Вот уж тема так тема! И кто только не спорил по этому поводу. Все имеют своё суждение: и те, кто переживал крещение Святым Духом, и особенно те, кто не переживал его. Но, так как подавляющее большинство спорящих не переживали сего великого таинства Божьего, то судят о нём они так, как могут представить его в своём плотском воображении. Судят по земному о том, чему нет аналогов здесь, на земле. А если ещё учесть особую важность этого события – крещения Святым Духом – в жизни всей Церкви и в жизни каждого христианина…
Начну с того, что предложу вашему вниманию православное учение о крещении Святым Духом (так, для справки, без комментариев): "Миропомазание — одно из христианских таинств в Католической и Православных церквях, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идёт не о различных "дарах" Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. (Миропомазание) совершается над человеком один раз в жизни, как и (водное) крещение.
В православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, мажет тело человека особо освящённым ароматическим маслом — миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник повторяет слова: "Печать дара Духа Святого. Аминь". Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён".[1]
Чтобы разобраться в сути крещения Святым Духом: что это за духовное явление и как оно влияет на жизнь верующего, предлагаю сравнить православное учение со Священным Писанием и свидетельствами людей, переживших крещение Святым Духом. Если кого из православных верующих оскорбило моё предложение сравнить православное учение со Священным Писанием и свидетельствами людей, переживших крещение Святым Духом – что ж, не читайте главу. А тех, кто согласен вместе со мной заняться исследованием этого вопроса, должен предупредить, что вы должны настроиться на долгий путь духовного познания – познания через откровения Святого Духа. Рассуждения, которыми я поделюсь с вами в этой главе – это всего лишь мой личный духовный опыт, ещё очень несовершенный опыт.
1. Различие между рождением Свыше, крещением Святым Духом и исполнением Святым Духом
Прежде – перечислю базовые сведения о крещении Святым Духом. Первое крещение Святым Духом произошло в день Пятидесятницы и стало судьбоносным моментом в истории человечества, стало началом новозаветного служения Духа Божьего, стало рождением Церкви: причиной Её рождения, и самой жизнью Церкви сейчас и во веки веков.
Крещение Святым Духом различается с таким деянием Божьим, как рождение Свыше. В Священном Писании приведён целый ряд примеров, где спасение во Христе и крещение Святым Духом происходили в разное время. Например, Самаряне, они были крещены Святым Духом, только когда пришли Апостолы и возложили на них руки (Деян.8:14-17), или евнух, который обратился и принял водное крещение, а после, когда они с Филиппом уже вышли из воды, был крещён Святым Духом (Деян.8:36-39). Или Апостол Павел, ведь он обратился и был рождён Свыше, когда увидел Иисуса Христа, а затем принял водное крещение, после исцеления его Ананией (Деян.9), но он так же был крещён и Святым Духом: он сам об этом неоднократно свидетельствовал в Посланиях.
Во всех описанных в Библии случаях крещение Святым Духом проявляло себя, как видимое явление – видимое через говорение языками (в отличие от покаяния и обращения, которые никаких внешних доказательств не имеют; ибо кто из людей уяснит, истинно ли вы обратились в веру во Христа или лукаво).
"И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога". (Деян.10:45,46)
Теперь о различиях между рождением Свыше, крещением Святым Духом и исполнением Святым Духом.
Рождение Свыше
Дух не рождённого Свыше (от Духа Святого) человека не имеет общения с Богом: он мёртв пред Богом. После исповедания Иисуса Христа как своего Спасителя, в покаянии и с верой, Святой Дух оживляет наш дух (дух от Духа) и тогда мы вновь обретаем общение с Богом, обретаем жизнь с Богом. После рождения Свыше верующий человек уже способен духовно познавать Христа и уподобляться Ему.
"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух". (Иоан.3:3-6)
Крещение Святым Духом
Во время крещения Святым Духом, рожденный Свыше человек, весь как бы погружается в Святом Духе – и дух его, и душа его, и тело его. Воистину происходит как у Иисуса Христа: "Я в Отце и Отец во Мне (Иоан.14:10)". В этот момент уже не только наш дух, а и душа и даже тело находятся в общении и во власти Святого Духа.
И ещё, при крещении Святым Духом присутствует Иисус Христос. Именно Он крестит Святым Духом, хотя и не всегда Он явно и четко проявляет Своё присутствие (даже может быть и так что от Отца Он на расстоянии ниспосылает Святого Духа, крестя верующего, как и было в день Пятидесятницы). Ни при рождении Свыше, ни при исполнении Святым Духом Иисус Христос не присутствует и не принимает непосредственного участия.
Исполнение Святым Духом
Внешне, эмоционально исполнение Святым Духом может проявлять себя в сердце верующего подобно тому, как и при крещении Святым Духом (даже может быть и говорение на иных языках, если излился дар говорения на языках). И это вполне объяснимо, ибо и там, и там происходит сходное действие Духа Божьего – наполнение Им всего человеческого существа. Разница в том, что, во-первых, исполняться Святым Духом верующий может многократно в течение своей жизни, а во-вторых, Святой Дух здесь исходит от Отца без непосредственного ниспослания Его Иисусом Христом.
Другим отличием между крещением Святым Духом и исполнением Святым Духом является цель этих даров: крещение даётся для самого верующего, для его поддержки в вере и духовного роста, а исполнение – служебный дар для церкви, для её назидания.
Да, ещё обязательно нужно отметить, что без рождения Свыше человек не может быть ни крещён Святым Духом, ни исполнен Им. И ещё, рожденный Свыше человек может исполняться Духом, даже если он и не переживал крещения Святым Духом со знамением говорения на языках: и в истории Церкви этому множество подтверждений.
А теперь обращусь к Пятидесятнице, к Апостолам.
2. Сколько было крещено Святым Духом в день Пятидесятницы, двенадцать или сто двадцать
Кажется, какое отношение имеет выяснение вопроса: сколько человек было крещено Святым Духом в день Пятидесятницы, ведь мы занимаемся изучением сути такого явления, как крещение Святым Духом?
Не спешите с выводами, – в своё время я отвечу и на этот вопрос, а пока цитата из Священного Писания: "До того дня, в который Он (Христос) вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал... и, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. (Деян.1:2-4)". Здесь, в самом начале книги Деяний Апостолов, Евангелист Лука трижды отметил, что Иисус Христос дал поручение ждать в Иерусалиме обещанного крещения Святым Духом не всем ученикам, а только Апостолам.
Богословы, утверждающие, что и сейчас Господь крестит верующих Святым Духом со знамением говорения языками, в доказательство своего учения обычно говорят, что в день Пятидесятницы было крещено Святым Духом сто двадцать человек, цитируя при этом Библейский стих: "Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян.1:14)". Но это некорректная ссылка, так как, судя по контексту эти люди, сто двадцать человек, собрались для другого дела – для избрания двенадцатого Апостола вместо Иуды Искариота (Деян.1:15-26). Это собрание произошло ещё до дня Пятидесятницы, а о самом дне Пятидесятницы Лука говорит хотя и сразу после рассказа об избрании Матфия двенадцатым Апостолом, но уже, как об отдельном эпизоде: "При наступлении дня Пятидесятницы... (Деян.2:1)". Если бы евангелист хотел сказать, что все сто двадцать человек были вместе вплоть до дня Пятидесятницы, то логичнее было бы сказать не: "при наступлении дня...", а: "вплоть до дня...".
Второй момент, который упускают (старательно не замечают) проповедники теории о том, что в день Пятидесятницы крещено Святым Духом было двенадцать Апостолов, а не сто двадцать учеников – это то, что после крещения Святым Духом Лука ведёт речь только о двенадцати Апостолах. Не сто двадцать вышли и встали вместе с Апостолами, а только одни Апостолы.
"Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем". (Деян.2:14-16)
И ещё один момент: почему Святой Дух положил на сердце Петру позаботиться об избрании двенадцатого Апостола ещё до дня Пятидесятницы? Если бы через несколько дней, в день Пятидесятницы, были крещены Святым Духом не двенадцать Апостолов, а сто двадцать учеников Христовых, то такая спешка совсем была бы не нужна, ведь тогда Матфий и без избрания Апостолом был бы среди крещённых Духом в Пятидесятницу. Да и сам факт того, что Лука уделил столько внимания (половину главы) тому, как был избран двенадцатый Апостол, рассказывая о событиях, произошедших между Вознесением и Пятидесятницей, говорит о важности того, чтобы к Пятидесятнице было именно полное число Апостолов – двенадцать.
Есть правда некоторая зацепочка, которую при желании можно истолковать в пользу версии, что в день Пятидесятницы было крещено Святым Духом сто двадцать человек – это то, что Пётр, сказав: "они" (Деян.2:15), не уточнил, что это только Апостолы. Но эта "зацепочка" есть только в Синодальном переводе – в греческом оригинале сказано: "сии, эти", то есть: "стоящие рядом со мной", а рядом с ним стояли только Апостолы.
Итак, установлено: в Священном Писании говорится, что в день Пятидесятницы крещены Святым Духом были только двенадцать Апостолов.
Некоторые спросят: зачем автор столько внимания уделил вопросу: двенадцать или сто двадцать было крещено в Пятидесятницу? Как я уже говорил, дело в том, что приверженцы учения о крещении верующих Святым Духом со знамением говорения языками, используют утверждение о ста двадцати крещенных в Пятидесятницу, как один из аргументов для доказательства своей правоты. Но у них получилось совсем наоборот: неверно истолковав одно место Писания, они "стали лить воду на мельницу" своих оппонентов, которые учат: раз в Пятидесятницу были крещены Святым Духом только Апостолы, то и в последующем никто никогда больше не был крещён Святым Духом явным образом, со знамением говорения на языках (за редчайшим исключением, таким как Апостол Павел или сотник Корнилий). Вот так, безумное упорство некоторых богословов в неверном толковании лишь одного места Писания, свело на нет все другие Библейские доказательства о крещении Святым Духом простых верующих, свело на нет свидетельства тысяч очевидцев, лично переживших такое Крещение.
А ведь если порассуждать логически, то разве доказывает тот факт, что в Пятидесятницу были крещены Духом Святым со знамением говорения языками только Апостолы, то, что позже никто уже больше не мог пережить подобного крещения Святым Духом? Вовсе нет. Просто, Апостолы были первыми.
"Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш". (Деян.2:38,39)
"Получите дар Святаго Духа" – речь здесь идёт именно о крещении Святым Духом, таком же, какое пережили Апостолы, а не о дарах Святого Духа (о дарах Святого Духа собравшиеся вокруг Апостолов иудеи ещё понятия не имели, поэтому не могли их желать).
3. Кого и для чего Господь крестит Святым Духом
В Писании сказано: "Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. (Деян.5:32)" – значит, могут быть крещены Святым Духом не только великие служители и подвижники Божьи, а все, кто явит веру и послушание Богу. И так происходит потому что, верующие человеки получают дар Святого Духа для служения Богу, а не как некую награду за своё служение Богу.
Подумайте, почему, к примеру, во многих баптистских церквях отвергают тех, кого Господь крестил Святым Духом со знамением говорения языками, как Он даёт провещевать? Да потому что пасторы и учителя этих церквей рассуждают так: "Самый достойный быть крещённым Святым Духом является, во-первых, пастор, во-вторых, тот или тот служитель, но никак не этот новообращённый, бывший алкоголик, он ведь и с грехом-то еще толком не разделался".
Приведу пример: Билли Грэм, известный проповедник нашего времени, многократно переживавший в своей жизни исполнение Духом, столько раз являвший в служении различные дары Духа – не был крещён Святым Духом по той же самой причине. Он описывает в своей книге "Святой Дух" встречу в парке со служителем из глубинки, который рассказывал о своём переживании крещения Святым Духом. Билли Грэм, тогда уже образованный и одарённый молодой проповедник, послушал косноязычного и безграмотного, простого христианина, и решил: "Если этот был крещён, то мне уж наверняка хватит веры и молитвенной настойчивости". А Бог взял и не крестил "достойного", как Билли Грэм ни молился, ни постился и ни "напрягал" веру. Почему? Он не нуждался, а хотел лишь пополнить свой христианский опыт. Но Иисус Христос не крестит, не изливает Свою благодать и силу на тех, кто может обойтись без них.
Истина в том, что дар Святого Духа Бог изливает на немощное – там, где без Него погибают, где без Его благодати не обойдутся.
Апостолы – мы привыкли воспринимать их, как великих мужей Божьих, мы учимся у них – и это правильно. Но мы учимся у Апостолов, уже укреплённых в вере, уже получивших силу Свыше к служению. А до Пятидесятницы? Разве они были такими? Нет.
После воскресения Иисус Христос собрал учеников и повелел им не отлучаться, но ждать обещанного Святого Духа, чтобы принять силу для свидетельства и для служения (Деян.1:4,8). До крестной смерти жизнь и деятельность Иисуса Христа была связана с Израилем, теперь же Он призывает только Своих учеников, причём призывает не агитировать людей в церковь, а… в Писании сказано: "И будете Мне свидетелями" – в греческом оригинале: "засвидетельствуете свою верность".
Чтобы мы могли свидетельствовать в себе Иисуса Христа – вечного Бога, вот для чего Господь крестит нас Святым Духом.
4. Что сказано в Писании о крещении Святым Духом
"При наступлении дня Пятидесятницы все они (Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать". (Деян.2:1-4)
В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов. Это было начало, первое сошествие Духа Божьего на Церковь Христову, избранную Самим Иисусом Христом. И если бы было это не так, то крещение Святым Духом было бы не персональным действом Господа Иисуса Христа по отношению к верующему (или небольшой группе верующих, каждый член которой персонально был подготовлен Духом), а массовым действием типа выхода Израиля из Египетского рабства. Потом, как свидетельствует Писание, крещёнными Святым Духом со знамением молиться на иных языках, были и иудеи (Деян.19:5-7), и самаряне (Деян.8:14-17), и язычники (Деян.10:44-46) – всё далее и далее, но никогда крещение Святым Духом не было массовым, а всегда индивидуальным для каждого верующего.
"И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". (Деян.2:3)
СВЯТОЙ ДУХ, В ВИДИМОМ ОБРАЗЕ похож на трепещущийся лоскуток пламени белого цвета, нет, вернее будет даже сказать – похож на трепещущийся лоскуток света. Он белый, необычайной чистоты, яркий свет, ярче света солнца или электросварки, но в то же время Его свет мягкий, не режет глаза. Поражает трепетность и нежность Святого Духа, так что в Его присутствии всем сердцем понимаешь, что Он всё чувствует и видит. Даже малейшее движение мысли, малейшее желание сердца при Нём кажутся грубыми и нескоординированными движениями. А нисходит Дух медленно и трепетно, подобно тому, как вертикально, трепеща крыльями, снижается на какую-нибудь поверхность голубь (кстати, голубь – единственная птица, которая может так снижаться и садиться "по вертолетному", все остальные садятся с подлетом). Поэтому на фоне ясного голубого неба, сошествие Святого Духа напоминало снижающегося белоснежного голубя, а на фоне тёмной комнаты – снижающийся язычок белого пламени.
Посмотрите, уже подмечая детали, как в Библии описано видимое явление Святого Духа.
-- "Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью". (Исх.13:21)
-- "В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им". (Пс.98:7)
-- "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым". (Иоан.1:33).
-- "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как (греч.: как если бы, словно, приблизительно) голубь, и ниспускался на Него". (Матф.3:16)
-- "Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном (греч.: материальном) виде, как (греч.: как если бы, словно, приблизительно) голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!" (Лук.3:22)
Теперь снова вернусь ко дню Пятидесятницы: "Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием". (Деян.2:6)
Думаю, что вопрос о говорении на иных языках и о молитве на иных языках, как Дух даёт провещевать, нужно рассмотреть более внимательно, потому что эта тема вызывает особенно много споров среди богословов разных деноминаций, а также потому, что в большинстве церквей даётся неверное толкование и о том, что это за языки, которыми говорят крещённые Святым Духом, и о том, как происходит, откуда берётся в верующем человеке говорение на иных языках.
Пожалуй, нужно выделить эту тему в отдельную главу. А пока что поделюсь свидетельством о своем переживании крещения Святым Духом.
5. Моё свидетельство о крещении Святым Духом
Водное крещение я принял в Православной Церкви – крещение по вере, через искреннее и истинное покаяние. И Господь начал постепенно открывать Священное Писание – я с упоением читал Библию, с радостью ждал богослужений и особенно встреч со служителем церкви, и спрашивал его о многом. Прочитав в книге Деяний Апостолов о Пятидесятнице, помню, ещё подумал: мне, обыкновенному грешному человеку, о таком крещении даже и вообразить невозможно. Подумал и согласился со своей мыслью, как с само собой разумеющейся.
Прошло несколько дней и как-то вечером, дома, как обычно после чтения Библии я стал молиться и благодарить Господа, и во время молитвы дух мой вострепетал в воистину неземной радости. Ибо не глазами, а сердцем своим, духом своим я почувствовал, что передо мной стоит Тот, Кто видит все мои мысли. Даже малейшее, самое сокровеннейшее открыто пред Ним. И ещё я почувствовал, что Он любит меня – ТАК ЛЮБИТ! Такая любовь, такая нежность исходила от Него! И ещё что Он вечен, что над Ним ничто не властно – ни время, ни пространство, ни сила – ничто. И в тот же миг мой язык перестал меня слушаться, он не был онемевшим, но как будто кто-то управлял им, причём управление шло не из вне и не из моей головы, а откуда-то из моего сердца. Я начал говорить, говорить, говорить. Слышал, что говорю непонятные слова (голова была свежей, и я всё понимал) но продолжал говорить, потому что на душе было так хорошо, такое умиротворение, такая радость! Внутри себя, духом своим (подобно тому, как говорит в нас совесть) я услышал вопрос: "Какое ещё тебе нужно свидетельство?". А я всё говорил и говорил на языках, и подумал: "Господи! Да что может быть более сего свидетельства? Что может быть более радостного?". Потом я остался один (чувство явного присутствия Господнего Духа постепенно отошло), но продолжал молиться в духе: говорил, говорил, говорил на языках.
Жена Люба, услышав, сначала испугалась, что я теперь не смогу разговаривать нормально. На её вопрос, я написал на листочке: "Да, могу, но не хочу", и тут она поняла, что я был крещён Святым Духом. До этого мы слышали о том, что бывают люди, крещённые Святым Духом со знамением говорения на языках, но ни разу говорения на языках, как Дух даёт провещевать, не слышали, и даже понятия не имели, что это такое. На другой день я молился своими словами и подумал, что больше, наверное, не смогу молиться в духе, на иных языках. Но вскоре мой язык снова стал молиться на непонятных языках, исходящих как будто из сердца. Вскоре начать молиться на языках стало для меня так же естественно, как начать разговаривать, ибо молитва в духе стала уже как бы моей молитвой.
Несколько месяцев спустя во время богослужения, проводимого на улице, я был травмирован. В больнице, как рассказывала потом жена, не понимая, где я и кто я – я молился на иных языках и при этом кричал: "Что я говорю, почему я не понимаю ничего?". Тот случай стал для нас неопровержимым свидетельством, что дар молитвы на языках – это не самовнушение и никакая не бесовщина. Вот такое свидетельство.
Комментарий автора: Отрывок из книги "О чём спорят христиане". Здесь исследуется целый ряд вопросов, вызывающий споры между христианами различных деноминаций, в том числе вопрос: кого и для чего Господь крестит верующих Святым Духом, различие между рождением свыше от Святого Духа, исполнением дарами Святого Духа и крещением Святым Духом со знамением говорения (молитвы) на иных языках, как Дух даёт провещевать и многие другие.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 1548 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Свидетельство : Просто ожидай - Наталия Минаева Я разместила это свидетельство ради тех, кто высох и отчаялся ждать. Расслабтесь! Вы наконец дошли до границы своих возможностей,чтобы уступить место Богу в вашей жизни! радуйтесь! Потому что теперь вашу жизнь будет направлять любящий Отец! Ожидайте!