«Юмор, по сути, - говорит Йен Сомерхолдер, - это лекарство от боли. И мы используем его как пластырь. Если человек умеет шутить, то вся его жизнь становится проще и лучше».
Юмор (англ. humour – юмор, нрав, настроение), особый вид комического, такое отношение к предмету изображения, когда внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьёзностью. Развитие значительно становится ясным на основании учения средневековой медицины о соках тела, которые определяют темперамент человека.
«Юмор – это придворный шут в те времена, - говорит К. Людвиг Берне, - когда истина не звучит подобно звону колоколов». Шут - это темная сторона вещей, та часть айсберга, что скрыта под водой, тень, которую отбрасывает каждый, а звона истины нет, а есть тень истины. Искал истину в вине... А нашел в закуске! Да! Это юмор со смыслом – искать не в вине, только за вино приходится платить, а в закуске – то, что бесплатно.
Происходит от лат. humor (umor) «влажность, влага», далее из umere «быть влажным, сырым», далее из праиндоевр. «wegw- «влага». Поверьте, желчь – действительно горькая жидкость, недаром есть поговорка «горький как желчь». Русск. юмор заимствован через англ. humour; стар. форма гумор (Куракин) – возможно, через немецкий Нumоr.
Совсем по-иному толкует юмор В.И. Даль: «Юмор (слово английское) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии». «По крайней мере, в высоком юморе всегда есть намек на связь с некой идеей, по природе своей не конечной, но конечной по форме…». Высота приемлема для юмора, тем более духовная. И вот уже невежда начинает судить и рядить о Библии, христианстве, иудаизме, суфизме и вообще о религии и вере, даже не удосуживаясь прочитать то, о чем судит и рядит. Юмор - иллюзия победы абсурдом ситуации над абсурдом бытия.
«Без юмора живут только глупые»- /М.Пришвин/. Юмор нужен нам для укрепления веры. Наша вера радостная, но в ней нет сектантского безумия, экзальтированной веселости — «аллилуйя, брат!» И юмор, и шутка, если они здоровые, помогают укрепиться в вере и понять некоторые сложные вещи в простоте радостного духа Христова.
Пророк Илия не без юмора обращается к служителям культа Ваала, которые отвергали истинного Бога: «И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было, ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали». «Юмор - единственное истинное испытание серьезности, - говорит Антони Шефтсбери, а серьезность - юмора. Ведь предмет, который не выдерживает насмешки, подозрителен, а шутка, которая не выдерживает серьезного исследования, - пустое зубоскальство».
«В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: «кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» - /3Цар.18.25-28/. Они так и не поняли юмора и начали действительно кричать». «Юмор стремится разбудить и направить в нужное русло ваши чувства любви, - говорит У.Теккер, - жалости, снисхождения, ваше отвращение ко лжи, обману, фальшивым престижам, вашу нежность к слабым, обездоленным, угнетенным, несчастным. По мере своих возможностей и способностей он комментирует самые будничные и обыденные поступки и чувства людей. Другими словами, он берет на себя обязанности проповедника по будням».
В баптистских церквях есть традиция в конце Богослужения передавать приветы. И один пастырь спросил: «У нас ещё есть с приветом?». «Как-никак тот был с собрания баптистов, - говорит - Ю. Нагибин, - а оттуда все возвращаются малость с «приветом». Что они ходят по тонкому льду, пытаясь избежать потенциальных опасных моментов. «Однако надо иметь в виду особый характер христианского юмора. Христианский юмор мягкий, добрый, он помогает человеку стать лучше, увидеть свои недостатки и промахи, через улыбку, через смех преодолеть их».
«Чувство юмора - великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, - говорит Г.Бригер, - как ехать в повозке без рессор... юмор есть остроумие глубокого чувства...» Это замечательное определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова. Здесь юмор не просто смешит, но ведет дальше-дальше самого себя, веселит и «царапает» сердце до слез. Юмор - не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта».
Юмор – особый вид комического, такое отношение к предмету изображения, когда внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьёзностью. Юмор открывает истинную природу вещей, сущность явлений оказывается противоположна внешнему выражению: безумное оборачивается мудрым, ничтожное становится возвышенным. Своеобразие юмора выявляется в сопоставлении его с другими видами комического. В отличие от иронии, юмор скрывает не смешное под маской серьёзного, а серьёзное под маской смешного. Цель иронии – высмеять, она обидна, задевает того, на кого направлена; юмор более сложен. Юмор сложен для исследования, т.к. он часто соединяется с другими видами комического. Кроме того, в обиходном употреблении термин «юмор» означает «смешное» вообще.
Стихия юмора растёт и ширится вместе с подъёмом личностного начала, т.к. юмор всегда индивидуален, он предполагает субъективное мнение того, кто смеётся, его собственную оценку событий. Стихия юмора выделяется в литературе достаточно. Любым видом юмора солидному культурному человеку злоупотреблять нельзя, все равно, что повару перцем или солью. Наиболее положительный вид юмора – ирония, но и она должна использоваться в меру и только в подходящих условиях.
Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире. Христианский юмор. Возможно ли такое? Для многих верующих и неверующих христианский юмор что-то вроде поджаренного льда - что-то совершенно невозможное. Иногда, чтобы довести в утончённой форме свою мысль, а иногда, чтобы просто улучшить настроение людей, мы прибегаем к юмору. В словарном значении юмор означает добродушный смех, незлобивую насмешку.
Юмором или шуткой называются разговоры или действия, которые вызывают в сердце радость, веселье, под действием которого человек улыбается, смеется, исчезает хмурость с его лица. «В ВОВ в госпиталь привезли тяжелого раненного, всего в ожогах солдата. Рядом с ним лежали такие же страдающие. И когда медсестра строго спросила имя, солдат с широкой улыбкой ответил: «А вы разве не видите? Смаленный поросенок». Все расхохотались такой простой шутке и раненные почувствовали как немного уменьшилась боль».
«И Иисус им: «пойдите скажите этой лисице…» - /Лук.13.32/. По-видимому, Он называет лисицей Ирода, но если тщательнее вникнуть, то, кажется, скорее Он называет так фарисеев. Ибо Он не сказал: лисице «той», но «этой», употребляя некоторое среднее выражение и с особенной мыслью. Ибо фарисеи поистине выказывали (в своих нравах) хитрость и беспечность лисицы.
Да и сам Святейший патриарх Кирилл как-то публично завил: «Жизнь без юмора - опасна... Большинство плохих людей лишены чувства юмора... Юмор понижает градус человеческого конфликта, помогая разрядить обстановку... Он также отметил, что для массового сознания, к сожалению, церковники: баптисты, харизматики по-прежнему - суровые мрачные люди, не только сами не обладающие чувством юмора, но и готовые отправить на суд инквизиции тех, у кого оно имеется... Отношение абсолютно, положительное - без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора. Во-первых, юмор помогает понизить градус человеческого конфликта, помогает перевести его из плоскости реального противостояния, переключить сознание, что называется, разрядить обстановку. Кроме того, юмор создает хорошее расположение, хорошее настроение».
Все мы разные, и у каждого свой путь к спасению. И если у кого-то есть чувство юмора, оно будет сохраняться – поддержать малодушных и того, кто находится в унынии. А у кого нет чувства юмора, того нельзя заставлять улыбаться – у него другие таланты, другой путь.
Чувство юмора – одна из необыкновенных добродетелей. «Юмор обнажает дистанцию между мнимым, словесным, благочестием и его действительным наполнением – и заставляет пересмотреть, насколько истинна нетрудная внешняя праведность. Православный юмор – это когда православные смеются над самими собой, над своими поступками, над смешными эпизодами, связанными с жизнью православных, но не над Богом или святыми. В юморе не должно быть цинизма. Здесь очень тонкая грань, иначе есть риск впасть в кощунство по отношению к Богу.
Слова Серафима Саровского: «Угрюмость – это печать сатаны, она иссушивает и ожесточает душу. А веселие – не грех, потому что оно размягчает сердце. Смехотворство – от плоти, от живота, а улыбка – от души». И действительно, улыбка почти не сходила с его лица. Он любил веселые истории и сам рассказывал их.
«Ничто так глубоко не отражает тенденции народа, как юмор! И это юмор политический, юмор растущей политической сознательности!» - /Ю.Коцюбинский – писатель/. «Нет, как-то не похоже, что у нашей Филиппы вдруг прорезалось чувство юмора, – откликнулся Патрик – она у нас особа серьезная» - /А.Кристи/.
«Сокровенный источник юмора - не радость, а горе», - напишет Твен
он скажет: «Что высекает искры юмора? Попытка сопротивляться печали, бремя которой мы все несем. Юмор? Это тяга к гармонии. Маятник качнулся в сторону горя - и должен вернуться к радости».
«Чувство юмора - непременное условие успешной семейной жизни. Природа этого чувства такова, что позволяет нам видеть вещи как бы со стороны, и поскольку порой мы слишком уж увязаем в мелких заботах и несообразностях нашей жизни, нам просто необходимо немного юмора, чтобы взглянуть на себя и свою ситуацию с иной точки зрения». /Л.Кристенсон/
«Оксфордский словарь английского языка» так определяет юмор: «Это такое качество действия, речи или литературного произведения, которое вызывает веселье; причуда, шутка, курьез, комизм, забава». И говорится, что юмор - это также «способность воспринимать смешное или забавное или выражать это в речи, а также в письменной или другой форме; шутливый образ или трактовка объекта».
Юмор - это хороший способ улучшить свои отношения с окружающими. Если вас не принимают в коллектив и посмеиваются над вашими физическими или духовными недостатками, попробуйте пошутить над собой или тем человеком, кто является подстрекателем в сложившейся ситуации. Но шутка не должна быть злой, язвительной. «Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, - говорит Даль, - умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев»
Юмор помогает пациентам сохранять положительный настрой, действует благотворно на их чувства и на их отношение к окружающему. В статье онколога Хайме Санс-Ортиса указывается, что чувства юмора «способствует хорошему общению, укрепляет иммунитет, смягчает боли, уменьшает тревожность, ослабляет эмоциональное и мышечное напряжение, стимулирует творческие способности и вселяет надежду».
Почему чувство юмора можно сравнить с лекарством? Дело в том, что это качество позволяет нам легче справляться с ежедневными заботами и преодолевать всевозможные трудности. Санс-Ортис утверждает: «Если мы ежедневно шутим и смеёмся, мы будем не только по-прежнему полны сил, но и избавимся от усталости и жалости к себе».
Конечно, мы все отличаемся, друг от друга, поэтому, отличается и наш юмор. «Подобно тому, как красота определяется вкусом человека, юмор зависит от склада ума» - объясняет Санс-Ортис. Чувство юмора не зависит ни от происхождения, ни от уровня образования. Часто оно помогает улучшить общение, снять напряжение и избавиться от чрезмерного беспокойства и страхов. Если это чувство так полезно, то, что можно делать, чтобы его развить? Для начала нужно перестать думать только о своих проблемах и болезнях, но стараться замечать вокруг себя хорошее. Далее, нам нужно постараться быть уравновешенными, избегать тягостных и мрачных мыслей, которые усугубляют наше затруднительное положение. Мы также сможем развить чувство юмора, научившись смотреть на вещи с другой стороны. Вовсе необязательно постоянно улыбаться и смеяться. Бывает достаточно просто увидеть в какой-то ситуации что-то забавное, и это придаст нам сил.
«Юмор – беззлобно – насмешливое отношение к чему-нибудь (кому-нибудь). В нём не должно быть сарказма и иронии, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон. Лёгкий юмор и ирония все-таки полезны и допускаются Богом в качестве послабления человеку и снисхождения к нашей немощной природе.
Юмор есть юмор, в нём всё намешано: и смех и грех, и слёзы и горе. Смешное всегда рядом и в любой среде ему есть место, в том числе и в церковной. Не будем фарисеями, улыбнёмся тому, что действительно смешно.
Безусловно, чувство юмора не излечит от всех болезней и не избавит от трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться. И, тем не менее, оно часто помогает нам быть уравновешенными в таких ситуациях. Кончи, признаёт: «Когда болеешь, тебе не до шуток, но нужно стараться не терять чувство юмора. Иногда я сравниваю свою жизнь с огородом, в котором растут разные растения, и одно из них, к сожалению, это моё заболевание. И не позволяю ему расстаться и таким образом заглушить все остальные. И хотя я не одержал победу над своим недугом, всё же я могу радоваться жизни, и это замечательно».
«Чувство юмора сразу же отводит наше внимание с забот, - говорит Санс Ортис, - и позволяет увидеть ситуацию с иной точки зрения…искать выход из положения». Юмор дарит человеку радость, отвлекая нас от тревог и проблем. Если на трудную ситуацию посмотреть в юмористическом ключе, сразу чувствуешь, как раздраженность и напряжение отступают. Вместо стресса возникает уверенность, что в любой, даже самой, казалось бы, безысходной ситуации есть выход.
Не будем спешить с выводами, здесь всё не так однозначно. Юмор в церкви не только возможен, но порой даже очень желателен. И это самое «порой» определяется тремя факторами: 1. в определённых условиях; 2. с определённой целевой аудиторией; 3. для определённой группы слушателей. Если не учесть хоть одно из этих условий, то можно не только провалить собрание церкви, но и нанести серьёзный урон внутри церкви. Как бы ни привлекателен был юмор при создании собрания, сколько бы выгод он ни сулил, использовать его надо крайне аккуратно и взвешенно.
Собственно говоря, юмор стал главным героем и спасителем человечества, юмор дает тебе надежду и уверенность, в любом его проявлении, будь то иронии, разряжает обстановку, сбавляет температуру накалившейся обстановки.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности