церкви и для любого народа у Бога есть свой «светлый путь» с отправной точкой из того положения, в котором оказалось общество, церковь и конкретный человек. Сложные проблемы можно решать по-разному. Так же, как, к примеру, можно по-разному складывать кубик Рубика. Можно фиксировать все повороты и потом совершать обратные действия, возвращаясь к исходному состоянию. Но – это долгий путь, который никогда не используют профессионалы. Гораздо проще придумать новый, уникальный для каждой ситуации, путь решения задачи по складыванию кубика.
Именно такой способ использует Господь, помогая выбраться из запутанной ситуации Своим детям, которые угодили в проблемы. Поэтому у каждого будет свой оптимальный путь. И часто он будет не похож на путь других людей. Или других церквей. Или других обществ и государств.
Непонимание этого является причиной многих ссор и конфликтов в церкви – так как каждому кажется, что его путь наиболее правильный и все должны ему следовать. Или что все церкви и деноминации должны иметь взгляды, такие как в одной какой-то церкви. Или что все государства должны идти по пути какого-то одного государства, путь которого был успешен. Хотя это не дает гарантии, что этот рецепт будет успешен для других.
2. Принцип наименьшего зла
Господь не желает, чтобы люди делали зло. Но, тем не менее, мир настолько погряз во зле, что никто не может быть на 100% добрым:
«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.»
(Св. Евангелие от Матфея 19:17)
Воля Божья – освящение человека. Но этот путь не лежит лишь по светлым полосам (как в шахматах) – это невозможно. Путь человека в воле Божьей – это, скорее, путь наименьшего зла. Выбор из двух зол меньшего.
Именно такое понимание объясняет многие моменты Писания. К примеру, в Быт 2:15 Бог сказал человеку жить в раю и возделывать его:
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.»
(Книга Бытие 2:15)
Но после грехопадения Господь выслал человека из рая, отменив Свое первоначальное повеление о возделывании Эдемского сада:
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.»
(Книга Бытие 3:22-24)
Отчего так? Оттого, что это был путь наименьшего зла. Лучше всего было человеку послушаться Бога и не есть с дерева познания добра и зла. Но когда человек ослушался Бога, то нахождение в раю стало уже большим злом, чем изгнание из рая. Так как человек мог оказаться в вечном проклятии, будучи грешен: «и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
В книге Числа 13-14 гл рассказывается история о том, как Бог повелел израильскому обществу войти в землю обетованную. Но общество отказалось повиноваться Божьему призыву, решив не идти в Ханаан. В ответ Бог наказал общество, сказав, что никто из старшего поколения не войдет в обетованную землю, кроме Халева и Иисуса Навина. Услышав это слово, общество переменило свое мнение, решив таки войти в Палестину. На что Моисей сказал им не делать этого:
«И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.
Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно;
не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши;
ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа.
Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана.
И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы.»
(Книга Числа 14:40-45)
Данная история также может объясняться принципом наименьшего зла. Наименьшим злом в данной ситуации было людям изначально послушаться Бога и таки пойти завоевывать Палестину. Но когда они отказались, то наименьшим злом уже было бродить 40 лет в пустыне. Это печально, но все же было лучше, чем быть убитыми в сражении, что и произошло с теми, кто опять не послушался.
Принцип наименьшего зла при разводе и повторном браке
Принцип наименьшего зла хорошо объясняет библейское учение о разводе и повторном браке. Наилучший вариант – это счастливо жить в браке. Но иногда в браке бывают большие проблемы, из-за которых совместное проживание уже перестает быть наилучшим вариантом (наименьшим злом). Например, когда супруг пьет, бьет жену и детей, это способно нанести больший урон делу Божьему, чем развод. В таких случаях Писание допускает развод, как наименьшее зло:
«Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.»
(Св. Евангелие от Марка 10:4,5)
«…если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.»
(Первое послание к Коринфянам 7:11)
«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.»
(Первое послание к Коринфянам 7:15)
В 1 Кор 7гл указывается наилучший вариант – помириться и жить хорошо. Но если не получается жить хорошо, то меньшим злом будет жить отдельно и не ссориться. Но и это еще не предел греха в вопросах семьи и брака. Так как есть еще большее зло – пойти на супружескую измену, т.е. прелюбодеяние. Поэтому развод не дает автоматического права на повторный брак: ««…если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим.» (1 Кор 7:11).
Прелюбодеяние же, в свою очередь, также может быть разного уровня. На меньшем уровне, наилучшим вариантом будет просто покаяться. Так сказал Иисус женщине, взятой в прелюбодеянии:
«…и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.»
(Св. Евангелие от Иоанна 8:11)
Но если прелюбодеяние зашло так далеко, что человек повторно женился и создал новую семью, например с детьми, то меньшим злом уже будет оставить все так как есть, и не разрушать новую семью и новые отношения. Тут принцип такой – раз развод это плохо, то чем меньше будет разводов, тем лучше. Плохо, что человек первый раз развелся, разрушив первую семью. Но будет еще хуже, если и второй раз разведется, разрушив и вторую семью:
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,
и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа,
но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, —
то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел.»
(Книга Второзаконие 24:1-4)
Принцип наименьшего зла – это также одна из причин того, почему Господь делает исключение для греха прелюбодеяния при разводе и повторном браке:
«…но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.»
(Св. Евангелие от Матфея 19:9)
Плохо когда распадется одна семья, но еще хуже, когда распадется и вторая семья, даже если она была создана после прелюбодеяния.
Принцип наименьшего зла в общественных процессах.
Принцип наименьшего зла подходит для описания общественных процессов. Наилучший вариант – это когда люди в стране живут мирно и счастливо. Но если случаются жестокие межэтнические конфликты, то лучше «развод», чем жестокие войны с большим кровопролитием. В таком случае сепаратизм может быть меньшим злом, чем конфликтное совместное проживание.
Иногда отделившиеся регионы могут вступать «в повторный брак» — присоединяться к другим странам. Со временем это может скреплять экономические связи этих регионов с новыми странами. И также, как в случае с семьями, наименьшим злом будет не разрушать новообразовавшийся союз.
3. Принцип скромности
Скромность – это одна из граней любви. Удивительное качество, суть которого заключается в том, что человек думает о себе не так, как думают о нем другие, а скромнее. То есть оценивает себя ниже, чем есть на самом деле:
«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.” (Лук 14:8-11).
Похожее место Писания встречается и в Лук 17:10
“Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.”
Писание рекомендует христианам считать себя «рабами ничего не стоящими». Но действительно ли дети Божьи – это рабы ничего не стоящие? Нет, конечно же. В другом месте Писания говорится совсем другое:
«Но вы — род избранный, царственное священство …»
(Первое послание Петра 2:9)
Кто же тогда христиане – цари и священники или рабы ничего не стоящие? Какая точка зрения верная? Как ни удивительно, но верны обе. С точки зрения человека стоит думать о себе не как о царе, а как о рабе. И тогда (когда мы будем думать о себе как о рабах), Бог будет думать о нас, как о царях.
Это очень хорошо показал Павел, оценивая свои успехи:
«Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.»
(Первое послание к Коринфянам 15:9,10)
Без принципа скромности сложно разобраться в том, о чем пишет Павел – с одной стороны он вроде как считает себя апостолом. С другой – пишет, что недостоин им называться. С одной стороны пишет, что больше всех потрудился. А с другой – что в этом заслуга не его, а благодати. Как это понять?
Это объяснимо только с позиции скромности. Если смотреть на ситуации глазами христианина – то нужно оценивать себя скромно. Поэтому и пишет Павел, что не считает себя апостолом и что всем обязан благодати Божьей.
Но если смотреть на ситуацию с точки зрения Бога, то Он – справедлив, а значит верно оценивает заслуги и успехи каждого. Поэтому нигде не написано, что Бог называет нас, Его детей, рабами ничего не стоящими. А наоборот, царями и священниками. А в отношении Павла, то Господь, конечно же, считал его апостолом, который много потрудился. Поэтому иногда Павел пишет о себе так как об апостоле с большими заслугами. А иногда – как о человеке, не заслуживающим быть апостолом, всем обязанным лишь благодати Божьей.
Принципом скромности можно объяснить и более чем 400-летний спор между кальвинистами и арминианами. Кальвинисты смотрят на вопрос спасения с точки зрения человека, т.е. с позиций скромности – считая, что это всецело зависит от воли Божьей и Его избрания. И это, действительно, верная точка зрения. Так и нужно христианам оценивать свою роль, в том числе и в вопросе спасения. Поэтому во многих местах Писания нам, верующим рекомендуется придерживаться именно такого взгляда.
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…»
(Св. Евангелие от Иоанна 15:16)
«и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.»
(Деяния св. Апостолов 13:48)
«так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…»
(Послание к Ефесянам 1:4,5)
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
не от дел, чтобы никто не хвалился.»
(Послание к Ефесянам 2:8,9)
Такой взгляд на вопрос спасения полезно и нужно иметь христианам из принципа скромности и полезности, чтобы избежать гордыни. Но это, конечно же, не значит, что Бог так же смотрит на механизм спасения (и роль в нем свободной воли) как это предписано делать нам. Конечно же, Бог смотрит на это по-другому. И в Его взгляде наша роль, наш выбор и наша вера, выраженная в делах, без сомнения, имеют значительно больший вес в нашем спасении:
«Смерть и жизнь — во власти языка»
(Прит 18:22).
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли!»
(Ис. 45.22)
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…»
(Мф. 11:12).
«приходящего ко Мне не изгоню вон»
(Иоанн 6:37)
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира…»
(1 Иоан. 2.2).
«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение…»
(Фил. 2:12).
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.»
(Откр 3:5)
«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи…»
(Евр. 10 26)
Это взгляд на вопрос спасения со стороны Бога. Со стороны Которого роль личного выбора человека имеет решающее значение в его судьбе и спасении.
Таким образом, принцип скромности еще раз подтверждает, что обе точки зрения, кальвинизм и арминианство, по своему верны. Обе они важны и правильны. Наверное, именно поэтому Господь поддерживает в последние столетия баланс между этими двумя доктринами. Чтобы церковь не уклонялась ни в одну, ни в другую крайность.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Простое христианство. Часть 2 - Юрий Коротких Заметки были написаны по мотивам книги повествующей о сотворении человечества, его грехопадении, Божьей любви, духовной смерти и вечной жизни. Читайте Библию.
Авторский блог - www.korotkih.blogspot.com
Христианские рассказы, притчи, статьи, видеоролики и много юмора.