Статья это несколько сумбурна и не до конца проработана.
Но…
Утомили диспуты на темы морали и
нравственности, особенно, на телевидении. Все о чем-то рассуждают, “формируют”
мировоззрение, а понятия о существе основополагающих вещей не имеют. В
результате, бесконечно блуждают в “трех соснах” и “берут друг друга на голос”.
Поэтому, извини, читатель, если, что не так.
Но терпеть - сил нет.
А вот то, что нет у нее ясного представления
о том, что такое хорошо, и что
такое плохо.
А ведь, именно оно, позволяет верно
сориентировать личностное бытие в рамках бытия общественного и, сохраняя
достоинство в глазах окружающих, обрести самоуважение и уверенность в
себе.
И это несмотря на то,
что, практически с рождения, каждому человечку, это знание предоставляют все
кому не лень - и семья, и государство, и общественные институты, и науки, и т.д.
и т.п.
И все они, как один, заботятся о том, чтобы
он, руководствуясь им по жизни, прежде всего, не входил в конфликт с себе
подобными и успешно адаптировался в окружающем социуме.
Почему же тогда стремление избежать конфликта
с обществом и успешно в него вписаться, руководствуясь соответствующими
правилами и рекомендациями, вдруг приводит к конфликту с самим собой? И
наоборот…
Видимо, все-таки, что-то не совсем так с этим
самым знанием. А с ним, и с нормами морали, и нравственности.
И тогда он, в силу своих духовных
и интеллектуальных задатков, пытается во всем разобраться самостоятельно.
Ведь, оказывается - прописанной истины
нет.
Многие же считают, что все вообще
относительно – а если так, то и, вроде бы, никак и не отличить хорошее от
плохого(конечно, если только это однозначно не определено какими-либо
нормативными актами и, прежде всего, той страны в которой ты проживаешь -
шутка…).
В
каждом конкретном случае, все зависит от обстоятельств и контекста.
Здорово, правда? Хорошее, плохое –
в сущности, одно и то же.
А может, действительно, вообще, нет ни
хорошего, ни плохого? Ну, за исключением самих слов.
Казалось бы все так. Но, думая о себе
любимом, человек осознает - может для кого и относительно, а для меня - вполне
определенно. Вот это - плохо, а это - хорошо. А что для меня - хорошо, для
другого - плохо? Или не всегда? Но некоторые вещи -
всегда.
А как же должно тогда быть, чтобы и для меня
- хорошо, и для другого - тоже? И -
всегда?
Но “избрать совесть в качестве
единственного нравственного ориентира - путь к безудержному субъективизму“
[Кайдалов Е.В. Человечность
Христа].
Ну, очень все индивидуально, а,
следовательно, неопределенно.
Опять что-то не то.
Прежде всего, понимание того,
что, смысл простого житейского вопроса: “Что такое хорошо и что такое плохо?”
заключается в желании познать Истину в определении различий между
Добром и Злом.
И
как следствие - ясного представления об их существе и о несомненных ориентирах в
самом процессе этого познания.
Итак, что же это
такое - Добро и Зло?
Задаваясь этим
вопросом, придется обратиться к философии. И, в частности, к этике.
В настоящее время существуют
различные трактовки этих
понятий.
Наиболее распространенные
-
Добро и Зло
-
“понятия, выражающие морально положительное и
отрицательное значение явлений» [Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и
программа. - М.:ИФ РАН,
2001];
"категории
этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны
в действиях и поступках человека" [Современная философия: Словарь и хрестоматия.
Ростов-на-Дону, 1996 г.,
с.141];
"нормативно-оценочные
категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с
одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой –
нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в
явлениях социальной действительности" [Большая Советская Энциклопедия. (В 30
томах). М., 1970-1978 г.,
т.8, с.371];
оценка чего бы то ни
было с точки зрения блага (например, у Платона
[Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 г.]
и Н.Гартмана [Гартман Н. Этика.
«Владимир Даль», Санкт-Петербург, 2002 г.].
Но есть и
другие, в частности -
Добро
и
Зло “осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или
стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно,
может иметь благие или злые последствия для человека…Добро и зло
характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е.
поступки”[Гусейнов А., Апресян Р.
Этика. М., 1998 г., с. 243];
или,
Добро есть то же, что и Зло, а Зло - то же, что Добро. Уменьшение же
Добра есть Зло (честно говоря, не помню
автора);
или,
Добро
и
Зло -
некие моральные и духовные добро
и зло [Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в
христианской этике];
или,
Добро
–
“некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах - в
индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества” - об
основе философии Соловьева [Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е
изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.]
и т.д. и т.п.
Единообразия,
как говорится, нет, но общее присутствует -
объяснения сущности Добра
и Зла, ограничиваются пространными рассуждениями за рамками их
лингвистического смысла и взаимосвязи с иными, философскими понятиями. Т.е., по
сути дела, вне какой бы то ни было языковой системы (прямо Вавилон какой-то,
честное слово), что само по себе является ошибочным с точки зрения научного
подхода к данной задаче.
А есть ли,
вообще, эти системы?
Да,
конечно, есть. Так или иначе, они уже сложились, и, прежде всего, это
энциклопедические словари.
В частности, в этой
статье, в качестве такой языковой системы, принят Большой Энциклопедический словарь.
Все-таки это то, что общепринято называть настольной книгой народных масс. И эту
его особенность можно трактовать
как факт того, что сведения, представленные в нем, есть наиболее бесспорные и,
даже общепринятые, в настоящее время.
Итак, для того чтобы разобраться в том, что такое Добро и
Зло, за основу взята языковая система - Большой Энциклопедический
словарь.
А ниже, в алфавитном порядке,
представлены его трактовки основных понятий, относящихся к интересующему нас
вопросу.
АНТАГОНИЗМ (ОТ ГРЕЧ
. ANTAGONISMA – СПОР, борьба), противоречие, характеризующееся острой борьбой
враждебных сил, тенденций.
БЫТИЕ -
философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно.
Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными
уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие,
объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории
научного знания и др.), бытие личности.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ -
объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и
общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в
смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.
ДОБРО И ЗЛО -
наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие
положительные и отрицательные нравственные ценности.
ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от
материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм),
личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа
считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство,
воображение.
ИДЕАЛИЗМ (ФРАНЦ .
IDEALISME от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений,
утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя,
природа, физическое – вторично.
ИСТИНА -
соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта
и теоретического познания. В истории философии истина понималась как
соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное
свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления
ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его
априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки
классическая трактовка истины как соответствия знания действительности
дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно
ложности гипотез и теорий.
КАТЕГОРИИ (ОТ ГРЕЧ .
KATEGORIA - ВЫСКАЗЫВАНИЕ; ПРИЗНАК) - в философии - наиболее общие и
фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения
явлений действительности и познания. Категории образовались как результат
обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание,
пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и
действительность, и др.
МАТЕРИАЛИЗМ (ОТ ЛАТ
. MATERIALIS - ВЕЩЕСТВЕННЫЙ) - философское направление, которое исходит из того,
что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что
материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление -
свойство материи.
МОРАЛЬ (ОТ ЛАТ .
MORALIS - НРАВСТВЕННЫЙ) - нравственность, особая форма общественного сознания и
вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов
регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого
обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование должного,
справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали
санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки,
одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает
исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной
философской дисциплиной - этикой.
ОБЪЕКТ (ОТ ЛАТ .
OBJECTUM - ПРЕДМЕТ) - философская категория, выражающая то, что противостоит
субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве
объекта может выступать и сам субъект.
ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта,
результатом которого является новое знание о мире.
ПОНЯТИЕ - 1) в
философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего,
которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных
предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются
предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим
для них признакам.
РЕЛИГИЯ (ОТ ЛАТ .
RELIGIO – НАБОЖНОСТЬ, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а
также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на
вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы
развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые
(буддизм, христианство, ислам).
СОЗНАНИЕ - одно
из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее
человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно
развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей
деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и
общественной.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА -
философские категории; содержание - определяющая сторона целого, совокупность
его частей; форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые
сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях
приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления
(понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание
(художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении; синонимы:
идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс
выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.
СУБЪЕКТ (ОТ ЛАТ .
SUBJECTUS - ЛЕЖАЩИЙ ВНИЗУ -
находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания
(индивид или социальная группа), источник активности, направленной на
объект.
СУЩНОСТЬ -
философская категория, это внутреннее содержание предмета, выражающееся в
единстве всех его многообразных свойств и отношений.
ЦЕННОСТЬ -
положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для
человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами
самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности,
интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой
значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах,
установках.
ЭТИКА – (ГРЕЧ .
ETHIKA от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая
мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин
впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление
философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о
природе человека, т. е. совпадала с антропологией: Этика Б. Спинозы - учение о
субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который
развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних
самоочевидных нравственных принципах.
ЯВЛЕНИЕ -
философская категория, то или иное обнаружение предмета, внешней формы его
существования.
Аналитика
роль
философии - к анализу языка научной теории.
Цель философии - логическое прояснение
мыслей.
Результат философии - не некоторое количество «философских представлений», но прояснение предложений
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 г., с. 50.
А теперь разберемся,
все ли на самом деле так, как толкует Большой Энциклопедический
словарь.
Итак, Добро и
Зло – “категории этики, характеризующие положительные и отрицательные
нравственные ценности”.
Подставив термин
“категория” получаем:
Добро и Зло –
“ наиболее общие и фундаментальные понятия этики, отражающие существенные,
всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания,
характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности”.
В итоге
имеем:
Добро и Зло -
существенные, всеобщие свойства и отношения либо неопределенных явлений
действительности и познания, либо нравственных ценностей, если имеется
ввиду, что они и есть те самые явления.
Достаточно странное
получается утверждение и странность его, прежде всего в том, что как явлений
Добра и Зла нет, но они возникают как свойства и отношения,
характеризующие либо некие неопределенные явления, либо явления, представляющие
собой нравственные ценности.
Тяготея к определенности,
будем считать, что это все-таки нравственные ценности, и тогда –
Добро и Зло -
существенные, всеобщие свойства и отношения нравственных ценностей, где
нравственные ценности – явления действительности и познания.
Теперь попытаемся
разобраться с тем, что же такое нравственная ценность. Заметим, что
такого термина в словаре нет, но есть нравственность и
ценность.
Нравственность(перефразируем соответствующее определение без
изменения его смысла) - способ регуляции действий человека в обществе с помощью
норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п.,
санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения
или осуждения).
Тогда,
нравственные
ценности – ценности, способа регуляции действий человека в обществе с
помощью норм, получающих идейное обоснование должного, справедливости и т. п.,
санкционируемых формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения
или осуждения).
Подставив термин
“ценность” получаем:
нравственная
ценность – значимость объекта окружающего мира для человека, социальной
группы, общества в целом, в(добавлено мной для согласования) способе регуляции
действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование
должного, справедливости и т. п., санкционируемых формами духовного воздействия
(общественной оценки, одобрения или осуждения).
Объекта окружающего
мира? Что это за объект? Откуда он взялся? Непонятно.
Если под этим
объектом подразумевается способ регуляции действий человека в обществе и т.д. –
короче, нравственность, откуда тогда берутся нормы? Которые, получают
идейное обоснование и санкционируются формами духовного воздействия.
Произвольно? Отталкиваться при их определении не от чего.
В итоге, однозначно
определить, что же такое нравственная ценность нам так и не
удалось.
Мало того, что
нравственные ценности предопределяют Добро и Зло, как свойства и
отношения (только вот непонятно чего) - нет их – нет и Добра и Зла, так
еще и сами по себе ничем однозначно не определяются.
В итоге,
напрашивается просто жуткий вывод -
если некие,
непонятно откуда взявшиеся нормы, санкционируемые формами духовного воздействия
общества, тоже неизвестно на чем основанные, составляют нравственность, у
которой есть неопределенные ценности, и которые, в свою очередь, и приобретают
свойства и отношения в форме Добра и Зла, неизвестно по отношению к чему
– то, что ж это за нравственность такая, совершенно ничем однозначно
неопределенная – то ли она нравственность, то ли
безнравственность? Не поймешь. Да и со свойствами и отношениями та же
петрушка – сравнивать то не с чем. То ли это Добро, то ли Зло? То
ли, вообще, одно и тоже?
То с чего начали, к
тому же и пришли – к неопределенности в трактовке Добра и Зла, и
через это к полной неясности в различии хорошего и плохого!
Какой простор для
оправдания любых пороков и мерзостей!
И еще, отдельно, по
поводу Зла как нравственной ценности.
Разве может быть
нравственная ценность отрицательной? А может быть равной нулю?
Единственно, что можно было бы сказать, в данном случае – Зло - категория
этики, являющаяся антагонизмом понятию Добро, т.е. антинравственная
ценность.
Почему же возникло
столь противоречивое определение?
На мой взгляд, это
объясняется, сугубо материалистическим восприятием этих понятий. Добро
и Зло нельзя “пощупать”, их ведь просто нет как материальных явлений
окружающего мира. Соответственно, нельзя и
познать. И истину, в данном случае, как соответствие знания
действительности, определить тоже невозможно.
Ошибка же здесь в
том, что явления Добра и Зла находятся вне материальной
составляющей бытия – в духовной сфере. А к объектам духовного мира не применимо механистическое восприятие
(или чисто материалистические методы познания).
Безотносительно
того, “щупаем” мы их, или нет,
Добро и Зло были, есть и будут. Не знаю, почему, но об этом
все знают.
И обретаются они в
духовной сфере - и это тоже, почему-то, всем известно.
Поэтому,
в данном случае, необходимо
просто констатировать факт(априори) -
Добро и
Зло - явления духовной составляющей действительности. И, следовательно, у
них, как и у всех явлений, есть соответствующие свойства и отношения. А вот
познаются эти свойства и отношения, главным образом, “методом проб и ошибок”, заключающемся в
их декларации и проверке общественно-исторической практикой, с точки зрения их
позитивности или негативности по отношению к процессу создания совершенного
Человека как высшей сущности материального мира, единственно обладающей духовным
потенциалом.
Здесь можно отметить
возможность исторических заблуждений в процессе заявления этих свойств, но это -
нисколько не подрывает факта абсолютности существования явлений Добра
и Зла как таковых.
Можно рассматривать
как отдельный вопрос, откуда или из чего исходят эти декларации и насколько они
безапелляционны, но это уже другая ипостась исследований явлений Добра
и Зла, которой может быть посвящена другая работа, характер которой
будет не столько философский, сколько исторический.
Короче, Добро
и Зло – не категории, это Субъекты и Объекты этики, а
еще точнее Бытия, на основе которых формируется мораль и
нравственность. Т.е. – суть
сами по себе явления Бытия, изучаемые наукой о нравственности -
этикой, благодаря которым она, собственно, и возникла.
Добро и
Зло как явления имеют свойства и отношения. Они – абсолютны и
антагонистичны.
А адекватное
определение существа антагонизма между Добром и Злом – есть
познание Истины, предопределяющей эталоны нравственности –
нравственные ценности, на основе которых создаются нормы, составляющие
способ регуляции действий человека в обществе.
И, в свою очередь,
Истина, как и Добро и Зло – так же абсолютна.
И еще одно заявление
-
явления Добра и
Зла - глобальны и всеобъемлющи, и в совокупности представляют собой -
Духовное Бытие.
И, отсюда, вывод -
все, что не есть Добро – Зло.
И тогда, получается,
то, что не есть истинная нравственная ценность – не нравственная
ценность, и если это не истинная нравственность – это
безнравственность.
Как, оказывается,
все просто!
Следует отметить,
что Духовное Бытие свойственно исключительно сознательным существам,
т.е., прежде всего - человеку. Для существ, не наделенных сознанием, Добра и Зла как явлений -
нет, как нет и никакого антагонизма в их свойствах и отношениях. В связи с этим,
только человек в состоянии понять, что нравственно, а что нет, и
руководствоваться этим пониманием в своей жизненной практике.
Здесь сам собой
напрашивается вывод – персональная нравственность человека, в конечном
счете, определяется глубиной познания абсолютной Истины, предопределяющей
эталоны нравственности, и характеризует то, насколько человек
Человек, а не бессознательная скотина.
Поскольку человек в
состоянии познавать абсолютную Истину(пусть не до конца - в какой-то
части), он способен утверждать эталоны нравственности как в окружающей
действительности, так и в самом себе. У него есть абсолютная
свобода выбора в плане принятия решения - быть ему нравственным или нет. И,
соответственно, на чью сторону в “острой борьбе” ему становиться - Добра
или Зла.
И с него, в этом
смысле, и спрос, как со стороны внешних репрессивных сил, так и посредством
личностных душевных переживаний.
Таким образом,
говоря об оценке личности как Человека, следует отметить -
глубина понимания
различий между Добром и Злом характеризует ее духовную
развитость,
а уровень осознанной
безнравственности определяет степень ее мерзостности.
И думаю, Истина
в понимании Добра и Зла открывается, прежде всего, в
личностном восприятии, т.к., в данном случае, человек воспринимает их свойства
”через себя любимого”, а это куда убедительней каких бы то ни было общественных
надобностей и требований.
Все вышесказанное, в
принципе – не новость. Человечество уже давно догадалось о том, что Добро
и Зло – явления Бытия. И именно это заложено в основу
разнообразных религиозных догм, разнящихся между собой только характером
свойств, приписываемых этим явлениям.
“Добро и Зло
– явления Бытия” - вот главный стержень любой
религии.
Поэтому всякая
религия представляет собой, прежде всего, этическое учение.
Очень показателен в
этом смысле пример Конфуцианства.
Возникнув в Китае
как учение философа Конфуция (551–479 гг. до Р. X.) о добродетелях,
предопределяющих гармонию в жизни людей, со временем, оно было наполнено религиозным содержанием. “…центральной в
его учении была этическая часть, касающаяся вопросов нравственного
развития. Это вероучение до такой степени укоренилось в Китае, что его
основатель Конфуций после смерти
был обожествлен” [Порублев Н.
В. Культы и мировые религии. «Благовестник», 1994
г.].
Поэтому, говоря о
Добре и Зле как о явлениях Бытия, следует признать, что главным
декларантом их свойств и отношений на протяжении многих веков сознательной жизни
человечества, в конечном счете, была и до сих пор есть, именно религия. Причем,
религия – в широком смысле слова, лежащем за пределами соответствующей трактовки
Большого
Энциклопедического словаря. Душепопечительство,
духовность – основная сфера приложения ее усилий. Религиозность человека, даже
номинальная, предопределяет его нравственность.
Изучая историю
религии можно наблюдать, как человечество, познавая свойства и отношения
Добра и Зла, ошибалось и исправляло свои ошибки.
Приемлемость же тех
или иных религиозных канонов как этических учений, претендующих на
Истину, определяющую существо антагонизма между Добром и Злом,
заключается в соответствии их содействия естественно-историческому процессу
созидания гармоничной духовно развитой личности как венца материального
мира.
Некоторые
выводы
- Что такое хорошо и что такое плохо – вопрос философской этики о Добре и
Зле.
- Общепринятые трактовки
Добра и Зла, изначально предполагают неопределенность в
их понимании, в результате чего формируется искаженное мировоззрение,
предполагающее простор для оправдания любых пороков и мерзостей.
- Добро и Зло - явления Бытия.
- Добро и Зло в
совокупности - Духовное Бытие.
- Добро и Зло - абсолютны и антагонистичны.
- Все, что не есть Добро - Зло.
- Истина в познании антагонизма между Добром и Злом
- абсолютна.
- Добро и Зло - Субъекты и Объекты этики, на основе
которых формируется мораль и нравственность.
- Способность различать хорошее и плохое заложена в способности
адекватного определения существа антагонизма между Добром и
Злом.
- Хорошо - все то, что обладает свойствами Добра.
- Плохо - все то, что обладает свойствами Зла.
- При проблематичности в определении Истины в существе антагонизма
между Добром и Злом, прежде всего, следует обращаться к
господствующим религиозным канонам, как к традиционным этическим учениям,
декларирующим свойства
Добра и Зла, проверенные общественно-исторической
практикой.
- Приемлемость религиозных канонов как этических учений, претендующих на
Истину в познании антагонизма между Добром и Злом,
определяется их позитивностью по отношению к процессу создания совершенного
Человека как высшей сущности материального мира, единственно обладающей
духовным потенциалом.
p.s.
Вот еще
прочитал:
“Добро есть
единство и незнание, а зло – множественность и знание“[Станишевский О. Б. Станишевский О. Б. Онтологические определения
понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и
воля].
Сам автор не
потрудился дать определения того, что он понимает как множественность и знание.
Поэтому оглянемся опять на Большой Энциклопедический
словарь.
Множественности в
нем нет, а вот знание – “форма существования и систематизации результатов
познавательной деятельности человека”. Выделяют различные виды знания:
обыденное (здравый смысл), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи
логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных
результатов.
В итоге - Зло
- результат познавательной деятельности? А что же в данном случае познается?
Или не
познается(это, если о Добре). Непонятно! И т.д. по тексту
ЗНАНИЯ.
Про единство и
множественность поэтому, вообще, говорить не буду.
Ссылки
- Апресян Р.Г. Этика. Общий
курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001
http://ethics.iph.ras.ru/program/program.html
- Большой
Энциклопедический словарь
http://metromir.ru/downloads/?id=3
- Еловиков Ю.М. О духовной
эволюции
http://www.itheology.ru/art/statia7.shtml
- Кайдалов Е.В. Человечность Христа
http://t-works.narod.ru/4-3.html
- Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской
этике
http://www.pagez.ru/olb/055.php
- Станишевский
О. Б. Онтологические
определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля
http://filosofia.ru/literature/stanishevsky/civilization.shtml
Библиография
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.
- Большая
Советская Энциклопедия. (В 30 томах). М., 1970-1978 г.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958
г.
- Гартман Н.
Этика.
«Владимир Даль», Санкт-Петербург, 2002 г.
- Гусейнов А., Апресян Р. Этика. М., 1998 г.
- Лосев А.Ф.
Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 г.
- Порублев Н. В. Культы
и мировые религии. «Благовестник», 1994
г.
- Современная
философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996 г.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург,
"Питер", 2001 г.
Плешаков
А.В.
Сентябрь 2006
г.