ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ
1 гл. Не стыдись ни благовестия Христова, ни меня, узника за веру
2 гл. Об истинном благовестии и истинной духовной брани
3 гл. Знайте же, что в церквях будут гнать, – уже начали гнать живущих по духу Христову
4 гл. Когда истина будет гонима лжепастырями и лжеучителями, уповайте на Бога, ибо Он верен
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Вместо введения приведу две цитаты.
Святитель Иоанн Златоуст вот как объясняет причины написания Апостолом Павлом второго послания к Тимофею: "Почему (апостол) пишет и второе послание к Тимофею? Прежде он говорил: "надеясь вскоре придти к тебе" (1Тим.3:14), но это не исполнилось; поэтому он, вместо своего прибытия, чрез послание утешает его, может быть, скорбевшего как по этой причине, так и по случаю принятия им в то время (епископской) власти. Ведь как бы ни были велики мужи, принимающие бразды правления Церковью, но они затрудняются, будучи со всех сторон затопляемы большими волнами дел; особенно можно сказать это о тогдашнем времени, когда было начало проповеди, когда всё было не возделано, всё враждебно, всё противодействовало. При том были ереси, порождённые иудейскими учителями, о чём (Павел) упоминал и в первом послании. Впрочем, не посланием только он утешает Тимофея, но и приглашает его к себе: "Постарайся, – говорит, – придти ко мне скоро" и: "Когда пойдешь, принеси книги, особенно кожаные" (2Тим.4:9,?13)".[1]
И второй комментарий – комментарий православного богослова А. П. Лопухина, в котором говорится о цели и духе послания: "Второе посланiе къ Тимофею особенно богато личнаго характера замечанiями, которыя составляютъ в общемъ одну пятую часть посланiя. Оно, можно сказать, представляетъ собою лебединую песнь Апостола, идущаго навстречу смерти и соединенному съ нею небесному прославленiю. Главною темою первой части посланiя является мысль о необходимости для Тимофея потерпеть страданiя вместе со Христомъ и Павломъ и верными свидетелями (2Тим.1:3-2:14). Вторая часть рисует пред нами образ Тимофея какъ учителя христiан. Апостолъ учитъ Тимофея, какъ онъ долженъ держаться по отношенiю къ современнымъ ему лжеучителямъ: онъ не долженъ вступать в мелкiе пререканiя съ ними, а говорить по самому существу вопроса и притомъ тихо, спокойно (2Тим.2:14-26). Далее Апостолъ говоритъ объ имеющихъ выступить лжеучителяхъ (2Тим.3:1-17). Наконецъ, Апостолъ призываетъ Тимофея помнить о второмъ пришествiи Господнемъ какъ пришествiи Судiи мира и предстоящемъ отшествiи из этой жизни самого Апостола (2Тим.4:1-8)".[2]
Судя по тому, что Апостол Павел написал это послание, будучи в узах в Риме и ожидая скорую смерть, оно было написано примерно в 67 году. Согласно церковному преданию, он перенёс много страданий и был обезглавлен в Риме при императоре Нероне в 67 или 68 году. На месте погребения Апостола ученики оставили памятный знак, по которому в первой половине IV века император Константин нашёл его могилу и построил там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Позже на её месте была возведена базилика.
ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ
1 гл. Не стыдись ни благовестия Христова, ни меня, узника за веру
2Тим.1:3 Благодарю Бога… что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днём и ночью.
Современный перевод РБО: "Я благодарю Бога… когда вспоминаю тебя в каждой своей молитве – непрестанно, и днём и ночью".
Апостол Павел, находясь в заключении и зная, что настаёт время его отшествия, постоянно молится о своих учениках и соратниках. В молитвах он благодарит Бога за них и беспокоится, что продолжать то, что он начал, им придётся во время гонений.
2Тим.1:5,6 Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение.
У Тимофея был Божий дар пастыря и учителя. Сей дар Тимофей получил от Духа Святого через возложение на него рук Апостола Павла. Апостол же возложил руки и благословил его не сам по себе, не по своему произволу, а получив откровение воли Божьей (1Тим.1:18).
"Возгревать дар Божий" – древнегреч. anazopyreo, значит: "зажигать, разжигать, зажигаться, разгораться".[3]
Учитывая, что перед этим Апостол Павел написал Тимофею, что молится за него и напомнил ему о нелицемерной вере его бабки Лоиды и матери Евники, слова: "возгревай дар Божий" в первую очередь относятся к духовному состоянию самого Тимофея и лишь потом к его служению другим людям. Павел увещевает, чтобы Тимофей не осуетился в текущих заботах о нуждах церкви, а жил по вере, – истинной, нелицемерной вере.
Уважаемые братья и сестры во Христе, усвойте и вы сию заповедь, ибо обучая других, очень легко забыть о том, что вы тоже являетесь учеником школы Христовой. Можно, даже и не забыть, а из ложного страха, что будет якобы неприлично, если ученики увидят, как учитель тоже борется с грехами или, что он тоже чего-то не знает, можно впасть в лицемерие и начать больше заботиться о том, как вы выглядите в глазах других людей, чем о своём духовном состоянии.
Возгревайте в себе дар Божий, относя слово Божие в первую очередь к самим себе и только потом к другим!
2Тим.1:8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога.
"Не стыдись" – не стану здесь говорить о стойкости в вере в Иисуса Христа, особенно в период гонений – об этом и без меня много говорят в проповедях и на занятиях в церквях. В данном случае хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на другое, – на то, что многие верующие с легкостью, не задумываясь, отрекаются от собратьев по вере, отрекаются от своих ближних.
"Не стыдись меня, узника" – неужели Апостол Павел мог допустить такую мысль, что служитель Божий, Тимофей, может устыдиться его, устыдиться того, что был его учеником? Нам – современным христианам – такое допущение кажется нонсенсом. Но раз Апостол написал Тимофею: "Не стыдись", – значит, пусть гипотетически, но допускал такую возможность.
Это сейчас, спустя два тысячелетия, мы знаем, что Апостол Павел был одним из величайших служителей Божьих. А в середине первого века многие христиане ещё помнили, что он был гонителем Церкви, а потом, после того, как обратился ко Христу, его служение часто возбуждало ненависть в иудеях и в римских правителях не только к нему самому, но и ко всем христианам. Так что отзывы об Апостоле Павле среди христиан того времени были отнюдь не однозначными. И второе: не забывайте, что в момент написания послания Павел находился в заключении, а с преступниками (раз узник, значит, преступник) не шибко-то поддерживают знакомство. Так и случилось: "Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. (2Тим.4:10)". Конечно, причинами того, что почти все соработники оставили Апостола Павла были не только их внутренние мотивы, но и внешние факторы, – вспомните, что в этот период начинались гонения на христиан при императоре Нероне.
Так что, дорогие братья и сестры во Христе, не обольщайтесь относительно себя – если испытанный в вере Тимофей мог устыдиться Апостола Павла, тем более вы можете устыдиться кого-нибудь из неправедно гонимых ваших знакомых, например, гонимых вашим пастырем. Можете устыдиться и отречься и при этом даже не подумать, что совершили предательство.
Берегите дружбу!
2Тим.1:10,11 (Иисуса Христа) разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
Современный перевод РБО: "(Иисуса Христа) Радостной Вестью открывшего миру жизнь и бессмертие. Это её вестником, апостолом и учителем сделал меня Бог!"[4]
Слово, исходящее из уст человека: какая удивительная природа у него, и какая удивительная сила может быть заключена в нём. С одной стороны, слово так нематериально, так эфемерно, что нельзя даже сказать, что оно существовало в пространстве и во времени, а с другой стороны, словом Божьим всё сотворено и существует. Через коварное, лживое слово в мир вошла смерть, а потом через Слово Божие – Иисуса Христа – была явлена жизнь вечная и ныне через Благую Весть (опять же через слово) даруется сия жизнь всякому верующему в Иисуса Христа.
2Тим.1:12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
Современный перевод РБО: "Я знаю, Кому я поверил, и уверен, что Он способен в целости сохранить то, что было мне доверено, вплоть до того Дня".[5]
"Он силен сохранить залог мой" – здесь залог – это жизнь, которую Апостол Павел посвятил Господу Иисусу Христу. Не просто служению Господу посвятил жизнь, а полностью вверил Ему себя. Вверил, как залог своего упования на жизнь, которую Иисус Христос обещал всякому верующему в Него. Вверил по слову Иисуса Христа: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. (Мк.8:35)".
2Тим.1:13,14 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
"Храни добрый залог" – здесь залог – это здравое учение, услышанное Тимофеем от Апостола Павла и верой принятое им от Святого Духа.
2Тим.1:15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
Скорее всего, сопровождавшие Апостола Павла асийские христиане тоже покинули Рим и решили вернуться к себе на родину из-за гонений, устроенных императором Нероном.
2Тим.1:16,17 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашёл.
Онисифор жил в Ефесе (2Тим.4:19). По Православному преданию он был одним из семидесяти учеников, посылаемых Иисусом Христом на служение (Лк.10:1-24), но раннехристианских письменных источников, подтверждающих это предание, не сохранилось.
Но в данном случае Онисифор вызвал у меня интерес не тем, что он входил он в число семидесяти, а тем, что во время опасности подумал не о себе, а о ближнем своём, находящемся в узах. Поверьте, не многие, очень не многие способны на такую жертву.
Кстати, Апостол Павел ранее так же хорошо отзывался и о Тимофее: "Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. (Флп.2:20,21)".
Какой мы можем извлечь для себя урок из их поведения?
О том, что должно подражать Онисифору и Тимофею, а не Асийским христианам, которые в трудный момент бросили ближнего своего, находящегося в беде, – думаю, об этом и говорить не стоит, настолько всё очевидно. Хочу обратить ваше внимание здесь ещё на одну деталь: посмотрите, насколько по-доброму Апостол Павел рассказал Тимофею (и всем нам, читающим послание) об Онисифоре.
Так же и вы, братья и сестры во Христе, не забывайте о благодарности к тем, кто сделал вам добро. Я много раз видел, что христиане воспринимают жертву других по отношению к себе, как что-то должное. Они благодарят Бога, а поблагодарить человека, сделавшего добро, забывают. Это неправильное отношение к людям, даже скажу: более того – это грех.
Не грешите неблагодарностью, не грешите непамятованием добра!
Господь Бог учит нас, чтобы если мы сделаем доброе дело, не помнить о соделанном и за всё благодарили Бога. Но не учит забывать о добре, сделанном нам другими людьми.
2 гл. Об истинном благовестии и истинной духовной брани
2Тим.2:1,2 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
"Итак" – Апостол подводит итог вышесказанному, делает вывод из вышесказанного.
"Итак укрепляйся в благодати Христом Иисусом" – то есть черпай духовную силу от Святого Духа, даруемую нам по благодати Иисуса Христа.
"Итак, что слышал от меня, то передай верным людям" – то есть неси истину об Иисусе Христе. И далее Павел уточняет, кому именно нужно её нести: неси верным Христовым. Апостол Павел не призывает Тимофея во время гонений выйти с благовестием на площадь и таким образом "умереть за Христа". Он учит Тимофея, что нужно в сложившихся обстоятельствах изменить тактику – возвещать учение Христово в тайных местах, для назидания верных христиан.
Уважаемые братья и сестры во Христе, Господь не требует от нас заскорузлого консерватизма в исповедовании своей веры, а требует, чтобы мы поступали мудро, оставаясь при этом верными Иисусу Христу. Поэтому если, например, закроют двери храмов и молитвенных домов – не устраивайте демонстраций и тем боле не ломайте замков и дверей, а, помня о том, что церковь – это мы – верующие в Иисуса Христа, – ищите другие возможности для молитвы и духовного общения.
Меняйте способы благовестия, но ни в коем случае не искажайте истину Благой Вести, не приспосабливайте её под желания слушающих и, тем более, не изменяйте учение Христово, угождая гонителям.
2Тим.2:3-5 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Апостол Павел далее подводит итог сказанному в первой главе:
1. Переноси страдания, как добрый воин.
2. В служении в первую очередь старайся угождать Тому, Кому призван служить, – Господу Иисусу Христу.
3. Служи Господу Богу так, как велит Святой Дух, а не как тебе заблагорассудится или как захотят того слушающие тебя.
Приведу слова Климента Александрийского о духовной брани и о духовном воинстве: "Собирай войско, войско безоружное, от пролития крови отвращающееся, незлобивое, непорочное, состоящее из богобоязливых старцев, Богу любезных сирот, кротких вдов, любовью украшенных мужей. Вот это истинные воины и стражи верные; ни один из них для нас не лишний. Один тебе здоровье может испросить у Бога, другой тебя утешать во время страданий, третий сострадательно плакать и о тебе вздыхать к Господу всего, четвёртый вещам спасительным тебя научит, пятый прямодушно тебе напомянуть, иной от благорасположенности посоветовать, а все могут тебя поистине бесхитростно, бесстрашно, нелицемерно, без лести и притворства любить".[6]
Дорогие братья и сестры во Христе, всегда, даже когда будете противостоять еретикам и волкам в овечьей шкуре, помните, что ваша брань не против плоти и крови, а против духов злобы. Поэтому действуйте по духу, а не по плоти, потому что если кто незаконно будет подвизаться (не по духу), тот не увенчивается (2Тим.2:5).
2Тим.2:6-10 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всём… Посему я всё терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Перед этим Апостол Павел призвал Тимофея: "Служи Господу Богу, как я служу!". Призвал… А потом вместо того, чтобы обрисовать какие блага ждут служителей Божьих в Царстве Небесном, начал рассказывать о ситуации, в которой находится он – Апостол Божий – в последние свои дни на земле: пребывает в узах, оставлен всеми учениками, кроме Луки, и ожидает его смерть за веру в Иисуса Христа.
– Весёленький получается стимул к тому, чтобы служить Богу, так, как служил ему Апостол Павел! – подумает читатель.
– И, скажу, что правильно подумает, ибо здесь, на земле, не ждут нас, Христовых служителей, ни почести, ни богатства, даже здоровье Господь Иисус Христос никому здесь не обещал. Но, в то же время, пишет Апостол Павел, помни служитель Божий, Тимофей, что не оставит Господь верных Своих без награды (трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов). Не здесь, не на земле, а на небе вечная награда и вечная слава в Царстве Небесном ожидает нас.
А то, что я нахожусь в узах, – продолжает свою мысль Павел, – так для слова Божия уз нет (2Тим.2:9). Так что не смущайся, если окажешься в трудной ситуации – твоя немощь никак не помешает слову Божьему, а может даже будет во благо, ибо в нашей немощи Дух Божий являет силу Свою (2Кор.12:10).
2Тим.2:11,12 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас.
"Если мы с Ним умерли, то… Если терпим, то… Если отречёмся, то…" – таковы условия пребывания в Царстве Христовом – обязательные условия.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.6:8,9.
2Тим.2:14-18 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они ещё более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
"Заклинаю не вступать в словопрения, удаляться пустословия" – продолжая наставление, Апостол Павел предостерегает Тимофея, и вместе с ним всех стоящих в истине Христовой служителей церкви, чтобы они не втягивались в пустословие, то есть, не ввязывались в споры о словах, родословиях и других второстепенных вещах, которые не несут в себе духовного назидания. Еретики и лжеучителя только о том и мечтают, чтобы вы стали такими же суесловами, как и они, мечтают, чтобы вы осуетились в мыслях своих и сердцах своих – поясняет своё предостережение Апостол.
А осуетившиеся сердцами своими пустословы, умствующие религиозники – они будут всё больше и больше погрязать в ереси, а потом впадут в грехи – в такие грехи, которые ужаснут своей порочностью даже неверующих.
"Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идёт] валяться в грязи". (2Пт.2:20-22)
2Тим.2:23-25 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.
"От глупых и невежественных состязаний уклоняйся" – здесь речь идёт уже не просто о пустословии, а о том, чтобы Тимофей уклонялся от споров с еретиками.
– Вы спросите: разве допустимо позволить беспрепятственно действовать тем, кто разносит в церкви ересь?
– Нет. Обязательно противостаньте против любой ереси, которая возникнет в церкви. А вот как противостать – этому и учит Апостол Павел Тимофея, сказав: "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся". Апостол здесь предостерегает Тимофея, чтобы он не проявлял горячности и не начинал исследовать ереси, выискивая в них ложь и сатанинские ловушки. Дело в том, что только попадись кто на эту удочку, и сатана "завалит" его таким ворохом различных ересей – за всю жизнь не разгребёт. Поэтому и надо противостать так, чтобы и ересь изобличить, и церковь не увести от истины Христовой. А для этого вместо споров по тому или иному пункту еретического учения, нужно наставлять церковь в истине Христовой. Столько раз повторять учение Иисуса Христа, сколько понадобиться для того, чтобы удержать верных от соблазна.
Ещё раз повторяю: не с ересями спорьте, а наставляйте церковь в истинном учении Иисуса Христа.
"С кротостью наставляйте" – то есть, сдержанно, спокойно, чтобы другие увидели в вас мудрость человека, познавшего истину Божию и стоящего в ней.
Не горячитесь и не пытайтесь никого переубедить, тем более переспорить. Сами посудите, какой вам резон горячиться и безрассудно спорить, если от того, что еретик не примет истину, будет хуже только ему. Но и в другую крайность не впадайте, – разговаривая с человеком, не о себе думайте, как вы при этом выглядите, а о нём, думайте о том, чтобы ваше наставление было действенным и полезным для него. Апостол Иуда учил: "К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. (Иуд.1:22,23)".
Противостоя ереси, помните, что вы ведёте духовную брань, поэтому действуйте в послушании Святому Духу – Он наставит и научит, что сказать.
Что ещё добавить к сказанному? "Противостаньте в Духе и истине против ереси и духов злобы, атакующих церковь!" – хорошие, правильные слова, но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: не один год пройдет, много слёз, а то и крови прольётся прежде, чем верующие научатся, обретут дар различать духов обольстителей и смогут противостоять им в духе и истине.
Чтобы наглядно показать разницу между истинной и ложной духовной бранью, процитирую отрывок из повести "Если Господь вывел Вас из церкви":
– Пять дней в неделю сёстры из нашей церкви, когда втроём, а когда набиралось и человек шесть-семь, собирались по утрам на квартире у одной из них и молились. Они читали собранные на воскресном служении записки с молитвенными нуждами прихожан и молились за эти нужды, молились так же и за общецерковные нужды. Это называлось служением молитвенного ходатайства, – начал Степаныч очередную свою исповедь.
Степаныч – мой старинный друг. Познакомился и подружился я с ним в институте, в замечательном сибирском городе Омске. "Степанычем" он стал ещё будучи абитуриентом, да так и остался для нас с этим прозвищем. Высокого роста, стройный, с гривой прямых жёстких чёрных волос – он очень соответствовал своему прозвищу (хотя отчество у него другое). Родом он из Казахстана – суровой, но прекрасной страны с её сопками, её степью, её золотыми, медными и урановыми рудниками. Я сразу же подметил, каким-то чутьём почувствовал в нём цельность натуры, стержень в характере, что ли. Наверное, это из-за того, что в формировании его как личности сыграли свою роль не только родители, но и суровый климат и особая духовная атмосфера, присущая экспедициям геологов, бригадам старателей и шахтёров (родители его жили в небольшом рабочем посёлке золотодобытчиков). Если сказать о нём в двух словах, то это настоящий парень – в такой характеристике есть и некая грубоватость, и сила, и надёжность. Но в Степаныче эти черты странным, непостижимым образом сочетаются с детской мечтательностью, даже ранимостью.
В середине девяностых годов Степаныч и его жена, Любава, стали ходить в расположенную поблизости от их дома протестантскую церковь. Конечно, то, что мы принадлежим к церквям разных деноминаций, зачастую приводит к спорам по внутрицерковным и богословским вопросам (особенно часто раньше приводило), но в то же время "межденоминационная" дружба научила нас уважать верующих других христианских деноминаций, если те, конечно, искренне веруют и любят Господа Иисуса Христа. Ещё такое общение много обогатило нас в том, что побудило серьёзно и ответственно относиться к учению, к Слову Божьему.
У Степаныча есть довольно редкая для служителей черта: он не наставляет слушающих истине, как это делают другие проповедники, – вместо этого он исповедует свои неудачи, а Господь в его немощи являет силу Своего назидания.
Возвращусь к исповеди моего друга:
– Но в последнее время не шла у сестёр во Христе молитва, – продолжил свой рассказ исповедник. Как будто тёмная туча нависла над ними, а тут ещё одна из сестёр-молитвенниц впала в свой старый грех, и их служение наполнилось "благоуханием" винного перегара и табака. Всем было от этого неуютно, только та сестра чувствовала себя бодро и даже, кажется, стала более активной и влиятельной на молитвенных собраниях. Так не должно было дальше продолжаться, что-то нужно было делать, и хозяйка дома попросила меня: "Помоги, что нам делать с этой сестрой? Мы не можем молиться".
Сказано – сделано: вскоре я встретился с впавшей в грех сестрой и попытался её увещевать. Но видя, что она не кается, а только озлобилась: "Ты мне не указ", я на время, пока не вернётся к трезвой жизни, запретил ей ходить в молитвенную группу. Вот такая история; подобную, наверное, можно встретить в любой церкви.
– И что же дальше? – почему-то рассказ Степаныча заинтриговал меня, хотя начало его выглядело совсем обыденно.
– Придя на следующее утро в дом, где проходили служения молитвенного ходатайства, я пережил необычное видение: когда ещё никого кроме хозяев не было, в молитвенной комнате я увидел, как будто маска из воздуха в виде собачьей головы предстала передо мной, и в следующий миг я буквально лицом столкнулся с бесовским духом, представшим в виде той маски. Этот злой дух и влиял на сестер во время молитвы.
Хозяйка тоже увидела необычное видение и в ужасе выбежала из зала. Позже я узнал, что она увидела: как будто моё лицо вдруг, на мгновение, стало похоже на собачью или волчью морду. Увидела и ужаснулась, хотя видение быстро исчезло, и молитва в тот день прошла легко, без проблем.
Сестры, вносящей дискомфорт, не стало, и всё, кажется, стало на своё место. Но надолго ли? События, произошедшие после, показали, что дух лжи и клеветы не был изгнан. Он лишь на время отошёл, чтобы вернуться в ещё большей силе. Вышло почти как в притче Иисуса Христа: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого".
Только здесь бесовское воздействие было не на одного человека, а на целую группу – на молитвенных ходатаев церкви. Он не запугивал и не искушал соблазнами, а просто обманул верующих пожилых сестёр. Нет, они не стали одержимыми и не впали в страшные грехи мира сего; просто дух лжи сумел ослепить их духовно, обмануть их так, что они стали иногда, – повторяю, – лишь иногда "чёрное" принимать за "белое", а "белое" за "чёрное".
Освободит ли церковь от бесовского воздействия изгнание верующего, попавшего под влияние этого беса? Исходя из печального опыта, отвечу: "Нет!". Бесовские духи вскоре найдут другого, которого смогут обмануть или обольстить, чтобы добиться своего: внедрить в церковь ложь; ибо не ради одного изгнанного вошёл сатана в церковь. При этом вы должны помнить, что обольщённый сатаной член церкви не обязательно впадёт в видимый грех; возможно, внешне будет даже наоборот, потому что, хотя бесы и держат людей через грехи, но когда грехи тайные, то человек может оказать большее влияние на окружающих в церкви (особенно если он пастырь). Горе! Горе церкви, в которой некому вести духовную брань, ибо: сей род (злые духи) изгоняется только молитвою и постом.
Вот и получается, что истинной победой над грехом стало бы не изгнание впавшей в грех сестры, а изгнание того, кто толкал её в грех. Истинной победой стало бы духовное противостояние молитвенной группы против того беса. Наставь я сестёр-молитвенниц правильно, призови их к непрестанной молитве против греха той сестры, за спасение её души, верю, даровал бы Господь Бог нам победу. Путь то была бы маленькая духовная победа, пусть даже остались бы неразобранными листочки с молитвенными нуждами за одну-две недели, но женщины-молитвенницы увидели бы явный плод своего служения. И увидев, обрели бы практический опыт истинной духовной брани; но беса-то изгнать труднее, чем сестру! Эх, я!
– Но не всякому ведь дано изгонять бесов, вспомни Евангелие: что сказал отец, чей сын был одержим злым духом: "Я просил учеников Твоих изгнать его (беса), и они не могли" – видишь, не могли – вступился я перед Степанычем за него самого и за тех сестёр. Не могли. Значит, не каждый из верующих может реально вести духовную брань. Апостол заповедовал сие служение испытанным в вере и исполненным дарами Духа, пресвитерам: поэтому, не печалься, что у вас ничего...
– Пойми же ты! Злые духи реальны и они по-настоящему убивают людей! – на полуслове прервал мою апологию Степаныч. – Убивают сначала душу, а затем и тело. И брань духовная – это не бутафорская война! Наше легкомысленное отношение к духовной брани приводит к тому, что погибают люди. Не только духовно, но и физически погибают люди, много людей! – в глазах его сиял огонь, незримый духовный свет, который нельзя сфотографировать, но который слепит глаза и проникает в самую глубину души человека, увидевшего это сияние. Одних он приводит в блаженный восторг, других в неистовый страх и трепет – духовный свет.
Теперь, спустя много лет, могу сказать уже из пережитого опыта что тот, кто реально вступал в духовную брань, он познал отчаянное чувство полной своей беспомощности, когда уже не твоя вера, а лишь вера, даруемая Богом, и мольба ко Христу дают силу противостоять силам и властям тьмы.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает, какой великой бывает радость, когда силой Божьей, излитой через тебя, получает освобождение одержимый или, просто, порабощённый бесами, тот, чья жизнь была превращена духами злобы в ад.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает, как горько и тяжело видеть, а иногда и хоронить тех, кому не смог помочь, кого не смог отстоять от сатанинского нападения.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает радость от полного духовного и физического истощения и последующего за ним наполнения светом и жизнью, исходящими от Бога.
Церквям нужны служители молитвенного ходатайства. Церквям нужны ходатаи и блюстители, наделённые Божьим даром различения духов, очищенные через Божьи испытания и облечённые силой Божьей. Поэтому начните молиться всей церковью об этом служении именно у вас, не откладывайте на потом.
Молитесь, чтобы Бог воздвигал в вашей церкви людей, наделённых даром различения духов. Молитесь, чтобы Господь, проведя их через горнило испытаний, закалил и соделал истинными воинами Христовыми.
Рассказчик замолчал... И я молчал "переваривая" услышанную историю.
– Давай сделаем перерыв, видя, что пауза затянулась, предложил он.
– Можно и перерыв.
За окном шёл дождь, хмуро так шёл, не по-весеннему. Но земля, украсившая себя зеленью травы, была рада этому дождю, смывавшему зимнюю грязь с её лица. Берёзки-то, помните? – в начале весны они самыми последними проснулись от зимней спячки, теперь, прямо как солдаты по тревоге, первыми распустили свои листочки, ещё "гармошкой" и липкие. Воистину, последние стали первыми.
За окном шёл дождь, и мерный его шум, и след разводов на окне… Мне было не понять о чём он шумел, не почувствовать пробуждающей жизнь его силы – силы весеннего дождя. Сидя в тёплой и сухой комнате я лишь видел, как стекали капли по стеклу. По ту сторону стекла… – по ту сторону жизни.
Я смотрел на дождь, а в голове, нет, в душе, высоким тоном звенели слова о нужде церквей о духовных ходатаях, о мужах брани, готовых встать в пролом за братий и сестёр своих, готовых встать за новообращённых, ещё неопытных в вере и духе.
Неужели нам нужно молить Бога об огне испытаний для своей церкви, об огне, в котором из среды верующих возросли бы закалённые мужи брани? Неужели без испытаний нельзя обойтись, ведь от этого многие колеблющиеся не устоят, покинут собрания? Да. Нужно молить Господа об испытаниях, и не просто об испытаниях для верующих, а о достижении духовного взросления верующих через испытания, пока они не облекутся во всеоружие Божие – вспыхнула в моём сознании искра откровения Божьего. И теперь мне показались такими неуместными слова утешения, которые я говорил Степанычу. Какое может быть утешение, если он действительно поступил как муж неразумный, изгнав из собрания впавшую в грех сестру. Какое может быть утешение, если он тогда в неразумии своём, решил, что душевный покой нескольких человек дороже духовной свободы одного и что привычный обряд зачитывания листочков с молитвенными нуждами и молитвы по списку, важнее реальной духовной брани за одного человека. По сути, он тогда низвёл церковное служение молитвенного ходатайства к обычной религиозной формальности. Слава Богу, что Степаныч, хоть и поздно, но понял свой грех и покаялся в нём! [7]
3 гл. Знайте же, что в церквях будут гнать, – уже начали гнать живущих по духу Христову
2Тим.3:1-4 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны.
Братья и сестры во Христе, в наше время в церквях всех деноминаций всё больше и больше усиливается противодействие всякому, кто продолжает жить в послушании Святому Духу. Но вы всё равно пребывайте в духе и благовествуйте истину Христову. Апостол Павел предвозвестил, что чем дальше, тем труднее будет тем, кто живёт по любви, ибо в ответ они получат не просто неблагодарность, а предательство и клевету. Но всё равно поступайте по любви, и пусть укрепит вас памятование о том, что награда наша будет в Царстве Небесном.
Дополнительно – см. комментарии к Иуд.1:17,18.
2Тим.3:3 Не любящие добра.
Как люди, а тем более христиане, могут не любить добро, не любить добрые дела? Может это больные и их лечить нужно, как помутившихся разумом? Ведь даже жестокосердые фарисеи, желавшие смерти Иисуса Христа, творили зло не из любви к нему, а по непониманию, не ведая, что творили. Действительно, те не ведали, что творили, а эти – члены церквей, – как пророчески возвестил Апостол Павел, будут осознанно избирать зло, ибо возненавидят добро. Таково свойство последних времён – свойство нашего времени. Не удивляйтесь, именно нашего времени!
И, что самое страшное, никто уже не считает ненормальным, что возлюбившие зло не только появились в церквях, но и управляют жизнью церковных собраний (к злу я отношу не только содомию и коварство, но и лицемерие, и зависть, и сребролюбие, и другие якобы сокрытые грехи, но для Бога то они не сокрыты).
И это всё, повторяю, творится сейчас не где-нибудь, а в вашей – именно в вашей, братья и сестры во Христе, церкви.
2Тим.3:5 Имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся.
Благочестие – приведу мирское и церковное толкование этого слова: "Большая проблема современного человечества заключается в том, что мы утратили истинный смысл огромного количества очень важных слов, таких, как любовь, честность, целомудрие и многих других. Не исключение и слово "благочестие". Оно появилось в русском языке как попытка перевода древнегреческого efseveia, что означает подлинное богопочитание, почтение к родителям, начальникам, братьям и сёстрам, благодарность, должное отношение ко всему, что человек встречает в жизни. Что же означает это слово в понимании Церкви? Благочестие – это почитание добра. Так как для верующего человека добро – это Бог, то, соответственно, христианское понимание этого слова заключается в почитании, прославлении Творца через исполнение заповедей Христовых".[8]
К вышесказанному добавлю, что благочестие – это не только размышление над заповедями Христовыми, а ещё и познание самого Господа откровением Святого Духа, это реальная жизнь по вере.
2Тим.3:12 Да и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Тек, кто только именует себя христианами, – их гнать не будут, ни сейчас, ни потом, при Антихристе. А вот тех, чья жизнь являет свет Христов – их ненавидят уже в наше время, а при Антихристе, тем более, будут преследовать и убивать. Ненавидят и ещё больше возненавидят потому, что на фоне их безумия, на фоне их погрязания во грехи, благочестивая жизнь истинных учеников Христовых будет всё ярче и ярче сиять.
Ещё раз повторяю: в церквях будут хулить и гнать не тех, кто будет "как все", а тех, кто живёт и будет жить благочестиво во Христе Иисусе.
2Тим.3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
"Злые же люди и обманщики будут преуспевать (в церквях)" – это не где-нибудь, а в Священном Писании сказано. Власть в церквях захватят (уже во многих церквях захватили) волки потерпевшие крушение в своём следовании вере, но преуспевшие в лицемерии и любостяжании.
Не только Апостол Павел, но и Апостол Пётр предупреждает нас об этом: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет". (2Пт.2:1-3)
Как устоять в духе и истине, когда церкви всё более и более заполоняются нечестивыми и корыстными людьми – см. комментарии к Деян.14:21-23.
2Тим.3:16,17 Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Когда тяжело на душе, когда видите, что лицемеры и лжецы преуспевают в церкви, ищите утешение в чтении Священного Писания, и Бог укрепит вас. Не просто ищите ответы на житейские вопросы, а исследывайте своё сердце словом Божьим.
4 гл. Когда истина будет гонима лжепастырями и лжеучителями, уповайте на Бога, ибо Он верен
2Тим.4:1,2 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
"Заклинаю тебя пред Богом: проповедуй слово" – завершая послание, Апостол Павел не просто призывает, а заклинает Тимофея: "Проповедуй слово!". Проповедуй, ибо в то время, когда лицемеры и лжецы захватывают всё больше и больше власти в церквях, ценность живого слова истины, исходящего от Святого Духа, возрастает невероятно.
Невероятно возрастёт ценность слова истины, потому что носителей истины Христовой в церквях будет оставаться всё меньше и меньше, ибо они будут гонимы церковноначальниками-любостяжателями.
"Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё". (2Тим.4:5)
2Тим.4:6,7 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил.
Одно дело, когда смерть человека воспринимается окружающими, как подвиг, и совсем другое, когда человека казнят, как злодея. Апостол Павел знал, что окружающие отнесутся к казни его за веру в Иисуса Христа, как к позорной смерти злодея, но он знал, ради Кого и ради чего жертвовал земной жизнью, поэтому мир был на сердце его. Я не говорю, что он без переживаний воспринял известие о скорой своей смерти, я говорю о том, что мир Божий наполнял его сердце, и Дух Божий укрепил его.
"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его". (2Тим.4:8)
Дополнительно – см. комментарии к Деян.20:17-24.
2Тим.4:9,10 Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
Здесь Апостол Павел пишет, что с ним остался Лука, а при первом аресте он писал, что никого не было: "При первом моем ответе (перед судом Кесаря) никого не было со мною. (2Тим.4:16)". Эта деталь является, хотя и косвенным, но доказательством того, что Апостол Павел два раз находился в заключении в Риме.
И богослов II века, Ириней Лионский, свидетельствует о двух арестах Апостола Павла: "Первый ответ, или первая защита в Риме перед Кесарем, завершилась оправданием Апостола Павла. На времени прибытия Павла в Рим и двух годах его проповеди там, завершается Книга Деяний (Деян.28:30,31). Затем, оправдавшись перед судом, Апостол, говорят, отбыл на своё дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил Второе послание к Тимофею, где говорит о своей первой защите, и о близкой кончине".[9]
2Тим.4:17 Господь же предстал мне (во время первого ареста) и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
"Избавился из львиных челюстей" – очевидно, Апостол Павел использует выражение: "львиные челюсти", как образ, говорящий о спасении от смертельной опасности, так как во время его первого ареста считать Нерона жестоким, как лев, ещё не было оснований. Он тогда ещё не воздвигал гонений на христиан.
2Тим.4:21 Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
Апостол Павел передаёт приветы от нескольких римских христиан, – значит, они иногда встречались с ним. Разбежались, разъехались, испугавшись гонений только иногородние спутники Павла (кроме Луки), а местные остались дома, хотя и знали о грозящей им смертельной опасности.
Ириней Лионский не только упомянул о Лине в своей книге, но и уточнил, что это именно тот Лин, о котором говорил Апостол Павел: "Блаженные Апостолы, основав и устроив церковь (в Риме), вручили служение епископства Лину (67-76 гг.). Об этом Лине, Павел упоминает в послании к Тимофею".[10]
СНОСКИ
[1] Иоанн Златоуст. Толкование на второе послание к Тимофею. Беседа 1.
[2] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11, с.382,383.
[3] Здесь и далее переводы с греческого – Библиология 1.0. Синодальный перевод (со словарём Стронга).
[4] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого, с.476.
[5] Там же.
[6] Климент Александрийский. Кто из богатых спасётся, Гл.34,35.
[7] Погребняк Н. Сочинения в четырех томах. Т.2, с.288-297.
[8] Воробьева Ю. Благочестие – это что такое? Значение слова "благочестие".
[9] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.2. Гл.22.
[10] Ириней Лионский. Против ересей. 3:3.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М. : Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга) [Электронный ресурс] / Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М. Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл. : Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Воробьева Ю. Благочестие – это что такое? Значение слова "благочестие" [Электронный ресурс] / Ю. Воробьева. –FB.ru. – Электронные текстовые данные. 2016. – Режим доступа: http://fb.ru/article/262381/blagochestie свободный.
5. Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.2 [Электронный ресурс] / Biblical Studies, Русские страницы, тексты 4 века. – Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father4/CH2.html свободный.
6. Иоанн Златоуст. Толкование на второе послание к Тимофею [Электронный ресурс] / Азбука веры. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-timofeju/#0_1 свободный.
7. Ириней Лионский. Против ересей: Обличение и опровержение лжеименного знания: в 5 кн. Кн.3 [Электронный ресурс] / Библиотека Якова Кротова; перевод прот. П. Преображенского. – Тексты II в. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/02/iriney_lionsky/iriney_vers_3.html свободный.
8. Климент Александрийский. Кто из богатых спасётся [Электронный ресурс] / Азбука веры. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/kto_iz_bogatyh/ свободный.
9. Погребняк Н. Сочинения в четырёх томах. Т.2: Если Господь вывел Вас из церкви/ Н. Погребняк. – Canada: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2015. – 312 с.
10. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарём. – М. : Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
11. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. – 611 с.
Комментарий автора: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Во Втором послании к Тимофею Апостол Павел завещает сохранить истину и веру в нынешнее тяжкое время, когда в церквях здравого учения не принимают, а по своим прихотям избирают учителей, которые льстят слуху.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 1672 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности