Все то, что живет во мне… Иногда, кажется, оно задушит меня. Иногда борьба накаляется до такой степени, что кажется, либо я его, либо оно меня. Но этот момент все откладывается. По крайней мере, пока.
Как часто я отрекаюсь от этого! Тогда я живу так и веду себя так, как видит меня другие…Вот в этой ситуации – меня видят окружающие доброй, нежной, чуткой, сострадательной… и я становлюсь именно такой. Я веду себя именно так. Но то, что живет внутри меня, в такие минуты меня разрывает на части. Оно душит меня! Оно меня убивает. Тогда я начинаю ненавидеть весь мир – прежде всего себя, потом всех тех, кто окружает меня и ждет от меня определенной модели именно моего поведения! Так как они думают, что знают меня.
Как я устала от этого. И чем дальше я откладываю эту свою главную проблему, тем все более она давит на меня. Иногда давит так, что кажется, я трещу по швам. По швам своего тела, своей души. И я физически слышу звук этого треска! Затыкаю руками уши, ухожу, ухожу, ухожу от этого опять куда-то…Погружаюсь в какую-то идею, с головой, меняю круг людей, меняю образ жизни, резко, кардинально, рву старые полуживые связи, которые может даже и приносили мне кой-какое удовлетворение… но все равно я не могу уйти от того, что живет во мне. Когда-нибудь оно убьет меня. Оно говорит, что Оно и есть Я.
Моя борьба… Моя борьба с самой собой. Все содержание этой книги можно свести к этому простому выводу. Знаю, многие говорят, что бороться с собой ни к чему. Психологи советуют жить в гармонии с собой, прощать себе слабости… Если бы…Ах, если бы я приняла для себя такую позицию, то никогда б не родилась эта книга!
Я все время борюсь… и все сводиться к борьбе с собой. Сегодня меня назвали дурой. Тоже неплохо. Иногда надоедает быть умницей-красавицей…Хочется быть стервой, жабой, сукой, дурой… Чтобы опять бороться. Бороться с самой собой. Опять отрекаться, чтобы не терять позже и не истекать невыносимой душевной болью…
« И с чистого листа опять начнешь сначала….», крутятся в голове слова из песни Димы Маликова. «Ветхое прошло, теперь все новое…»,- кажется так. Это из Библии. И все же невозможно стать новым, не оставив чего-либо из себя прежнего. Тогда что же получается? Невозможно обрести полную внутреннюю свободу? Или, как я прочитала в одной книге, что, приобретая полную свободу, ты теряешь себя? И выходит, что человек – это и есть липкий комок различных несвобод? И когда эти несвободы скользя, растекаются в разные стороны, ничего не остается? Пустота? Человек – это внутренняя пустота?
Можно иметь частичную свободу. Не надо ходить далеко за примером… Моя свобода от сигарет, допустим. Я свободна от них, кто-то нет.. Но в то же время, у меня есть такие несвободы, от которых также кто-то свободен…. Тогда где же эта свобода? Почему-то не хочется верить, что свобода не может существовать в полноте. Или все же нет ее, как и нет абсолютного зла и абсолютного добра?
«Да ну тебя, Наташ, все у тебя либо черное либо белое, ты не признаешь полутонов…», и в последнее время я все более убеждаюсь в этом. Если быть хорошей, то быть хорошей для себя. Быть хорошей внутри. Не обманывать себя. Не соглашаться на компромиссы слабости и безволия. Если же рвать свою внутреннюю мораль, так до конца… Рвать в клочки. «Человек – это набор масок», да как бы не так! Это окружающий нас мир заставляет нас заводить себе чемоданчик с масками. И это не есть нормально. Теперь я понимаю анархистов. По-крайней мере они кажутся свободными внутренне. По-крайней мере они не бояться своей внутренней свободы, более того, она для них цель для достижения. Но… кажется, они остановились в понимании одной вещи - НЕТ СВОБОДЫ, как таковой. Вот и нет смысла достигать того, что не существует… Конечно, я имею в виду свободу полную, а не частичную. Впрочем, даже частичная свобода вызывает упоение. Вызывает экстаз. Вызывает ни с чем не сравнимое чувство глобальной эйфории. Именно это ощущаю я, когда вижу очередного курильщика, тянущего сигарету из пачки, когда я вижу его муки в случаях отсутствия сигарет… зависимость, вот что имеем при отсутствии свободы. Я так хотела быть свободной…. полностью… навсегда. Но это невозможно. Скинув очередные путы, я все равно останусь в каком бы то ни было ярме. Почувствую очередное облегчение, но все же оно будет временным. А знаете, об этом очень хорошо пишет Джек Лондон. Кажется, он такой же мечтатель идеальной свободы и борец, как и я. Не помню название рассказа, но он потряс меня до глубины души. Рассказ о тяжелом изнурительном труде ребенка. Этот ребенок был эксплуатируем не только государством, являясь идеальной дешевой рабочей силой, но и собственной матерью, которая отдавала предпочтение другому своему ребенку, сделав его любимчиком. Он был худеньким глубоко несчастным мальчиком, который стал продолжением своего станка, частью механизма. Каждое его движение было выверено. Чтобы не было потерь производственного времени. Он стал машиной. Он даже не видел солнечного света, начинал работу, еще было темно, покидал станок, была уже глубокая ночь. И в один прекрасный момент его начальство повысило ему зарплату, так как об этом ребенке стали писать даже газеты. Ведь он стал идеальным рабочим механизмом. И на утро следующего дня он увидел солнечный свет… он не пошел на работу. Он покинул дом, мать и брата. Он ушел… Он стал свободным. И тогда немое, казалось безжизненное уже его серое лицо, озарила первый раз улыбка… У него не было чувств, когда так безжалостно его использовали в качестве механизма. У него не появились они и теперь… Но его пронзило в тот момент восхитительное ощущение обретенной свободы. Свободы от семьи, от работы, начальства, от общественного мнения, от станка… Сладостное чувство. Удивительное. Если хоть раз вы испытывали нечто подобное, то никогда уже этого не забудете.
То, что живет внутри меня, хочет свободы. Это создание желает быть абсолютно свободным. Свободным внутренне. Свободу тоже нужно понимать правильно. Попробую донести, что есть настоящая свобода в моем понимании (впрочем, ее ненастоящей не бывает). Свобода – это то, от чего ты свободен. Это то, к чему ты не испытываешь привязанности. Да, это есть. Может быть, это хорошо. Но если ты зависим от этого, ты от этого соответственно не свободен. И свобода становится самоцелью. Можно быть несвободным от пирожных, от алкоголя, сигарет, наркотиков, от интернета и мобильного телефона, от секса, от работы, от домашнего животного, от человека…Самая болезненная на мой взгляд несвобода это несвобода от человека. Когда всем сердцем ты привязываешься, ты напитываешься другим человеком ( другом, супругом, родителем, братом или сестрой, ребенком и т.д.), ты получаешь самую крупную из всех своих несвобод. Так как от нее избавляться очень и очень болезненно. Я не призываю к цинизму и равнодушию, хотя есть нечто общее у них со свободой, в минуты осознания этого свобода начинает пугать меня… Но с ней не сравниться ничто! Она – предел блаженства. Она начинается ровно тогда, когда ты перестаешь ощущать ту нитку, которая соединяет тебя и какой-то объект. Это отнюдь не отвращение! Нет. Так как отвращение и ненависть – это лишь оборотная сторона несвободы ( то есть несвобода может проявляться как привязанность, то есть объект нужен, для того чтобы в очередной раз почувствовать кое-какое удовлетворение от его применения, может быть и удовольствие, которое не возможно достичь иным путем, иным объектом», а несвобода проявляется в том, что тебе это необходимо настоль, что при невозможности достичь объект, при его отсутствии, ты ощущаешь дискомфорт, чувство потерянности, вплоть до душевной травмы, и получаешь эффект психологической эйфории при скорейшем получении объекта, так же несвобода проявляется и как отвращение, а ненависть – лишь разновидность того неприятного дискомфорта, наступающего в результате отсутствия объекта несвободы, это в каком-то роде защитная реакция психики). И вот когда ты не чувствуешь ни ненависти, ни отвращения, ни привязанности, тогда рождается свобода! Ну, например, я внутренне свободна от австралийских утконосов. Понимаете о чем я?
Но не все так гладко. Обретение свободы имеет несколько очень болезненных этапов. Допустим, о том же табакокурении. Сначала ломка. Как у наркоманов. Да-да! Ведь зависимость может иметь и физиологические и психологические корни. Сначала ломка у организма, не получающего, как прежде, порции никотина. Самый яркий, сильный по своему проявлению этап. Но и самый кратковременный. Знаете, как и чувство влюбленности. Вспышка, страсти-мордасти, чувство того, что это навсегда и на всю жизнь… а в итоге два месяца и в ходу поговорка «ушла любовь, завяли помидоры». После физиологической ломки – психологическая. Самый тяжелый, плохо диагностируемый и очень продолжительный этап. Некоторые в поисках свободы, так и застревают на этом этапе. И мне их искренне жаль. Так как муки это невообразимые. Они не хотят пойти дальше, ссылаясь на отсутствие сил для борьбы, но и возвращаться к прежнему не желают, понимая необходимость изменений. Впрочем, я не уважаю таких людей. И муки их начинают вызывать у меня ироничную улыбку. Ведь стоит совсем немного поработать над собой на данном этапе и все! И вот она свобода! Протяни руку, возьми ее! Нет. Они, сделав первый шаг, так и продолжают ждать чей-то помощи, продолжают стоять, топтаться на месте, иногда с глазами, полными слез бессилия…От чего так происходит? Потакая своим слабостям, хоть и изредка, виня себя, они отодвигают своими же руками сами свою собственную свободу! Честно говоря, у меня вызовет уважение скорее тот человек, который в путах своей несвободы и не ищет и не хочет свежего глотка хмелящего освобождения. Либо тот, кто понимает и желает освобождения, но не делает никаких для этого шагов. Впрочем, это тоже не есть хорошо.
По-моему этот этап носит название ремиссии. Пройдя этот этап, как уже можно заметить глубоко индивидуальный для каждого по продолжительности, получаешь самую большую награду - СВОБОДУ! Хм. Кстати, есть еще этап, перед этим непосредственно. Он вообще сугубо индивидуален. Факультативен. То есть не обязателен для всех. Мы уже касались его. Это ненависть, отвращение, либо любое проявление неприятия объекта несвободы в крайне отрицательных красках. И еще. Я говорю не о внешних проявлениях этих этапов, а о внутреннем состоянии. Можно ведь и вешать лапшу всем на уши о том, как я ненавижу эти булочки со сгущенкой, а самой лопать их под подушкой перед сном в тихом блаженстве!
И вот тогда наступает свобода… Знаете, что всегда сопровождает это сладостное чувство? Легкая, безболезненная грустинка…скорее воспоминание, такие которые пропитывают наше детство…
И все же я максималистка. Получается, что мы взрослеем с каждой такой очередной свободой? И сама свобода лишь этап чего-то? Шаг? И все равно мы все умираем несвободными. То есть свобода – это такой путь, который не дано никому пройти никогда?
Но то, что живет во мне, хочет пройти этот путь. Оно хочет быть свободным от всего.
«Как мне страшно, как мне тошно, но меня у меня никто не отнимет», - В.В.Набоков.
Комментарий автора: Это лишь очередная глава моей книги под общим названием "Моя борьба".
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
(Рим.6:17-22)
Множество философских дискуссий происходило на протяжении веков, и написано немало статей по поводу физической и внутренней свободы человека.
Но по этой теме не находим заключительного итога.
Здесь в основном речь идёт о внутренней свободе. На мой взгляд, она познаётся в сравнении. Действительно, понятия абсолютной свободы нет. Так мы устроены, и не можем быть чем-то нейтральным, бездушным. Если освобождаемся от чего-то, то становимся зависимы от другого. До грехопадения человек не был зависим от греховных страстей. Он наслаждался окружающей природой и общением с Творцом. Это была его внутренняя потребность или зависимость. Её можно назвать – положительной зависимостью. С другой стороны - это была его свободная стихия в границах, среда, в которой он появился, и ему там хорошо, как рыбе в море, в котором она появилась.
Вместе с тем Бог наделил человека свободой выбора.
И всем известно, что случилось в день вкушения запретного плода.
Теперь у человека два рабовладельца. Он должен выбрать, кому служить, от чего освободиться и к чему привязаться. Для этого дана воля, или свободный выбор.
Возможна временная и чаще постоянная борьба. После грехопадения греховная наследственность через плоть привязывает к отрицательной зависимости.
«14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. (Рим.7:14,15)»
«12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. (Рим.8:12,13)»
Сначала выбор, а потом борьба за полное умерщвление того, что ещё живёт в человеке, подлежащее негативной зависимости. И когда приобретается свобода от этого, человек становится рабом положительной зависимости, что будет приносить ему удовлетворение и радость жизни. Если человек живёт в определённых границах, приносящих удовлетворение духовных потребностей, он чувствует свою стихию, ему там хорошо и хочется жить.
Я подхожу к понятию: «СВОБОДА В ГРАНИЦАХ»
Комментарий автора: Очень благодарю за этот отзыв. Чувствуется понимание и проникновение моими Размышлениями... Да, размышляла я именно о свободе внутренней. Именно эта свобода и есть свобода в полном смысле слова С В О Б О Д А. Все остальное не более чем социум, который диктует свои правила.
Вы истолковали мои Размышления с христианской точки зрения. Когда я писала эту главу, я удалялась от пониманий и представлений любых конфессий и вероисповеданий. А потому мне очень было интересно найти и точки соприкосновения.
Только вот... позвольте не согласиться кой в чем... Вы подали мысль о том, что получая свободу от чего-то отрицательного, становишься рабом положительной зависимости. То есть становишься несвободным от Свободы? Мне кажется это абсурд. Свобода не имеет ничего общего с рабством! И если, освободившись от чего-то, ты начинаешь чваниться тем, что ты свободен, ты не есть свободен, друг. И опять же я о внутреннем состоянии. Свобода- это полный разрыв с зависимостью от объекта несвободы... Поймите, тогда пустота внутри... сладостная пустота... и больше ничего. Вот почему меня и пугает иногда Свобода. Особенно, если это свобода от человека... так много общего тогда находишь с равнодушием!
Вот такая она - Моя Свобода. И Борьба за нее.
Ioniy
2006-07-26 07:07:22
//Свобода- это полный разрыв с зависимостью от объекта несвободы... Поймите, тогда пустота внутри... сладостная пустота... и больше ничего. Вот почему меня и пугает иногда Свобода. Особенно, если это свобода от человека... так много общего тогда находишь с равнодушием!
Вот такая она - Моя Свобода. И Борьба за нее.//
Здесь я Вас понимаю так:
Например, девушка-христианка влюбилась в неверующего парня, который так же даёт повод к взаимности. Христианка знает, что не должно выходить замуж за неверующего. Происходит внутренняя борьба за освобождения от зависимости. Бывает очень трудно получить независимость от объекта несвободы и порою страшно быть от него свободным (безразличным к объекту). Наступившую пустоту нужно чем-то заполнить. Переход от одного объекта несвободы к другому бывает очень болезненным и длительным. Это страшная борьба. Здесь Вы согласны со мной?
Прочитайте моё размышление о свободе: «Свобода в своей стихии и границах», там же стихотворение «СВОБОДА»
Комментарий автора: Согласна. Впрочем, с тем же успехом влюбиться она могла и в верующего брата-христианина,не отвечающего ей взаимностью. И тогда борьба намного страшней... Поверьте! Я прошла через это. Если интересно, прочитайте мое произведение в разделе крик души "О возлюбленный брат во Христе!". Там вылита, выплеснута та мука, которая рождена подобной несвободой. Когда любишь неверующего, то изначально знаешь, что это неправильно, что это запрещено. Но если он - брат во Христе... То ты в путах слов о любви из Библии ( 1е Коринфянам, помните? "Любовь долготерпит, милосердствует..." извините, если неточно) врезаешься лбом... в... впрочем, там такой комок чувств... что и точно охарактеризовать его не могу. А к Вам загляну, а как же!!! только бы имя Ваше знать...
Роман
2006-07-29 14:04:34
"То есть становишься несвободным от Свободы? Мне кажется это абсурд. Свобода не имеет ничего общего с рабством! И если, освободившись от чего-то, ты начинаешь чваниться тем, что ты свободен, ты не есть свободен, друг."
В том смысле, в котором Вы говорите о свободе, свободен только Бог. Хоть о внутренней свободе говорить, хоть о внешней. Он не зависим от нас, мы зависимы от Него. Если Он дал нам жизнь и свободу выбора, это ещё не означает полную свободу от Него. Мы можем конечно же ощущать полный комфорт от взаимоотношений с Богом, как мы ощущаем комфорт от физического окружающего нас мира, но мы в ПОЛНОЙ зависимости от него..
Кстати советую познакомиться с учением анархистов, если Вы их решили упомянуть в своей книге.. у многих искажённое представление об анархизме, предрассудочное, а там всё гораздо сложнее (и интерснее, чем просто стремление к хаосу и упразднению всякой власти).
"Впрочем, даже частичная свобода вызывает упоение. Вызывает экстаз" Я бы сказал "кажимость свободы", её мнимость, ощущение того, что она "не во сне, а наяву". А на самом деле, наяву мы так ни разу со свободой и не сталкивались, в её абсолютном понимании (о котором Вы высказались в комментариях). Попробуйте элементарный пример внутренней свободы.. к примеру, не думайте НИ О ЧЁМ несколько минут.. освободитесь от мыслей. Это не так просто как кажется. Не думать даже о том, что вы не думаете в данный момент)
Кстати, о внутренней пустоте, о которой Вы сказали в статье. Буддисты к примеру так и считают, что никакой личности, никакого "Я" не существует.. есть лишь набор сенсоров (я бы так сказал), которые в совокупности и дают иллюзию некой Личности, целостного восприятия мира из некоего "Я". Я с ними не соглашаюсь будучи христианином, однакоже не стоит очень удивляться тому, что такое мнение (как у буддистов) имеет место быть.. и при чём серьёзно разработано оно.
И ещё, может я не очень внимательно читал, но до вопроса "Понимаете о чем я?" текст звучит сумбурно.. не стоит усложнять, жизнь итак сложная, надо проще..) Я считаю что надо писать так, что при чтении, не ты мысль автора ведёшь (боясь потерять нить рассуждений), а мысль ведёт тебя.. В этом и заключается интерес к произведению как правило (ну это моё частное мнение).
А так, здорово, когда люди размышляют о своей жизни.. и пишут об этом. Комментарий автора: "Когда я писала эту главу, я удалялась от пониманий и представлений любых конфессий и вероисповеданий."... по-моему, именно это тоже было написано в моих комментариях, а Вы не обратили внимание. А ведь именно эта фраза все объясняет!
И спор здесь неуместен. Спасибо за отзыв. Хороший, глубокий. Думаю, все же интерес есть к произведению, раз Вы оставили здесь свой отзыв, верно? И немного о сумбурности. Это лишь Размышления. Разговор к невидимому читателю... не более. Лишь мое мнение, обернутое в оболочку слов. Всего Вам доброго.
Ioniy
2006-08-01 02:59:20
Наталья, предлагаю прочитать 4-ю главу «СВОБОДА ДУХА» Николая Бердяева.
Хотя много читать, но Вы потом не пожалеете. Очень интересные мысли о свободе.
Сейчас я прочитал с большим интересом, и даже сделал выписки. Найдёте здесь:
www.vehi.net/berdyaev
Смогу ли я знать о том, что Вы прочитали? Потом можно было бы ещё порассуждать дальше на эту тему. Она меня затронула.
Комментарий автора: Обязательно, Ионий, я права, так Вас зовут ведь? При первой же возможности прочитаю и дам Вам знать. Поговорим на эту тему.
Наталья
2012-01-06 05:30:24
Есть что-то в этом рассказе очень правдивое и недосягаемое...(((