Слово Библия происходит от греческого слова - «библион» , что в переводе означает - книга.
Которое, в свою очередь, произошло от названия древнего порта - Библос, расположенного у подножия Ливанских гор, через который в Грецию экспортировался египетский папирус.
Библия – это не просто книга, но «Книга книг», ибо через неё передано миру Слово Божье – Божьи Обетования, Законы, Заповеди, Пророчества, Обличения, Суды,
И, конечно, Евангелие (Благая Весть) о Возможности спасении души человеческой через Господа Иисуса Христа.
Это ЗНАНИЕ передавалось из поколения в поколение через Божьих служителей, ревностно охраняющих истинную веру в Единого Бога – Творца всего видимого и невидимого.
Однако, вокруг Библии всегда велись и ведутся теологические споры…возникают ложные толкования и учения, нередко извращающие смысл Писания, уводящие от Истины…
ибо в духовном мире существует борьба между Богом и сатаной, между носителями Истины и распространителями Лжи…
----------------------------
Поэтому на протяжении истории происходили и такие вещи, когда в каноническую Библию (в Писания Ветхого Завета).. (а затем и Нового) в последующие века от Р/Х вставлялись такие книги и предания, которых не было в канонических текстах Библии во времена жизни на земле Христа и в первоапостольский период.. … ..
---------
некто из церковной иерархии своим «весом и авторитетом» доказывал
(в теологических спорах), что они (эти тексты) должны быть включены теперь в Библию.
Все знают, например, что в Православную Библию вставлены (помещены) предания, которых нет в каноническом, синодальном издании…
У «свидетелей Иеговы» вообще многие места убраны из Библии, а иные переведены ТАК, как выгодно им для создания своих лжеучений..
Печатаются и «новые» Библии, с «современным переводом», который порой искажает смысл написанного и поворачивает мысль в другую сторону..
-----------------------
Буду говорить о книге, называемой «Песня Песней» , включённую в книгу Ветхого Завета гораздо позже того, как в ней уже были утверждёны (Синедрионом) Закон и Пророки – канонические и непреложные..
Об эту «Песню Песней» очень многие верующие спотыкаются..
А псевдохристиане используют её для создания извращённых, лживых учений и проповедей..
--------------
ЧтО это за книга и каким образом она попала в Библию?
Прежде чем я дам своё суждение по этому вопросу, предлагаю прочесть информацию, которую мне удалось (об этом вопросе) разыскать .------------
Авторство книги приписывается царю Соломону, который как известно, вначале своей сознательной жизни любил Бога и был Ему послушен, получил от Него мудрость (она отражена в Библии - в «Притчах»)...,
однако его мудрость не являлась "умом Христовым"...но была более мудростью "человеческой"...поэтому она не помогла ему спасти самого себя, ибо позже он обратился к язычеству, беря в жёны язычниц (что запрещалось Богом для иудеев),
и, увлекаясь их идольскими верованиями, Соломон так же насаждал язычество в израильском народе..
Соломон возгордился собственной славой и стал ещё более стремиться к её умножению, к увеличению своего богатства и военной силы, позабыв о Славе Единого Бога и о послушании Ему и Его Заповедям....
Соломон пренебрег предупреждением Божьим, записанным за четыреста лет до него Моисеем:
\"Когда ты придёшь в землю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: \"поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня\",
то поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.
Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: \"не возвращайтесь более путем сим\";
и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.»
Соломон пошёл на политический союз с Египтом, через брак с языческой принцессой, дочерью фараона (3-я Царств 3:1)… пренебрёг и другим Божьим повелением:
\"... и не вступай с ними (язычниками) в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам...\" (Втор. 7:3-4)
\"И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: \"не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам\"; к ним прилепился Соломон любовью.
И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.\" (3Царств 11:1-3)
-------------------------------
\"Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.\" (3Царств 11:4-8)
----------------------------------
В Библии нет никакого свидетельства о том, что Соломон в старости покаялся перед Богом, что душа его спасена
Соломон не перечислен в списке героев веры в 11 главе Послания к Евреям, где перечисляются герои веры, Соломон отсутствует в этом списке … это является ещё одним аргументом того, что он не был спасён.
------------------
Ещё во II веке после Р.Х. среди иудейских богословов шли споры о каноническом достоинстве Песни Песней.
Некоторые из них говорили, что книга, в которой нет даже упоминания имени Божия, не может быть священной.
Другие же, в частности, Акиба, утверждали, что Песнь содержит таинственный мистический смысл и есть «святая святых» всего Ветхого Завета.
И не смотря на то, что вокруг этой книги шла «ожесточённая полемика», в конце концов книга вошла в канон и была принята и христианской Церковью….---
И причина признания христианским миром «Песни Песней» состояла в тОм, что толкователи усмотрели в ней аллегорию….
аллегорический метод толкования её был введён в христианскую Церковь Оригеном и Ипполитом.
-------------------------
Существует Иудейская аллегория \"Песни песней\" --------
Она говорит о том, что в Песне Песней речь идёт об истории Израиля и описывается любовь Бога к избранному Им народу и Его общение с ним.
--------------
Христианские исследователи усматривали в книге не историю израильского народа, а взаимоотношения Христа со Своей Церковью.
Такая точка зрения была очень сильно распространена в христианском мире, и можно сказать, что она даже преобладала.
------------------------
Защитники аллегорического толкования утверждали, что если бы книга не имела религиозного смысла, её не включили бы в канон.
В 533 году н.э. Второй Константинопольский Собор осудил Феодора Мопсуэстского, и даже не потому, что тот усомнился в каноничности Песни Песней, а потому, что отстаивал её буквальное истолкование.
Он считал, что это просто песнь о человеческой любовной страсти, написанная Соломоном по случаю своей женитьбы на дочери фараона( ряд толкователей считают, что царь хотел взять сунамитянку в свой гарем, но она предпочла любовь пастуха.)
Отрывки из сочинений Феодора Мопсуэстского (с критикой книги Песни Песней) были единодушно восприняты V Вселенским Собором как нечестие, а сам автор был предан анафеме.
Существует постановление V-го Вселенского Собора, которое анафематствует тех, кто учит, будто бы «Песнь Песней» говорит о любви между мужчиной и женщиной..
В Православии невеста из Песни песней считается прообразом Богоматери.
В Песни песней усматриваются следующие такие темы православного вероучения:
1. Исихазм 12-ти ступеней духовного возрастания на основе учения Макария Великого,
2. Стяжание Святаго Духа Божия (по учения преподобного Серафима Саровского),
3. Гносеологическое исследование шести основных ступеней духовного возраста человека по учения преподобного Исаака Сирина,
4. Догмат о воскресении мёртвых (современное исследование Георгия Зайцева)..
В протестантском толковании, девушка (невеста) — есть христианская церковь, а юноша (жених) — Иисус Христос, или триединый Бог вообще.
После пришествия Иисуса Христа жених с невестой обручены, но до свадьбы невесте следует доказать свою любовь, верность и преданность жениху.
На пути к этому, невесту подстерегает множество испытаний и преград (стражники), но пройдя все из них, после второго пришествия Иисуса Христа состоится долгожданная свадьба.
Папа Бенедикт XVI упоминает «Песнь всех Песней», используя её лирическое и прямое трактование в поддержку своего тезиса о том, что страсть и самопожертвование любящего — это две половины истинной любви...
Согласно религиоведческой традиции XX века Песнь Песней несёт в себе следы языческого культа Адониса.
--------------------
Существует и буквальное толкование книги - изображение земной, страстной любви. ---------
С XVIII века этот взгляд широко распространился среди западных толкователей.
Буквальная экзегеза предполагает три возможности:
либо в книге запечатлено событие, описанное в 3 Цар 3,1, — брак Соломона с дочерью фараоновой;
либо речь в ней идёт о попытке Соломона взять себе в жены девушку-сунамитянку, которая, однако, осталась верной своему жениху;
либо книга есть просто собрание песен, связанных с обрядом бракосочетания.
Во всех случаях главное содержание Песни Песней — страстные чувства влюблённых.
В конце XIX века проф. Киевской Духовной Академии Аким Алексеевич Олесницкий предложил свой ключ к пониманию книги. В описаниях Невесты он обратил внимание на черты, сближающие её образ с картинами палестинской природы. По его мнению, Невеста — это св. земля, возрожденная любовью Божией. Жених, подобно весеннему солнцу, озаряет землю и тем самым становится прообразом Мессии.
В Ветхом Завете нет другой такой книги, которая интерпретировалась бы столь разнообразно.
Новейшая интерпретация ищет истоки книги в культе божеств произрастания Иштар и Таммуза, а также в ритуале брака богов, иерогамии, который должен был осуществлять царь как представитель божества. Считается, что такие ритуалы, заимствованные у хананеев, практиковались в древние времена в рамках культа Ягве, и что Песнь песней — это литературно обработанная форма текста такого богослужения.
всё растущее число католических экзегетов становится сторонниками буквальной интерпретации, которая к сегодняшнему дню объединяет почти все мнения.
Она возвращается к древнейшей традиции, поскольку до Рождества Христова не было никаких попыток аллегорического толкования Песни песней, и никаких следов его не обнаружено в рукописях Кумрана.
Никаких свидетельств такого толкования не содержится и в Новом Завете, о чём нельзя не упомянуть.
В первом веке евреи пели Песнь песней при светском праздновании свадьбы и продолжали делать это невзирая на запрет рабби Акибы
В самой «Песни Песней» никоим образом не просматривается намеренная аллегоризация, в противоположность книгам пророков, где, коль скоро предусматривается аллегория, об этом говорится открыто и к ней предлагается ключ (Ис 5:7; Иез 16:2; 17:12; 23:4; 31:2; 32:2 и т. д.).
Ничто не указывает, что к «Песни Песней» следует приложить тайную систему дешифровки для раскрытия её смысла и вычитать из неё нечто иное, нежели то, что естественным образом следует из текста: в ней мы имеем дело с собранием песен, в которых воспевается человеческая страстная любовь, венец которой — соединение в браке.
Обычно источник «Песни Песней» ищут в праздничных обычаях, относящихся к свадебным торжествам, ср. Иер 7:24; 16:9; Пс 44; были найдены также существенные параллели со свадебными ритуалами и песнями сирийских и палестинских арабов.
Самые надежные параллели находятся в древнеегипетских любовных песнях..
Дошедшие до нас египетские сборники песен демонстрируют те же принципы. Это — репертуар, из которого можно было выбирать песни, соответствующие обстоятельствам или слушателям; такими причинами объясняется и то, что различные фрагменты представляют вариации одних и тех же тем, и то, что налицо многочисленные дублеты.
Текст поэмы был включен в еврейский религиозный канон в первой половине 2 в. н.э., когда главой Синедриона стал рабби Элазар бен Азария, а святость её отстаивал его ученик рабби Акива бен Йосеф (50? – 135 г. н.э.) – один из известных основоположников раввинистического иудаизма.
Он родился в простой и бедной семье и, согласно талмудической легенде, оставался безграмотным до сорокалетнего возраста, служа пастухом у богатого иерусалимца Калба Савyа.
Дочь хозяина Рахель полюбила его, и они поженились вопреки воле её отца. Под влиянием жены Акива обучился грамоте (вместе со своим маленьким сыном) и в течение двадцати четырех лет познавал еврейскую религиозную мудрость в Лоде у знаменитых тогда наставников.
Затем он и сам стал признанным авторитетом, внеся решающий вклад в систематизацию религиозного законодательства, что в дальнейшем послужило основой для разработки Талмуда.
Рабби Акива был включен в делегацию, направленную в Рим с ходатайством об отмене декрета императора Домициана, содержавшего запрет на изучение Торы и соблюдение еврейских законов.
Впоследствии он поддержал восстание Бар Кохбы (132 – 135 гг. н.э.) и в его вожде признал Мессию.
Вскоре после разгрома восстания рабби Акива был схвачен римлянами, заключен в тюрьму и погиб мученической смертью.
Причины решения внесения «Песни Песней» в канон Библии, полностью не ясны и в наши дни. Ведь Синедрион отказался канонизировать такие известные произведения, как \"Книга Маккавеев\", \"Книга Юдифи\", \"Книга Иисуса сына Сирахова\", несмотря на то, что в них говорится о религиозных чувствах и о важных событиях в истории древних иудеев.
В \"Песне песней\" нет вовсе упоминания о Боге, речь идёт о пылкой любви двух молодых людей, о природе, о благовониях, о садах и пастбищах.
Известно, что в те времена \"Песню песен\" не преподавали вообще, и евреям, не достигшим совершеннолетия, запрещалось её чтение.
Еще в начале 2 в. н.э. члены Синедриона, разбиравшие вопрос о канонизации каждой из библейских книг в отдельности, дискутировали по поводу святости \"Песни песен\", однако, вопрос о её включении в канон решён не был.
В 65 г. н.э., за несколько лет до разрушения Храма, весь библейский канон подвергся пересмотру, но в отношении поэмы к единому мнению так и не пришли.
Полагают, что главным доводом в её пользу явилось, в конце концов, аллегорическое толкование поэмы (жених – Всевышний, невеста – община Израиля), возникновение которого приписывается рабби Акиве.
Отстаивая её святость, он утверждал, что \"все песни святы, но Песня песен – «святая святых»»..
Законоучители 2 в. н.э., заложившие основы Талмуда связывали эти изречения с историей любви Акивы и Рахели, имея в виду фундаментальную концепцию иудаизма, гласящую, что отношения между мужем и женой происходят из «святого источника»….
В 1544 году в Женеве гуманист Себастиан Кастеллио утверждал, что Песнь Песней – это всего лишь разговор Соломона с возлюбленной, и на этом основании требовал исключить книгу из канона Священных книг.
В 18-19 вв. возникла гипотеза типистов:
Они утверждали, что «Песнь песней» описывает отношения Соломона с Ависагой Сунамитянкой или с египетской царевной, а их брачная песнь является типом или прообразом духовного брака Господа и Израиля, Христа и Церкви.
Но последователям данной теории можно основательно возразить:
Об Ависаге известно, что она прислуживала царю Давиду в его старости и согревала его в постели, оставшись девицей. По его смерти, на ней хотел жениться брат и соперник Соломона – Адония. Соломон усмотрел в этом тайное намерение. Адония был убит. Про Ависагу в Библии более не упоминается, нЕ говорится, что она стала женой Соломона. Кроме того, «Ависага» в переводе с еврейского «отец заблуждения, легкомыслия».
Вряд ли с таким именем можно было стать прообразом Церкви Христовой.
Ссылки на Песнь Песней есть в трудах таких теологов, как свв. – Макарий Великий, Нил Синайский, Иоанн Кассиан, Иоанн Лествичник, Афанасий Александрийский и др. Согласно их аскетическому толкованию главные герои книги Песнь Песней –
это Христос и отдельная человеческая душа, или Слово и Его плоть при воплощении, вступившие в союз.
Вот, например, «святоотеческое толкование» Песни Песней 5:6-7:
«душа своими усилиями не готова принять в себя Бога. Бросаясь на поиск отступившего от неё Бога, встречает ангелов, которые укоряют её, говорят, что и они не могут вполне воспринять это непостижимое естество и ещё более помогают ей совлечься тленного…»
Мефодий Патарский в его «Пире десяти дев» называет Песнь Песней гимном девству, где Жених – это Христос, Невеста – девственная душа. В данном толковании отсутствует чувственная страстность, как у поздних католиков; автор передает эсхатологическое ожидание всецелого единения со Христом.
Афанасий Александрийский видит в Песне Песней взаимоотношения Христа и человечества.
Амвросий Медиоланский стал основателем мариологического толкования содержания Песни Песней, по которому Невеста – это Божия Матерь.
В средние века это толкование стало очень популярным на Западе и получило дальнейшее развитие.
Песнь Песней читается на католическом богослужении в богородичные праздники, в память святой Марии Магдалины и в день Иосифа Обручника.
В православной Церкви не читается за богослужением, но образы используются в богородичных песнопениях («запечатанный Источник», «вся добра еси и порока несть в Тебе»), в акафисте – «Радуйся, Невесто Неневестная».
Приверженцы исторического данного толкования считают «Песнь Песней» аллегорическим изображением исторических событий, ссылаясь на произведение блж. Августина «О граде Божием», где якобы, автор утверждает, что в «Песне Песней» описывается история еврейского народа.
Некоторые толкователи в рамках этого подхода предполагают, что главы 7 и 8 Песни Песней – это история христианства до Константина Великого. Есть также мнение, что Песнь Песней изображает всю историю мира от творения до Страшного Суда.
Книга Песня Песней с момента принятия её в иудейский канон Писания, использовалась в служениях евреев исключительно в качестве гимна второй части «пасхального бдения» и на Пятидесятницу.
Оба праздника носили ярко выраженный мессианский характер. Например, после завершения основной части пасхального седера иудеи открывали двери («дверь пророка Илии»), ожидая, что сейчас войдёт пророк и возвестит о приходе Мессии. Именно в это время — после открытия двери — иудеи с конца I века н.э. исполняли Песнь Песней.
Когда Песнь Песней впервые упоминается в иудейской письменности? Кто из иудейских авторов впервые приводит цитату или ссылку на эту книгу?
Этот вопрос фундаментален. Ведь если Песнь Песней — ветхозаветная книга, то она, несомненно, должна быть известна в дохристианской иудейской традиции.
Но это одна из тех книг Ветхого Завета, которая (в этом её парадокс) не была известна в ветхозаветное время.
Наряду с Экклесиастом она не цитируется ни в ветхозаветных, ни в новозаветных текстах, происхождение которых можно с уверенностью датировать ранее 55-60 годов..
Для лучшего понимания сути вопроса необходимо дать одно уточнение о тексте еврейской Библии.
Там книги делятся на три группы:
1.«Закон» (Пятикнижие пророка Моисея),
2.«Пророки» (куда входят не только собственно книга пророков, но и исторические книги Навина, Царств, Паралипоменон, за исключением Книги пророка Даниила),
3. «Писания».
Эта последняя часть содержит «самые поздние» книги.
Её отличие состоит в том, что она в I веке н.э. считалась «открытой» частью всего Писания, которую можно еще «дополнять», тогда как «Закон» и «Пророки» были уже твёрдо оформившимися и закрытыми для всякой дискуссии частями Писания.
Собственно, во времена земной жизни Христа непререкаемым авторитетом обладали именно эти две первые части Библии.-
Закон и Пророки.
В 70 году н.э. Иерусалим был завоеван римскими императорами Титом и Веспасианом, а Храм превращён в руины. С точки зрения религии Израиля, это событие требовало срочной рефлексии.
Отсутствие храма означало отсутствие жертвоприношений, а значит, вместо обездействованного священства первенствующее место заняли учёные книжники, раввины.
В 71 году в маленьком городке Ямния было проведено собрание раввинов с целью составления новых правил поведения и богослужения для иудеев в новых исторических условиях.
Ведь события 70 года несравнимы с Вавилонским Пленом. Тогда Храм был тоже разрушен, но сами иудеи «всем народом» были переселены в Вавилонию и расселились — по приказу царя — в особых поселениях (прообразах гетто).
Сейчас же (в 70-71 г.) они не получили никакого приказа относительно будущего проживания, т.е. им предстояло рассеяние, какого не знала прежде их многовековая история.
На этом собрании раввинов в Ямнии решался вопрос о признании или непризнании некоторых «новооткрывшихся» книг еврейской письменности, претендующих на своё место в библейском каноне.
И среди этих книг были Экклезиаст и Песнь Песней….
Основным аргументом против этой книги было то, что она не известна в древности.
Разумеется, если бы эта книга была известна хотя бы лет на 30 ранее, то её вопрос встал бы перед Великим Синедрионом и был бы решён со всей властью священнического авторитета ещё во время существования Храма.
Также разумеется, что книги, однажды включённые в канон, в иудейской религии вторично уже не подвергались бы пересмотру (или хотя бы были чёткие указания, когда прежде был признан авторитет книги и почему она нуждается в пересмотре).
Ничего подобного не было относительно Песни Песней, из чего с твёрдостью можно утверждать, что книга была не известна авторитетам религии Израиля в прежние времена.
Её происхождение можно датировать не ранее начала, а то и середины I века н.э.
Широкую известность она обретает где-то в 50–60 годы ..
Вот почему вопрос о статусе книги был рассмотрен в 71 году.
Если даже предположить, что эта книга представляет собой компиляцию из разных свадебных песен (а к 71 году н.э., как предполагают некоторые авторы, эти песни были просто включены в сборник), то почему ни один из участников собрания раввинов в Ямнии не опознал в книге Песни Песней фольклора?
Это позднее — уже во II веке н.э. — многие, по словам рабби Акивы, «невежественные евреи» «стали использовать» Песнь Песней во время брачных застолий. Но до середины I века книга не была известна евреям ни целиком, ни в частях…
Существует гипотеза, что Песнь Песней возникла в паре с Псалмами Соломона.
Этот корпус был составлен в I веке до н.э.
После взятия Палестины Гнеем Помпеем (т.е. после 63 г. до РX) «Псалмы Соломона», как и Песнь Песней, так же вошли в Септуагинту.
При этом существует вполне обоснованное мнение, что оригинальный язык «Псалмов Соломона» — еврейский, как и язык Песни Песней.
Однако ввиду того, что оригинал «Псалмов Соломона» не сохранился, а остался только их перевод на греческий, то иудейский раввинат в 71 году оставил Псалмы вне канона Священных Писаний, а Песнь Песней (еврейский оригинал которой сохранился) вошла в корпус еврейской Библии.
В Талмуде (Мишна) трактат «Яддаим» гл. (3:4–5) упоминает о споре рабби Акивы (ок. 80–100 гг. н.э.) с противниками включения Песни Песней в канон Писания.
Несомненно и то, что в иудейский канон Священных книг Песнь Песней попала только благодаря её мистическому толкованию.
Как брачная песнь она как будто никого не волновала.
В таковом же качестве (как мистическая песнь мессианского брака Христа с Церковью — ср. Откр. 21: 2 и 22:11) Песнь Песней была принята и в недра христианства.
Символика Песни Песней, предлагаемая приверженцами мистической аллегории -------
рассмотрим некоторые стихи из Песни Песней, которым они дают свои аллегории:
1. «Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его». (3:11).
Предполагается, что Соломон — это только собирательный образ, точнее — прообраз Мессии, который «восстановит царство Израилю».
Но почему в тексте так много брачной символики?
Почему книга все время говорит о браке или о брачных ласках жениха и невесты? ---------
Символисты отвечают:
нужно учитывать, что «в библейские времена под«браком» понимались прежде всего взаимные обязательства, а не интимная близость.
В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом.
Например, с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот.
Именно библейская семантика легла в основу того, что «возведение царя на престол» и в поздней Византии, и на Руси стали именовать «венчанием на царство».
Царь — это человек, который венчан со своей землей и со своим народом, и должен относиться к ним с той заботой, с которой относится муж и отец (безусловный глава семьи по библейской парадигме) к своему дому, к своей жене и к детям.
Вот почему при восшествии Давида на престол явившиеся к нему от лица народа старейшины говорят: «Вот, мы — кости твои и плоть твоя» (2 Цар. 5:1).
Понятие «единой плоти», являющееся фундаментальным понятием в определении сущности брака (см. Быт. 2:24), не имеет ярко выраженного сексуального значения.
Термин «басар» (плоть) в Библии обозначал не только супругов, но и всех членов семьи.
Но кровное («плотское») родство всюду является независимым от нас, и только в браке человек сам добровольно выбирает себе «вторую половину». и речь идёт не только и даже не столько о сексуальной близости телес, но — о единстве семьи..
И Истинный царь Израиля мыслится, как отец и муж всего народа — глава этой большой семьи.
уместно вспомнить, что и священник в православной христианской (византийской) традиции при хиротонии «венчается» с алтарем и должен стать любящим «женихом» своей «невесты» (прихода, вверенного ему).
2. «Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены» (5:7).----------
Этот текст трактуется симолистами следующим образом:
Если Невеста — это Израиль, а Жених — Мессия..
а «стражи», надругавшиеся над ней? ---------
«...Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис. 56:10–11). ------
Стражи Израиля — это пастыри, священники, законоучители и т.д. Все те, кто до прихода Мессии должны были оберегать «Невесту», обобрали и обесчестили её.
Вот почему — едва Он появился — Она с болью, не стыдясь своего позора и своего унижения, жалуется Ему на этих лукавых «слуг народа».
Что представлял собою Израиль в I веке н.э.? ------Узурпаторская, да ещё и иноплеменная династия Иродов не была законной правящей династией в Израиле.
Она обирала и унижала народ. Не отставали и законоучители Израиля, о которых Христос сказал много нелестных слов: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что объедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф.23:14).
Бесчестие, которому подверглась «Невеста», невозможно было утаить. Но в этом нет её вины, а потому она смело говорит о своих ранах, показывает свой позор Спасителю. Израиль — не «собственность» царя, которой он может пользоваться им в своё удовольствие и по своему усмотрению.
Израиль — удел Господа, а Мессия - лишь «Истинный Страж» (Блюститель — ср. 1 Пет. 2:25), хранящий чистоту Невесты.
3. «Пришёл я в сад мой, сестра моя, невеста. ...Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!»(5:1).-------
Если «Жених» есть Мессия, а «Невеста» — Его народ, то кто такие «друзья жениха», которых последний приглашает разделить с ним сладости Невесты? ----------
Здесь представлены «цари народов», служившие Соломону. Это те народы, с которыми Израиль не вёл войны, а напротив, заключал союзы и делился своими культурными и религиозными сокровищами.
Эти народы предоставляли Соломону своих дочерей для заключения династических браков. Но, как увидим далее, эти браки в Песни Песней тоже имели символическое значение.
«Династический брак» — символ мессианского единства других народов с Израилем.
Причем, в восточной семантике муж/жених ассоциируется не только с господствующим началом, но ещё и с оплодотворяющей силой, а жена олицетворяет собою землю: что посеют, то на ней и взрастёт.
В контексте богословия Израиля, свидетельствующего о своей вере и о Завете с Богом Авраама, важно, что именно жених «из Израиля», а невеста — «из других народов», которые и будут «оплодотворены» семенем веры и завета религии Израиля….
Песнь Песней выражает надежду на просвещение целых народов откровением религии Израиля.
Именно в этом значении понимает роль Израиля и Симеон Богоприимец: «...видели очи мои Спасение Твое (т.е. Христа. — арх. Ф.), которое Ты уготовал пред лицом всех народов: Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:30–32).
В Песни Песней Мессия (Христос) — это «Жених», «оплодотворяющий» Словом Истины все народы.
Итак, став «другом» Израиля и Его Мессии, языческий народ отдавал тем самым себя под интеллектуальное, культурное и религиозное воздействие Израиля, что и выражалось символическим языком династического брака: «Друзья Жениха», увидев красоту и славу Его «Невесты», сами впоследствии станут присылать своих «невест», т.е. отдавать свои народы религиозному воспитанию Израиля.
4.«Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами»(6:4).-------
Сколько заблуждений возникало из-за топонима «Фирца». Считали это и поздней интерполяцией, и свидетельством компилятивности самой книги.
А между тем серьезный трактат «политического мессианства» не мог обойтись без упоминания об этом городке. После смерти Соломона Израиль разделился на два государства. Первой столицей отделившегося Северного Израиля стала Фирца (3 Цар. 14:17; 15:33 и др.).
Но царство Мессии мыслилось, как конечное преодоление всякой расколотости и всякого разделения.
Фраза «Один Израиль от Иерусалима до Фирцы» была общеизвестным и понятным лозунгом как, скажем, современная фраза «от Балтийского моря до Черного».
------------------------
Теперь рассмотрим важный для христиан вопрос --------
Почему книга, содержащая в себе ярко выраженные иудейско-националистические представления о Мессии и Его Царстве, была принята христианской Церковью?
Если ставить этот вопрос так остро, «ребром», то нам придётся задать его и о 71-м псалме, и о многих других, вполне мессианских текстах (мессианское значение которых неоспоримо в Церкви).
Например, в пророчестве Валаама о Христе сказано: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу [свою]. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Чис. 24:17–19). В прямом смысле обещается поражение поименованных языческих племен.
Однако Церковь, приняв этот текст как пророчество о Мессии, стала понимать «поражение» народа не в его политическом, а в религиозном смысле: Меч Слова Мессии поразил все религиозные заблуждения этих народов (т.е. сущность язычества, бывшего в то время культурной и политической основой этих народов).
Когда же то, что стало подлинной причиной их вражды с Израилем (а именно — языческая религиозность, питавшая ненависть к религии Истинного Бога), было поражено и истреблено, то можно сказать, что «поражен сам народ», который отождествлял себя с этой религией.
Ведь говорим же мы сегодня о народе, претерпевшем серьезную культурологическую или религиозную мутацию (или «смену парадигм»), как об «уже другом» народе.
Языческий народ Моава (о поражении которого говорит пророк) был поражён (но не кровопролитием, а проповедью) в лице его религии, а нация, проживающая на этой территории, стала уже «другим», «новым» народом, способным вместить слово Христа и войти в Его Церковь.
Вот почему в христианском богословии о Церкви принято говорить как о «Новом Израиле».
Церковь и есть «остаток» Израиля, к которому присоединились народы через исповедание имени Христа Спасителя и следование за Ним в христианской жизни…
царство Мессии мыслится как религиозное явление, не нарушающее политических границ, и при этом простирающееся на все народы земли, которые могут — через веру во Христа — войти в царство Мессии.
Именно поэтому и православные христиане — вслед за иудеям — приняли Песнь Песней, как пасхальный гимн и исполняли его на второй части пасхального бдения и в продолжение всей Светлой седмицы.
Все корпусы толкования Песни Песней, дошедшие до наших дней, подчеркивают пасхальный характер этой книги, которую стали читать (с толкованиями) на Светлой седмице во время богослужения.
Когда Жених называет свою возлюбленную «Землёй Обетованной», понимается семантичность (образность) этого высказывания: жених, тоскующий по возлюбленной, жаждет её, как евреи жаждали «Земли Обетованной».
В Песни Песней же наоборот — земля и народ Израиля были наименованы «Невестой Возлюбленной», тоскующей по своему «Жениху» Мессии.
В пасхальном послании 17 апреля 1960 года Папа Иоанн XXIII «обращаясь к собравшимся, вспомнил о своем далёком предшественнике — святом Григории Великом Двоеслове, который называл этот праздник свадебной песнью, воспевающей мистический союз Слова Божия Воплощенного со Святой Церковью».
И на Востоке, и на Западе во времена Григория Двоеслова Песнь Песней и была пасхальной песнью, имела литургический статус.
Именно из её текста, а также из её места в литургии Церкви и черпали отцы Церкви материал для построения пасхальной символики.
Подводя итоги, мы делаем следующие вывод: не мессианское (мистическое) понимание книги является «аллегорической натяжкой», и наоборот — попытка поэтический образ Жениха и Невесты в поэтической же книге Писания «прочитать» как гимн супружеской страстной любви — это явная аллегорическая натяжка. Тогда как мессианский смысл и есть прямой смысл этой книги.
Понимая всё сказанное, мы не можем приводить Песнь Песней как аргумент в диалоге по вопросам семьи и брака.
В Писании действительно нет никакого «гимна плотской любви».
(Конец цитатам)
А теперь я выскажу своё отношение к предъявленной здесь информации о «Песне Песней» -----------–
Я нахожу, что «Песня Песней» вошла в Библию, как некое искусственное насаждение, которое свидетельствует о том, что всегда и во все времена среди верующих были (и есть) - Пшеница и плевелы…
Как существуют живые, рождённые свыше христиане, и «плотские» религиозники…,
так и в Библии мы можем найти живое и непререкаемое Слово Божье, а так же некие искусственные насаждения от плотских верующих,
которые нужны сатане для того, чтобы об них можно было споткнуться вновь обращённым христианам, разочароваться в своих ожиданиях, а затем, возможно, и уйти от живой веры, не стремясь копать глубже, дабы докопаться до истины…
Они говорят – « Песня Песней несёт мессианский смыл»..
НО ЗАЧЕМ (комУ это нужно) облекать этот Смысл в такой плотский язык?
Разве в Библии мало текстов, в которых яснее ясного объяснена Миссия Господа Христа и Его Церкви, и их отношения между собой…?
зачЕМ Богу передавать это духовное Знание через эротические образы и сладострастные чувства двух «невозрождённых духом» (увязших в сексуальных фантазиях) людей, которые были упоены вожделением, а не устремлением к Небесам…?
Думается мне, что «Песнь Песней» была внедрена в Библию именно с подачи тех верующих людей (и подкреплена такими же), которые искали блаженства земного, ждали Мессию, как царя земного, который освободит Израиль от всех внешних врагов и подчинит (по плоти) Израилю все народы…
их религиозность и «святость» ограничивалась исполнением обрядовых предписаний и правил, отправлением всех требуемых храмовых ритуалов и празднеств…
А во главу угла они ставили всё те же земные, плотские наслаждения и утехи, богатство и изобилие..…
И сейчас полно таких верующих, для которых вся их вера заключена в исполнении празднеств, предписаний и церковных служений....
верующих, которые до сих пор наполнены духом ветхозаветных и даже языческих культов…..
Эти верующие НЕ возрождены духовно…не имеют духовного чувствования и стремления.. а поэтому не имеют и Новозаветного мышления…
но остаются они всё так же в ветхозаветном состоянии мыслей и дел…живя по плоти…любя плоть…поклоняясь ей и её бесконечным потребностям,
культивируя страсти, как некие главные критерии земного блаженства..
Подумайте сами, Христос, пребывая на земле (и ходя по селениям с проповедью Евангелия) никогда не пел хвалу человеческим страстям, (ни любовным, ни иным), человеческой плоти… …НО, напротив,
говорил о их пагубности…призывал людей к воздержанию,
к очищению души от греховных зависимостей …чтобы люди могли обретать Любовь истинную, благодатную, не приносящую зла себе и другим…
Апостолы так же никогда не воспевали плотские наслаждения, но всегда говорили о духовном возрождении, о плотском воздержании, о преображении мышления и духовном освящении…
Новый Завет. 1 Петра 2 гл:
«5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, »
-----------------------------------------------
Новый Завет. Галатам 6 гл:
«7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.»
----------------------------------------
Филиппийцам 3 гл:
«18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.»
------------------------------
Римлянам 8 гл:
«12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.»
Ветхий Завет был заключён с тем народом, который не понимал (духом и разумом) многих духовных законов, не преобразился духовным рождением, не имел жизни по духу…но плоть его превалировала над духом и склоняла его ко грехам, ко злу…
Новый Завет заключён с теми, кто духовно ожил, принял в свой дух Дух Божий, родился духовно от Него, водим Им..способен противостоять грехам и плотскому влиянию, побеждая мир верою во Христа – Освободителя (от власти сатаны)……….
Евангелие от Иоанна 3 гл, Христос:
«6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
4 гл, Христос:
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»
-----------------
Новый Завет. 1 Иоанна 5 гл:
\"18 Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.\"
--------
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?\"
Новый Завет. Римлянам 8 гл:
\"13 ибо если живете по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.\"
--------------------------------------------
Понятное дело, что Христос и апостолы не призывали людей перестать жениться и выходить замуж, не запрещали этого делать никому..
НО они объясняли людям, что если в них не произойдёт духовного рождения, если они не подчинят свою жизнь Богу, Христу, но останутся жить по плоти, в ветхом сознании и понимании жизни,
то их впереди ожидает возмездие - вечная смерть их духа…они не наследуют Небеса и Жизни вечной…
Новый Завет. К Галатам 6 гл:
«7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.»
Ибо все их помыслы (только о земном и переходящем) истребят в них остаток духовных стремлений и возможностей, иссушат их дух,
превратят их душу в вечно скитающегося бомжа, не знающую постоянного пристанища, Отчего дома, позабывшую заботу и внимание своего Отца, чистоту и святость, радость непорочного и целомудренного бытия…
но привыкшую к помойкам страстей, споров, ссор, зависти, злобе, ненависти, ревности, злу, эгоизму, отмщению, порочным желаниям, жадности, прелюбодейным фантазиям, развлечениям, пустым философиям и сказкам, гордыне и возвеличиванию своей гордыни, которой не нужна жизнь вечная, святая, но нужно здесь и сейчас получать и получать новые порции адреналина страстей и безумных развлечений…
-------------------------------------------
«Песня Песней» совершенно «не вяжется» ни с одной книгой Ветхого и Нового Завета..—
она не имеет духовного назидания и просвещения, подобно Закону, Пророкам или Новому Завету…
она не привлекает ум человека к осознанию его греховности и его непременной нужде в спасении души, нужды в Господе - в Том, Кто может дать человеку эту возможность, свободу от грехов и власти сатаны...
Но Песня Песней, напротив, направляет взгляд человека на плотские утехи, на разглядывание плоти, на её вожделения и развлечения, как на нечто самодавлеющее и первостепенное…как на тО, что может и должно вызывать в человеке всевозможные чувственные образы и фантазии, уводящие его взгляд от всего духовного и истинного, ведущего в жизнь вечную...
--------------------------
БИБЛИЯ – это НЕ пошлая и примитивная эротическая литература,
НО это Источник истинного духовного Знания и назидания..
В ней обличается и выявляется (из тьмы на свет) та самая всепоглащающая плотской натура, которая создала для себя культ всевозможных языческих божков –
для оправдания и разрешения своих разнузданных сексуальных оргий, обжорства, пьянства, состязания гордыни и бесовских плясок….
Поэтому, конечно «Песня песней», входит в совершенное противоречие с Писанием, С Пророками, с Апостолами, с Евангелием Христа..
-----------
Библия – это Книга, обращённая к духу человеческому, к его пробуждению, а вовсе не к плотским, сладострастным чувствам..они у всех итак слишком зашкаливают, особенно в наш «развращённый век»…
----------------
Кого же так устраивает и комУ же выгодна \"Песня Песней?\" –
Думаю, конечно тем, кто желает Христа превратить в «простого смертного», в блудника, приписав ему наличие жён и любовниц, страсти человеческие…создать по своему образу Образ Бога…..превратив Его в образ языческих божков, которым свойственны все блудные страсти, многожёнство, педофилия, гомосексуализм, пьяные оргии и разнузданные празднества..
Некто внедрил эту «Песню Песней», как гимн земным страстям и вожделениям…видимо сам погружённый в свои эротически мечтания и фантазии..
а затем другие богословы пытаются «выжать» из этих примитивных «эротическо-поэтических» сравнений нечто духовно-прогрессивно-пророческое о грядущих временах полного слияния Христа с Церковью…
Остаётся только спросить таковых: а почемУ же Христос и Апостолы ни разу не привели эту «Песню песней» в пример (и назидание) некого пророческого слова и гимна вселенского блаженства?.....
Неужели тОт, кто вставил её в Библию оказался мудрее и просвещённее самого Господа Христа и апостолов?...
Да и в чЁМ тогда его просвещение?..Что НОВОГО он мог сказать и открыть этой книгой, которую так долго тянут за уши в разные концы все её толкователи…?
ЗАЧЕМ Богу было вставлять её в Писание, если Он знает, как много из-за этой книги распрей и споров, преткновения и соблазна, ересей и лжеучений…?
Разве не рука дьявола вписала эту книгу в «Книгу книг» – Библию?...
Даже и тут подделав её под истину, назвав «Песня песней»..
Кто-то может возразить, что, если бы Бог не хотел и считал, что этой \"песне\" не место в Библии, то Он бы этого не допустил…
Но, ведь, допустил же, Бог, что образовались Православие, Католицизм, Протестантизм..,которые имеет «свои библии»..
Допустил «свидетелей Иеговы» , у которых «своя библия»
И гомосексуальные собрания – имеющие тоже «свою библию», со своими «расширенными толкованиями»…
Наверняка Бог знал, что НА Слово Божье будут совершаться поползновения…её искажения и редакции…
НО Он дал и даёт своего Духа тем, кто идёт за Ним, кто верен Ему…Кто ищет Его (а не своих плотских мечтаний и вожделений)..кто желает обретать в себе Дух жизни..а не умножаться в плотских страстях…
И водимые Духом Святым, способны давать оценки, различать подделки от истины...
Христос по этому поводу сказал так:
Евангелие от Иоанна 14 гл, Христос:
«26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.»
----------------
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.»
--------------------------------
Апостол Павел поясняет:
Римлянам 8 гл, 14:
« все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»
-------------
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.\"
------------------
Поэтому, завершая своё сообщение (рассуждение) хочу закончить его словами о том, что каждый из верующих должен понять для себя, для ЧЕГО он верует…кудА он направляется..и к чемУ стремиться…
ЧТО ему нужно – развлекать и дальше свою плоть, утолять все её мечты и желания…угождать её требованиям и фантазиям..
или очищать своё духовное сердце, усмиряя плотские поползновения…совершаясь в образ Христов, обретая в себе Дух истинной Жизни…
Новый Завет. 1 К Коринфянам 15 игл:
«19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.»
Новый Завет. Римлянам 8 гл:
«12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: \"Авва, Отче!\"
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.»
---------
Если человек желает употребить свою веру для своих земных целей и продолжает жить в земных страстях, то он не созиждет в себе дом духовный…он прилеплен к земному…к временному..живёт душевными чувствами и мечтами…
Он подвластен разочарованиям, депрессиям, унынию, зависти, гордыне, злобе,
ропоту, недовольству, жажде всех земных удовольствий и наслаждений…
Такому человеку Бог нужен только, как помощник в исполнении его плотских желаний…
Ему нужен НЕ Бог, а земное благополучие…
Евангелие от Матфея 15 гл, Христос:
«7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.»
Евангелие от Иоанна 15 гл, Христос:
« 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»
--------------------------------------------------------------
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проповеди : Великий Пост - Олег Хуснутдинов Хочу вас познакомить, дорогие братья, с православной культурой. Это проповедь - о Великом Посте, который у православных христиан начинается в понедельник - 19 февраля.