Для ТЕБЯ - христианская газета

Соглядатаи древности в настоящем
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Соглядатаи древности в настоящем



«Меня Судьба замкнула в круг проклятый, но время - счастья злобный соглядатай - надежд убитых множит тяжкий груз» - /Луиса де Камоэнс/.
Получается, доверительных отношений у баптистов, харизматиков между собой не было. Рождался странный феномен – соглядатаи - церковный шпионаж. По-видимому, этот молодой человек – большой карьерист, идущий не прямыми путями, не пренебрегающий никакими средствами для своего возвышения… ему еще рано думать об знание пастыря. В результате возникла жадная до власти пастыря, церковь со сложной структурой, которая действовала во имя Христа и в то же время полностью противоречила Его учению о смирении, любви и служении ближнему.
«Природы праздный соглядатай, люблю, забывши все кругом.
Следить за ласточкой стрельчатой над вечереющим прудом. Не так ли я, сосуд скудельный, дерзаю на запретный путь» - /А.Фет/. И соглядатай. Это немного разное. Мы просто наблюдаем за людьми, иногда влияя на их мысли и поступки, тогда как «эти» не имеют права вмешиваться в человеческую жизнь. Соглядатай - составное слово. Слово «соглядатай» можно трактовать как «наблюдатель», на английском же название романа звучит «The Eye», (дословно «Глаз») что фонетически созвучно с «I», то бишь «я».
В прямом смысле оно значит следующее - тот, кто подглядывает тайно, скрытно подсматривает. «Я понял, что единственное счастье в этом мире, это наблюдать, соглядатальствовать, во все глаза смотреть на себя, на других, не делать никаких выводов, - просто глазеть» -/В.Набоков/. «Соглядатай», как синоним которому приводится понятие «сталкер». В европейской психиатрии Stalker - сталкером называю того, кто одержим стремлением следить за другим человеком. А что в церкви не следят? Кто как молится, как сел, куда сел не спит ли на собрании.
Слово «соглядатай» встречается в Библии 12 раз. 1Макк.12.26 – «И послал соглядатаев в стан их, которые, возвратившись, объявили ему, что они готовятся напасть на них в эту ночь». «Идите, удостоверьтесь еще, разведайте и высмотрите место его, где будет нога его, и кто видел его там, ибо мне говорят, что он очень хитер; и высмотрите, и разведайте обо всех убежищах, в которых он скрывается, и возвратитесь ко мне с верным известием» - /1Цар.23.22.23/. Рассмотрим: Саул следит за Давидом. В наше время есть в церквях «Саулы», которые следят за всеми, кто желает, или планирует занять их место. «Соглядатая губит не риск, и не случай, и не предательство его может погубить только одно – страх» -/Ю.Семёнов-писатель/. Страх потерять своё пастырское место.
Как говорит Иосиф: «…вы соглядатаи; вы пришли высмотреть слабые места» - /Быт.42.9/. Лазутчик, - разведчик, проникающий в расположение противника во время военных действий, проведали о том, что послан лазутчик - разузнать слабые места обороны. «А вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть» - /Гал.2.4/. Кому он говорит? Своим братьям. А мы говорим своим братьям по вере? Нет, а ищем «слабые места», не видя своих лиц. «Мышь не могла выскользнуть из спальни какого-нибудь посла, - говорит Френсис Уолсингем, - не будучи замеченной кем-либо из соглядатаев господина секретаря Уолсингема». «И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи» - /Быт. 42.14/
«Соглядатай настоящий разведчик – это человек с тысячью лиц. А какое из них подлинное понять только тот, кто сам не потерял лицо» - /В.Кожевников – писатель «Щит и меч»/. О чём это говорит? Пастырь или его паства, какое оно лицо имеет в жизни одно или несколько?!
Вроде бы, ты смотришь на красивых, ярких людей, которые демонстрируют свои достижения: пастырь, епископ, проповедник - ты ведь должен на них равняться? А получается обратное - чувствуешь себя ничтожеством: ни слово не можешь сказать, ни за кафедру встать со словом. Ты следишь за чьей-то «яркой» жизнью, забывая о своей. Ты уходишь со своего пути, потому что хочется за всеми угнаться «как за двумя зайцами». У кого-то яркая одежда, которая меняется каждый день, у кого-то дети и карьера, у кого-то красивая фигура, машина, дом, собака... И ты на фоне всего этого выглядишь серой мышкой, готов спрятаться от кошки. Своя жизнь становиться скучной и для чего жить своей жизнью? Думая о достижениях других, ты перестаешь замечать самое главное – это то, что есть в твоей жизни. Ведь где-то там всегда ярче, насыщеннее и гламурнее. Для чего мне надо знать, кто сегодня как нарядился, куда сходил и как провел свой день? У меня своя жизнь и мне нужно подводить свои итоги. А как я могу это сделать, если я её не замечаю? Выход один - перестать следить за чужими жизнями, и заниматься своей. «Идеальный шпион - это личность, - говорит Аллен Даллес, - обладающая высокими человеческими качествами и профессиональным мастерством». Соглядатайство как качество личности – склонность тайно наблюдать за кем-либо, чем-либо, шпионить, выслеживать кого-либо.
Вероятно, самый древний случай шпионажа описывается Библией, когда Моисей послал большую группу сыновей Израиля в землю Ханаанскую с заданием провести военно-экологическую разведку: «И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет?..» - /Чис.13.1-34/ .
Господь повелел Моисею послать людей обследовать землю ханаанскую, которую Он хотел дать сыном Израилевым. Для этой цели были избраны предводители каждого колена. Они отправились в путь и спустя сорок дней вернулись из разведки. Соглядатаи предстали перед Моисеем и Аароном и перед всем собранием Израиля и показали им плоды той земли. Все они были согласны, что это хорошая земля, и предъявили в качестве доказательства большой плод. Одна виноградная гроздь оказалась настолько велика, что двое мужчин несли ее на шесте. Соглядатаи принесли также смоквы и гранаты, которые росли там в изобилии. После рассказа о плодородии ханаанской земли все разведчики, кроме двух, весьма пессимистично оценили вероятность того, что Израилю удастся овладеть ею. Они сказали, что жители той земли очень рослые и сильные, а города их обнесены большими и высокими стенами и, что самое главное, они видели там сынов Енаковых. Затем разведчики описали, как расселен народ в Ханаане, и высказали сомнения относительно того, что им когда-либо удастся овладеть этой землей. Халев стал говорить о земле, в которой побывал, и сказал: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». Но неверные соглядатаи оборвали Халева на полуслове и закричали: «Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас» - /Числ.13.26-32/.
Так недостаточно серьезное отношение разведчиков к выполнению порученной им миссии привело к весьма тяжким для народа последствиям. Вот, например, как они доложили Моисею: «…народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие» - /Чис.13.29/. Нечего сказать, хороша разведсводка! Между тем, Моисей, посылая их на задание, как уже говорилось, дал им подробные инструкции, среди которых, в частности была и такая: «малочислен ли он (народ земли Ханаанской) или многочислен?» - /Чис.13.20/.
Соглядатаи смотрели на себя, примеряли свою силу к силе народа живущего в ханаанской земле и реально видели, что нет никакой возможности победить своими силами этот народ. Почему-то они забыли урок, который получили в Египте. Ведь и народ египетский со своей армией был сильнее их, но фараон пал и его войско потонуло в Чермном море.
Эх, наша забывчивость! И наше упование на собственные силы не дают двигаться вперед! Соглядатаи рассказывали правду, но они забыли про Всемогущего Бога. Они забыли, что не своей силой избавлены из Египта!
Иисус Навин, ставший во главе Израиля после смерти Моисея, сделал правильные выводы «по кадровому вопросу» разведслужбы. Во-первых, он посылает в Иерихон всего двух разведчиков. Во-вторых, в Книге Иисуса Навина, в которой повествуется об этом периоде в истории Израиля, они названы не по именам, а просто «соглядатаями», - т.е. они не были, как принято говорить сегодня, «публичными политиками». В-третьих, он посылает их «двух соглядатаев тайно» /И.Нав.2.1/. Поскольку разведка никогда не ведется явно, то слово «тайно», употребленное в этом месте Библии, говорит о том, что разведчики отправились на задание тайно не столько от врагов, сколько от своих соплеменников. А это, в свою очередь, означает, что они должны были дать отчет по возвращении только одному Иисусу Навину и никому более. Таким образом, мы видим здесь некоторые принципы руководства разведкой, используемые многими спецслужбами мира и по сей день: разведывательной деятельностью занимается узкий круг лиц, их задачи и ответственность не афишируются, на эту работу подбираются люди «с низов», обязанные своей карьерой только своему руководителю и подотчетные только ему. Во-первых, он послал всего двух лазутчиков, а не целую дюжину. Во-вторых, он послал в разведку не группу вождей, а «двух соглядатаев тайно», иными словами - двух тайных разведчиков, для которых шпионаж - это специальность.
«Пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи» - /Быт 42.16/. Вы же мелкие прислужники, безмозглые мерзкие соглядатаи, призрачные сущности из свиты, властвующего над тьмой, превратившего меня в нужный ему инструмент: флейту пастыря среди адских пастбищ, не дающих настоящего хлеба.
«И приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле» - /Быт 42.34/.
«Соглядатай - тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-л. За Елизаветой учрежден был секретный, но бдительный надзор, но напрасно соглядатаи старались подметить в ней какие-либо политические замыслы»- /Мельников-Печерский».
Пример безграничной Божьей милости - Раав блудница. Раав поверила израильским соглядатаям, стала одним из героев веры и вошла в генеалогию Иисуса Христа /Евр.11.31/. Раав блудница и ее семья оказались единственно достойными из всех жителей проклятого города Иерихона /Иис. Нав. 6.16/. Кто бы из нас смог проявить такую веру?
Представьте, что вы живете в огромном городе, окруженном колоссальными стенами. В городе присутствует военный контингент, который может долго противостоять любой осаде. И вдруг приходят какие-то оборванцы, которые сами боятся, поскольку соглядатаи, и говорят вам, что через некоторое время ваш город вместе с огромными стенами и всем живым, что есть в нем, будет уничтожен. Как бы вы отреагировали? Какое-то племя кочевников не имеет ни осадных орудий, ни достаточного войска, и вдруг такая угроза. Почему Раав поверила им? Не проще бы было ей выдать лазутчиков властям и получить за это награду? В конце концов, ее поступок расценили бы как геройство и преданность своему отечеству. Но она, напротив, верит соглядатаям-шпионам и предает свою родину. Почему? Дело в том, что информация, которую принесли израильские шпионы, была Словом Божьим - рема от Господа.
«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными» - /Евр.11.31/. Что она сделала своей верой: Она с миром приняла соглядатаев, людей, посланных Иисусом осмотреть Иерихон, И.Нав.2.67. Раав не только оказала им гостеприимство, но и спрятала их от врагов, искавших их с целью убить, и сделала прекрасное исповедание своей веры.
Мы читаем, как она скрыла соглядатаев в снопах льна. Зачем бы она держала у себя на крыше снопы льна, не будь она теперь трудолюбивой работницей? Часто о характере говорит какая-нибудь мелочь. По соломе можно увидеть, в какую сторону дует ветер, и мне кажется вполне вероятным, что она оставила свою грешную жизнь. А затем, поскольку в Иерихоне и других ханаанских городах гостеприимство было уже, давно всеми забыто, она, будучи последовательницей Иеговы, и зная, что Ему угодно гостеприимство, стала часто ходить к городским воротам и, так же как делал Лот, встречала пришельцев, желая принять их у себя. Поступая так, она была вне подозрения, потому что старое имя, которое за ней закрепилось, давало ей возможность принимать у себя пришельцев и противников, чего другие не могли себе позволить без риска быть заподозренными в измене царю. Итак, я не сомневаюсь, что она от всего сердца принимала у себя пришельцев, и именно поэтому к ней пришли эти соглядатаи, ведь она всегда была готова приютить у себя странников, которых иначе ожидал бы, наверное, негостеприимный прием со стороны ее грешных сограждан. Поэтому дух гостеприимства, пришедший к ней от истинной религии, свел ее с израильтянами, пришедшими осмотреть эту землю, и при разрушении города они стали гарантией ее безопасности в Божьих руках. Еще даже до прихода этих людей благодать Божья подняла ее над тем, кем она была раньше. Несмотря на то, что к ней приклеилось старое имя, я считаю, есть основания верить, что с ее старой личностью было покончено, и благодаря силе веры она стала новым творением. Когда пришли соглядатаи, она знала свой план действий. Она не считала себя обязанной участвовать в обороне города, сообщив царю о приходе соглядатаев. Она считала себя израильтянкой и поступала соответственно. Таким образом, она обладала деятельной верой. Мы можем повторить за Иаковом: «Подобно и Раав блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» - /Иак.2.25/. Разве ее дела не отвечают ее вере? Разве вера, которой она оправдалась, не является верой, порождающей дела? Разве Дух Святой не произвел в ней явные действия, которые оправдали ее веру тем, что доказали ее реальность, и оправдали Раав тем, что показали ее искренность?
«Если мы будем обращать внимание на соглядатаев, то очень скоро кроме них в мире ничего не останется» - /В.Пелевин/. Самый страшный образ - это соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки, он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это указ для «непослушных», им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие, на первый взгляд, воцерковленные прихожане; он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к Православию. А, может быть, кто-нибудь встречал и пастырей соглядатаев церквей, исповедующих подобные взгляды? Именно на этом образе свивает гнездо соглядатаи, в связи с этим образом наблюдаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство: баптистов, харизматиков.
Однако общественное подсознание не дремлет и создает в личном подсознании специальную программу, так сказать, фигуру соглядатая. Это лицо призвано смотреть на всю (внешнюю и внутреннюю) жизнь человека, глазами общественности, воспринимая то, что ... и так, как она способна это сделать, опуская и опошляя все остальное. Соглядатай вовсе не глуп, при случае он ввернет и баптиста и харизматика в свою человеческую идею.
По звучанию существительное «соглядатай» чем-то похоже на «глашатай». Оба слова употреблялись еще в древнерусском языке. «Соглядатай» образовано от старославянского «глядяти» при помощи добавления к нему приставки со-, имеющей значение взаимосвязь с кем-то\чем-то, в случае с «соглядатай» - с объектом, за которым наблюдают. Особый интерес в этом слове представляет суффикс -атай-. Слов, образованных с его помощью, в русском языке немного. Кроме «соглядатай», есть еще «завсегдатай», «глашатай», «ходатай». Суффикс древний, общеславянский, имеет значение действия человека. Ученые полагают, что люди, которые имеются в виду под словами с суффиксом -атай-, выполняли те или иные важные дела, что-то важное сообщали.
Чуть-чуть подправить и все будет правильно. Что нужно было сделать человеку? Соглядатать! Два слова: согляд, т.е. присмотр и тать - вор. Вот и перевод: «тайно присмотреть» за кем-то, т.е. своровать информацию. Когда слово появилось видео не было. Окончание трасскрибировалось, т.к. человека называть «соглядататец» язык свернешь. Некоторые, правда, думают, что правильно «соглядатай», якобы на конце «тайна».
А еще на Руси приставка «со» всегда имела значение «совместный» (согляд - совместный пригляд за кем-то или за чем-то), или значение: рядом, вместе (сосед, собор, собрать,согнать).
Борьба с соглядатаем, который, если дать ему волю, гасит все высшие духовные порывы, довольно трудна ... Нуждается ли вера в «соглядатаях»? Для чего пастырь просит, чтобы соглядатаи высматривали, следили друг за другом? «Поскольку в те годы служение священника в храме ежедневно проходило под внимательным присмотром двух-трех информаторов-соглядатаев, - говорит протоиерей Борис Балашов, - то именно алтарница была связующим звеном во время богослужения между мной и теми прихожанами, с которыми необходимо было встретиться и обсудить с ними какие-то их проблемы. Никто из стукачей не обращал внимания на пожилую алтарницу, которая о чем-то перешептывалась в храме то с тем, то с другим прихожанином. Следили-то за тем, с кем я буду разговаривать! Там вполне могли находиться – и находились – соглядатаи и осведомители».
«Я не желал быть каким-то соглядатаем, чинить своего рода сыск или разведку, чтобы потом доставить «любопытный материал» для газет и их читателей, не справляясь с желаниями радушно принявших меня хозяев»- /Г.К.Градовский, «Два дня в Ясной Поляне»/.

Источники: Библия. Ч.Сперджен - английский проповедник и богослов. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.










Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 1958 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Немного строк о смысле в жизни - Сергей Варакин

Дело жизни. - Евгений Дроздов
Обращение к столпам богословия - пожалейте мое сердце.

Божья воля для всех - Юрий Юрьевич Татарчук

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Об отношениях христиан к людям другой веры - Геннадий Гумилевский

Поэзия :
Двери - Александр Грайцер

Публицистика :
Но где, же сок? - Буравец Валерий

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100