«Так было с этого времени и после; и поставил он это в закон и в правило для Израиля до сего дня» - /1Цар.30.25/, а значит и для Христиан нашего времени.
Правило - это условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь - норма поведения. Не знать правила благоразумия в современном мире - это стыд и позор особенно для христиан. «Всякий благоразумный действует со знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» - /Прит.13.17/. В безграмотности сект баптистов, харизматиков в разговоре всегда проглядывает глупость, когда не знают что сказать. «Разум без благоразумия, - говорит Б.Грасиан-и-Моралеса, - двойное безумие». «И для нас, как служителей «Слова», проповедникам Божьего Слова, - говорит Владимир Шельске, - христианской речи забывшим правила, как совет, повторю я снова: Говорите, пожалуйста, правильно!». А чтобы говорить, правильно нужно знать, благоразумие мудрость Слово Божьего.
«Правила исходят из опыта. Ораторское проповедническое дело не просто приём, - говорит Генри В.Бичер, - а «истина, действующая на поведение и характер, Христиан представленная живой силой Духа Святого возрожденного человека». «Слово Божье содержит множество непосредственных правил, - говорит Мирослав Киш - теолог, - относящихся к конкретному жизненному поступку. Иногда эти правила поведения принимают вид повеления, касающегося поведения человека во время конкретного события или в конкретной ситуации». Божественное правило – «вложить» закон в «мысли» и «написать» его потом «в сердцах». Сначала просвещается разум, когда читает Слово Божие а затем уже побеждаются страсти и становишься мудрым в словах. «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» - /Гал.6.16/.
Вышедшие в 1956 году официальные правила русской орфографии и пунктуации были утверждены не только Академией наук СССР, но еще и двумя министерствами. Они приобрели, таким образом, силу нормативного документа, закона. Такого высокого статуса орфографические правила в России не имели никогда. Вот и получилось, что борцы с обязательными правилами и проповедники простоты запустили реформу, превратившую, в конечном счете, орфографические правила в нормативный документ.
«Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» -/Филип.3.16/. Природа сказала Христианам: будьте прекрасной, если можете, мудрой, если желаете, но благоразумным вы должны быть непременно. «Безумье - и благоразумье, позор - и честь, - говорит М.Цветаева, - всё, что наводит на раздумье, всё слишком есть». «Безрассудства сопутствуют нам всю жизнь; если кто-нибудь и кажется нам мудрым, Франсуа Ларошфуко, - то это лишь значит, что его безрассудства соответствуют его возрасту и положению». «Отомстим недоброжелателям благоразумием!». «Благоразумие в беседе важней, - говорит Бальтасар Грасиан, - чем красноречие».
«Врач христианин должен быть благоразумным, причём его благоразумие должно быть, всегда заметно, - говорит Гипократ, - его благоразумие должно проявляться и в устройстве его жизни, и в мелочах. И всё это нужно для того, чтобы люди ему верили, ведь доверить своё духовное здоровье они могут только тому, кого уважают, у кого хорошая репутация и о ком идёт хорошая слава. Только правильная собственная жизнь и может принести человеку хорошую славу и сделать его уважаемым другими». О чём это говорит: о Христианах! Которые такими не являются, а должны быть.
В чём проявляется. «Один их род христиан - те, кто приносят пользу отечеству светом своего дарования и благоразумия, - говорит Ю.Липс, - пользуются высшим авторитетом в Сенате и у лучших людей; другой род - те, кто ревностно служат государству не столько разумом, сколько оружием и войной». В трудах многих святых отцов настойчиво подчёркивается, что христианин должен иметь духовно просвещённый разум. Без него могут быть совершены опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина: «Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».
«Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня!» - /Сир.22.31/. Благоразумие - Prudens – Prudentia – сознательный человек; сведущий, знающий, опытный. Пруденция – мудрость в законе означает «благоразумие». Мудрость (хокма, sapientia) и благоразумие (тебуна, prudentia) суть такие блага, для приобретения которых следует больше трудиться, чем, сколько трудятся искатели золота и серебра, Также: усмотрение, предвидение, предусмотрительность, осмотрительность. Относится к осуществлению хорошего суждения, здравого смысла, и даже осторожность, особенно в практических вопросах.
Благоразумие – это колыбель мудрости, сходящей свыше – рассудительность, житейская мудрость, полезная осторожность. Многие люди разумны, но не имеют благоразумия, и наоборот, многие благоразумные не имеют разума. Божье Слово говорит, что «сыны века сего догадливее, чем сыны света». Среди них много благоразумных людей, которым можно доверить все, что угодно, но, к сожалению, им недостает мудрости что-либо изменить.
«Напротив, - говорит В.Соловьёв, усиленно стараются исключить из разумения, как харизматики Слова Божия всякий традиционный элемент. Протестантское изучение Библии перешло в критику, а критика перешла в отрицание. Видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать смысл чего-нибудь, как это бывает, например, с истинными таковыми христианами, интуитивное разумение которых не только не предполагает изучать Слово и тем более использовать в жизни».
«Слово «благо» происходит от «быть чрезмерным». Или от «быть положенным», или от «бежать», оно дарует всему сущему бытие, неизменность и движение». Также развить собственное благоразумие больше шансов у того, кто прислушивается к советам окружающих, способен слушать их суждения, а не действовать упрямо на собственное усмотрение. Благоразумие всегда проявляется стойкостью человека. Это своеобразный внутренний маяк, который продолжает светить сквозь любые шторма и не гаснет в штиль. Человек не позволит себе безрассудного кутежа, когда все хорошо, и не потеряет самоконтроль в критической ситуации. Душе же свойственно благочестие и разумение. Но одинаково как душе, так и телу принадлежат добродетели, и именно потому, что они относятся к душе, поскольку тело служит потребностям души. А потому, благоразумие, как разум, направлены ко благу и заключается в том, чтобы быть на стороне Бога, не делать никому зла, а стараться, по мере сил делать только добро!
Греческое слово, переведенное как «благоразумна», буквально означает «уступчива». В других переводах встречаются такие слова, как «снисходительна» и «скромна». Благоразумный человек учитывает происхождение своего собеседника, его обстоятельства и его чувства. Посмотрите в корень самого слова: «благо» и «разум». Таким образом, человек должен размышлять благостно. Это и определяет понятие благоразумия. Человек в каждой ситуации думает над тем, как ему поступить, чтобы достичь определенного результата. Если уже рассматривать благоразумие в сравнении с трусостью, то можно сказать, что во время трусливого поведения человек не мыслит, а просто реагирует. Благоразумием можно назвать качество, когда человек в сложной и критической для себя ситуации начинает управлять своими эмоциями, не позволяя им себя заполонять. Он сохраняет спокойствие, продолжает чувствовать себя гармоничным и полноценным человеком, вспоминает о целях, которых он желает достичь в конкретной ситуации, а затем решает, какие действия совершить, чтобы достичь своего счастья.
«Когда лень и трусость рядятся в одежды «благоразумия», - говорит Томас Мертон, - опаснее их нет ничего на свете. Маскарад этот тем более пагубен, что благоразумие относят к высшим духовным добродетелям». Где надо, придержи его, а где и подстегни, ведь в нем – все наше блаженство; само благоразумие порой у него на поводу. Оно – тиран. ... В церкви каприза множество сект, но достойный бежит их всех. Есть любители необычного, которых влечет все то, что благоразумных отталкивает; величайшее для них удовольствие – быть не как все; этим, правда, они становятся известны, но скорее как предмет насмешек, чем почтения. Даже в ученых занятиях не должно преступать меру, тем более в таких, приверженность коим заведомо смешна. Точнее их не называем, ибо они уже отмечены всеобщим неуважением.
Впрочем, и, не имея высокой силы благоразумия в себе, можно быть благоразумным, если, не веря себе, будешь всегда искать советов у людей, известных своею мудростью. Когда предписывается благоразумие, то не заповедуется непременно быть мужем советником, но то, чтобы дела наши были с советом, хотя бы то не собственным нашим. Разумно ли ожидать от капитанов, что они станут так поворачивать штурвалы, чтобы корабли их не сталкивались между собой, если сами корабли - старые, разбитые посудины, и штурвалы вообще не поворачиваются? Какой смысл записывать на бумаге правила общественного поведения, если мы знаем, что жадность, трусость, дурной характер и самомнение помешают нам эти правила выполнить?
Благоразумие означает практический здравый смысл. Человек, обладающий им, всегда думает о том, что делает и что может из этого выйти. В наши дни большинство людей едва ли считают благоразумие добродетелью. Христос сказал, что мы сможем войти в Его мир, только если уподобимся детям, и христиане сделали вывод: если вы «хороший» человек, то, что вы глупы, роли не играет. Это не так. Во-первых, большинство детей проявляют достаточно благоразумия в делах, которые действительно для них интересны, и довольно тщательно их обдумывают.
Выдающийся немецкий канцлер Отто Бисмарк, у которого всё задуманное получалось, говорил: «Надо быть благоразумным в церкви и разумным в любви - и тогда всё будет хорошо».
Если в христианине живет любовь и благоразумие, он похож на исцеляющий источник, который способен дарить окружающим радость и жизнелюбие.
«И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием» - /Иер.3.15/. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого. Крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной «на благоразумном уважении скромных добродетелей». Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, «соединении превосходной головы с превосходным сердцем». Если благоразумие в первом значении может «снискать лишь холодное уважение», то второе вызывает восхищение и любовь. Наконец, И. Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цель – счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее.
Благоразумие – не хитрость, а способность принимать решения, соответствующие не какому-то заранее предустановленному шаблону, а конкретной и объективной реальности. «Благоразумный человек, – говорит Пипер, – не ожидает достоверности там, где ее не может быть, и не обманывает себя ложной уверенностью». Приобретение благоразумия, как духовного качества, это не одномоментный акт, не сеанс «косметической» терапии, а образ жизни. «Благоразумие, - по словам Л.Валлы, - заключается в том, чтобы уметь предвидеть выгодное для себя и избегать невыгодного». Благоразумия или предусмотрительности для избежание от сетей хитрых и злонамеренных - а также вообще знание и рассудительность.
«Нужно, хотя и постепенно, но определенно, крепко «Усваивать правила благоразумия /Прит.1.3/.«Итак будьте благоразумны и бодрствуйте» - /1Петр.4.7/. Будьте степенными, уравновешенными и твердыми, соблюдайте строгую умеренность и благоразумие в использовании всех земных благ, о благоразумной трезвости духа и тела и духовной бдительности.
Источники: Библия. Н.Левинданто. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|