О книге Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Второе послание Иоанна – это послание человека, много повидавшего и много познавшего. Иоанн просит – не напутствует, а именно просит верующих хранить себя в истине учения Христова, в чистоте поступков и помыслов.
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ ИОАННА
1 гл. Не прикасайтесь к оскверненному, дабы самим не оскверниться
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
"Поводомъ къ сомненiямъ въ апостольскомъ происхожденiи посланiя служили частью краткость посланiя и малоизвестность его, обусловленная назначенiем его къ частному лицу (лицам) – "избранной госпоже и детям ея" (ст. 1), частью отсутствiе имени Апостола въ надписанiи посланiя (Апостол называетъ себя только пресвитеромъ). Но стоятъ авторитетныя свидетельства других представителей Церкви въ пользу принадлежности посланiя Апостлу и Евангелисту Iоанну. Канон Мураторiя упоминаетъ о несколькихъ посланiяхъ Ап. Iоанна. Св. Ириней Лiонский (130-202 гг.), бывшiй ученикомъ св. Поликарпа Смирнскаго, ученика самого Ап. Iоанна, приводитъ слова 2Iн.1:7,8,10,11, какъ подлинные слова ученика Господа, Климентъ Александрийскiй (150-215 гг.) написалъ и на это посланiе, какъ на истинно-апостольское произведенiе, свое толкованiе. Дiонисiй Александрiйский (+265 г.) и Ориген (185-254 гг.) признаютъ 2 Iоанна писанiемъ св. Апостола Iоанна. Къ тому скланяются и сами Евсевiй и бл. Iероним. И хотя сирскiй переводъ Пешито не имеетъ этого посланiя, однако св. Евремъ Сиринъ цитируетъ его, как подлинное".[1]
На основании вышеприведённой цитаты можно считать установленным авторство послания.
Теперь второй вопрос: что послужило поводом для написания послания?
Если сравнить первое, второе и третье послания Апостола Иоанна, то можно увидеть, как развивались в церквях события, вызвавшие большую его обеспокоенность. Сначала, в первом послании, Апостол предупреждает, что среди верующих возникли еретики, угрожающие духовной жизни верующих: "Дети! последнее время. И теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (1Ин.2:18,19)". Затем, во втором послании, Иоанн уточняет суть учения обольстителей, сначала вышедших из своих церквей (2Ин.1:7), а теперь под видом странствующих учителей, пытающихся проникнуть в другие. Он пишет: не принимайте и не приветствуйте их (2Ин.1:10). И в третьем послании рассказано о том, что произойдёт (судя по тексту послания, уже произошло) в случае, если верующие примут в свою церковь такого обольстителя. Постепенно обольститель, названный в первом послании антихристом, захватил власть в церкви и затем так узурпировал её, что уже не только сам посмел изгнать Апостольских посланников, но и всей церкви запретил принимать их.
И ещё одна закономерность, на которую я обратил внимание – это слова: "Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине". Сначала, в первом послании, автор пишет не конкретным адресатам, а всем церквям – по крайней, мере, церквям, находящимся в окрестностях Ефеса – города, где находился он сам (1Ин.2:20,21). Во втором послании Апостол обращается с таким приветствием уже только к одной церкви, которую он называет избранной госпожой (2Ин.1:4). А в третьем послании так приветствовал Апостол Иоанн уже только одного человека – Гайя (3Ин.1:3). Только одного из всей церкви, ибо остальные послушались Диотрефа и не захотели принять апостольских посланников.
Так Апостол Иоанн, послание за посланием, раскрывает перед нашим взором картину реальной жизни поместных церквей в конце первого столетия – жизни с её внешними и внутренними проблемами, о которых за несколько десятилетий до этого пророчески возвестил Апостол Павел, сказав: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё. (2Тим.4:3-5)".
Представляете, не спустя столетия, не в тёмном средневековье, не в наши, последние времена, а уже в конце первого века ересь, проникнув в церкви через обольщение верующих, не только разрасталась в них, а в некоторых даже узурпировала власть, изгоняя всякого, кто пребывал в истине.
ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ ИОАННА
1 гл. Не прикасайтесь к оскверненному, дабы самим не оскверниться
2Ин.1:1 Старец – избранной госпоже и детям её, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину.
"Избранной госпоже и детям её" – одни богословы считают, что послание обращено к конкретной женщине (диаконисе) и её семье, другие – что к некой поместной церкви, я же не вижу здесь повода для споров, ведь и в первом, и во втором случае подразумевается, что Апостол Иоанн написал послание к собранию верующих, а собрание верующих – это церковь.
Итак, старец обращается к поместной церкви, к своим ученикам… Апостол Иоанн просит – не напутствует, а именно просит верующих хранить себя в истине учения Христова, в чистоте поступков и помыслов. И ещё, Иоанн в послании нигде не ссылается на свою Апостольскую власть, а обращается к верующим, как равный к равным.
2Ин.1:2,3 Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
Ради истины Господь Иисус Христос создал Церковь, ради истины Святой Дух пребывает в нас, христианах, и вершит благодать Божью – всё ради истины, ибо Бог есть Истина, и нет в Нём никакой лжи.
2Ин.1:4 Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
"Нашёл из детей твоих, ходящих в истине" – раз Апостол использовал слово "нашёл, обнаружил", значит и в этой поместной церкви не все ходили в истине, а были те, кто отпал от истины, прельстившись соблазнами сатаны, отца лжи.
К сожалению, и сейчас далеко не все члены поместных церквей ходят в истине. Некоторые возлюбили ложь и ересь умышленно, из корысти, а некоторые даже не ища для себя во лжи никакой выгоды. Просто очень уж соблазнительно приукрасить действительность, выдать желаемое за действительное, и, что удивительно, при этом человек зачастую даже не задумывается, что он лицемерит. Поэтому Апостол Иоанн и написал, что обрадовался, когда нашёл некоторых из членов поместной церкви ходящими в истине (хотя бы некоторых).
2Ин.1:5,6 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
Ходить в истине
-- Это исповедовать Иисуса Христа, пришедшего воплоти. Исповедовать - значит, не просто признавать, что Иисус – Сын Божий, пришёл к нам, как человек, прожил безгрешную жизнь и умер во искупление наших грехов, а подчиняться Его слову и… явить в себе Иисуса Христа.
-- Это любить ближнего своего так, как Иисус Христос возлюбил нас, а не просто угождать желаниям, чтобы этому человеку было приятно, независимо от того, на пользу его душе идёт наша угодливость или во вред.
О любви по заповеди Христовой – см. комментарии к Ин.15:17; 1Ин.3:10.
2Ин.1:7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист.
Церкви, как сейчас, так и в первом веке, состояли не из неких абстрактных святых, а из реальных людей с их религиозными и культурными традициями, с их образом мыслей. Поэтому сначала, когда церкви состояли в основном из иудеев, Апостолам приходилось противостоять их попыткам превратить христианство в одно из иудейских религиозных течений. Потом, когда в церквях стали преобладать эллины со своими философскими учениями и культурными традициями, пришлось противостоять другим ересям, например, в конце первого века среди верующих получило распространение учение, что Иисус Христос приходил лишь в иллюзии человеческого тела. Эта ересь была связана с эллинистическим философским учением о том, что любая материя несовершенна, греховна и, следовательно, безгрешный Христос не мог быть в настоящем теле, а был в его безгрешной духовной иллюзии. Апостолу Иоанну – уже последнему из оставшихся в живых первых Апостолов – было очень важно отстоять истину в этом вопросе, ибо сия ересь была очень коварна, потому что губила корень, основу веры в спасение во Христе. Посудите сами: если бы было на самом деле так, как учили те еретики, и если бы Иисус Христос приходил лишь в иллюзии человеческого тела, то тогда получается, что и воскресения бы не было, а была лишь иллюзия воскресения в славе. И, рассуждая дальше, если не было реального воскресения Христа, то тогда вера наша основывалась бы лишь на иллюзии. Мы, человеки, живём в настоящих материальных телах, а не в их духовных иллюзиях, поэтому спасти нас может только реальное искупление за наши грехи.
Истина, которую отстаивал Апостол Иоанн, состоит в том, что Иисус Христос был в настоящем материальном человеческом теле и умер по-настоящему, и воскрес по-настоящему.
Но истина в том, что Иисус Христос был в настоящем материальном человеческом теле, и умер по-настоящему, и воскрес по-настоящему.
В утверждении истины Апостолу Иоанну вторит и Апостол Павел: "Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. (1Кор.15:19,20)".
2Ин.1:9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
В древнегреческом оригинале слово, переведённое здесь, как преступающий, означает не просто грешника, нарушителя слова Божьего, а отступника: "сворачивающий в сторону, уклоняющийся, отпадающий". Раз Апостол говорит здесь об отклонившихся от учения Христова, то, значит, в своё время эти люди покаялись и уверовали в Иисуса Христа, а потом по каким-то причинам отпали от Его благодати – их ждёт вечное отторжение от Бога (не имеет и Отца и Сына).
"Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идёт] валяться в грязи". (2Пт.2:20-22)
2Ин.1:10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
"Не приветствуйте" – древнегреч. chairo соответствует нашему: "Я очень рад Вас видеть!", или: "Желаю всего доброго!".
Братья и сестры во Христе, вы должны позаботиться о том, чтобы у еретиков не возникло никакой мысли, даже намёка, что вы поддерживаете их учение. Хотя это вовсе не означает, что вы должны вести себя с ними по-хамски или превозноситься перед ними – просто уходите, как только они начнут учить о своём. И, наоборот, вы должны всячески поддерживать тех, кто насаждает в вашей поместной церкви истину. Приветствовать и поддерживать, даже если за это можете пострадать от нечестивого церковноначальника или от властей мира сего (как Гай был гоним Диотрефом (3Ин.)).
2Ин.1:12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами.
Апостол Иоанн знал, что жизнь во Христе мы постигаем не столько от услышанных в проповедях слов, сколько, видя хождение в вере самого учителя или проповедника, видя его жизнь по водительству Святого Духа. Таким же способом учил и Иисус Христос: Он не просто дал заповеди ученикам, а Сам жил по ним и явил дела веры и верности Отцу – верности до самой крестной смерти.
2Ин.1:13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной.
То есть: "Приветствуют вас члены нашей поместной церкви". Сейчас мы настолько привыкли к тому, что верующие обращаются друг к другу: "брат, сестра", что уже даже не осознаём суть этого обращения. А в первом веке назвать кого-либо братом или сестрой значило признать за ними очень многие права, в том числе на защиту и материальную заботу.
СНОСКИ
[1] Толковая Библiя с комментариями А.П. Лопухина. Т.10, с.341,342.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.10/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1912. – 519 с.: ил
Комментарий автора: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Второе послание Иоанна – это послание человека, много повидавшего и много познавшего. Иоанн просит – не напутствует, а именно просит верующих хранить себя в истине учения Христова, в чистоте поступков и помыслов.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 7268 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по книге пророка Иоиля - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Хотя книга пророка Иоиля и не велика по объему, но глубина Божьих откровений в ней потрясающа.
Дневник по посланию к Евреям - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание к Евреям написано в первую очередь для евреев-христиан, как увещевание стоять в вере в Иисуса Христа. Кроме этого, Апостол Павел пытается объяснить всему своему народу, что Мессия, которого они ожидают, должен быть не просто сыном Давидовым, а Сыном Божьим, ибо только такой Мессия способен ввести народ в истинный покой Божий.