Для ТЕБЯ - христианская газета

Добро и Зло
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Добро и Зло


Добро и Зло

…задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать
истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор
Еловиков Ю.М. О духовной эволюции

Постановка проблемы

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
”Что такое хорошо, и что такое плохо?”
Маяковский В.В.

Статья это несколько сумбурна и не до конца проработана. Но…

Утомили диспуты на темы морали и нравственности, особенно, на телевидении. Все о чем-то рассуждают, “формируют” мировоззрение, а понятия о существе основополагающих вещей не имеют. В результате, бесконечно блуждают в “трех соснах” и “берут друг друга на голос”.

Поэтому, извини, читатель, если, что не так. Но терпеть - сил нет.

Так, что же будоражит достопочтенную публику?

А вот то, что нет у нее ясного представления о том, что такое  хорошо, и что такое плохо.

А ведь, именно оно, позволяет верно сориентировать личностное бытие в рамках бытия общественного и, сохраняя достоинство в глазах окружающих, обрести самоуважение и уверенность в себе.

И это несмотря на то, что, практически с рождения, каждому человечку, это знание предоставляют все кому не лень - и семья, и государство, и общественные институты, и науки, и т.д. и т.п.

И все они, как один, заботятся о том, чтобы он, руководствуясь им по жизни, прежде всего, не входил в конфликт с себе подобными и успешно адаптировался в окружающем социуме.

Почему же тогда стремление избежать конфликта с обществом и успешно в него вписаться, руководствуясь соответствующими правилами и рекомендациями, вдруг приводит к конфликту с самим собой? И наоборот…

Видимо, все-таки, что-то не совсем так с этим самым знанием. А с ним, и с нормами морали, и нравственности.

И тогда он, в силу своих духовных и интеллектуальных задатков, пытается во всем разобраться самостоятельно.

Ведь, оказывается - прописанной истины нет.

Но может, ее и нет вовсе?

Многие же считают, что все вообще относительно – а если так, то и, вроде бы, никак и не отличить хорошее от плохого(конечно, если только это однозначно не определено какими-либо нормативными актами и, прежде всего, той страны в которой ты проживаешь - шутка…).

В  каждом конкретном случае, все зависит от обстоятельств и контекста. Здорово, правда? Хорошее, плохое –  в сущности, одно и то же.

А может, действительно, вообще, нет ни хорошего, ни плохого? Ну, за исключением самих слов.

Казалось бы все так. Но, думая о себе любимом, человек осознает - может для кого и относительно, а для меня - вполне определенно. Вот это - плохо, а это - хорошо. А что для меня - хорошо, для другого - плохо? Или не всегда? Но некоторые вещи - всегда.

А как же должно тогда быть, чтобы и для меня - хорошо, и для другого - тоже? И -  всегда?

Может быть, совесть поможет прояснить ситуацию?

Но “избрать совесть в качестве единственного нравственного ориентира - путь к безудержному субъективизму“ [Кайдалов Е.В. Человечность Христа].

И потом, она у всех разная, так как “…включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины…” [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, "Питер", 2001 г., с. 115].

Ну, очень все индивидуально, а, следовательно, неопределенно.

Опять что-то не то.

Так что же может помочь задумавшемуся человеку?

Прежде всего, понимание того, что, смысл простого житейского вопроса: “Что такое хорошо и что такое плохо?” заключается в желании познать Истину в определении различий между Добром и Злом.

И как следствие - ясного представления об их существе и о несомненных ориентирах в самом процессе этого познания.

Термины и определения

Итак, что же это такое - Добро и Зло?

Задаваясь этим вопросом, придется обратиться к философии. И, в частности, к этике.

В настоящее время существуют различные трактовки  этих понятий.

Наиболее распространенные -

 Добро и Зло -

 “понятия, выражающие морально положительное и отрицательное значение явлений» [Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001];

"категории этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны в действиях и поступках человека" [Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996 г., с.141];

"нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой – нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности" [Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). М., 1970-1978 г., т.8, с.371];

оценка чего бы то ни было с точки зрения блага (например, у Платона [Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 г.] и Н.Гартмана [Гартман Н. Этика. «Владимир Даль», Санкт-Петербург, 2002 г.].

Но есть и другие, в частности -

Добро и Зло “осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека…Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки”[Гусейнов А., Апресян Р. Этика. М., 1998 г., с. 243];

или,

Добро есть то же, что и Зло, а Зло - то же, что Добро. Уменьшение же Добра есть Зло (честно говоря, не помню автора);

или,

Добро и Зло - некие моральные и духовные добро и зло [Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике];

или,

Добро – “некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах - в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества” - об основе философии Соловьева [Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.]

и т.д. и т.п.
Единообразия, как говорится, нет, но общее присутствует - объяснения сущности  Добра и Зла, ограничиваются пространными рассуждениями за рамками их лингвистического смысла и взаимосвязи с иными, философскими понятиями. Т.е., по сути дела, вне какой бы то ни было языковой системы (прямо Вавилон какой-то, честное слово), что само по себе является ошибочным с точки зрения научного подхода к данной задаче.

А есть ли, вообще, эти системы?

Да, конечно, есть. Так или иначе, они уже сложились, и, прежде всего, это энциклопедические словари.

В частности, в этой статье, в качестве такой языковой системы, принят Большой Энциклопедический словарь. Все-таки это то, что общепринято называть настольной книгой народных масс. И эту его особенность  можно трактовать как факт того, что сведения, представленные в нем, есть наиболее бесспорные и, даже общепринятые, в настоящее время.

Итак, для того чтобы разобраться в том, что такое Добро и Зло, за основу взята языковая система - Большой Энциклопедический словарь.

А ниже, в алфавитном порядке, представлены его трактовки основных понятий, относящихся к интересующему нас вопросу.

АНТАГОНИЗМ (ОТ ГРЕЧ . ANTAGONISMA – СПОР, борьба), противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

ДОБРО И ЗЛО - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.

ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение.

ИДЕАЛИЗМ (ФРАНЦ . IDEALISME от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое – вторично.

ИСТИНА - соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

КАТЕГОРИИ (ОТ ГРЕЧ . KATEGORIA - ВЫСКАЗЫВАНИЕ; ПРИЗНАК) - в философии - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.

МАТЕРИАЛИЗМ (ОТ ЛАТ . MATERIALIS - ВЕЩЕСТВЕННЫЙ) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи.

МОРАЛЬ (ОТ ЛАТ . MORALIS - НРАВСТВЕННЫЙ) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

ОБЪЕКТ (ОТ ЛАТ . OBJECTUM - ПРЕДМЕТ) - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ПОНЯТИЕ - 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

РЕЛИГИЯ (ОТ ЛАТ . RELIGIO – НАБОЖНОСТЬ, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - философские категории; содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении; синонимы: идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.

СУБЪЕКТ (ОТ ЛАТ . SUBJECTUS - ЛЕЖАЩИЙ ВНИЗУ - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУЩНОСТЬ - философская категория, это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках.

ЭТИКА – (ГРЕЧ . ETHIKA от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: Этика Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах.

ЯВЛЕНИЕ - философская категория, то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

 

Аналитика

роль философии - к анализу языка научной теории.
Цель философии - логическое прояснение мыслей.
Результат философии - не некоторое количество «философских представлений», но прояснение предложений
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 г., с. 50.


А теперь разберемся, все ли на самом деле так, как толкует Большой Энциклопедический словарь.

Итак, Добро и Зло – “категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности”.

Подставив термин “категория” получаем:

Добро и Зло – “ наиболее общие и фундаментальные понятия этики, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности”.

В итоге имеем:

Добро и Зло - существенные, всеобщие свойства и отношения либо неопределенных явлений действительности и познания, либо нравственных ценностей, если имеется ввиду, что они и есть те самые явления.

Достаточно странное получается утверждение и странность его, прежде всего в том, что как явлений Добра и Зла нет, но они возникают как свойства и отношения, характеризующие либо некие неопределенные явления, либо явления, представляющие собой нравственные ценности.

Тяготея к определенности, будем считать, что это все-таки нравственные ценности, и тогда –

Добро и Зло - существенные, всеобщие свойства и отношения нравственных ценностей, где нравственные ценности – явления действительности и познания.

 

Теперь попытаемся разобраться с тем, что же такое нравственная ценность. Заметим, что такого термина в словаре нет, но есть нравственность и ценность.

 

Нравственность(перефразируем соответствующее определение без изменения его смысла) - способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Тогда,

нравственные ценности – ценности, способа регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Подставив термин “ценность” получаем:

нравственная ценность – значимость объекта окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, в(добавлено мной для согласования) способе регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

 

Объекта окружающего мира? Что это за объект? Откуда он взялся? Непонятно.

Если под этим объектом подразумевается способ регуляции действий человека в обществе и т.д. – короче, нравственность, откуда тогда берутся нормы? Которые, получают идейное обоснование и санкционируются формами духовного воздействия. Произвольно? Отталкиваться при их определении не от чего.

 

В итоге, однозначно определить, что же такое нравственная ценность нам так и не удалось.

 

Мало того, что нравственные ценности предопределяют Добро и Зло, как свойства и отношения (только вот непонятно чего) - нет их – нет и Добра и Зла, так еще и сами по себе ничем однозначно не определяются.

 

В итоге, напрашивается просто жуткий вывод -

если некие, непонятно откуда взявшиеся нормы, санкционируемые формами духовного воздействия общества, тоже неизвестно на чем основанные, составляют нравственность, у которой есть неопределенные ценности, и которые, в свою очередь, и приобретают свойства и отношения в форме Добра и Зла, неизвестно по отношению к чему – то, что ж это за нравственность такая, совершенно ничем однозначно неопределенная – то ли она нравственность, то ли безнравственность? Не поймешь. Да и со свойствами и отношениями та же петрушка – сравнивать то не с чем. То ли это Добро, то ли Зло? То ли, вообще, одно и тоже?

 

То с чего начали, к тому же и пришли – к неопределенности в трактовке Добра и Зла, и через это к полной неясности в различии хорошего и плохого!

Какой простор для оправдания любых пороков и мерзостей!

 

И еще, отдельно, по поводу Зла как нравственной ценности.

Разве может быть нравственная ценность отрицательной? А может быть равной нулю? Единственно, что можно было бы сказать, в данном случае – Зло - категория этики, являющаяся антагонизмом понятию Добро, т.е. антинравственная ценность.

 

Почему же возникло столь противоречивое определение?

На мой взгляд, это объясняется, сугубо материалистическим восприятием этих понятий. Добро и Зло нельзя “пощупать”, их ведь просто нет как материальных явлений окружающего мира. Соответственно, нельзя и  познать. И истину, в данном случае, как соответствие знания действительности, определить тоже невозможно.

 

Ошибка же здесь в том, что явления Добра и Зла находятся вне материальной составляющей бытия – в духовной сфере. А к объектам духовного мира  не применимо механистическое восприятие (или чисто материалистические методы познания).

Безотносительно того, “щупаем” мы их, или нет,  Добро и Зло были, есть и будут. Не знаю, почему, но об этом все знают.

И обретаются они в духовной сфере - и это тоже, почему-то, всем известно.

Поэтому,

в данном случае, необходимо просто констатировать факт(априори) -

Добро и Зло - явления духовной составляющей действительности. И, следовательно, у них, как и у всех явлений, есть соответствующие свойства и отношения. А вот познаются эти свойства и отношения, главным образом,  “методом проб и ошибок”, заключающемся в их декларации и проверке общественно-исторической практикой, с точки зрения их позитивности или негативности по отношению к процессу создания совершенного Человека как высшей сущности материального мира, единственно обладающей духовным потенциалом.

 

Здесь можно отметить возможность исторических заблуждений в процессе заявления этих свойств, но это - нисколько не подрывает факта абсолютности существования явлений Добра и Зла как таковых.

Можно рассматривать как отдельный вопрос, откуда или из чего исходят эти декларации и насколько они безапелляционны, но это уже другая ипостась исследований явлений Добра и Зла, которой может быть посвящена другая работа, характер которой будет не столько философский, сколько исторический.

 

Короче, Добро и Зло – не категории, это Субъекты и Объекты этики, а еще точнее Бытия, на основе которых формируется мораль и нравственность. Т.е. –  суть сами по себе явления Бытия, изучаемые наукой о нравственности - этикой, благодаря которым она, собственно, и возникла.

Добро и Зло как явления имеют свойства и отношения. Они – абсолютны и антагонистичны.

А адекватное определение существа антагонизма между Добром и Злом – есть познание Истины, предопределяющей эталоны нравственности – нравственные ценности, на основе которых создаются нормы, составляющие способ регуляции действий человека в обществе.

И, в свою очередь, Истина, как и Добро и Зло – так же абсолютна.

 

И еще одно заявление -

явления Добра и Зла - глобальны и всеобъемлющи, и в совокупности представляют собой - Духовное Бытие.

И, отсюда, вывод - все, что не есть Добро – Зло.

 

И тогда, получается, то, что не есть истинная нравственная ценность – не нравственная ценность, и если это не истинная нравственность – это безнравственность.

Как, оказывается, все просто!

 

Следует отметить, что Духовное Бытие свойственно исключительно сознательным существам, т.е., прежде всего - человеку. Для существ, не наделенных сознанием,  Добра и Зла как явлений - нет, как нет и никакого антагонизма в их свойствах и отношениях. В связи с этим, только человек в состоянии понять, что нравственно, а что нет, и руководствоваться этим пониманием в своей жизненной практике.

Здесь сам собой напрашивается вывод – персональная нравственность человека, в конечном счете, определяется глубиной познания абсолютной Истины, предопределяющей эталоны нравственности, и характеризует то, насколько человек Человек, а не бессознательная скотина.

Поскольку человек в состоянии познавать абсолютную Истину(пусть не до конца - в какой-то части), он способен утверждать эталоны нравственности как в окружающей действительности, так и в самом себе. У него есть абсолютная свобода выбора в плане принятия решения - быть ему нравственным или нет. И, соответственно, на чью сторону в “острой борьбе” ему становиться - Добра или Зла.

И с него, в этом смысле, и спрос, как со стороны внешних репрессивных сил, так и посредством личностных душевных переживаний.

Таким образом, говоря об оценке личности как Человека, следует отметить -

глубина понимания различий между Добром и Злом характеризует ее духовную развитость,

а уровень осознанной безнравственности определяет степень ее мерзостности.

И думаю, Истина в понимании Добра и Зла открывается, прежде всего, в личностном восприятии, т.к., в данном случае, человек воспринимает их свойства ”через себя любимого”, а это куда убедительней каких бы то ни было общественных надобностей и требований.

 

Все вышесказанное, в принципе – не новость. Человечество уже давно догадалось о том, что Добро и Зло явления Бытия. И именно это заложено в основу разнообразных религиозных догм, разнящихся между собой только характером свойств, приписываемых этим явлениям.

Добро и Зло явления Бытия” - вот главный стержень любой религии.

Поэтому всякая религия представляет собой, прежде всего, этическое учение.

Очень показателен в этом смысле пример Конфуцианства.

Возникнув в Китае как учение философа Конфуция (551–479 гг. до Р. X.) о добродетелях, предопределяющих гармонию в жизни людей, со временем, оно было наполнено  религиозным содержанием. “…центральной в его учении была этическая часть, касающаяся вопросов нравствен­ного развития. Это вероучение до такой степени укоренилось в Китае, что его основатель Конфуций после  смерти был обожествлен” [Порублев Н. В. Культы и мировые религии. «Благовестник», 1994 г.].

 

Поэтому, говоря о Добре и Зле как о явлениях Бытия, следует признать, что главным декларантом их свойств и отношений на протяжении многих веков сознательной жизни человечества, в конечном счете, была и до сих пор есть, именно религия. Причем, религия – в широком смысле слова, лежащем за пределами соответствующей трактовки Большого Энциклопедического словаря. Душепопечительство, духовность – основная сфера приложения ее усилий. Религиозность человека, даже номинальная, предопределяет его нравственность.

Изучая историю религии можно наблюдать, как человечество, познавая свойства и отношения Добра и Зла, ошибалось и исправляло свои ошибки.

Приемлемость же тех или иных религиозных канонов как этических учений, претендующих на Истину, определяющую существо антагонизма между Добром и Злом, заключается в соответствии их содействия естественно-историческому процессу созидания гармоничной духовно развитой личности как венца материального мира.

 

 

Некоторые выводы

 

  1. Что такое хорошо и что такое плохо – вопрос философской этики о Добре и Зле.
  2. Общепринятые трактовки  Добра и Зла, изначально предполагают неопределенность в их понимании, в результате чего формируется искаженное мировоззрение, предполагающее простор для оправдания любых пороков и мерзостей.
  3. Добро и Зло - явления Бытия.
  4. Добро и Зло в совокупности - Духовное Бытие.
  5. Добро и Зло - абсолютны и антагонистичны.
  6. Все, что не есть Добро - Зло.
  7. Истина в познании антагонизма между Добром и Злом - абсолютна.
  8. Добро и Зло - Субъекты и Объекты этики, на основе которых формируется мораль и нравственность.
  9. Способность различать хорошее и плохое заложена в способности адекватного определения существа антагонизма между Добром и Злом.
  10. Хорошо - все то, что обладает свойствами Добра.
  11. Плохо - все то, что обладает свойствами Зла.
  12. При проблематичности в определении Истины в существе антагонизма между Добром и Злом, прежде всего, следует обращаться к господствующим религиозным канонам, как к традиционным этическим учениям, декларирующим свойства  Добра и Зла, проверенные общественно-исторической практикой.
  13. Приемлемость религиозных канонов как этических учений, претендующих на Истину в познании антагонизма между Добром и Злом, определяется их позитивностью по отношению к процессу создания совершенного Человека как высшей сущности материального мира, единственно обладающей духовным потенциалом.

 

 

p.s.

 

Вот еще прочитал:

“Добро есть единство и незнание, а зло – множественность и знание“[Станишевский О. Б.  Станишевский О. Б. Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля].

Сам автор не потрудился дать определения того, что он понимает как множественность и знание. Поэтому оглянемся опять на Большой Энциклопедический словарь.

Множественности в нем нет, а вот знание – “форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека”. Выделяют различные виды знания: обыденное (здравый смысл), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

 

В итоге - Зло - результат познавательной деятельности? А что же в данном случае познается?

Или не познается(это, если о Добре). Непонятно! И т.д. по тексту ЗНАНИЯ.

Про единство и множественность поэтому, вообще, говорить не буду.

 

 

Ссылки

 

  1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001 http://ethics.iph.ras.ru/program/program.html
  2. Большой Энциклопедический словарь http://metromir.ru/downloads/?id=3
  3. Еловиков Ю.М. О духовной эволюции http://www.itheology.ru/art/statia7.shtml
  4. Кайдалов Е.В. Человечность Христа http://t-works.narod.ru/4-3.html
  5. Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике http://www.pagez.ru/olb/055.php
  6. Станишевский О. Б. Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля http://filosofia.ru/literature/stanishevsky/civilization.shtml

 

 

Библиография

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.
  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). М., 1970-1978 г.
  3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 г.
  4. Гартман Н. Этика. «Владимир Даль», Санкт-Петербург, 2002 г.
  5. Гусейнов А., Апресян Р. Этика. М., 1998 г.
  6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 г.
  7. Порублев Н. В. Культы и мировые религии. «Благовестник», 1994 г.
  8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, "Питер", 2001 г.

 

Плешаков А.В.

Сентябрь 2006 г.

Об авторе все произведения автора >>>

Александр Плешаков, Казахстан

e-mail автора: aple@topmail.kz

 
Прочитано 22053 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Bekchi 2007-02-16 22:42:42
Уважаемый автор. Вы, действительно, заблудились. Искать ответы на вопросы бытия о добре и зле нужно не в философиях и БСЭ, ни у Маяковского, ушедшего из жизни с помощью пистолета... Было бы очень интересным, если бы вы в разделе Теология, рассмотрели вопросы добра и зла с позиции Библии. Удивительны Псалмы, которые говорят: о, если бы вы были горячим или холодным и удивили Нас... А вы - теплы. Это и есть ответ на вашу растерянность. Между Добром и злом, лежит огромная пропасть - то самое аморфное состояние души, которое заставляет человека думать: ни о чем. Та ленивая теплота, которая заставляет человека философствовать, а не побуждать к действию. Она очень удобна для зла. Ибо, кто не против вас, тот с вами... Если бы вы начали рассуждать с позиции Библейской мудрости, то исследовав, вы бы написали: мудрость - страх совершить зло. Невозможно о трансцедентальных, вне пространственно -временных понятиях судить человеческими, ограниченными вибрациями его души, категориями. Расправьте крылья вашего духа! Не бойтесь сказать правду! Начав рассуждения о добре и зле - вы уже поставили свою совесть на весы бытия, вы уже встали на путь духовный. Нужно просто и спокойно определиться: холодный или горячий? С мудростью или безрассудством? категории хорошо или плохо - не философские категории, - это категории всей человеческой жизни! Именно для решения этого важнейшего вопроса весов жизни, человек и приходит в мир нас окружающий. А вот с чем уходит? Не заблудитесь!
 Комментарий автора:
Дорогой мой комментатор,
не хотелось бы, чтобы мой ответ показался Вам несколько резковатым, но позволю себе заметить:

>Уважаемый автор. Вы, действительно, заблудились.

мне кажется странным начинать обращение к собеседнику с безопеляционного заявления типа: “ну и дурак же ты, уважаемый“. Ну да ладно…
Теперь, по существу:

>Искать ответы на вопросы бытия о добре и зле нужно не в философиях и БСЭ, ни у Маяковского, ушедшего из жизни с помощью пистолета...

Не понял, почему нельзя искать “ответы на вопросы бытия“ в философиях
ФИЛОСОФИЯ (ОТ ФИЛ ... И ГРЕЧ. SOPHIA - МУДРОСТЬ) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика
и БСЭ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (ОТ ГРЕЧ . ENKYKLIOS PAIDEIA - ОБУЧЕНИЕ ПО ВСЕМУ КРУГУ ЗНАНИЙ) - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.
А Маяковский – конечно же не учитель, а просто поэт. И тем уже интересен.

>Было бы очень интересным, если бы вы в разделе Теология, рассмотрели вопросы добра и зла с позиции Библии.

Почему же именно Библии, а не Корана или Талмуда. Ведь “в строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу”.
Все это – частности …и “это уже другая ипостась исследований явлений Добра и Зла, которой может быть посвящена другая работа, характер которой будет не столько философский, сколько исторический“.
А эта работа – о явлениях Добра и Зла как таковых. Хотя, не скрою, хотелось бы изложить свою точку зрения по поводу “Приемлемости … тех или иных религиозных канонов как этических учений, претендующих на Истину, определяющую существо антагонизма между Добром и Злом”. И, прежде всего, посвященную Христианству(но подчеркну – не исключительно Библии).

>Удивительны Псалмы, которые говорят: о, если бы вы были горячим или холодным и удивили Нас... А вы - теплы. Это и есть ответ на вашу растерянность.

С моей точки зрения, растерянность – следствие незнания и непонимания существа предмета, а когда есть аргументированная доктрина(пусть ошибочная – так опровергни ж ее!) – это уверенность.

>Между Добром и злом, лежит огромная пропасть - то самое аморфное состояние души, которое заставляет человека думать: ни о чем.

Как же так - можно думать, и ни чем?! Потрясающе! А о чем мы тогда, вообще-то, толкуем?

>Та ленивая теплота, которая заставляет человека философствовать, а не побуждать к действию. Она очень удобна для зла. Ибо, кто не против вас, тот с вами... Если бы вы начали рассуждать с позиции Библейской мудрости, то исследовав, вы бы написали: мудрость - страх совершить зло.

Опять не понял – почему я должен был рассуждать о мудрости? И о какой мудрости - как таковой или о исключительно библейской? А, кроме библейской, другая мудрость есть?
Да и “нельзя объять необъятное”. Да и еще и в локальной статье.

>Невозможно о трансцедентальных, вне пространственно -временных понятиях судить человеческими, ограниченными вибрациями его души, категориями. Расправьте крылья вашего духа! Не бойтесь сказать правду! Начав рассуждения о добре и зле - вы уже поставили свою совесть на весы бытия, вы уже встали на путь духовный. Нужно просто и спокойно определиться: холодный или горячий? С мудростью или безрассудством?
категории хорошо или плохо - не философские категории, - это категории всей человеческой жизни! Именно для решения этого важнейшего вопроса весов жизни, человек и приходит в мир нас окружающий.

Красиво. Но…
Метафоры, конечно же, обогащают нашу речь, но анализируя предмет(объект, субъект), во избежание двусмысленностей и обструкций, все-таки, следует пользоваться терминами и определениями. И все будет ясно и понятно. И кто прав, а кто не очень.

>А вот с чем уходит? Не заблудитесь!

Попытаюсь.

Олег 2008-08-09 10:39:47
Занятный сайт на эту тему:
dobro-i-zlo.narod.ru
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Дневник по книге Числа - Николай Погребняк
Записывать мысли, возникавшие при чтении Библии или во время молитвы, а также наставления, затронувшие сердце, я начал сразу же, как стал ходить в церковь. Делал это для более глубокого осмысления (пока формулируешь мысль и записываешь её, думаешь над этим откровением или назиданием). За четверть века накопился материал для цикла: "Изучаем Библию". Хотя эта книга – не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика. Советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.

Священство Аарона - Павленко Наташа
Автор: Павленко Сергей Глава из книги "Дорога за Иордан"

«Если говорим, что не имеем греха...» (1Иоан.1:8) - Александр Дмуха
Надеюсь, что мой труд поможет любящим Иисуса.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Ещё одно поздравление новобрачным - Леонтий Жидков

Поэзия :
Не воспомянет Бог греха - Михаил Потылицын

Крик души :
Вот и все... - Ирина Уданович

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100