Для ТЕБЯ - христианская газета

Дневник по Второму посланию к Тимофею
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Дневник по Второму посланию к Тимофею



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ
1 гл. Не стыдись ни благовестия Христова, ни меня, узника за веру
2 гл. Об истинном благовестии и истинной духовной брани
3 гл. Знайте же, что в церквях будут гнать, – уже начали гнать живущих по духу Христову
4 гл. Когда истина будет гонима лжепастырями и лжеучителями, уповайте на Бога, ибо Он верен
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ



ВВЕДЕНИЕ

Вместо введения приведу две цитаты.
Святитель Иоанн Златоуст вот как объясняет причины написания Апостолом Павлом второго послания к Тимофею: "Почему (апостол) пишет и второе послание к Тимофею? Прежде он говорил: "надеясь вскоре придти к тебе" (1Тим.3:14), но это не исполнилось; поэтому он, вместо своего прибытия, чрез послание утешает его, может быть, скорбевшего как по этой причине, так и по случаю принятия им в то время (епископской) власти. Ведь как бы ни были велики мужи, принимающие бразды правления Церковью, но они затрудняются, будучи со всех сторон затопляемы большими волнами дел; особенно можно сказать это о тогдашнем времени, когда было начало проповеди, когда всё было не возделано, всё враждебно, всё противодействовало. При том были ереси, порождённые иудейскими учителями, о чём (Павел) упоминал и в первом послании. Впрочем, не посланием только он утешает Тимофея, но и приглашает его к себе: "Постарайся, – говорит, – придти ко мне скоро" и: "Когда пойдешь, принеси книги, особенно кожаные" (2Тим.4:9,?13)".[1]
И второй комментарий – комментарий православного богослова А. П. Лопухина, в котором говорится о цели и духе послания: "Второе посланiе къ Тимофею особенно богато личнаго характера замечанiями, которыя составляютъ в общемъ одну пятую часть посланiя. Оно, можно сказать, представляетъ собою лебединую песнь Апостола, идущаго навстречу смерти и соединенному съ нею небесному прославленiю. Главною темою первой части посланiя является мысль о необходимости для Тимофея потерпеть страданiя вместе со Христомъ и Павломъ и верными свидетелями (2Тим.1:3-2:14). Вторая часть рисует пред нами образ Тимофея какъ учителя христiан. Апостолъ учитъ Тимофея, какъ онъ долженъ держаться по отношенiю къ современнымъ ему лжеучителямъ: онъ не долженъ вступать в мелкiе пререканiя съ ними, а говорить по самому существу вопроса и притомъ тихо, спокойно (2Тим.2:14-26). Далее Апостолъ говоритъ объ имеющихъ выступить лжеучителяхъ (2Тим.3:1-17). Наконецъ, Апостолъ призываетъ Тимофея помнить о второмъ пришествiи Господнемъ какъ пришествiи Судiи мира и предстоящемъ отшествiи из этой жизни самого Апостола (2Тим.4:1-8)".[2]
Судя по тому, что Апостол Павел написал это послание, будучи в узах в Риме и ожидая скорую смерть, оно было написано примерно в 67 году. Согласно церковному преданию, он перенёс много страданий и был обезглавлен в Риме при императоре Нероне в 67 или 68 году. На месте погребения Апостола ученики оставили памятный знак, по которому в первой половине IV века император Константин нашёл его могилу и построил там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Позже на её месте была возведена базилика.



ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ

1 гл. Не стыдись ни благовестия Христова, ни меня, узника за веру

2Тим.1:3 Благодарю Бога… что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днём и ночью.
Современный перевод РБО: "Я благодарю Бога… когда вспоминаю тебя в каждой своей молитве – непрестанно, и днём и ночью".
Апостол Павел, находясь в заключении и зная, что настаёт время его отшествия, постоянно молится о своих учениках и соратниках. В молитвах он благодарит Бога за них и беспокоится, что продолжать то, что он начал, им придётся во время гонений.

2Тим.1:5,6 Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение.
У Тимофея был Божий дар пастыря и учителя. Сей дар Тимофей получил от Духа Святого через возложение на него рук Апостола Павла. Апостол же возложил руки и благословил его не сам по себе, не по своему произволу, а получив откровение воли Божьей (1Тим.1:18).
"Возгревать дар Божий" – древнегреч. anazopyreo, значит: "зажигать, разжигать, зажигаться, разгораться".[3]
Учитывая, что перед этим Апостол Павел написал Тимофею, что молится за него и напомнил ему о нелицемерной вере его бабки Лоиды и матери Евники, слова: "возгревай дар Божий" в первую очередь относятся к духовному состоянию самого Тимофея и лишь потом к его служению другим людям. Павел увещевает, чтобы Тимофей не осуетился в текущих заботах о нуждах церкви, а жил по вере, – истинной, нелицемерной вере.
Уважаемые братья и сестры во Христе, усвойте и вы сию заповедь, ибо обучая других, очень легко забыть о том, что вы тоже являетесь учеником школы Христовой. Можно, даже и не забыть, а из ложного страха, что будет якобы неприлично, если ученики увидят, как учитель тоже борется с грехами или, что он тоже чего-то не знает, можно впасть в лицемерие и начать больше заботиться о том, как вы выглядите в глазах других людей, чем о своём духовном состоянии.
Возгревайте в себе дар Божий, относя слово Божие в первую очередь к самим себе и только потом к другим!

2Тим.1:8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога.
"Не стыдись" – не стану здесь говорить о стойкости в вере в Иисуса Христа, особенно в период гонений – об этом и без меня много говорят в проповедях и на занятиях в церквях. В данном случае хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на другое, – на то, что многие верующие с легкостью, не задумываясь, отрекаются от собратьев по вере, отрекаются от своих ближних.
"Не стыдись меня, узника" – неужели Апостол Павел мог допустить такую мысль, что служитель Божий, Тимофей, может устыдиться его, устыдиться того, что был его учеником? Нам – современным христианам – такое допущение кажется нонсенсом. Но раз Апостол написал Тимофею: "Не стыдись", – значит, пусть гипотетически, но допускал такую возможность.
Это сейчас, спустя два тысячелетия, мы знаем, что Апостол Павел был одним из величайших служителей Божьих. А в середине первого века многие христиане ещё помнили, что он был гонителем Церкви, а потом, после того, как обратился ко Христу, его служение часто возбуждало ненависть в иудеях и в римских правителях не только к нему самому, но и ко всем христианам. Так что отзывы об Апостоле Павле среди христиан того времени были отнюдь не однозначными. И второе: не забывайте, что в момент написания послания Павел находился в заключении, а с преступниками (раз узник, значит, преступник) не шибко-то поддерживают знакомство. Так и случилось: "Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. (2Тим.4:10)". Конечно, причинами того, что почти все соработники оставили Апостола Павла были не только их внутренние мотивы, но и внешние факторы, – вспомните, что в этот период начинались гонения на христиан при императоре Нероне.
Так что, дорогие братья и сестры во Христе, не обольщайтесь относительно себя – если испытанный в вере Тимофей мог устыдиться Апостола Павла, тем более вы можете устыдиться кого-нибудь из неправедно гонимых ваших знакомых, например, гонимых вашим пастырем. Можете устыдиться и отречься и при этом даже не подумать, что совершили предательство.
Берегите дружбу!

2Тим.1:10,11 (Иисуса Христа) разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
Современный перевод РБО: "(Иисуса Христа) Радостной Вестью открывшего миру жизнь и бессмертие. Это её вестником, апостолом и учителем сделал меня Бог!"[4]
Слово, исходящее из уст человека: какая удивительная природа у него, и какая удивительная сила может быть заключена в нём. С одной стороны, слово так нематериально, так эфемерно, что нельзя даже сказать, что оно существовало в пространстве и во времени, а с другой стороны, словом Божьим всё сотворено и существует. Через коварное, лживое слово в мир вошла смерть, а потом через Слово Божие – Иисуса Христа – была явлена жизнь вечная и ныне через Благую Весть (опять же через слово) даруется сия жизнь всякому верующему в Иисуса Христа.

2Тим.1:12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
Современный перевод РБО: "Я знаю, Кому я поверил, и уверен, что Он способен в целости сохранить то, что было мне доверено, вплоть до того Дня".[5]
"Он силен сохранить залог мой" – здесь залог – это жизнь, которую Апостол Павел посвятил Господу Иисусу Христу. Не просто служению Господу посвятил жизнь, а полностью вверил Ему себя. Вверил, как залог своего упования на жизнь, которую Иисус Христос обещал всякому верующему в Него. Вверил по слову Иисуса Христа: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. (Мк.8:35)".

2Тим.1:13,14 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
"Храни добрый залог" – здесь залог – это здравое учение, услышанное Тимофеем от Апостола Павла и верой принятое им от Святого Духа.

2Тим.1:15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
Скорее всего, сопровождавшие Апостола Павла асийские христиане тоже покинули Рим и решили вернуться к себе на родину из-за гонений, устроенных императором Нероном.

2Тим.1:16,17 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашёл.
Онисифор жил в Ефесе (2Тим.4:19). По Православному преданию он был одним из семидесяти учеников, посылаемых Иисусом Христом на служение (Лк.10:1-24), но раннехристианских письменных источников, подтверждающих это предание, не сохранилось.
Но в данном случае Онисифор вызвал у меня интерес не тем, что он входил он в число семидесяти, а тем, что во время опасности подумал не о себе, а о ближнем своём, находящемся в узах. Поверьте, не многие, очень не многие способны на такую жертву.
Кстати, Апостол Павел ранее так же хорошо отзывался и о Тимофее: "Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. (Флп.2:20,21)".
Какой мы можем извлечь для себя урок из их поведения?
О том, что должно подражать Онисифору и Тимофею, а не Асийским христианам, которые в трудный момент бросили ближнего своего, находящегося в беде, – думаю, об этом и говорить не стоит, настолько всё очевидно. Хочу обратить ваше внимание здесь ещё на одну деталь: посмотрите, насколько по-доброму Апостол Павел рассказал Тимофею (и всем нам, читающим послание) об Онисифоре.
Так же и вы, братья и сестры во Христе, не забывайте о благодарности к тем, кто сделал вам добро. Я много раз видел, что христиане воспринимают жертву других по отношению к себе, как что-то должное. Они благодарят Бога, а поблагодарить человека, сделавшего добро, забывают. Это неправильное отношение к людям, даже скажу: более того – это грех.
Не грешите неблагодарностью, не грешите непамятованием добра!
Господь Бог учит нас, чтобы если мы сделаем доброе дело, не помнить о соделанном и за всё благодарили Бога. Но не учит забывать о добре, сделанном нам другими людьми.


2 гл. Об истинном благовестии и истинной духовной брани

2Тим.2:1,2 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
"Итак" – Апостол подводит итог вышесказанному, делает вывод из вышесказанного.
"Итак укрепляйся в благодати Христом Иисусом" – то есть черпай духовную силу от Святого Духа, даруемую нам по благодати Иисуса Христа.
"Итак, что слышал от меня, то передай верным людям" – то есть неси истину об Иисусе Христе. И далее Павел уточняет, кому именно нужно её нести: неси верным Христовым. Апостол Павел не призывает Тимофея во время гонений выйти с благовестием на площадь и таким образом "умереть за Христа". Он учит Тимофея, что нужно в сложившихся обстоятельствах изменить тактику – возвещать учение Христово в тайных местах, для назидания верных христиан.
Уважаемые братья и сестры во Христе, Господь не требует от нас заскорузлого консерватизма в исповедовании своей веры, а требует, чтобы мы поступали мудро, оставаясь при этом верными Иисусу Христу. Поэтому если, например, закроют двери храмов и молитвенных домов – не устраивайте демонстраций и тем боле не ломайте замков и дверей, а, помня о том, что церковь – это мы – верующие в Иисуса Христа, – ищите другие возможности для молитвы и духовного общения.
Меняйте способы благовестия, но ни в коем случае не искажайте истину Благой Вести, не приспосабливайте её под желания слушающих и, тем более, не изменяйте учение Христово, угождая гонителям.

2Тим.2:3-5 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Апостол Павел далее подводит итог сказанному в первой главе:
1. Переноси страдания, как добрый воин.
2. В служении в первую очередь старайся угождать Тому, Кому призван служить, – Господу Иисусу Христу.
3. Служи Господу Богу так, как велит Святой Дух, а не как тебе заблагорассудится или как захотят того слушающие тебя.

Приведу слова Климента Александрийского о духовной брани и о духовном воинстве: "Собирай войско, войско безоружное, от пролития крови отвращающееся, незлобивое, непорочное, состоящее из богобоязливых старцев, Богу любезных сирот, кротких вдов, любовью украшенных мужей. Вот это истинные воины и стражи верные; ни один из них для нас не лишний. Один тебе здоровье может испросить у Бога, другой тебя утешать во время страданий, третий сострадательно плакать и о тебе вздыхать к Господу всего, четвёртый вещам спасительным тебя научит, пятый прямодушно тебе напомянуть, иной от благорасположенности посоветовать, а все могут тебя поистине бесхитростно, бесстрашно, нелицемерно, без лести и притворства любить".[6]
Дорогие братья и сестры во Христе, всегда, даже когда будете противостоять еретикам и волкам в овечьей шкуре, помните, что ваша брань не против плоти и крови, а против духов злобы. Поэтому действуйте по духу, а не по плоти, потому что если кто незаконно будет подвизаться (не по духу), тот не увенчивается (2Тим.2:5).

2Тим.2:6-10 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всём… Посему я всё терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Перед этим Апостол Павел призвал Тимофея: "Служи Господу Богу, как я служу!". Призвал… А потом вместо того, чтобы обрисовать какие блага ждут служителей Божьих в Царстве Небесном, начал рассказывать о ситуации, в которой находится он – Апостол Божий – в последние свои дни на земле: пребывает в узах, оставлен всеми учениками, кроме Луки, и ожидает его смерть за веру в Иисуса Христа.
– Весёленький получается стимул к тому, чтобы служить Богу, так, как служил ему Апостол Павел! – подумает читатель.
– И, скажу, что правильно подумает, ибо здесь, на земле, не ждут нас, Христовых служителей, ни почести, ни богатства, даже здоровье Господь Иисус Христос никому здесь не обещал. Но, в то же время, пишет Апостол Павел, помни служитель Божий, Тимофей, что не оставит Господь верных Своих без награды (трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов). Не здесь, не на земле, а на небе вечная награда и вечная слава в Царстве Небесном ожидает нас.
А то, что я нахожусь в узах, – продолжает свою мысль Павел, – так для слова Божия уз нет (2Тим.2:9). Так что не смущайся, если окажешься в трудной ситуации – твоя немощь никак не помешает слову Божьему, а может даже будет во благо, ибо в нашей немощи Дух Божий являет силу Свою (2Кор.12:10).

2Тим.2:11,12 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас.
"Если мы с Ним умерли, то… Если терпим, то… Если отречёмся, то…" – таковы условия пребывания в Царстве Христовом – обязательные условия.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.6:8,9.

2Тим.2:14-18 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они ещё более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
"Заклинаю не вступать в словопрения, удаляться пустословия" – продолжая наставление, Апостол Павел предостерегает Тимофея, и вместе с ним всех стоящих в истине Христовой служителей церкви, чтобы они не втягивались в пустословие, то есть, не ввязывались в споры о словах, родословиях и других второстепенных вещах, которые не несут в себе духовного назидания. Еретики и лжеучителя только о том и мечтают, чтобы вы стали такими же суесловами, как и они, мечтают, чтобы вы осуетились в мыслях своих и сердцах своих – поясняет своё предостережение Апостол.
А осуетившиеся сердцами своими пустословы, умствующие религиозники – они будут всё больше и больше погрязать в ереси, а потом впадут в грехи – в такие грехи, которые ужаснут своей порочностью даже неверующих.
"Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идёт] валяться в грязи". (2Пт.2:20-22)

2Тим.2:23-25 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.
"От глупых и невежественных состязаний уклоняйся" – здесь речь идёт уже не просто о пустословии, а о том, чтобы Тимофей уклонялся от споров с еретиками.
– Вы спросите: разве допустимо позволить беспрепятственно действовать тем, кто разносит в церкви ересь?
– Нет. Обязательно противостаньте против любой ереси, которая возникнет в церкви. А вот как противостать – этому и учит Апостол Павел Тимофея, сказав: "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся". Апостол здесь предостерегает Тимофея, чтобы он не проявлял горячности и не начинал исследовать ереси, выискивая в них ложь и сатанинские ловушки. Дело в том, что только попадись кто на эту удочку, и сатана "завалит" его таким ворохом различных ересей – за всю жизнь не разгребёт. Поэтому и надо противостать так, чтобы и ересь изобличить, и церковь не увести от истины Христовой. А для этого вместо споров по тому или иному пункту еретического учения, нужно наставлять церковь в истине Христовой. Столько раз повторять учение Иисуса Христа, сколько понадобиться для того, чтобы удержать верных от соблазна.
Ещё раз повторяю: не с ересями спорьте, а наставляйте церковь в истинном учении Иисуса Христа.
"С кротостью наставляйте" – то есть, сдержанно, спокойно, чтобы другие увидели в вас мудрость человека, познавшего истину Божию и стоящего в ней.
Не горячитесь и не пытайтесь никого переубедить, тем более переспорить. Сами посудите, какой вам резон горячиться и безрассудно спорить, если от того, что еретик не примет истину, будет хуже только ему. Но и в другую крайность не впадайте, – разговаривая с человеком, не о себе думайте, как вы при этом выглядите, а о нём, думайте о том, чтобы ваше наставление было действенным и полезным для него. Апостол Иуда учил: "К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. (Иуд.1:22,23)".
Противостоя ереси, помните, что вы ведёте духовную брань, поэтому действуйте в послушании Святому Духу – Он наставит и научит, что сказать.
Что ещё добавить к сказанному? "Противостаньте в Духе и истине против ереси и духов злобы, атакующих церковь!" – хорошие, правильные слова, но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: не один год пройдет, много слёз, а то и крови прольётся прежде, чем верующие научатся, обретут дар различать духов обольстителей и смогут противостоять им в духе и истине.

Чтобы наглядно показать разницу между истинной и ложной духовной бранью, процитирую отрывок из повести "Если Господь вывел Вас из церкви":
– Пять дней в неделю сёстры из нашей церкви, когда втроём, а когда набиралось и человек шесть-семь, собирались по утрам на квартире у одной из них и молились. Они читали собранные на воскресном служении записки с молитвенными нуждами прихожан и молились за эти нужды, молились так же и за общецерковные нужды. Это называлось служением молитвенного ходатайства, – начал Степаныч очередную свою исповедь.

Степаныч – мой старинный друг. Познакомился и подружился я с ним в институте, в замечательном сибирском городе Омске. "Степанычем" он стал ещё будучи абитуриентом, да так и остался для нас с этим прозвищем. Высокого роста, стройный, с гривой прямых жёстких чёрных волос – он очень соответствовал своему прозвищу (хотя отчество у него другое). Родом он из Казахстана – суровой, но прекрасной страны с её сопками, её степью, её золотыми, медными и урановыми рудниками. Я сразу же подметил, каким-то чутьём почувствовал в нём цельность натуры, стержень в характере, что ли. Наверное, это из-за того, что в формировании его как личности сыграли свою роль не только родители, но и суровый климат и особая духовная атмосфера, присущая экспедициям геологов, бригадам старателей и шахтёров (родители его жили в небольшом рабочем посёлке золотодобытчиков). Если сказать о нём в двух словах, то это настоящий парень – в такой характеристике есть и некая грубоватость, и сила, и надёжность. Но в Степаныче эти черты странным, непостижимым образом сочетаются с детской мечтательностью, даже ранимостью.
В середине девяностых годов Степаныч и его жена, Любава, стали ходить в расположенную поблизости от их дома протестантскую церковь. Конечно, то, что мы принадлежим к церквям разных деноминаций, зачастую приводит к спорам по внутрицерковным и богословским вопросам (особенно часто раньше приводило), но в то же время "межденоминационная" дружба научила нас уважать верующих других христианских деноминаций, если те, конечно, искренне веруют и любят Господа Иисуса Христа. Ещё такое общение много обогатило нас в том, что побудило серьёзно и ответственно относиться к учению, к Слову Божьему.
У Степаныча есть довольно редкая для служителей черта: он не наставляет слушающих истине, как это делают другие проповедники, – вместо этого он исповедует свои неудачи, а Господь в его немощи являет силу Своего назидания.

Возвращусь к исповеди моего друга:
– Но в последнее время не шла у сестёр во Христе молитва, – продолжил свой рассказ исповедник. Как будто тёмная туча нависла над ними, а тут ещё одна из сестёр-молитвенниц впала в свой старый грех, и их служение наполнилось "благоуханием" винного перегара и табака. Всем было от этого неуютно, только та сестра чувствовала себя бодро и даже, кажется, стала более активной и влиятельной на молитвенных собраниях. Так не должно было дальше продолжаться, что-то нужно было делать, и хозяйка дома попросила меня: "Помоги, что нам делать с этой сестрой? Мы не можем молиться".
Сказано – сделано: вскоре я встретился с впавшей в грех сестрой и попытался её увещевать. Но видя, что она не кается, а только озлобилась: "Ты мне не указ", я на время, пока не вернётся к трезвой жизни, запретил ей ходить в молитвенную группу. Вот такая история; подобную, наверное, можно встретить в любой церкви.
– И что же дальше? – почему-то рассказ Степаныча заинтриговал меня, хотя начало его выглядело совсем обыденно.
– Придя на следующее утро в дом, где проходили служения молитвенного ходатайства, я пережил необычное видение: когда ещё никого кроме хозяев не было, в молитвенной комнате я увидел, как будто маска из воздуха в виде собачьей головы предстала передо мной, и в следующий миг я буквально лицом столкнулся с бесовским духом, представшим в виде той маски. Этот злой дух и влиял на сестер во время молитвы.
Хозяйка тоже увидела необычное видение и в ужасе выбежала из зала. Позже я узнал, что она увидела: как будто моё лицо вдруг, на мгновение, стало похоже на собачью или волчью морду. Увидела и ужаснулась, хотя видение быстро исчезло, и молитва в тот день прошла легко, без проблем.
Сестры, вносящей дискомфорт, не стало, и всё, кажется, стало на своё место. Но надолго ли? События, произошедшие после, показали, что дух лжи и клеветы не был изгнан. Он лишь на время отошёл, чтобы вернуться в ещё большей силе. Вышло почти как в притче Иисуса Христа: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого".
Только здесь бесовское воздействие было не на одного человека, а на целую группу – на молитвенных ходатаев церкви. Он не запугивал и не искушал соблазнами, а просто обманул верующих пожилых сестёр. Нет, они не стали одержимыми и не впали в страшные грехи мира сего; просто дух лжи сумел ослепить их духовно, обмануть их так, что они стали иногда, – повторяю, – лишь иногда "чёрное" принимать за "белое", а "белое" за "чёрное".
Освободит ли церковь от бесовского воздействия изгнание верующего, попавшего под влияние этого беса? Исходя из печального опыта, отвечу: "Нет!". Бесовские духи вскоре найдут другого, которого смогут обмануть или обольстить, чтобы добиться своего: внедрить в церковь ложь; ибо не ради одного изгнанного вошёл сатана в церковь. При этом вы должны помнить, что обольщённый сатаной член церкви не обязательно впадёт в видимый грех; возможно, внешне будет даже наоборот, потому что, хотя бесы и держат людей через грехи, но когда грехи тайные, то человек может оказать большее влияние на окружающих в церкви (особенно если он пастырь). Горе! Горе церкви, в которой некому вести духовную брань, ибо: сей род (злые духи) изгоняется только молитвою и постом.
Вот и получается, что истинной победой над грехом стало бы не изгнание впавшей в грех сестры, а изгнание того, кто толкал её в грех. Истинной победой стало бы духовное противостояние молитвенной группы против того беса. Наставь я сестёр-молитвенниц правильно, призови их к непрестанной молитве против греха той сестры, за спасение её души, верю, даровал бы Господь Бог нам победу. Путь то была бы маленькая духовная победа, пусть даже остались бы неразобранными листочки с молитвенными нуждами за одну-две недели, но женщины-молитвенницы увидели бы явный плод своего служения. И увидев, обрели бы практический опыт истинной духовной брани; но беса-то изгнать труднее, чем сестру! Эх, я!
– Но не всякому ведь дано изгонять бесов, вспомни Евангелие: что сказал отец, чей сын был одержим злым духом: "Я просил учеников Твоих изгнать его (беса), и они не могли" – видишь, не могли – вступился я перед Степанычем за него самого и за тех сестёр. Не могли. Значит, не каждый из верующих может реально вести духовную брань. Апостол заповедовал сие служение испытанным в вере и исполненным дарами Духа, пресвитерам: поэтому, не печалься, что у вас ничего...
– Пойми же ты! Злые духи реальны и они по-настоящему убивают людей! – на полуслове прервал мою апологию Степаныч. – Убивают сначала душу, а затем и тело. И брань духовная – это не бутафорская война! Наше легкомысленное отношение к духовной брани приводит к тому, что погибают люди. Не только духовно, но и физически погибают люди, много людей! – в глазах его сиял огонь, незримый духовный свет, который нельзя сфотографировать, но который слепит глаза и проникает в самую глубину души человека, увидевшего это сияние. Одних он приводит в блаженный восторг, других в неистовый страх и трепет – духовный свет.
Теперь, спустя много лет, могу сказать уже из пережитого опыта что тот, кто реально вступал в духовную брань, он познал отчаянное чувство полной своей беспомощности, когда уже не твоя вера, а лишь вера, даруемая Богом, и мольба ко Христу дают силу противостоять силам и властям тьмы.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает, какой великой бывает радость, когда силой Божьей, излитой через тебя, получает освобождение одержимый или, просто, порабощённый бесами, тот, чья жизнь была превращена духами злобы в ад.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает, как горько и тяжело видеть, а иногда и хоронить тех, кому не смог помочь, кого не смог отстоять от сатанинского нападения.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает радость от полного духовного и физического истощения и последующего за ним наполнения светом и жизнью, исходящими от Бога.
Церквям нужны служители молитвенного ходатайства. Церквям нужны ходатаи и блюстители, наделённые Божьим даром различения духов, очищенные через Божьи испытания и облечённые силой Божьей. Поэтому начните молиться всей церковью об этом служении именно у вас, не откладывайте на потом.
Молитесь, чтобы Бог воздвигал в вашей церкви людей, наделённых даром различения духов. Молитесь, чтобы Господь, проведя их через горнило испытаний, закалил и соделал истинными воинами Христовыми.
Рассказчик замолчал... И я молчал "переваривая" услышанную историю.
– Давай сделаем перерыв, видя, что пауза затянулась, предложил он.
– Можно и перерыв.

За окном шёл дождь, хмуро так шёл, не по-весеннему. Но земля, украсившая себя зеленью травы, была рада этому дождю, смывавшему зимнюю грязь с её лица. Берёзки-то, помните? – в начале весны они самыми последними проснулись от зимней спячки, теперь, прямо как солдаты по тревоге, первыми распустили свои листочки, ещё "гармошкой" и липкие. Воистину, последние стали первыми.
За окном шёл дождь, и мерный его шум, и след разводов на окне… Мне было не понять о чём он шумел, не почувствовать пробуждающей жизнь его силы – силы весеннего дождя. Сидя в тёплой и сухой комнате я лишь видел, как стекали капли по стеклу. По ту сторону стекла… – по ту сторону жизни.
Я смотрел на дождь, а в голове, нет, в душе, высоким тоном звенели слова о нужде церквей о духовных ходатаях, о мужах брани, готовых встать в пролом за братий и сестёр своих, готовых встать за новообращённых, ещё неопытных в вере и духе.
Неужели нам нужно молить Бога об огне испытаний для своей церкви, об огне, в котором из среды верующих возросли бы закалённые мужи брани? Неужели без испытаний нельзя обойтись, ведь от этого многие колеблющиеся не устоят, покинут собрания? Да. Нужно молить Господа об испытаниях, и не просто об испытаниях для верующих, а о достижении духовного взросления верующих через испытания, пока они не облекутся во всеоружие Божие – вспыхнула в моём сознании искра откровения Божьего. И теперь мне показались такими неуместными слова утешения, которые я говорил Степанычу. Какое может быть утешение, если он действительно поступил как муж неразумный, изгнав из собрания впавшую в грех сестру. Какое может быть утешение, если он тогда в неразумии своём, решил, что душевный покой нескольких человек дороже духовной свободы одного и что привычный обряд зачитывания листочков с молитвенными нуждами и молитвы по списку, важнее реальной духовной брани за одного человека. По сути, он тогда низвёл церковное служение молитвенного ходатайства к обычной религиозной формальности. Слава Богу, что Степаныч, хоть и поздно, но понял свой грех и покаялся в нём! [7]


3 гл. Знайте же, что в церквях будут гнать, – уже начали гнать живущих по духу Христову

2Тим.3:1-4 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны.
Братья и сестры во Христе, в наше время в церквях всех деноминаций всё больше и больше усиливается противодействие всякому, кто продолжает жить в послушании Святому Духу. Но вы всё равно пребывайте в духе и благовествуйте истину Христову. Апостол Павел предвозвестил, что чем дальше, тем труднее будет тем, кто живёт по любви, ибо в ответ они получат не просто неблагодарность, а предательство и клевету. Но всё равно поступайте по любви, и пусть укрепит вас памятование о том, что награда наша будет в Царстве Небесном.
Дополнительно – см. комментарии к Иуд.1:17,18.

2Тим.3:3 Не любящие добра.
Как люди, а тем более христиане, могут не любить добро, не любить добрые дела? Может это больные и их лечить нужно, как помутившихся разумом? Ведь даже жестокосердые фарисеи, желавшие смерти Иисуса Христа, творили зло не из любви к нему, а по непониманию, не ведая, что творили. Действительно, те не ведали, что творили, а эти – члены церквей, – как пророчески возвестил Апостол Павел, будут осознанно избирать зло, ибо возненавидят добро. Таково свойство последних времён – свойство нашего времени. Не удивляйтесь, именно нашего времени!
И, что самое страшное, никто уже не считает ненормальным, что возлюбившие зло не только появились в церквях, но и управляют жизнью церковных собраний (к злу я отношу не только содомию и коварство, но и лицемерие, и зависть, и сребролюбие, и другие якобы сокрытые грехи, но для Бога то они не сокрыты).
И это всё, повторяю, творится сейчас не где-нибудь, а в вашей – именно в вашей, братья и сестры во Христе, церкви.

2Тим.3:5 Имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся.
Благочестие – приведу мирское и церковное толкование этого слова: "Большая проблема современного человечества заключается в том, что мы утратили истинный смысл огромного количества очень важных слов, таких, как любовь, честность, целомудрие и многих других. Не исключение и слово "благочестие". Оно появилось в русском языке как попытка перевода древнегреческого efseveia, что означает подлинное богопочитание, почтение к родителям, начальникам, братьям и сёстрам, благодарность, должное отношение ко всему, что человек встречает в жизни. Что же означает это слово в понимании Церкви? Благочестие – это почитание добра. Так как для верующего человека добро – это Бог, то, соответственно, христианское понимание этого слова заключается в почитании, прославлении Творца через исполнение заповедей Христовых".[8]
К вышесказанному добавлю, что благочестие – это не только размышление над заповедями Христовыми, а ещё и познание самого Господа откровением Святого Духа, это реальная жизнь по вере.

2Тим.3:12 Да и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Тек, кто только именует себя христианами, – их гнать не будут, ни сейчас, ни потом, при Антихристе. А вот тех, чья жизнь являет свет Христов – их ненавидят уже в наше время, а при Антихристе, тем более, будут преследовать и убивать. Ненавидят и ещё больше возненавидят потому, что на фоне их безумия, на фоне их погрязания во грехи, благочестивая жизнь истинных учеников Христовых будет всё ярче и ярче сиять.
Ещё раз повторяю: в церквях будут хулить и гнать не тех, кто будет "как все", а тех, кто живёт и будет жить благочестиво во Христе Иисусе.

2Тим.3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
"Злые же люди и обманщики будут преуспевать (в церквях)" – это не где-нибудь, а в Священном Писании сказано. Власть в церквях захватят (уже во многих церквях захватили) волки потерпевшие крушение в своём следовании вере, но преуспевшие в лицемерии и любостяжании.
Не только Апостол Павел, но и Апостол Пётр предупреждает нас об этом: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет". (2Пт.2:1-3)
Как устоять в духе и истине, когда церкви всё более и более заполоняются нечестивыми и корыстными людьми – см. комментарии к Деян.14:21-23.

2Тим.3:16,17 Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Когда тяжело на душе, когда видите, что лицемеры и лжецы преуспевают в церкви, ищите утешение в чтении Священного Писания, и Бог укрепит вас. Не просто ищите ответы на житейские вопросы, а исследывайте своё сердце словом Божьим.


4 гл. Когда истина будет гонима лжепастырями и лжеучителями, уповайте на Бога, ибо Он верен

2Тим.4:1,2 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
"Заклинаю тебя пред Богом: проповедуй слово" – завершая послание, Апостол Павел не просто призывает, а заклинает Тимофея: "Проповедуй слово!". Проповедуй, ибо в то время, когда лицемеры и лжецы захватывают всё больше и больше власти в церквях, ценность живого слова истины, исходящего от Святого Духа, возрастает невероятно.
Невероятно возрастёт ценность слова истины, потому что носителей истины Христовой в церквях будет оставаться всё меньше и меньше, ибо они будут гонимы церковноначальниками-любостяжателями.
"Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё". (2Тим.4:5)

2Тим.4:6,7 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил.
Одно дело, когда смерть человека воспринимается окружающими, как подвиг, и совсем другое, когда человека казнят, как злодея. Апостол Павел знал, что окружающие отнесутся к казни его за веру в Иисуса Христа, как к позорной смерти злодея, но он знал, ради Кого и ради чего жертвовал земной жизнью, поэтому мир был на сердце его. Я не говорю, что он без переживаний воспринял известие о скорой своей смерти, я говорю о том, что мир Божий наполнял его сердце, и Дух Божий укрепил его.
"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его". (2Тим.4:8)
Дополнительно – см. комментарии к Деян.20:17-24.

2Тим.4:9,10 Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
Здесь Апостол Павел пишет, что с ним остался Лука, а при первом аресте он писал, что никого не было: "При первом моем ответе (перед судом Кесаря) никого не было со мною. (2Тим.4:16)". Эта деталь является, хотя и косвенным, но доказательством того, что Апостол Павел два раз находился в заключении в Риме.
И богослов II века, Ириней Лионский, свидетельствует о двух арестах Апостола Павла: "Первый ответ, или первая защита в Риме перед Кесарем, завершилась оправданием Апостола Павла. На времени прибытия Павла в Рим и двух годах его проповеди там, завершается Книга Деяний (Деян.28:30,31). Затем, оправдавшись перед судом, Апостол, говорят, отбыл на своё дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил Второе послание к Тимофею, где говорит о своей первой защите, и о близкой кончине".[9]

2Тим.4:17 Господь же предстал мне (во время первого ареста) и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
"Избавился из львиных челюстей" – очевидно, Апостол Павел использует выражение: "львиные челюсти", как образ, говорящий о спасении от смертельной опасности, так как во время его первого ареста считать Нерона жестоким, как лев, ещё не было оснований. Он тогда ещё не воздвигал гонений на христиан.

2Тим.4:21 Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
Апостол Павел передаёт приветы от нескольких римских христиан, – значит, они иногда встречались с ним. Разбежались, разъехались, испугавшись гонений только иногородние спутники Павла (кроме Луки), а местные остались дома, хотя и знали о грозящей им смертельной опасности.
Ириней Лионский не только упомянул о Лине в своей книге, но и уточнил, что это именно тот Лин, о котором говорил Апостол Павел: "Блаженные Апостолы, основав и устроив церковь (в Риме), вручили служение епископства Лину (67-76 гг.). Об этом Лине, Павел упоминает в послании к Тимофею".[10]


СНОСКИ

[1] Иоанн Златоуст. Толкование на второе послание к Тимофею. Беседа 1.
[2] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11, с.382,383.
[3] Здесь и далее переводы с греческого – Библиология 1.0. Синодальный перевод (со словарём Стронга).
[4] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого, с.476.
[5] Там же.
[6] Климент Александрийский. Кто из богатых спасётся, Гл.34,35.
[7] Погребняк Н. Сочинения в четырех томах. Т.2, с.288-297.
[8] Воробьева Ю. Благочестие – это что такое? Значение слова "благочестие".
[9] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.2. Гл.22.
[10] Ириней Лионский. Против ересей. 3:3.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М. : Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга) [Электронный ресурс] / Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М. Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл. : Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Воробьева Ю. Благочестие – это что такое? Значение слова "благочестие" [Электронный ресурс] / Ю. Воробьева. –FB.ru. – Электронные текстовые данные. 2016. – Режим доступа: http://fb.ru/article/262381/blagochestie свободный.
5. Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.2 [Электронный ресурс] / Biblical Studies, Русские страницы, тексты 4 века. – Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father4/CH2.html свободный.
6. Иоанн Златоуст. Толкование на второе послание к Тимофею [Электронный ресурс] / Азбука веры. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-timofeju/#0_1 свободный.
7. Ириней Лионский. Против ересей: Обличение и опровержение лжеименного знания: в 5 кн. Кн.3 [Электронный ресурс] / Библиотека Якова Кротова; перевод прот. П. Преображенского. – Тексты II в. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/02/iriney_lionsky/iriney_vers_3.html свободный.
8. Климент Александрийский. Кто из богатых спасётся [Электронный ресурс] / Азбука веры. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/kto_iz_bogatyh/ свободный.
9. Погребняк Н. Сочинения в четырёх томах. Т.2: Если Господь вывел Вас из церкви/ Н. Погребняк. – Canada: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2015. – 312 с.
10. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарём. – М. : Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
11. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. – 611 с.
Комментарий автора:
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Во Втором послании к Тимофею Апостол Павел завещает сохранить истину и веру в нынешнее тяжкое время, когда в церквях здравого учения не принимают, а по своим прихотям избирают учителей, которые льстят слуху.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.

 
Прочитано 1663 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Брёвна в глазах. - Борис Иоффе.

Бог никогда не был пацифистом - Алексей Мочалов

Основа религиозных знаний - Александр Комар

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Публицистика :
Християнство і поезія - Галина Манів

Публицистика :
Продвижение вперёд-мнение народа!!!!! - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

Поэзия :
Амнистия. - Валерий Гаращенко

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100